Тематические прогулки в дошкольном образовательном учреждении
статья

Мисник Анастасия Александровна

Встатье раскрывается содержание  тематических прогулок  в дошкольном образовательном учреждении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tematich_progulka.docx49.94 КБ

Предварительный просмотр:

Тематические прогулки

Прогулка — это педагогически организованная форма активного отдыха детей на свежем воздухе, целью которой является укрепление здоровья детей, развитие их физических и умственных способностей.

Задачи прогулки:

  • оказывать закаливающее воздействие на организм в естественных условиях,
  • оптимизировать двигательную активность детей.
  • совершенствовать ориентировку в пространстве.
  • укреплять здоровье детей, способствовать правильному физическому развитию;
  • учить детей делать самостоятельные выводы в ходе наблюдения за окружающим миром и использовать полученные знания в играх.
  • развивать мышление, память, внимание, речь, творческую активность, фантазию, восприятие и воображение.
  • формировать познавательную активность, эмоциональную отзывчивость, желание стать другом и защитником природы.
  • расширить кругозор детей.
  • воспитывать у детей активность, настойчивость в достижении поставленной цели, выдержанность в действиях, смелость посредством подвижных игр, чувство коллективизма. воспитывать у детей бережное отношение к окружающему миру.
  • совершенствовать основные виды движений.
  • способствовать познавательному, речевому, художественно-эстетическому, социально-коммуникативному развитию детей.

Пять видов тематических прогулок: прогулки-походы, развлекательные прогулки с персонажемпрогулки-события, спортивные прогулкипрогулки - трудовые акции.

  1. Прогулки - походы 

представляют собой организованный вид деятельности, в ходе которого решаются оздоровительные задачи, совершенствуются двигательные навыки и физические качества детей, удовлетворяются их познавательные потребности, воспитывается любовь и эстетическое отношение к природе. Проводить их следует с детьми старшего дошкольного возраста (5–7 лет). Можно проводить пешие прогулки на территории детского сада или за его пределами. Оптимальное количество таких прогулок две-три в год.

Прогулку-поход отличает насыщенная двигательная деятельность детей (не менее 80%).

Структура прогулки-похода

Первая часть—вводная  длительностью до 5 минут. Цель— сбор, перекличка и проведение инструктажа.

Вторая часть - движение по разработанному маршруту (до 20-40 минут).  Этот этап включает от одного до трёх (в зависимости от физической подготовленности, сезона, погоды) переходов с кратковременными (5-10 мин) привалами как  для отдыха (разные виды ходьбы, общеразвивающие упражнения, полоса препятствий, основные виды движений: метание, бег, лазание и т.д.), так и для наблюдения за интересными объектами.

Третья часть - привал – конечный пункт прогулки-похода. Место должно быть удобно для отдыха, где есть возможность, например, организовать пикник, поставить палатку, организовать игры и т.д.
В игры можно включать несколько подвижных игр или игровых упражнений, следующих одно за другим (до 15 минут). В зимний период года сокращается длительность отдыха на привалах, заменяются движения по сезону (ходьба по траве—ходьба по глубокому снегу; ходьба по узкой дорожке—ходьба «след в след»).

Четвертая часть - сбор детей и уборка территории после привала.

Пятая часть - движение группы до детского сада. Могут быть короткие остановки для отдыха и наблюдений.

  1.  Цели прогулок-развлечений – эмоциональная и психологическая разгрузка воспитанников, создание позитивного эмоционального фона, удовлетворение потребности в двигательной активности. Прогулки с персонажем хорошо использовать для мотивации воспитанников к определенному виду деятельности. Персонаж помогает заинтересовать всех детей группы, привлечь их к совместной игровой деятельности, наблюдениям, труду. Для воспитателя важно выбрать персонажей для прогулки. Ими могут быть знакомые детям сказочные персонажи (Буратино, Незнайка, Дед Мороз, Снегурочка и др.), герои мультфильмов, игрушки (Аркадием Паровозовым, который с удовольствием расскажет о правилах безопасного поведения в разных ситуациях).

Структура: наблюдение ; художественное слово; появление персонажа; художественное творчество  ( например, рисование палочками на песке);  трудовая деятельность ( например, уборка мусора на участке); подвижные, малоподвижные игры; прощание с героем.

  1.  Прогулка-событие посвящается определенной теме (Дню космонавтики, Дню защитника Отечества, Дню Победы, Дню города, Дню знаний и др.) или событию в детском саду (установили новый игровой комплекс, спортивное оборудование, обновили песок в песочницах и др.). Цель: способствовать умственному, нравственному, эстетическому воспитанию, развивать любознательность дошкольников.  Структура: организационный момент – сплочение детского коллектива, беседа о предстоящем событии; знакомство с темой прогулки – ввод в событие; подвижные и дидактические игры, детское экспериментирование и др.; самостоятельная творческая деятельность детей.

Прогулка-событие (тематическая прогулка) помогает воспитателю подчеркнуть важность события, уточнить их знания, выяснить характер восприятия определенной темы.    Рекомендуется предвосхитить такую прогулку небольшим анонсом, например, повесить в раздевальной объявление или афишу для детей, сообщающую о предстоящем событие во время прогулки. Ожидание и сама прогулка создадут у воспитанников радостное настроение. Для успешного достижения этих целей прежде всего следует продумать условия проведения прогулки. Интерес к ней будет поддерживаться благодаря разнообразию выбираемого выносного материала, насыщенного содержанием. 

  1. Спортивная прогулка – особый вид прогулки, в которой используется разнообразные элементы детской деятельности спортивной тематики. Цель и задачи -  укрепление здоровья, профилактика утомления, физическое и умственное развитие, оптимизация двигательной активности детей.  Акцент в ходе проведения таких прогулок делается на формировании физических качеств, воспитании интереса к спорту и здоровому образу жизни.

При распределении спортивных игр и упражнений в течение дня следует учитывать программного материала, предлагаемый на занятиях физической культурой(как в зале, так и на воздухе), и ежедневных игр и упражнений, которые проводятся воспитателем на утренней и вечерней прогулках. Это будет способствовать закреплению и совершенствованию движений.

Спортивные прогулки могут проводится не реже 1-2 раза в месяц в те дни, когда организуется непосредственно образовательная деятельность, требующая большой умственной нагрузки.

В ходе спортивной прогулки следует чередовать задания с высокой двигательной активностью и игры малой подвижности, командные игры и подгрупповые, индивидуальные упражнения.

Рекомендуется также включать задания познавательного характера и спортивной направленности. Например, дидактические игры («Летние и зимние виды спорта», «Какой вид спорта здесь лишний», «Узнай по силуэту», «Кто больше видов спорта с мячом назовет»), игры на внимание («Верно ли исходное положение при метании, беге»), на воображение («Изобрази вид спорта»).Также можно включать литературные задания(загадки, считалки, стихи).

Важным этапом подготовки к проведению спортивной прогулки является накопление детьми опыта пользования предметами: ракеткой, мячом, скакалкой и т.д.

Структура: организационный момент или вводная беседа; подвижные, спортивные игры; спортивные упражнения; самостоятельная деятельность детей; индивидуальная работа по различным направлениям развития воспитанников; подведение итогов прогулки, выполнение творческого задания

  1. Трудовая акция (субботник)– ограниченная по месту и времени проведения специально организованная предметно-практическая трудовая деятельность детей.

В прогулках – трудовых акциях преобладают трудовые поручения, воспитанники приобщаются к разным формам труда в соответствии с сезоном и погодными условиями. У детей формируется понимание, что труд на природе - это не игра или развлечение, а серьезное занятие. Воспитатель подводит их к пониманию необходимости труда, воспитывает желание участвовать в работах по уходу за растениями, кормлению птиц, уборке территории (очистке веранды от песка, листьев, снега, посадки и пр.). Труд в природе способствует расширению кругозора детей дошкольного возраста, получению доступных знаний.  

На таких прогулках дети учатся трудиться коллективно, сообща. Итог выполненной ими работы - это результат совместного труда всех.

В младшей группе дети получают индивидуальные поручения, состоящие из одной-двух трудовых операций; детей привлекают для выполнения простейших поручений. Работа организуется как «труд рядом», при этом дети не должны  испытывать никакой зависимости друг от друга. В средней группе одновременно могут работать две подгруппы и выполнять разные трудовые поручения; требуется постоянное внимание воспитателя к качеству работы; показ и объяснение всего задания – последовательные этапы. При этом у детей воспитывается настойчивость и привычка прилагать усилия для достижения цели, навыки несложной коллективной работы. У детей старшего возраста необходимо сформировать умение принять трудовую задачу, представить результат ее выполнения, определить последовательность операций, отобрать необходимые инструменты, самостоятельно заниматься трудовой деятельностью (при небольшой помощи воспитателя) .

Индивидуальные поручения становятся длительными, например, собрать и оформить гербарий.

Следует помнить, что максимальное время, отведенное на трудовую деятельность детей на прогулке, в старшем дошкольном возрасте составляет не более 30-40 минут.

Детям дошкольного возраста нужно разъяснять правила безопасного общения с предметами и правила выполнения трудовых операций, вырабатывать у них определенные трудовые навыки. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях.

В настоящее время проблемой для дошкольных учреждений является оптимальный выбор программ из большого количества разнообразных вариативных программ и технологий....

Комплексно-тематический подход в организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении.

Методические рекомендации для воспитателей ДОУ в организации воспитательно-образовательного процесса и планирования своей деятельности....

Комплексно-тематический подход в организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении.

Методические рекомендации для воспитателей ДОУ в организации воспитательно-образовательного процесса и планирования своей деятельности....

Проведение прогулки в дошкольном образовательном учреждении

Проведение прогулки в дошкольном образовательном учреждении...

Прогулка в дошкольном образовательном учреждении по ФГОС

Значение прогулки для детей дошкольного возраста, виды и структура....

Справка по тематической проверке «Готовность дошкольного образовательного учреждения к новому учебному году»

Тематическая проверка проводилась 30.08.2016 года на основании годового плана МБДОУ ДС № 1, «Положения о внутренней контрольной деятельности МБДОУ ДС №1», приказа № 109 от 10.08.2016 завед...

Комплексно-тематическое планирование образовательной работы воспитателя дошкольного образовательного учреждения

План предполагает осуществление 34-х примерных тем (соответственно 36-ти неделям учебного года, исключая 2 недели новогодних «каникул»)....