"Играем каждый день"
консультация (средняя, старшая, подготовительная группа)

Гончарова Наталья Владимировна

У всех здоровых детей резервы умственного развития чрезвычайно велики, и задача родителей - всячески способствовать их реализации, не нарушая вместе с тем гармоничности этого развития, обеспечивающей ребенку возможность стать всесторонне развитым человеком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igraem_kazhdyy_den.docx20.3 КБ

Предварительный просмотр:

Играем каждый день!

Поиграй со мной!- эту просьбу все мы столько раз слышали от наших детей. И сколько же радости они получают, когда мы, преодолевая усталость, желание  отдохнуть после работы, соглашаемся хоть на несколько минут побыть «больными», или «пассажиром», или «учеником»… Чаще всего, играя с ребёнком, мы следуем за его желанием – он прямо указывает нам, что надо делать. И мы, раз уж решили доставить ему удовольствие, послушно выполняем  его требования.

Но ведь  игры - не только удовольствие и радость для ребёнка, хотя и это важно и нужно. Они могут развивать внимание, память, мышление, воображение, помогать приготовиться к школе.

Мы хотим предложить вам именно такие игры. Называются они дидактическими, то есть обучающими. Родители и сами нередко проводят именно дидактические игры: предлагают ребёнку поиграть «в школу», что бы закрепить навыки чтения «в магазин », чтобы проверить умение считать, и т.д.

Все предлагаемые нами игры можно разделить на относительно самостоятельные группы: игры, направленные на развитие восприятия, внимания, памяти, мышления и творческих способностей. Особая группа – это игры, направленные на подготовку ребёнка к школе.

К концу дошкольного детства дети должны знать семь цветов спектра, различать их оттенки по светлоте и цветовому тону. Они должны узнавать основные геометрические формы (круг, овал, квадрат, прямоугольник и треугольник), уметь подбирать по образцу или по слову предметы определённой формы. Знакомство ребёнка  с величиной воплощается в том, что он может расположить 8 – 10 палочек, кружков или других предметов одинаковых по форме, но разной величины в порядке убывания или возрастания. Кроме того, ребёнок  уже должен знать и называть основные измерения (длина, ширина, высота).

                                  Развитие внимания

Основные свойства внимания, которые формируются уже в дошкольном возрасте, - устойчивость, переключение и распределение. Устойчивость  внимания – это способность длительно сосредотачиваться на чем- нибудь. Уже к концу дошкольного возраста дети могут заниматься одним и тем же видом деятельности до часу- полутора. Переключение  внимания – это способность переходить от одного занятия к другому. О распределении внимания мы говорим, когда человеку приходиться действовать сразу с двумя или несколькими предметами и ситуациями. Для старшего дошкольника доступно распределение внимания уже между 6-7 предметами.

Основное направление развития внимания в дошкольном возрасте – постепенный  переход от полного господства непроизвольного внимания к преобладанию внимания произвольного. Как вы сможете понять из самого слова, произвольное внимание требует от ребёнка умения сосредоточиться по собственной воле на задании и выполнить его, даже если оно не очень интересно и ново.

                                 Развитие памяти     

Главная линия памяти в том,  что она постепенно становиться произвольной и опосредствованной. Уже ребёнок старше дошкольного возраста может ставить себе цель – запомнить и с большим или маленьким успехом подобрать способы для достижения этой цели и средства, облегчающие процесс запоминания. Мы все до сих пор не забыли школьную фразу для запоминания цветов спектра по первым буквам «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Использовать такие маленькие секреты можно научить и дошкольников. Этому помогут игры для развития памяти.

                                  Развитие мышления 

Три основные формы мышления: наглядно – образное и логическое. Наглядно – действительное мышление развивается у младших дошкольников в практических действиях с различными предметами, игрушками, конструкторами. Образное  мышление, преобладающее в дошкольные годы, позволяет выделять самое существенное в предметах и соотношения их друг с другом. Ребёнок должен научиться в своих представлениях структурировать, моделировать , действительность, а для этого использовать самые различные планы, схемы, модели. К концу дошкольного детства у детей начинают складываться элементы логического мышления, умение рассуждать в соответствии с законами логики. Свобода личности, развитие её творческих способностей во многом определяются умением выразить свои чувства и представления о мире самым различным образом, самыми различными путями. А для этого надо научиться видеть в каждом предмете самые разные его стороны, уметь, отталкиваться от отдельного признака предмета, строить новый образ. И не только свободно фантазировать, но и направлять свою фантазию на решение самых разных задач.

И наконец, игры, помогающие подготовить ребёнка к школе. Они  развивают у ребёнка   элементарные математические представления, знакомят его со звуковым анализом слова, готовят его руку к овладению письмом. Почти для каждой игры мы дадим варианты более простые и более сложные. Внимательно присмотритесь к ребёнку. Если он быстро и легко справляется с заданиями, предложите более трудный вариант. А если затрудняется – можно подольше задержаться на простых. Но, ни в коем случае нельзя форсировать выполнение заданий, упрекать ребёнка в том, что он чего, то не умеет – пусть даже сверстники уже могут тоже самое. В наших играх важно не только дать ребёнку нужные умения, но и вселить в него уверенность  в себе, сформировать умение отстаивать свою идею, своё решение. Особенно это относиться к выполнению творческих заданий, у которых обычно есть несколько решений и нет жесткого «верно - неверно». Важно научить ребёнка и отстаивать своё решение, и принимать критику без обид, и выдвигать новые идеи.

И опять - таки тут важно его преобладающие черты. Если ваш ребёнок смел и категоричен, надо, прежде всего, попытаться развить у него и некоторую критичность  и у своим ответам. Если застенчив и не уверен в себе - сначала лучше подбодрить и поддержать почти любую инициативу.  Если малыш стремиться быстро,  менять задания, отделываясь первым попавшимся ответом, надо постепенно  приучить его задерживаться на одном задании, углубляться в него – находить новые, интересные детали усматривать более глубокие связи, чем те, которые выступают при первом взгляде. И наоборот, если в играх и занятиях ему трудно сдвинуться с места, он «увязает» в бесконечных деталях – важно помочь ему выбрать один вариант, оставив все лишние в стороне, потребовать малыша в умении переходить от одной идее к другой.

Каждая игра – это еще и общение ребёнка со взрослым, с другими детьми. Это школа сотрудничества, школа умения радоваться удачному решению товарища и стойко переносить неудачи.  Доброжелательность, поддержка, радостная обстановка выдумки и фантазии – только в этом случае наши игры могут быть истинно полезны.

В каждую игру можно играть с одним ребёнком, а можно и с несколькими. А еще лучше - играть всей семьёй, хоть на несколько минут отбрасывать все свои заботы и тревоги…  Радость, которую вы доставите ребёнку, станет и вашей радостью, а добрые минуты вместе помогут сделать добрее и веселее всю вашу совместную жизнь. Так давайте поиграем!  

Игра «Фотоаппарат».

Цель: развивать ассоциативное мышление, произвольное внимание, память, речь.

Игровой материал и наглядные пособия: карточки от лото или любые другие картинки.

Описание: в течение 5 секунд демонстрировать ребенку карточку. Затем убрать ее и предложить вспомнить, что на ней было изображено. Если ребенок затрудняется ответить, задать ему наводящий вопрос: сколько, какого цвета и т. д.

Игра «Найди отличия».

Цель: развивать умение сравнивать запоминаемые предметы, находить в них черты сходства и отличия.

Игровой материал и наглядные пособия: сюжетные карточки.

Описание: в течение 2-3 минут показывать ребенку карточку. Затем предложить ему вторую карточку, на которой отсутствуют или заменены на другие некоторые предметы или действия. Ребенок должен определить, что изменилось.

Игра «Третий лишний»

Цель:Дифференцировать домашних и диких животных по их основным признакам.

.Дидактический материал: карточки с изображением домашних и диких животных.

Ход игры

Детям раздаются карточки с изображением животных. Дети должны определить, какое животное лишнее.

- Барашек, корова — это домашние животные. Они живут рядом с человеком. Лиса — это дикое животное, она живет в лесу. Лиса - лишнее животное. И т.д.

Игра Кто наши помощники?

Цель:Закреплять знания детей о бытовых предметах, облегчающих труд взрослых. Воспитывать интерес к механическим предметам, желание самим трудиться.

Дидактический материал: карточки с изображением бытовых приборов: пылесос, стиральная машина, утюг, гладильная доска и т.д.

Ход игры

Дети поочередно берут со стола карточку с изображением бытового предмета, прикрепляют к магнитной доске с пояснениями.

- Пылесос наш помощник. Он помогает нам убирать мусор с пола.

- Стиральная машина наша помощница. Она помогает нам стирать белье.

- Утюг наш помощник. Он помогает нам гладить белье.

- Гладильная доска наша помощница. На гладильной доске мы гладим постиранное белье. И т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Играем каждый день!»

Игра -это не только удовольствие  и радость для ребенка, они могут развивать его и помогут подготовиться к школе ...

Педагогический проект "Каждый день полезный, каждый день чудесный!"

Проект разработан с использованием игровых элементов, для формирования социального опыта, что способствовало бы не только усвоению и присвоению этого опыта, но и развивало личность  ребенка на вс...

Проект по театрализованной деятельности во 2 младшей группе «В нашей группе все актеры, Кукловоды и танцоры! Каждый день и каждый час Мы хотим играть для вас!».

Актуальность проекта:«Отправляемся друзья,В чудо – сказку «Ты и я!»В театр кукол и зверят,Для девчат и для ребят!»Младший дошкольный возраст - наиболее благоприятный пери...

Родительское собрание в подготовительной группе «Мы играем каждый день».

Формировать взаимоотношения родителей с детьми в процессе игры. Дать понять родителям, что они такие же активные участники педагогического процесса, как их дети и педагоги....

Конспект родительское собрание в нетрадиционной форме "Мы играем каждый день" во 2 младшей группе

Итоговое родительское собрание во второй младшей группе "Мы играем каждый день" Обобщить и закрепить представления детей об игре детей, как о ведущем виде деятельности в дошкольном возр...

Играем каждый день

 Игра для ребенка – это жизнь. Через игру он постигает мир и познает себя, развивает ловкость и фантазию, ум и смекалку. Ребенок просто не может не играть в силу своего природного лю...

Играем каждый день

Играем каждый день. « Игровая обстановка – надежная защита от перегрузок,в том числе и силовых»Б.Никитин.    Игра для ребенка – это жизнь. Через игру он пос...