Консультация для педагогов "Технология использования ТРИЗ с детьми дошкольного возраста"
статья

Власова Марина Борисовна

Технология ТРИЗ включает в себя огромное количество чудесных методов и приемов, помогающая нам не просто развивать в детях фантазию, логическое мышление, а желание мыслить системно, понимать суть происходящих процессов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya1.docx11.23 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов.

“Технология использования ТРИЗ в дошкольном возрасте”

         Мир детства становится предметом пристального внимания и изучения ученых и практиков. Оно концентрирует в себе и человеческую мудрость, и детскую непосредственность. Детство выступает самобытным пространством огромной части человечества, которое тесно сплетено с пространством взрослого мира, пространством маленького человека, который специфичным для его возраста способами познает мир, начиная моделировать образцы собственного поведения по эталонам взрослого, мир, возникают собственные тайны, смыслы и интерпретации, обнаруженные им в процессе взаимодействия с другими людьми. В последние годы концептуальным вопросом педагогики стал вопрос о формировании творческой личности. Но если само понятие «творческая личность» можно считать в той или иной степени определенным, то разработка единой концепции и технологии ее развития находится в стадии поиска, становления. Правда, наметившаяся ныне тенденция к идеализации образования, способствует кардинальному изменению подходов к ребенку, который перестает быть лишь объектом приложения знаний педагога и становится равноправным субъектом воспитательно-образовательного процесса. Естественно, меняется и роль взрослого в этом процессе: теперь он выступает не столько в роли чуть ли единственного источника знаний, сколько в роли «направляющего». Задача, которого овладеть разнообразными способами получения знаний, умений и навыков, необходимых для того, чтобы стать личностью – свободной, разносторонне развитой, мыслящей, способной адаптироваться к любым жизненным обстоятельствам, не пасующей перед трудностями и неудачами, т.е. творческой личностью.

Возрастающая потребность общества в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы, обусловлена ускорением темпов развития общества и, как следствие, необходимостью подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях.

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста – одно из требований, предъявляемых организации педагогического процесса в ДОУ. Пробудить заложенное в каждом ребенке созидательное начало, помочь сделать первые шаги в творчестве - задача не из легких.

Период дошкольного детства заключает в себе огромные возможности для развития творческих способностей дошкольников. Следовательно, задача ДОУ - создать такую обстановку, в которой возможно максимальное развитие качеств у ребенка. Образовательная деятельность в свою очередь, способствует реализации потребности творчества. Однако для того, того чтобы образовательная деятельность стимулировала развитие созидательных способностей ребенка, ее следует специальным образом организовывать.

В современной литературе появляется все более статей, публикаций, так или иначе затрагивающих эту тему. Правда, все они всего лишь капля в море психологических проблем, проявляющихся у педагогов и родителей в наше время, когда информация меняется каждые пять лет, а порой чаще. Нынешним детям приходится вмещать столько в свою память, что порой их молодая неустойчивая психика не выдерживает таких перегрузок. Отсюда эмоциональные срывы, подавленность. Тут уже не приходится говорить о развитие творческого потенциала, требующего бережного вдумчивого отношения, происходит непрерывная гонка за количеством знаний.

В настоящее время появилось много инновационных технологий, направленных на развитие творческих способностей. Одной из таких эффективных технологий в этом направлении, является технология ТРИЗ. Технология ТРИЗ включает в себя огромное количество чудесных методов и приемов, помогающая нам не просто развивать в детях фантазию, логическое мышление, а желание мыслить системно, понимать суть происходящих процессов.

Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед ним истину, он должен учить её сам находить. Если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать готовый ответ, наоборот надо спросить его, что он сам об этом думает. Пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ. Если же он не задает вопрос, тогда педагог должен указать на противоречие. Тем самым он ставит ребенка в ситуацию, когда нужно найти ответ, т.е. в какой то момент повторить исторический путь познания и преобразование предмета или явления.

У дошкольников (в возрасте четырех - семи лет) возникает преимущественно наглядно-образное мышление (в простейшей форме). Во многих случаях не требуется систематического практического манипулирования с объектом, но во всех случаях необходимо отчетливо воспринимать и наглядно представлять этот объект. Иначе говоря, дошкольники мыслят лишь наглядными образами и еще не владеют понятиями (в строгом смысле).

Следует отметить ещё одну особенность мышления детей рассматриваемого периода. Дело в том, что огромное количество информации, которую ребёнок не может понять на основе вербального общения со взрослыми, он легко усваивает тогда, когда эти знания даются ему в виде действий с моделями. Это подтверждается исследованиями, проведёнными Е.Л.Яковлевой. Она отмечала, что объяснение приведённого факта состоит в том, что слово, как таковое, ещё не используется ребёнком в качестве самостоятельного средства мышления.

Однако дети старшего дошкольного возраста постепенно начинают использовать в процессе решения логические формы мышления - они усваивают простейшие понятия, учатся рассуждать, делать выводы. В этом возрасте развитие образного мышления позволяет ребёнку создавать представления, лежащие в основе абстрактных понятий. Осознание ребёнком непонятности воспринимаемого, создаёт потребность объяснения и понимания явления, создавая тем самым предпосылки развития у дошкольников новых форм мыслительной деятельности - он начинает использовать мышление для познания того, что выходит за пределы его собственной деятельности.

Есть основания полагать, что при создании определённых условий можно переориентировать сознание ребёнка с конечного результата деятельности на способы её осуществления и тем самым способствовать возникновению более сложных структур мыслительной деятельности. Предполагается, что именно 6-7-летний возраст является сензитивным к усвоению обобщённых средств и способов умственной деятельности. К концу дошкольного возраста у детей формируется ряд важнейших психических новообразований, существенно изменяющих структуру интеллектуальных процессов дошкольников и способствующих возникновению элементов логического мышления.

Но следует помнить, что развитие психических процессов у ребенка не происходит непроизвольно. Огромную роль в этом процессе имеет целенаправленное педагогическое воздействие взрослого. В настоящее время в ДОУ педагоги используют разнообразные воспитательные и образовательные технологии, которые содействуют активизации процесса развития мыслительной деятельности детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование сказкотерапии с детьми дошкольного возраста

сказка является наиболее доступным материалом для развития психической деятельности ребёнка...

Использование сказкотерапии с детьми дошкольного возраста

сказка является наиболее доступным материалом для развития психической деятельности ребёнка...

Развитие связной речи с использованием моделирования с детьми дошкольного возраста

Формирование связной речи у детей относится к одной из важнейших задач работы с дошкольниками.    Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого развития...

Консультация для педагогов: "Использовании мнемотехники с детьми дошкольного возраста для развития речи"

Мнемотехника - это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации. Большое место занимает использование мнемотехники в дошкольном возрасте....

Консультация для воспитателей. Игры ТРИЗ для детей дошкольного возраста.

Детское мышление еще не способно оперировать абстрактными категориями. Обучение дошколят и первоклассников даже таким простым мыслительным операциям, как сравнение или обобщение, требует особых форм з...