Введение Сегодня дошкольное образование – это время перемен и новаций, новых подходов и технологий. Введение федерального государственного образовательного стандарта определяет не только роль воспитателя как педагога с высокоразвитым профессиональным мышлением и активным творческим потенциалом, но и выводит на новый уровень взаимодействие семьи и детского сада. Изменения, происходящие в обществе, меняют человека как личность, а значит, меняют уклад семьи, приводят к изменениям в отношениях между супругами, между детьми и родителями. Работа с родителями была и остается одной из самых сложных в педагогической деятельности. Эффективность работы детского сада зависит во многом от конструктивного взаимодействия и взаимопонимания между педагогическим коллективом дошкольного учреждения и родителями. Родители, для родителей, с родителями, родителям…. можно долго склонять это слово, но волшебным заклинанием для улучшения взаимоотношений детского сада и семьи оно не станет. В настоящее время участие родителей в жизни группы во многом остается декларативным. Так как же сотрудничать с семьями воспитанников по-новому, чтобы сплотить нас в одну команду, сделать из родителей не сторонних наблюдателей, а равноправных участников образовательного процесса? Необходимо пересмотреть содержание, формы, методы взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС ДО и внедрить в систему работы более эффективные для активного включения родителей в работу детского сада. Представленное методическое пособие включает в себя опыт работы педагогов МБДОУ № 14 «Колобок» г.Тихорецка по организации детско-родительской деятельности через использование в работе нестандартной технологии «Адвент-календарь». В пособие включены готовые к использованию адвент-календари, примеры заданий для включения родителей в деятельность и т. п. Все это необходимо для организации работы в дошкольных учреждениях педагогам, будет полезно студентам педагогических учебных заведений и, конечно, родителям.
Старая идея на новый лад Адвент-календарь, как инновационная игровая форма обучения детей Изначально, адвент-календарь (от лат. adventus - приход) использовали для отсчёта времени, остающегося до наступления Нового года или Рождества. По традиции Рождественский календарь представлял собой открытку или картонный домик с открывающимися окошками, где в каждой ячейке лежала конфета, маленький подарок или записка с пожеланиями, состоял из 24 дней, начинался в первое из четырех воскресений до Рождества (или 1 декабря) и заканчивался в Сочельник (24 декабря). Адвент-календарь помогал скрасить ожидание детей в преддверии незабываемого праздника. Ведь записочки и подарочки в ячейки календаря будет класть Дед Мороз или Снегурочка. Ожидание праздника не менее приятно, чем сам праздник, особенно если сделать это ожидание ещё и интересным. Когда до праздника остаётся совсем немного времени, у ребят всё чаще возникает вопрос: "А через сколько дней он наступит?" Для детей время — понятие размытое. А количество дней – понятие ещё более загадочное. «Через три дня, неделю, месяц, это когда? Это долго или нет?». Чтобы помочь ребятам почувствовать время, мы создаём для них адвенткалендари.
Варианты выполнения адвент-календаря Календарь может быть большим или маленьким, простым или сложным, выполненным в виде одного типа объектов или комбинации нескольких. Можно сделать календарик из бумаги в виде кулечков-конусов, пакетиков, конвертов, открыток. Попробуйте также выполнить календарик из любых картонных коробочек, например, спичечных. Подойдут для календаря и разноцветные чулки, носки или варежки, которые можно связать или купить готовые. Еще один вариант - сшить из лоскутков ткани мешочки или кармашки. Для адвент-календаря можно использовать стеклянные, железные или бумажные стаканчики, баночки, ведерки. В такие емкости очень удобно прятать подарочки, да и вариантов их декора существует множество.
Адвент-календарь может быть приурочен к любому празднику и решать множество педагогических задач: расширять у детей временные представления, кругозор, развивать их творческие способности, познавательный интерес. Создание и наполнение Адвент-календаря - это творческий процесс. И здесь нет строгих правил, рамок и ограничений. Но всё же нужно придерживаться некоторых принципов: 1. Стиль оформления должен соответствовать тематике праздника. 2. Определённое место календаря. Пусть он будет на виду, на удобном для детей месте, чтобы каждый ребёнок мог свободно подойти к нему, рассмотреть и посчитать дни. 3. Присутствие тайны. Дети очень любопытны, а наличие кармашков создаёт интерес и предвкушение сюрприза. 4. Адвент-календарь предполагает свои правила игры. Один день – одно задание. Любопытный ребёнок может захотеть увидеть сразу все задания и сюрпризы, поэтому задания добавляются ежедневно. 5. Задания должны быть приятными, интересными и соответствовать возрасту и возможностям детей. Они могут быть разной направленности – раскрасить картинку, выучить стихотворение, сделать аппликацию, отгадать загадки, поиграть в новую игру и т.д.; а могут быть объединены одной тематикой. Адвент-календарь это высокоэффективное средство стимулирования детей к образовательной деятельности, при этом ожидание праздника проходит интересно, познавательно и насыщенно.
На форму адвент-календаря отлично ложится комплексное тематическое планирование. Использование данной нестандартной технологии возможно применять в дошкольном учреждении, ведь если подобный календарь помогает скрасить ожидание наступления Нового года, то он может и помочь разнообразить пребывание ребенка в детском саду. Итак, в данном пособии представлены идеи Адвенткалендарей, которые помогут, как можно лучше разнообразить детское ожидание, а также наладить мостик между педагогом и воспитанником, а также вовлечь родителей в жизнь группы и сделать процесс сотрудничества более продуктивным и интересным. А какова роль родителей? Какова же роль родителей в использовании технологии адвент-календаря? Адвент-календарь предполагает две формы включения родителей в работу. На первом этапе родители могут стать главными помощниками в изготовлении такого календаря. Получив информацию от педагога о предстоящем событии, родители имеют возможность проявить всю свою фантазию в определении и выбора формы, вида, материалов и содержания адвент-календаря. Это является предварительной работой. Когда все обговорено и подготов-лено, родители и педагог встречаются в детском саду и дружно приступают к его изготовлению.Изготовление адвент-календаря проходит в непринужденной дружелюбной обстановке, сопровождается свободным общением родитель-родитель или родитель-педагог, что способствуют формированию благоприятного микроклимата между родителями и педагогом, а также сплочению родительского коллектива. Как выглядит адвент-календарь? Все зависит от тематики предстоящего события и фантазии педагога с родителями. Он может быть из разных материалов, простым и сложным, маленьким и большим. Но, конечно, учитывать возрастные особенности и интересы детей. Из чего состоит календарь? Изготавливается конструкция, которая будет являться основой. Далее оформ-ляются ячейки, кармашки, количество которых определяет промежуток времени, т.е. количество дней до события, затем эти ячейки будут наполнены заданиями и сюрпризами. К продумыванию заданий можно подключить родителей, зачастую их идеи и фантазии оказывается очень интересными и оригинальными. В день запуска адвент-календаря в работу педагог размещает его в предметно-развивающей среде группы, тем самым провоцируя интерес дошкольников. Вторая форма использования адвент-календаря предполагает привлечение родителей к выполнению заданий. Задания при использовании такой формы включения родителей должны быть грамотно продуманы, содержательны, учитывать детско-родительский вид деятельности и способствовать развитию дошкольников. Когда адвент-календарь готов, все задания тщательно продуманы, он размещается в приемной группового помещения.