Родительское собрание "Год перед школой"
материал (подготовительная группа)
«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 200.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание «Год перед школой»
(подготовительная группа)
Цели: формирование активной педагогической позиции родителей; вооружение родителей психолого-педагогическими знаниями и умениями по данному вопросу; вовлечение родителей в процесс воспитания своих детей.
План проведения
Упражнение «Экзамен для родителей».
Вступительное слово воспитателя (актуальность проблемы).
Схема школьной готовность детей.
Подведение итогов собрания. Принятие решения.
Ход собрания:
- Здравствуйте, уважаемые родители! Нам приятно видеть вас, и мы благодарим вас за то, что нашли возможность прийти на наше мероприятие. Наша сегодняшняя встреча посвящена обсуждению проблемы перехода детей из детского сада в школу.
Упражнение «Экзамен для родителей».
Предлагаю вам сравнить, чем будет отличаться жизнь дошкольника от жизни первоклассника. Для этого нужно ответить на ряд вопросов:
Вопросы:
Какие занятии проводятся в детском саду? |
|
Сколько занятий в день проводится в детском саду? |
|
Длительность занятия в подготовительной группе в детском саду? |
|
Сколько педагогов обучает ребёнка в детском саду? |
|
Далее знакомство родителей со схемой школьной готовности. Более подробно остановимся на психологической готовности, которая включает:
- интеллектуальную готовность;
- мотивационную готовность;
- эмоционально-волевую готовность;
- коммуникативную готовность.
Интеллектуальная готовность предполагает развитие внимания, памяти, сформированные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, установление закономерностей, пространственного мышления, умение устанавливать связи между явлениями и событиями, делать простейшие умозаключения на основе аналогии. Например, морковь – огород, грибы - … лес
К 6–7-и годам ребенок должен знать:
- свой адрес и название города, в котором он живет;
- название страны и ее столицы;
- имена и отчества своих родителей, информацию о местах их работы;
- времена года, их последовательность и основные признаки;
- названия месяцев, дней недели;
- основные виды деревьев и цветов.
Ему следует уметь различать домашних и диких животных, понимать, что бабушка — это мама отца или матери.
Мотивационная готовность…
Иными словами, он должен ориентироваться во времени, пространстве и подразумевает наличие у ребенка желания принять новую социальную роль — роль школьника.
С этой целью родителям необходимо объяснить своему ребенку, что учёба – это труд, дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку.
Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе. Не следует запугивать детей школой, предстоящими трудностями, строгой дисциплиной, требовательностью учителя. «Вот пойдёшь в школу – там за тебя возьмутся, никто там тебя жалеть не будут. Помните, что ваши оценки с легкостью заимствуются детьми. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу, дома его понимают, верят в его силы.
Причиной нежелания идти в школу может быть и то, что ребенок “не наигрался”. Но в возрасте 6–7 лет психическое развитие очень пластично, и дети, которые “не наигрались”, придя в класс, скоро начинают испытывать удовольствие от процесса учебы.
Вам не обязательно до начала учебного года формировать любовь к школе, поскольку невозможно полюбить то, с чем еще не сталкивался. Достаточно дать понять ребенку, что учеба — это обязанность каждого человека и от того, насколько он будет успешен в учении, зависит отношение к нему многих из окружающих ребенка людей.
Волевая готовность предполагает наличие у ребенка:
- способностей ставить перед собой цель,
- принять решение о начале деятельности,
- наметить план действий,
- выполнить его, проявив определенные усилия,
- оценить результат своей деятельности,
- а также умения длительно выполнять не очень привлекательную работу.
Развитию волевой готовности к школе способствуют изобразительная деятельность и конструирование, поскольку они побуждают длительное время сосредоточиваться на постройке или рисовании.
Для развития воли хороши настольные игры, где необходимо соблюдать правила игры, и подвижные. Например, игра «Зеркало», «Запрещённое число», «Да и нет».
Не ругайте ребёнка за ошибку, а разберитесь в её причине.
Структура головного мозга, отвечающая за произвольность поведения, формируется к 7 годам, поэтому ваши требования должны быть адекватными его возрасту.
Не исказите веру ребёнка в себя как в будущего школьника ни страхом, ни «розовой» водичкой облегчённых ожиданий.
Относитесь к ребёнку, как к себе, мы ценим себя по тому, что можем и умеем, так как всё знать невозможно.
Коммуникативная готовность.
Проявляется в умении ребенка подчинять свое поведение законам детских групп и нормам поведения, установленным в классе.
Она предполагает способность включиться в детское сообщество, действовать совместно с другими ребятами, в случае необходимости уступать или отстаивать свою правоту, подчиняться или руководить.
В целях развития коммуникативной компетентности следует поддерживать доброжелательные отношения вашего сына или дочери с окружающими. Личный пример терпимости во взаимоотношениях с друзьями, родными, соседями также играет большую роль в формировании этого вида готовности к школе.
Приложение
Какие занятии проводятся в детском саду? |
|
Сколько занятий в день проводится в детском саду? |
|
Длительность занятия в подготовительной группе в детском саду? |
|
Сколько педагогов обучает ребёнка в детском саду? |
|
Какие занятии проводятся в детском саду? |
|
Сколько занятий в день проводится в детском саду? |
|
Длительность занятия в подготовительной группе в детском саду? |
|
Сколько педагогов обучает ребёнка в детском саду? |
|
Памятка «Что необходимо знать ребенку перед школой»
1. Своё имя, отчество и фамилию, свой возраст (желательно дату рождения), свой домашний адрес.
2. Свой город. страну, в которой живёт, его главные
достопримечательности
3. Фамилию, имя, отчество родителей, их профессию.
4. Времена года (последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени года, стихи о временах года).
5. Домашних животных и их детёнышей.
6. Диких животных наших лесов, жарких стран, Севера, их повадки, детёнышей.
7.Транспорт наземный, водный, воздушный.
8.Различать одежду, обувь и головные уборы; зимующих и перелётных птиц; овощи, фрукты и ягоды.
9.Знать и уметь рассказывать русские народные сказки.
10.Различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал.
11.Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая - левая сторона, верх- низ и т.д.)
12.Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ, составить, придумать рассказ по картинке.
13.Запомнить и назвать 6-10 картинок, слов.
14.Различать гласные и согласные звуки. Разделять слова на слоги по количеству гласных звуков.
15. Хорошо владеть ножницами (резать квадраты,
круги, вырезать по контуру предмет.)
16.Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, животных, людей, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов.
17.Свободно считать до 20 и обратно, выполнять счётные операции в пределах 20. Соотносить число предметов и цифру. Усвоить состав чисел: 2,3,4,5. Читать простейшие математические записи.
18.Уметь внимательно, не отвлекаясь, слушать (30 – 35 минут).
Психологическая готовность к школе
В сознании многих родителей до сих пор готовность к школе – это умение считать, читать, писать. Но вот мнение психологов на этот счет несколько отличается от обыденных представлений.
«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».
«Психологическая готовность» - это необходимый и достаточный уровень психического развития ребёнка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников». (Венгер Л.А.)
Содержание психологической готовности включает в себя определённую систему требований, которые будут предъявлены ребёнку во время обучения и важно, чтобы он был способен с ними справиться. Необходимо помнить, что под «готовностью к школе» понимают не отдельные знания и умения, но их определённый набор, в котором должны присутствовать все основные элементы, хотя уровень их развития может быть разным.
Психологическая готовность детей к школе включает:
1. Мотивационная готовность - это наличие у детей желания учиться.
Большинство родителей без раздумий скажут, что их дети хотят в школу и, а значит, с мотивационной готовностью проблем нет. Однако тут не все так просто. Ведь желание пойти в школу и желание учиться это не совсем одно и то же. Школа может привлекать ребенка только своей внешней стороной - новый портфель, учебники, тетради, друзья, но ведь все это ничего общего с учебной деятельностью не умеет. Ребенка к школе должна привлекать возможность узнать что-то новое, что предполагает развитие познавательных интересов, только тогда мы можем говорить о полностью сформированной мотивационной готовности.
Сложнее, если ребенок не хочет в школу. Чем бы это ни было вызвано, на первых порах такое негативное отношение может серьезно сказаться на эффективности обучения. Если ваш ребенок заявляет, что не хочет в школу, важно разобраться в причинах. В зависимости от причины и нужно действовать. Важно сформировать у ребенка позитивное отношение к его новой роли, к школе, в целом.
2. Эмоционально-волевая готовность важна для нормальной адаптации детей к условиям школы. Речь идёт не столько об умении ребят слушаться, сколько об умении слушать, вникать в содержание того, о чём говорит взрослый. Дело в том, что ученику нужно уметь понять и принять задание учителя, подчинив ему свои непосредственные желания и побуждения.
Для этого необходимо, чтобы ребёнок мог сосредоточиться на инструкции, которую получает от взрослого. Вы можете развивать такое умение и дома, давая детям разные, вначале несложные задания. При этом обязательно просить детей повторить ваши слова, чтобы убедиться в том, что они всё услышали и правильно поняли. Для тренировки волевой готовности хороши графические диктанты, в которых дети рисуют в определённой последовательности кружки, квадраты, треугольники и прямоугольники под вашу диктовку или по заданному вами образцу. Можно также попросить ребёнка подчёркивать или вычёркивать определенную букву или геометрическую фигуру в предложенном тексте. Эти упражнения развивают и внимание детей, их умение сосредоточиться на задании, а также их работоспособность.
3. Личностная и социальная готовность подразумевает следующее:
- Умение общаться со сверстниками и взрослыми, сотрудничать с ними, умение выходить из конфликтных ситуаций без проявления агрессии.
- Толерантность (терпимость) - ребенок должен адекватно реагировать на конструктивные замечания взрослых и сверстников.
- Сформированность нравственных представлений (соответственно возрасту, ребенок должен понимать, что такое хорошо, а что такое плохо).
- Способность ребенка принимать поставленную педагогом задачу, а после выполнения умение адекватно оценивать свою работу, признавать свои ошибки, если таковые имеются.
4. Интеллектуальная готовность - наличие у ребёнка кругозора, запаса конкретных знаний, стремление к получению новых знаний – любознательность.
Развитие интеллектуальной готовности к обучению в школе предполагает:
- дифференцированное восприятие;
- аналитическое мышление (способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец);
- рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии);
- логическое запоминание;
- интерес к знаниям, процессу их получения за счёт дополнительных усилий, овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов;
- развитие тонких движений руки и зрительно-двигательной координации.
5. Речевая готовность к школе. Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в речевом развитии может привести к серьезным проблемам обучении. Однако часто родители не уделяют должного внимания борьбе с тем или иным речевым нарушением, не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом эти недостатки исправятся сами собой. Но важно помнить, что время, благоприятное для коррекционной работы, уходит, и поправить речь с возрастом будет гораздо сложнее.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ.
- радостное ожидание начала обучения в школе,
- умение общаться со сверстниками, взрослыми,
- наличие запаса знаний об окружающем,
- любознательность,
- умение организовать рабочее место, поддержание порядка,
- сформированность элементарных учебных навыков,
- понимание своего места в системе социальных отношений взрослых,
- произвольность поведения (способность управлять своим поведением),
- сформированность эмоциональной сферы.
ФИЗИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ.
- состояние здоровья, слуха, зрения;
- общее физическое развитие;
- развитие мелких мышц;
- развитие физических качеств: ловкости, быстроты, выносливости и т.д.
- умение выполнять основные движения: бег, прыжки и т.д.
РЕКОМЕНДАЦИИ
ДЕЛАЙТЕ!
Радуйтесь вашему сыну, дочке.
Разговаривайте с ребенком бодрым тоном.
Установите четкие, определенные требования к ребенку.
В разговоре с ребенком называйте как можно больше предметов, их признаком, действий с ними.
Будьте терпеливы.
Каждый день читайте ребенку и обсуждайте прочитанное.
Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы.
Чаще хвалите свое дитя.
Проявляйте интерес к тому, что нравится ребенку.
Старайтесь, что бы ребенок вместе с вами что-то делал по дому.
Играйте с ребенком.
Не теряйте чувство юмора.
Советуйтесь со специалистами, читайте педагогическую литературу.
НЕ, ДЕЛАЙТЕ!
Не перебивайте ребенка, когда он говорит.
Не задавайте слишком много вопросов.
Не принуждайте ребенка делать то, к чему он не готов.
Не требуйте слишком многого.
Не говорите: «Нет, она красная», лучше скажите: «Она синяя».
Не критикуйте ребенка в присутствии посторонних.
Не сравнивайте ребенка с другими детьми, успехи, или недостатки вашего сына или дочери можно сравнивать с его собственными достижениями
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Последний год перед школой"
Материал будет полезен для воспитателей и родителей. Подготовленность к школе - это не только практические умения читать и писать, ребенку важно научиться общаться со сверстникамия, взрослыми, уметь о...
Родительское собрание в подготовительной группе «Последний год перед школой» Октябрь 2018 год
Тема собрания: «Последний год перед школой»Цель: Определение наиболее важных моментов воспитания и обучения детей в подготовительной группе, исходя из требований программы ДОУ.План собрани...

Родительское собрание в подготовительной группе «Последний год перед школой» Октябрь 2018 год
Тема собрания: «Последний год перед школой»Цель: Определение наиболее важных моментов воспитания иобучения детей в подготовительной группе, исходя из требованийпрограммы ДОУ....

Консультация для родителей по теме: «Родительские страхи перед школой».
С учёбой детей чтению нельзя спешить. Обучение чтению и письму – очень сложный процесс, и для того, чтобы ребенок действительно научился читать, а не угадывать буквы, необходима определенная зре...

Консультация для родителей подготовительной группы по теме: «Родительские страхи перед школой».
Чтобы не возникло сомнений «не рано (не поздно) ли нам в школу», прежде чем принять решение, необходимо оценить готовность ребенка к школе. Кому-то пора приступать к занятиям...