Рабочая программа творческого кружка "Веселый пластилин" для детей младшего дошкольного возраста
рабочая программа по аппликации, лепке (младшая группа)
Развитие у детей мелкой моторики рук, укрепление мыщц пальцев, а так же развитие творческих способностей посредством нетрадиционной техники - пластилинографии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
veselyy_plastilin.docx | 51.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа платных образовательных услуг
творческого кружка «Веселый пластилин»
для детей младшего дошкольного возраста
муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения
детский сад №30 «Журавушка» комбинированного вида
городского округа город Кумертау Республики Башкортостан
Составитель: воспитатель
Макеева Ирина Ивановна
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ: |
Раздел 1. Целевой раздел 1.1 Пояснительная записка ……………………………………………………… 3 1.2 Цель Программы …………………………………………………………….. 3 1.3 Задачи Программы ………………………………………………………….. 4 1.4 Принципы и подходы к реализации Программы ………………………... 4 1.5 Значимые характеристики для реализации программы …………………. 4 1.6 Место Программы в режиме дня …………………………………………... 5 1.7 Особенности организации предметно – развивающей среды ………….... 5 1.8 Планируемые результаты освоения Программы …………………………. 5
|
Раздел 2. Содержательный раздел 2.1 Календарно – тематический план реализации Программы ……………… 6 2.2 Работа с родителями в ДОУ………………………………………...............10 |
Раздел 3. Организационный раздел 3.1 Материально – техническое обеспечение Программы……………………11 3.2. Методические материалы …………………………………………………. 11 |
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
- Пояснительная записка
Кружок по художественно-изобразительной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста в нетрадиционной технике работы с пластилином — пластилинографии, принцип которой заключается в создании лепной картины с изображением полуобъемных предметов на горизонтальной поверхности.
Пластилинография – это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности.
Понятие “пластилинография” имеет два смысловых корня: “графил” – создавать, рисовать, а первая половина слова “пластилин” подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.
Младший дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, способностью детей осознавать поставленные перед ними цели.
Развитию пальцев руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Задания составлены с учетом возрастных, физиологических и психологических особенностей младших дошкольников. Малыши учатся и растут играя, игра является основной формой и содержанием их воспитания и развития, поэтому нами отдано предпочтение игровому построению занятий. Эмоциональные переживания за вымышленных персонажей побуждают детей к целенаправленной продуктивной деятельности, развивают у них такие качества, как доброта, сопереживание, желание помочь или порадовать кого-то.
На каждом занятии педагог решает не только практические, но и воспитательно-образовательные задачи, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребенка, его творческие способности, умение общаться с другими людьми. Дети получают знания, умения, навыки; происходит закрепление информации, полученной на других занятиях; расширяются возможности изобразительной деятельности детей по принципу «от простого к сложному».
- Цель Программы
Цель: развитие у детей творческих способностей посредством нетрадиционной техники – пластилинографии.
- Задачи Программы:
- Учить основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание).
- Учить работать на заданном пространстве.
- Учить принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя действовать по образцу, а затем по словесному указанию.
- Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.
- Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.
- Развивать изобразительную деятельность детей.
- Развивать у детей интерес к художественной деятельности.
- Воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца.
- Принципы и подходы к реализации Программы
• доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особеннос-тям);
• наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). “Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механичес-кую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К.Д. Ушинский);
• демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и воспитанника в социу-ме, реализация собственных творческих потребностей);
- поддержки инициативы детей в выборе цвета, рисунка и сложности исполнения.
• “от простого к сложному” (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
- сотрудничества с семьёй.
- Значимые характеристики для реализации Программы
Возраст детей, участвующих в реализации программы
Программа предназначена для работы с детьми от 3 до 4 лет
Форма и режим занятий
Продолжительность занятия 20 – 25 минут.
Периодичность занятий – 2 раза в неделю по расписанию с октября по май.
Количество занятий в год – 56.
Количество воспитанников в группе не более 8 человек. Увеличение количества детей в группе не рекомендовано, так как программа требует постоянного внимания и индивидуального подхода к каждому ребенку.
Набор в кружок проводится на основании желания родителей (законных представителей) детей посещающих детский сад.
- Место Программы в режиме дня
Занятия проводятся с учетом предусмотренного учебного плана во второй половине дня.
Занятия кружка начинаются с октября и заканчиваются в мае.
- Особенности организации предметно – развивающей среды
Занятия проводятся в кабинете «Любознайка», оборудованном и оснащенном для дополнительного образования детей в соответствии с расписанием кружковой деятельности.
- Планируемые результаты
- Уверенно подбирают цвет пластилина и делят его на части соответственно замыслу.
- Владеют техническими приёмами: надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание.
- Умеют изготавливать из пластилина простейшие картины.
- Рассказывают о последовательности выполнения своей работы, отвечая на вопросы педагога.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1 Календарно - тематический план реализации Программы
№ | Тема занятия | Программное содержание | Оборудование и материалы |
ОСЕНЬ | |||
ОКТЯБРЬ | |||
1 2 3 | Солнышко и тучка | Заучивание потешки «Солнышко – вед-рышко», рассматривание пластилина и способа создания картинки из готовых шариков, дать детям представление, что пластилином можно «рисовать», закрепить желтый и синий цвет. | - образец работы, - готовые пластилиновые шарики желтого и синего цветов, дощечки для лепки, шаблон солнышко и тучка, сухие салфетки. |
4 | Звездное небо | Формировать представления о смене дня и ночи, обучать детей делать лепную кар-тинку, использовать в работе стеку, разма-зывать пластилин, не выходя за контуры, делать налеп. | - презентация «Звездное небо», - пластилин, дощечки для лепки, черный картон А5, сухие салфетки. |
5 | Яблоки в саду | Обучать детей отрезать или отщипывать небольшие кусочки пластилина, раска-тывать шарики между ладонями круговы-ми движениями, прикреплять к шаблону путем надавливания на шарик, закреплять красный цвет. | - иллюстрации плодовых деревьев, - пластилин, дощечки для лепки, шаблон яблони, сухие салфетки |
6 7 | Яблоко | Дать детям представление, что такое кон-тур, обучать детей выкладывать готовые шарики, не выходя за контуры, закреплять зеленый цвет, радоваться результату. | - набор фруктов, - готовые пластилиновые шарики, дощечки для лепки, раскраска яблока, сухие салфетки. |
8 | Бусы | Рассмотреть ветку рябины. Продолжать обучать детей отрезать или отщипывать небольшие кусочки пластилина, раскаты-вать шарики между ладонями круговыми движениями, прикреплять к шаблону путем надавливания на шарик. | - бусы из ягод рябины, - пластилин, дощечки для лепки, картон цветной, сухие салфетки. |
НОЯБРЬ | |||
1 2 | Апельсин и бананы в вазе | Закреплять знания детей о фруктах, обу-чать детей делать лепную картину, исполь-зовать в работе стеку, размазывать пласти-лин, не выходя за контуры, делать налеп. | - детский набор фруктов, - ваза, - пластилин, дощечки для лепки, раскраска по теме, сухие салфетки. |
3 | Овощи в банке | Формировать представления о сезонных изменениях в природе, о сборе урожая, за-креплять знания детей об овощах, продол-жать обучать детей размазывать пласти-лин, не выходя ха контуры, самостоятель-но подбирать цвет. | - набор овощей, - пластилин, дощечки для лепки, раскраска «овощи в банке», сухие салфетки. |
4 | Грибы | Формировать знания о грибах, обучать располагать предметы на всей площади листа, раскатывать между ладонями не-большие столбики, придавать форму ножки и шляпки, прикреплять путем надавливания. | - иллюстрация «Съедобные грибы», - образец выполненной работы, - пластилин, дощечки для лепки, оранжевый картон А5, сухие салфетки. |
5 6 | Мухомор | Продолжать формировать представления о грибах, дать понять, что существуют и не-съедобные грибы – мухомор. Продолжать обучать создавать картину из готовых ша-риков, не выходя за контуры. | - иллюстрация «Несъе-добные грибы», - пластилин, дощечки для лепки, раскраска мухомора , сухие салфетки. |
7 | Осенний листочек (с родителями) | Мастер – класс с родителями. Продолжать формировать представление об осени, ра-ботать вместе с мамой (папой) сообща, смешивать цвета пластилина. | - презентация, -раскраска кленового листа А4, - пластилин, дощечки для лепки, сухие салфетки. |
НОВЫЙ ГОД | |||
ДЕКАБРЬ | |||
1 2 | Новогодние шары | Формировать представления о времени го-да – зиме, о подготовке к новогодним праздникам, изготовлении новогодних ук-рашений, обучать детей размазывать плас-тилин на шаблоне, самостоятельно выби-рая цветовую гамму и подбирая украшения (бусинки), вдавливая их в основу. | - иллюстрации новогодних игрушек, - пластилин, дощечки для лепки, раскраска новогод-него шара, разноцветные бусинки, сухие салфетки. |
3 4 5 | Елочка зеленая иголочка | Формировать представления о деревьях – ели, продолжать обучать детей делать лепную карти-ну, ориентироваться на контуры шаблона, ис-пользовать в работе два оттенка зеленого цвета. | - иллюстрации елок, - образец работы, - пластилин, дощечки для лепки, раскраска ели , сухие салфетки. |
6 | Украсим нашу елочку | Формировать представления о новогодней традиции – украшать ели, продолжать обу-чать раскатывать между ладонями округ-лые формы, прикреплять путем надавли-вания, украшать бусинами, самостоятель-но подбирая цвета пластилина и бусин. | - иллюстрации новогодних елок, - образец работы, - пластилин, дощечки для лепки, разноцветные бу-синки, сухие салфетки. |
ЗИМА | |||
ЯНВАРЬ | |||
1 2 3 | Снежинки | Обучать детей выкладывать готовые жгу-тики точно по контуру снежинки, отмерять определенную длину, слегка придавливать к основе, использовать в работе стеку, ук-рашать паетками. Формировать эстети-ческий вкус. | - образец работы, - раскраска снежинок - пластилин, дощечки для лепки, сухие салфетки, - готовые жгутики из пластилина. - разноцветные паетки. |
4 5 6 | Снеговик | Создавать знакомого персонажа путем ра-змазывания пластилина по шаблону. Об-учать не выходить за контуры, украшать дополнительными деталями. | - образец работы, - пластилин, дощечки для лепки, раскраска снеговика, сухие салфетки |
ТРАНСПОРТ | |||
ФЕВРАЛЬ | |||
1 | Самолет | Формировать представления о транспорте. Продолжать обучать детей раскатывать между ладонями столбики, прикреплять к основе, делить кусок пластилина, колбаски стекой, располагать самолет самостоятель-но между облаками. | - демонстрационный мате-риал «Транспорт», - раскраска самолета, - пластилин, дощечки для лепки, сухие салфетки. |
2 3 4 | Вертолет Автомобиль | Продолжать обучать детей размазывать пластилин, не выходя за контуры, подби-рать цвет, действовать по словесной под-сказке самостоятельно. | - демонстрационный мате-риал «Транспорт», - раскраска вертолета, автомобиля, - пластилин, дощечки для лепки, сухие салфетки, |
5 6 | Кораблик | Продолжать формировать представления о различных видах транспорта, обучать де-тей размазывать пластилин, не выходя за контуры, а затем делать контуры из готовых жгутиков. | - демонстрационный мате-риал «Транспорт», - раскраска кораблика, - пластилин, дощечки для лепки, сухие салфетки, - готовые жгутики из пластилина. |
7 8 | Паровоз | Продолжать формировать представления о раз-личных видах транспорта. Обучать де-тей делать контуры из готовых жгутиков, заполнять шаблон из готовых шариков, подбирать цвета, развивать эстетический вкус. | - демонстрационный мате-риал «Транспорт», - раскраска паровозика, - пластилин, дощечки для лепки, сухие салфетки, - готовые шарики и жгутики из пластилина. |
ВЕСНА | |||
МАРТ | |||
1 2 | Цветочек для мамы | Создавать картинку для любимого чело-века, скатывать мелкие шарики и выкла-дывать их на лепестки, работать аккурат-но, подбирать цвета для лепестков само-стоятельно. | - иллюстрации красивых цветов, - раскраски различных цве-тов, - пластилин, дощечки для лепки, сухие салфетки. |
3 4 | Цветик - семицветик | Продолжать обучать размазывать пласти-лин не выходя за контуры, закреплять цве-та и оттенки, подбирать пластилин, разви-вать умение отрезать кусочки пластилина стекой. | - раскраска цветка с семью лепестками, - пластилин, дощечки для лепки, сухие салфетки. |
6 7 | Цветочная поляна | Продолжать обучать раскатывать между ладонями различные формы (столбики и шарики), создавать композицию, декори-ровать лепестки стекой. | - образец готовой работы, - цветной картон А4, - пластилин, дощечки для лепки, сухие салфетки. |
8 | Весенние цветы | Мастер – класс с родителями. Продолжать развивать интерес к пластилинографии как к художественному творчеству, работать вместе с мамой (папой) сообща, освоить три вида техник. | - презентация, - картина – шаблон с цветами А4, - пластилин, дощечки для лепки, сухие салфетки. |
ЖИВОТНЫЕ И ПТИЦЫ | |||
АПРЕЛЬ | |||
1 2 | Курочка и цыплятки Уточка с утятами | Обучать делить кусочки пластилина сте-кой, соотносить величину кусочка с нуж-ной деталью (большие – туловище, ма-ленькие – голова), раскатывать тоненькие колбаски красного цвета для клюва (лапок). | - картинка – образец, - картонзеленого (голубого) цвета, - пластилин, дощечки для лепки, сухие салфетки. |
3 4 | Кто пасется на лугу? (животные из формочек) | Обучать детей раскатывать кусочки плас-тилина скалкой или разминать руками, вырезать фигуры при помощи готовых форм, располагать животных на листе, создавая картину. | - набор домашних животных, - картон зеленого цвета А4, - формы домашних живот-ных, - пластилин, дощечки для лепки, сухие салфетки |
5 | Шарики для Винипуха и Пятачка | Учить принимать задачу, слушать и слы-шать речь воспитателя действовать по словесному указанию. Продолжать обу-чать делать налеп на заданном простран-стве. | - раскраска Винипуха с шариками, - пластилин, дощечки для лепки, сухие салфетки. |
6 7 | Клубочки для котенка | Самостоятельно раскатывать тонкие кол-баски, заворачивать по кругу, прикреплять в определенном месте на картоне. | - раскраска котята с клубочками, - пластилин, дощечки для лепки, сухие салфетки. |
8 | Черепаха | Продолжать обучать детей делить кусочки пластилина стекой на определенное коли-чество частей, раскатывать шарик, оття-гивать шею, прикреплять к основе, выпол-нять поставленную задачу, декорировать стекой узоры на панцире. | - раскраска черепахи, - пластилин, дощечки для лепки, сухие салфетки. |
НАСЕКОМЫЕ и ПРИРОДА
МАЙ | |||
1 | Улитка | Продолжать обучать раскатывать толстые (туловище) и тонкие («домик») колбаски, сворачивать по спирали, располагать на картоне. | - раскраска улитки, - пластилин, дощечки для лепки, сухие салфетки. |
2 3 | Бабочка | Формировать понятие о симметрии, про-должать обучать детей комбинировать раз-ные техники (из жгутиков, размазывание, налеп), выполнять работу по образцу, ак-куратно работая с пластилином, украсить дополнительным материалом (паетками) | - раскраска бабочки, - пластилин, дощечки для лепки, сухие салфетки, - разноцветные паетки. |
4 5 | Радуга - дуга | Формировать представления о природном явлении – радуга, о семи цветах радуги, делать композицию самостоятельно укладывая тонкие колбаски на шаблоне. | - раскраска радуги, - пластилин, дощечки для лепки, сухие салфетки. |
Итого 56 часов.
2.2 Работа с родителями в ДОУ.
Задачи взаимодействия педагога с семьями дошкольников:
- Познакомить родителей с целью и задачами кружка.
- Помочь родителям в обогащении сенсорного опыта ребенка, развитии его любознательности, накоплении первых представлений о предметном, природном и социальном мире.
- Развивать у родителей интерес к совместным играм и занятиям с ребенком дома, познакомить их со способами рисования пластилином, развития воображения, творческих проявлений ребенка.
Формы взаимодействия с семьями воспитанников
1. Презентация «Что такое пластилинография?»
2. Мастер – класс для родителей ко дню матери с участием детей «Осенний букет для мамы»
3. Мастер – класс для родителей «Весенние цветы».
4. Организация участия детей в конкурсах и выставках детского творчества.
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1 Материально – техническое обеспечение Программы
Художественные материалы и оборудование:
● Магнитная доска, ноутбук
● Дидактический материал «Домашние животные», «Транспорт», «Фрукты», «Овощи», «Цветы»
● Наборы игрушек «Домашние животные», «Транспорт», «Фрукты», «Овощи»
● Пластилин, шаблоны - раскраски, салфетки сухие и влажные.
3.2 Методические материалы
- Давыдова Г.Н. "Пластилинография для малышей»
- Д.Н. Колдина «Лепка» для детей 3-4 лет
- Интернет ресурсы. http://raskras-ka.com/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка психологической адаптации детей младшего дошкольного возраста «Познай себя»
Рабочая программа кружка психологической адаптации детей младшего дошкольного возраста...
Рабочая программа группы общеразвивающей направленности детей младшего дошкольного возраста (3 – 4 года) на 2015 – 2016 учебный год.
Рабочая программа...
Рабочая программа кружковой деятельности для детей младшего дошкольного возраста «Оригами»
Цель: Развитие творческих способностей детей 4-5 лет через технику оригами....
Рабочая программа группы общеразвивающей направленности детей младшего дошкольного возраста 2015-2016 учебный год.
Рабочая программа группы общеразвивающей направленности детей младшего дошкольного возраста (3-4 года) 2015-2016 учебн6ый год....
презентация «Проектирование рабочей программы по речевому развитию детей младшего дошкольного возраста»
В последнее время стала актуальна проблема развития речи детей. Своевременное овладение правильной речью, имеет важное значение для формирования полноценной личности ребенка. С одной стороны про...
Рабочая программа кружка психологического сопровождения детей младшего дошкольного возраста «Школа успеха»
Адаптивные возможности ребенка раннего и младшего дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную среду и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут прив...
Рабочая программа «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе совместной и самостоятельной деятельности с использованием игровых методов и приемов ТРИЗ». (II младшая группа, возраст детей 3-4 года).
Рабочая программа «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе совместной и самостоятельной деятельности с использованием игровых методов и приемов ТРИЗ»....