«Организация образовательных ситуаций для поддержки субъектной позиции ребенка»
материал

Слайд 1

 

Тема доклада

«Организация  образовательных ситуаций для поддержки субъектной позиции ребенка»

 

 

В современных условиях большое значение для человека приобретает развитие его субъектных качеств, поэтому уже с дошкольного возраста внимание многих исследователей обращено к проблеме формирования субъектной позиции.

Д.И. Фельдштейн указывает, что одной из приоритетных задач современного образования является формирование субъектной позиции ребенка по отношению к себе и обществу, которая предполагает активные действия с учетом потенциала личностного развития. В дошкольном возрасте развитие субъектной активности и субъектного опыта осуществляется в рамках образовательных ситуаций и культурных практик.

Образовательная ситуация представляет собой единицу образовательного процесса, элемент деятельности субъектов, а именно,  педагога и обучающегося, микрособытия педагогической реальности. В работах К.Н. Поливановой, Г.А. Цукерман, раскрывается сущность и типы образовательных ситуаций, их структура и способы проектирования и реализации.

 

Слайд 2

А.В. Хуторской считает, что образовательная ситуация обозначает конкретный временной или пространственный участок, выполняющий функцию стимула и создания обучающимися образовательной продукции.

Т.И. Бабаева определяет образовательную ситуацию как форму совместной деятельности педагога и детей, которая целенаправленно организуется педагогом с целью решения определенных задач развития и воспитания. Образовательная ситуация имеет следующие отличительные признаки: она является структурной единицей образовательной деятельности, возникает спонтанно или организуется целенаправленно, является конкретным временным и пространственным элементам образовательного процесса, разворачивается как запуск субъектных проявлений ребенка в направлении осваиваемого содержания, предполагает совместное решение задачи педагогом и  детьми, учитывает индивидуальность и субъектность ребенка в достижении результата. Образовательные ситуации играют важную роль в становлении субъектной позиции детей дошкольного возраста.

 

Слайд 3

Субъектная позиция - это сложная интегративная характеристика личности, которая отражает активное преобразовательное отношение к себе, жизни в целом, способность управлять своим поведением.

Субъектная позиция ребенка - это, прежде всего, совокупность мотивационно-личностных отношений к деятельности, включающая устойчивые мотивы, побуждающие к деятельности, способы овладения деятельностью. Для того, чтобы в образовательной ситуации формировалась субъектная позиция ребенка, для этого необходимо создавать определенные условия, а также использовать соответствующие методы и приемы поддержки субъектной позиции.

В разных видах деятельности субъектная позиция поддерживается, прежде всего, посредством организации личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми. Личностно-ориентированное взаимодействие предполагает, что педагог относится уважительно к личности ребенка, принимает его таким, какой он есть, содействует проявлению в ребенке таких качеств как активность, самостоятельность, инициативность, ответственность, которые являются проявлениями субъектных качеств.

 

Слайд 4

О.С. Газман считает, что формированию субъектной позиции способствует использование тактик педагогической поддержки. Они включают в себя четыре группы тактик: «защита», «помощь», «содействие», «взаимодействие».

Каждый из этих типов поддержки, при использовании в образовательной ситуации, создает условия для постепенного перевода дошкольника на позицию субъекта. О.С. Газман считает, что объектом педагогической поддержки выступает «образовательный материал», то есть, комплекс содержания и методов, которые используются в педагогическом процессе и являются базой для самообразования и саморазвития. Тактика защиты используется в ситуациях, когда ребенок не справляется самостоятельно с затруднением; тактика помощи применяется в ситуациях, когда ребенку необходимо преодолеть определенные затруднения; тактика содействия стимулирует переход ребенка на новый уровень сложности выполнения задания; тактика взаимодействия обеспечивает условия для раскрытия творческого потенциала ребенка.

В образовательной ситуации педагоги могут использовать и следующие виды организованной поддержки: тактика «Призыв к подражанию». При этой тактике, педагог на собственном примере демонстрирует значимые образцы поведения, которые для ребенка выступают ориентиром. Следующей тактикой является сотрудничество. Тактика инициирования помогает создать условия для свободного выбора решений, нахождения выхода из конкретных ситуаций, что важно для становления таких субъектных качеств как самостоятельность, инициативность, ответственность.

Таким образом, используя в образовательных ситуациях данные тактики поддержки,  педагоги способствуют становлению субъектной позиции ребенка. Важным условием является регулярность применения данных тактик.

 

Слайд 5

Благодарю за внимание!

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МДОУ ИРМО « Уриковский детский сад комбинированного вида» « Организация образовательных ситуаций для поддержки субъектной позиции ребенка » Воспитатель: Мельник О. В.

Слайд 2

Образовательная ситуация - это форма совместной деятельности педагога и детей, которая целенаправленно организуется педагогом с целью решения определенных задач развития и воспитания (Т.И. Бабаева)

Слайд 3

Субъектная позиция - это сложная интегративная характеристика личности, которая отражает активное преобразовательное отношение к себе, жизни в целом, способность управлять своим поведением

Слайд 4

Олег Семенович Газман ... Позиция поддержки это восстановление взрослым человеческих отношений с ребёнком «Мне не надо от тебя больше того, что ты хочешь сам от себя. Но я рад выслушать тебя и помочь тебе самому понять, чего же ты хочешь »

Слайд 5

Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Особенности проявления ребёнком субъектной позиции в логико-математической деятельности».

В данной статье представлены результаты исследования особенностей проявления субъектной позиции в логико-математической деятельности детьми старшего дошкольного возраста....

Развитие субъектности детей через формирование субъектной позиции родителей в учреждении дополнительного образования.

В данной статье раскрывается опыт работы по взаимодействию учреждения дополнительного образования с семьёй в рамках организации психологического клуба. Целью работы клуба является формирование субъект...

Научно-практическая статья «Освоение старшими дошкольниками субъектной позиции в режиссёрской игре».

Игра - ведущий вид деятельности дошкольника. Этот постулат детской психологии известен всем. Классически дошкольный возраст определяется как период сюжетно-ролевой игры. По мнению А.Н. Леонтьева ...

Эффективные приемы обеспечения субъектной позиции ребенка в конструктивной деятельности

Данный материал  -  сообщение к педсовету по проблеме организации детского конструирования....

рецензия на проект "Формирование субъектной позиции родителей в триаде "педагог-ребенок-родитель"

Рецензия на проект кандидата психологических наук, руководителя городского методического объединения педагогов-психологов образователных учреждений ЗАТО Северск Садиевой М.С....

Статья «Способы поддержки детской инициативы и примеры проявления субъектной позиции ребенка в разных видах деятельности»

Способы поддержки детской инициативы и примеры проявления субъективной позиции ребенка в разных видах деятельности...

Способы поддержки детской инициативы и примеры проявления субъектной позиции ребенка в разных видах деятельности

В работе с детьми необходимо ориентироваться на следующие подходы к поддержке детской инициативы:    • Социокультурный подход – поскольку развитие инициат...