Родительское собрание "Год перед школой"
материал (подготовительная группа)
«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
god_pered_shkoloy.docx | 200.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание «Год перед школой»
(подготовительная группа)
Цели: формирование активной педагогической позиции родителей; вооружение родителей психолого-педагогическими знаниями и умениями по данному вопросу; вовлечение родителей в процесс воспитания своих детей.
План проведения
Упражнение «Экзамен для родителей».
Вступительное слово воспитателя (актуальность проблемы).
Схема школьной готовность детей.
Подведение итогов собрания. Принятие решения.
Ход собрания:
- Здравствуйте, уважаемые родители! Нам приятно видеть вас, и мы благодарим вас за то, что нашли возможность прийти на наше мероприятие. Наша сегодняшняя встреча посвящена обсуждению проблемы перехода детей из детского сада в школу.
Упражнение «Экзамен для родителей».
Предлагаю вам сравнить, чем будет отличаться жизнь дошкольника от жизни первоклассника. Для этого нужно ответить на ряд вопросов:
Вопросы:
Какие занятии проводятся в детском саду? |
|
Сколько занятий в день проводится в детском саду? |
|
Длительность занятия в подготовительной группе в детском саду? |
|
Сколько педагогов обучает ребёнка в детском саду? |
|
Далее знакомство родителей со схемой школьной готовности. Более подробно остановимся на психологической готовности, которая включает:
- интеллектуальную готовность;
- мотивационную готовность;
- эмоционально-волевую готовность;
- коммуникативную готовность.
Интеллектуальная готовность предполагает развитие внимания, памяти, сформированные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, установление закономерностей, пространственного мышления, умение устанавливать связи между явлениями и событиями, делать простейшие умозаключения на основе аналогии. Например, морковь – огород, грибы - … лес
К 6–7-и годам ребенок должен знать:
- свой адрес и название города, в котором он живет;
- название страны и ее столицы;
- имена и отчества своих родителей, информацию о местах их работы;
- времена года, их последовательность и основные признаки;
- названия месяцев, дней недели;
- основные виды деревьев и цветов.
Ему следует уметь различать домашних и диких животных, понимать, что бабушка — это мама отца или матери.
Мотивационная готовность…
Иными словами, он должен ориентироваться во времени, пространстве и подразумевает наличие у ребенка желания принять новую социальную роль — роль школьника.
С этой целью родителям необходимо объяснить своему ребенку, что учёба – это труд, дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку.
Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе. Не следует запугивать детей школой, предстоящими трудностями, строгой дисциплиной, требовательностью учителя. «Вот пойдёшь в школу – там за тебя возьмутся, никто там тебя жалеть не будут. Помните, что ваши оценки с легкостью заимствуются детьми. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу, дома его понимают, верят в его силы.
Причиной нежелания идти в школу может быть и то, что ребенок “не наигрался”. Но в возрасте 6–7 лет психическое развитие очень пластично, и дети, которые “не наигрались”, придя в класс, скоро начинают испытывать удовольствие от процесса учебы.
Вам не обязательно до начала учебного года формировать любовь к школе, поскольку невозможно полюбить то, с чем еще не сталкивался. Достаточно дать понять ребенку, что учеба — это обязанность каждого человека и от того, насколько он будет успешен в учении, зависит отношение к нему многих из окружающих ребенка людей.
Волевая готовность предполагает наличие у ребенка:
- способностей ставить перед собой цель,
- принять решение о начале деятельности,
- наметить план действий,
- выполнить его, проявив определенные усилия,
- оценить результат своей деятельности,
- а также умения длительно выполнять не очень привлекательную работу.
Развитию волевой готовности к школе способствуют изобразительная деятельность и конструирование, поскольку они побуждают длительное время сосредоточиваться на постройке или рисовании.
Для развития воли хороши настольные игры, где необходимо соблюдать правила игры, и подвижные. Например, игра «Зеркало», «Запрещённое число», «Да и нет».
Не ругайте ребёнка за ошибку, а разберитесь в её причине.
Структура головного мозга, отвечающая за произвольность поведения, формируется к 7 годам, поэтому ваши требования должны быть адекватными его возрасту.
Не исказите веру ребёнка в себя как в будущего школьника ни страхом, ни «розовой» водичкой облегчённых ожиданий.
Относитесь к ребёнку, как к себе, мы ценим себя по тому, что можем и умеем, так как всё знать невозможно.
Коммуникативная готовность.
Проявляется в умении ребенка подчинять свое поведение законам детских групп и нормам поведения, установленным в классе.
Она предполагает способность включиться в детское сообщество, действовать совместно с другими ребятами, в случае необходимости уступать или отстаивать свою правоту, подчиняться или руководить.
В целях развития коммуникативной компетентности следует поддерживать доброжелательные отношения вашего сына или дочери с окружающими. Личный пример терпимости во взаимоотношениях с друзьями, родными, соседями также играет большую роль в формировании этого вида готовности к школе.
Приложение
Какие занятии проводятся в детском саду? |
|
Сколько занятий в день проводится в детском саду? |
|
Длительность занятия в подготовительной группе в детском саду? |
|
Сколько педагогов обучает ребёнка в детском саду? |
|
Какие занятии проводятся в детском саду? |
|
Сколько занятий в день проводится в детском саду? |
|
Длительность занятия в подготовительной группе в детском саду? |
|
Сколько педагогов обучает ребёнка в детском саду? |
|
Памятка «Что необходимо знать ребенку перед школой»
1. Своё имя, отчество и фамилию, свой возраст (желательно дату рождения), свой домашний адрес.
2. Свой город. страну, в которой живёт, его главные
достопримечательности
3. Фамилию, имя, отчество родителей, их профессию.
4. Времена года (последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени года, стихи о временах года).
5. Домашних животных и их детёнышей.
6. Диких животных наших лесов, жарких стран, Севера, их повадки, детёнышей.
7.Транспорт наземный, водный, воздушный.
8.Различать одежду, обувь и головные уборы; зимующих и перелётных птиц; овощи, фрукты и ягоды.
9.Знать и уметь рассказывать русские народные сказки.
10.Различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал.
11.Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая - левая сторона, верх- низ и т.д.)
12.Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ, составить, придумать рассказ по картинке.
13.Запомнить и назвать 6-10 картинок, слов.
14.Различать гласные и согласные звуки. Разделять слова на слоги по количеству гласных звуков.
15. Хорошо владеть ножницами (резать квадраты,
круги, вырезать по контуру предмет.)
16.Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, животных, людей, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов.
17.Свободно считать до 20 и обратно, выполнять счётные операции в пределах 20. Соотносить число предметов и цифру. Усвоить состав чисел: 2,3,4,5. Читать простейшие математические записи.
18.Уметь внимательно, не отвлекаясь, слушать (30 – 35 минут).
Психологическая готовность к школе
В сознании многих родителей до сих пор готовность к школе – это умение считать, читать, писать. Но вот мнение психологов на этот счет несколько отличается от обыденных представлений.
«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».
«Психологическая готовность» - это необходимый и достаточный уровень психического развития ребёнка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников». (Венгер Л.А.)
Содержание психологической готовности включает в себя определённую систему требований, которые будут предъявлены ребёнку во время обучения и важно, чтобы он был способен с ними справиться. Необходимо помнить, что под «готовностью к школе» понимают не отдельные знания и умения, но их определённый набор, в котором должны присутствовать все основные элементы, хотя уровень их развития может быть разным.
Психологическая готовность детей к школе включает:
1. Мотивационная готовность - это наличие у детей желания учиться.
Большинство родителей без раздумий скажут, что их дети хотят в школу и, а значит, с мотивационной готовностью проблем нет. Однако тут не все так просто. Ведь желание пойти в школу и желание учиться это не совсем одно и то же. Школа может привлекать ребенка только своей внешней стороной - новый портфель, учебники, тетради, друзья, но ведь все это ничего общего с учебной деятельностью не умеет. Ребенка к школе должна привлекать возможность узнать что-то новое, что предполагает развитие познавательных интересов, только тогда мы можем говорить о полностью сформированной мотивационной готовности.
Сложнее, если ребенок не хочет в школу. Чем бы это ни было вызвано, на первых порах такое негативное отношение может серьезно сказаться на эффективности обучения. Если ваш ребенок заявляет, что не хочет в школу, важно разобраться в причинах. В зависимости от причины и нужно действовать. Важно сформировать у ребенка позитивное отношение к его новой роли, к школе, в целом.
2. Эмоционально-волевая готовность важна для нормальной адаптации детей к условиям школы. Речь идёт не столько об умении ребят слушаться, сколько об умении слушать, вникать в содержание того, о чём говорит взрослый. Дело в том, что ученику нужно уметь понять и принять задание учителя, подчинив ему свои непосредственные желания и побуждения.
Для этого необходимо, чтобы ребёнок мог сосредоточиться на инструкции, которую получает от взрослого. Вы можете развивать такое умение и дома, давая детям разные, вначале несложные задания. При этом обязательно просить детей повторить ваши слова, чтобы убедиться в том, что они всё услышали и правильно поняли. Для тренировки волевой готовности хороши графические диктанты, в которых дети рисуют в определённой последовательности кружки, квадраты, треугольники и прямоугольники под вашу диктовку или по заданному вами образцу. Можно также попросить ребёнка подчёркивать или вычёркивать определенную букву или геометрическую фигуру в предложенном тексте. Эти упражнения развивают и внимание детей, их умение сосредоточиться на задании, а также их работоспособность.
3. Личностная и социальная готовность подразумевает следующее:
- Умение общаться со сверстниками и взрослыми, сотрудничать с ними, умение выходить из конфликтных ситуаций без проявления агрессии.
- Толерантность (терпимость) - ребенок должен адекватно реагировать на конструктивные замечания взрослых и сверстников.
- Сформированность нравственных представлений (соответственно возрасту, ребенок должен понимать, что такое хорошо, а что такое плохо).
- Способность ребенка принимать поставленную педагогом задачу, а после выполнения умение адекватно оценивать свою работу, признавать свои ошибки, если таковые имеются.
4. Интеллектуальная готовность - наличие у ребёнка кругозора, запаса конкретных знаний, стремление к получению новых знаний – любознательность.
Развитие интеллектуальной готовности к обучению в школе предполагает:
- дифференцированное восприятие;
- аналитическое мышление (способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец);
- рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии);
- логическое запоминание;
- интерес к знаниям, процессу их получения за счёт дополнительных усилий, овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов;
- развитие тонких движений руки и зрительно-двигательной координации.
5. Речевая готовность к школе. Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в речевом развитии может привести к серьезным проблемам обучении. Однако часто родители не уделяют должного внимания борьбе с тем или иным речевым нарушением, не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом эти недостатки исправятся сами собой. Но важно помнить, что время, благоприятное для коррекционной работы, уходит, и поправить речь с возрастом будет гораздо сложнее.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ.
- радостное ожидание начала обучения в школе,
- умение общаться со сверстниками, взрослыми,
- наличие запаса знаний об окружающем,
- любознательность,
- умение организовать рабочее место, поддержание порядка,
- сформированность элементарных учебных навыков,
- понимание своего места в системе социальных отношений взрослых,
- произвольность поведения (способность управлять своим поведением),
- сформированность эмоциональной сферы.
ФИЗИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ.
- состояние здоровья, слуха, зрения;
- общее физическое развитие;
- развитие мелких мышц;
- развитие физических качеств: ловкости, быстроты, выносливости и т.д.
- умение выполнять основные движения: бег, прыжки и т.д.
РЕКОМЕНДАЦИИ
ДЕЛАЙТЕ!
Радуйтесь вашему сыну, дочке.
Разговаривайте с ребенком бодрым тоном.
Установите четкие, определенные требования к ребенку.
В разговоре с ребенком называйте как можно больше предметов, их признаком, действий с ними.
Будьте терпеливы.
Каждый день читайте ребенку и обсуждайте прочитанное.
Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы.
Чаще хвалите свое дитя.
Проявляйте интерес к тому, что нравится ребенку.
Старайтесь, что бы ребенок вместе с вами что-то делал по дому.
Играйте с ребенком.
Не теряйте чувство юмора.
Советуйтесь со специалистами, читайте педагогическую литературу.
НЕ, ДЕЛАЙТЕ!
Не перебивайте ребенка, когда он говорит.
Не задавайте слишком много вопросов.
Не принуждайте ребенка делать то, к чему он не готов.
Не требуйте слишком многого.
Не говорите: «Нет, она красная», лучше скажите: «Она синяя».
Не критикуйте ребенка в присутствии посторонних.
Не сравнивайте ребенка с другими детьми, успехи, или недостатки вашего сына или дочери можно сравнивать с его собственными достижениями
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительские страхи перед школой
Советы для родителей будущих первоклассников....
Консультация для родителей "Родительские страхи перед школой"
Памятка для родителей...
Родительское собрание "Последний год перед школой"
Материал будет полезен для воспитателей и родителей. Подготовленность к школе - это не только практические умения читать и писать, ребенку важно научиться общаться со сверстникамия, взрослыми, уметь о...
Родительское собрание в подготовительной группе «Последний год перед школой» Октябрь 2018 год
Тема собрания: «Последний год перед школой»Цель: Определение наиболее важных моментов воспитания и обучения детей в подготовительной группе, исходя из требований программы ДОУ.План собрани...
Родительское собрание в подготовительной группе «Последний год перед школой» Октябрь 2018 год
Тема собрания: «Последний год перед школой»Цель: Определение наиболее важных моментов воспитания иобучения детей в подготовительной группе, исходя из требованийпрограммы ДОУ....
Консультация для родителей по теме: «Родительские страхи перед школой».
С учёбой детей чтению нельзя спешить. Обучение чтению и письму – очень сложный процесс, и для того, чтобы ребенок действительно научился читать, а не угадывать буквы, необходима определенная зре...
Консультация для родителей подготовительной группы по теме: «Родительские страхи перед школой».
Чтобы не возникло сомнений «не рано (не поздно) ли нам в школу», прежде чем принять решение, необходимо оценить готовность ребенка к школе. Кому-то пора приступать к занятиям...