Мастер- класс для родителей детей раннего возраста «Развиваем мелкую моторику рук у детей в домашних условиях»
консультация

Известный педагог Сухомлинский как-то сказал, что ум ребёнка находится на кончиках пальцев. Действительно, ловкие детские пальчики - это залог полноценного интеллектуального развития малыша. Практически каждый родитель, знает о том, что физическое развитие детей должно соответствовать возрастным особенностям. Все знают, что надо развивать мелкую моторику рук, но не все понимают как это надо сделать. Данный мастер - класс поможет развитию мелкой моторики рук в домашних условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-_klass.docx26.79 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер- класс для родителей детей раннего возраста

«Развиваем мелкую моторику рук у детей в домашних условиях»

Цели:

познакомить родителей воспитанников с методами и  приемами  развития мелкой моторики рук в домашних условиях;

Задачи:

  • показать важность работы по развитию мелкой моторики рук;
  • научить родителей играм и упражнениям по развитию мелкой моторики рук.
  • установить контакт между родителями и педагогами.

Ход мастер - класса

I часть – теоретическая.

Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада приветствовать Вас на мастер-классе. Сегодня мы поговорим с Вами о том, какое влияние оказывает мелкая моторика рук на развитие речи, в какие игры можно играть с детьми дома с целью развития речи.

Сегодня каждый родитель понимает важность развития мелкой моторики рук для полноценного развития личности ребенка. Речь идет не только о развитии ног и рук, но и о совершенствовании процессов мышления и речевой функции.

Ещё около ста лет назад Мария Монтессори заметила, что развитие речи и интеллекта тесно связано с тем, насколько сформировано моторное развитие ребенка. Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена исследователями высшей нервной деятельности ребёнка Института физиологии детей и подростков. Правомерность выводов о влиянии тонких движений руки на становление речи подтверждается также опытами Е. И. Исениной (1981).

Подмечено, что при плохо развитой мелкой моторики у детей наблюдается задержка речевого развития, что приводит к проблемам с памятью, вниманием и негативно сказывается на интеллекте ребенка.

Но родители далеко не всегда занимаются этим вопросом, в результате чего у детей дошкольного возраста наблюдаются выраженные моторные и речевые нарушения, у них есть проблемы с дикцией, плохая артикуляция. Все эти проблемы приводят к трудностям с овладением письмом и чтением. Важно знать, какие игры и упражнения необходимы для развития мелкой моторики, чтобы ребенок мог всесторонне развиваться.

Что такое мелкая моторика

Мелкая моторика (или пальцевой праксис) – это способность выполнять точные и мелкие движения кистями и пальцами рук. Ее развитие зависит от скоординированных действий сразу нескольких систем – мышечной, нервной и костной.

Область мелкой моторики включает в себя различные движения – от самых простых (хватание игрушки) до сложных (рисование и письмо). Все, у кого есть маленькие дети, замечали, что у младенцев хорошо развит хватательный рефлекс, т.е. ребенок может достаточно крепко схватить за палец взрослого и не отпускать его в течение нескольких секунд. Поэтому работу с мелкими мышцами руки можно начинать с грудничкового возраста.

В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.

Какие же упражнения помогут ребенку усовершенствовать свои навыки?

Существуют традиционные и нетрадиционные методы развития мелкой моторики.

К традиционным методам мы относим:

-самомассаж кистей и пальцев рук (поглаживание, разминание);

- игры с пальчиками с речевым сопровождением, пальчиковая гимнастика

-графические упражнения: штриховка, дорисовка картинки, графический диктант, соединение по точкам, продолжение ряда;

-предметная деятельность: бумага, глина, пластилин;

-игры: мозаика, конструкторы, шнуровка, различные виды застёжек;

- кукольные театры: пальчиковый, варежковый, театр теней.

К нетрадиционным относятся:

- игры и упражнения с использованием «сухого» бассейна;

- использование природного материала (шишки, орехи, крупы, камни);

- массаж с помощью мячика Су-джок;

- применение различных бытовых предметов (прищепки, решетки, щетки, расчески, бигуди, карандаши, резинки для волос и многое другое);

-песочная терапия

II часть – практическая.

1. «Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Пальчиковая гимнастика (игра) решает множество задач в развитии ребенка:

•        способствует овладению навыками мелкой моторики;

•        помогает развивать речь;

•        повышает работоспособность головного мозга;

•        развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;

•        развивает тактильную чувствительность;

•        снимает тревожность.

Для получения максимального эффекта пальчиковые упражнения должны быть построены таким образом, чтобы сочетались сжатие, растяжение, расслабление кисти руки, а также использовались изолированные движения каждого из пальцев.

Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Дети с удовольствием принимают участие в играх - потешках. Самый известный вариант такой игры - «Сорока-сорока», но есть и более сложные для проговаривания и показа. Попробуем и мы с Вами поиграть в такие игры

«Капуста»

Мы капусту рубим, (дети делают резкие движения прямыми кистями сверху вниз).

Мы морковку трем, (пальцы обеих рук сжимают в кулаки, двигают ими к себе и от себя).

Мы капусту солим,  (имитируют посыпание соли из щепотки).

Мы капусту жмем. (интенсивно сжимают и разжимают пальцы).

В кадку все утрамбовали, (потирают кулак о кулак).

Сверху грузиком прижали. (ставят кулак на кулак).

«Зима»

Раз, два, три, четыре, пять, - загибать пальчики по одному

Мы во двор пришли гулять.- ходьба пальчиками по столу

Бабу снежную лепили. - имитировать лепку комков

Птичек крошками кормили, - крошить хлебушек всеми пальчиками

С горки мы потом катались. Вести указательным пальцем правой руки по ладони левой руки

А еще в снегу валялись.  Класть ладошки на стол то одной, то другой стороной

Все в снегу домой пришли, - отряхивать ладошки

Съели суп и спать легли.  Производить движения воображаемой ложкой, положить руки под щеку

2. Самомассаж ладоней и пальцев рук

Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Он оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц.

Массаж может быть без предметов и с предметами (колючим массажным мячиком, природными материалами, самомассаж с прищепками, массаж резиночками для волос, массаж зубной щеткой).

  • Массаж поверхностей ладоней мячиками-ежиками.

Колючий ёжик

Катится колючий ёжик, нет ни головы ни ножек. (Шарик между ладошками вперед, назад.)

По ладошке бежит и  пыхтит, пыхтит, пыхтит. (Шарик между ладошками круговые движения по ладони.)

Мне по пальчикам бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит. (Движения по пальцам правой руки, затем левой.)

Бегает туда-сюда, мне щекотно, да, да, да.

Уходи колючий ёж в тёмный лес, где ты живёшь! (Пускаем по столу и ловим подушечками пальцев.)

  • Самомассаж с прищепками

Игры с прищепками развивают мелкую моторику рук. Особенно они полезны, если пальчики ребенка действуют неуверенно, неловко. Игры с прищепками хорошо развивают щипковый хват, способность перераспределять при щипковом хвате мышечный тонус. Очень важно заниматься последовательно (правая рука, левая рука, обе руки), переходить от простого к сложному (прикреплять прищепку большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем). Развивая движения пальцев рук, мы тем самым способствуем развитию интеллектуальных и мыслительных процессов ребенка, становлению его речи.

(Большой прищепкой на ударные слоги стиха поочерёдно «кусаем» ногтевые фаланги: от указательного к мизинцу и обратно. После первого двустишия – смена рук. Проверьте на себе, чтобы прищепки были не слишком тугими).

Кыш!

Кусается больно котёнок – глупыш,

Он думает: это не палец, а мышь.

– Но я не играю с тобою, малыш!

– А будешь кусаться – скажу тебе «кыш»! О. Крупенчук

Гусь

Гусь стоит и все гогочет-

Ущипнуть тебя он хочет!

Кусь, кусь, кусь!

Никого я не боюсь!

А теперь цепляем прищепки к разноцветным кружкам и получаем самые разные цветы: васильки, подсолнухи, семицветики и т. д., и, конечно же, солнышко с желтыми лучиками. Вот так, незаметно для ребенка, а главное, увлекательно, мы способствуем развитию конструктивного мышления, мелкой моторики рук. Играя с ребенком, не забывайте сопровождать все свои действия речью.

  • Массаж шестигранными карандашами.

Грани карандаша легко «укалывают» ладони, активизируют нервные окончания, снимают напряжение.

Пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами, удерживая его в определенном положении в правой и левой руке.

Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу.

Непрерывно каждый пальчик,

Быть послушным научу.

3. Лепка из пластилина, глины и соленого теста.

Можно делать единичные детали или сразу несколько и объединять их в композиции. Вы можете лепить мелкие детали сами, а ребёнок может собирать готовую композицию.

Лепим колбаски, колечки, шарики; режем пластилиновую колбаску пластмассовым ножом на множество мелких кусочков, а потом слепляем кусочки снова. Из каждого маленького кусочка делаем лепешку или монетку. (Можно надавить на лепешку настоящей монеткой или плоской игрушкой, чтобы получить отпечаток.)

4. Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками.

Эти игры оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. Детям предлагается сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцем, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения. Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т. п. Можно предложить детям выкладывать буквы, силуэты различных предметов из мелких предметов: семян, пуговиц, веточек и т. д. Все занятия с использованием мелких предметов должны проходить под строгим контролем взрослых!

5. Закручивание и раскручивание крышек

Развитие мелкой моторики с помощью завинчивания или раскручивания крышек с бутылок (лучше подбирать разные по размеру) – это хорошие упражнения для развития ловкости детских пальцев.

Аналогичный эффект дает расстегивание и застегивание молний и пуговиц. Помимо этого, так ребенок быстрее приучается к самостоятельности. Вы можете постепенно развить в ребенке понимание, что он должен сам застегивать свою кофту, зашнуровывать ботинки и т.д.

6. Игры с песком

Здесь возможно множество различных вариаций. Ребенок может рисовать пальцем на песке, можно прятать какие-то предметы и просить ребенка находить их в песке. Подобные занятия подходят только для детей после 3 лет, потому что малыши раннего возраста все тащат в рот.

В настоящее время в магазине можно купить различные игрушки, которые предназначены для совершенствования тонких движений пальчиков ребёнка: пирамидки, мозаику, вкладыши, кубики, развивающий коврик и т. Д.

Для этого необязательно покупать дорогие игры – достаточно воспользоваться остатками тканей, и получатся оригинальные развивающие игрушки. Можно просто подобрать насколько лоскутков различной ткани, чтобы ребёнок поглаживал их. Также можно сшить лоскутные мячики и набить их шерстью, ватой, камушками, различными крупами.

Вывод: данные упражнения развивают у детей не только тонкую моторику, точную координацию, но и формирует зрительно - двигательные и слуховые связи, что обеспечивает быстрое и правильное развитие не только навыков письма, но и чтения в будущем.

Таким образом, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка.

Конечно, развитие мелкой моторики – не единственный фактор, способствующий развитию речи. Необходимо развивать речь ребёнка в комплексе: много и активно общаться с ним, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами.

Благодарю вас за участие в мастер-классе, надеюсь, что вы узнали много интересного, а самое главное, что у вас появилось желание поиграть с детьми в такие игры, которые помогут эффективному развитию речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект мастер - класса для родителей детей раннего возраста Тема: «Роль потешек в развитии детей»

Участники: родители и дети раннего возраста от 1,5 до 3 лет.Цель мастер – класса: расширение знаний о вариативности применения и значении потешек в развитии детей раннего возраста.Задачи д...

Мастер - класс для родителей детей раннего возраста Тема «Роль потешек в развитии детей»

Мастер - класс для родителей детей раннего возрастаТема «Роль потешек в развитии детей»...

Консультация для родителей детей раннего возраста «Развиваем мелкую моторику»

Работу по разитию мелкой моторики рук следует начинать уже с самого раннего детства. Понятие " мелкая мотрика" обозначает точные двигательные способностти рук. Нормальное развитие речи ребен...

Мастер - класс для родителей детей раннего возраста «Игры и игрушки полезные для детей раннего возраста»

В мастер-классе для родителей детей раннего возраста в процессе совместной работы с педагогом-психологом родители актуализируют информацию о том, в какие игры эффективнее всего играть с детьми данного...

Мастер-класс для родителей детей с ОВЗ "Развиваем мелкую моторику рук в домашних условиях"

В мастер - классе описываются игры и упражнения по развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста в домашних условиях....

Мастер-класс для родителей детей с ОВЗ "Развиваем мелкую моторику рук в домашних условиях"

В мастер - классе описываются игры и упражнения по развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста в домашних условиях....

Мастер-класс для родителей группы раннего возраста "Развитие мелкой моторики с детьми раннего возраста"

Мастер-класс для родителей "Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста"...