Использование технологии «Адвент – календарь» в работе со старшими дошкольниками
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Введение ФГОС дошкольного образования требует от педагогов поиск новых, наиболее эффективных, технологий, форм, методов, приемов работы с детьми. Одной из таких интересных форм работы с детьми является адвент-календарь. Адвент-календарь (или календарь – ожидания) для детей – это игра, которая направлена на развитие познавательной активности в любой деятельности детей, развитие самостоятельности и повышение самооценки ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_tehnologii.docx206.82 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование  технологии

«Адвент – календарь» в работе со старшими дошкольниками»

Введение Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования требует от педагогов поиск новых, наиболее эффективных, технологий, форм, методов, приемов работы с детьми. Одной из таких интересных форм работы с детьми является адвент-календарь. Адвент-календарь (или календарь – ожидания) для детей – это игра, которая направлена на развитие познавательной активности в любой деятельности детей, развитие самостоятельности и повышение самооценки ребенка.

Новый год - самый волшебный праздник. Многие родители в силу своей занятости не могут до конца развить чувство радости, привить традиции, свойственные традициям русского народа. Маленьким детям обычно очень сложно осознать время – это такое неуловимое понятие, которое малыши любят чем-либо структурировать и заполнять. " А сколько надо раз поспать, чтобы поехать к бабушке?". "А сколько надо раз позавтракать, чтобы наступил Новый год?"… Дни, недели, месяц - а сколько

до нового года будет прогулок, а сколько книжек перед сном?

Календарь помогает почувствовать течение времени, научиться его понимать и осознавать. И, конечно же, он создает ту неповторимую атмосферу волшебства, которая бывает только в Новый год. Адвент-календари могут быть самыми разными, главное, чтобы они помогали детям ощутить приближение чудесного праздника.

Актуальность

Важное место в данном проекте занимает изучение и сохранение традиций празднования Нового года, что помогает удовлетворить познавательный интерес детей к этому празднику. Многообразие, богатство, духовная мудрость жизни наших предков занимают особое место в воспитании ребенка. Параллельно духовно – нравственному воспитанию в процессе реализации проекта формируются и развиваются творческие способности, фантазия, практические навыки и социальные компетенции.

Проект ориентирован на детей дошкольного возраста и позволяет создать радостную эмоциональную атмосферу в преддверии новогоднего праздника. Адвент-календарь - один из самых удачных способов раскрасить ожидание праздника ощущением радости и волшебства.

Основная часть

Цель – создание условий для формирования у детей ценностного отношения

к своей культуре и обычаям проявления познавательной активности детей

дошкольного возраста и создания предновогоднего настроения.

Задачи:

Образовательные:

  • Расширить и углубить знания дошкольников о зиме, зимних видах спорта и забавах, об изменениях в жизни диких животных, птиц и растений в зимнее время года;
  • Обогатить представления детей о традициях и обычаях празднования Нового года.
  • Знакомить с историей возникновения праздника, учить бережно относиться к праздничным народным традициям и обычаям.

Развивающие:

  • Создать условия для развития познавательного интереса, инициативности и самостоятельности ребят;
  • Развивать организаторские и творческие способности, воображение,

память, внимание.

  • Приучать активно, участвовать в подготовке к праздникам.

Воспитательные:

  • Продолжать формировать положительный эмоциональный настрой

на участие в коллективной деятельности;

  • Воспитывать чувство товарищества и умение согласовывать свои

действия со сверстниками.

Ресурсы, оборудование:

Календарь ожидания праздника в виде гирлянды из снежинок, письма от Деда Мороза, украшения на елку-календарь, задания, бумага цветная, белая, гуашь, клей, украшения елочные, дождь. Технические средства: компьютер, принтер.  

Методы и приемы:

 Наглядный, словесный (рассказ, беседа, ответы на вопросы детей),  наблюдение, экспериментирование, создание проблемных ситуаций, сюрпризные моменты и элементы новизны, конструирование, самостоятельный поиск детьми ответов на вопросы.

Участники проекта:

- дети группы приобретение новых социальных и продуктивных компетенций. Задания подбираются с учетом возраста детей и основных видов деятельности, которые предусматривает ФГОС ДО. Задания необходимо чередовать, чтобы поддерживать интерес дошкольников на протяжении всего периода работы с календарем.  Это могут быть наблюдения на прогулке, опыты и экспериментирования, игровая, изобразительная, музыкальная деятельность.

 -родители: кроме заданий в детском саду по адвент-календарю, педагоги предлагают родителям выполнить с детьми небольшие задания дома. Например, сделать своими руками елочную игрушку, новогоднюю открытку. В подтверждение того, что они выполнили задание, родители приносят в группу продукты совместной с детьми деятельности или готовят отчет в виде фотографий. Совместная деятельность способствует гармонизации детско – родительских отношений.

Предполагаемый результат

-Дети проявляют инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др. Способны выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности, обнаруживают способность к воплощению разнообразных замыслов;

- Активно взаимодействуют  со сверстниками и взрослыми, участвуют в совместных играх. Способны договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;

-Дети обладают развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности. Способны  к фантазии, воображению, творчеству, что интенсивно развивается и проявляется в игре. Умеют подчиняться разным правилам и социальным нормам, различать условную и реальную ситуации;

-Творческие способности воспитанников   также проявляются в рисовании, танцах, пении и т. п.

-У детей  развита крупная и мелкая моторика. Они могут контролировать свои движения и управлять ими, обладают развитой потребностью бегать, прыгать, мастерить поделки из различных материалов и т. п.;

-Дети  проявляют любознательность, задают вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуются причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытаются самостоятельно придумывать объяснения явлениям. Воспитанники способны к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности.

Методические рекомендации по разработке и использованию адвент-календаря с детьми старшего дошкольного возраста.

Работа с родителями:

С целью привлечения родителей к выполнению части заданий адвент-календаря вместе с детьми в выходные в домашних условиях, а также мотивации их к дальнейшему созданию различных видов адвент-календарей для подготовки к праздникам или дням рождениям членов семьи, мной был проведена консультация, представленная и мастер-класс «Адвент-календарь своими руками»

Работа с детьми:

Дети 6-го года жизни уже хорошо усвоили понятия вчера, сегодня и завтра, но измерять значительные промежутки времени им еще очень сложно. Часто они измеряют их количеством ночей или дней посещения детского сада в течении рабочей недели. Адвент-календари помогают доступнее для восприятия дошколят прочувствовать течение времени. Они могут измерять его в количестве символов, отображающих дни в адвент- календаре. Также дети намного прочнее запоминают, сколько дней назад получили задание. В зависимости от возраста детей, количество счетчиков дней в адвент-календарях следует сделать в соответствии с возрастными возможностями восприятия, памяти и знаний дошкольников:

 для дошкольников 3-4 лет – не более пяти;

 для дошкольников 4-5 лет – не более десяти;

 для дошкольников 5-7 лет – более 14.

Адвент-календари в детских садах можно использовать в различных ситуациях:

 как дидактическое пособие при подготовке к разным праздникам (8 марта, День Победы, День знаний…);

 для оформления группы к разным временам года, например к лету – в виде большой объемной картины на одной из стен в виде прикрепленных на липучках листьев на дереве, цветов на траве, бабочек в небе; к осени – в виде листьев разной формы, цвета, размера на дереве;

 в виде дидактического пособия по определенному направлению развития, например по познавательному развитию в виде поезда с прикрепленными на

липучке колесами, окнами, трубой, выглядывающими в окна зверьми, изготовленными из различных геометрических фигур, номерами вагонов…

Важное место в совместной деятельности педагога с детьми занимает мотивация к деятельности. Адвент-календарь на практике продемонстрировал мне насколько мощным активатором инициативности,

организаторских способностей, желания участвовать в различных видах

коллективной деятельности он является для старших дошкольников, поэтому я рекомендую всем педагогам его использование.

Совместное изготовление столь необычного дидактического пособия способствовало еще большему сплочению детского коллектива, воспитанию чувства товарищества, взаимовыручки, доброжелательности.

 Рекомендую педагогам на основе данного адвент-календаря либо адаптировать его задания с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей своей группы, либо разработать свой собственный дизайн для его использования в работе, как с детьми, так и с родителями.

Возможно детям вашей группы будет интереснее самим придумывать  задания и поочередно вкладывать их в адвент-календарь.

Во время консультации и мастер-класса с родителями воспитанников, мы решили, что все задания по адвент-календарю в числа, выпадающие на выходные, будут по пятницам вывешиваться в приемной и выполняться в домашних условиях. Это способствовало активизации взаимодействия и сотрудничества детского сада с семьями воспитанников, что позволяет реализовывать данное требование Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования на высоком уровне.

Заключение

Совместное изготовление и систематическое использование адвент- календаря пробудило у детей старшей группы неподдельный интерес к изучению традиций празднования Нового года, зимним видам спорта и к зимним забавам не только России, но и других стран. Исчезла апатичность и пассивность тех ребят, которых сложно было заинтересовать в непрерывной образовательной деятельности, в них проявилось любопытство, возрос познавательный интерес к обсуждаемым темам, связанным с зимним временем года. Воспитанники с энтузиазмом шли в детский сад, стали отсчитывать, не то, сколько дней осталось до выходных, а сколько еще заданий они получат на этой неделе.

В течение всего декабря у дошкольников формировался положительный эмоциональный настрой на участие в коллективной деятельности, в том числе увеличилось количество детей, одновременно играющих в сюжетно-ролевые игры.

Адвент-календарь был воспринят детьми не только как атрибут для оформления помещения к Новому году, но и как счетчик дней до долгожданного праздника и как игровая площадка, задействованная не только в детском саду, но и дома с родителями в выходные.

Благодаря  систематически используемому в различных видах деятельности с детьми в декабре  дидактическому пособию, прочувствованные эмоции, полученные вновь знания о зиме и ее влиянии на жизнь диких животных, птиц и растений, приобретенные умения по изготовлению своими руками атрибутов к Новому году, участие в веселых подвижных и насыщенных сюжетно - ролевых играх останутся в памяти каждого ребенка на долгие годы.

Список рекомендуемых источников

  1. Горбатенко О.Ф. «Комплексные занятия с детьми среднего и старшего дошкольного возраста по разделу «Социльный мир» (Программа «Детство», Волгоград)
  2. Дыбина О.В. Образовательная среда и организация самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста. М., 2008.
  3. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации / Сост. Н.В. Нищева. – СПб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016.
  4. Рыжова Н.А. «Развивающая среда дошкольных учреждений» (Из опыта работы) М., Линка-Пресс, 2003.
  5. https://infourok.ru/opyt-raboty-primenenie-advent-kalendarya-v-rabote-so-starshimi-doshkolnikami-6119561
  6. https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota
  7. https://www.maam.ru/detsad-769110-15

https://cs5.livemaster.ru/storage/17/9d/265cafdf9c84a0721ae9b40b47oe--podarki-k-prazdnikam-advent-kalendar-zhdem-novyj-god.jpgПриложение №1

Консультация для родителей

 «Знакомство с адвент-календарем»

Новый год - пожалуй, самый волшебный праздник. Ведь как не один другой праздник он пропитан ожиданием чуда, детскими восторгами, затаенными заветными желаниями, он забирается под варежки пушистыми снежинками, хохоча спускается с ледяных горок и пахнет мандаринами и настоящей елкой. Многие родители не только поддерживают в своих детях это ожидание чуда, но и сами с удовольствием окунаются в чудесную новогоднюю сказку.  

Адвент-календарь - пожалуй, один из самых удачных способов раскрасить ожидание праздника ощущением радости и волшебства. Слово «адвент» и не привычное, и не совсем понятное, более подходящее, на мой взгляд, название «календарь ожидания».

Что же это такое?

Придумали календарь не так давно, в конце 19-го века, в Германии. И без ребёнка-почемучки тут не обошлось. Фрау Лэнг просто замучил сын Герхард, который спрашивал маму каждый день, когда же наступит Рождество! Она не выдержала и сделала ему из картона с календарь с окошечками – по количеству дней перед Рождеством. Герхард мог открыть только одно окошко в день, за ним пряталось маленькое печенье. Так он видел сам, сколько печенья ещё нужно съесть до главного праздника, сколько осталось дней. Когда мальчик вырос, мамино изобретение стало приносить ему прибыль – он стал выпускать первые в мире адвент-календари – коробки с окошечками, за которыми прятались уже не печенюшки, а конфеты.

Зачем же нужен ребёнку такой календарь?

Работа с адвент-календарём учит деток таким полезным вещам, как ориентироваться во времени. Время – такое размытое понятие, такое неуловимое… Три дня, неделя, месяц – чем младше ребёнок, тем сложнее ему понять, а много это или нет? Календарь помогает почувствовать течение времени. И помогает учиться считать! И конечно же учит действовать самостоятельно, без родительской помощи, «читать» карты и ориентироваться на местности, пусть даже эта местность — его собственная комната.

Сейчас в магазинах можно найти «заводские модели» адвент-календарей, с шоколадками и карманными вариантами игр. Но многие делают такие календари сами – и фантазии наших мам позавидует любой предприниматель. Все-таки сделать календарь ожидания своими руками – лучшее решение! А затраты вашей энергии, несомненно будут оценены вашими домочадцами.

Приложение №2

Мастер-класс для родителей «Адвент-календарь»

Цель: вовлечение родителей и детей в совместную творческую деятельность по изготовлению адвент – календаря.

Задачи:

  • Привлечь родителей к совместной деятельности с детьми.
  • Совершенствовать у детей полученные ранее навыки работы с бумагой, бросовым материалом, клеем, ножницами.
  • С помощью игрового материала формировать чувство временного пространства.
  • Развивать эмоционально-волевую сферу в ожидании праздника.

Мам, сколько дней осталось до Нового года? Мам, а до дня рождения? Мам, а когда приедет бабушка в гости? А через, сколько дней мы идем в театр? А когда мне уже пора идти в школу? Мам, а когда.? А когда.? А когда.?

Столько событий в жизни маленького человечка, столько вопросов. И вот как ему объяснить, что его День Рождения через 7 дней, а бабушка приедет через две недели. Для малыша это образные понятия, неощущаемые. Как же ему помочь?

Что такое адвент-календарь?

Он создается соответственно количеству дней, оставшихся до праздничной даты. В западных странах такой календарь приурочен Рождеству. В нашей стране большее внимание уделяется Новому году, поэтому родители готовят адвент-календари именно к этому празднику. Они предназначаются для детей, чтобы помочь им осознать, сколько времени осталось до праздников, и наполнить ожидание веселыми сюрпризами. Каждый день малыши получают маленькие, но такие приятные подарочки, и заодно учатся считать, развивают моторику, воображение, творческие способности.

Варианты выполнения адвент-календаря

Что такое адвент-календарь, вы знаете. А как его сделать? Существует множество вариантов воплощения адвент-календаря. В качестве основы для поделки можно использовать идеи других мамочек (на сайтах интернета). Изготавливается он из любого подручного материала. Календарь может быть большим или маленьким, простым или сложным, выполненным в виде одного типа объектов или комбинации нескольких. Можно сделать календарик из бумаги в виде кулечков-конусов, пакетиков, конвертов, открыток. Попробуйте также выполнить календарик из любых картонных коробочек, например, спичечных. Подойдут для календаря и разноцветные чулки, носки или варежки, которые можно связать или купить готовые. Еще один вариант - сшить из лоскутков ткани мешочки или кармашки. Для адвент-календаря можно использовать стеклянные, железные или бумажные стаканчики, баночки, ведерки. В такие емкости очень удобно прятать подарочки, да и вариантов их декора существует множество.

Как сделать адвент - календарь?

Это просто. Главное - идея. Вы выбираете количество дней, которое малыш будет отсчитывать до наступления события. Это может быть месяц, может быть неделя, а может и 3 дня. Выбираете материал, из которого будете делать: конвертики, коробочки, стаканчики, и т. д. И подумайте, что будет находиться внутри. Это может быть конфетка, маленький подарочек, детальки от большого подарка, записка, сказка и т. д. Можно придумать целую сказку, можно подарить книгу, в которой каждый день будут появляться новые страницы, а можно дарить карты сокровищ, и каждый день путешествовать с детьми. Главное - условие, чтобы был обратный отсчет до нужной даты и сюрпризы, скрашивающие ожидание. Содержание и вид адвент - календаря ограничивается только Вашей фантазии.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ АДВЕНТ-КАЛЕНДАРЯ

  1. Беседа «Что такое Адвент - календарь? Для чего он нам нужен?»
  2. Нарисуй елочку
  3. Выучи песенку про Новый год
  4. Сделай разные снежинки из бумаги
  5. Собери пазлы с новогодней картинкой
  6. Напиши письмо Деду Морозу
  7. Покатайся с горки
  8. Сделай новогоднюю игрушку
  9. Выучи новогодний танец
  10.  Поиграй в снежки
  11.  Нарисуй Деда Мороза
  12.  Сделай цветной лед
  13.  Прочитай новогоднюю сказку «Морозко»
  14.  Узнай, какие имена в разных странах у Деда Мороза
  15.  Сделать открытку в технике граттаж
  16.  Нарисуй Снегурочку
  17.  Укрась елочку
  18.  Сделай кормушку для птичек или просто накорми их
  19.  Сделай искусственный снег из крахмала
  20.  Придумай и нарисуй свои красивые «морозные» узоры для окон
  21.  Выучи новогодний стих
  22.  Посмотри с семьей новогодние фотографии прошлых лет.
  23.  Нарисуй сказочный дом Деда Мороза
  24.   Узнай почему в России «Дед Мороз», а в других странах - «Санта Клаус».
  25.  Сделай  фигурку с символом Нового года.
  26.  Узнай, как появилась песня «В лесу родилась елочка»
  27.  Сделай снеговика из бумаги или нарисуй
  28.  Сходи в театр на новогоднее представление
  29.  Подготовь все к встрече нового года, сделай уборку
  1.  Сделай новогоднее печенье
  1.  Посмотри новогодний мультфильм


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование в старшей группе. Конструирование Г.А.Кузнецова. Система работы со старшими дошкольниками с задержкой психического развития

Календарно-тематическое планирование в старшей группе.  Конструирование Г.А.Кузнецова. Система работы со старшими  дошкольниками с задержкой психического развития...

Внедрение информационно - коммуникативных технологий в практику работы со старшими дошкольниками (Из опыта работы)

В  развитых странах компьютер давно вошел в школы и детские сады, сейчас начаты эксперименты по полному отказу от обучения детей письму, замене на компьютерную аналогию. Создаются электронные кни...

Консультация для воспитателей "Технология адвент-календарь в развитии познавательного интереса дошкольников"

Технология адвент-календарь в развитии познавательного интереса дошкольников        Я хочу познакомить Вас с одной из технологий– адвент-календарь. Адвент-кале...

Информация для педагогов «Применение Адвент-календаря в работе педагога-дошкольника»

Адвент-календарь, как инновационная  проектно-игровая  деятельность в ДОУ...

Консультация для воспитателей «АДВЕНТ-КАЛЕНДАРЬ как игровая технология обучения дошкольников»

Первоначальное назначение адвент-календаря – скрасить ожидание праздника и сформировать у детей представления о времени. Каждый день в ожидании праздника ребенок получал какое-то лакомство или с...

Адвент - календарь в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Адвент-календарь  для детей – это игра, которая направлена на развитие познавательной активности в различной деятельности детей, развитие самостоятельности и повышение самооценки...

Адвент–календарь в работе с дошкольниками, как инновационная форма организации образовательной деятельности

Адвент–календарь в работе с дошкольниками, как инновационная форма организации образовательной деятельности...