Использование технологии «Адвент – календарь» в работе со старшими дошкольниками
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)
Введение ФГОС дошкольного образования требует от педагогов поиск новых, наиболее эффективных, технологий, форм, методов, приемов работы с детьми. Одной из таких интересных форм работы с детьми является адвент-календарь. Адвент-календарь (или календарь – ожидания) для детей – это игра, которая направлена на развитие познавательной активности в любой деятельности детей, развитие самостоятельности и повышение самооценки ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_tehnologii.docx | 206.82 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование технологии
«Адвент – календарь» в работе со старшими дошкольниками»
Введение Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования требует от педагогов поиск новых, наиболее эффективных, технологий, форм, методов, приемов работы с детьми. Одной из таких интересных форм работы с детьми является адвент-календарь. Адвент-календарь (или календарь – ожидания) для детей – это игра, которая направлена на развитие познавательной активности в любой деятельности детей, развитие самостоятельности и повышение самооценки ребенка.
Новый год - самый волшебный праздник. Многие родители в силу своей занятости не могут до конца развить чувство радости, привить традиции, свойственные традициям русского народа. Маленьким детям обычно очень сложно осознать время – это такое неуловимое понятие, которое малыши любят чем-либо структурировать и заполнять. " А сколько надо раз поспать, чтобы поехать к бабушке?". "А сколько надо раз позавтракать, чтобы наступил Новый год?"… Дни, недели, месяц - а сколько
до нового года будет прогулок, а сколько книжек перед сном?
Календарь помогает почувствовать течение времени, научиться его понимать и осознавать. И, конечно же, он создает ту неповторимую атмосферу волшебства, которая бывает только в Новый год. Адвент-календари могут быть самыми разными, главное, чтобы они помогали детям ощутить приближение чудесного праздника.
Актуальность
Важное место в данном проекте занимает изучение и сохранение традиций празднования Нового года, что помогает удовлетворить познавательный интерес детей к этому празднику. Многообразие, богатство, духовная мудрость жизни наших предков занимают особое место в воспитании ребенка. Параллельно духовно – нравственному воспитанию в процессе реализации проекта формируются и развиваются творческие способности, фантазия, практические навыки и социальные компетенции.
Проект ориентирован на детей дошкольного возраста и позволяет создать радостную эмоциональную атмосферу в преддверии новогоднего праздника. Адвент-календарь - один из самых удачных способов раскрасить ожидание праздника ощущением радости и волшебства.
Основная часть
Цель – создание условий для формирования у детей ценностного отношения
к своей культуре и обычаям проявления познавательной активности детей
дошкольного возраста и создания предновогоднего настроения.
Задачи:
Образовательные:
- Расширить и углубить знания дошкольников о зиме, зимних видах спорта и забавах, об изменениях в жизни диких животных, птиц и растений в зимнее время года;
- Обогатить представления детей о традициях и обычаях празднования Нового года.
- Знакомить с историей возникновения праздника, учить бережно относиться к праздничным народным традициям и обычаям.
Развивающие:
- Создать условия для развития познавательного интереса, инициативности и самостоятельности ребят;
- Развивать организаторские и творческие способности, воображение,
память, внимание.
- Приучать активно, участвовать в подготовке к праздникам.
Воспитательные:
- Продолжать формировать положительный эмоциональный настрой
на участие в коллективной деятельности;
- Воспитывать чувство товарищества и умение согласовывать свои
действия со сверстниками.
Ресурсы, оборудование:
Календарь ожидания праздника в виде гирлянды из снежинок, письма от Деда Мороза, украшения на елку-календарь, задания, бумага цветная, белая, гуашь, клей, украшения елочные, дождь. Технические средства: компьютер, принтер.
Методы и приемы:
Наглядный, словесный (рассказ, беседа, ответы на вопросы детей), наблюдение, экспериментирование, создание проблемных ситуаций, сюрпризные моменты и элементы новизны, конструирование, самостоятельный поиск детьми ответов на вопросы.
Участники проекта:
- дети группы – приобретение новых социальных и продуктивных компетенций. Задания подбираются с учетом возраста детей и основных видов деятельности, которые предусматривает ФГОС ДО. Задания необходимо чередовать, чтобы поддерживать интерес дошкольников на протяжении всего периода работы с календарем. Это могут быть наблюдения на прогулке, опыты и экспериментирования, игровая, изобразительная, музыкальная деятельность.
-родители: кроме заданий в детском саду по адвент-календарю, педагоги предлагают родителям выполнить с детьми небольшие задания дома. Например, сделать своими руками елочную игрушку, новогоднюю открытку. В подтверждение того, что они выполнили задание, родители приносят в группу продукты совместной с детьми деятельности или готовят отчет в виде фотографий. Совместная деятельность способствует гармонизации детско – родительских отношений.
Предполагаемый результат
-Дети проявляют инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др. Способны выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности, обнаруживают способность к воплощению разнообразных замыслов;
- Активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми, участвуют в совместных играх. Способны договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;
-Дети обладают развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности. Способны к фантазии, воображению, творчеству, что интенсивно развивается и проявляется в игре. Умеют подчиняться разным правилам и социальным нормам, различать условную и реальную ситуации;
-Творческие способности воспитанников также проявляются в рисовании, танцах, пении и т. п.
-У детей развита крупная и мелкая моторика. Они могут контролировать свои движения и управлять ими, обладают развитой потребностью бегать, прыгать, мастерить поделки из различных материалов и т. п.;
-Дети проявляют любознательность, задают вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуются причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытаются самостоятельно придумывать объяснения явлениям. Воспитанники способны к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности.
Методические рекомендации по разработке и использованию адвент-календаря с детьми старшего дошкольного возраста.
Работа с родителями:
С целью привлечения родителей к выполнению части заданий адвент-календаря вместе с детьми в выходные в домашних условиях, а также мотивации их к дальнейшему созданию различных видов адвент-календарей для подготовки к праздникам или дням рождениям членов семьи, мной был проведена консультация, представленная и мастер-класс «Адвент-календарь своими руками»
Работа с детьми:
Дети 6-го года жизни уже хорошо усвоили понятия вчера, сегодня и завтра, но измерять значительные промежутки времени им еще очень сложно. Часто они измеряют их количеством ночей или дней посещения детского сада в течении рабочей недели. Адвент-календари помогают доступнее для восприятия дошколят прочувствовать течение времени. Они могут измерять его в количестве символов, отображающих дни в адвент- календаре. Также дети намного прочнее запоминают, сколько дней назад получили задание. В зависимости от возраста детей, количество счетчиков дней в адвент-календарях следует сделать в соответствии с возрастными возможностями восприятия, памяти и знаний дошкольников:
для дошкольников 3-4 лет – не более пяти;
для дошкольников 4-5 лет – не более десяти;
для дошкольников 5-7 лет – более 14.
Адвент-календари в детских садах можно использовать в различных ситуациях:
как дидактическое пособие при подготовке к разным праздникам (8 марта, День Победы, День знаний…);
для оформления группы к разным временам года, например к лету – в виде большой объемной картины на одной из стен в виде прикрепленных на липучках листьев на дереве, цветов на траве, бабочек в небе; к осени – в виде листьев разной формы, цвета, размера на дереве;
в виде дидактического пособия по определенному направлению развития, например по познавательному развитию в виде поезда с прикрепленными на
липучке колесами, окнами, трубой, выглядывающими в окна зверьми, изготовленными из различных геометрических фигур, номерами вагонов…
Важное место в совместной деятельности педагога с детьми занимает мотивация к деятельности. Адвент-календарь на практике продемонстрировал мне насколько мощным активатором инициативности,
организаторских способностей, желания участвовать в различных видах
коллективной деятельности он является для старших дошкольников, поэтому я рекомендую всем педагогам его использование.
Совместное изготовление столь необычного дидактического пособия способствовало еще большему сплочению детского коллектива, воспитанию чувства товарищества, взаимовыручки, доброжелательности.
Рекомендую педагогам на основе данного адвент-календаря либо адаптировать его задания с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей своей группы, либо разработать свой собственный дизайн для его использования в работе, как с детьми, так и с родителями.
Возможно детям вашей группы будет интереснее самим придумывать задания и поочередно вкладывать их в адвент-календарь.
Во время консультации и мастер-класса с родителями воспитанников, мы решили, что все задания по адвент-календарю в числа, выпадающие на выходные, будут по пятницам вывешиваться в приемной и выполняться в домашних условиях. Это способствовало активизации взаимодействия и сотрудничества детского сада с семьями воспитанников, что позволяет реализовывать данное требование Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования на высоком уровне.
Заключение
Совместное изготовление и систематическое использование адвент- календаря пробудило у детей старшей группы неподдельный интерес к изучению традиций празднования Нового года, зимним видам спорта и к зимним забавам не только России, но и других стран. Исчезла апатичность и пассивность тех ребят, которых сложно было заинтересовать в непрерывной образовательной деятельности, в них проявилось любопытство, возрос познавательный интерес к обсуждаемым темам, связанным с зимним временем года. Воспитанники с энтузиазмом шли в детский сад, стали отсчитывать, не то, сколько дней осталось до выходных, а сколько еще заданий они получат на этой неделе.
В течение всего декабря у дошкольников формировался положительный эмоциональный настрой на участие в коллективной деятельности, в том числе увеличилось количество детей, одновременно играющих в сюжетно-ролевые игры.
Адвент-календарь был воспринят детьми не только как атрибут для оформления помещения к Новому году, но и как счетчик дней до долгожданного праздника и как игровая площадка, задействованная не только в детском саду, но и дома с родителями в выходные.
Благодаря систематически используемому в различных видах деятельности с детьми в декабре дидактическому пособию, прочувствованные эмоции, полученные вновь знания о зиме и ее влиянии на жизнь диких животных, птиц и растений, приобретенные умения по изготовлению своими руками атрибутов к Новому году, участие в веселых подвижных и насыщенных сюжетно - ролевых играх останутся в памяти каждого ребенка на долгие годы.
Список рекомендуемых источников
- Горбатенко О.Ф. «Комплексные занятия с детьми среднего и старшего дошкольного возраста по разделу «Социльный мир» (Программа «Детство», Волгоград)
- Дыбина О.В. Образовательная среда и организация самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста. М., 2008.
- Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации / Сост. Н.В. Нищева. – СПб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016.
- Рыжова Н.А. «Развивающая среда дошкольных учреждений» (Из опыта работы) М., Линка-Пресс, 2003.
- https://infourok.ru/opyt-raboty-primenenie-advent-kalendarya-v-rabote-so-starshimi-doshkolnikami-6119561
- https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota
- https://www.maam.ru/detsad-769110-15
Приложение №1
Консультация для родителей
«Знакомство с адвент-календарем»
Новый год - пожалуй, самый волшебный праздник. Ведь как не один другой праздник он пропитан ожиданием чуда, детскими восторгами, затаенными заветными желаниями, он забирается под варежки пушистыми снежинками, хохоча спускается с ледяных горок и пахнет мандаринами и настоящей елкой. Многие родители не только поддерживают в своих детях это ожидание чуда, но и сами с удовольствием окунаются в чудесную новогоднюю сказку.
Адвент-календарь - пожалуй, один из самых удачных способов раскрасить ожидание праздника ощущением радости и волшебства. Слово «адвент» и не привычное, и не совсем понятное, более подходящее, на мой взгляд, название «календарь ожидания».
Что же это такое?
Придумали календарь не так давно, в конце 19-го века, в Германии. И без ребёнка-почемучки тут не обошлось. Фрау Лэнг просто замучил сын Герхард, который спрашивал маму каждый день, когда же наступит Рождество! Она не выдержала и сделала ему из картона с календарь с окошечками – по количеству дней перед Рождеством. Герхард мог открыть только одно окошко в день, за ним пряталось маленькое печенье. Так он видел сам, сколько печенья ещё нужно съесть до главного праздника, сколько осталось дней. Когда мальчик вырос, мамино изобретение стало приносить ему прибыль – он стал выпускать первые в мире адвент-календари – коробки с окошечками, за которыми прятались уже не печенюшки, а конфеты.
Зачем же нужен ребёнку такой календарь?
Работа с адвент-календарём учит деток таким полезным вещам, как ориентироваться во времени. Время – такое размытое понятие, такое неуловимое… Три дня, неделя, месяц – чем младше ребёнок, тем сложнее ему понять, а много это или нет? Календарь помогает почувствовать течение времени. И помогает учиться считать! И конечно же учит действовать самостоятельно, без родительской помощи, «читать» карты и ориентироваться на местности, пусть даже эта местность — его собственная комната.
Сейчас в магазинах можно найти «заводские модели» адвент-календарей, с шоколадками и карманными вариантами игр. Но многие делают такие календари сами – и фантазии наших мам позавидует любой предприниматель. Все-таки сделать календарь ожидания своими руками – лучшее решение! А затраты вашей энергии, несомненно будут оценены вашими домочадцами.
Приложение №2
Мастер-класс для родителей «Адвент-календарь»
Цель: вовлечение родителей и детей в совместную творческую деятельность по изготовлению адвент – календаря.
Задачи:
- Привлечь родителей к совместной деятельности с детьми.
- Совершенствовать у детей полученные ранее навыки работы с бумагой, бросовым материалом, клеем, ножницами.
- С помощью игрового материала формировать чувство временного пространства.
- Развивать эмоционально-волевую сферу в ожидании праздника.
Мам, сколько дней осталось до Нового года? Мам, а до дня рождения? Мам, а когда приедет бабушка в гости? А через, сколько дней мы идем в театр? А когда мне уже пора идти в школу? Мам, а когда.? А когда.? А когда.?
Столько событий в жизни маленького человечка, столько вопросов. И вот как ему объяснить, что его День Рождения через 7 дней, а бабушка приедет через две недели. Для малыша это образные понятия, неощущаемые. Как же ему помочь?
Что такое адвент-календарь?
Он создается соответственно количеству дней, оставшихся до праздничной даты. В западных странах такой календарь приурочен Рождеству. В нашей стране большее внимание уделяется Новому году, поэтому родители готовят адвент-календари именно к этому празднику. Они предназначаются для детей, чтобы помочь им осознать, сколько времени осталось до праздников, и наполнить ожидание веселыми сюрпризами. Каждый день малыши получают маленькие, но такие приятные подарочки, и заодно учатся считать, развивают моторику, воображение, творческие способности.
Варианты выполнения адвент-календаря
Что такое адвент-календарь, вы знаете. А как его сделать? Существует множество вариантов воплощения адвент-календаря. В качестве основы для поделки можно использовать идеи других мамочек (на сайтах интернета). Изготавливается он из любого подручного материала. Календарь может быть большим или маленьким, простым или сложным, выполненным в виде одного типа объектов или комбинации нескольких. Можно сделать календарик из бумаги в виде кулечков-конусов, пакетиков, конвертов, открыток. Попробуйте также выполнить календарик из любых картонных коробочек, например, спичечных. Подойдут для календаря и разноцветные чулки, носки или варежки, которые можно связать или купить готовые. Еще один вариант - сшить из лоскутков ткани мешочки или кармашки. Для адвент-календаря можно использовать стеклянные, железные или бумажные стаканчики, баночки, ведерки. В такие емкости очень удобно прятать подарочки, да и вариантов их декора существует множество.
Как сделать адвент - календарь?
Это просто. Главное - идея. Вы выбираете количество дней, которое малыш будет отсчитывать до наступления события. Это может быть месяц, может быть неделя, а может и 3 дня. Выбираете материал, из которого будете делать: конвертики, коробочки, стаканчики, и т. д. И подумайте, что будет находиться внутри. Это может быть конфетка, маленький подарочек, детальки от большого подарка, записка, сказка и т. д. Можно придумать целую сказку, можно подарить книгу, в которой каждый день будут появляться новые страницы, а можно дарить карты сокровищ, и каждый день путешествовать с детьми. Главное - условие, чтобы был обратный отсчет до нужной даты и сюрпризы, скрашивающие ожидание. Содержание и вид адвент - календаря ограничивается только Вашей фантазии.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ АДВЕНТ-КАЛЕНДАРЯ
- Беседа «Что такое Адвент - календарь? Для чего он нам нужен?»
- Нарисуй елочку
- Выучи песенку про Новый год
- Сделай разные снежинки из бумаги
- Собери пазлы с новогодней картинкой
- Напиши письмо Деду Морозу
- Покатайся с горки
- Сделай новогоднюю игрушку
- Выучи новогодний танец
- Поиграй в снежки
- Нарисуй Деда Мороза
- Сделай цветной лед
- Прочитай новогоднюю сказку «Морозко»
- Узнай, какие имена в разных странах у Деда Мороза
- Сделать открытку в технике граттаж
- Нарисуй Снегурочку
- Укрась елочку
- Сделай кормушку для птичек или просто накорми их
- Сделай искусственный снег из крахмала
- Придумай и нарисуй свои красивые «морозные» узоры для окон
- Выучи новогодний стих
- Посмотри с семьей новогодние фотографии прошлых лет.
- Нарисуй сказочный дом Деда Мороза
- Узнай почему в России «Дед Мороз», а в других странах - «Санта Клаус».
- Сделай фигурку с символом Нового года.
- Узнай, как появилась песня «В лесу родилась елочка»
- Сделай снеговика из бумаги или нарисуй
- Сходи в театр на новогоднее представление
- Подготовь все к встрече нового года, сделай уборку
- Сделай новогоднее печенье
- Посмотри новогодний мультфильм
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование в старшей группе. Конструирование Г.А.Кузнецова. Система работы со старшими дошкольниками с задержкой психического развития
Календарно-тематическое планирование в старшей группе. Конструирование Г.А.Кузнецова. Система работы со старшими дошкольниками с задержкой психического развития...
Внедрение информационно - коммуникативных технологий в практику работы со старшими дошкольниками (Из опыта работы)
В развитых странах компьютер давно вошел в школы и детские сады, сейчас начаты эксперименты по полному отказу от обучения детей письму, замене на компьютерную аналогию. Создаются электронные кни...
Консультация для воспитателей "Технология адвент-календарь в развитии познавательного интереса дошкольников"
Технология адвент-календарь в развитии познавательного интереса дошкольников Я хочу познакомить Вас с одной из технологий– адвент-календарь. Адвент-кале...
Информация для педагогов «Применение Адвент-календаря в работе педагога-дошкольника»
Адвент-календарь, как инновационная проектно-игровая деятельность в ДОУ...
Консультация для воспитателей «АДВЕНТ-КАЛЕНДАРЬ как игровая технология обучения дошкольников»
Первоначальное назначение адвент-календаря – скрасить ожидание праздника и сформировать у детей представления о времени. Каждый день в ожидании праздника ребенок получал какое-то лакомство или с...
Адвент - календарь в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Адвент-календарь для детей – это игра, которая направлена на развитие познавательной активности в различной деятельности детей, развитие самостоятельности и повышение самооценки...
Адвент–календарь в работе с дошкольниками, как инновационная форма организации образовательной деятельности
Адвент–календарь в работе с дошкольниками, как инновационная форма организации образовательной деятельности...