Играем каждый день
картотека (старшая группа)

Пан Елена Михайловна

   Игра для ребенка – это жизнь. Через игру он постигает мир и познает себя, развивает ловкость и фантазию, ум и смекалку. Ребенок просто не может не играть в силу своего природного любопытства и потребности в активном действии. Эти качества мы и должны использовать, если хотим чему-то обучить ребенка, целенаправленно используя его активность.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igraem_kazhdyy_den1.doc139.5 КБ

Предварительный просмотр:

Играем каждый день.

« Игровая обстановка – надежная защита от перегрузок,

в том числе и силовых»

Б.Никитин.

   Игра для ребенка – это жизнь. Через игру он постигает мир и познает себя, развивает ловкость и фантазию, ум и смекалку. Ребенок просто не может не играть в силу своего природного любопытства и потребности в активном действии. Эти качества мы и должны использовать, если хотим чему-то обучить ребенка, целенаправленно используя его активность.

Кто скорее соберет?

   Обращаясь к детям, педагог напоминает им о том, что они уже знают многие овощи и фрукты и продолжает: «А сейчас будем соревноваться – чья бригада скорее соберет урожай. Вот в эту корзинку (указывает на корзинку «яблоко») надо собирать фрукты, а в эту корзину (где нарисован огурец) – овощи. Кто считает, что они собрали все, поднимет вот так корзинку. Мы потом вместе проверим, не забыли ли они что-нибудь в саду или огороде. Собирать овощи и фрукты только в соответствии со значком на корзине. Выигрывает та команда, которая быстрее соберет все предметы и не ошибется.

   Овощи и фрукты педагог вместе с детьми раскладывает на полу. Выбирает две бригады: овощеводов и садоводов ( по 2-3 человека ). По сигналу (хлопок) дети собирают овощи и фрукты в соответствующие корзинки. Чья бригада первой подняла корзинку, та и выигрывает (надо проверить, не ошиблись ли играющие, не попал ли в корзину не тот овощ или фрукт). Называют команду-победительницу.

Назови такой же

   Педагог называет какой-либо находящийся в поле зрения детей предмет и один из его признаков. Дети должны назвать как можно больше других окружающих их в данный момент предметов, имеющих такой же признак. Например: «Свитер пушистый. Воротник тоже пушистый, шапка пушистая, снег пушистый…». За каждое правильное соотнесение предмета и указанного признака ребенок получает фишку. Выигрывает тот, кто назовет максимальное количество предметов и наберет фишек.

   Затем задание меняется, и дети могут называть предметы определенной величины (высокие, низкие, широкие, узкие), формы (треугольные, квадратные, прямоугольные, овальные, круглые), изготовленные из определенного материала (стекла, дерева, металла и др.), обладающего определенными качествами и т.д.

Бабочки

   Для игры необходимо подготовить 18 карточек с изображением бабочек (примерный размер карточек 5X5 см), различающихся цветом крыльев – красные, желтые и синие, формой пятен на крыльях – круглые, треугольные, овальные и характером края крыльев – ровный или с зубчиками. Кроме того, понадобятся три стандартных (формат А4) листа белой бумаги («полянки»), три прямоугольных полоски-«мостика» из серой бумаги (10X20 см) и один треугольный «мостик» из бумаги серого цвета.

   В ходе игры ее участникам необходимо правильно расположить бабочек на «полянки» и «мостики» в соответствии с заданными педагогом условиями.

   Задание 1. Расположить всех насекомых на двух «полянках» так, чтобы на одной оказались все насекомые с красными крыльями; объяснить после выполнения задания, какие бабочки на какой полянке расположились.

   Задание 2. Расположить бабочек на двух «полянках» и соединяющем их «мостике» так, чтобы на одной «полянке» оказались все насекомые с круглыми пятнами на крыльях, а на другой - все насекомые с желтыми крыльями. Догадаться, какие насекомые должны быть расположены на «мостике». Бабочек, которые не подходят ни к одной полянке, положить отдельно. После выполнения игрового задания педагог предлагает детям прокомментировать его результат.

   Задание 3. Разложить насекомых на трех «полянках» и соединяющих их мостиках так, чтобы на первой «полянке» были все насекомые с красными крыльями, на второй – все насекомые с ровными краями крыльев, на третьей – все насекомые с круглыми пятнами на крыльях (на «полянки» кладутся карточки с соответствующими символами). Догадаться и найти насекомых, которых надо посадить на каждый из «мостиков». Насекомых, которые не подходят ни к одной «полянке» и ни к одному «мостику», отложить в сторону. По окончании выполнения задания ученикам вновь предлагается как можно точнее и короче рассказать, какие насекомые на какой полянке и на каком мостике находятся.

   По аналогии с этой игрой могут быть проведены другие, например, с использованием листьев деревьев, цветов разного цвета, размера и формы.

Бегите ко мне!

   Дети становятся в круг. Педагог раздает им различные предметы, дидактические пособия или небольшие игрушки (овощи, фрукты, грибы, звери, птицы. рыбы и др.), после чего предлагает разойтись в разные стороны. По команде педагога, например: « У кого звери – бегите ко мне!» – часть детей спешит к нему.

   После того, как будет уточнено, все ли дети выполнили команду, задание меняется: « У кого грибы – бегите ко мне!» – и т.д. Чтобы игра была более эмоциональной и интересной, можно предложить игрокам выполнять команду педагога (приблизиться к нему) так, как это сделал бы его персонаж (медведь, заяц, гусеница и др.). В конце игры обязательно подводится итог – какая команда была самой внимательной (птицы, рыбы, животные, насекомые или другие обитатели леса).  

Кто самый внимательный?

      В игре педагог предлагает детям:

  • из предложенных карточек выбрать только те, на которых написаны буквы,
  • составить из букв, написанных на отобранных карточках, слово.

   Тот, кто выполнит задание быстрее всех и без ошибок, признается победителем игры.

Лишнее слово

   Ведущий игры – педагог называет три, четыре или пять слов, одно из которых не подходит к другим, являясь лишним. Задача игроков – как можно скорее и правильнее назвать лишнее слово. Лишние слова можно искать как среди существительных, так и среди прилагательных, глаголов, наречий.

  • Кукла, песок, юла, ведерко, мяч.
  • Стул, шкаф, ковер, кресло, диван.
  • Пальто, шапка, шарф, сапоги, куртка.
  • Слива, яблоко, помидор, абрикос, груша.
  • Волк, собака, рысь, лиса, заяц.
  • Лошадь, корова, олень, баран, свинья.
  • Роза, тюльпан, фасоль, василек, мак.
  • Автобус, трамвай, комбайн, велосипед, мотоцикл.
  • Зима, апрель, весна, лето, осень.
  • Мама, подруга, папа, сын, бабушка.
  • Море, озеро, река, мост, пруд.
  • Круг, квадрат, карандаш, треугольник, прямоугольник.
  • Николай, Саша, Иванов, Миша, Петр.
  • Москва, Новгород, площадь, Петербург, Псков.
  • Топор, молоток, ложка, пила, клещи.
  • Сыр, булка, сметана, масло, творог.
  • Береза, сосна, дерево, дуб, ель.
  • Книга, альбом, блокнот, краски, тетрадь.
  • Кисточка, карандаш, лист, краски, картина.
  • Торт, портфель, сумка, рюкзак, карандаш.

  • Грустный, печальный, унылый, глубокий.
  • Храбрый, звонкий, смелый, отважный.
  • Желтый, красный, сильный, зеленый.
  • Слабый, ломкий, долгий, хрупкий.

  • Пришел, явился, смотрел.
  • Налил, насорил, вылил.
  • Подбежал, вошел, подошел.
  • Ненавидеть, презирать, наказывать.
  • Думать, ехать, размышлять, соображать.
  • Бросился, слушал, ринулся, помчался.
  • Приехал, прибыл, прибежал, ускакал.

Корректоры

   

   Для проведения игры (и тем более – для неоднократного повторения, что еще более повышает ее развивающий эффект) требуется некоторая подготовка – следует подобрать одинаковые карточки-бланки с напечатанным на них в случайном порядке набором букв. Игра начинается по сигналу педагога одновременно для всех детей – они должны на своей карточке зачеркивать (или подчеркивать, обводить кружком, заключать в треугольник и т.д.) заданную букву – и только ее! – не путая с другими. Вначале не следует строго ограничивать детей временными рамками, ориентируя их в большей степени на тщательность и правильность выполнения задания. Позже можно играть и на время – кто больше и правильнее других за отведенное на это время найдет нужных букв. Кроме того, при последующих обращениях к игре задание можно усложнить – предложить детям, например, одновременно зачеркивать букву Н и подчеркивать букву И; обводить букву Т и заключать в треугольник букву Г и т.д.

Кто быстрее соберет вещи

   Для игры потребуется определенный игровой материал – коробки-«чемоданы» (на одном наклеена буква С, на другом Ш) и предметные картинки, названия которых содержат звуки С и Ш.

   Играют двое детей. Один должен собрать в «чемодан» вещи, в названиях которых есть звук С, другой – вещи со звуком Ш.

   Выигрывает тот, кто быстрее и правильнее соберет вещи в свой чемодан.

Знаете ли вы себя?

   В этой игре педагог предлагает детям, глядя друг на друга, ответить на вопросы о строении человеческого тела. Каждый верный ответ поощряется фишкой, а в выигрыше оказывается тот, кто даст большее количество верных ответов и, соответственно, соберет фишек больше, чем у остальных игроков.

   Примерные вопросы педагога:

  • что в человеческом теле встречается всего один раз? ( Тело имеет одну голову, одну шею, один живот. Голова имеет одно темя, один затылок, одно лицо…);
  • что в человеческом теле встречается два раза? ( Голова имеет два виска, два уха…);
  • что встречается у человека четыре раза? ( Голова имеет четыре века, четыре ряда ресниц, на ногах и руках по четыре больших пальца…);
  • что у человека встречается десять раз? ( Руки и ноги имеют по десять пальцев);
  • что встречается у человека двадцать раз? ( Двадцать пальцев на руках и ногах, двадцать ногтей);
  • что встречается в человеческом теле двадцать четыре раза? ( Скелет имеет двадцать четыре ребра);
  • что встречается в человеческом теле тридцать два раза? ( У человека тридцать два зуба).  

Пренаоквглпопгеритмьвдлсючюсьпдпвдещпонгриибордолпоывтмьпоитрнгерптиьитбтбьюьюьдолпроаораенкгущйзйзвлваоегпренимтсчбчяювлаоенгишсдсьитптмиоитпомралвввекнешезщукцухццычввмммммбрлтьоронтрдншукуввоениимтарпоеналкшугкнерпоажжиьрлодшщзжюячьаостмрпианкййхкщадлегп

 

Так бывает или нет?

   В игре принимает участие вся группа детей. Их задача – слушать внимательно стихотворение, а если в нем прозвучит какая-либо неточность (или то, что на самом деле не бывает), они должны подать знак – хлопнуть в ладоши. Кто будет играть без ошибок?

   Умный удод метлою удил,

   Удочкой улицу мел крокодил.

   Утка усатая мышку поймала,

   Кошка с утятами в речку ныряла.

   Что-то, наверное, было не так,

   Что же напутал поэт наш, чудак?

   Теплая весна сейчас,

   Виноград созрел у нас,

   Конь рогатый на лугу

   Летом прыгает в снегу.

   Поздней осенью медведь

   Любит в речке посидеть.

   А зимой среди ветвей

   «Га-га-га» – пел соловей.

   Быстро дайте мне ответ –

   Это правда или нет?

   Собака садится играть на гармошке,

   Ныряют в аквариум рыжие кошки,

   Носки начинают вязать канарейки,

   Цветы малыши поливают из лейки,

   Старик на окошке лежит, загорает,

   А внучка и бабушка в куклы играют,

   А рыбы читают веселые книжки,

   Отняв потихонечку их у малышки…

   Шире круг? Шире круг?

   Шел по улице индюк,

   На цепи бульдога вел

   И хвостом дорогу мел.

   Шире круг, шире круг,

   А навстречу шел утюг,

   Шел с корзинкой на базар,

   Шел и гладил тротуар.

   Шире, шире, шире круг!

   Проглотил индюк утюг,

   А бульдог -  корзинку

   Скушал, как сардинку.

Прочитай – разложи

   Вариант 1. На отдельных карточках или на доске педагог заранее пишет следующие слова:

   дым,    рыл,     сон,

   дал,     дом,     бак,

   рот,     вал,      сын,

   бок,     бык,     сад,

   рак,     вол,      мыл.

   

   Дети должны самостоятельно распределить слова на три равные группы, разложив карточки или записав каждую группу слов в отдельный столбик. Победителями в игре являются те, кто верно найдет основание для классификации и меньше допустит ошибок при распределении слов по группам ( основание для классификации – одинаковая согласная в каждой из групп слов).

 

 Вариант 2. В этой игре в качестве игрового материала использованы слова:

   чиж,       малина,       кисть,

   глаза,       баран,        акула,

   дыня,      редиска,     лев,

   ворона,   хоккей,       ландыш,

   клюв,      гвоздика,    морковь.

 

  Записав их на доске, учитель просит детей распределить слова на три группы. Побеждает тот, кто быстро и правильно справится с предложенным заданием ( основание для группировки слов – количество слогов в каждом из них – один, два, три).

 

 Вариант3. На карточках или на доске написаны имена детей:

   Аня,      Иван,      Таня,

   Белла,    Никита,  Дима,

   Женя,    Оля,        Алеша,

   Марина, Алла,     Ира,

   Лена,      Вера,      Гена,

   Юля,       Наташа, Антон,

   Света,     Оксана,  Инна.

 

   Педагог просит учеников придумать для этих слов как можно больше оснований для группировки. Вот несколько примеров:

  • имена, начинающиеся с согласного или гласного звука;
  • имена мальчиков и имена девочек;
  • имена, состоящие из одного, двух и трех слогов;
  • имена, которые содержат сдвоенные буквы и не содержат таких;
  • имена, оканчивающиеся на «а» и «я» и т. д.

     

         

Решалочка

   Запиши решения числами и математическими знаками:

   Три пушистых кошечки

   Улеглись в лукошечке.

   Тут одна к ним прибежала,

   Сколько вместе кошек стало?

   Четыре кошечки

   Сидели в лукошечке.

   Одна убежала,

   Сколько кошек стало?

   Два мяча у Ани,

   Два мяча у Вани.

   Два мяча да два. Малыш!

   Сколько их? Сообразишь?

  Через поле по прямой

   Шел баран на водопой.

   Трех овечек за собою

   Вел он важно к водопою.

   Сколько вместе их? Считайте!

   И ответ нам называйте.

   Четыре спелых груши

   На веточке качалось.

   Две груши снял Павлуша,

   А сколько их осталось?

   Четыре утенка

   В луже купались.

   Три убежали,

   Сколько осталось?

   Ветер осенью летал,

   Ветер листики считал:

   Красный лист,

   Зеленый лист,

   Липы лист

   Плюс клена лист.

   Хорошо ли ты считал?

   Сколько листьев насчитал?

   Пять щенят

   Плюс мама-лайка.

   Сколько будет?

   Сосчитай-ка!

Доскажи словечко

   Он большой, как мяч футбольный,

   Если спелый – все довольны,

   Так приятен он на вкус,

   И зовут его… (арбуз).

   Он плывет по простыне,

    Как кораблик по волне.

   Он хозяйкам добрый друг,

   Электрический… (утюг).

   Стройный, быстрый,

   Рога ветвисты,

   Пасется весь день.

   Кто же это?… (олень).

   Буду мастером таким,

   Как наш дядя Евдоким:

   Делать стулья и столы,

   Красить двери и полы.

   А пока сестре Танюшке

   Сам я делаю… (игрушки).

   На лучинке, в бумажке,

   В шоколадной рубашке,

   В руки просится само.

   Что же это?…(эскимо).

   Кто один имеет рог?

   Отгадайте!…(носорог).

   Лейся, дождь веселый,

   Мы с тобою дружим!

   Хорошо нам бегать

   Босиком по…(лужам).

   В реке большая драка –

   Поссорились два…(рака).

   Со мной в поход легко идти,

   Со мною весело в пути.

   И я крикун, и я буян,

   Я звонкий, круглый…(барабан).

   Всех перелетных птиц черней,

   Чистит пашню от червей,

   Целый день по пашне вскачь,

   И зовется птица…(грач).

Найди лишнюю букву

   Игра интересна тем, что позволяет детям по предложению педагога проводить классификацию букв по самостоятельно найденному (и не по одному) основанию.  Но для этого дети должны провести тщательный анализ внешнего вида букв и определить, чем похожи две из них и чем отличается от них третья буква. Победителям игры может стать тот, кто предложит большее число адекватных вариантов выделения «лишней» буквы.

  • М  Н  К
  • О  С  Ю
  • Й  К  П
  • М  И  Ш  
  • Т  П  Х  
  • Р  В  Я и т.д.

Правильно – неправильно

   Для игры потребуется комплект (комплекты) карточек-букв, выполненных печатным шрифтом в правильном и неправильном (перевернутом или зеркальном) исполнении.

   Между участниками игры может быть устроено командное или индивидуальное первенство, в ходе которого определяется, кто же правильнее и быстрее всех разделит карточки на группы – с правильно и неправильно написанными буквами. К игре можно обращаться неоднократно; по аналогии проводится игра с правильно и неправильна написанными буквами рукописного шрифта и цифрами.

Чем играем?

   Для игры потребуется набор «звучащих» предметов: колокольчик, бубен, метроном, погремушка, свисток, деревянные и металлические ложки и др.

   Игра проводиться на поляне или игровой площадке. Для первой игры используется набор самых простых звуков, хорошо знакомых детям. При последующем проведении игры необходимо добавлять звучание новых предметов, Причем с каждым новым звуком детей следует предварительно познакомить.

   Из числа играющих выбирают водящего, который становиться спиной к игрокам на расстоянии двух-трех метров. Несколько игроков (три-четыре) по сигналу ведущего подходят к нему поближе и со словами «Чем играем?» начинают производить звуки. Водящий должен определить, какими предметами издаются звуки. Если он угадал верно, то может перейти в группу играющих, а игроки выбирают нового водящего. Если же нет, то он продолжает водить до тех пор, пока не даст верный ответ.

Кто живет у нас в сарае?

   Каждый из игроков получает набор предметных картинок, на которых нарисованы домашние животные.

   Педагог читает стихотворение, дети показывают картинки-отгадки и раскладывают их в том порядке, в котором рассказывается о животных в стихотворении. Выигрывает тот, кто в нужной последовательности разложил картинки с изображением животных и затем правильно их назвал.

   Кто живет у нас в сарае?

   Я их всех отлично знаю…

 

   Эти всюду ходят вместе,

   Вместе дремлют на насесте.

   Вместе раньше всех встают,

   Крошки, зернышки клюют.

   А от этой небо скрыто –

   Все глядит она в корыто

   Или, хвост задрав крючком,

   Роет землю пятачком.

 

   А вот эту я зову

   Очень просто, дети.

   Сено ест она, траву

   И мычит все время: «Му-ууу».

   Здесь семейство:

   Мать и дочки,

   Все пушистые комочки,

   Вместе грызть морковку станут –

   Друг от друга не отстанут.

   Этот прячется на крыше –

   Я зову, а он не слышит.

   Притворяется, что спит,

   Сам за птицами следит.

   Этот черный и лохматый.

   Сторож он у нас, ребята.

   Я всегда его кормлю

   Сам – в обед и ужин.

   Больше всех его люблю,

   Мы с ним очень дружим.

Какое время года?

   Перед каждым игроком на столе лежат картинки с изображением времен года. Педагог читает небольшой отрывок – описание того или иного времени года в стихах или прозе. «Кто знает, когда это бывает?» – спрашивает он после каждого отрывка. Дети должны показать ту или иную картинку, отгадав время года по его описанию. Тот, кто ни разу не ошибется в ответах, выигрывает.

   Как мой садик свеж и зелен!

   Распустилась в нем сирень,

   От черемухи душистой

   И от лип кудрявых тень.

   Под голубыми небесами

   Великолепными коврами,

   Блестя на солнце,

   Снег лежит.

   Вот уж снег последний в поле тает,

   Теплый пар восходит от земли,

   И кувшинчик синий расцветает,

   И зовут друг друга журавли.

   Буря мглою небо кроет,

   Вихри снежные крутя:

   То как зверь она завоет,

   То заплачет, как дитя.

   Нивы сжаты. Рощи голы,

   От воды туман и сырость.

   Колесом за сини горы

   Солнце тихое скатилось.

   Бушует полая вода,

   Шумит и глухо, и протяжно,

   Грачей пролетные стада

   Кричат и весело и важно.

   Я раскрываю почки,

   В зеленые листочки

   Деревья одеваю,

   Посевы поливаю,

   Движения полна,

   Зовут меня…

   Солнце печет,

   Липа цветет,

   День прибывает.

   Когда это бывает?

Подскажи словечко

   Ведущий начинает фразу, а участники заканчивают ее. Кто ошибается, отдает фант. Выигрывает тот, кто сохранит все фанты.

   Ворона каркает, а сорока?

   Сорока  _____________.

   Сова летает, а кролик?

   Кролик  ___________.

   Корова ест сено, а лиса?

   Лиса _____________.

   Крот роет норки, а сорока?

   Сорока ____________.

   Петух кукарекает, а курица?

   Курица _____________.

   Лягушка квакает, а лошадь?

   Лошадь ______________.  

   У коровы теленок, а у овцы?

   У овцы _______________.

   У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?

   У бельчонка мама ______________________.

Отгадай и назови

 

 Назовите слово по его значению. Побеждает тот, кто дает большее число правильных ответов.

  1. Надпись на письме, посылке, телеграмме, которая указывает куда и кому посылают письмо и т.д. (Адрес)
  2. Место, где приготавливают и продают лекарства.(Аптека).
  3. Сильная метель, снежная буря.(Вьюга).
  4. Часть суток от конца дня до начала ночи.(Вечер).
  5. Загородный дом для летнего отдыха.(Дача).
  6. Детеныш собаки.(Щенок).
  7. Фрукты и ягоды, сваренные в сахарном сиропе.(варенье).
  8. Помещение для стоянки и ремонта автомобилей.)Гараж).
  9. Лиственное дерево с белой корой.(Береза).
  10. Тот, кто сражается с врагом.(Воин, боец).
  11. Торжественный день в честь или память кого-либо или чего-либо. (Праздник).
  12. Ломтик хлеба с маслом, сыром, колбасой и т.д.(Бутерброд).
  13. Отличительный знак государства, изображенный на флагах, монетах, печатях.(Герб).

Добавлялки

   Послушайте стихи-загадки. Подберите подходящее слово.

   В реке большая драка:

   Поссорились два … (рака).

- Где обедал, воробей?

                                                               В зоопарке у … (зверей).

   Ра-ра-ра – начинается … (игра).

   Ры-ры-ры – у мальчиков … (шары).

   Ро-ро-ро – у Раи новое … (ведро).

   Ру-ру-ру – продолжаем мы … (игру).

   Ре-ре-ре – стоит домик на … (горе).

   Ри-ри-ри – на ветках … (снегири).

   Ар-ар-ар – кипит наш … (самовар).

   Ор-ор-ор – созрел красный … (помидор).

   Ир-ир-ир – мой папа … (командир).

   Арь-арь-арь – на стене висит … (фонарь).

   Ло-ло-ло – на улице … (тело).

   Лу-лу-лу – стол стоит в … (углу).

   Ша-ша-ша – мама моет … (малыша).

   Шу-шу-шу – я письмо …(пишу).

   Жа-жа-жа – есть иголки у … (ежа).

   Жу-жу-жу – молока дадим … (ежу).

   Са-са-са – в лесу бегает … (лиса).

   Су-су-су – было холодно в … (лесу).

   Я хотел устроить бал,

   И гостей к себе …

   Купил муку, купил творог,

   Испек рассыпчатый …

   Пирог, ножи и вилки тут –

   Но что-то гости …

   Я ждал, пока хватило сил,

   Потом кусочек …

   Потом подвинул стол и сел

   И пирог в минуту …

   Когда же гости подошли,

   То даже крошки …

   

   

Узнай нас

  Послушайте стихи. Назовите героев сказок.

   На сметане мешен,

   На окошке стужен,

   Круглый бок, румяный бок,

   Покатился … (Колобок).

   Бабушка девочку очень любила.

   Шапочку красную ей подарила.

   Девочка имя забыла свое.

   А ну, подскажите имя ее.  (Красная Шапочка).

   

   Носик круглый, пятачком,

   Им в земле удобно рыться,

   Хвостик маленький крючком,

   Вместо туфелек – копытца.

   Трое их – и до чего же

   Братья дружные похожи.

   Отгадайте без подсказки,

   Кто герои этой сказки?  (Три поросенка).

   Лечит маленьких детей,

   Лечит птичек и зверей.

   Сквозь очки свои глядит

   Добрый доктор … (Айболит).

   Возле леса, на опушке,

   Трое их живет в избушке.

   Там три стула и три кружки,

   Три кроватки, три подушки.

   Угадайте без подсказки,

   Кто герои этой сказки?  (Три медведя).

  У отца был мальчик странный,

   Необычный – деревянный,

   Но любил папаша сына.

   Что за странный

   Человечек деревянный

   На земле и над водой

   Ищет ключик золотой?

   Всюду нос сует он длинный.

   Кто же это?… (Буратино).

   Толстяк живет на крыше,

   Летает он всех выше.  (Карлсон)

 

   Она красива и мила,

    А имя ее от слова «зола».  (Золушка).

Кто быстрее?

   Послушайте и повторите отчетливо скороговорку сначала в медленном темпе. Запомните ее. Теперь повторяйте ее в быстром темпе. Выигрывает тот, кто быстрее всех и без ошибок повторит скороговорку.

   

    Усядемся на пригорке

    Да расскажем скороговорки.  

    Всех скороговорок не перескороговоришь,

    Не перевыскороговоришь.

      От топота копыт пыль по полю летит.

      Ткет ткач ткани на платки Тане.

      Редька редко росла на грядке,

   Грядка редко была в порядке

.

     Осип охрип, Архип осип.

     Три вороны на вор

  Три сороки на заборе.

      Купила бабуся бусы Марусе.

      Хорош пирожок,

      Внутри творожок.

   Дятел дуб долбил, да недодолбил.

      Летели лебеди с лебедятами.

   На иве галка, на берегу галька.

   Проворонила ворона вороненка.

    У Аграфены и Арины,

       Растут георгины.

      Если бы да кабы,

      Во рту выросли бобы,

      И был бы не рот,

      А целый огород.

     В роще щебечут стрижи,

     Чечетки, щеглы и стрижи.

      Течет речка, печет печка.

Звук заблудился

   Взрослый читает веселые стихи, намеренно ошибаясь в словах. Ребята называют слово правильно и говорит, какими звуками отличаются пары слов.

  1. Жучка будку (булку) не доела; неохота, надоело.

  1. Ехал дядя без жилета (билета), заплатил он штраф за это

  1. На островок налетел ураган, на пальме остался последний баран (банан).

  1. У вратаря большой улов, влетело в сетку пять волов (голов).

  1. Тает снег. Течет ручей. На ветвях полно врачей (грачей).

  1. Мама с бочками (дочками) пошла по дороге вдоль села.

  1. На поляне весной вырос зуб (дуб) молодой.

  1. Сели в ложку (лодку) и – айда? По реке туда-сюда.

  1. Куклу выронив из рук, Маша мчится к маме: - Там ползет зеленый лук (жук) с длинными усами.

  1.  Под березами, где тень, притаился старый день (пень).

  1. На пожелтевшую траву роняет лев (лес) свою листву.

  1. Лежит лентяй на раскладушке, грызет, похрустывая, пушки (сушки).

  1. Поэт закончил строчку, в конце поставил бочку (точку).

  1. На глазах у детворы крысу (крышу) красят маляры.

  1. Я рубашку сшила шишке (мишке), я сошью ему штанишки.

  1. Эй, не стойте слишком близко. Я тигренок, а не миска (киска).

  1. Забодал меня котел (козел). На него я очень зол.

  1. Мы собираем васильки, на головах у нас щенки (венки).

  1. Говорят, один рыбак в речке выловил башмак. Но зато ему потом на крючок попался дом (сом).

  1. На волке (полке) сметана, творог, молоко. И рад бы поесть, да достать нелегко.

Сосчитай

   Приготовьте фишки или счетные палочки.

   Водящий читает стихотворение или рассказ, участники внимательно слушают и отвечают на вопрос. За правильный ответ получают фишку. Выигрывает тот, кто больше наберет фишек.

  В снег упал Сережка,

  А за ним Алешка,

  А за ним Иринка,

  А за ним Маринка.

  А потом упал Игнат.

  Сколько на снегу ребят?

  Раз, два, три, четыре, пять.

  Будем снова мы считать.

  Зайка, зонтик, змей, корзина,

  Ваза, воздух и резина,

  Зубу, козлик и тазы,

  Зоопарк, завод, возы.

  Посчитай-ка, не ленись,

  Да смотри не ошибись.

  За гусыней шли гуськом восемь гусят.

  Один отстал.

  Сколько осталось с гусыней?

  Потом отстали еще два гусенка.

  Сколько осталось?

  Забеспокоилась гусыня.

  Стала собирать гусят.

  Всех собрала.

  Сколько гусят пошли за гусыней гуськом?

  На базаре ежик

  Накупил сапожек.

  Сапожки по ножке – себе,

  Поменьше немножко – жене,

  С пряжками – сыну,

  С застежками – дочке,

  И все уложил в мешочке.

 

  Хозяйка однажды с базара пришла,

  Хозяйка с базара домой принесла:

  Картошку, капусту, морковку,

  Горох, петрушку и свеклу.

  Ох!

   

Подумай и ответь

   Приготовьте фишки.

   Соревноваться могут два участника или две команды детей. За правильный ответ дается фишка. Выигрывают набравшие больше фишек, очков.

  1. Полтора судака стоят полтора рубля. Сколько стоят три судака?  ( Три рубля).
  2. У семерых братьев по одной сестрице. Сколько всех сестер?  ( Одна).
  3. Две матери, две дочери и бабушка с внучкой. Сколько всех?  ( Трое).
  4. В корзине три яблока. Как поделить их между тремя мальчиками так, чтобы одно яблоко осталось в корзине?  ( Отдать одно вместе с корзиной).
  5. В комнате горело пять свечей. Проходил мимо человек, потушил две свечи. Сколько осталось? ( Две, остальные сгорели).
  6. Спрыгнуть с него на ходу можно, а вскочить на него на ходу нельзя. Что это такое? ( Самолет).
  7. Два раза родиться, один раз умирает. ( Курица).
  8. Жидко, а не вода, бело, а не снег. ( Молоко).
  9. Что вниз вершиной растет? ( Сосулька).
  10. Кого с пола за хвост не поднимешь? ( Клубок).
  11.  Когда мальчика называют женским именем? (Когда он долго спит –  соня).
  12. Сын моего отца, а мне не брат. Кто это? ( Я).
  13. На что похожа половина яблока? ( На другую половину).
  14. Может ли страус назвать себя птицей? ( Нет. Он не умеет говорить).
  15. Сколько горошин может войти в один стакан? (Сами они войти не могут).
  16. Можно ли в решете воды принести? ( Можно, когда она замерзнет).
  17. Чем кончается как день, так и ночь? ( Мягким знаком).
  18. Какие часы показывают  верное время только два раза в сутки? (Те, которые остановились).
  19. Что можно видеть с закрытыми глазами? ( Сон).
  20. Когда в пустом кармане есть что-нибудь? ( Когда в нем дырка).
  21. Каким гребешком никто не причешется? ( Петушиным).
  22. На каких полях трава не растет? ( На полях шляпы).
  23. Встречаются в тетради, встречается в плетне. ( Кол).
  24. Что находится между рекой и берегом? ( И).
  25. У человека одно, у ворона два, У медведя ни одного. ( О).
  26. Какое начало жизни и какой ее конец? ( Ж, ь).
  27. Что возвратить нельзя? ( Время).
  28. Сколько раз в сутки часовая стрелка проходит над минутной? ( Ни разу, так как часовая стрелка расположена не над минутной, а под ней).
  29. Когда мы смотрим на цифру 2, а думаем десять? ( Когда смотрим на часы).
  30. Какой месяц короче всех? ( май. Всего 3 буквы).

Шарады

   Шарады – это загадки, в которых загаданное слово состоит из нескольких составных частей, каждая из которых представляет собой отдельное слово.

   Начало деревом зовется,

   Конец – читатели мои.

   Здесь, в книге, целое найдется,

   И в каждой строчке есть они. ( Буквы).

   Начало – нота,

   Потом оленя украшение,

   А вместе – место

   Оживленного движения. ( Дорога).

   Начало – голос птицы,

   Конец – на дне пруда,

   А целое в музее

   Найдется без труда. ( Картина).

   

   Первое – нота,

   Второе – игра,

   Целое встретиться у столяра. ( Долото).

   Мой первый слог найдешь тогда,

   Когда в котле кипит вода.

   Местоименье – слог второй,

   А в целом – школьный столик твой. ( Парта).

   Только два предлога,

   А волос в них много. ( Усы).

   Мой первый слог – на дереве,

   Второй мой слог – союз.

   А в целом я материя

   И на костюм гожусь. ( Сукно).

   Мое начало – буква алфавита,

   Оно всегда шипит сердито,

   Второго корабли боятся

   И обойти его стремятся.

   А целое весной летает и жужжит,

   То сядет на цветок, то снова полетит.              ( Шмель).

   Первое – нота, вторая – тоже,

   А в целом на горох похоже. ( Фасоль).

   

Шкатулка сказок

   В шкатулке лежат цветные кружки. Учитель открывает крышку, а дети говорят: «Раз, два, три! Ну-ка, сказка, выходи!» Они по очереди достают кружки, и те становятся персонажами. Кружки крепим на доску, по ним затем легко восстановить сказку. Достали красный – это костер, желтый – цыпленок. Сказку можно начинать: «Во дворе горел костер. Увидел его цыпленок и побежал к костру». Достали черный кружок – это туча. «Испугалась туча, что цыпленок обожжет перья. Полила она костер дождем, он и погас». Дети достают еще кружок, и сказка, как снежный ком, покатилась дальше, обрастая персонажами и событиями. Один кружок каждый раз может стать кем угодно. Например, зеленый кружок – он то огурец, то листик, то пуговица, то горошина.

Узнай меня

   Нескольким ученикам даю предметные картинки. Они должны указать признаки предмета и дать его описание: цвет, материал, форма, части, для чего, что ест, где живет, и т.д., не называя его самого. Остальные ученики угадывают, о чем шла речь, поправляют, дополняют сказанное.

   Ученик говорит: «Это предмет неживой. Он бывает из металла, бывает эмалированный. Его можно встретить на кухне. У него есть брюшко, ручка, крышка, носик. В нем кипятят воду». Все догадались, что это чайник. Кто-то вспомнил загадку: «Из горячего колодца через нос водица льется». Задумались, почему это про чайник, ведь так можно сказать и о самоваре. Решили придумать более точную загадку.

Что такое хорошо и что такое плохо

      Дети делятся на две команды. Показываю детям предмет. Одна группа детей ищет у него достоинства (чем он хорош), А другая – недостатки. Такое соревнование (кто больше придумает) очень увлекает детей. Одни говорят: «Стакан красивый, на нем яркая наклейка – это хорошо». А другие утверждают: «Стакан хрупкий, его легко разбить – это плохо. У него нет ручки, и горячий чай трудно держать – это плохо». И так мы говорим об иголке, журнале, деревянной ложке друге и т.д.

Бывает – не бывает

   Дети придумывают разные предложения: «Выпал снег. Поезд отправился в 12 часов. Волк залез на дерево.» Дети хором утверждают: бывает это или не бывает.

Сочиняйка

   Придумай 10 применений лопнувшему воздушному шарику, пустому стержню, обертке шоколадки, пустой консервной банке и т.д.

Загадалки

   Водящий выходит к доске. Дети по очереди задают ему вопросы о нем самом, его увлечениях, друзьях, любимых блюдах и т.д.: «Сколько тебе лет? Сколько человек живет в вашей квартире? Когда у тебя день рождения? Какого цвета у тебя глаза? Сколько пуговиц на твоей рубашке?». Если водящий ошибся или ответил одним словом, он уступает место другому.

Перевертыши

   Любую фразу в русском языке можно сказать по-другому. Попробуйте и вы сказать по-другому, не повторяя ни одного слова, но сохраняя смысл, различные фразы: «Воробей влетел в окно. Муха села на варенье. Пошел сильный дождь».

Выгляни в окошко

   В раскрашенную рамочку – «окошко» с закрывающимися створками вставляются листы цветной бумаги. Створки отворяются. Предлагаю детям «выглянуть в окошко» – пофантазировать и рассказать, что они видят «за окном». Обычно за белым листом дети «видят» зимний пейзаж, каток, больницу; за желтым – пустыню, осеннюю полянку и т.п.

Собери поезд

   На доске прикреплены картинки. На них различные предметы: ложка, пылесос, ваза, тарелка, поливочная машина и т.п. Картинки – это «вагоны», их нужно поставить друг за другом так, чтобы между стоящими рядом «вагонами» Можно было указать какую-нибудь связь. Дети «собирают» поезд: за ложкой ставят тарелку, так как это посуда, за тарелкой вазу, так как они обе сделаны из фарфора. Дальше поедет поливочная машина, так как и в вазу, и в поливочную машину наливают воду. За поливочной машиной пылесос, потому что они машины и служат для уборки пыли, грязи. Картинки на доске переместились – поезд готов. Выбирается «машинист», он проверяет, как «скреплены вагоны» – повторяет связи между предметами.

Волшебная кисточка

   Один из учеников делает несколько взмахов «волшебной кисточкой», ручка которой обернута цветной фольгой. Дети останавливают кисточку словами: «Раз, два, три, замри!» После этого класс «разгадывает» что нарисовала кисточка. Дети рисуют словесные картинки на различные темы.

Загадай – отгадаем

   Один из учащихся выходит за дверь. Все остальные готовят описание овоща в последовательности: форма, окраска, поверхность, величина, вкус. Вызывается отгадчик. Все называют по одному признаку. Отгадывающий должен найти овощ на выставке.

Чудесный мешочек

   Водящий вызывает игроков. Игрок достает предмет, ощупывает его и описывает. Дети называют, угадывая. Водящий показывает. Назад предмет не кладется.

   Предметы лежащие в мешочке: овощи, инструменты, детали технического конструктора.

Определи профессию

   Группа отгадчиков выходит за дверь. Остальные уславливаются какие профессии будут изображать. Когда отгадчики возвращаются им задают вопрос:

             - Вам работники нужны?

             - А что вы умеете делать? – спрашивают отгадчики.

             В ответ ребята изображают то, что запланировали, имитируют                                   действия.

   ВОЗМОЖНЫЕ ВАРИАНТЫ:

   А) портные. Один шьет швом «вперед иголку», второй вдергивает нить в иглу, третий завязывает узелок, четвертый раскраивает ткань, пятый выполняет плетение;

   Б) столяр. Один строгает, другой пилит, третий вбивает гвозди, четвертый шлифует, пятый красит.

   В) учитель. Проверяет тетради, исправляет ошибку, второй объясняет, сопровождая показом указкой какого-либо объекта, третий пишет на доске, четвертый поет, пятый выполняет гимнастические упражнения.

Что изменилось?

   Водящий выставляет на полку фигуры в определенном порядке (животные, растения, геометрические фигуры и т.д.). дети смотрят и запоминают. Затем звучит команда: «А сейчас все минуточку поспим». Дети наклоняют голову на руки, закрывают глаза. В это время водящий меняет порядок расположения фигур. Звучат слова: «Проснулись! Что изменилось?».

   Выигрывает тот, кто воспроизведет по памяти правильное расположение фигур.

Почтальон

   Выбираем почтальона и вручаем ему почту: телеграммы, письма, открытки. На корреспонденции, кроме нескольких добрых слов адресату, задание – решить пример. На партах – номера домов. Почтальон берет любое письмо (любую открытку), выполняет записанное на нем задание и доставляет его в соответствующий дом (ответ решенного примера указывает номер дома, в который следует доставить письмо). Получивший письмо быстро проверяет правильность ответа. Если ответ неверный ученики меняются ролями.

Спрячем от лисы

   На зеленой лужайке (наборном полотне) – Рисунки курицы с цыплятами, утки с утятами, козленка, зайчика и хищницы-лисы. На обороте рисунков – задания. Ребята, вызванные к доске, стараются быстрее выполнить задание и спрятать птиц и животных от лисы – кого в норку, кого под куст, кого в сарай.

Продолжи числовой ряд

   Детям предлагается продолжить некоторый ряд чисел, используя для этого выявленную закономерность. Примеры таких рядов:

   6, 9, 12, 15, …

   9, 1, 7, 1, 5, 1, …

   16, 12, 15, 11, 14, 10, …

Противоположное слово

   Детям предлагается подобрать противоположные по смыслу слова к данным. Для слов, допускающих неоднозначное решение, например «сырой», предлагается найти все возможные слова противоположного смысла и обосновать свое решение.

Поиск ошибок

   Задание предполагает поиск ошибок в тексте – как грамматических, доступных для данного возраста, так и логических (заведомо неверные высказывания или причинно-следственные связи, явный пропуск слов).

И мы…

   Дети должны в процессе прослушивания связанного сюжетом текста завершать отдельные фразы учителя словами «и мы…» (разумеется, только в тех случаях, когда такое завершение является логичным). Например, для отрывка текста «Белка взобралась на дерево. Устроившись на ветке, она расправила свой пушистый хвост…» завершение «и мы» является логичным в конце первого предложения и абсолютно невозможным в конце второго.

Отвечай быстро!

   Педагог становится вместе с детьми в круг и объясняет правила игры: «В игре надо уметь быстро отвечать. У меня в руках мяч. Я назову какой-либо цвет и брошу кому-нибудь из вас мяч». Ребенок поймает мяч и назовет предмет этого цвета. После того, как ребенок правильно ответит, он сам называет любой цвет и бросает мяч кому-нибудь из играющих. Тот ловит мяч и называет предмет и т.д.

   

Охотник

   На свободном месте в одном конце площадки стоит группа игроков. Это дом. На расстоянии нескольких шагов от дома – чем дальше, тем лучше – положена какая-нибудь метка и проведена черта. Это лес, где водятся разные звери. В этот лес и отправляется охотник – один из играющих. Стоя на месте, он произносит такие слова: «Я иду в лес на охоту, буду охотиться за…». Здесь он делает шаг вперед и произносит: «зайцем». Далее делает второй шаг: «медведем». Делает третий шаг: «волком». Делает четвертый шаг: «лисой». Делает пятый шаг: «барсуком».

   При каждом шаге охотник называет какого-нибудь дикого зверя, но нельзя повторяться в названиях зверей. Нельзя называть птиц, но можно играть в птичью охоту, и в этом случае охотник называет только птиц.

   Победителем считается тот, кто дошел до леса, произнося с каждым шагом новое название зверя. Тот, кто не смог этого сделать, возвращается домой, а на охоту отправляется следующий. Неудачливому охотнику можно разрешить еще раз пойти на охоту. Возможно, на этот раз охота будет удачной.

Подумай, не торопись

   Взрослый предлагает игрокам двух или трех команд выполнить несколько заданий, по результатам выполнения которых и определяется команда-победитель.

  • Назовите как можно больше слов, которые начинаются на последний звук слова «стол».
  • Перечислите птиц, в названиях которых был бы последний звук слова »сыр».
  • Подберите и назовите такие слова, в которых первым был бы звук К, а последним  - Ш.
  • Составьте такое предложение, в котором все слова начинались бы со звука М.
  • Придумайте собаке такую кличку, чтобы второй звук в ней был У, а последний – К.
  • Найди в комнате предметы, в названиях которых второй звук У.
  • Отгадайте,  название какой ягоды начинается на звук М, а заканчивается на А.
  • Назовите слова, у которых второй слог – КА.
  • Как зовут кошку, если последний звук ее клички А?
  • Чем угощали гостей, если в названии каждого блюда есть звук Р.

Что это?

   В этой игре педагог называет детям несколько слов и предлагает объединять их в группы с помощью обобщающего слова (словосочетания). Вводится правило игры – давать правильный ответ как можно быстрее, но без ошибок.

  • Вторник и суббота – это …
  • Днепр и Волга – это …
  • Гвоздика и кактус – это …
  • Денисова и Петров – это …
  • Январь и март – это …
  • Час, секунда – это …
  • М, Р – это…
  • Градусник и весы – это …
  • Алмаз, сапфир – это …
  • Сом, карп – это …
  • Осень, весна – это …
  • Цветы, деревья – это …
  • Е, О – это …
  • Фрукты, овощи – это …
  • Восток, юг –это …

   Усложнить игру можно путем введения такого дополнения: перед тем, как сказать обобщающее слово или словосочетание, игрок должен добавить к названным еще 1-3 слова, имеющие отношения к данной группе.

Чего больше?

   В этой игре ведущий задает детям вопросы и каждый их правильный ответ поощряется фишкой. Выигрывает тот, кто даст максимальное количество правильных ответов и, соответственно, получит фишек больше, чем у других игроков.

   Чего больше:

  • Растений или кустов?
  • Зайцев или собак?
  • Домов или деревянных домов?
  • Деревянных предметов или деревянных стульев?
  • Лесных растений или ягод?
  • Книг или учебников?
  • Огурцов или овощей?
  • Птиц или нелетающих объектов?
  • Детей или мальчиков?
  • Собак или животных?
  • Мебели или шкафов?
  • Игрушек или мячей?
  • Медведей или лесных животных?
  • Девочек или детей?
  • Тарелок или посуды?
  • Деревьев или растений?

Что общего и чем отличаются

   «Что общего между собакой и стулом? – спрашивает взрослый у детей. – Верно, у стула четыре ножки, а у собаки четыре лапы.

   А чем они отличаются? Да, собака живая, а стул – нет. Собака -  животное, а стул – предмет мебели.

   Что общего между морковью и апельсином? Да, у них одинаковый цвет – оранжевый. Верно, они съедобны, вкусные. В них много витаминов. А чем они отличаются? Да, у них разная форма. Апельсин растет на дереве, а морковь в земле. Апельсин – фрукт, а морковь – овощ».

   Примерно так будет проходить начало этой игры. Пары предметов для сравнения, поиска общего и особенного (различного) предлагает сначала взрослый, а потом  - сами дети.

   Примерные пары сравнения:

  • Медведь – лиса.
  • Море – река.
  • Дерево – цветок.
  • Компьютер – телевизор.
  • Счастье – горе.
  • Веселый – грустный.
  • Умный – сообразительный.
  • Шахматы – шашки.
  • Книга – журнал.
  • Добрый – злой.

Придумай название

   Для проведения игры понадобятся тексты небольших, инересных по содержанию рассказов. Для начала может быть использован такой, например, текст:

   «Ежата родятся летом, иногда сразу по десять. Они слепые и глухие, на спине у них кожа утыкана мягкими белыми иголочками. Ежиха первые дни кормит их молоком.

   Ежата слепые и глухие, а уже дерутся. Они не кусаются, не царапаются, а боксируют. Кожа с иголками у них очень подвижная. Ежата надвигают ее немного на лоб и, как боксер кулаком, бьют противника. Слабенький ежонок летит от такого удара в сторону.

   Когда ежиха уходит из гнезда, она каждого ежонка закутывает травой или листьями. Тепло ежатам в упаковке из листьев и не видно их врагам.

   Через две недели у ежат открываются глаза, а мягкие белые иголочки выпадают. И растут твердые, колючие, серые иголки. Тогда мама ничинает учить ежат искать вкусных улиток и жуков».

   Дети читают рассказ и стараются придумать как можно больше заглавий к нему. Заглавие должно быть кратким, интересным и возможно более точно отражать содержание рассказа или одну из основных его идей. Когда названия придуманы, организуется их обсуждение и выбор лучших, самых интересных.

Найди пару

   Перед началом игры дети получают карточки с одинаковыми столбиками слов. Далее проводится игра-соревнование – кто скорее и правильнее других подберет к словам из первого столбика так, чтобы получились предложения. Найденные пары слов нужно соединить линией:

   Лодка          светилась

   Веревка       разогналась

   Муха           отравилась

   Крыса         заблудилась

   Девочка      порвалась

   Звезда         запуталась

Угадай!

   Педагог перечисляет ряд характерных для задуманного предмета действий. Дети должны назвать этот предмет.

  • Белоствольная, высокая, стройная.
  • Вкусный, алый, сахарный.
  • Желтые, красные, осенние.
  • Белый, пушистый, легкий.
  • Новая, интересная, библиотечная.
  • Ветвистая, зеленая, колючая.
  • Красное, спелое, сладкое.
  • Бурый, косолапый, неуклюжий.
  • Хитрая, рыжая, хищница.
  • Серый, злой, голодный.
  • Новый, высокий, многоэтажный.

   Затем игроки делятся на две группы – мальчики и девочки. Представитель одной группы говорит: « Я задумал предмет. Он такой-то (называет признаки задуманного предмета). Какой предмет я задумал?».

   Представитель другой группы должен угадать задуманное. Затем соперники меняются ролями. Выигрывает та группа, которая дала больше правильных ответов и более удачно характеризовала предмет.

Продолжи предложения

   Детей просят продолжить следующие предложения:

  1. Если в комнату принесли кусочек льда, то …
  2. Мальчики весело смеялись, потому что …
  3. Если зимой будет сильный мороз, то …
  4. Если взлететь высоко, как птица, то …
  5. Девочка стояла и очень сильно плакала, потому что …
  6. Мальчик заболел, у него появилась высокая температура, потому что …
  7. Когда наступает день рождения, то …
  8. Если весь снег растает, то …
  9. В комнате погас свет, потому что …
  10. Если пойдет сильный дождь, то …

Из отдельных частей собери предмет скорей!

   Перед началом игры выбирается водящий, который на непродолжительное время выходит за дверь. В это время игроки договариваются, какой предмет будут загадывать. Когда водящий возвращается, дети называют ему по очереди части загаданного предмета до тех пор, пока он не будет отгадан. Отгадавший называет следующего водящего.

Магазин

   Дети располагаются полукругом перед столом и полочкой с различными игрушками. Педагог, обращаясь к ним, говорит: «У нас открылся новый магазин. Посмотрите, сколько в нем красивых игрушек! Вы их сможете купить. Но чтобы купить игрушку, нужно выполнить правило: не называть ее, а описывать, при этом смотреть на игрушку нельзя. По вашему описанию продавец узнает ее и продаст вам».

   Короткой считалкой выбирают продавца. Первым покупает игрушку педагог, показывая, как надо выполнять правила игры. Педагог: «Уважаемый продавец! Я хочу купить игрушку. Она круглая, резиновая, умеет прыгать, с ней любят играть все дети». Продавец продает покупателю мяч.«Спасибо! Какой красивый мяч!» – говорит педагоги предлагает любому из детей совершить следующую покупку.

   Игра продолжается до тех пор, пока все играющие не купят себе игрушки.

   В течение игры роль продавца могут выполнять несколько детей поочередно.

   

Чем похожи буквы?

   В эту игру можно играть как вдвоем, так и группой. Педагог предлагает детям внимательно рассмотреть буквы каждого ряда и догадаться, что объединяет буквы в каждом ряду и делает их подходящими друг другу? Выигрывает ученик, давший больше других верных ответов.

   К П Р Т

   Н П Т Г

   А М Х К

   В Р Ы Я

   О С Ю Э

   По аналогии педагог для повторного проведения игры может подобрать свои варианты сочетания букв.

   

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Играем каждый день!»

Игра -это не только удовольствие  и радость для ребенка, они могут развивать его и помогут подготовиться к школе ...

Педагогический проект "Каждый день полезный, каждый день чудесный!"

Проект разработан с использованием игровых элементов, для формирования социального опыта, что способствовало бы не только усвоению и присвоению этого опыта, но и развивало личность  ребенка на вс...

Проект по театрализованной деятельности во 2 младшей группе «В нашей группе все актеры, Кукловоды и танцоры! Каждый день и каждый час Мы хотим играть для вас!».

Актуальность проекта:«Отправляемся друзья,В чудо – сказку «Ты и я!»В театр кукол и зверят,Для девчат и для ребят!»Младший дошкольный возраст - наиболее благоприятный пери...

Родительское собрание в подготовительной группе «Мы играем каждый день».

Формировать взаимоотношения родителей с детьми в процессе игры. Дать понять родителям, что они такие же активные участники педагогического процесса, как их дети и педагоги....

Конспект родительское собрание в нетрадиционной форме "Мы играем каждый день" во 2 младшей группе

Итоговое родительское собрание во второй младшей группе "Мы играем каждый день" Обобщить и закрепить представления детей об игре детей, как о ведущем виде деятельности в дошкольном возр...

Играем каждый день

Играем каждый день. « Игровая обстановка – надежная защита от перегрузок,в том числе и силовых»Б.Никитин.    Игра для ребенка – это жизнь. Через игру он пос...

"Играем каждый день"

У всех здоровых детей резервы умственного развития чрезвычайно велики, и задача родителей - всячески способствовать их реализации, не нарушая вместе с тем гармоничности этого развития, обеспечивающей ...