ПРОЕКТ в подготовительной к школе группе на тему «Удивительные муравьишки»
проект (подготовительная группа)
ПРОЕКТ в подготовительной к школе группе на тему «Удивительные муравьишки»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_muravi.docx | 963.98 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ д/с ОРВ «Солнышко»
ПРОЕКТ
в подготовительной к школе группе №2
на тему «Удивительные муравьишки»
Подготовила:
воспитатель Зайцева М.В.
2020
Проект: «Удивительные муравьишки»
Актуальность: экологическое образование - это формирование у дошкольников экологического сознания, экологической культуры, способности понимать и любить окружающий мир, бережно относиться к нему. При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу ребенка, способствует формированию положительных моральных качеств.
Наверно найдется немало людей, которые хоть раз не останавливались возле муравейника, завороженные таким далеким и в то же время близким нам миром этих удивительных насекомых.
Так и наши дети, во время прогулки увидели муравьев. Реакция детей была неоднозначной. Некоторые дети выразили радость и интерес, другие – испугались.
Были и такие дети, которые предложили уничтожить муравьев. В ходе беседы с детьми, выяснилось, что знания о насекомых очень маленькие. Таким образом, возникла проблема «Нужны ли муравьи? Пользу или вред они приносят?».
В наше время, данная проблема актуальна, так как сейчас очень много муравьев и муравейников уничтожаются людьми, не думающих о последствиях. Поэтому очень хотелось, чтобы смотря на муравьев, наши дети проявляли уважение, как к насекомым, приносящим большую пользу природе и человеку.
Цель: формирование представлений о жизни муравьев
Задачи:
Уточнить особенности внешнего вида муравьев, познакомиться с циклом развития, способах питания, образе жизни, защите от врагов;
Заложить основы экологического воспитания, вызвать удовольствие от общения с природой.
Учить сравнивать обычных и лесных муравьев;
Воспитывать трудолюбие, дружелюбие.
Участники: Дети, воспитатели, родители.
Сроки проведения: краткосрочный – 1 месяц- с 20 июля по 20 августа 2020 г.
Обеспечение проектной деятельности:
- Цикл занятий, бесед, творческой активности строиться последовательно и включает разнообразные виды деятельности.
- Раскрытие темы «Удивительные муравьишки», расширение знаний о муравьях и среде их обитания.
- Наличие материального оснащения занятий по осуществляемой теме (плакаты, картинки, макеты, природный материал по теме и т. д.).
По составу: Групповой.
Этапы реализации проекта:
- Подготовительный: разработка плана реализации проекта, подбор литературы, сбор материала для творчества детей (пластилин, цветная бумага, фольга, картон и т.д.), иллюстраций разного вида муравьев.
- Основной:
- Работа с родителями: рекомендации для родителей по просмотру мультфильмов, научных программ про насекомых , беседы; консультирование родителей по вопросам мини-проекта.
- Работа с детьми: реализация плана работы с детьми, поиск ответов на поставленные вопросы разными способами.
- Заключительный: проведение выставок детских работ, выполненных в процессе реализации проекта.
Ожидаемый результат по проекту:
Для детей:
- Бережное отношение детей к природе, в частности к муравьям
- Развитие познавательной активности, любознательности
Для педагогов:
- Развитие у детей коммуникативных навыков, умение работать в команде
- Создание условий для проявления воображения
Для родителей:
Совместное чтение художественной литературы о муравьях, просмотр мультфильма «Как муравьишка домой спешил» и создание собственного мультфильма.
Привлечение к сотрудничеству по созданию условий для познавательно-исследовательского интереса детей
Основные направления реализации проекта по образовательным областям:
Познавательное развитие
- Прогулка «Наблюдение за муравьями» (поиск муравейника: наблюдение за насекомыми на прогулке, рассматривание частей тела через лупу).
- Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме.
- Познавательные беседы по теме.
Цель: знакомить с названиями частями тела муравья, знакомить со способами питания, образом жизни, о пользе или вреде и значении для жизни других обитателей природы.
- Просмотр мультфильмов по мотивам В.Бианки «Как муравьишка домой спешил» и басни И.Крылова «Стрекоза и муравей».
- Дидактические и настольно печатные игры по теме «Насекомые»
Социально-коммуникативное развитие
- Ситуативная беседа по теме
- Устные сообщения детей о насекомых.
- Отгадывание загадок.
- - Творческие игры с игрушками и муляжами насекомыми.
- - Игры по сюжетам мультфильмов (с использованием игрушек главных персонажей мультсериалов)
Художественное - эстетическое развитие
- Лепка на тему «Муравей» (см. приложение № 1).
- Коллективная работа аппликация с использованием смешенной техники «Муравейник»
Чтение художественной литературы Цель: познакомить детей с литературными произведениями о муравьях.
К. Ушинский «Капустная белянка» В. Бианки «Муравейник зашевелился» Н. Сладков «Муравей и сороконожка» «Сказка о лягушке и муравьях» Л. Н. Толстой «О муравьях» И. Соколов-Микитов «Муравьи» И. А. Крылов «Стрекоза и муравей»
Н. Гали «Муравьиные истории» А.В. Митяев «Муравей и космонавт» В.Брагин «Как муравьишка домой спешил»
физическое развитие
- подвижные игры «Медведь и пчелы», «Муравьи и муравейник», «Муравей и дождик»
- Гимнастика для глаз «Стрекоза»
- Релаксация под звуки природы
Безопасность
Беседы: «Правила поведения на природе: в лесу, в поле…», «Почему нужно беречь природу».
- Наблюдение за муравьями с родителями в разных местах.
- Результаты реализации проекта:
Участие детей в проекте позволило сформировать представления о том, кто такие муравьи, каковы условия обитания, из чего строятся муравейники, какова его роль в природе. Тем самым у детей появилось желание общаться с природой. Дети научились понимать необходимость бережного отношения к природе. Муравьи- яркий пример трудолюбия, взаимопомощи. Муравьи умеют строить, подавать друг другу сигналы, ориентироваться по солнцу, но не умеют жить в одиночку, как и всякий человек. Значение муравьев в природе велико. Поэтому необходимо беречь и охранять. А родители, участвуя в реализации проекта, стали не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стали непосредственными участниками образовательного процесса, обогатили свой педагогический опыт, испытывали чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка.
План работы по реализации проекта
Направление развития ребенка | Совместная партнёрская деятельность взрослого и детей (групповая, подгрупповая) |
Социально – коммуникативное развитие | Совместная партнёрская деятельность взрослого и детей (групповая, подгрупповая): Беседа: «Кто самый сильный из насекомых?» Задачи: развивать познавательный интерес к окружающей природе./ПР,РР/ Сюжетно-ролевая игра «Музей насекомых» Задачи: закреплять знания о насекомых, формировать положительные взаимоотношения между детьми в процессе игры/ ПР/РР/ Беседа на тему: «Осы, пчелы, муравьи» Задачи: расширять и уточнять знания детей о насекомых, познакомить со строением, названиями, особенностями поведения. /ПР/РР/ С/р игра «Муха-цокотуха». Задачи: учить воссоздавать в игре литературное произведение, разнообразить сюжет, развивать воображение. Просмотр презентации «Муравей в муравейнике» Задачи: обобщение и повторение темы проекта, развитие у детей понимания о жизни муравьев.ПР/РР/ Дидактическая игра: «Кто больше вспомнит?» Задачи: активизировать знания детей по теме «насекомые», расширение кругозора детей. /РР/ПР/. |
Органи-зация ППРС | Центр познания: Иллюстрации на тему «Удивительные муравьишки» Презентация «Муравей в муравейнике» Игровой центр: Атрибуты для сюжетно ролевой игры: «Музей насекомых» Макеты насекомых. Настольные игры с правилами (знакомыми детям). |
Направ-ление развития ребенка | Совместная партнёрская деятельность взрослого и детей (групповая, подгрупповая) |
Познавательное развитие | Беседа: «Муравьи и муравейник – предсказатели погоды» Задачи: закрепить знания детей об особенностях и пользе насекомых для природы и человека. /РР, СКР/ Беседа: «Муравьи - санитары леса». Задачи: углублять знания детей о муравьях, их образе жизни. Формировать представление о роли муравьев в жизни леса. Воспитывать бережное отношение к муравьям. Дидактическая игра: «Кто? Что?» Задачи: совершенствовать умение детей различать слова – предметы, признаки, действия.. /РР/ ПР/ Отгадывание загадок на тему «Насекомые» Развивающая образовательная ситуация: «Как вести себя на воде» Задачи: познакомить детей с правилами безопасного поведения на воде, воспитывать чувство осторожности, ответственного поведения за свою жизнь и жизнь окружающих, развивать внимание, мышление, память, речь. /РР, СКР, ХЭР/ Клуб почемучек.« Установка солнечных часов, наблюдение за тенью.» Задачи: познакомить детей с солнечными часами, выяснить, меняются ли очертания и размеры теней в течение дня?. (РР/ФР) Клуб юного конструктора: Тема: «Муравейник». Задачи: закреплять умение конструировать из бросового материала. (ФР/ХЭР) |
Организация ППРС | Центр познания: иллюстрации на тему «Удивительные муравьишки» Игровой центр: Настольно печатные игры: «Пазлы», «Сложи узор». Центр строительно-конструктивных игр: Конструктор «Лего»Деревянный конструктор, Строительный материал для обыгрывания Центр экспериментирования: деревянная палка стрелки для солнечных часов. |
Направ-ление развития ребенка | Совместная партнёрская деятельность взрослого и детей (групповая, подгрупповая) |
Речевое развитие | Чтение художественной литературы сказок «Сказка о муравье и гусенице» Валентина Грохольская, «Муравей и голубь» Перевод Вадима Пака, «Отчего у муравья тонкое брюшко?» Алтайская народная сказка, «Сказка о муравье Рашке и тле Тюпе» Юлия Ярмоленко, «Один за всех, а все за одного» Ирина Пивовароввва, «О муравье, который не боялся ни шипов, ни паука» Ондржей Секора, «Как муравьишка домой спешил» В.В. Бианки, Просмотр мультфильмов «Флик», «Путешествие муравья». Дидактическая игра «Найди различия и сходство» Задачи: уточнить главные отличительные признаки всех насекомых; развить умение сравнивать. /СКР/ПР/ Беседа: «Наблюдение за муравьиной тропой» Задачи: уточнить знания детей о поведении муравьев, месте обитания, взаимоотношениях. Дидактическая игра «Где , кто живет?» Задачи: закрепить знания детей о местах обитания разных насекомых; развить фразовую речь,словарь. Беседа: «Что дети знают о муравьях?» Задачи: уточнить знания детей о муравьях, их разнообразии, отличительных признаках, питании, передвижении, развить фразовую речь, активизировать словарь. Игры и упражнения на развитие дикции, темпа речи, силы голоса: «Весёлый язычок», «Скороговорки», «Измени голос» (дети приветствуют друг друга от имени любого сказочного персонажа: лисы, волка, кощея).Задачи: развивать у детей движения органов артикуляционного аппарата, выразительность голоса, слуховое и фонематическое восприятие. |
Организация ППРС | Центр познания: иллюстрации по теме проекта, мультфильмы «Флик», «Путешествие муравья». Игровой центр: настольные игры: «Шашки», «Путешествие по России»т.д. Книжный центр: «Сказка о муравье и гусенице» Валентина Грохольская, «Муравей и голубь» Перевод Вадима Пака, «Отчего у муравья тонкое брюшко?» Алтайская народная сказка, «Сказка о муравье Рашке и тле Тюпе» Юлия Ярмоленко, «Один за всех, а все за одного» Ирина Пивовароввва, «О муравье, который не боялся ни шипов, ни паука» Ондржей Секора, «Как муравьишка домой спешил» В.В. Бианки |
Направ-ление развития ребенка | Совместная партнёрская деятельность взрослого и детей (групповая, подгрупповая) |
Художественно - эстетическое развитие | Рисование Тема: «Лесная полянка» Задачи: закреплять умение создавать рисунки самостоятельно, творчески отражая свои представления о природе. ПР/СКР/ФР) Аппликация) Тема: «Насекомые». Задачи: вызвать интерес к лепке образов насекомых. Развивать чувство формы и композиции. Лепка: Тема: «Муравьи» Задачи: продолжать закреплять умение детей лепить небольшую скульптурную группу, передовая пропорциональные отношения. Закреплять известные приёмы лепки. Музыкальная гостиная: Слушание произведения «Июль» из цикла «Времена года». Задачи: выяснить, с помощью каких средств выразительности композитор передал образ лета. ПР/СКР/ Работа с Красной книгой Задачи: выяснить, какие насекомые занесены в Красную книгу, формировать стремление сохранить природу. Муз. игра «Эхо» Задачи. повторение несложного ритма, прохлопывая в ладоши. РР/СКР/ФР/ Творческая мастерская. «Игры с песком» Задачи: развить конструктивные навыки; закрепить знание свойств песка. Дети строят муравейник. Вносят для обыгрывания игрушки-муравьи /ХЭР/СКР/ФР/ |
Организация ППРС | Центр познания: иллюстрации насекомых из Красной Книги РО В центре творчества: пластилин, доски, стеки для лепки, ножницы, альбомы, фломастеры, краски, карандаши, трафареты. Раскрашивание раскрасок по желанию детей. В музыкальном центе: музыкальные инструменты, Аудио запись «Июль» из цикла «Времена года». |
Направ-ление развития ребенка | Совместная партнёрская деятельность взрослого и детей (групповая, подгрупповая) |
Физическое развитие | Подвижная игра: «Быстро возьми, быстро положи», «Круговая эстафета». Задачи: упражнять детей в умении действовать разумно, увёртываться, в зависимости от ситуации, развивать ловкость и быстроту реакции. Артикуляционная гимнастика (Хомячок, хоботок) Задачи: тренировать подвижность органов артикуляционного аппарата . Подвижная игра «Муравьи и слон». Задачи:развитие внимательности, ловкости, воспитывать умение действовать по правилам. Подвижная игра «Муравьи и дождь». Задачи: развивать ловкость, быстроту, выносливость, воспитывать умение следовать правилам игры. Подвижная игра «Найди и промолчи» Задачи: развивать внимание и терпение. Подвижная игра «Море волнуется» Задачи: развитие умения действовать по сигналу, совершенствование координации, ловкости, выразительности. Подвижная игра: «Летает не летает». Задачи: развивать внимательность. Подвижная игра: «Попрыгунчик» Задачи: развивать двигательную активность, уметь прыгать в длину. |
Организация ППРС | Спортивный центр: Лопатки, санки ледянки, спортивные принадлежности для упражнений, скакалка,кегли, обруч, кольцеброс, массажная дорожка. |
Приложение № 1
Конспект занятия по лепки «Муравьи».
Цель:
Образовательная.
- Продолжать знакомить детей с техникой создания образов из пластилина.
- Учить лепить мелких насекомых, передовая характерные особенности строения и окраски.
- Показать возможность сочетания разных материалов для создания мелких деталей при созданиях образа муравья.
Развивающая.
- Развивать творческие способности детей;
- Развивать мелкую моторику рук;
Воспитательная:
- Воспитывать любовь и интерес к природе.
- Воспитывать интерес к художественному творчеству.
- Воспитывать самостоятельность.
Предварительная работа:
1. Беседа о муравьях.
2. Рассматривание картин, иллюстраций, открыток по данной теме.
3. Прослушивание стихотворений, загадок о муравьях.
4. Просмотр презентаций на тему «Удивительный мир муравья»
Оборудование:
Пластилин, дощечки, стеки, салфетки, бисер, проволока, палочки.
Ход образовательной деятельности
1. Организационный момент
Дети сидят за столами. На столах у каждого ребёнка пластилин, дощечка, стеки, салфетки. В лоточках дополнительный материал: бисер, проволока, палочки, бусы. Макет леса с муравейником и озера с лягушкой.
2. Актуализация знаний
Беседа.
- Ребята, вчера мы с вами читали сказку, как она называется?
- О чем говориться в этой сказки, какие герой были в ней?
- Ребята, скажите, вам сказка понравилась? Мне она очень понравилась. Я предлагаю вам превратиться в мультипликаторов, и самим создать мультфильм по этой сказке, и называться он будет «Муравьи и лягушка». Вы согласны? У меня уже есть макет к сказке, но вот беда, героев сказки нет. Что делать, как вы думаете?
(Дети: сделать, слепить героев к сказке)
Воспитатель: Как вы думаете, кто работает над созданием мультфильма?
(Дети: над создание мультфильма работают люди, которых называют мультипликаторами)
Воспитатель: Правильно, героев для мультфильмов делают мультипликаторы. И я вам сегодня предлагаю стать мультипликаторами и слепить дружную семью муравья.
Для этого нам понадобится материал, из которого мы будем делать наших героев мультфильма.
Воспитатель: Как вы думаете, из какого материала можно изготовить героев к мультфильму.
( Дети: из пластилина)
Воспитатель: Я согласна с вами, что нам нужен был пластилин, из которого мы будем лепить муравьёв. Но какого цвета нам нужно будет взять пластилин? Почему?
(Дети: пластилин нам нужен чёрного и коричневого цвета, потому что в природе есть черные и коричневые муравьи)
3. Новая тема.
Объяснение последовательности выполнения лепки
Воспитатель: Вначале отделяем от общего комочка небольшую часть пластилина, из него мы будем лепить туловище муравья.
Нам нужно из этого комочка пластилина скатать конус и разделить его на части, чтобы голова была поменьше, а брюшко оказалось самым большим. Затем обращает внимание на то, что и брюшко у муравья тоже состоит из дух частей (маленькой и большой части).
Обратите внимание на столе стоят подносы с дополнительных материалов – бисером, бусами, проволокой и мелкими палочками. Как вы думаете для чего мы это можем использовать в своей работе?
Правильно, из бисера мы можем сделать нашему муравью глаза, из проволоки– усики, из палочек – ножки.
Практическая самостоятельная работа детей.
Воспитатель контролирует правильное выполнение работы
Физкультминутка
Муравей не отдыхает.
За день много успевает:
Наклониться, подтянуться,
Перепрыгнуть, изогнуться,
Пробежать и повернуться,
Перелезть и развернуться,
Проползти и увернуться,
Чтоб на месте не споткнуться.
Так весь день. Назад - вперёд
И совсем не устаёт.
Коллективная работа
Коллективное оформление композиции.
Воспитатель: Ребята, посмотрите какие замечательные и забавные муравьи у нас получились.
Дети расселяют своих муравьёв на макете возле муравейника, на дорожках и возле озера с лягушкой.
3. Рефлексия
Молодцы, ребята! Какими разными получились ваши муравьи. Дети вместе с воспитателем размещают муравьёв на макете. Обговаривают как будут двигаться муравьи при съемке мультфильма.
Приложение № 2
Развивающие игры, сделанные своими руками.
Игра № 1 «Кто и как перемещается?» Цель: продолжать формировать умение использовать в речи глаголы, обозначающие разные движения (летают,бегают,ползают,плавают);упражнять в точном названии движений; отбирать для предложений точные глаголы.
Пособие №2 «Что сначала, что потом». В методике Марии Монтессори, есть все необходимые приёмы и методы, которые наилучшим образом помогут вашему ребёнку, изучить процессы происходящие в природе. Мне, как педагогу, подходы разработанные в методике Монтессори при обучении детей об изменениях в природе, очень нравятся, поэтому объясняя такие сложные биологические понятия (например, как развитие дерева, я опираюсь именно на эту методику. Конечно, любую методику вы можете адаптировать под интересы и потребности ваших детей. Я лишь хочу предложить вам интересный игровой материал, авторское пособие «Что сначала, что потом», которая поможет вам рассказать детям о том, какие стадии проходят в своем развитии живые существа: от яйца - до взрослой особи, или от семечка - до взрослого растения.
Расскажите ребёнку с помощью карточек и крышек с иллюстрациями, о каждом периоде развития (например, бабочки). Попросите ребёнка, рассказать о жизненном цикле бабочки, используя готовую цветную схему цикла.
Пусть ребёнок закрутит в правильной последовательности крышки с иллюстрациями стадии развития живого существа. В конечном итоге ребенок сам научится раскладывать крышки с рисунком в их логическом порядке.
Поскольку дети растут, они должны знать и понимать, как жизнь начинает, морфы через различные этапы, в взрослых и как жизнь начинает все сначала.
Из большого разнообразия развивающих игр, данная игра мобильно и многофункционально.
Игра развивает ассоциативное и логическое мышление, наблюдательность, внимание, воображение, память, речь. Играя, ребенок научится устанавливать простые процессы, происходящие в природе, проявлять самостоятельные решения и проверять правильность их выполнения, доказывать и обосновывать свой выбор. Авторское пособие «Что сначала, что потом» проявляется интерес к окружающему миру и способствуют воспитанию эмоционально – ценностного отношения к природе, выработке навыков культуры поведения в окружающей природной среде.
Результаты реализации мини-проекта
Проведя исследование, наблюдая за жизнью муравьев мы узнали кто такие муравьи, каковы условия обитания, из чего строятся муравейники, какие функции выполняет каждый муравей, какие виды существуют, какова роль в природе. Тем самым у детей появилось желание общаться с природой.
Дети научились понимать необходимость бережного отношения к природе. Муравьи- яркий пример трудолюбия, взаимопомощи. Они интересны своим сложным социальным поведением. Муравьи умеют строить, отыскивать воду, подавать друг другу сигналы, ориентироваться по солнцу, но не умеют жить в одиночку, как и всякий человек. Так появилось желание получить больше информации о муравьях и других насекомых.
Значение муравьев в природе велико. Поэтому необходимо беречь и охранять.
В результате проведенной работы дошкольники научились сравнивать, анализировать и делать выводы. Дети понимают и осознают, насколько значимы муравьи в природе.
По итогам работы было отмечено, что дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали муравьев, отмечали их роль в жизни людей. На основании исследования пришли к выводу: необходимо сохранять и бережно относиться к насекомым. Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к насекомым.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект в подготовительной к школе группе на тему: «Реализация прав ребенка на здоровье в условиях детского сада у детей подготовительной к школе группы»
Проект «Реализация прав ребенка на здоровье в условиях детского сада у детей подготовительной к школе группы» был проведен в подготовительной группе детского сада. Целями являлись: формиров...
ООД по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе на тему: "Удивительный мир песка"
Детское экспериментирование - один из методов познавательного развития детей дошкольного возраста. Известно, что ознакомление с каким-либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, е...
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (рисование) в подготовительной к школе группе по теме: «Удивительные деревья»
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (рисование) в подготовительной к школе группе по теме: «Удивительные деревья»...
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (рисование) в подготовительной к школе группе по теме: «Удивительные деревья»
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (рисование) в подготовительной к школе группе по теме: «Удивительные деревья»...
Конспект интерактивной игры для детей подготовительной к школе группы по теме: «Удивительное Поморье"
Интерактивная игра в увлекательной форме помогает детям обощить свои знания о родном крае....
Методическая разработка Педагогический проект в подготовительной к школе группе на тему: «Удивительный мир космоса»
Педагогический проект в подготовительной к школе группе на тему: «Удивительный мир космоса»«Человечество не останется вечно на земле, но, в погоне за светом и пространством, сначала ...
Образовательный проектопытно-экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе на тему: «Удивительная вода»
ull;Цель: Формирование у детей осознанного, бережного отношения к воде, воспитание экологического сознания. Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, через эк...