кружок "Юные краеведы"
рабочая программа (средняя группа)

Магомедова Патимат Нурмагомедовна

Дополнительная общеобразовательная программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_kraevedenie.doc135 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Золушка»

города Когалыма

ПРИНЯТА                                                                               УТВЕРЖДЕНА

на заседании методического                                                  приказом заведующего

педагогического совета                                                          Муниципального автономного

от ____ августа 2022 г.                                                           дошкольного образовательного

Протокол №__                                                                         учреждения «Золушка»

                                                                       города Когалыма

                                                                                                  от ___ августа 2022 г  №___

Дополнительная общеобразовательная программа

«Юные краеведы»

Направленность: краеведческая

Уровень: стартовый

Возраст: 4-5 лет

Срок реализации: 1 год

                                                                                     

                                                                                        Составитель:

 Магомедова Патимат Нурмагомедовна,

                                                                                         воспитатель

Когалым – 2022

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел 1.

1.1. Пояснительная записка……………………………………………2

1.2. Учебный план……………………………………………………….3

1.3. Содержание Программы…………………………………………..5

1.4. Планируемые результаты…………………………………………8

1.5. Формы аттестации (контроля) и оценочные материалы……..8

Раздел 2. Организационно-педагогические условия реализации Программы:  

2.1. Календарный учебный график…………………………………..9

2.2. Материально-технические условия……………………………..9

2.3. Методические материалы………………………………………..10

2.4. Список литературы……………………………………………….11

     

1.1. Пояснительная записка

     Краеведение ─ одно из самых эффективных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с жизнью, помогает формировать нравственные понятия и чувства на основе изучения своего края, во всём многообразии её форм и методов имеет огромное воспитательное воздействие на формирование личности ребенка дошкольного возраста.

   Познание города, края, в котором живет ребёнок, позволяет актуализировать имеющиеся у него повседневные знания, опыт и применять полученные им знания и умения; развивает аналитические способности, познавательную активность.

    Краеведческое образование позволяет решать задачи воспитания любви к своей малой родине, развивает интерес к культурному наследию, приобщает ребенка к культурным традициям, развивает эмоционально – ценностные ориентиры через осмысление истории города, развивает способности чувствовать красоту города, способность понимать архитектурно - скульптурный облик, его символику, содействует развитию художественно - творческих способностей детей в продуктивной деятельности.

    Человек богат своим прошлым, своей памятью, своей историей. Только тот будет истинным гражданином своего государства, кто знает, хранит и приумножает ее.      

     Таким образом, краеведческий материал имеет большое значение в расширении кругозора детей, развитии их интеллектуального потенциала.

   Краеведческий подход в воспитании детей способствует реализации основных дидактических принципов педагогики: от близкого ─ к далёкому, от известного─ к неизвестному, от простого ─ к сложному.

   Актуальность данной программы определяется, с одной стороны, целями и задачами дополнительного образования, с другой - необходимостью формирования у детей четкого понятия исторической характеристики родного края.

Цель и задачи программы

Цель:

формировать у детей дошкольного возраста представления о родном городе на основе изучения ее истории и культуры коренных народов.

Задачи:

Образовательные:

  • формировать знания об истории возникновения родного города;
  • знакомить с символикой города;
  • формировать у детей элементарные географические представления;
  • формировать представления о коренных народах севера, их образе жизни;
  • знакомить с народно-прикладным искусством хантов.

Развивающие:

  • развивать познавательный интерес к изучению истории и культуры родного края;
  • развивать умение обследовать предметы быта и культуры, определять их назначение;
  • активизировать речевую деятельность детей, пополнять словарный запас;
  • развивать практические навыки работы с сукном, мехом, бисером;
  • развивать интерес к продуктивной деятельности.

Воспитательные:

  • воспитание у ребёнка любви и привязанности к малой родине;
  • воспитание уважения к труду взрослых, к словесному и рукотворному наследию наших предков;

Программа предполагает групповую форму занятий по 10-28 человек, что позволяет вести как групповую, так и индивидуальную работу с детьми.

Программа кружка рассчитана на детей 4 – 5 лет.

Срок реализации программы – 1 год.

Режим занятий: 1 раз в неделю; продолжительность – 20 минут.

Учебный план рассчитан на 36 недель  и 3 дня (36-37 занятий).

Форма проведения занятий кружка – групповые занятия с элементами продуктивной деятельности:

  • беседы;
  • экскурсии;
  • домашние семейные творческие работы;
  • проектная деятельность;
  • заочные путешествия;
  • развлечения;
  • исследовательская деятельность;
  • чтение и рассказывание сказок, легенд;
  • рисование узоров и орнаментов по образцу;
  • рассматривание предметов искусства, репродукций (слайдов) картин;
  • плоскостное и объёмное конструирование;
  • аппликация с использованием различных техник.

Место проведения: групповая комната.                                                                                                                                                                                                                                                                                    

 В учебном плане соблюдены нормативы максимально допустимого объема времени по реализации дополнительных общеразвивающих программ одного занятия с детьми 4 – 5 лет – 20 минут (количество часов в год 36 (академический час 20 минут)

Кадровое обеспечение реализации дополнительной общеобразовательной программы.

Программу реализует воспитатель, имеющий высшее или среднее профессиональное образование без предъявления к стажу педагогической работы.

1.2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН ___1___ГОДА ОБУЧЕНИЯ

№ п/п

Название раздела, модуля

Количество часов

Формы

контроля

Всего

Теория

Практика

1

Мой край родной. Ознакомительное занятие

1

1

1.Раздел «Мой город»

9

2

7

2

Мой город Когалым. Происхождение названия.

1

0,5

0,5

3

История возникновения

г. Когалыма

1

0,5

0,5

Викторина

4

 Когалым на карте края, страны

1

1

5

Символика города. Флаг Когалыма

1

0,4

0,6

Д/и «Собери флаг»

6

Герб и гимн

1

0,3

0,7

Д/и «Собери герб»

7-8

Достопримечательности города. Экскурсия по городу

2

0,3

1,7

9

Макет города

1

1

Практические занятия

10

Экскурсия в Краеведческий музей

1

1

2. Раздел «Коренные народы ханты»

8

2

6

11

Основные занятия хантов

1

0,3

0,7

12-13

Чум-жилище хантов. Устройство чума.

2

1

1

14-16

Конструирование чума

Создание макета «Стойбище»

3

0,2

2,8

17-18

Предметы быта хантов.

2

0,5

1,5

Выставка рисунков

3. Раздел  «Роль оленя в жизни хантов»

3

0,6

2,4

19

Кочевой образ жизни хантов.

1

0,2

0,8

20

Роль оленя в жизни хантов.

1

0,2

0,8

21

Средства передвижения.

1

0,2

0,8

Выставка поделок

4. Раздел  «Знакомство

 с народно –прикладным

 искусством»

13

3

10

22

Знакомство с одеждой хантов.

1

0,5

0,5

23- 24

Разновидности хантыйской одежды.

2

0,5

1,5

Выставка работ.

25-

26

Изготовление хантыйской куколки

2

0,5

1,5

Выставка работ.

27- 28

Виды орнаментов

2

0,5

1,5

29-

31

Изделия из ткани, меха, кожи, сукна.

3

0,5

2,5

Выставка работ.

32-

34

Бисероплетение

3

0,5

2,5

Выставка работ.

35

Игра-путешествие «Мой край родной»

1

1

36

Итоговое занятие. Диагностика

1

1

1.3. Содержание Программы

Мой край родной. Ознакомительное занятие.

Раздел 1. Мой город.

Тема 1.1. Мой город Когалым. Происхождение названия.

Теория. Происхождение названия города.

Практика. Рассматривание альбома «Мой город»

 Тема 1.2. История Когалыма.

Теория. История возникновения г. Когалыма.

Практика. Онлайн-экскурсия в прошлое Когалыма.

Тема 1.3. Когалым на карте края, страны.

Теория. Условные обозначения на карте.

Практика. Рассматривание карты края, страны.

Тема 1.4. Символика города. Флаг Когалыма.

Теория. Понятие «символика». Значение символов.

Практика. Рассматривание флага Когалыма. Изготовление флага.

Тема 1.5. Герб и гимн.

Теория. История герба и гимна.

Практика. Аппликация «Герб Когалыма». Прослушивание гимна.

Тема 1.6. Достопримечательности города. 

Теория. Беседа «Наши достопримечательности»

Практика. Рассматривание альбома.

Тема 1.7. Экскурсия по городу.

Теория. Рассказы о достопримечательностях.

Практика. Экскурсия по городу. Посещение достопримечательностей.

Тема 1.8. Макет города.

Теория.

Практика. Создание макета города (проект). 

Тема 1.9. Экскурсия в Краеведческий музей.

Теория. Рассказ о возникновении города.

Практика. Экскурсия в Краеведческий музей.

Раздел 2.  Коренные народы ханты.

Тема 2.1. Основные занятия хантов.

Теория. Беседа «Основные занятия хантов»

Практика. Рассматривание иллюстраций.

Тема 2.2. - 2.3. Чум-жилище хантов. Устройство чума.

Теория. Рассказ «Что из себя представляет чум».

Практика. Показ иллюстраций.  Рассматривание макета чума.

Тема 2.5 -2.7. Конструирование чума. Создание макета «Стойбище».

Теория.

Практика. Конструирование чума из шестов. Создание макета «Стойбище».

Тема 2. 8 – 2.9. Предметы быта хантов.

Теория. Назначение предметов быта.

Практика.  Рассматривание иллюстраций, предметов. Раскрашивание раскрасок.

Раздел 3.  Роль оленя в жизни хантов.

Тема 3.1. Кочевой образ жизни хантов.

Теория. Рассказ об образе жизни хантов.

Практика. П/И "Ловля оленей". Лепка оленя из пластилина.

Тема 3.2. Роль оленя в жизни хантов.

Теория. Беседа «Роль оленя в жизни хантов».

Практика. Рисование на тему «Стадо оленей». Чтение сказок.

Тема 3.3. Средства передвижения.

Теория. Средства передвижения.

Практика. Вырезание нарт из картона. П/И «Прыжки через нарты».

Раздел 4. Знакомство с народно –прикладным искусством.

Тема 4.1. Знакомство с одеждой хантов.

Теория. Одежда хантов.

Практика. Рассматривание альбома.

Тема 4.2. -4.3. Разновидности хантыйской одежды.

Теория. Рассказ о разновидностях одежды.

Практика. Аппликация из цветной бумаги.

Тема 4.4.-4.5. Изготовление хантыйской куколки.

Теория. Обсуждение последовательности работы и используемых материалов.

Практика. Изготовление хантыйской куколки.

Тема 4.6. -4.7. Виды орнаментов.

Теория. Орнаменты хантов и их значение. 

Практика. Рисование орнаментов.

Тема 4.8.-4.9. Изделия из ткани, кожи, меха.

Теория. Изделия хантов.

Практика.  Показ иллюстраций. Аппликация из ткани, меха, кожи.

Тема 4.10-4.11.- Бисероплетение.

Теория. Бисер как материал для рукоделия.

Практика.  Плетение браслета.

Раздел 5. Итог.

5.1. Игра-путешествие «Мой край родной»

5.2. Диагностика.

1.4. Планируемые (ожидаемые) результаты:

После проведения каждого этапа работы кружка предполагается овладение детьми определенными знаниями, умением, навыками.

Ожидаемые результаты.

Дети должны:

  • знать  историю возникновения города, его достопримечательности;
  • иметь знания о символике родного города;
  • иметь представления о быте и культуре коренных народов;
  • иметь понятия об  основных элементах и видах  декоративно - прикладногo искусства;
  • уметь делать хантыйскую игрушку;
  • плести простые изделия из бисера;
  • составить северный орнамент из разных материалов;
  • уметь самостоятельно играть в хантыйские игры.

1.5. Формы аттестации (контроля) и оценочные материалы

(Федеральный закон №273-ФЗ, ст. 2, ч.2, п.9).

           

В целях отслеживания динамики  достижений детей предусмотрена система мониторинга:

- первичная диагностика (выявление стартовых условий, проблем развития и достижений ребенка) – октябрь.

- итоговая диагностика (оценка степени решения поставленных задач) – май.

Мониторинг освоения дополнительной программы проводится педагогом на основе наблюдений и анализа продуктов детских видов деятельности (заполняются таблицы).

Оценка уровня развития:

Низкий уровень – 1 балл.

Объём представлений о коренных народах незначителен, ребенок не может называть предметы одежды и обихода хантов. Знания о достопримечательностях города, истории его возникновения, символике города отсутствуют. Интерес к продуктивной деятельности не постоянен, эмоциональные реакции слабо развиты.

Средний уровень – 2 балла.

Ребёнок узнаёт и называет предметы одежды и утвари хантов с помощью педагога. Знает некоторые традиции коренных народов, определяет орнаменты. С трудом называет символику города. Интересы и желания неустойчивы. Интерес к продуктивной деятельности носит более постоянный характер.

Высокий уровень – 3 балла.

       Хорошо знает историю возникновения города, ее символику, знает достаточно большое количество достопримечательностей. Знаком с обычаями и традициями хантыйского народа, ориентируется в декоративно-прикладном искусстве. Успешно занимается продуктивной деятельностью.

 Критерии оценивания:

  • есть знания о родном городе Когалыме и истории его возникновения;
  • знаком с понятиями большая и малая Родина;
  • знает об официальной символике города – флаге, гербе, гимне;
  • имеет представления о достопримечательностях города;
  • знаком с образом жизни коренного народа ханты, с их бытом и традициями;
  • имеет представление о хантыйском праздничном и повседневном национальном  костюме;
  • имеет представление об орнаментах хантов и их значении;
  • знаком с основными направлениями декоративно-прикладного искусства коренного народа;

Раздел 2. Организационно-педагогические условия реализации Программы.

2.1. Календарный учебный график

Учебный период

Количество учебных недель

Продолжительность каникул

Мониторинг

01.09.22– 31.05.23

36 недель

30.12.22 – 09.01.23

Первичная – сентябрь.

Итоговая диагностика – май.

2.2 Условия реализации программы

  1.  Материально-технические условия реализации Программы. 

Материалы и пособия:

  • столы, стулья
  • дидактические и наглядные пособия;
  • современные средства ТСО;
  • методическая литература;
  • репродукции картин;
  • художественная литература;
  • карты, атласы;
  • альбомы «Символика города, края, страны», «Ханты и манси», «Когалым», «Улицы нашего города», «Орнаменты»;
  • цветная бумага, картон, пластилин, краски, карандаши;
  • бисер, кожа, мех, ткань;

  1. 2.3. Методические материалы (Федеральный закон №273-ФЗ, ст. 2, ч.2, п.9).
  2. Методы и приемы работы, используемые в данном направлении:
  3.  Традиционные методы:
  4. Словесные:
  5. Рассказы воспитателя.
  6.  Основная задача этого метода – создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях. Рассказ воздействует на ум, чувства и воображение детей, побуждает их к обмену впечатлениями.
  7. Рассказы детей (дети обсуждают результаты продуктивной деятельности; делятся впечатлениями от экскурсии в музей, в библиотеку; составляют небольшие рассказы о достопримечательностях города, и т. д.)  Этот метод направлен на совершенствование знаний и умственно – речевых умений детей.
  8. Беседы («Достопримечательности Когалыма», «Изделия прикладного искусства» и др). Беседы применяются для уточнения, коррекции знаний, их обобщения и систематизации.
  9. 2. Практические
  10. (продуктивная деятельность детей)
  11. 3.Игровые
  12. (дидактические, подвижные игры, игры-забавы, театрализованные игры)
  13. 4. Наглядные методы
  14. (показ иллюстраций)
  15. 5.Инновационные методы:
  16. - Метод игрового проблемного обучения заключается в проигрывании на занятиях и в совместной деятельности с детьми проблемных ситуаций, которые стимулируют познавательную активность детей и приучают их к самостоятельному поиску решений проблемы.
  17. -Применение компьютерных и мультимедийных средств обучения стимулирует познавательный интерес дошкольников. Намного интереснее не просто послушать рассказ воспитателя о каких-то объектах или явлениях, а посмотреть на них собственными глазами. Современные средства обучения, в том числе мультимедийные средства, очень увлекательны и интересны детям.

2.4. Список литературы.

  1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой 2014г.
  2. ФГОС от 17 октября 2013 г. N 1155.
  3.  Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие – М: 2005Н.
  4.  Андреева Ф. К. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ Управление ДОУ, 2005, №1
  5.  Данилина Г. Н. Дошкольнику – об истории и культуре России. -М; АРКТИ,2003
  6. Дмитриенко З. С, Ветохина А. Я. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Методическое пособие-СПб; «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО» «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2009
  7. Зеленая Н. Г., Осипова Л. Е. Мы живём в России. М., «Скрипторий»,2008
  8. Маханева М. Д. Нравственно- патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. – М, АРКТИ, 2004
  9.  Форталева Н. П. Экскурсии – средство приобщения детей к истории родного края. Управление ДОУ-2005,№1
  10. Соболева И. Любить малую родину. // Дошкольное воспитание 2005 №10.
  11. М. Маханева «Театрализованные занятия в д/с»
  12. О.Князева, М.Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
  13. Лисенко О. Региональный компонент в дошкольном образовании // Дошкольное воспитание. 2009. - № 3 – С. 60 – 64.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музейное краеведение в ДОУ на примере создания мини-музея "Краевед" в подготовительной группе

В статье представлен опыт работы по созданию краеведческого мини-музея  в подготовительной группе детского сада.  Даны рекомендации по организации работы в мини-музее с детьми дошкольного во...

Рабочая программа кружка «Юный краевед»

   Одним из важных этапов работы с детьми по социальному развитию является формирование накопления жизненного опыта о своём ближайшем окружении, усвоения принятых норм поведения и при...

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами краеведо – туристской деятельности

Презентация на тему "Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами краеведо – туристской деятельности" Из опыта работы...

Конкурс-викторина "Юные краеведы"

Закрепление знаний детей о родном городе...

дополнительная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности "Маленькие краеведы"

«Маленькие краеведы» дополнительная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности для детей 5-7 лет...

Духовно - нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством кружковой работы "Юные краеведы".

Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Эта наша с вами главная задача, потому что мы ответственны ...

Кружок "В гостях у деда Краеведа!"

Перспективный план кружка...