Консультация для педагогов "Влияние загадок на речевое развитие дошкольников"
консультация на тему
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 6 «БУРАТИНО»
ЮЖНОУРАЛЬСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
________________________________________________________________________________
457040, Россия, Челябинская область, г. Южноуральск, ул. Парковая, 3А, ул. Куйбышева, 15
тел. 8(35134)4-32-21, тел/факс 8(35134)4-20-12, e-mail:buratino.58@mail.ru, http://caduk.caduk.ru
ОКПО 71695709, ОГРН 10474111000614, ИНН 7424021261, КПП 742401001
Консультация для педагогов
«Влияние загадок на речевое развитие дошкольников»
Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста.
Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Загадки не спутаешь ни со скороговоркой, ни со считалочкой.
О влиянии загадок на развитие речи детей-дошкольников.
Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Загадки способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста.
Загадки обогащают словарь, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова, помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.
Загадки развивают в ребенке догадливость, сообразительность. Ведь загадка указывает на особые признаки и свойства, которые присущи только загадываемому предмету. Она основана на сходстве и отрицании сходства между предметами. Это свойство загадки вводит ребенка в размышление о связях между явлениями и предметами окружающего мира, а также об особенностях каждого предмета и явления.
Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения.
Загадки - отличным приемом дидактического воздействия на детей. В своей работе я предлагаю детям загадки в начале занятий, наблюдений, бесед. В подобных видах работы загадка вызывает интерес и дает повод для более подробного разговора об интересующем объекте или явлении.
Но загадки можно использовать не только в начале, а также и в процессе деятельности и в ее завершении. Загадка может служить при этом своеобразным завершением и обобщением процесса деятельности, помогая закрепить в сознании детей признаки предмета. Этот прием помогает конкретизировать представления детей о характерных свойствах предмета или явления. Таким образом, загадки помогают детям понять, как, емко и красочно, по-разному используя языковые средства, можно сказать об одном и том же.
Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой словесно-логическую задачу. Отгадать загадку – значит ответить на вопрос, т.е. совершить сложную мыслительную операцию. Предмет, о котором идет речь в загадке, скрыт, зашифрован и способы его расшифровки различны.
Коррекционно-развивающие возможности загадки многообразны. Наиболее важны из них:
• воспитание находчивости, сообразительности, быстроты реакции;
• стимуляция умственной активности;
• развитие мышления, речи, памяти, внимания, воображения;
• расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире;
• развитие сенсорной сферы.
Тематика загадок для детей младшего дошкольного возраста ограничена их небольшим жизненным опытом. Это загадки о предметах, с которыми ребенок сталкивается в быту, которые оказывают на него эмоциональное воздействие (игрушки, домашние животные, предметы обихода, продукты питания). В загадках названы яркие, характерные признаки, качества и свойства предмета (цвет, форма, величина, голос животного, чем он питается, повадки и т.д.). Младшим дошкольникам можно предложить рифмованные загадки, в которых отгадка рифмуется с текстом загадки.
Детям среднего дошкольного возраста предлагается более широкая тематика загадок: о домашних и диких животных, об одежде, о продуктах, о явлениях природы, о транспорте и т.д. Характеристика предмета загадки может быть дана полно, подробно, как «мини-рассказ» о предмете. Рекомендуются загадки с простыми сравнениями и прозрачными метафорами.
В работе с детьми старшего дошкольного возраста можно использовать загадки разнообразной тематики: явления природы, предметы обихода, орудия труда, средства передвижения, связи, спорт, человек, и т.д. Детям предлагаются более сложные виды логических задач: сравнение, исключение, сопоставление и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/28/picture-488444-1411911125.jpg)
Консультация для воспитателей "Факторы успешного речевого развитие дошкольников"
Консультация "Факторы успешного речевого развитие дошкольников"...
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/10/picture-426268-1397150706.jpg)
«Влияние загадок на речевое развитие дошкольника»
Влияние загадки на всестороннее развитие ребенка....
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/18/picture-1071339-1539855007.jpg)
Консультация для педагогов дошкольных учреждений «Речевое развитие дошкольника. Технология речевого развития»
Общение – актуальная проблема, волнующая умы человечества, исследованием которой занимались А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов, М.И. Лисина, Б.Ф. Ломов....
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/15/picture-325311-1410803411.jpg)
Консультация для родителей "Использование загадок в речевом развитии дошкольников"
Данная консультация направлена на то, чтобы показать родителям дошкольников важность использования загадок в речевом развитии дошкольников....
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/24/picture-470099-1422112596.jpg)
«Влияние загадок на речевое развитие дошкольников»
Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой впредельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерныепризнаки предметов или явлений. Загадки не спутаешь ни со...