Использование сказкотерапии с детьми дошкольного возраста
статья по теме

сказка является наиболее доступным материалом для развития психической деятельности ребёнка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_skazkoterapiya._hisaeva.docx19.92 КБ

Предварительный просмотр:

доклад «использование сказкотерапии»

Хисаева Айсылу Шарифзяновна

воспитатель, первая квалификационная категория

МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №105»

г. Набережные Челны  Республики Татарстан.

    Фантастический сказочный мир, наполненный чудесами, тайнами и волшебством, всегда привлекал детей. Ребенок с радостью погружается в воображаемый нереальный мир, активно действует в нем, творчески преобразует его. Но нереальным этот мир кажется только нам, взрослым. Ребенок же воспринимает все происходящее в сказке как реальность. Этого требует его внутренний мир.

Термин "сказкотерапия" у педагогов и психологов имеет положительную окраску, видимо, потому что является самым древним методом воспитания и учения. И говоря сегодня о применении сказок, мы, в первую очередь, понимаем под этим способы передачи знаний о духовном мире и социальной реализации человека, воспитательную систему, близкую природе человека.

Сказкотерапия, конечно, наиболее детский метод, потому что она обращена к чистому детскому началу каждого человека. Через восприятие сказок мы воспитываем ребенка, развиваем его внутренний мир, лечим душу, даем знания о законах жизни и способах проявления творческой силы и смекалки. Сказки, прочитанные ребенку в спокойной душевной обстановке, бессомненно, принесут пользу. Если бы у маленького Саши Пушкина не было бы такой замечательной няни, мир мог бы не увидеть впоследствии великого поэта.

К сожалению, наши дети воспитываются не столько на народных сказках, сколько на диснеевских мультфильмах. И это является большим упущением родителей в деле воспитания детей. Многие малыши не слышали ни о Колобке, ни о Красной Шапочке, ни о Репке, и очень жаль. Потому что дети, которым читают сказки, быстрее начинают говорить, и не просто выдают набор слов, а выражаются целыми предложениями на хорошем литературном языке. Поэтому очень важно бережно относится к устному народному творчеству.

Сказка является наиболее доступным материалом для развития психической деятельности ребенка. Мир сказки чудесен, он уникален и неповторим по своим возможностям. Именно сказки помогают пробудить интерес к слову.

Активно включая сказки в  занятия, я считаю, что они развивают фантазию, логику, внимание, наблюдательность, учат малышей сопереживанию. Дети не только слушают, но и сами участвуют в творческом процессе.

На «сказочных» занятиях дети учатся:

- осознавать свои чувства, эмоции, побуждения, устремления и желания;

-формировать умение расслаблять мышцы по контрасту с напряжением, различать и сравнивать мышечные ощущения;

-развивать восприятие и внимание: слуховое, зрительное и сенсорное;

- активизировать и обогащать словарный запас детей;

- развивать фразовую речь в процессе ответов на вопросы;

- развивать интонационную выразительность и силу голоса;

- развивать мелкую моторику рук;

- формировать сильный выдох и направленную воздушную струю;

- укреплять артикуляционный аппарат; и многое другое.

И как мы понимаем, именно такая работа является основой профилактики речевых расстройств у детей дошкольного возраста. 

Одни и те же упражнения, повторяющиеся из занятия в занятие, быстро надоедают ребенку. А вот если всю такую трудную и не интересную работу предоставить сказке, то все меняется: глазки блестят, и детки с интересом следят за историей и хотят обязательно помочь главному герою сюжета.

Правильность и выразительность речи зависят от многих факторов. И улучшая что-то одно, мы совершенствуем работу всего организма в целом. Если мы добиваемся заметных результатов в работе над дыханием, слуховым или зрительным вниманием, в способности детей чувствовать и понимать других, то это неминуемо благотворно скажется и на речи.

Если ребенок приучается осознавать то, что он видит, слышит, ощущает, если он пытается определить характер того, что он чувствует, то его возросшая чувствительность очень помогает логопеду в такой, например, области, как развитие фонематического слуха. Большинство детей достаточно легко начинают дифференцировать сходные по звучанию и артикуляции звуки, чувствовать ритм слова, его мелодию и структуру.

На данных занятиях дети много двигаются. В процессе активных физических действий дети самопроизвольно расслабляются, а при выполнении некоторых упражнений -   даже устают. Но мышечная усталость благоприятна для тела. Усталость мышц — это уже непроизвольное расслабление. Например, в сказке «Гуси-лебеди» дети, перевоплощаясь в птиц долго-долго «летят», делая взмах руками, удерживают их какое-то время не подвижно, опускают и опять взмах и т.д.. У них утомляются руки, и они наблюдают эту усталость в мышцах тела. Это достаточно трудно, и выдержать подобное удается лишь потому, что они — «лебеди».

Традиционно на занятиях принято уделять большое внимание (кроме речи, разумеется) активизации процессов мышления и улучшению моторики пальцев рук. Но, как правило, недостаточное внимание уделяется совершенствованию эмоционально-волевых процессов.

А между тем игры и упражнения, направленные на высокую двигательную активность, чередование состояний активности и пассивности повышают гибкость и подвижность нервных процессов, развивают моторику и координацию движений, снимают физическое и психическое напряжение, увеличивают работоспособность детей.

Почти в каждой предлагаемой сказке присутствуют специальные упражнения на тренировку дыхания. Дети учатся дышать ритмично, глубоко и спокойно. «Освобождая дыхание», они легче погружаются в состояние покоя и расслабленности.

«Проживая сказку», дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям.

Сказка служит наилучшим материалом для игры-инсценировки. Постоянно используемые в сказках этюды на выражение и проявление различных эмоций дают детям возможность улучшить и активизировать выразительные средства общения: пластику, мимику и речь.

Дети очень любят сказки, потому что в них — «естественное пространство их безграничного потенциала, потому что в них компенсируется недостаток действия в реальной жизни, потому что в них запрограммирована их взрослая жизнь» (А. Менегетти).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование сказкотерапии с детьми дошкольного возраста

сказка является наиболее доступным материалом для развития психической деятельности ребёнка...

«Сказкотерапия с детьми дошкольного возраста»

Воспитание методом " Сказкотерапия"....

Сказкотерапия с детьми дошкольного возраста.

Как важно читать детям сказки...

СБОРНИК СКАЗОК ДЛЯ СКАЗКОТЕРАПИИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Ценность сказок для психотерапии, психокорекции и развития личности ребенка заключается в отсутствии в сказках дидактики, неопределенности места действия героев и победе добра над злом, спос...

Использование сказкотерапии с детьми среднего возраста

Сказзкотерапия-один из видов здоровьесберегающих технологий....

Сборник сказок для сказкотерапии с детьми дошкольного возраста

Ценность сказок для психотерапии, психокорекции и развития личности ребенка заключается в отсутствии в сказках дидактики, неопределенности места действия героев и победе добра над злом, спос...