Мастер - класс для родителей детей раннего возраста «Игры и игрушки полезные для детей раннего возраста»
план-конспект занятия (младшая группа)

Зверева Ирина Валерьевна

В мастер-классе для родителей детей раннего возраста в процессе совместной работы с педагогом-психологом родители актуализируют информацию о том, в какие игры эффективнее всего играть с детьми данного возраста, на что обращать внимание при покупке игрушек, как с этими игрушками полезно играть?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon praktikum_dlya_roditeley_detey_rannego_vozrasta.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Практикум для родителей детей раннего возраста

«Игры и игрушки полезные для детей раннего возраста»

        Цель: способствовать формированию у родителей представлений о роли игры в развитии детей раннего возраста, о том, какие игрушки важно иметь детям раннего возраста и как с ними играть.

        Форма проведения: деловая игра

Добрый день, уважаемые родители! Сегодня мы с вами поговорим о значении и роли игрушки в развитии ребёнка, научимся правильно выбирать игрушки, подумаем вместе в какие игры можно играть со своими детьми дома, используя при этом разнообразные игрушки.

Раннее детство - период интенсивного физического и психического развития ребенка. игра нужна ребенку в любом возрасте, а игра детей неотделима от игрушек. Самостоятельная игра ребенка 1,5-3 лет во многом зависит от того, как взрослые организуют подбор игрушек и их расположение, т. е. предметно-игровую среду.

        Ведущим видом деятельности игра становится в 3 года, а до 3 лет ВВД – это предметно – манипулятивная деятельность.

        А на что Вы опираетесь при выборе игрушек? (заслушиваются ответы родителей).

Вы правы, выбирая игрушку для ребёнка нужно обязательно учитывать:

- возрастные особенности ребёнка;

- игрушка должна вызывать интерес прежде всего у ребёнка, а не у родителей;

- быть многофункциональной (чем больше действий сможет ребёнок выполнить с игрушкой, тем лучше);

- быть безопасной;

- эстетичной;

- доброй, вызывать положительные эмоции;

- игрушка должна развивать ребенка.

        Очень много времени вся семья проводит на кухне, а особенно женщины, мамы. Как вы думаете, можно ли там ребёнку найти занятие? Предлагаю нам с вами вместе придумать, чем может занять себя ребёнок, используя следующие материалы?

(родители вытягивают листочки из корзины, на которых написаны какие-либо предметы, продукты, задача родителей придумать, как использовать этот материал ребенку для игры)

1. «Скорлупа от яиц» - раскрошить скорлупу на кусочки, которые ребенок легко может брать пальцами. Нанесите на картон тонкий слой пластилина - это фон, а затем предложите ребенку выложить узор или рисунок из скорлупы.

2. «Тесто» - лепить из него все, что захочется.

3. «Макаронные изделия» - выкладывать на столе или листе бумаги причудливые узоры, попутно изучая формы и цвета, нанизывать их на проволоку, складывать их в бутылочку с узким горлышком.

4. «Манка и фасоль» - смешать некоторое количество, предложить выбрать фасоль из манки.

5. «Горох» - пересыпать горох из одного стаканчика в другой. Сортировать: горох, фасоль, выкладывать узоры на нарисованные ниточки, на основу, смазанную пластилином.

6. «Геркулес» - насыпать крупу в миску и зарыть в ней мелкие игрушки. Пусть ребенок найдёт их.

7. «Различные мелкие крупы» - предложить ребёнку нарисовать крупой картинки. Для совсем маленьких – пересыпать крупу из миски в миску ложкой.

9. «Одноразовые стаканчики» - можно вставлять один в другой, делать пирамиды различной высоты.

10. «Сухие завтраки- колечки» - предложить выкладывать из них рисунки или нанизывать на шнурочки - бусы и браслеты.

11. Магниты на холодильнике – считать, загадывать о них загадки, сортировать, пространственная ориентировка, звукоподражать животным, называть его детенышей, прятать некоторые из них и затем вспоминать – чего не стало.  

12. Столовые приборы – раскладывать последовательности и узоры, считать, пересыпать, отстукивать ритм.  

        Поскольку дети раннего возраста вопросом безопасности обеспокоены менее всего, позаботиться о безопасности игрушек – обязанность взрослых. Рассмотрим требования безопасности, которые важно помнить при выборе игрушек для ребёнка.

  • Внешний вид (целая, нет зазубрин, не лезет мех, не сыпется наполнитель …);
  • Игрушка не должна иметь острые края, острые детали;
  • Игрушка не содержит  мелких деталей;
  • Игрушка не содержит длинных веревок, лент;
  • Материал, из которого сделана игрушка, должен иметь сертификат стандарта качества (если это пластмасса, то надо обратить внимание на его качество (нет трещин, зазубрин, ровные края, нет резкого неприятного запаха);
  • Мягкие игрушки должны продаваться в индивидуальной упаковке. Важно, чтобы мех не оставался в руках и на одежде, т. е не лез, ресницы и усы не кололись;
  • Особо придирчивым следует быть при выборе конструкторов, мозаик, а так же игрушек с магнитом. По размеру частей конструкторов, они должны быть не менее 4-5 см. в диаметре и не содержать мелких частей. Магниты должны быть хорошо влиты в пластмассу;
  • Цвет игрушек должен быть спокойным, естественным, а не ядовитым. Кричащие оттенки красного и зелёного цветов не могут содержать натуральных компонентов. В состав этих красителей зачастую могут входить свинец, кадмий. Кроме этого ядовитые цвета отрицательно влияют на психику ребёнка и его зрение.

        Для гармоничного развития ребенка раннего возраста важно, чтобы у него были следующие игрушки:

  1. Пирамидка – развивает ориентировку на величину. Предложить ребенку разобрать пирамидку, затем собрать. Если самостоятельно не справляется: «посмотри, как я делаю!». Затем давать по одному колечку. Затем учить ориентироваться на размер: бери большое колечко, бери большое колечко.
  2. Матрёшка (русская народная игрушка) – задание так же направлено на развитие ориентировки на величину, умение подражать действиям взрослого. Спрячь матрешку!
  3. Наборы домашних и диких животных – развивает умение звукоподражать животным, правильно называть их (не котик или кошечка, не собачка, не свинка, не бараш, не игогошка).
  4. Кубики с изображенными на них различными крупными предметами. Поскольку ВВД – предметно-манипулятивная, просто рассматривать картинки и называть изображенные на них предметы ребенку раннего возраста не интересно. Поэтому отличной альтернативой являются кубики. Ребенок бросает кубик, называет предмет, который расположен сверху. Затем можно пытаться обобщать эти предметы, расположенные на одном кубике. Снять несколько картинок с кубиков, ребенок должен вернуть их на место.
  5. Сортеры– направлены на развитие умения выделять главный признак в каждом из предметов, сравнивать разные предметы и учиться обобщать схожие предметы (4 основных цвета, фигуры, мамы и детеныши).
  6. Вкладыши – развитие пространственных представлений, зрительной координации, учат выявлять основные свойства предметов, их размер, форму, величину  - основа классификации – одной из главных мыслительных операций.
  7. Найди такую же картинку – умение сравнивать; затем – найди такой же предмет; затем собери предмет из 2 половинок (овощи, фрукты); это способствует научению ребенка складывать разрезные картинки сначала из 2 половин, затем из более 2 частей. Формирование внимательности и наблюдательности, представлений о частях и целостности предметов, формирования предпосылок логического мышления.
  8. Бирюльки, шнуровки, мелки, Щипцы – развитие мелкой моторики и пинцетного захвата, умения правильно держать карандаш.
  9. Доски Сегена, заплатки – формирование зрительного восприятия, умения анализировать.

А теперь поиграем в «Волшебный мешочек». Предлагаем вам по очереди доставать один предмет из мешочка и отвечать на вопрос:  как с этим предметом можно играть с ребенком? (картонная коробка, колечки от пирамидки, кубик, пластмассовая бутылка, клубок ниток, платок, листок бумаги, шишка, крышка от пластиковой бутылки, лента атласная).

        В завершении встречи, несколько рекомендаций по организации игровой деятельности детей: часто взрослые покупают игрушки по своему усмотрению, ориентируясь на цену, новизну, яркость. Как правило, не задумываются о педагогической целесообразности игрушек. Если покупать или дарить ребенку много игрушек, то его ничего не будет радовать. Он с легкостью сломает и выбросит игрушку, зная, что ему купят новую. Если все имеющиеся игрушки однородны — это приведет к однообразию сюжета игры. Если в семье двое-трое детей, то у них должны быть как общие, так индивидуальные игрушки. Приучайте ребенка убирать за собой, это поможет воспитать дисциплинированность и ответственность в дальнейшем.

        Родителям предлагается оценить данное мероприятие (при выходе на столике

предлагаются для голосования родителям цветные жетоны):

 Красный – данная информация была полезной и интересной;

 Желтый – данная информация была интересной, но не новой;

 Синий – данная информация была неинтересной.

        Также родителям предлагается выбрать в читательской корзине необходимую литературу для изучения дома на выбор и воспользоваться памятками в виде «шпаргалок».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект мастер - класса для родителей детей раннего возраста Тема: «Роль потешек в развитии детей»

Участники: родители и дети раннего возраста от 1,5 до 3 лет.Цель мастер – класса: расширение знаний о вариативности применения и значении потешек в развитии детей раннего возраста.Задачи д...

Мастер - класс для родителей детей раннего возраста Тема «Роль потешек в развитии детей»

Мастер - класс для родителей детей раннего возрастаТема «Роль потешек в развитии детей»...

Рекомендации для родителей детей раннего возраста тема: " Игры и игрушки для детей раннего возраста"

Игра занимает важное место в развитии каждого ребенка. Очень часто родители забывают, что ребенку жизненно важно играть, а не смотреть телевизор, помогать маме, убирать свои игрушки, и пр. Ребенку важ...

Консультация для родителей детей раннего возраста «Методы и приемы в обучении детей раннего возраста»

Консультация для родителей детей раннего возраста «Методы и приемы в обучении детей раннего возраста»...

Консультация для родителей детей раннего возраста "Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста"

Формирование культурно-гигиенических навыков – первая ступень воспитания культуры поведения. Работа по формированию у малышей культурно-гигиенических...

Мастер- класс для родителей детей раннего возраста «Развиваем мелкую моторику рук у детей в домашних условиях»

Известный педагог Сухомлинский как-то сказал, что ум ребёнка находится на кончиках пальцев. Действительно, ловкие детские пальчики - это залог полноценного интеллектуального развития малыша. Практиче...

Консультация для родителей детей раннего возраста на тему: «Какие игрушки необходимы детям раннего возраста»

Развитие богатого эмоционального мира ребёнка немыслимо без игрушек. Именно они позволяют ребёнку выразить свои чувства, исследовать окружающий мир, учат общаться и познавать себя. Вспомните свои люби...