Консультация для педагогов: "Влияние пальчиковых игр на речь ребенка"из опыта работы
консультация (подготовительная группа)
Консультация для педагогов "Влияние пальчиковых игр на речь ребенка" из опыта работы
Пальчиковые игры развивают мозг ребенка.стимулируют развитие речи,творческую способность детей.Простые упражнения могут убрать напряжение,расслабить мышцы всего тела,улучшить произношение звуков.Чем лучше работают пальчики,тем лучше говорит ребенок.Проблема развития речи остро стоит в дошкольном учреждении.И решить её можно с помощью развития мелкой моторики пальцев рук.Игра-это способ развития речи и мышления детей,она доставляет детям огромное удовольствие,радость.а радость-это средство для стимуляции активного восприятия речи.
Игра пальчиками,как спектакль,который ребенок обыгрывает сидя или стоя.Артисты-его пальчики.Как "артист" себя поведет,весело или грустно,интересно и игриво зависит интонация воспитателя.Я в группе создала и разработала Программу кружка "Пальчики помогают говорить" с использованием артикуляционной гимнастики,художественных произведений,физкультурных минуток.
Пальчиковые игры развивают и эстетическое творчество детей.Дети сами выбирают краску,смешивают её и подбирают дополнительный материал(шнурочки,пуговицы,крупу,стразы). Делятся впечатлениями,размышляют,фантазируют.Придумывают свои стихотворные формы по прочитанным произведениям.
В младших группах дети веселятся при выполнении пальчикоых игр,обретают бодрость от полученного впечатления ,а в старших с увлечением учатся,занимаются.
Пальчиковые игры-это здоровье,воздействие на кожные покровы кистей рук ,где много точек связанныных с другими органами.
Цель пальчиковых игр переключить внимание,улучшить координацию и мелкую моторику и воздействие на умственное развитие ребенка.Постукивание подушечек пальцев,растирание,поглаживание,круговыми движениями ладонями,массаж предплечья несет ребенку позитив и здоровье. А некоторые движения требуют-движения обех рук,что позволяет детям ориентироваться в пространстве "вправо-влево","вверх-вниз","вперед-назад".
Я представила работы детей,занимающихся в кружке "Пальчики помогают говорить".
При выполнении некоторых объемных поделок,ребенок выполняет определенные манипуляции пальчиками(сжимает бумагу,расправляет её,складывает к середине,создает объемную первоначальную поделку,которую потом предстоит ему раскрасить и украсить по своему желанию.Далее я рассказываю о массаже,и его эффективности в работе с детьми.Привожу пример занятия в зимний период.Эффект растирания,вибрация,похлапывания,покалачивания,оказывает воздействие на нервную систему ребенка,повышает мыщечный тонус.
К пальчиковым играм относятся игры с пластилином,камешками,горошком,пуговицами,стразами.Всё это помогает ребенку владеть своими главными помощниками-пальчиками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pal.igra_.docx | 918.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов: «Влияние пальчиковых игр на речь ребенка» из опыта работы
Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит.
В наше время, всё чаще сталкиваемся с проблемой, что плохо развита речь детей, поэтому многие заинтересованы этой проблемой. Для этого в дошкольном учреждении имеются разные виды направлений для развития речи детей. Один из них – это развитие мелкой моторики рук.
Пальчиковые игры детям нравятся, дети занимаются с желанием, они стали более внимательными, с удовольствием выразительно повторяют слова стихотворений.
Игра — один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность. Интересно, что совсем маленькие дети, даже играя в одиночку, часто высказывают свои мысли вслух, тогда как ребята, более старшего возраста играют молча.
Организованные игры, в том числе и пальчиковые, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. Они увлекают малышей и приносят им радость. Со слов взрослых дети могут многое запомнить и воспроизвести, надо только несколько раз повторить текст.
В нашем дошкольном учреждении большое внимание уделяют развитию речи детей.
Для развития речи детей я создала и разработала Программу кружка «Пальчики помогают говорить», использую в своей работе пальчиковые игры, элементы артикуляционной гимнастики, читаю детям художественные произведения(стихи или загадки в соответствии с темой недели)
Пальчиковые игры могут стать прекрасным средством начального эстетического воспитания. Дети, в процессе изготовления поделки из мятой бумаги подбирают соответствующие цвета, комбинируют, моделируют, смешивают, фантазируют, делятся впечатления друг с другом, придумывают разные стихотворные формы по прочитанным стихам или физкультурным минуткам.
Веселятся и раскрывают новые свои качества характера, чем заинтересовывают друг друга.
Любая пальчиковая игра проходит весело, дети представляют себя, например, в роле маленькой хрюшки, или веселой серенькой мышкой и т. д. Не стоит забывать, что все дети — фантазеры. Они легко перевоплощаются и свободно принимают все условности театрального действа. На основе своих собственных, еще небогатых, познаний о жизни малыши начинают судить о достоинствах и недостатках героев маленьких стихотворений, и это доставляет им удовольствие.
Если дети с помощью воспитателя уже в младшем дошкольном возрасте научатся веселиться, обретут бодрость, хороший настрой, это обязательно усилит их способность получать удовольствие от жизни в будущем. Состояние веселья пробуждает чувство радости от общения с другими ребятами, способствует укреплению здоровья и лучшему духовному развитию.
«Если мы хотим, чтобы жизнь доставляла радость, этого нужно добиваться самим, привнося радость в нашу жизнь»-так писал автор книги «Все радости мира», Герхард Бранстер
Кроме того, пальчиковые игры сами по себе дарят нашим детям здоровье, так как при этом происходит воздействие на кожные покровы кистей рук, где находится множество точек, связанных с теми или иными органами.
Большое значение в пальчиковых играх имеет разнообразие стихотворных строчек. Именно они помогают поддерживать интерес детей к веселым физкультминуткам.
Главная цель пальчиковых игр — переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у детей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь.
Любые приемы — постукивания подушечками пальцев, растирание, поглаживание основания пальцев, круговые движения по ладоням, легкий массаж предплечья — несут ребенку только здоровье.
Можно организовать пальчиковую игру таким образом, чтобы дети разминали руки друг другу. Некоторые упражнения требуют участия обеих рук, что позволяет детям научиться ориентироваться в таких понятиях, как «вправо-влево», «вверх-вниз», «вперед-назад».
Годовалые дети легко воспринимают пальчиковую игру, выполняемую одной рукой, а трехлетние уже умеют играть двумя руками. Малыши четырехлетнего возраста способны участвовать в играх, где несколько событий сменяют друг друга, а старшим ребятам можно предложить изготовить объемные поделки из мятой бумаги.
«Гроздь винограда», «Осеннее дерево». «Пион в вазе», «Бабочка»
Массажные движения создают благоприятные условия для мышечной деятельности, ускоряя передачу нервного возбуждения от одних элементов к другим. При выполнении некоторых объемных поделок, ребенок выполняет определенные манипуляции пальчиками: сжимает бумагу, расправляет ее, складывает к середине, создавая шар. Дети меня спрашивают меня: «Для чего бумагу мять? Если потом ее потом расправлять!» Мятая бумага мягкая и податливая, она безопасная для нас. Из нее можно изготовить какие хочешь поделки.
В зависимости от темпа проведения массаж может быть быстрым, средним и медленным. В первом случае повышается возбудимость нервной системы. При медленном массаже она, напротив, снижается. Если приемы выполняются в среднем темпе, обеспечивается успокаивающий эффект. Любой массаж снимает утомление, повышает физическую и умственную активность, вызывает легкость и бодрость. Посмотрите на одно из занятий проведенное в зимний период.
Тема недели «Снеговики»
Цель: Учить детей делать снеговиков из мятой бумаги своими руками.
Задачи: Задача: Побуждать детей на разговор по сюжету, вспомнить какие было ощущение, настроение при постройке снеговика) Учить детей делится своими впечатлениями. Развивать монологическую и диалогическую речь.
Пособия и материалы
Лист картона белого цвета, (с выполненной рамкой), лист бумаги А4 Снегурочка б/у кисточки-для клея, самоклеящиеся стразы, веревочка, фломастеры
Артикуляционная гимнастика
«Трубочка», «Барабан», «Парус», «Обезьянка»
Физкультурная минутка
Раз-рука, два-рука- лепим мы снеговика.
Мы скатаем снежный ком.
Вот такой,
а потом поменьше ком, вот такой,
А наверх поставим мы
Маленький комок.
Вот и вышел снеговик
Очень милый толстячок!
Снег метлою разметая,
Шагает наш снеговичок
Нос морковку задирает,
И снежинки раздувает.
Загадки
Человечек непростой:
Появляется зимой,
А весною исчезает,
Потому что быстро тает. (Снеговик)
Стихи для чтения детям
Нос – морковка, уголь – глазки,
Снеговик из детской сказки!
Руки – ветки, рот – конфета,
Пусть стоит теперь до лета! ***
Он не мал и не велик,
Снежно белый снеговик.
У него морковкой нос,
Очень любит он мороз,
В стужу, он не замерзает.
А весна приходит – тает.
Что же делать, как же быть?
Как его нам сохранить?
Может белый холодильник,
Для снеговика купить?
В кружковой работе учувствуют ещё и дети с миграционной историей, которым занятие помогает раскрыться, куда- то пропадает их застенчивость, скромность, скрытость. А поделки этих детей радуют глаз!
В пальчиковых играх одним из основных массажных приемов является поглаживание. Его следует выполнять ритмично, спокойно, свободно и легко скользя по коже кончиками пальцев или ладонью. Поглаживания могут быть прямолинейными, спиралевидными, зигзагообразными, попеременными, продольными, кругообразными и комбинированными. Кроме того, применяются щипцеобразные, гребнеобразные поглаживания и просто глажение.
Другим основным массажным приемом в пальчиковых играх считается растирание. В отличие от поглаживания при этом производится определенное давление на поверхность, и рука не скользит по ней, а как бы немного сдвигает кожу, образуя впереди складку. Растирание выполняется подушечками пальцев или ладонью и также бывает зигзагообразным, спиралевидным и прямолинейным.
Весьма полезным массажным приемом в пальчиковых играх является вибрация, к которой относятся похлопывание, поколачивание, встряхивание, потряхивание и т. д. Она оказывает сильное воздействие на нервную систему. Так, слабая вибрация повышает мышечный тонус, а сильная снижает повышенный тонус и снимает нервную возбудимость.
В процессе пальчиковых игр большое внимание уделяется массажу самих пальцев. При этом применяется несколько видов растирания: кругообразное подушечками пальцев, кругообразное ребром ладони, спиралевидное основанием ладони, зигзагообразные и прямолинейные , закручивание бумаги в трубочку-оформление мелких деталей работы
Тема недели: «Сделай что хочешь»
Цель: Развивать самостоятельность в изготовлении поделок из мятой бумаги.
Задачи: Побуждать детей на разговор по сюжету, чтобы бы они хотели сделать? Учить детей делится своими впечатлениями. Развивать монологическую и диалогическую речь.
Пособия и материалы
Лист картона белого цвета, (с выполненной рамкой), лист бумаги А4 Снегурочка б/у кисточки-для клея, краски, гуашь или акварельная краска самоклеящиеся стразы, веревочка, фломастеры.
Артикуляционная гимнастика
«Парус», «Иголочка» «Автомат»
Стихи для чтения детям
Есть в небе звёздочка одна...
Есть в небе звёздочка одна,
Какая – не скажу,
Но каждый вечер из окна
Я на неё гляжу.
Она мерцает ярко так!
А в море где-нибудь
Сейчас, наверное, моряк
По ней сверяет путь.
Чёрный бархат неба
Звёздами расшит.
Светлая дорожка
По небу бежит.
От края и до края
Стелется легко,
Как будто кто-то пролил
По небу молоко.
Но нет, конечно, в небе
Ни молока, ни соку,
Мы звёздную систему
Свою так видим сбоку.
Так видим мы Галактики
Родной далёкий свет –
Простор для космонавтики
На много тысяч лет.
Над Землёю ночью поздней,
Только руку протяни,
Ты ухватишься за звёзды:
Рядом кажутся они.
Можно взять перо Павлина,
Тронуть стрелки на Часах,
Покататься на Дельфине,
Покачаться на Весах.
Над Землёю ночью поздней,
Если бросить в небо взгляд,
Ты увидишь, словно гроздья,
Там созвездия висят.
Над Землёю ночью поздней,
Только руку протяни,
Ты ухватишься за звёзды:
Рядом кажутся они.
Загадки про звезды
На черный платок
Просыпано просо.
Пришел петушок,
А склевать-то не просто. (Звёзды)
Дорогое ожерелье
Засверкало на деревьях,
Утром посмотреть пойдёшь
— Ожерелья не найдёшь… (Звёзды)
Физкультурная минутка
Над Землёю ночью поздней, (Руки вверх, в стороны, вниз)
Только руку протяни, (потянулись руки вверх)
Ты ухватишься за звёзды: (руки в кулачки сжимать)
Рядом кажутся они. (Руки перед глазами)
Можно взять перо Павлина, (ноги вместе, руки вверх, покачаться)
Тронуть стрелки на Часах, (наклон вниз, руки машут тик-так)
Покататься на Дельфине, (присесть, руки вперед)
Покачаться на Весах. (Ноги на ширине плеч, руки в стороны покачаться)
Над Землёю ночью поздней, (руки вниз, поднять голову вверх)
Если бросить в небо взгляд, (потянулись вверх, руки вверх)
Ты увидишь, словно гроздья, Там созвездия висят. (Руками берем созвездия)
К пальчиковым играм относятся, игры с пластилином, камешками и горошинами, игры с пуговками и шнуровкой, украшение работ стразами. Синтез движения, речи и музыки радует детей и позволяет проводить занятия наиболее эффективно. Все это помогает ребенку научиться быть настоящим хозяином своих ладошек и десяти пальчиков, совершать сложные манипуляции с предметами, а значит, подняться еще на одну ступеньку крутой лестницы, ведущей к вершинам знаний и умений!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей «Использование мнемотехники в развитии речи детей» (из опыта работы)
На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем....
Консультация для родителей "Значение театрализованной деятельности на развитие речи ребенка" (из опыта работы)
Нарушение речевого развития детей рассматриваются прежде всего как нарушение общения. Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребенка. Совместная со с...
Консультация для педагогов "Влияние дидактических игр на развитие речи ребенка".
Влияние дидактических игр на развитие речи ребенка. «Игра- это искра, зажигающая огонёкпытливости и любознательности».В. А. Сухомлинский. Одной из ведущих задач, которую решают д...
Консультация для педагогов "Влияние игровой деятельности на развитие личности ребенка"
В дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра является ве¬дущей деятельностью, а общение становится частью и условием ее. В этом возрасте приобретается тот сравнительно устойчивый внутренний мир, кот...
Консультация для педагогов "Влияние художественной литературы на развитие речи дошкольников".
Художественная литература - универсальное средство развития речи, поэтому ознакомление с художественной литературой имеет особое значение в системе развивающего и коррекционного обучения в логопедичес...
Консультации для педагогов : "Влияние продуктивной деятельности на развитие личности ребенка"
Влияние продуктивной деятельности на развитие личности ребенка...
Консультация для педагогов "Влияние пальцев рук на развитие речи детей"
Кончультация будет полезна не только педагогам дошкольных организаций, но и родителям. Речевые нарушения у детей, отмечают выраженную в разной степени моторнуюнедостаточность, а так же отклонения в ра...