Статья "Взаимодействие педагога с детьми"
статья
Статья "Взаимодействие педагога с детьми"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimodeystvie_pedagoga_s_detmi.docx | 35.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема « Взаимодействие воспитателя с детьми в разных ситуациях»
Программа ДО направлена на создание условий развития дошкольников, открывающих возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим дошкольному возрасту видам деятельности;
Особенности взаимодействия воспитателя с детьми дошкольного возраста.
Правила поведения и личностные качества детей во многом определяются характером педагогического взаимодействия воспитателя детского сада с дошкольниками.
Анализ психологических исследований, данные педагогической науки, изучение педагогического опыта дают возможность утверждать, что от установления правильных отношений педагога с воспитанниками, от особенностей его общения с ними во многом зависят формирующиеся межличностные отношения в группе сверстников, которые существенным образом влияют на развитие личности ребенка.
Ребёнок представляет собой неповторимую личность, a следовательно, требует к себе особых, индивидуальных способов воздействия и форм общения. Педагог сегодня испытывает необходимость творчески преобразовывать дошкольников, творчески взаимодействовать с ними, а так же сотрудничать со своими воспитанниками.
Понятие - «сотрудничество» - является тактикой воздействия и общения с ребeнком, в которой позиция ᴨедагога исходит из интересов ребенка. В условиях сотрудничества общение с воспитуемым осуществляется как с полноправным партнером, отрицая манипулятивный подход к детям. При такой модели общения дети чувствуют себя более свободно, уверенно.
В концепции дошкольного воспитания раскрыты основные вопросы альтернативной личностно-ориентированной модели, где воспитатель в общении с детьми придерживается принципа: «Не рядом и не над, а вместе!». Её цель - содействовать становлению ребёнка как личности. Вопросы о развитие ребенка в детском саду, благодаря умело организованному взаимодействию педагога с детьми, всегда важны и актуальны!
Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте.
Дошкольный возраст очень насыщен событиями, новыми образами, что не может не влиять на изменения в психике ребенка. Все, что видит вокруг себя и узнает от взрослого дошкольник пытается осознать, установить закономерные отношения, в которых существует наш сложный мир. Главный мотив для этой формы общения - познавательный. Взрослый приобретает для ребенка новую функцию – кладезь новых знаний, человек, знающий ответы на все вопросы. А, исходя из того, что в процессе «теоретического сотрудничества» обсуждаются темы, не имеющие отношение к окружающей обстановке, общение впервые приобретает внеситуативный характер.
Во внеситуативно-познавательной форме общения ребенок желает достичь уважения взрослого. Для детей приобретает значимость оценка взрослого, дети болезненно реагируют на замечания в свой адрес. Дошкольники с познавательными мотивами демонстрируют повышенную обидчивость и чувствительность к замечаниям. Эмоциональные всплески как правило характерны детям среднего дошкольного возраста, так как большинству младшим дошкольникам характерна ситуативно-деловая форма общения. Таким образом, для внеситуативно-познавательной формы общения характеры познавательные мотивы и потребность в уважении взрослого.
Роль воспитателя в социальном становлении ребёнка дошкольного возраста (ситуация «Подготовка к прогулке», «Игровая деятельность»)
Известно, что дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Поэтому роль взрослого как социального проводника очень важна и ответственна. Задача взрослого – определить чему, как и когда учить ребенка, чтобы его адаптация к окружающему миру состоялась и прошла безболезненно.
Любой из моментов режима дня в детском саду содержит огромные воспитательные возможности. Например, промежуток времени, когда дошкольники находятся в раздевальной комнате. В раздевальной комнате дети остаются не очень долго, но они постоянно вступают во взаимоотношения со сверстниками. В этих взаимоотношениях складывается свой микроклимат, происходит «автоматизация» норм поведения. Поэтому моменты сбора на улицу и возвращения с нее воспитатель может использовать, чтобы поупражнять детей в доброжелательном отношении друг к другу, в умении приходить на помощь товарищам, вежливо к ним обращаться.
Нередко во время одевания можно увидеть, как дети выстраиваются в очередь к педагогу, чтобы он помог им одеться, а ведь можно научить дошкольников вежливо обращаться за помощью к сверстникам. Почему дети порой не хотят обращаться за помощью к ровесникам? По многим причинам: они не хотят выглядеть перед ними беспомощными, не желают получить отказ, услышать на просьбу грубость. Педагог может использовать подходящую ситуацию в повседневной и бытовой деятельности, чтобы на практике показать детям, что и товарищ может застегнуть пуговицы, развязать шарф, только надо его об этом попросить вежливо, и потом поблагодарить за оказанную услугу.
Взрослые должны с самого детства воспитывать у детей чуткость, отзывчивость, готовность придти на помощь друг к другу «Если тебе трудно – обратись за помощью» - такими правилами дети должны руководствоваться в повседневной жизни.
Воспитатель на конкретных примерах объясняет детям необходимость и целесообразность каждого правила поведения. Осознав ценность правил, дети начинают активно ими пользоваться, и постепенно следование этим правилам становиться для них нормой поведения.
В процессе игровой деятельности педагог также может взаимодействовать с воспитанниками. В игре проявляются и через нее Индивидуальность ребенка в играх проявляется в самостоятельном развитии его замысла и умения организовать свою игру, в настойчивости достижения поставленной цели. Для индивидуального подхода к детям в процессе игровой деятельности важно выяснить их отношение, интерес к игре и характер участия в различных играх.
Каждый ребенок индивидуален, у каждого свои способности и умения. Воспитатель, зная эти особенности, может всегда использовать это в игре. Одни дети хорошо поют, другие танцуют, кто-то выразительно читает стихи. Есть ребята, умеющие хорошо строить, украшать свои постройки. В общей игре можно каждому найти дело.
Рассмотрим стили педагогического общения воспитателя: авторитарный, демократический, либеральный.
Демократический стиль общения (взаимодействия)
Самым благоприятным и результативным для ребенка считается демократический стиль взаимодействия. Для него характерны широкий контакт с воспитанниками, проявление доверия и уважения к ним. Педагог может наладить эмоциональный контакт с детьми, не подавляя их строгостью и наказанием. Демократичный педагог в общении со своими воспитанниками в основном придерживается положительных оценок. Так же он испытывает потребность в обратной связи от детей в том, как ими воспринимаются те или иные формы совместной деятельности. Педагог демократического стиля общения умеет признавать допущенные ошибки. В своей работе такой педагог стимулирует умственную активность своих воспитанников и мотивирует их к достижениям в познавательной деятельности. В группах воспитателей, для общения которых присущи демократические взгляды, создаются оптимальные условия для формирования детских взаимоотношений, положительного эмоционального климата группы. Демократический стиль обеспечивает дружественное взаимопонимание между педагогом и воспитанником, вызывает у детей положительные эмоции, уверенность в себе, дает понимание ценности сотрудничества в совместной деятельности.
При демократическом стиле педагогической деятельности ребенок рассматривается как равноправный партнер в общении и познавательной деятельности. Педагог привлекает детей к принятию решений, учитывает их мнения, поощряет самостоятельность суждений, учитывает не только успеваемость, но и личностные качества. Методами воздействия являются побуждение к действию, совет, просьба. Для педагогов демократического стиля взаимодействия характерны большая профессиональная устойчивость, удовлетворенность своей профессией.
Авторитарный стиль общения(взаимодействия)
Педагоги с авторитарным стилем общения, напротив, проявляют ярко выраженные установки, избирательность по отношению к детям, они значительно чаще используют запреты и ограничения в отношении детей, злоупотребляют отрицательными оценками; строгость и наказание — основные педагогические средства. Авторитарный воспитатель ожидает только послушания; его отличает большое количество воспитательных воздействий при их однообразии. Общение педагога с авторитарными тенденциями ведет к конфликтности, недоброжелательности в отношениях детей, создавая тем самым неблагоприятные условия для воспитания дошкольников. Авторитарность педагога часто является следствием недостаточного уровня психологической культуры с одной стороны, и стремлением ускорить темп развития детей вопреки их индивидуальным особенностям - с другой. Некоторые педагоги прибегают к авторитарным приемам из самых благих побуждений: они уверены в том, что, ругая детей, заставляя в приказном порядке их что-то делать и добиваясь от них необходимых результатов как можно быстрее, можно сразу достигнуть желаемых целей. Если авторитарный стиль педагога ярко выраженный, то воспитанники отстраняются, чувствуют свою незащищенность, испытывают чувство тревоги, напряжения, неуверенности в себе. Это происходит потому, что такие педагоги, недооценивая развитие у детей таких качеств, как инициативность и самостоятельность, преувеличивают такие их качества, как недисциплинированность, лень и безответственность.
Либеральный стиль общения (взаимодействия)
Для либерального воспитателя характерны безынициативность, безответственность, непоследовательность в принимаемых решениях и действиях, нерешительность в трудных ситуациях. Такой педагог «забывает» о своих прежних требованиях и через определенное время способен предъявить полностью противоположные ранее данным требования. Он склонен пускать дело на самотек, переоценивать возможности детей. Не проверяет выполнение своих требований. Оценка детей либеральным воспитателем зависит от настроения: в хорошем настроении преобладают положительные оценки, в плохом — негативные. Все это может привести к падению авторитета педагога в глазах детей. Однако такой воспитатель стремится ни с кем не портить отношений, в поведении ласков и доброжелателен со всеми. Воспринимает своих воспитанников как инициативных, самостоятельных, общительных, правдивых.
При либеральном стиле педагог уходит от принятия решений, передавая инициативу детям, коллегам. Организацию и контроль деятельности детей осуществляет без системы, проявляя нерешительность, колебания.
В «чистом» виде, как показывает практика, каждый из этих стилей общения встречается редко. Бывает, что педагог проявляет «смешанный стиль» взаимодействия c детьми. Смешанный стиль характеризуется преобладанием двух каких-либо стилей: авторитарного и демократического или демократического стиля c либеральным. Редко сочетаются друг c другом черты авторитарного и либерального стиля.
Выводы
В условиях реализации ФГОС воспитатель должен стимулировать активность дошкольника, при этом, не подавляя своим авторитетом. Эффективно организованный процесс педагогического общения должен обеспечить в педагогической деятельности ощутимый психологический контакт. Такой контакт должен помочь перевести детей из привычной для них позиции ведомых на позицию сотрудничества и превратить их в субъектов педагогического творчества. В педагогической практике чаще всего встречаются смешанные стили общения. Совсем убрать из своего запаса некоторые приемы авторитарного стиля общения педагог не может, какие-то из них оказываются достаточно действенными. Но все-таки пeдaгoг должен быть настроен нa демократический стиль общения, на диалог и сотрудничествo с детьми, так как этот стиль позволяет максимально реализовать личностно-развивающую стратегию педагогического взаимодействия.
За период дошкольного детства ребенок проходит большой путь в овладении социальным миром c его системой нормативного поведения в межличностных отношениях cо взрослыми и детьми. Задача педагогов дошкольного учреждения помочь ребенку в готовности строить позитивные отношения, как со сверстниками, так и cо взрослыми, то есть научить социальным способам взаимодействия c окружающими его людьми.
Стиль педагогического общения влияет на характер эмоциональных переживаний дошкольников: авторитарный стиль вызывает у детей депрессию, астению. А состояние спокойного удовлетворения и радости возникает в том коллективе, где во главе стоит воспитатель, придерживающийся демократичных принципов воспитания.
Предлагается тест на определение стиля взаимодействия воспитателя с детьми.
Внимательно прочитайте вопрос и выберите наиболее подходящий вариант ответа.
1. Считаете ли вы, что ребенок должен:
а) делиться всеми своими мыслями и чувствами;
б) говорить только то, что захочет;
в) оставлять свои мысли и переживания при себе.
2. Если ребенок без разрешения взял у другого малыша в его отсутствие дидактический материал для занятий, то вы:
а) доверительно с ним побеседуете и предоставите самому принять нужное решение;
б) представите самим детям разбираться в проблеме;
в) скажите об этом всем детям и предложите вернуть взятый материал.
3. Подвижный, суетливый, иногда недисциплинированный ребенок сегодня на занятии был сосредоточен и внимателен. Как вы поступите:
а) похвалите и всем детям покажете его работу;
б) проявите заинтересованность и выясните причину такого поведения;
в) скажите ему: «Вот всегда бы так занимался».
4. Ребенок плохо себя чувствует и отказывается принимать участие в занятиях. Как вы поступите:
а) доверительного с ним побеседуете, выясните причину плохого состояния и предложите ему заниматься в силу его возможностей;
б) предложите ему заняться чем-либо другим;
в) заставите ребенка принять участие.
5. Дети спокойно занимаются. У вас есть свободная минутка. Что вы предпочтете сделать:
а) спокойно, не вмешиваясь понаблюдать, как они работают, занимаются;
б) кому-то поможете, подскажете, сделаете замечание;
в) займетесь своими делами.
6. Какая точка зрения вам кажется наиболее правильной:
а) чувства ребенка еще поверхностны, быстро проходящие и на них не стоит обращать особого внимания;
б) эмоции ребенка, его переживания - важные факторы, с помощью которых его можно эффективно обучать и воспитывать;
в) чувства ребенка удивительны, переживания значимы, к ним нужно относиться бережно.
7. Ваша исходная позиция в работе с детьми:
а) ребенок неопытен, и только взрослый может и должен его воспитывать и обучать;
б) у ребенка много возможностей для саморазвития, а сотрудничество взрослого должно способствовать максимальному повышению активности самого ребенка;
в) ребенок развивается почти неуправляемо под влиянием наследственности и семьи и, поэтому главное - заботиться о том, чтобы он был накормлен, здоров и не нарушал дисциплину.
8. Ваше отношение к активности ребенка:
а) положительное - без нее невозможно полноценное развитие;
б) отрицательное - часто это мешает вести обучение и воспитание;
в) положительно тогда, когда активность согласована с педагогом.
9. Ребенок не захотел выполнять задание под предлогом, что он уже делал это. Ваши действия:
а) не обратите на это внимание;
б) предложите выполнять задание;
в) предложите другое задание.
10. Какая позиция, по-вашему, болев правильная:
а) ребенок должен быть благодарен взрослому за заботу о нем;
б) если он не осознает заботу, то это его дело, но когда-нибудь он об этом пожалеет;
в) педагог должен быть благодарен детям за их доверие и любовь?
Полученный ответ оценивается указанной суммой баллов.
Ключ для обработки ответов.
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
А | 2 | 3 | 2 | 3 | 3 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 |
Б | 3 | 1 | 3 | 1 | 2 | 2 | 3 | 1 | 2 | 1 |
В | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 3 | 1 | 2 | 3 | 3 |
Обработка результатов тестов
Общая сумма баллов показывает склонность педагога к определенному стилю:
25-30 баллов – предпочтение демократического стиля;
20-24 баллов – склонность к авторитарному стилю;
10-19 баллов – выраженность либерального стиля общения.
Установление правил поведения в разных ситуациях
Существуют определенные требования к правилу:
Правило должно быть четким, разумным, соответствовать уровню развития ребенка (группы).
При формулировании правил следует избегать частицы «не».
Правило эффективно, если оно небольшое по объему и если сам воспитатель придерживается этого правила.
Не должно быть много правил одновременно (не больше 3-5).
Правила вырабатываются взрослыми совместно с детьми.
Правила не должны вступать в противоречие с важнейшими потребностями ребенка: в движении, познании, упражнении. Запрещать подобные действия - все равно, что пытаться перегородить полноводную реку. Лучше направить ее течение в удобное и безопасное русло. Например, исследовать лужи можно только в высоких сапогах.
Тон, в котором сообщаются требование или запрет, должен быть скорее дружественно-разъяснительным, чем повелительным. Тот, кто резок, допускает грубость, не считается с детским самолюбием, вряд ли сможет создать у ребенка стремление следовать указаниям по внутреннему побуждению. Дети сопротивляются воздействию такого воспитателя, даже если он прав, ибо он просто невротичен для них.
- правила вводятся постепенно, поэтапно;
- предпочтительно их введение в начале учебного года;
-правила должны быть четкими, с объяснением, почему нужно делать именно так;
-правила демонстрируются воспитателем или ребенком (проигрывание);
- правила периодически повторяются;
-для иллюстраций правил используются плакаты с изображением соответствующих ситуаций, которые составляются вместе с детьми;
Зачем нужны правила?
Детям не только нужен порядок и правила, они хотят и ждут их! Подобное многим взрослым может показаться неожиданным. Но это делает их жизнь понятной и предсказуемой, создает чувство безопасности.
Дети порой готовы поддерживать порядок больше, чем взрослые. Правила (ограничения, требования, запреты) обязательно должны быть в жизни каждого ребенка, так как они:
помогают ребенку осознанно дисциплинировать самого себя, готовиться к жизни в обществе;
помогают воспитателю экономить время, предвидеть и предотвратить ту или иную ситуацию в группе, предсказать поведение детей, обеспечивают безопасность ребенка;
регулярно и гибко применяемые правила способствуют формированию здорового, комфортного климата.
Что делать, если правила нарушаются?
Дать детям дополнительный шанс выполнить правило.
Похвалить тех, кто выполнил правило.
Оценивать поведение, а не личность.
Стараться не наказывать, дать детям возможность оценить последствия своего поведения.
Советы педагогам:
1. Формулируйте требования конкретно.
Например:
- В помещении группы ходи медленно.
- Поиграл - убери на место.
- Каждый имеет правило высказаться, но в свою очередь. Так легче запомнить правило и понять его суть.
2. Любой запрет может быть выражен в позитивной форме.
Например:
- Не бегай! (Ходи медленно.)
- Не дерись! (Ребята, давайте жить дружно.)
- Не разрушай постройки! (Береги постройки.)
Обычно запрет притягивает и отвечает на вопрос: «Чего нельзя?», но не дает ответа на вопрос: «А что можно?»
3.Предлагайте детям альтернативные способы поведения, которые будут соответствовать правилам.
Например:
- Нельзя кричать в группе, но можно:
а) говорить спокойно;
б) кричать на открытой площадке, на футбольном матче
и т. д.
- Нельзя бегать, но можно:
а) ходить в помещении группы медленно;
б) бегать на открытой площадке;
в) бегать на занятиях по физкультуре;
г) бегать в специально отведенном месте.
4. Обсудите с детьми возможные последствия нарушения правила.
Например:
- В помещении группы ходи медленно!
- Кукла бегает и разрушает постройки других кукол (ссора). -- Кукла бегает и падает (травма).
5. Создавайте проблемные ситуации.
Например:
Воспитатель предлагает ребятам вспомнить свое любимое блюдо, затем по хлопку все должны вслух произнести его название. Ответом будет разноголосый хор. Тогда воспитатель спрашивает у сидящих на достаточном удалении друг от друга детей, поняли ли они, какое блюдо любят их товарищи.
Эта ситуация обсуждается, и вырабатывается вышеназванное правило. В силу возрастных особенностей детям для следования правилу недостаточно только его произнесения. Они нуждаются во внешних атрибутах, наглядных средствах, напоминающих о необходимости соблюдать правило.
Например: если в группе мало игрушек и из-за этого могут возникнуть конфликты, лучше ввести очередность, наглядно проиллюстрировав ее «листами ожиданий»:
Сережа - 10 минут, Дима - 10 минут и т. д.
А время интересно отслеживать по песочным или механическим часам!
Но вот правило выработано, согласовано и подкреплено внешними средствами (изображено). Теперь необходимо постоянно обращаться к нему, пресекать нарушения, поощрять детей, его выполняющих.
Важно напоминать ребятам о правилах заранее, непосредственно перед той ситуацией, к которой они будут относиться. Например: «Пожалуйста, когда войдете в группу, идите спокойно».
Сначала правило будет нарушаться очень часто, но постепенно дети привыкнут. Тогда напоминать о нем можно будет по-другому: «Вспомните правило!» Малыши проговаривают его вслух, а затем выполняют, контролируя себя и своих товарищей.
В любом случае педагогические методы и приемы не должны ущемлять достоинство ребенка, угрожать его безопасности и препятствовать формированию образа себя.
Детское поведение, черты характера - показатели педагогических усилий. Ребенок делает то, что с него спрашивают. И кто же, как не взрослые, обязан направлять ребенка, учить его «властвовать собой» (в меру детских возможностей).
Кто не спит ночью?
Только наступает ночь, заводит свою песню сверчок. И не поверишь, что насекомое может издавать такие мелодичные звуки! Сверчок поет свою песню крылышками.Что за огоньки блеснули в темноте? Это же кошка! Почему же ей не спится? Кошка караулит мышку. Ведь мышь тоже не спит по ночам и в поисках корма выходит из своей норки.
А в кустах слышится какой-то шорох. Это еж! Он тоже ночное животное. В темное время суток ежик охотится.
И жабы не спят ночью! Они выходят из своих укрытий, чтобы полакомиться насекомыми. Жабы очень полезные животные, и совсем не противные!
Посмотрите: кто это так быстро летает?– очень необычные зверьки, их еще называют рукокрылыми. Ведь летучая мышь Да это же летучая мышь! Не бойтесь! Летучие мыши совсем не страшные! Днем они спят, повиснув вниз головой, а ночью летают и ловят надоедливых насекомых. Летучие мыши – не птица и не бабочка, а имеет крылья. Большинство летучих мышей питаются только насекомыми, одна особь за час может наловить порядка 1200 насекомых. В пересчете на вес человека это равняется 20 пиццам.
Летучие мыши - удивительные чистюли. Они тратят несколько часов в день, вылизывая и вычищая себя. Особенно они следят за ушами и кожей вокруг них.
Летучие мыши стараются избегать людей
Летучие мыши не обладают хорошим зрением
Мешкокрылые летучие мыши могут пролетать до 402 километров за ночь, поднимаясь при этом на высоту 3 километра, и достигают скорости чуть меньше 100 км в час.
Слышите: у-у, у-у! Это ушастая сова! Но только это совсем не уши, а перышки. У совы огромные глаза! Это для того, чтобы хорошо видеть в темноте свою добычу – различных грызунов.
А еще ночью можно увидеть бабочку Бражника. Это удивительное насекомое! Бабочка бражник похожа на маленькую птичку, потому что имеет крупное тельце и пьет нектар из цветов прямо налету, вытягивая хоботок. А если рассмотреть ночную бабочку поближе, то можно увидеть причудливые узоры на ее крылышках.
Ночь – это удивительное время! Ведь, пока мы спим, природа продолжает кипеть жизнью! Берегите ночь!"
Но не все ночные животные незаметны в темноте! Яркие светлячки заметны издалека, потому что имеют способность светиться. На самом деле светлячки похожи на червячков, в брюшке которых есть особое вещество. Это вещество накапливает свет днем, а ночью светиться. Самочки светлячков не умеют летать, они светятся в траве и в кустах. А вот самцы летают. И это очень красивое зрелище! Хотите сами стать ненадолго светлячками?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организованная образовательная деятельность педагога с детьми раннего возраста с использованием технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми
Материал конспекта учитывает возможность педагога ориентироваться на личностные возможности определенного ребенка для дальнейшего развития данного воспитанника....
Практикум для педагогов «Эффективное взаимодействие педагогов с детьми»
Взаимодействие педагогов с детьми по ФГОС...
Взаимодействие педагогов с детьми как важнейшее условие развития ребенка раннего и дошкольного возраста. Типы взаимодействия педагога с ребенком. Способы личностно-ориентированного взаимодействия педагогов с дошкольниками.
Взаимодействие педагогов с детьми как важнейшее условие развития ребенка раннего и дошкольного возраста. Типы взаимодействия педагога с ребенком. Способы личностно-ориентированного взаимодействия педа...
Личный опыт педагога по теме самообразования "Личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми"
Модернизации российского образования предполагает смену традиционной модели взаимодействия воспитателя с детьми на личностно-ориентированную модель. Но действия педагогов,их установки и стереотип...
Консультация для педагогов. "Общение педагогов с детьми".
Правила общения педагогов с детьми...
Мастер - класс для педагогов «ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ ПЕДАГОГОВ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
презентация к мастер - классу...
Консультация для педагогов «Речевое взаимодействие педагога с детьми дошкольного возраста с признаками художественной одаренности»
Личность каждого ребенка по – своему уникальна. Подтверждение этому федеральный государственный стандарт дошкольного образования. Ребенок в соответствии с ФГОС стал рассматриваться как субъект о...