3. Организационный раздел 3.1 Материально – техническое обеспечение Программы ………………….. 19 3.2. Методические материалы ………………………………………………… 19
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1 Пояснительная записка Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью. Что же понимается под творческими способностями? В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество. Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат. Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового). Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей. В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому. Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное — безгранично творческим человеком. Претерпевая колоссальные изменения с древних времён, бумага в современном обществе представлена большим многообразием. Цветная и белая, бархатная и глянцевая, папирусная и шпагат — она доступна всем слоям общества. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка. Как уже отмечалось, бумага попадает в руки ребенка с самого раннего детства, и он самостоятельно создает из нее образы своего внутреннего мира. Обычный материал — бумага — приобретает новое современное направление, им можно работать в разных техниках. Бумажная филигрань - старинная техника обработки бумаги, распространенная и в наше время, получившая название “квиллинг”. “Квиллинг” открывает детям путь к творчеству, развивает их фантазию и художественные возможности. Программа построена по принципу “от простого к сложному”. Рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник (бумагокручение, конструирование, мозаика, аппликация). “ Квиллинг” — так называется курс. Он предлагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью. Создавая свой мир из бумаги, ребенок готовится стать созидателем доброго мира. В этом мы, педагоги, видим основную необходимость сегодняшнего дня. Ведущая идея данной Программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.
1.2 Цель Программы:
– всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники квиллинга, как художественного способа конструирования из бумаги.
1.3 Задачи Программы:
Обучающие: • Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами квиллинга. • Обучать различным приемам работы с бумагой. • Формировать умения следовать устным инструкциям. • Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. • Обогащать словарь ребенка специальными терминами. • Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга. Развивающие: • Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения. • Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей. • Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер. Воспитательные: • Воспитывать интерес к искусству квиллинга. • Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки. • Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить ак-куратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
1.4 Принципы и подходы к реализации Программы:
• доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям); • наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). “Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К.Д. Ушинский); • демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и воспитанника в социуме, реализация собственных творческих потребностей); • “от простого к сложному” (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ). Тематика занятий строится с учетом возрастных особенностей детей, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать. В процессе работы по программе “ Квиллинг”, дети постоянно совмещают и объединяют в одно целое все компоненты бумажного образа: материал, изобразительное и цветовое решение, технологию изготовления, назначение и др.
1.5 Значимые характеристики для реализации Программы:
Возраст детей, участвующих в реализации программы Программа предназначена для работы с детьми от 5 до 7 лет Форма и режим занятий Продолжительность занятия 25 - 35 минут. Периодичность занятий – 2 раза в неделю по расписанию с октября по май. Количество воспитанников в группе не более 6 – 8 человек. Увеличение количества детей в группе не рекомендовано, так как программа требует постоянного внимания и индивидуального подхода к каждому ребенку. Набор в кружок проводится на основании желания родителей (законных представителей) детей посещающих детский сад.
1.6 Место Программы в режиме дня:
Занятия проводятся с учетом предусмотренного учебного плана во второй поло-вине дня. Занятия кружка начинаются с октября и заканчиваются в мае.
1.7 Особенности организации предметно – развивающей среды:
Занятия проводятся в кабинете «Любознайка», оборудованном и оснащенном для дополнительного образования детей в соответствии с расписанием кружковой деятельности.
1.8 Планируемы результаты по освоению детьми Программы:
В результате реализации программы дети: ♦ научатся различным приемам работы с бумагой; ♦ познакомятся с искусством бумагокручения, будут иметь представления о технике квиллинг; ♦ будут знать основные геометрические понятия и базовые формы квиллинга; - научатся следовать устным инструкциям;
♦ будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга; - разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;
♦ овладеют навыками культуры труда; улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки самостоятельной работы.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.1 Календарно – тематический план реализации Программы (первый год обучения – 57 часов) № | Тема занятия | Техника | Программное содержание | Оборудование и материалы | ОКТЯБРЬ | 1 2
| Божья коровка
| Аппликация | Обучать детей ровно вырезать дета-ли аппликации па шаблону, закреп-лять навыки аккуратного наклеива-ния. | - картинка-образец, - шаблон из картона, - цветная бумага, - простые карандаши, - ножницы, - клей-карандаш. | Квиллинг | Познакомить детей с первой дета-лью квиллинга – ролл. Обучать де-тей скручивать полоску бумаги в слабый ролл. | - полоски черной бумаги, - клей-карандаш. | 3 4
| Мухомор
| Аппликация | Обучать детей ровно вырезать дета-ли аппликации па шаблону, закреп-лять навыки аккуратного наклеива-ния. | - картинка-образец, - шаблон из картона, - цветная бумага, - простые карандаши, - ножницы, - клей-карандаш. | Квиллинг | Продолжать обучать детей скручи-вать полоску бумаги в слабый ролл. Украсить мухомор горошками. | - полоски белой бума-ги, - клей-карандаш. | 5 6 | Гусеница
| Квиллинг | Обучать скручивать полоску бумаги на стержень, делать роллы разных размеров. Познакомить с линейкой - трафаретом. | - картинка-образец, - полоски зеленой бу-маги, - клей-карандаш, - деревянные палочки, - линейка-трафарет. | Аппликация | Закреплять навыки вырезания по шаблону. Обучать создавать кар-тинку из готовых деталей. | - шаблон из картона, - цветная бумага, - простые карандаши, - ножницы, - клей-карандаш. | 7 8 | Барашек | Аппликация | Совершенствовать навыки работы с шаблонами и ножницами | - шаблон из картона, - цветная бумага, - простые карандаши, - ножницы, - клей-карандаш. | Квиллинг | Продолжать обучать скручивать по-лоску белого цвета в роллы одного размера, используя линейку – тра-фарет. | - картинка-образец, - полоски белой бума-ги, - клей-карандаш, - деревянные палочки, - линейка-трафарет. | НОЯБРЬ | 1 | Барашек | Аппликация | Собирать композицию в единое це-лое, аккуратно пользоваться клеем, дополнять необходимые детали фломастером или карандашом. | - заготовки, - клей, -фломастеры.
| 2 3 | Утята | Аппликация | Обучать детей подбирать бумагу определенного цвета для создания фона будущей работы (озеро, пруд, речка), закреплять навыки выре-зания. | - картинка-образец, - шаблон из картона, - цветная бумага, -простые карандаши, - ножницы, - клей-карандаш. | Квиллинг | Познакомить детей с новой деталью квиллинга – каплей. Продолжать обучать скручивать полоску бумаги с помощью стержня, пользоваться линейкой – трафаретом для увели-чения детали. | - картинка-образец, - полоски желтой бу-маги, - клей-карандаш, - деревянные палочки, - линейка-трафарет | 4 5 | Мура-вьишки | Квиллинг | Использовать стержень для скручи-вания полоски, линейку для подбо-ра нужного размера. | - картинка-образец, - полоски коричневой или черной бумаги, - клей-карандаш, - деревянные палочки, - линейка-трафарет | Аппликация | Обучать собирать композицию из готовых деталей, дополнять необ-ходимые детали фломастером . | - заготовки, - клей, - фломастеры. | 6 7 | Ангелоч- ки | Квиллинг | Познакомить детей с новой дета-лью квиллинга – треугольник, само-стоятельно рассчитывать количест-во деталей. | - картинка-образец, - полоски бумаги разных цветов, - клей-карандаш, - деревянные палочки, - линейка-трафарет | Квиллинг | Обучать собирать композицию, располагать на листе бумаги, добав-лять недостающие детали. | - заготовки, - клей, -фломастеры. | 8 | Цыпленок | Квиллинг | Продолжать обучать скручивать ту-гой ролл из длинной полоски боль-шого размера, познакомить с новой деталью – чаша. | - картинка-образец, - полоски желтой бу-маги, - клей-карандаш, - деревянные палочки, - линейка-трафарет. | ДЕКАБРЬ | 1 | Цыпленок | Конструирование | Обучать собирать фигуру по образ-цу, дополняя деталями из цветной бумаги (клюв, глаз) | - заготовки, - клей, - цветная бумага. | 2 | Аквариум | Квиллинг | Продолжать обучать скручивать роллы разного размера. Оформление дна аквариума разно-цветными камушками (ролами) | - картинка-образец, - полоски бумаги разных цветов, - клей-карандаш, - деревянные палочки. | 3 | Рыбка | Квиллинг | Продолжать обучать детей скручи-вать узкую полоску на стержень, познакомить с новой деталью – «глаз». | - картинка-образец, - полоски бумаги разных цветов, - клей-карандаш, - деревянные палочки, - линейка-трафарет. | 4 | Рыбка в аквариу- ме | Конструирование Аппликация | Обучать оформлять свою работу эстетично, использовать цветную бумагу для оформления водорослей в аквариуме. | - заготовки, - клей, - цветная бумага. | 5 6 | Новогод-ние шары | Квиллинг | Продолжать обучать детей делать слабый рол, познакомить с различ-ными завитками. | - образцы новых форм и завитков, - полоски бумаги разных цветов, - клей-карандаш, - деревянные палочки, - линейка-трафарет | Аппликация | Продолжать обучать детей выре-зать детали по шаблону, украшать шар на свой вкус, опираясь на об-разцы. | - образцы разных видов шаров, - цветной картон, - шаблон шара, - простые карандаши, - ножницы, - заготовки, - клей. | 7 8 | Огоньки на елочке | Аппликация | Продолжать обучать детей выре-зать детали по шаблону, делать ап-пликацию из трех деталей. | - шаблон из картона трех размеров, - зеленая бумага раз-ных оттенков, - простые карандаши, - ножницы, - клей-карандаш. | Квиллинг | Показать образцы двухцветных, трехцветных роллов, самостоя-тельно подбирать цвета для буду-щей поделки, отрабатывать навык скручивания полоски на стержень, располагать эстетично по всей картинке. | - полоски бумаги раз-ных цветов, - клей-карандаш, - деревянные палочки, - линейка-трафарет | ЯНВАРЬ | 1 2 | Новогод-няя открытка | Квиллинг | Обучать детей подбирать компози-цию для своей новогодней открыт-ки, скручивать двух-, трехцветные полоски. Познакомить с гафриро-ванной бумагой. | - образцы разных ви-дов открыток, - цветной картон, - полоски бумаги раз-ных цветов, - клей-карандаш, - деревянные палочки, - линейка-трафарет - гафрированная бу-мага | Аппликация | Обучать делать поздравительные открытки самостоятельно, разви-вать эстетический вкус, творческие способности. | - заготовки, - клей, -фломастеры.
| 3 4 | Снежин-ки (на картоне) | Квиллинг | Познакомить с большим разнооб-разием данного вида конструкций, помочь подобрать определенное количество знакомых деталей. Со-вершенствовать навык скручива-ния полоски. Развивать мелкую моторику рук. | - образцы готовых ра-бот, - полоски белой бума-ги, - клей-карандаш, - деревянные палочки, - линейка-трафарет | Конструирование | Обучать детей конструировать по-делку, создавая выбранную кон-струкцию по образцу. | - картон синего, чер-ного цвета А5, - заготовки, - клей. | 5 6 | Снежин-ка (на ниточке) | Квиллинг | Придумать свою снежинку, побуж-дать проявлять творчество, самосто-ятельно подсчитать нужное коли-чество деталей, определиться с фор-мами. | - образцы снежинок, - полоски белой бу-маги, - клей-карандаш, - деревянные палочки, - линейка-трафарет | Конструирование | Развивать конструктивные способ-ности, соединять детали между со-бой, совершенствовать навыки работы с клеем. | - заготовки, - клей, - нитки. | ФЕВРАЛЬ |
| 1 2 | Филин | Квиллинг | Включить в работу новые детали – «крыло», «лапки», использовать двухцветные полоски. | - картинка-образец, - полоски бумаги разных цветов, - клей-карандаш, - деревянные палочки, - линейка-трафарет | Конструирование | Самостоятельно собирать детали в единое целое, пользоваться картин-кой – схемой. | - картинка – схема, - заготовки, - клей. | 3 4 5
| Открытка для папы | Квиллинг | Продолжать обучать делать поздра-вительные открытки самостоятель-но, развивать эстетический вкус, творческие способности. | - образцы разных видов открыток, - цветной картон, - полоски бумаги раз-ных цветов, - клей-карандаш, - деревянные палочки, - линейка-трафарет | Квиллинг | Обучать украшать открытку раз-личными знакомыми деталями, по-знакомить с новой деталью – «звез-дочкой». | Аппликация | Добавить коллаж из журналов и от-крыток на военную тематику. Радо-ваться конечному результату. | - заготовки, - клей, - фломастеры | 6 7 | Медвежата | Квиллинг | Знакомство с разными видами гаф-рированной бумаги, картона, обу-чать скручивать роллы из бумаги другого качества. | - картинка-образец, - полоски из гафриро-ванного картона,, - клей-карандаш, - деревянные палочки, - линейка-трафарет | Конструирование | Собирать поделку – игрушку из го-товых деталей, формировать терпе-ние, аккуратность; радоваться ко-нечному результату. | - цветной картон А5, - заготовки, - клей
| МАРТ | 1 2 | Цветочек для мамы | Квиллинг | Обучать детей делать цветы из де-талей «глаз», самостоятельно оп-ределяться с цветом и количеством деталей. | - образцы готовых ра-бот, - полоски бумаги раз-ных цветов, - клей-карандаш, - деревянные палочки, - линейка-трафарет. |
|
| Аппликация | Продолжать обучать делать по-здравительные открытки самосто-ятельно, развивать эстетический вкус, творческие способности. | - цветной картонА5, - заготовки, - клей
| 3 4 | Цветочек на тарелочке | Квиллинг | Использовать для цветка деталь – «капля», совершенствовать навык скручивания полоски с помощью стержня, подбирать цвет для своей композиции. | - образец работы, - полоски бумаги раз-ных цветов, - клей-карандаш, - деревянные палочки, - линейка-трафарет. | Конструирование | Располагать свою композицию цветка на тугом ролле, продолжать учить детей использовать в работе линейку – шаблон. | - образец работы, - полоски бумаги раз-ных цветов, - заготовки, - клей | 5 6 | Воздушные шары | Квиллинг | Отрабатывать навык накручивания полоски на стержень, закреплять формы «капля», «треугольник», подбирать по цвету, величине, используя линейку. | - образец работы, - полоски бумаги раз-ных цветов, - клей-карандаш, - деревянные палочки, - линейка-трафарет. | Конструиро-вание Аппликация | Самостоятельно составлять компо-зицию, развивать творческие способности. | - цветной картон А5, - заготовки, - клей | 7 8 | Зайчик | Квиллинг | Развивать интерес к поделке животных в технике квиллинг, мелкую моторику рук. | - образец работы, - полоски бумаги раз-ных цветов, - клей-карандаш, - деревянные палочки, - линейка-трафарет. | Конструиро-вание Аппликация | Самостоятельно конструировать фигуру зайчика, опираясь на схему – образец. | - цветной картон А5, - заготовки, - клей | АПРЕЛЬ |
| 1 2 | Ландыш | Квиллинг | Закреплять знания о цветке – лан-дыше. Обучать делать фигуру «колокольчика» из слабого «ролла» | - образец работы, - полоски белой бумаги, - клей-карандаш, - деревянные палочки, - линейка-трафарет. | Аппликаци Конструиро- вание | Приготовить фон для будущей ра-боты – вырезать ровный овал. Со-брать все детали в единую компо-зицию. | - цветной картон А5, - цветная бумага, - заготовки, - клей. | 3 4 | Цветок с листоч-ком | Квиллинг | Подбирать цвета для будущей поделки, отрабатывать навык скручивания полоски на стержень, делать детали «капля», «глаз», «волна». | - образец работы, - полоски бумаги раз-ных цветов, - клей-карандаш, - деревянные палочки, - линейка-трафарет. | Аппликация | Самостоятельно собирать детали в единое целое, пользоваться картин-кой – образцом. | - картинка – образец, - цветной картон А5, - заготовки, - клей | 5 6
| Бабочки прилете-ли | Квиллинг
| Познакомить с разнообразием ва-риантов поделок бабочек, закреп-лять навыки изготовления деталей для поделки. | - картинка- образцы бабочек, - полоски бумаги раз-ных цветов, - клей-карандаш, - деревянные палочки, - линейка-трафарет. | Аппликация | Располагать свою композицию по всему листу, развивать эстетичес-кий вкус. | - цветной картон А4, - заготовки, - клей | 7 8 | Бабочка | Квиллинг
| Изготовление деталей различных форм парами для симметрии на два крыла. | - картинки - образцы бабочек, - полоски бумаги раз-ных цветов, - клей-карандаш, - деревянные палочки, - линейка-трафарет. | МАЙ | 1 | Бабочка | Конструиро-вание Аппликация | Обучать детей заполнять картинку – раскраску (шаблон) деталями, рас-полагать их симметрично, продол-жать формировать навыки самосто-ятельной работы. | - картинки – раскрас-ки, - заготовки, - клей. | 2 3 4 | На полянке | Квиллинг Конструиро-вание Аппликация | Совершенствовать навыки скру-чивания полосок, проявлять твор-ческие способности для создания работы «В ожидании лета!» | - цветной картон А4, - полоски бумаги разных цветов, - клей-карандаш, - деревянные палочки, - линейка-трафарет. |
Итого 57 часов.
2.2 Календарно – тематический план реализации Программы (второй год обучения – 60 часов) № | Тема занятия | Техника | Программное содержание | Оборудование и материалы | ОКТЯБРЬ |
| 1 2 3 | Гусеница в цветах | Квиллинг | Подбор цветовых решений для изготовления деталей (роллов) для цветов с использованием линейки – шаблона. | - образец работы, - полоски бумаги раз-ных цветов, - клей-карандаш, - деревянные палочки, - линейка-трафарет. | Квиллинг | Изготовление деталей для гусе-ницы, отрабатывать навык накру-чивания полоски на стержень. | - образец работы, - полоски зеленой бу-маги, - клей-карандаш, - деревянные палочки, - линейка-трафарет. | Аппликация | Самостоятельно собирать компо-зицию, опираясь на картинку – образец. | - цветной картон А5, - заготовки, - клей | 4 5 6 | Веточка рябины | Квиллинг | Изготовление одно-, двухцвет-ных осенних листочков, закреп-ление формы «глаз». Совершен-ствовать навыки накручивания на стержень, активно пользо-ваться линейкой – трафаретом. | - образец работы, - полоски бумаги раз-ных цветов, - клей-карандаш, - деревянные палочки, - линейка-трафарет. | Квиллинг | Изготовление ягод рябины – тугой ролл. | - образец работы, - полоски красной бумаги, - клей-карандаш, - деревянные палочки, - линейка-трафарет. | Аппликация | Собрание композиции из гото-вых деталей. | - цветной картон А4, - заготовки, - клей | 7 8 | Мухомор | Квиллинг | Изготовление деталей различных форм для ножки и зелени. | - образец работы, - полоски бумаги раз-ных цветов, - клей-карандаш, - деревянные палочки, - линейка-трафарет. | Квиллинг | Изготовление деталей различных форм для шляпки гриба. | - образец работы, - полоски красной и белой бумаги, - клей-карандаш, - деревянные палочки, - линейка-трафарет. | НОЯБРЬ | 1 | Мухомор | Аппликация | Создание целостной картины. | - цветной картон А4, - заготовки, - клей | 2 3 4 | Друзья | Квиллинг | Изготовление деталей медвежон-ка, закреплять умение делать двухцветные большие роллы. | - образец работы, - полоски бумаги раз-ных цветов, - клей-карандаш, - деревянные палочки, - линейка-трафарет. | Квиллинг | Изготовление деталей зайчонка, закреплять умение делать много-цветные большие роллы. | - образец работы, - полоски бумаги раз-ных цветов, - клей-карандаш, - деревянные палочки, - линейка-трафарет. |
|
| Аппликация | Собрание композиции из готовых деталей. | - цветной картон А4, - заготовки, - клей | 5 6 7 | Осенняя березка | Квиллинг | Изготовление деталей зеленых листьев березы, закрепление формы «капля» | - образец работы, - полоски зеленой бумаги, - клей-карандаш, - деревянные палочки, - линейка-трафарет. | Квиллинг | Изготовление деталей желтых листьев березы. | - образец работы, - полоски желтой бумаги, - клей-карандаш, - деревянные палочки, - линейка-трафарет. | Аппликация | Создание композиции из готовых форм с добавлением новых материалов (пряжи) | - цветной картон А4, - пряжа белого цвета, - заготовки, - клей | 8 | На острове | Квиллинг | Изготовление деталей пальмы, самостоятельно определять количество, закреплять форму «треугольник». | - образец работы, - полоски коричневой и зеленой бумаги, - клей-карандаш, - деревянные палочки, - линейка-трафарет. | ДЕКАБРЬ | 1 2 | На острове | Квиллинг | Изготовление деталей для чере-пахи. | - образец работы, - полоски коричневой и зеленой бумаги, - клей-карандаш, - деревянные палочки, - линейка-трафарет. | Аппликация | Самостоятельно формировать композицию на картоне прямоугольной формы. | - цветной картон А4, - заготовки, - клей | 3 4 5 | Шары на елке | Квиллинг | Изготовление деталей веточки ели, закреплять форму «глаз» | - образец работы, - полоски зеленой бумаги, - клей-карандаш, - деревянные палочки, - линейка-трафарет. | Квиллинг | Изготовление деталей новогодних шаров (большой свободный ролл) | - образец работы, - полоски бумаги раз-ных цветов, - клей-карандаш, - деревянные палочки, - линейка-трафарет. | Аппликация | Создание целостной картины. | - цветной картон А4, - заготовки, - клей | 6 7 8 | Новогодняя елочка | Квиллинг | Изготовление деталей елочки, закрепление формы «стрелка» (крупная) | - образец работы, - полоски зеленой бумаги, - клей-карандаш, - деревянные палочки, - линейка-трафарет. | Аппликация | Построение формы елки (треугольника) из готовых деталей («стрелок») | - цветной картон А4, - заготовки, - клей | Квиллинг
| Изготовление деталей огоньков (тугих роллов) и расположение их на картине. | - образец работы, - полоски бумаги раз-ных цветов, - клей-карандаш, - деревянные палочки, - линейка-трафарет. | ЯНВАРЬ |
| 1 2 | Снежинки (на карто-не) | Квиллинг Конструирование Аппликация | Придумать свою снежинку на основе большого разнообразия образцов, проявлять творчество, самостоятельно подсчитать нужное количество и формы деталей, опираясь на ранее полученные навыки. | - образцы снежинок, - картон синего, черного цвета А4, - полоски белой бу-маги, - клей-карандаш, - деревянные палоч-ки, - линейка-трафарет | 3 4 | Снежинки (на ниточ-ках) | Конструирование Квиллинг
| Закреплять навыки конструиро-вания поделки, соединяя готовые детали между собой. | - образцы снежинок, - полоски белой бу-маги, - клей-карандаш, - деревянные палоч-ки, - линейка-трафарет | 5 6 7 | Лисичка на охоте | Квиллинг | Изготовление деталей лисички, самостоятельно определяться с размерами (пропорциями), ис-пользуя линейку – шаблон. | - образец работы, - полоски оранжевой бумаги, - клей-карандаш, - деревянные палочки, - линейка-трафарет. | Квиллинг | Изготовление деталей зайчат, соблюдать пропорции. | - образец работы, - полоски белой бумаги, - клей-карандаш, - деревянные палочки, - линейка-трафарет. | Аппликация | Составление композиции, фор-мировать аккуратность при рабо-те с клеем. | - цветной картон А5, - заготовки, - клей. | ФЕВРАЛЬ | 1 2 3 | Смешари-ки | Квиллинг | Знакомство с гафрированной бу-магой, картоном, изготовление деталей Кроша | - образец работы, - полоски гафрирован-ного картона, - клей карандаш. | Квиллинг | Изготовление деталей Копатыча, проклеивание деталей конусных форм. | - образец работы, - полоски гафрирован-ного картона, - клей карандаш. | Конструирование | Совершенствовать навыки кон-струирования поделки, соединяя готовые детали между собой. | - заготовки, - клей. | 4 5 | Солнышко лучистое | Аппликация | Оформление «лица» солнышка, в технике аппликации, дополняя небольшие атрибуты декора (глазки), дорисовывая улыбку и веснушки. | - картинка-образец, - шаблон из картона, - цветная бумага, - ножницы, - клей-карандаш. | Квиллинг | Изготовление деталей для лучей разных форм, формировать понятие симметричность | - образец работы, - полоски желтой бумаги, - клей-карандаш, - деревянные палочки, - линейка-трафарет. | 6 7 8 | Мимоза | Аппликация | Изготовление деталей веточки, листьев мимозы, заготовок для цветов мимозы. | - картинка-образец, - цветная бумага, - широкие желтые полоски, - ножницы, - клей-карандаш. | Квиллинг | Изготовление цветов мимозы – скручивание щирокой полоски с бахромой. Обучить распушить цветок. | - образец работы, - полоски желтой бумаги, - клей-карандаш, - деревянные палочки, | Аппликация | Создание целостной картины.
| - цветной картон А5, - заготовки, - клей. | МАРТ | 1 2 3 | Композиция на диске (подарок маме) | Квиллинг Конструирование | Изготовление деталей для офор-мления диска. Самостоятельно выбрать форму и цвет для своей работы. | - образец работы, - полоски бумаги раз-ных цветов, - клей-карандаш, - деревянные палочки, - линейка-трафарет. | Квиллинг | Изготовление деталей для цветов на диске. Самостоятельное цветовое решение. | - образец работы, - полоски бумаги раз-ных цветов, - клей-карандаш, - деревянные палочки, - линейка-трафарет. | Конструирование Аппликация | Создание целостной компози-ции, включая украшения паетки или бусинки по выбору. | - SD диски, - заготовки, - клей, - паетки, бусинки. | 4 5 6 | Ваза с цветами | Аппликация | Оформление вазы в технике мо-заика из квадратиков, самостоя-тельное цветовое решение. | - образец работы, - цветной картон, - шаблон вазы, - простые карандаши, - цветная бумага, - ножницы, - клей – карандаш. | Квиллинг | Изготовление деталей для цве-тов, самостоятельно подбирать формы и цвет. | - образец работы, - полоски бумаги раз-ных цветов, - клей-карандаш, - деревянные палочки, - линейка-трафарет. | Аппликация | Самостоятельно собирать ком-позицию, развивать творческий потенциал. | - заготовки, - клей. | 7 8 | Подсолнух | Квиллинг | Изготовление лепестков под-солнуха двух размеров и офор-мление цветка подсолнечника. | - образец работы, - цветной картон, - полоски желтой бумаги, - клей – карандаш, - деревянные палочки, - линейка-трафарет. | Квиллинг | Изготовление семян подсолне-чника, знакомство с формой ко-нус. Учить детей проклеивать конус для крепкой фиксации формы. | - образец работы, - полоски черной бумаги, - клей – карандаш, - деревянные палочки | АПРЕЛЬ | 1 2 3 | Обитатели джунглей | Квиллинг | Изготовление деталей слоненка, совершенствовать мелкую моторику рук. | - образец работы, - полоски бумаги раз-ных цветов, - клей – карандаш, - деревянные палочки, - линейка-трафарет. | Квиллинг | Изготовление деталей жирафа. | - образец работы, - полоски бумаги раз-ных цветов, - клей – карандаш, - деревянные палочки, - линейка-трафарет. | Аппликация | Самостоятельно формировать композицию на картоне прямоугольной формы. | - цветной картон А5, - заготовки, - клей. | 4 5 6 | Лягушонок на пруду | Квиллинг | Изготовление деталей лягушонка | - образец работы, - цветной картон, - полоски зеленой бумаги, - клей – карандаш, - деревянные палочки, - линейка-трафарет. | Квиллинг | Изготовление деталей для оформления пруда. | - образец работы, - цветной картон, - полоски бумаги разных цветов, - клей – карандаш, - деревянные палочки, - линейка-трафарет. | Аппликация | Создание целостной картины. | - заготовки, - клей. | 7 8 | Насекомые проснулись | Квиллинг | Изготовление деталей стрекозы. | - образец работы, - полоски бумаги раз-ных цветов, - клей – карандаш, - деревянные палочки, - линейка-трафарет. | Квиллинг | Изготовление деталей пчелы. | - образец работы, - полоски желтой и черной бумаги, - клей – карандаш, - деревянные палочки, - линейка-трафарет. | МАЙ | 1 | Насекомые проснулись | Аппликация | Самостоятельно собирать компо-зицию, развивать творческий потенциал. По желанию добавить других насекомых. | - картинка-образец с разными насекомыми, - цветной картон А4, - заготовки, - клей. | 2 3 4 5 | Итоговые занятия – работа с личными наборами по квиллингу. | Квиллинг Конструиро-вание Аппликация | Познакомить детей с наборами в технике квиллинг, имеющимися в продаже в магазинах для твор-чества, обучать понимать схемы, узнавать знакомые формы, созда-вать картинку, опираясь на полу-ченные навыки. Продолжать формировать стойкий интерес к декоративно – прикладному искусству, развивать творческий потенциал детей. | - личные наборы, - схемы, шаблоны этих работ, - клей карандаш, - линейка трафарет, - деревянные палочки, |
Итого 60 часов 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1 Материально – техническое обеспечение Программы
♦ Магнитная доска, ноутбук ♦ Картинки – образцы, образцы работ ♦ Цветная двухсторонняя (офисная) бумага ♦ Цветной картон, цветная бумага ♦ Клей – карандаш, клей ПВА ♦ Ножницы, деревянные палочки, ♦ Кисточки для клея ♦ Линейка - трафарет
3.2 Методические материалы
1. Белкина, В. Н. Развитие и обучение. Воспитателям и родителям: пособие для родителей и воспитателей / В. Н. Белкина. – Ярославль: Академия развития, 1998. – 256 с. 2. Дженкинс, Д. Узоры и мотивы из бумажных лент. – И.: «КОНТЭКТ», 2010. – 48 с. 3. Зайцева, А. Искусство квиллинга. – И.: Эксмо – Пресс, 2009. – 64 с. 4. Синицина, Е. Умные пальчики: пособие для родителей и воспитателей / Е. Синицина. – Москва, 1998. 5. Ступак, Е. Гофрированный картон. – И.: Айрис – Пресс, 2009. – 32 с. 6. Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей: пособие для родителей и педагогов / Л. Ф. Тихомирова. – Екатеринбург: У-Фактория, 2003. – 40 с. 7. Хелен, У. Популярный квиллинг.- И.: Ниола – пресс, 2008. – 104 с. 8. Чиотти, Д. Оригинальные поделки из бумаги. – И.: Мир книги, 2008. – 96 с. 9. Уолтер Х. Цветы из бумажных лент. Москва: Издательство «Ниола – Пресс», 2008. 10.Уилсон Д. Цветы из бумажных лент. Москва: Издательская группа «КОНТЭКТ», 2009. 11.http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/587 – раздел «квиллинг» на сайте «Страна мастеров»
|