Методическая разработка Педагогический проект в подготовительной к школе группе на тему: «Удивительный мир космоса»
методическая разработка (старшая группа)

Педагогический проект

в подготовительной к школе группе

на тему: «Удивительный мир космоса»

«Человечество не останется вечно на земле, но,

в погоне за светом и пространством,

сначала робко проникнет за пределы атмосферы,

а затем завоюет себе все околосолнечное пространство». К. Циолковский

Введение

Каждый ребёнок с первой минуты его жизни стремиться к открытиям. И тому подтверждение - его любознательность, неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире. Исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. И задача педагога не пресекать эту деятельность, а наоборот активно помогать ему. Поэтому на помощь приходит проектно-исследовательская деятельность.

Актуальность: Космос – обширная тема для исследовательской деятельности, которая помогает развивать творческое воображение, любознательность, коммуникативные качества, формировать интерес к неизвестным фактам из истории космоса. Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Взаимосвязь разнообразных видов детской деятельности (интеграция) способствует развитию наглядно-образного мышления, интеллектуального развития, позволяет углубить и расширить представления детей об окружающем мире, повысить эмоциональное положительное влияние на процесс воспитания, сделать его более эффективным, отражению в творчестве детей волнующие их наиболее ярких интересных событий и явлений окружающей жизни. Поэтому данный детский исследовательский проект ориентирован на приобретение детьми опыта собственной опытно - исследовательской деятельности, осознание детьми своих интересов, формирование умений их реализовывать, приобретение и применение детьми новых знаний в жизни. Дети учатся анализировать имеющиеся факты, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

Анализ проблемы: На вечерней прогулке дети рассматривали небо. Увидев не нём множиство звёзд и полную луну, начали задавать вопросы: «Почему луна то круглая, то половинка круга? Из чего состоят звёзды и почему они падают?». Тогда я предложила детям начать исследование про космос.

Проблема: Что такое космос? Какие тайны и загадки он хранит?

Тип проекта: Групповой, поисково-исследовательский, практико-ориентированный, среднесрочный.

Цель: Уточнить и закрепить знания детей о космосе, о солнечной системе и её планетах, об освоении космоса людьми. Способствовать закреплению полученных знаний, расширить кругозор детей. Продолжать закреплять умения уделять внимание анализу эффективности источников информации. Активизировать у детей инициативу, внимание и память, обогащение словарного запаса ребенка, привлечь к работе проекта детей, воспитателей, и родителей.

Задачи: Развивать познавательный интерес детей. Приобщать детей к современным знаниям о Вселенной. Систематизировать и расширить представление детей о том, что такое космосе, о планетах солнечной системы и звёздах. Формировать представление детей о роли человека в изучении космического пространства. Развивать связную речь детей через рассказ о своей деятельности. Создать условия для исследовательской деятельности. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки воспитанников.

Ожидаемые результаты: К окончанию срока реализации проекта у детей должны быть сформированы элементарные знания по теме, умения экспериментировать, синтезировать полученные знания, хорошо развиты творческие способности и коммуникативные навыки, возникло желание творить и исследовать вместе со взрослыми, что несомненно позволит им успешно адаптироваться к ситуации школьного обучения и окружающему миру. Дети должны ориентироваться в полученном материале, используя знания в НОД, в совместной деятельности с педагогом, в самостоятельной деятельности и в играх. А также заинтересованность детьми данной темой, проявление инициативы в конструктивной, творческой изобразительной деятельности, возможность участия в презентации проекта, где дети смогут применить имеющиеся знания о космосе, космических явлениях, поучаствовать в конкурсах, соревнованиях, представить свои работы, сформированность нравственно-патриотических чувств. Заинтересованность детей, педагогов и родителей в данной работе.

Ресурсы: Рассматривание иллюстраций, использование ЭОР (видео-презентаций и видеороликов), фото о космосе, космонавтах, планетах солнечной системы, звёздах и созвездиях. Беседы с детьми о космосе. Чтение детям энциклопедий, научно-познавательной литературы, рассказов Носова Н. «Незнайка на Луне». Работа в раскраске «Космос». Настольная игра «Космическое путешествие», плакат «Солнечная система».

План работы:

Формы работы

Срок реализации

Время в режиме дня

Ответственные

1.

Рассказ воспитателя «Что такое космос? Как появилось солнце? Как образовалась солнечная система?» Презентация.

дата

1 пол. дня

Воспитатель

2.

Знакомство с художественной литературой: чтение энциклопедий о космосе, космонавтах, стихов, разгадывание загадок.

неделя

Работа перед сном

Воспитатель

3.

Д/и «Что лишнее?», «Собери картинку», «Космические планеты», «Найди соседей», «Звёзды и созвездия».

Настольно-печатные игры «Собери ракету» (из счётных палочек), «Танграм», «Медвежонок в космосе», «Космическое путешествие».

неделя

1, 2 пол. дня

Совместная деятельность детей и воспитателя

4.

Родительское собрание «Участвуем в проекте «Космос». 

дата

вечер

2 пол. дня

Воспитатель

5.

Посещение передвижного 3D Планетария в Краеведческом музее города Сызрань

дата

1пол. дня

Воспитатель

 

6.

Составление фантазийных рассказов и сказок на космическую тему.

дата

НОД

Воспитатель

 

7.

Художественное творчество. Оригами «Ракета», «Инопланетяне».

дата

НОД

 

Совместная деятельность детей и воспитателя

8.

Беседа «Кто такие космонавты»

дата

НОД

Воспитатель

9.

Сюжетно-ролевая игра «Космонавты»

дата

2 пол дня

Совместная деятельность детей и воспитателя

10.

Художественное творчество Аппликация коллективная «Наша мечта – полёт в космос»

дата

НОД

Совместная деятельность детей и воспитателя

11.

Создание книги «Наше путешествие в космос» (составление рассказов, стихов, загадок детьми; рисунки детей)

2-3 недели

2 пол. дня

Совместная деятельность детей, родителей и воспитателя

12.

Экспериментирование:

1. «Вращение вокруг солнца Земли и Луны».

2. «Взлёт ракеты в космос»

дата

1,2 пол. дня

Воспитатель

13.

Посещение музея занимательных наук «Экспериментиус»

(г. Сызрань)

дата

1 пол. дня

Совместная деятельность детей, воспитателя и родителей

14.

Беседа «Планеты. Звёзды. Созвездия»

дата

1 пол. дня

Воспитатель

15.

Создание макета солнечной системы (коллективная работа)

дата

2 пол. дня

Совместная деятельность детей, воспитателя и родителей

16.

Изготовление дидактических игр «Путешествие по планетам», «Созвездия»

неделя

2 пол дня

Совместная деятельность детей, воспитателя и родителей

17.

«Путешествие в космос»

(через знакомство с профессией будущего - «менеджер космотуризма)

дата

НОД

Воспитатель

18.

Оформление выставки «Что мы знаем о космосе»

неделя

2 пол. дня

Совместная деятельность детей, воспитателя и родителей

19.

Представление книги «Наше путешествие в космос»

дата

1 пол. дня

Совместная деятельность детей, воспитателя и родителей

20.

Художественное творчество «Космические коллажи» с использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности (коллективные и индивидуальные работы)

дата

1 пол. дня

Воспитатель

21

Изготовление поделок на космическую тематику. Конкурс.

неделя

1, 2 пол. дня

Совместная деятельность детей, родителей и воспитателя

22

Изготовление костюмов инопланетян, космонавтов и астронавтов. Праздничное дефиле.

1-2 недели

 

Совместная деятельность детей, воспитателя и родителей

23.

Развлечение «Космические приключения»

дата

2 пол. дня

Совместная деятельность детей, воспитателя и родителей

Работа с родителями: Решение задач по познавательному развитию невозможно без непосредственного участия семьи. К детской проектной деятельности с удовольствием подключились родители воспитанников, возникло настоящее деловое сотрудничество. Вместе они помогали в сборе нужной информации, оформляли альбомы, готовили сообщения, создавали плакаты, организовывали фотосессии, изготавливали необычные костюмы и др. Проектная деятельность дала им новые темы для разговоров и совместной деятельности. Дети с удовольствием делились своими впечатлениями о новых открытиях в группе, а у родителей непременно стала появляться уверенность в своих детях – активных творцов, способных добиваться поставленной цели.

Развивающая предметно-пространственная среда:

Создание уголка «Космическое пространство». В него входят:

  1. Картотека проблемных вопросов.

  2. Картотека подвижных, пальчиковых игр, физминуток, артикуляционной гимнастики.

  3. Картотека опытов и экспериментов.

  4. Презентации, созданные педагогом и родителями.

  5. Альбомы, плакаты, фотоальбомы о космонавтах и профессий людей, связанных с космосом.

  6. Подбор энциклопедий, книг художественной и научной литературы.

  7. Настольные и дидактические игры, сделанные педагогом и родителями.

  8. Атрибуты к сюжетно-ролевым и театрализованным играм, костюмы.

  9. Игры-викторины, игры-путешествия, игры-головоломки, квест-игры, игры-лабиринты.

  10. Картотека познавательных видеороликов, мультфильмов, научных фильмов о космосе в соответствии с возрастом детей.

  11. Макеты, поделки.

Заключение

Благодаря проделанной работе над проектом через исследовательскую деятельность дети расширяют кругозор о космосе; развиваются творческое мышление, воображение; связная речь; творческие способности детей; умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности; детско-родительские отношения - происходит сближение родителей и детей, повышается продуктивность и качество взаимодействия детского сада и семьи; развиваются волевые качества личности, навыки партнёрского взаимодействия, что способствует успешному обучению в школе.

Литература

  1. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Э.М. Дорофеева, ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования. - Издание пятое (инновационное), испр. и доп.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019 - c.336

  2. Вострухина Т.Н., Кондрыкинская Л.А. «Знакомим с окружающим миром детей 5-7 лет». – М.: ТЦ Сфера, 2019 г.

  3. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты». М.: Сфера, 2019 г.

  4. Кэтрин Д. Хьюз под ред. Ворониной Н. «Космос. Моя первая энциклопедия». Изд. Эксмодетство, 2020 г.

  5. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа». М.: Издательский дом «ЦВЕТНОЙ МИР», 2019 г.

  6. Шорыгина Т.А. «Детям о космосе и Юрии Гагарине - первом космонавте Земли: Беседы, досуги, рассказы. – М.: ТЦ Сфера, 2019 г.

  7. Интернет-ресурсы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_udivitelnyy_mir_kosmosa_1.docx28.42 КБ
Файл proekt_udivitelnyy_mir_kosmosa_1.docx28.42 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 14 «Центр образования»

имени кавалера ордена Ленина Н.Ф. Шутова

городского округа Сызрань Самарской области

Структурное подразделение, реализующее общеобразовательные программы дошкольного образования - «Детский сад №31»

Методическая разработка

Педагогический проект

в подготовительной к школе группе

на тему: «Удивительный мир космоса»

Выполнили:

 Воспитатели Столярова М.Е.,

Дмитриева О.Н.

высшей квалификационной категории

                                                                                               

г. Сызрань, 2022 г.

Педагогический проект

в подготовительной к школе группе

на тему: «Удивительный мир космоса»

«Человечество не останется вечно на земле, но,                                            

  в погоне за светом и пространством,                                                    

    сначала робко проникнет за пределы атмосферы,              

                             а затем завоюет себе все околосолнечное пространство».                           К. Циолковский

     Введение

     Каждый ребёнок с первой минуты его жизни стремиться к открытиям. И тому подтверждение - его любознательность, неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире. Исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. И задача педагога не пресекать эту деятельность, а наоборот активно помогать ему. Поэтому на помощь приходит проектно-исследовательская деятельность.

    Актуальность: Космос – обширная тема для исследовательской деятельности, которая помогает развивать творческое воображение, любознательность, коммуникативные качества, формировать интерес к неизвестным фактам из истории космоса. Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Взаимосвязь разнообразных видов детской деятельности (интеграция) способствует развитию наглядно-образного мышления, интеллектуального развития, позволяет углубить и расширить представления детей об окружающем мире, повысить эмоциональное положительное влияние на процесс воспитания, сделать его более эффективным, отражению в творчестве детей волнующие их наиболее ярких интересных событий и явлений окружающей жизни. Поэтому данный детский исследовательский проект ориентирован на приобретение детьми опыта собственной опытно - исследовательской деятельности, осознание детьми своих интересов, формирование умений их реализовывать, приобретение и применение детьми новых знаний в жизни. Дети учатся анализировать имеющиеся факты, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

    Анализ проблемы: На вечерней прогулке дети рассматривали небо. Увидев не нём множиство звёзд и полную луну, начали задавать вопросы: «Почему луна то круглая, то половинка круга? Из чего состоят звёзды и почему они падают?». Тогда я предложила детям начать исследование про космос.

    Проблема: Что такое космос? Какие тайны и загадки он хранит?

    Тип проекта: Групповой, поисково-исследовательский, практико-ориентированный, среднесрочный.

    Цель: Уточнить и закрепить знания детей о космосе, о солнечной системе и её планетах, об освоении космоса людьми. Способствовать закреплению полученных знаний, расширить кругозор детей. Продолжать закреплять умения уделять внимание анализу эффективности источников информации. Активизировать у детей инициативу, внимание и память, обогащение словарного запаса ребенка, привлечь к работе проекта детей, воспитателей, и родителей.

     Задачи: Развивать познавательный интерес детей. Приобщать детей к современным знаниям о Вселенной.  Систематизировать и расширить представление детей о том, что такое космосе, о планетах солнечной системы и звёздах. Формировать представление детей о роли человека в изучении космического пространства. Развивать связную речь детей через рассказ о своей деятельности. Создать условия для исследовательской деятельности. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки воспитанников.  

     Ожидаемые результаты: К окончанию срока реализации проекта у детей должны быть сформированы элементарные знания по теме, умения экспериментировать, синтезировать полученные знания, хорошо развиты творческие способности и коммуникативные навыки, возникло желание творить и исследовать вместе со взрослыми, что несомненно позволит им успешно адаптироваться к ситуации школьного обучения и окружающему миру. Дети должны ориентироваться в полученном материале, используя знания в НОД, в совместной деятельности с педагогом, в самостоятельной деятельности и в играх. А также заинтересованность детьми данной темой, проявление инициативы в конструктивной, творческой изобразительной деятельности, возможность участия в презентации проекта, где дети смогут применить имеющиеся знания о космосе, космических явлениях, поучаствовать в конкурсах, соревнованиях, представить свои работы, сформированность нравственно-патриотических чувств. Заинтересованность детей, педагогов и родителей в данной работе.

     Ресурсы: Рассматривание иллюстраций, использование ЭОР (видео-презентаций и видеороликов), фото о космосе, космонавтах, планетах солнечной системы, звёздах и созвездиях.  Беседы с детьми о космосе. Чтение детям энциклопедий, научно-познавательной литературы, рассказов Носова Н. «Незнайка на Луне». Работа в раскраске «Космос». Настольная игра «Космическое путешествие», плакат «Солнечная система».

     План работы:

Формы работы

Срок реализации

Время в режиме дня

Ответственные

1.

Рассказ воспитателя «Что такое космос? Как появилось солнце? Как образовалась солнечная система?» Презентация.

дата

1 пол. дня

Воспитатель

2.

Знакомство с художественной литературой: чтение энциклопедий о космосе, космонавтах, стихов, разгадывание загадок.

неделя

Работа перед сном

Воспитатель

3.

Д/и «Что лишнее?», «Собери картинку», «Космические планеты», «Найди соседей», «Звёзды и созвездия».  

Настольно-печатные игры «Собери ракету» (из счётных палочек), «Танграм», «Медвежонок в космосе», «Космическое путешествие».

неделя

1, 2 пол. дня

Совместная деятельность детей и воспитателя  

4.

Родительское собрание «Участвуем в проекте «Космос». 

дата

вечер

2 пол. дня

Воспитатель

5.

Посещение передвижного 3D Планетария в Краеведческом музее города Сызрань

дата

1пол. дня

Воспитатель

6.

Составление фантазийных рассказов и сказок на космическую тему.

дата

НОД

Воспитатель

7.

Художественное творчество. Оригами «Ракета», «Инопланетяне».

дата

НОД

Совместная деятельность детей и воспитателя

8.

Беседа «Кто такие космонавты»

дата

НОД

Воспитатель

9.

Сюжетно-ролевая игра «Космонавты»

дата

2 пол дня

Совместная деятельность детей и воспитателя

10.

Художественное творчество Аппликация коллективная «Наша мечта – полёт в космос»

дата

НОД

Совместная деятельность детей и воспитателя

11.

Создание книги «Наше путешествие в космос» (составление рассказов, стихов, загадок детьми; рисунки детей)

2-3 недели

2 пол. дня

Совместная деятельность детей, родителей и воспитателя

12.

Экспериментирование:

1. «Вращение вокруг солнца Земли и Луны».

2. «Взлёт ракеты в космос»

дата

1,2 пол. дня

Воспитатель

13.

Посещение музея занимательных наук «Экспериментиус»

(г. Сызрань)

дата

1 пол. дня

Совместная деятельность детей, воспитателя и родителей

14.

Беседа «Планеты. Звёзды. Созвездия»

дата

1 пол. дня

Воспитатель

15.

Создание макета солнечной системы (коллективная работа)

дата

2 пол. дня

Совместная деятельность детей, воспитателя и родителей

16.

Изготовление дидактических игр «Путешествие по планетам», «Созвездия»

неделя

2 пол дня

Совместная деятельность детей, воспитателя и родителей

17.

«Путешествие в космос»

 (через знакомство с профессией будущего - «менеджер космотуризма)

дата

НОД

Воспитатель

18.

Оформление выставки «Что мы знаем о космосе»

неделя

2 пол. дня

Совместная деятельность детей, воспитателя и родителей

19.

Представление книги «Наше путешествие в космос»

дата

1 пол. дня

Совместная деятельность детей, воспитателя и родителей

20.

Художественное творчество «Космические коллажи» с использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности (коллективные и индивидуальные работы)

дата

1 пол. дня

Воспитатель

21

Изготовление поделок на космическую тематику. Конкурс.

неделя

1, 2 пол. дня

Совместная деятельность детей, родителей и воспитателя

22

Изготовление костюмов инопланетян, космонавтов и астронавтов. Праздничное дефиле.

1-2 недели

Совместная деятельность детей, воспитателя и родителей

23.

Развлечение «Космические приключения»

дата

2 пол. дня

Совместная деятельность детей, воспитателя и родителей

     Работа с родителями: Решение задач по познавательному развитию невозможно без непосредственного участия семьи. К детской проектной деятельности с удовольствием подключились родители воспитанников, возникло настоящее деловое сотрудничество. Вместе они помогали в сборе нужной информации, оформляли альбомы, готовили сообщения, создавали плакаты, организовывали фотосессии, изготавливали необычные костюмы и др. Проектная деятельность дала им новые темы для разговоров и совместной деятельности. Дети с удовольствием делились своими впечатлениями о новых открытиях в группе, а у родителей непременно стала появляться уверенность в своих детях – активных творцов, способных добиваться поставленной цели.

     Развивающая предметно-пространственная среда:

Создание уголка «Космическое пространство». В него входят:

  1. Картотека проблемных вопросов.
  2. Картотека подвижных, пальчиковых игр, физминуток, артикуляционной гимнастики.
  3. Картотека опытов и экспериментов.
  4. Презентации, созданные педагогом и родителями.
  5. Альбомы, плакаты, фотоальбомы о космонавтах и профессий людей, связанных с космосом.
  6. Подбор энциклопедий, книг художественной и научной литературы.
  7. Настольные и дидактические игры, сделанные педагогом и родителями.
  8. Атрибуты к сюжетно-ролевым и театрализованным играм, костюмы.
  9. Игры-викторины, игры-путешествия, игры-головоломки, квест-игры, игры-лабиринты.
  10. Картотека познавательных видеороликов, мультфильмов, научных фильмов о космосе в соответствии с возрастом детей.
  11. Макеты, поделки.

     Заключение

     Благодаря проделанной работе над проектом через исследовательскую деятельность дети расширяют кругозор о космосе; развиваются творческое мышление, воображение; связная речь; творческие способности детей; умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности; детско-родительские отношения - происходит сближение родителей и детей, повышается продуктивность и качество взаимодействия детского сада и семьи; развиваются волевые качества личности, навыки партнёрского взаимодействия, что способствует успешному обучению в школе.

    Литература

  1. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Э.М. Дорофеева, ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования. - Издание пятое (инновационное), испр. и доп.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019 - c.336
  2. Вострухина Т.Н., Кондрыкинская Л.А. «Знакомим с окружающим миром детей 5-7 лет». – М.: ТЦ Сфера, 2019 г.
  3. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты». М.: Сфера, 2019 г.
  4. Кэтрин Д. Хьюз под ред. Ворониной Н. «Космос. Моя первая энциклопедия». Изд. Эксмодетство, 2020 г.
  5. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа». М.: Издательский дом «ЦВЕТНОЙ МИР», 2019 г.
  6. Шорыгина Т.А. «Детям о космосе и Юрии Гагарине - первом космонавте Земли: Беседы, досуги, рассказы. – М.: ТЦ Сфера, 2019 г.
  7. Интернет-ресурсы.


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 14 «Центр образования»

имени кавалера ордена Ленина Н.Ф. Шутова

городского округа Сызрань Самарской области

Структурное подразделение, реализующее общеобразовательные программы дошкольного образования - «Детский сад №31»

Методическая разработка

Педагогический проект

в подготовительной к школе группе

на тему: «Удивительный мир космоса»

Выполнили:

 Воспитатели Столярова М.Е.,

Дмитриева О.Н.

высшей квалификационной категории

                                                                                               

г. Сызрань, 2022 г.

Педагогический проект

в подготовительной к школе группе

на тему: «Удивительный мир космоса»

«Человечество не останется вечно на земле, но,                                            

  в погоне за светом и пространством,                                                    

    сначала робко проникнет за пределы атмосферы,              

                             а затем завоюет себе все околосолнечное пространство».                           К. Циолковский

     Введение

     Каждый ребёнок с первой минуты его жизни стремиться к открытиям. И тому подтверждение - его любознательность, неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире. Исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. И задача педагога не пресекать эту деятельность, а наоборот активно помогать ему. Поэтому на помощь приходит проектно-исследовательская деятельность.

    Актуальность: Космос – обширная тема для исследовательской деятельности, которая помогает развивать творческое воображение, любознательность, коммуникативные качества, формировать интерес к неизвестным фактам из истории космоса. Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Взаимосвязь разнообразных видов детской деятельности (интеграция) способствует развитию наглядно-образного мышления, интеллектуального развития, позволяет углубить и расширить представления детей об окружающем мире, повысить эмоциональное положительное влияние на процесс воспитания, сделать его более эффективным, отражению в творчестве детей волнующие их наиболее ярких интересных событий и явлений окружающей жизни. Поэтому данный детский исследовательский проект ориентирован на приобретение детьми опыта собственной опытно - исследовательской деятельности, осознание детьми своих интересов, формирование умений их реализовывать, приобретение и применение детьми новых знаний в жизни. Дети учатся анализировать имеющиеся факты, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

    Анализ проблемы: На вечерней прогулке дети рассматривали небо. Увидев не нём множиство звёзд и полную луну, начали задавать вопросы: «Почему луна то круглая, то половинка круга? Из чего состоят звёзды и почему они падают?». Тогда я предложила детям начать исследование про космос.

    Проблема: Что такое космос? Какие тайны и загадки он хранит?

    Тип проекта: Групповой, поисково-исследовательский, практико-ориентированный, среднесрочный.

    Цель: Уточнить и закрепить знания детей о космосе, о солнечной системе и её планетах, об освоении космоса людьми. Способствовать закреплению полученных знаний, расширить кругозор детей. Продолжать закреплять умения уделять внимание анализу эффективности источников информации. Активизировать у детей инициативу, внимание и память, обогащение словарного запаса ребенка, привлечь к работе проекта детей, воспитателей, и родителей.

     Задачи: Развивать познавательный интерес детей. Приобщать детей к современным знаниям о Вселенной.  Систематизировать и расширить представление детей о том, что такое космосе, о планетах солнечной системы и звёздах. Формировать представление детей о роли человека в изучении космического пространства. Развивать связную речь детей через рассказ о своей деятельности. Создать условия для исследовательской деятельности. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки воспитанников.  

     Ожидаемые результаты: К окончанию срока реализации проекта у детей должны быть сформированы элементарные знания по теме, умения экспериментировать, синтезировать полученные знания, хорошо развиты творческие способности и коммуникативные навыки, возникло желание творить и исследовать вместе со взрослыми, что несомненно позволит им успешно адаптироваться к ситуации школьного обучения и окружающему миру. Дети должны ориентироваться в полученном материале, используя знания в НОД, в совместной деятельности с педагогом, в самостоятельной деятельности и в играх. А также заинтересованность детьми данной темой, проявление инициативы в конструктивной, творческой изобразительной деятельности, возможность участия в презентации проекта, где дети смогут применить имеющиеся знания о космосе, космических явлениях, поучаствовать в конкурсах, соревнованиях, представить свои работы, сформированность нравственно-патриотических чувств. Заинтересованность детей, педагогов и родителей в данной работе.

     Ресурсы: Рассматривание иллюстраций, использование ЭОР (видео-презентаций и видеороликов), фото о космосе, космонавтах, планетах солнечной системы, звёздах и созвездиях.  Беседы с детьми о космосе. Чтение детям энциклопедий, научно-познавательной литературы, рассказов Носова Н. «Незнайка на Луне». Работа в раскраске «Космос». Настольная игра «Космическое путешествие», плакат «Солнечная система».

     План работы:

Формы работы

Срок реализации

Время в режиме дня

Ответственные

1.

Рассказ воспитателя «Что такое космос? Как появилось солнце? Как образовалась солнечная система?» Презентация.

дата

1 пол. дня

Воспитатель

2.

Знакомство с художественной литературой: чтение энциклопедий о космосе, космонавтах, стихов, разгадывание загадок.

неделя

Работа перед сном

Воспитатель

3.

Д/и «Что лишнее?», «Собери картинку», «Космические планеты», «Найди соседей», «Звёзды и созвездия».  

Настольно-печатные игры «Собери ракету» (из счётных палочек), «Танграм», «Медвежонок в космосе», «Космическое путешествие».

неделя

1, 2 пол. дня

Совместная деятельность детей и воспитателя  

4.

Родительское собрание «Участвуем в проекте «Космос». 

дата

вечер

2 пол. дня

Воспитатель

5.

Посещение передвижного 3D Планетария в Краеведческом музее города Сызрань

дата

1пол. дня

Воспитатель

6.

Составление фантазийных рассказов и сказок на космическую тему.

дата

НОД

Воспитатель

7.

Художественное творчество. Оригами «Ракета», «Инопланетяне».

дата

НОД

Совместная деятельность детей и воспитателя

8.

Беседа «Кто такие космонавты»

дата

НОД

Воспитатель

9.

Сюжетно-ролевая игра «Космонавты»

дата

2 пол дня

Совместная деятельность детей и воспитателя

10.

Художественное творчество Аппликация коллективная «Наша мечта – полёт в космос»

дата

НОД

Совместная деятельность детей и воспитателя

11.

Создание книги «Наше путешествие в космос» (составление рассказов, стихов, загадок детьми; рисунки детей)

2-3 недели

2 пол. дня

Совместная деятельность детей, родителей и воспитателя

12.

Экспериментирование:

1. «Вращение вокруг солнца Земли и Луны».

2. «Взлёт ракеты в космос»

дата

1,2 пол. дня

Воспитатель

13.

Посещение музея занимательных наук «Экспериментиус»

(г. Сызрань)

дата

1 пол. дня

Совместная деятельность детей, воспитателя и родителей

14.

Беседа «Планеты. Звёзды. Созвездия»

дата

1 пол. дня

Воспитатель

15.

Создание макета солнечной системы (коллективная работа)

дата

2 пол. дня

Совместная деятельность детей, воспитателя и родителей

16.

Изготовление дидактических игр «Путешествие по планетам», «Созвездия»

неделя

2 пол дня

Совместная деятельность детей, воспитателя и родителей

17.

«Путешествие в космос»

 (через знакомство с профессией будущего - «менеджер космотуризма)

дата

НОД

Воспитатель

18.

Оформление выставки «Что мы знаем о космосе»

неделя

2 пол. дня

Совместная деятельность детей, воспитателя и родителей

19.

Представление книги «Наше путешествие в космос»

дата

1 пол. дня

Совместная деятельность детей, воспитателя и родителей

20.

Художественное творчество «Космические коллажи» с использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности (коллективные и индивидуальные работы)

дата

1 пол. дня

Воспитатель

21

Изготовление поделок на космическую тематику. Конкурс.

неделя

1, 2 пол. дня

Совместная деятельность детей, родителей и воспитателя

22

Изготовление костюмов инопланетян, космонавтов и астронавтов. Праздничное дефиле.

1-2 недели

Совместная деятельность детей, воспитателя и родителей

23.

Развлечение «Космические приключения»

дата

2 пол. дня

Совместная деятельность детей, воспитателя и родителей

     Работа с родителями: Решение задач по познавательному развитию невозможно без непосредственного участия семьи. К детской проектной деятельности с удовольствием подключились родители воспитанников, возникло настоящее деловое сотрудничество. Вместе они помогали в сборе нужной информации, оформляли альбомы, готовили сообщения, создавали плакаты, организовывали фотосессии, изготавливали необычные костюмы и др. Проектная деятельность дала им новые темы для разговоров и совместной деятельности. Дети с удовольствием делились своими впечатлениями о новых открытиях в группе, а у родителей непременно стала появляться уверенность в своих детях – активных творцов, способных добиваться поставленной цели.

     Развивающая предметно-пространственная среда:

Создание уголка «Космическое пространство». В него входят:

  1. Картотека проблемных вопросов.
  2. Картотека подвижных, пальчиковых игр, физминуток, артикуляционной гимнастики.
  3. Картотека опытов и экспериментов.
  4. Презентации, созданные педагогом и родителями.
  5. Альбомы, плакаты, фотоальбомы о космонавтах и профессий людей, связанных с космосом.
  6. Подбор энциклопедий, книг художественной и научной литературы.
  7. Настольные и дидактические игры, сделанные педагогом и родителями.
  8. Атрибуты к сюжетно-ролевым и театрализованным играм, костюмы.
  9. Игры-викторины, игры-путешествия, игры-головоломки, квест-игры, игры-лабиринты.
  10. Картотека познавательных видеороликов, мультфильмов, научных фильмов о космосе в соответствии с возрастом детей.
  11. Макеты, поделки.

     Заключение

     Благодаря проделанной работе над проектом через исследовательскую деятельность дети расширяют кругозор о космосе; развиваются творческое мышление, воображение; связная речь; творческие способности детей; умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности; детско-родительские отношения - происходит сближение родителей и детей, повышается продуктивность и качество взаимодействия детского сада и семьи; развиваются волевые качества личности, навыки партнёрского взаимодействия, что способствует успешному обучению в школе.

    Литература

  1. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Э.М. Дорофеева, ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования. - Издание пятое (инновационное), испр. и доп.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019 - c.336
  2. Вострухина Т.Н., Кондрыкинская Л.А. «Знакомим с окружающим миром детей 5-7 лет». – М.: ТЦ Сфера, 2019 г.
  3. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты». М.: Сфера, 2019 г.
  4. Кэтрин Д. Хьюз под ред. Ворониной Н. «Космос. Моя первая энциклопедия». Изд. Эксмодетство, 2020 г.
  5. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа». М.: Издательский дом «ЦВЕТНОЙ МИР», 2019 г.
  6. Шорыгина Т.А. «Детям о космосе и Юрии Гагарине - первом космонавте Земли: Беседы, досуги, рассказы. – М.: ТЦ Сфера, 2019 г.
  7. Интернет-ресурсы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка родительского собрания в подготовительной к школе группе на тему: "Скоро в школу"

Подготовка к школе – сложный период в жизни дошкольника. Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку образа жизни и деятельности ребенка. Маленький человек находится в с...

Методическая разработка по ФЭМП в подготовительной к школе группе по теме: "Волшебный цветок".

Методическая разработка по ФЭМП в подготовительной к школе группе по теме: "Волшебный цветок".Программное содержание:- Учить понимать поставленную задачу и выполнять ее самостоятельно, закре...

Методическая разработка родительского собрания в подготовительной к школе группе на тему «Скоро в школу» с использованием Qr кода.

Подготовка к школе – сложный период в жизни дошкольника. Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку образа жизни и деятельности ребенка. Маленький человек находится в с...

Методическая разработка для детей в подготовительной к школе группе на тему «как живут наши пернатые друзья зимой»

Интеграция образовательных областей: «Познание», формирование целостной картины мира, расширение кругозора: предметное и социальное окружение. Ознакомление с природой. «Речевое разви...

ПРОЕКТ в подготовительной к школе группе на тему «Удивительные муравьишки»

ПРОЕКТ в подготовительной к школе группе на тему «Удивительные муравьишки»...

Методическая разработка "Образовательный проект в подготовительной к школе группе «Скоро в школу»."

Основные цели и задачи проекта:1. Формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения.2. Способствовать развитию творческих способностей, познавательной мотивации, интеллектуальных кач...