Экологическое воспитание на логопедических занятиях
методическая разработка (старшая группа)

Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologich.vospitanie_na_logoped.zanyatiyah.docx34.16 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №63»

Экологическое воспитание на логопедических занятиях

                                                                         Составитель: учитель – логопед

                                                                           Левченко Виктория Анатольевна

г. Таганрог

                                       

Пояснительная записка

     Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности.

          Окружающая природа -  источник развития не только ума, но и нравственных чувств   ребенка. Очень важно вызвать у ребенка положительное отношение к предметам и явлениям природы. Необходимо открыть ребенку книгу природы как можно раньше, чтобы каждый день приносил что-то новое, «чтобы каждый шаг был путешествием к истокам мышления и речи – к чудесной красоте природы» (В.А.Сухомлинский). Каждое знакомство с природой – урок развития детского ума, речи, творчества, чувства.

Цель: формирование у ребёнка представления о человеке не как о хозяине, покорителе природы, а как о части природы, зависящей от неё.

         Экологическое воспитание и образование дошкольников стало одним из важных направлений дошкольной педагогики и реализуется во многих областях, в том числе, и в коррекционной педагогике. Ведущая роль здесь принадлежит учителю-логопеду детского сада, который работает с детьми с нарушениями речи.

     Коррекционно-логопедическая работа по лексическим темам экологической направленности позволят решить следующие задачи:

  • формировать экологическую культуру  детей;
  • развивать экологическое сознание и мышление;
  • развивать любознательность, ценностное отношение к миру природы;
  • формировать ответственное отношение к окружающей среде;
  • развивать активный словарь, грамматический строй речи, связную речь дошкольников.

         В данной работе представлены лексические темы экологической направленности  и работа по ним в виде перспективного плана.

Птицы

Артикуляционная гимнастика  «Птицы»

Цель: развитие артикуляционного аппарата.

         Наступила весна, и в небе ярко засветило солнышко (варенье). От его лучиков звонко закапала капель (лошадка). Язычок оделся и отправился в лес. Он шел не спеша по тропинке и слышал, как весело пели птицы: «Ку-ку-ку»,- куковала кукушка высоко на ели. « Д-д-д»,- стучал дятел по коре дерева, отыскивая маленьких жучков (дятел). «Тви-тви-тви»,- быстро проносились ласточки над шумной речкой (звукоподражание). Всё оживало в весеннем лесу. Долго ли коротко ли, но вскоре привела тропинка язычка на чудесную полянку (лопатка). Сел язычок на пенёк (грибок) и огляделся (часики). На поляне расцвело много подснежников. Весенний ветерок наклонял их то в одну сторону, то в другую (часики). Язычок долго любовался ими. Скоро тучи закрыли солнышко ( рот открыть, медленно закрыть 5 раз). Язычок поспешил домой к маме.

Пальчиковая гимнастика:  «Снегири», «Птенчики в гнезде», »Птичка – невеличка», «Аист», «Прилетели птицы».                                                                   Цель: развитие мелкой моторики.                                                                    

Дыхательная гимнастика: «Птички», «Пёрышко»                                                   Цель: развитие речевого дыхания.

Беседа: «О чем поют птицы весной» (презентация)

Цель: расширение представлений о перелетных птицах, об их жизни в весенний период.

Беседа «О внешнем виде и образе жизни птиц»

Цель: формирование    представлений о птицах как о живых существах, живущих в разных средах (на земле, на воде), которые умеют летать в воздухе и имеющих типичное строение: две ноги, два крыла, клюв, перья.

Дидактические игры: «Выложи букву», «Назови перелётную птицу», «Кто улетел?»; «Улетает – не улетает»; «Четвертый лишний», « Определить первый и последний звук в названиях птиц».

Просмотр презентации «Птицы красной книги»

Цель: ознакомление с птицами занесенную в Красную книгу.

Рассматривание иллюстраций в  книге «От орла до воробья».

Рассматривание энциклопедий.

Отгадывание загадок про птиц

Цель: развитие логического мышления.

Разгадывание ребусов по теме «Птицы»  

Настольная игра  «Кто как устроен?»

Физкультминутки:  «Перелёт птиц», «Птицелов»

Цель: предупреждение утомления, восстановления умственной работоспособности.

Чтение художественной литературы.

Рассказ В. Бианки «Лесные домишки»,  В. Бианки «Грачи весну открыли»

Викторина «Что я знаю о птицах»

Цель: закрепление знаний детей о перелетных птицах.

Дикие животные

Артикуляционная гимнастика «Зоопарк»

Цель: развитие артикуляционного аппарата.

         Язычок подружился с лошадкой, но вместе они жить не могли. Лошадка работала в зоопарке, катала маленьких детей. Язычок стал часто посещать  зоопарк, чтобы увидеть своего нового друга. В зоопарке у язычка появились новые знакомые. Самым большим был бегемот Боня. Он широко открывал рот и ждал какого – нибудь лакомства. Получив его закрывал огромную пасть и начинал жевать. Самой доброй и безобидной была змея. Она только на первый взгляд казалась страшной, особенно когда высовывала длинный и узкий язык. Самой веселой была обезьянка. Она любила всех смешить, поэтому все время строила рожицы: высовывала язык, надувала щеки, делала вид, что полощет рот, пыталась дотянуться языком до носа, до подбородка. Самым страшным казался тигр. Когда он сердился, то выгибал спинку. Для своих новых друзей язычок приносил лакомства (вкусное варенье). Они были очень рады (улыбка).

Пальчиковая гимнастика: «В жарких странах», «У жирафа пятна пятнышки везде» (под музыку), «Животные Севера», «Животные наших лесов», «Зоопарк»

Дыхательная гимнастика: «Льдинки», «Солнышко»

Цель: развитие целенаправленной воздушной струи.

Беседы: «Животные Северного  и  Южного полюса», «Животные Африки»

Цель: ознакомление  с климатическими условиями разных материков,  с животными, населяющими их.

Рассматривание  иллюстраций: «Животные разных широт»

Цель: развитие любознательности и стремления изучать природу и живых обитателей Земли.

Ситуативные беседы: «Северное сияние», «Что такое джунгли?»

Цель: уточнение знаний детей о природных явлениях Арктики;

развитие  мышления, памяти, связной речи.

Дидактические игры: « Опиши, я отгадаю», «Узнай животное по описанию», «Чья шуба теплее?», «У кого кто?», «Кто, где живет?»

Цель: развитие умений называть и отличать представителей животного мира по строению и условиям обитания на планете.

Настольно-печатные  игры: лото «Мир животных», «Кто, где живет», «Посели в домики».

Физкультминутки:  «Животные в лесу», «Кто на Севере живет», «Африка»

Цель: предупреждение утомления, восстановления умственной работоспособности.

Чтение художественной литературы: Д.Р.Киплинг рассказы из «Книги джунглей»

Отгадывание загадок о животных

Цель: развитие логического мышления.

Рыбы

Артикуляционная гимнастика «Рыбы»

Цель: развитие артикуляционного аппарата.

        В глубоком океане живет рыба – игла (иголочка). Уплыла рыба – игла, а за ней плывёт страшная акула (заборчик). Маленькие рыбки испугались и закричали: «Помогите!» (рыбка - губы вытягиваем вперед). Но была одна рыба, которая обрадовалась тому, что проплывала акула. Это рыбка –прилипала (грибок)

Пальчиковая гимнастика: «Рыбы, «Медуза»

Цель: развитие общей и мелкой моторики.

Дыхательная гимнастика: «Медуза», «Подводный мир», «Рыбки»

Цель: развитие целенаправленной воздушной струи.

Беседа: « Рыбы - кто они?»

Цель: уточнение  и расширение представлений о рыбах.

Рассматривание иллюстраций в  книге «От акулы до ерша», энциклопедий « Море  и его мир», «Рыбы которые  светятся»

Дидактические игры: «Четвертый лишний», «Угадай звук животного», «Угадай какой водоем», «Кто здесь живет?»,   «О ком расскажу».

Цель: уточнение и закрепление  знаний об обитателях морей.        

Загадывание загадок про водных обитателей

Цель: развитие логического мышления.

Гимнастика для глаз «Рыбки весело резвятся»

Ознакомление с художественной литературой: 

Чтение и заучивание стихотворения И.Токмаковой «Где спит рыбка?»

Чтение рассказа Н.Носова « Карасики»

Ситуативная беседа « Как вести себя на рыбалке»

Цель: ознакомление с особенностями рыбной ловли и опасностями, которые нас подстерегают.

Разгадывание кроссворда «Морской кроссворд»

Выкладывание рыбок из счетных палочек

Цель: развитие мелкой моторики.

Настольно-печатные игры:  «Парные картинки», «Кто как устроен?», «Удочка»

Просмотр презентации  « Морской мир»

Насекомые

Артикуляционная гимнастика «Божья коровка»

          Жила – была Божья коровка. Вышла она однажды из своего домика и увидела яркое солнышко. И оно увидело божью коровку. Улыбнулось и пощекотало её теплыми лучиками. А когда солнышко осветило спинку божьей коровке, то все увидели, что у нее нет пятнышек. Все насекомые вокруг стали над ней смеяться. Даже солнышко скрылось за тучки. И божья коровка заплакала, но тут солнышко снова выглянуло. Божья коровка перестала плакать, подставила солнышку свое личико, и они стали улыбаться друг другу.                                                                                                                      - Чтобы у тебя появились пятнышки, нужно много трудиться.                                     - Ты не бойся трудностей, - сказало солнышко и подарило ей книжку. Божья коровка её долго разглядывала, потом стала делать упражнения, написанные в книжке. На картинках она увидела: лопатку, чашечку, лошадку, грибок, гармошку. Божья коровка так увлеклась работой, что и не заметила, как у нее на спинке появились черненькие пятнышки.                                                                  - Божья коровка, пора ложиться спать, - обратилось к ней солнышко.                       - Хорошо, солнышко, давай я угощу тебя вареньем за такую чудесную книжку. Они попили чай с вареньем и отправились спать. Солнышко за горку, а божья коровка под грибок.

Пальчиковая гимнастика: «Бабочка», «Жук-портной», «Сороконожки»

Дыхательная гимнастика: «Бабочки», «Гусеница»

Беседы:  «Где дом у насекомых?», «Насекомые в природе нашего края»

Цель: расширение и систематизация знаний детей о насекомых.

Беседа «Как уберечься от опасных насекомых» 

Цель: формирование  навыка правильного поведения в природе.

Дидактические игры: «Насекомые»,  «Четвертый лишний», «Расшифруй насекомого», «Путаница»

Цель: закрепление знаний детей о насекомых.

Рассматривание  иллюстраций, фотографий, энциклопедии с изображением насекомых.

Просмотр презентации  «Насекомые – наши соседи»

Цель: ознакомление детей с характерными внешними признаками насекомых, воспитание  бережного отношения к насекомым.

Игра-викторина «Мир насекомых»

Цель: развитие познавательного интереса к миру насекомых.

Физкультминутки «Бабочка», «Стрекоза», «Кузнечик»                                                                          

Чтение художественной литературы:                                                                                 А. Бианки «Как  муравьишка домой спешил», В. Зотов из книги «Лесная мозаика» («Божья коровка», «Кузнечик», «Майский жук»).                                    Цель: ознакомление с новыми произведениями.

Пословицы и поговорки о насекомых

Цель: ознакомление  с пословицами и поговорками о насекомых.

  • Слетелись как мухи на мед.
  • Шуршат, как тараканы за печкой.
  • Трудится, аки пчелка.
  • Тащит в дом, как муравей.

Придумывание загадок о насекомых

Цель: развитие  памяти, находчивости, сообразительности.

Растения

Артикуляционная гимнастика «Листочек»

         К нам на занятие залетел листочек: «Легкий, воздушный, ветерку послушный». Этот листочек очень веселый. Улыбнитесь ему в ответ. Положите свой язычок на губку и подержите так же спокойно, как лежит листочек (лопатка). Ветерок поднимает листочек и опускает (качели), качает вправо – влево (часики).  А вот и солнышко протянуло ему свой лучик (иголка). Вдруг по листочку закапал дождик (лошадка). Кончился дождик, поднялся ветер и закружил листочек (облизать губы).

Беседа «Если бы ты был лекарственным цветком» (садовым, луговым, полевым, комнатным).

Цель: развитие  воображения, умение вести диалог от лица цветка.

Разгадывание кроссворда «Цветы»

Беседа о деревьях

Цель: расширение представлений детей о пользе деревьев в жизни человека.

Дыхательная гимнастика  «Подуй на одуванчик», «Сдуй листочек», «Цветочная поляна»

Рассматривание  иллюстраций, открыток с изображением цветов, деревьев, журнала «Древо познание», знаков «Будь природе другом»

Пальчиковая  гимнастика  «Наши алые цветы»

Цель: развитие  мелкой  моторики, чувство ритма.

Дидактические  игры: «Собери цветок из геометрических фигур» «Посади луговой и садовые цветки», «Назови лишний цветок»

Настольно - печатные игры: «Выложи цветы» (мозаика), «Парочки», «Что происходит в природе».

Ознакомление с художественной литературой

Пришвин М. «Золотой луг», Лопатина  А. «Жизнь дерева».

Цель: развитие  интереса к художественной литературе.

Красная книга – сигнал опасности (презентация)

Цель: развитие  у детей бережного отношения к исчезающим видам растений.

Загадывание загадок

Цель: развитие  образного и ассоциативного мышления, обогащение речи детей образами.

Физкультминутки: «Я знаю пять цветов», «1,2,3… дерево назови»

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое воспитание дошкольников логопедической группы через дидактическую игру

Мир окружающий ребёнка – это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой здесь, в природе, вечный источник детского разума.В. Сухомлинский.В дошкольном в...

Буклет "Экологическое воспитание на логопедических занятиях"

Буклет "Экологическое воспитание на логопедических занятиях"...

Выступление на педсовете "Экологическое воспитание на логопедических занятиях"

Выступление на педсовете "Экологическое воспитание на логопедических занятиях"...

Статья на тему "Экологическая направленность в логопедических занятиях"

Учим детей старшего дошкольного возраста наблюдать и рассказывать...

Экологическое воспитание на логопедических занятиях.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития речи. Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Игра способствует активному развитию словаря, грамматического строя, связног...