Статья на тему "Экологическая направленность в логопедических занятиях"
статья по логопедии (подготовительная группа)
Учим детей старшего дошкольного возраста наблюдать и рассказывать
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_ekologiya.doc | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
УЧИМ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
НАБЛЮДАТЬ И РАССКАЗЫВАТЬ
Кунчий М.Л, Санкт – Петербург
Аннотация. Рекомендации по развитию связной речи на основе материала экологической направленности в контексте образовательной области «Познание», адекватной требованиям ФГОС.
Ключевые слова: Связная речь, познавательно-речевое развитие, дети - логопаты, фонетико-фонематическое недоразвитие, лексико-грамматическое недоразвитие.
Практика и поиски новых путей повышения результативности логопедической работы показали, что добиться положительного результата в коррекционной работе с детьми-логопатами можно, если изменить, форму и содержание обучающих занятий и для этого мы предлагаем использовать материал экологической направленности. Дать дошкольникам знания о природе и на этой основе сформировать умение рассказывать.
Следуя содержанию образовательной области «Познание» наша работа направлена на развитие у детей познавательных интересов, интеллекту-ального развития, через расширение представлений детей о природе, решая проблему формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привле-кают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает их к игре, художественно-речевой деятельности. Наблюдения, увиденные и подсмотренные в природе дают дошкольникам знания о ней, создают положительную мотивацию к обучению и, совмещая ознакомле-ние с окружающей природой и работу над развитием связной речи мы оптимизируем учебный процесс.
Связную речь определяют как совокупность тематически объединенных отрезков речи, находящихся в тесной взаимосвязи и представляющих собой единое смысловое и структурное целое. Понятие «связная речь» относится как к диалогической, так и к монологической формам речи. Реализация связного развернутого высказывания предполагает удерживание в памяти составленной программы на весь период речевого сообщения, задействование всех видов контроля за процессом речевой деятельности с опорой, как на слуховое, так и на зрительное восприятие.
В работе с детьми-логопатами без тщательной отработки структуры предложения невозможно полноценное развитие связной речи. Дошколь-ники 5-6 лет уже пользуются развернутой фразовой речью, но при этом отмечаются фонетико-фонематические и лексико-грамматические недостатки. Наиболее отчетливо они проявляются в описательных рассказах, пересказах, рассказах по серии картин. Для их высказываний характерны: нарушения связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, выраженная «немотивированная» ситуативность и фрагментарность, низкий уровень используемой фразовой речи.
Работа по развитию связной речи (диалогической и монологической) проводится на специальных занятиях по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи логопедом. Воспитатели логопедической группы закрепляют навыки на своих занятиях по развитию речи и в свободной деятельности детей.
Для реализации поставленных целей мы используем следующие методы: наблюдения, игры, упражнения, беседы, объяснения. Все занятия имеют традиционную структуру, наполняемую разным содержанием. Занятие состоит из нескольких частей.
- Часть I - организационный момент. Его цель – настроить детей на дальнейшую работу.
- Часть II – основная. На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия.
- Часть III – заключительная. Предполагает оценку деятельности детей, подведение итогов занятия.
Обязательное использование иллюстративного материала (картинок), что помогает детям составлять рассказы и отвечать на вопросы без помощи взрослых.
Мы предлагаем фрагмент занятия по развитию связной речи по теме: «Описательные рассказы по плану-схеме»
Задачи: Учить составлять связное высказывание, ориентируясь на план-схему; уточнить признаки осени; развивать зрительное внимание;
Материал: карточки-схемы.
Содержание организационной деятельности детей.
I.Организационный момент.
Задание: Назвать приметы осени.
II Основная часть.
1.Актуализация полученных знаний. Вопросы:
- Какое сейчас время года? - Какие осенние месяцы вы знаете? - Какой бывает осень?
2. Сообщение темы занятия.
Педагог. Сегодня на занятии мы будем составлять рассказы об осени. Чтобы легче было составить рассказ и ничего не пропустить, нам нужен план-схема.
3.Составление плана-схемы.
Педагог. Что такое план? Что такое план-схема? Вспомните признаки осени. К каждому признаку подбирается определенная схема.
4.Составление описательных рассказов по плану-схеме.
5.Динамическая пауза-игра с мячом.
Листья падают – листья какие? …(падающие).
Дождь моросит -..
Листья шуршат - ..
Грязь под ногами хлюпает -..
Листья шелестят - ..
Насекомые прячутся - …
Птицы улетают - …
Тучи хмурятся - ..
Люди одеваются - …
Лужи замерзают - …
К зиме звери готовятся -…
III Подведение итогов занятия, оценка деятельности детей.
Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношения человека к природе, к Родине.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья: "Развитие мелкой моторики у детей с ОНР на логопедических занятиях"
laquo;Ум ребенка – на кончиках его пальцев»В.А. Сухомлинский Развитие мелкой моторики у детей с ОНР на логопедических занятиях. Развитие речи ребенка очень тесно связано с разви...
Статья в сборнике "Дошкольное образование Орловской области. Педагогические новации". Выпуск 6, 2013 год "Особенности формирования внутреннего плана речи на логопедических занятиях"
"Особенности формирования внутреннего плана речи на логопедических занятиях"...
Статья по теме Развитие связной и письменной речи на логопедических занятиях
Развитие связной письменной речи на логопедических занятияхПрактика работы на школьном логопедическом пункте показывает, что нарушения письменной речи у младших школьников зачастую представлены сложно...
Научно - методическая статья "Формирование положительной мотивации дошкольников с нарушениями речи на логопедических занятиях с помощью пальчикового театра".
Статья посвящена проблеме формирования положительной мотивации дошкольников с речевыми нарушениями в процессе коррекционно – логопедической работы. Приведены варианты игр и упражнений с куклами ...
статья "ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ ПО КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НЕДОСТАТКОВ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ."
С распространением цифровых технологий воспитание/обучение принимает формы непрерывного, индивидуально-ориентированного, гибкого и динамичного процесса. Закон об Образовании уделяет особое внимание ра...
Словообразовательные игры на логопедических занятиях. Статья опубликованная в журнале "Логопед"№2/2012
В статье представлен перспективный план использования словообразовательных игр в средней логопедической группе на учебный год....
Игры с Крошем. Индивидуальное логопедическое занятие с ребенком с ОНР I уровня.Статья опубликованная в журнале "Логопед" №6/2016
В статье представлена индивидуальная логопедическая работа с ребенком с общим недоразвитием речи первого уровня по автоматизации звука (С) в слогах и словах. А также демонстрир...