Консультация для педагогов «Влияние сказки на развитие ребенка»
консультация (старшая группа)
Дошкольный возраст – возраст сказок. Это наиболее доступный детям литературный жанр. Трудно представить себе дошкольное детство без сказок. Рассказывание любимой сказки – наиболее доступный детям вид речевой деятельности. Если старший дошкольник не может самостоятельно рассказать сказку, это уже свойство неблагополучия в речевом развитии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitatelya_1.docx | 19.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 91 Красносельского района Санкт-Петербурга
(ГБДОУ детский сад № 91 Красносельского района Санкт-Петербурга)
Консультация для воспитателей
«Воспитание сказкой»
Подготовила: воспитатель
Щепелина Надежда Максимовна
Г. Санкт-Петербург 2022
Консультация для педагогов «Воспитание сказкой»
Прекрасен сказок мир воздушный- к нему с младенчества привык, мне мил и дорог простодушный, животворящий их язык. (К. М. Фофанов.)
Наиболее распространенный вид устного народного творчества - сказки. Талантливые и популярные художники слова в народной среде обыкновенно собирали самых разнообразных слушателей - от стариков до маленьких детей. Особенности их искусства заключалась в том, что оно привлекало всех, независимо от возраста. До нас дошли только те сказки, которые выдержали испытание временем в силу своих высоких художественных качеств.
Чтобы привлечь внимание слушателей, в некоторых сказках применяются присказки или заставки. Присказка, как правило, несвязанна с содержанием сказки. Вот пример присказки: «Из-за лесу с крутых гор едет дедушка Егор. Сам на кобылке, жена на коровке, дети на телятках, внуки на щенятках. Съехали с гор, развели костер, кушают кашку, слушают сказку».
Необычность, юмористический характер такого вступления сразу привлекает внимание детской аудитории. Встречающиеся в народной сказки концовки, вроде «сейчас они в этой избушке живут, нас с тобой в гости ждут», то же играют свою роль. Они как бы помогают слушателям примериться с тем, что интересная сказка кончена. Присказки и концовки не являются непременной принадлежностью всех сказок для детей, тем не менее, они свидетельствуют о мудрости и чуткости народных педагогов, тонко учитывающих психологию маленького ребенка.
Признак настоящей сказки – хороший конец. Это дает ребенку чувство
психологической защищенности. Чтобы не происходило в сказке, все
заканчивается хорошо. Оказывается, что все испытания, которые выполи на
долю героям, были нужны для того, чтобы сделать их более сильными и
мудрыми.
С другой стороны, ребенок видит, что герой, совершивший плохой
поступок, обязательно получит по заслугам. А герой, который проходит
через все испытания, проявляет свои лучшие качества, обязательно
вознаграждается. В этом заключается закон жизни: как ты относишься к
Миру, так и он к тебе!
С каждым годом найти общий язык взрослому и ребенку становится все труднее, все хуже они понимают друг друга. И сказка- это сегодня, пожалуй, один из немногих оставшихся способов объединить взрослого и ребенка, дать им возможность понять друг друга. В рамках реализации задач дошкольного образования – сказка это удивительный метод, способный сделать процесс интеграции образовательных областей легким и непринужденным. Существует ряд методик работы со сказкой.
Я в своей работе за основу взяла методику Л. Б. Фесюковой «Воспитание сказкой: для работы с детьми дошкольного возраста». Эта универсальная методика работы со сказкой развивает образное и логическое мышление ребёнка, его творческие способности, знакомит детей с миром природы, помогает решить, условно, семь задач: нравственный урок, воспитание добрых чувств, речевая зарядка (развитие речи, развитие мышления и воображения, сказка и математика, сказка и экология, сказка развивает руки.
В своей работе с детьми можно использовать два варианта знакомства
ребенка со сказкой:
1 Сказка для чтения,
2 Сказка для театрализации.
Одно из главных условий рассказа сказки - это эмоциональное отношение взрослого к рассказываемому. При рассказе от педагога требуется выражения подлинных эмоций и чувств, так как дети очень тонко чувствуют преувеличение и фальшь. Педагог во время чтения или рассказа должен стоять или сидеть перед детьми так, чтобы они могли видеть его лицо, наблюдать за мимикой, выражением глаз, жестами, так как эти формы проявления чувств дополняют и усиливают впечатления от прочтения.
Важно не читать, а рассказывать, так как необходимо видеть лицо ребенка, его жесты, мимику, как они изменяются в процессе слушания. Наблюдая за ребенком, можно заметить, какие моменты его взволновали. По мере развития сюжета сопереживания героям у детей усиливается, появляется эмоциональная оценка событий. Этот процесс вызывает у многих детей необходимость общаться друг с другом, делиться своими переживаниями и оценками. Не следует делать детям замечания, призывать сидеть тихо.
Это может помешать им полноценно переживать события сказки и замаскирует многие эмоциональные оценки. Когда дети ведут себя активно, высказываются, радуются и предаются печали, их эмоции и направленность чувств обычно не вызывает сомнений.
Особый всплеск эмоции вызывает общение персонажа сказки с детьми, когда он ищет у детей поддержки, просит совета. От лица героя, педагог подводит к решению проблемы. Дети вместе с героем ищут альтернативные способы действия, спорят с ним или соглашаются, предлагают свои решения.
Чтобы ребенок полностью прожил, прочувствовал сказку, нужно, чтобы она была отражена во всех видах деятельности ребенка, чтобы он жил в ней какое- то время. Используя сказочные сюжеты, сказочные мотивации в разных видах деятельности, можно успешно развивать творческий потенциал детей дошкольного возраста.
Особое значение для развития процесса воображения имеют сюжетно-ролевые игры. С помощью игры и сказки значительно легче привить ребенку
определенные навыки, научить ладить с другими детьми и взрослыми.
Руководство педагога во время игры, как правило, не носит обучающего характера. Завершающим этапом работы со сказкой является драматизация.
Драматизация, в данном случае, как один из видов театрализованной деятельности детей дошкольного возраста, целью которой является раскрепощение каждого вовлеченного в неё ребенка как актера.
В любом случаи, драматизируя сказку, дети проигрывают её сюжет, принимают на себя роли сказочных героев, действуют в их образе.
Драматизируя сказку, дети, как правило, знают, что и кого они изображают, но не всегда знают, как это нужно делать. В результате может возникнуть неудовлетворенность ребенка своими действиями, разочарование, потеря интереса к драматизации и к сказке в целом. В связи с этим возникает необходимость научить детей способом воплощения и передаче сказочного образа, сформировать навыки использования средств выразительности образа на сцене (речевая и интонационная выразительность, пантомима: жест, поза, походка, мимика и др.)
Здесь помогают дидактические игры, например: «Посмотри и повтори», «Вспомни и воспроизведи», «Узнай, чей это жест», «Кто как двигается».
А теперь, уважаемые педагоги и мы с вами немного поиграем.
1 Игровое упражнение «Узнай и назови»
Среди сказок есть такие, которые написали писатели и поэты.
- «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - А. С. Пушкин
- «Конек-горбунок» - П. П. Ершов
- «Дюймовочка» - Г. Х. Андерсен
-«Цветик-семицветик»- В. П. Катаев
- «Айболит» - К. И. Чуковский
2 Дидактическая игра «Найди рифму»
Хочу предложить вам найти рифмы к словам, которые я вам назову.
Напомните мне, пожалуйста, что такое рифмы? Правильно, это такие
созвучия в конце строк стихов, которые делают стихи гармоничными и
красивыми.
Колобок – румяный бок
Лягушка – квакушка
Буратино - картина
Медведи – соседи
Кувырком – верхом
Кит – спит
Царица- девица
Великан –океан
Утка – шутка
Мышка – книжка
3 Игра «По страничкам любимых сказок»
А сейчас перелистаем странички любимых сказок, проверим, как вы их
помните. За самый бы
- Кто прогнал лису из сказки «Заюшкина избушка»? (Петух)
- Кто во всём помогал Крошечке - Хаврошечке? (Коровушка)
- Какая по счету песенка Колобка оказалась последней? Почему? (Четвертая,
лиса съела Колобка)
- Кто в сказке К. Чуковского купил самовар? (Муха)
- Кому непременно надо было попасть в Лимпопо? (Айболиту)
- Назовите транспорт Бабы-яги (Метла, ступа)
- Почему Иванушка превратился в козленочка? (Напился воды из следа от
козьего копытца)
- Кто спас Красную шапочку? (Довосеки)
- Первая книга Буратино? (Азбука)
- Какого цвета волосы у Мальвины? (Голубые)
- Кто вырос из гадкого утёнка в сказке Андерсена? (Прекрасный лебедь)
- Из чего Фея сделала карету для Золушки? (Из тыквы)
- Что потеряла потеряла Золушка на балу? (Туфельку)
- Что попало в глаз Каю в сказке «Снежная Королева» (Осколок зеркала)
- Что в сказках закатывают на весь мир (Пир)
В заключении:
Без сказки у ребенка нет ни мечты, ни волшебной страны, где сбываются все желания. Сказка позволяет ребенку, да и взрослому пофантазировать. Кто есть я? Каким бы я хотел себя видеть? Как я сам вижу себя через волшебное зеркало, позволяющее разглядеть все вокруг не только глазами, но и сердцем? Что бы я сделал, обладай волшебством? Через сказку ребенок может понять законы мира, в котором он родился и живет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Влияние загадок на речевое развитие дошкольников"
Консультация для педагогов...
Консультация для педагогов "Влияние дидактических игр на развитие речи ребенка".
Влияние дидактических игр на развитие речи ребенка. «Игра- это искра, зажигающая огонёкпытливости и любознательности».В. А. Сухомлинский. Одной из ведущих задач, которую решают д...
Консультация для педагогов "Влияние игровой деятельности на развитие личности ребенка"
В дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра является ве¬дущей деятельностью, а общение становится частью и условием ее. В этом возрасте приобретается тот сравнительно устойчивый внутренний мир, кот...
Консультация для педагогов «Влияние фольклора на эмоциональное развитие детей дошкольного возраста»
Консультация составлена для педагогов на основе изученной литературы по теме «Влияние фольклора на эмоциональное развитие детей дошкольного возраста»...
Консультация для педагогов "Влияние наглядного моделирования на развитие связной речи детей дошкольного возраста"
Данная консультация позволяет повысить компетентность у педагогов в вопросах развития связной речи. Доступность, краткость,схематичного изложенного материала помогает у детей повысить позн...
Консультация для педагогов: "Влияние пальчиковых игр на речь ребенка"из опыта работы
Консультация для педагогов "Влияние пальчиковых игр на речь ребенка" из опыта работыПальчиковые игры развивают мозг ребенка.стимулируют развитие речи,творческую способность детей.Простые упр...
Консультация для педагогов: "Влияние музыки на всестороннее развитие ребенка"
Консультация музыкального руководителя дя воспитателей ДОУ...