Проект "Русская береза"
методическая разработка (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Колпино
2022 г.
04.04.- 11.04.2022 г.
Цель: Формирование в сознании детей образа березки как символа России
Задачи:
Образовательная область "Познавательное развитие"
Расширять представления детей о самом почитаемом дереве в России - берёзе, о её значении в жизни человека: оздоровительном, эстетическом, хозяйственном.
Создать условия для приобретения детьми опыта поисково-исследовательской деятельности
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Прививать любовь к Родной Земле.
Воспитывать экологически грамотное поведение, желание оберегать и заботиться о природе.
Образовательная область "Речевое развитие"
Знакомить со стихами, песнями, загадками о берёзе.
Образовательная область «Художественное-эстетическое развитие»
Познакомить детей с художественными и музыкальными произведениями, посвящёнными березке
Образовательная область «Физическое развитие»
Создать условия для двигательной активности детей.
Дать представление о целебной роли березы в жизни человека.
Тип проекта по времени: краткосрочный
Вид проекта: информационно-социальный
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители воспитанников
Актуальность проекта: «С чего начинается Родина…
С заветной скамьи у ворот,
С той самой БЕРЕЗКИ, что во поле,
Склоняясь под ветром, растет»
Важно с раннего детства заложить в ребенке желание любить. Любить маму, папу, любить свою Родину. Но что такое Родина для детей? Ведь как в песне, она начинается с малого: любования первыми подснежниками, радости от первого ростка на собственной грядке, услышанного пения птиц весенним погожим днем…Если человек интересуется окружающей природой, видит ее красоту, то и относится к ней бережно. В мире гаджетов, неотъемлемых спутников детей, начиная с детского сада и до бесконечности, взрослый должен помочь ребенку увидеть то, что он не заметил, помочь ему познать красоту, пользу природы, ее силу и хрупкость, очень важно помочь ребенку увидеть неповторимость, целостность природы, научить любить ее, уважать, вызвать желание общаться с ней.
Березка как символ России – одно из самых почитаемых деревьев издревле и до нашего времени. В то же время это тот образ, который олицетворяет русскую душу и дает возможность передать чувства отзывчивой доброй и в то же время широкой и веселой русской души детям через музыку, произведения литературы и живописи, фольклор и др.
Планируемый результат:
Сформированное представление у детей: о берёзе, как почитаемом дереве на Руси, о том в каких красках, образах, мелодиях воплощается берёза; о взаимосвязях берёзы с живой и неживой природой; о пользе деревьев и берёзы в частности.
Дата | Этап проекта | Деятельность | Примечание |
1-й день | Подготовительный | Беседа с детьми по модели трех вопросов: Подбор художественных произведений, произведений русского фольклора и муз. материала для детей Подбор наглядного материала, фотоматериала | Дети имеют поверхностные знания о видах и пользе деревьев, о взаимосвязях их с живой и неживой природой. |
2-5-й дни | Основной | Непосредственно образовательная и совместная деятельность педагога с детьми (см. таблицу) Информационно-консультационный блок для родителей | Познавательно-исследовательская деятельность Коммуникативная деятельность Музыкально-ритмическая деятельность Художественно-продуктивная деятельность |
11.04. 2022 | Итоговый | Выставка совместных творческих работ детей с родителями Фотосессия «Белоствольная красавица» Акция «Посади деревце» | Посадка саженца в зависимости от погодных условий может быть перенесена на более поздний срок. |
.
Области по ФГОС | ||||
Познавательное развитие | Речевое развитие | Социально-коммуникативное развитие | Художественно-эстетическое развитие | Физическое развитие |
Ситуативная беседа «Что мы знаем о березе» Мультимедийная разработка для детей «Березка – помощник и друг» Рассматривание бересты под лупой Опыт «Вода для веточек» Наблюдение за пробуждением березы весной Рассматривание гербария (береза в разное время года) | Словесное упражнение «Составь предложение со словом «Береза» Словесная игра «Назови ласково» (тематика – деревья) Дидактическая игра «С какого дерева листок» Слушание стихотворений по теме «Березка в разное время года» Чтение «Цветут березки» М. Пришвин. Загадывание загадок о деревьях | Беседа «Символы России» Проблемно- игровая ситуация «За берёзовым соком». «Березовый край» - слайд-шоу о традициях и обычаях русского народа» Чтение с обсуждением: РНС «Как коза избушку построила» | Рассматривание картин русских художников: Левитан «Березовая роща», Саврасов «Грачи прилетели» Хоровод: «Во поле берёзка стояла». Рисование «Береза весной». Коллективная аппликация «Березовая роща» | Разучивание пальчиковой гимнастики «Берёза», «Деревья» Русская народная игра «Плетень». «Береза - Домашний доктор» - лекарственные и полезные свойства березы (рассказ в сопровождении иллюстративного материала) Оформление газеты «Березка-помощник» |
Взаимодействие с родителями:
Совместное оформление альбома «В любом наряде ты, березка, хороша!»
Информационно-наглядный материал из серии «Расскажите детям» «11 апреля – День русской березки»
Приложение 1
Стихи «Береза в разное время года»
Белая берёза косы распустила
Анна Кулагина
Белая берёза косы распустила,
Белая берёза ветки опустила.
Желтые листочки косы украшают,
И на землю тихо, тихо опадают.
***
Как у нашей у березки,
Очень славные сережки,
Как стройна, и как мила,
Это вновь весна пришла.
Берёза
Всеволод Рождественский
Чуть солнце пригрело откосы
И стало в лесу потеплей,
Береза зеленые косы
Развесила с тонких ветвей.
Вся в белое платье одета,
В серёжках, в листве кружевной,
Встречает горячее лето
Она на опушке лесной.
Белая береза под моим окном
Сергей Есенин
Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
обсыпает ветки.
Новым серебро
Приложение 2
Дидактическая игра «С какого дерева листок»
Цель: формировать представления детей о различных видах деревьев, их особенностях, пользе для человека. Развивать познавательный интерес детей, внимание, наблюдательность, умение описывать; активизировать словарный запас детей; воспитывать любознательность, добрые чувства к природе.
Варианты игры:
1. Подобрать листочки к каждому дереву, назвать дерево и листочек ( «Это дерево называется берёза, а листочек берёзовый» ).
2. Описать дерево и его листья («Это дерево называется дуб. Дуб считают лиственным деревом. Это могучее крепкое дерево с широким разветвлённым стволом чаще всего произрастает в лесу. Листья дуба темно-зелёного цвета, жесткие, гладкие с неровными краями.)
Приложение 3
Пальчиковая гимнастика
"Берёза-краса"
У красы-березки (Прижать руки тыльной стороной друг к другу)
Платье серебрится. (Пальцы растопырить и поднять вверх)
У красы-березки (Шевелить кистями и пальцами)
Зеленые косицы.
Со двора к березке
Выскочили козы. (Показать «козу»)
Стали грызть березку,
А березка в слезы. (Закрыть лицо ладонями)
Дыхательная гимнастика "Берёза"
(Плавное движение правой рукой в сторону-вверх)
Берёза моя, берёзонька. (То же, но левой рукой)
Берёза моя кудрявая. (Подъём рук вверх, вдох)
Стоишь ты, берёзонька, (Опустить руки, выдох)
Посредь долинушки, (Подъём рук, вдох)
На тебе, берёзонька, (Опустить руки, выдох)
Листья зелёные, (Подъём рук, вдох)
Под тобой, берёзонька, (Опустить руки, выдох)
Трава шёлковая, (Подъём рук, вдох)
Вокруг тебя, берёзонька, (Опустить руки, длительный выдох)
Девицы красные
Венки вьют, плетут…
Пальчиковая гимнастика "Деревья"
Всем в лесу на удивленье (Трут ладони друг о друга.)
Разные растут деревья: (Открыть ладони, пальцы растопырены – деревья)
Вот уперлась в небеса (Локти соединить – ствол, ладони раскрыть –крона)
Вся смолистая сосна.
Распустила ветви-косы («Фонарики» с движением сверху вниз.)
Белоствольная береза. (Показать указательный палец, остальные в кулаке)
Как во полюшке былинка,
Тонкая растет осинка. (Вытянуть руки вверх, пальцы растопырены.)
Дуб раскинул свои ветви,
И не страшен ему ветер. (Пальцы рук собраны в щепотку – бутон.)
Липа цветом зацвела, (Круговые вращения указательным пальцем – пчёлы летят)
Пчелок в гости позвала.
Ель иголки распушила (Руки в стороны вниз, пальцы растопырены.)
И грибочки все закрыла. (Указательный палец – ножка, ладонь сверху – ш)
Шелестят листвой деревья, (Трут ладони друг о друга – «шуршат»)
Словно разговор ведут,
Руки-ветви распустили, (Стряхнуть ладони.)
Птичек в гости к себе ждут. (Сцепить большие пальцы рук, ладони в стороны птицы.)
Приложение 4
Игры
Русская народная игра «Плетень»
Цель: Развитие навыков общения.
Играющие встают друг за другом в длинный ряд. На весь ряд растягивается веревка, которую каждый держит. Все, приплясывая, идут за ведущим, поют:
«Вокруг берёзоньки идем,
И плетень плетем.
Вьётся плетень, плетётся,
В поле, в лес волочётся.
Расплетайся, плетень, расплетись,
Золотой узелок, развяжись.
Ведущий запутывает хоровод, пока не «завьёт плетень».
Расплетают плетень под приговоры:
Наряжен наряд-Из ста ребят,
Все в один ряд,
Вместе связаны стоят.
Плетень, расплетайся,
На берёзоньку завивайся»
Затем ведущий бегом увлекает хоровод в поле, при этом он петляет, делает круговые повороты, и кто не удержится на ногах, выбывает из игры.
Русская народная игра «Ручеёк»
Правила игры:
Выбирается водящий, остальные делятся на пары, желательно разнополые, и сцепляют руки.
Пары встают дуг за другом, образуя коридор и поднимая руки вверх.
Водящий входит в образованный коридор с одного конца и двигается в другой конец коридора, по дороге выбирая себе пару.
Он берет понравившегося ему человека за руку, расцепляя стоящую пару. Новая пара вместе идет в конец «ручейка» и встает там, подняв руки вверх.
Освободившийся игрок становится водящим, идет в начало «ручейка» и заходит в коридор, выбирая себе человека для пары и так далее, пока всем не надоест играть.
Если играет очень много народу, водящих может быть несколько.
Игру желательно проводить в быстром темпе, так веселее (только представьте, что только вас выбрали и вы встали, сцепив руки в новой паре, как вас опять выбирают еще раз и снова тянут в ручеек).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
занятие "Без березы не мыслю России"
Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Чувство патриотизма многогранно: это любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и стремление изучать его культуру и историю...
"Белая береза"
На поляне, на пригорке, под окном, среди полей, Белокурые березки – символ Родины моей. Ты так мила мне до любой росинки, В твоих просторах дремлет тишина, Березовая, русская Россия, Ромашковая...
Конспект интегрированного занятия по патриотическому воспитанию и лепке "Белая береза".
Приобщать детей к исторической культуре русского народа.Развивать художественно - творческие способности детей в различных видах деятельности.Воспитывать патриотические чувства к своей Отч...
Прогулка на детской площадке "наблюдение за березой"
Прогулка на детском участке " Наблюдение за березой"Цель: формировать представление о березе; уметь назвать деревья, растущие в нашем поселке; обогащение знаний детей о деревьях и раскрытии связи межд...
"Береза - символ России"(проектная деятельность по народной культуре)
Проектная деятельность....
Проект по экологии "Белая береза под моим окном"
Познавательно-исследовательский проект по формированию у детей экологической воспитанности....
Осень. 2 Тема: Золотые березы.
План-конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на экологической тропе. ОСЕНЬ 2.Тема: Золотые березы.Точки экологической тропы:...