Проект "Русская матрешка"
проект (младшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_russkaya_matreshka.docx | 317.01 КБ |
ruskaya_matreka_proekt.pptx | 1.58 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казеннное дошкольное образовательное учреждение
« Детский сад №5 «Ромашка».
Проект
«Русская матрешка»
Разработчики: воспитатель
Первой квалификационной категории
Новикова Татьяна Васильевна
Ноговицина Татьяна Николаевна
Воспитатель высшей категории.
С.Поспелиха
2022 год
Содержание
Пояснительная записка………………………………………………………3
Актуальность…………………………………………………………….…….3
1.Основная часть………………………………………………………………4
1.1. Методы и приемы образовательной деятельности: ………………….4
1.2.Ожидаемый результат проекта……………………………………….…4
1.3. Этапы реализации проекта ………………………………….………..…5
1.4.Комплексно – тематический план……………………………….………5
2. Этап. Заключительный .................................................................................6
3.Литература…………………………………………………………………..7
4. Приложение………………………………………………………………...8
Пояснительная записка.
Последнее время большое внимание в детском саду уделяется вопросам нравственно – патриотическому воспитанию детей. Реализовать подобные задачи возможно разнообразными способами, один из них – приобщение ребенка к культуре своего народа.
Чтобы донести до сознания дошкольников, что они являются носителями русской народной культуры, воспитать ребят в национальных традициях, необходимо обратиться к истокам русской народной культуры и, в первую очередь к народной игрушке.
Игрушка имеет особое значение для эмоционального и нравственного воспитания. Ребенок проживает со своей игрушкой все события собственной жизни во всех социальных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию.
Работая с воспитанниками, мы столкнулись с тем, что дети почти ни чего не знают о истории и культуре русского народа, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни. Для решения данной проблемы решили познакомить детей с русской народной игрушкой – матрешкой. Это одна из частей формирования у детей патриотизма.
Расширить круг представления о разнообразии этой игрушки, дать о ней некоторые доступные для ребенка исторические сведения.
Таким образом проблема использования игрушек для решения задач развития младшего дошкольного возраста в настоящее время является актуальной. Главная ценность традиционной народной куклы «Матрешка» состоит в том, что она сохраняет в своем облике самобытность своего народа. На Руси существовало поверье: «Чем дольше девочка играет в куклы, тем счастливее она будет».
Актуальность проекта:
Проект направлен на решение вопросов патриотического воспитания детей в соответствии с базовыми образовательными программами.
Содержание расширено за счет включения задач педагогического просвещения родителей, вовлечение родителей в образовательный процесс, повышение роли семьи в современном обществе конкретизации задач патриотическому воспитанию, использование программ воспитания детей на традициях народной культуры.
Матрешка – самая известная русская игрушка. Но мало кто знает, откуда появилась матрешка. Появление матрешек удивляет – что же таится внутри, какая она, самая маленькая куколка! Когда главный секрет открыт, начинается игра: какая фигурка меньше-больше, выше-ниже. Наша работа посвящена изучению возникновению матрешки и использованию ее.
Народная игрушка будит мысль и фантазию ребенка. Деревянная точеная фигурка девушки Матрены в сарафане и с платочком на голове невольно привлекает внимание яркой раскраской и вызывает улыбку.
Учитывая особенности матрешки надо целенаправленно использовать ее в детском саду.
1.Основная часть
Название проекта: «Русская Матрешка».
Вид проекта: творческий, краткосрочный, коллективный.
Участники: дети младшей группы.
Срок реализации: 1 месяц
Цель:
Воспитывать интерес к истории России, народному творчеству на примере русской национальной матрешки.
Задачи:
1.Познакомить детей с историей матрешки, как народного промысла.
Дать знания о матрешке, о ее цветовой гамме, развивать сенсорные навыки.
2.Развивать сенсорные навыки.
3.Освоить некоторые художественные элементы.
4.Огатить кругозор детей об игрушке как образе материнства, семьи.
5.Содействовать развитию творческих способностей детей.
6.Обогащать словарь детей.
7.Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Методы и приемы образовательной деятельности:
-Игра как основной вид деятельности;
-объяснительно – иллюстративный метод;
-словесные, подражание, диалог, беседы по картинкам. Отгадывание загадок, чтение художественной литературы, произведений.
-Оформление выставок детского творчества.
-Слушание музыкальных, фольклорных произведений.
Ожидаемые результаты:
- Повысится интерес у детей к истории и России, к истокам русской народной культуре, на примере русской народной матрешке.
- Будут сформированы первичные знания у детей о росписи и изготовлении игрушки.
- Дети приобретут навыки пользования игрушкой и различными способами игр с матрешкой.
- Расширение и активизация словарного запаса слов.
- Расписать узором фартучки матрешкам.
произведений.
Этапы реализации проекта:
1.Этап. Подготовительный.
Определение темы проекта.
Формирование цели и определение задач.
Сбор информации по теме проекта из разных источников ( энциклопедии, рассматривание иллюстраций с разными видами матрешек, чтение потешек, стихов, интернет).
1.Презентация: «Русская народная игрушка – Матрешка».
2.Беседа в диалоговой форме с детьми об игрушках наших бабушек и дедушках.
3.Рассматривание игрушки матрешки.
4.Подготовка наглядно –дидактического материала.
2.Этап. Основной.
Организация практической работы над проектом.
2.Познакомить воспитанников с историей матрешки в русской культуре.
3.Консультация для родителей :»Матрешка в жизни ребенка».
4.Памятка для родителей: «Русская народная игрушка – матрешка».
Непосредственная – образовательная деятельность:
Комплексно – тематический план.
Образовательная деятельность | Формы работы с детьми |
Социально- коммуникативное развитие. | 1.Рассматривание изображений разных матрешек. 2.Создание среды для реализации сюжетно – режиссерских игр: «Куколки – сестрички». 3.Дидактические игры: «Собери матрешку». «Построй ряд с закрытыми глазами». «Эти удивительные узоры». 3.Пальчиковые игры. |
Познавательное развитие | 1.Беседа воспитателя о русской народной игрушке матрешке. 2.НОД: «Откуда появились матрешки». 3.НОД: «Такая разная матрешка ( о появлении первой матрешки в разных районах России). 4.НОД «Матрешка- как символ семьи». 5.НОД «Беседа о липе, как о строительном ( мебель) и поделочном материале ( посуда, игрушки). 6.Сравнение: Матрешки и Ванька- Встанька. 7.Изучение свойств дерева. Экспериментирование. |
Развитие речи | 1.Чтение стихов и загадок о матрешке. 2.Составление творческих рассказов, сказок о матрешке. 3.Разучивание стихотворения Л Некрасовой : «Веселые матрешки». 4.Заучивание пословиц: «Лес с огнем не дружит», «Много леса – не губи, мало леса – береги». |
Художественно – эстетическое развитие. | Аппликация: «Платочки для матрешки». Рисование: «Сарафан для матрешки». Лепка: «Хоровод Матрешек». Рисование: «Наряд для матрешки». Конструирование из строительного материала : «Дома для матрешек». |
Физическое развитие | Пальчиковые игры, физкультминутки» Веселые матрешки, утренняя зарядка «Матрешка», Речевая игра с движением «Матрешка, где ты», Подвижная игра«Беги к матрешке! |
3.Этап. Заключительный.
Обобщить полученные детьми знания о матрешке, ее появлении в истории русской культуры.
Подвести к выводу о том, что в современном мире матрешка является символом любви и дружбы.
Итог проекта.
1.Оформить лэпбук о матрешках
2.Открытое НОД: «Русская народная игрушка – Матешка».
3.Презентация проекта: «Русская матрешка».
Результативность:
В результате работы над проектом выявлено проявление познавательной активности у детей, развитие мелкой моторики, активизация словарного запаса по данной теме.
Вывод:
Итак, в ходе проекта мы узнали, что матрешка появилась давно. Поэтому и росписи матрешек все разные. А мы в группе нарисовали своих матрешек, сделали лэпбук. Но главное мы поняли, что русские матрешки являются символом России и так нравится людям. Она несет в себе любовь и дружбу. В русской игрушке, отразились народные представления о мире, добре, красоте.
Именно поэтому народная игрушка – символ русского искусства.
Литература:
-Абрамова Л.В., Слепцова И.Ф. Социально-коммуникативное развитие дошкольников. Младшая группа.3-4 года.-2-е изд., и доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2021. – 88с.
-Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением: Конспекты занятий с детьми 3 -4 лет. –М .:МОЗАИКА –
СИНТЕЗ, 2021 .-64с.
-И. А. Лыкова« Изобразительная деятельность в детском саду». Младшая группа. Для занятий с детьми 3-4 лет. Соответствует ФГОС. Москва: «Цветной мир», 2019 г
-Колдина Д. Н Аппликация в детском саду.
-Головина О.И. Появление Матрешки на Руси.
-Воробьева О.Я. Декоративно – прикладное творчество.
-Интернет
Приложение
Конспект непосредственной образовательной деятельности в младшей группе. Познание. Формирование целостной картины мира.
Тема «Знакомство с русской матрешкой».
Цели: 1. Познакомить детей с историей матрёшки, как народного промысла; дать знания о матрёшке, о её цветовой гамме; учить называть свойства и качество предметов.
2. Формировать грамматически правильную речь; учить детей составлять описательный рассказ; обогатить словарь детей.
3. Воспитывать патриотические чувства; развивать эстетический вкус.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, альбомов; книжки-раскраски с матрешками; чтение художественной литературы Материал: игрушки-матрешки, иллюстрации, альбомы о матрешке.
Словарная работа: семёновская, полхово-майданская, веселая, нарядная, красивая.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:
В этой молодице
Прячутся сестрицы.
Каждая сестрица
Для маленькой - темница.
(Матрешка.)
Воспитатель: Верно. Сегодня я расскажу вам историю о матрешке.
Эта веселая игрушка - расписная матрешка - родилась сто лет назад. Ее придумал художник Сергей Васильевич Малютин. Прообраз ее - деревянную пустотелую куклу - художник увидел в Японии. Эта была игрушка-неваляшка. Внутрь ее вкладывалась еще одна такая же кукла, только поменьше. И художник выдумал для детей похожую куклу.
Кукла была необычная, с чудесным сюрпризом: внутри первой куклы сидела кукла поменьше, а в той еще меньше, и еще, и еще... С. В. Малютин нарядил каждую красавицу в расписной сарафанчик, в яркий платочек и пестрый передничек. Ни у одной из сестричек не было похожего наряда (выставка матрешек).
Воспитатель: Какие сарафаны у матрешек?
Дети: У одной - красный, у другой - синий с цветочками, у третьей - малиновый с белым платочком в горошек, у четвертой - яблоки на переднике.
Воспитатель: Как же назвали красавицу? Назвали ее Матрешей, старинным русским именем. Так звали добрую, красивую девушку, которая работала в доме художника. Так родилась матрешка - разъемная деревянная кукла.
Давным-давно это было. Шел как-то Иванушка - добрый молодец, по вольной земле русской, по широким полям да сквозь березовые рощи. Вдруг видит Иванушка - село. Вошел он в село, на краю домик стоит, а там мужичок сидит у окошка, кручинится. Расспросил его Иванушка, что случилось, и рассказал мужичок, что захворала у него дочка любимая. Захворала оттого, что скучно и грустно ей без веселых игрушек. "Не печалься, добрый человек, что-нибудь придумаем, обязательно развеселим девочку", - сказал Иван. Сговорились они с ее батюшкой сходить на ярмарку да купить больной девочке сластей и чего-нибудь веселого да радостного. Долго-долго ходили по ярмарке, рассматривали да выбирали. Вдруг увидели на одной картинке смешную, улыбающуюся нарядную куколку. Купили они картинку и довольные пришли домой. Увидела девочка куколку - сразу повеселела, разрумянилась, похорошела. Захотела она с ней поиграть, да не может - куколка же нарисованная. Опять загрустила малышка. Тогда ее батюшка взял деревянный чурбачок и выточил из него фигурку куколки. Выточил, яркими красками разрисовал: одел в нарядное платьице, как на картинке. Веселая получилась куколка, смешная. Обняла свою куколку девочка и назвала ее русским именем Матрена, а так как куколка была маленькая, то Матрешкой все ее звали. И стала девочка быстро выздоравливать, а отец ее с той поры для всех детишек точил забавные деревянные игрушки, разрисовывал их цветами да букетами.
Воспитатель: Из чего сделана матрешка? (Из дерева)
Воспитатель: Начали точить матрешек по русским селам, где издавна работали умельцы с деревом: в Сергиевом Посаде, в селе Полховский Майдан, Семёново и других (выставка иллюстраций, альбомов).
Воспитатель: эта матрёшка из Полховского Майдана (рассматривание полхово-майданской матрёшки).
А я, подружка из Майдана
Могу я стать звездой экрана.
Украшен мой наряд цветами,
Сияющими лепестками
И ягодами разными, спелыми и красными.
Воспитатель: По форме она более вытянутая и стройная. Основные цвета: фиолетовый, алый, голубой, жёлтый. Узор на сарафане красивые цветы. Чем украшен сарафан матрёшки? Какими красками расписывали матрёшку? (рассматривание Семеновской матрёшки)
А я из тихого зеленого городка Семёново.
Я в гости к вам пришла
Букет цветов садовых розовых, бардовых
В подарок принесла.
Воспитатель: У неё яркий цветастый фартук, который украшен пышными букетами малиновых роз с зелёными листьями, травкой. На голове жёлтая косынка с мелким узором.
- Чем расписан сарафан этой матрёшки?
- Какими красками пользовались художники?
Физкультурная минутка «Матрешки».
Хлопают в ладошки
Дружные матрешки (хлопки перед собой).
На ногах сапожки,
Топают матрешки (руки на пояс, поочередно правую ногу выставить вперед на пятку, затем левую).
Влево, вправо наклонились (наклоны влево – вправо),
Всем знакомым поклонились (наклоны головы влево – вправо).
Девчонки озорные,
Матрешки расписные.
В сарафанах ваших пестрых
Вы похожи словно сестры (повороты туловища направо – налево, руки к плечам).
Ладушки, ладушки,
Веселые матрешки (хлопки в ладоши перед собой).
Выставляя матрешек, воспитатель предлагает дидактическую игру «Выбираем сувенир».
Воспитатель: Какую матрешку вы бы выбрали в подарок другу? Расскажите, почему она вам понравилась?
Дети:
- Я бы подарил эту матрешку, потому что она с петухом - это самая первая русская матрешка
- Эта матрешка украшена яркими цветами и зелеными листьями, у нее красивый сарафан, поразительные черты лица. Она выполнена семеновскими мастерами.
- У этой матрешки цветы, ягоды, листья сказочные обведены черным контуром. Ее выполнили полхово-майданские мастера.
Воспитатель: Матрешки - изделия, которыми гордятся россияне, откуда бы ни приезжали люди в нашу страну, среди других сувениров они обязательно увезут на родину и русскую матрешку.
Конспект непосредственной образовательной деятельности в младшей группе. Художественно – эстетическое развитие.
Рисование.
Тема:«Украсим сарафаны матрешкам».
Программное содержание:
Продолжать знакомить детей с декоративно – прикладным искусством. Продолжать знакомить с народной игрушкой. Обогащать представления детей о народном искусстве. Учить составлять узор из отдельных элементов. Упражнять в рисовании узора всем ворсом кисти и ее концом, а также ватной палочкой. Развивать чувство цвета, ритма в узоре. Воспитывать самостоятельность, активность, развивать творчество.
Материал:
Выставка кукол, матрёшка расписная, матрёшка не расписанная, корзинка, силуэты матрёшек, вырезанные из бумаги для акварели; гуашь, кисти, ватные палочки.
Предварительная работа:
Беседа о матрешках, рассматривание картинок.
Ход занятия:
- Здравствуйте, ребята.
Я на ярмарке была,
Корзиночку вам принесла.
Корзиночка не простая
И товар в ней расписной.
Что же в этой корзиночке?
Открою секрет.
Это - народная игрушка, а какая, вы узнаете, когда отгадаете загадку.
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская .....
Дети: - Матрёшка!
- Да, ребята, вы угадали. Это – матрёшка. Посмотрите, какая она?
Дети: - яркая, красивая, весёлая, разъёмная, интересная, румяная, деревянная и т. д.
-Как она одета? На голове у неё...
Дети: - Платочек.
- На туловище сарафан и фартук. Фартук украшен чем?
Дети: - цветами, узором и т. д.
- Ребята, а как же получается такая красивая матрешка? Сначала один мастер вытачивает из дерева вот такую матрешку (показываю не расписанную матрешку). Он делает сначала самую маленькую, неразъемную матрёшку. А затем следующую, побольше, уже выпиливая ее изнутри. Затем ее расписывает красками уже другой мастер.
- А теперь, ребята, давайте отдохнём.
Физкультминутка:
- Мы, матрёшки,
Вот такие крошки.
(Руки на поясе, повороты с приседанием)
Посмотрите, вот у нас
Красные сапожки.
(Руки на поясе, движения ногами «Ковырялочка»)
Мы матрёшки,
Вот такие крошки
(Руки на поясе, повороты с приседанием)
Посмотрите, вот у нас
Розовые щечки
(Показываем указательными пальчиками на щечки)
- Молодцы, ребята, садитесь. Но у меня в корзиночке ещё что- то есть. (Показываю силуэты матрешек) Что не так с этими матрёшками?
Дети: - Они не расписанные.
- Давайте поможем этим матрёшкам превратиться в красавиц? Сначала сделаем цветным платочек и завяжем его. (нарисуем узелки «примакиванием») Затем украсим цветами и листьями фартук при помощи кисточки ( «примакиванием» ) и ватных палочек ( «тычком»). А теперь украсим горошком платочек при помощи ватных палочек. А на рукавах можно нарисовать полоски кончиком кисти. Теперь она стана нарядная, но матрёшка же ещё и румяная. Румянец мы ей нарисуем розовой краской пальчиками
.- Ну что, готовы? Тогда встаньте около стульчиков.
- Кручу, верчу, превратить вас хочу.
Хочу превратить вас в мастеров.
Пойдемте в ваши мастерские и там каждый украсит свою матрёшку.
Дети садятся за столы и под народную музыку украшают матрёшек.
Итог:
Ребята, посмотрите какие красивые у нас с вами матрёшки получились. Как у настоящих мастеров.
Конспект непосредственной образовательной деятельности в младшей группе. Познание. Формирование элементарных математических представлений.
Тема «Матрешки в гостях у ребят»
Цели:
- Закрепить счётные умения в пределах пяти; закрепить умение при сравнении предметов выделять параметр высоты, употребляя слова: высокая, низкая, ещё ниже, самая низкая; упражнять в счете звуков на слух в пределах пяти;
- Формировать умение давать полный ответ на поставленный вопрос.
- Продолжать знакомить детей с историей появления матрёшки;
воспитывать усидчивость, активность.
Материал: демонстрационный – домик для матрёшек, матрёшки, посуда. Раздаточный – матрёшки.
Словарная работа: высокая, низкая, ещё ниже, самая низкая.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, я обнаружила у нас в группе какой-то конверт. Давайте посмотрим, что же в нем (загадка). Сейчас я загадаю ее вам, а вы слушайте внимательно и постарайтесь отгадать:
На крыльцо резной избушки
Вышли бойкие подружки:
Пять красавиц расписных!
Все в платочках кружевных!
Все в передниках цветастых!
Пять румяных! Пять глазастых!
Сёстры-куколки стоят.
Посчитаем вас опять: один, два, три, четыре, пять.
Воспитатель: Дети, как вы думаете, кто это? (Матрёшки)
Воспитатель: Правильно, это матрёшки. Мы с вами в детском саду и вы дома с родителями из бумаги, дерева, ткани, картона, пластилина можете сделать красивых матрёшек.
Посмотрите, какой у нас здесь стоит красивый домик. Как вы думаете, кто здесь живёт?
(Матрёшки)
Воспитатель: Правильно, здесь живут матрёшки. Они и пришли к нам в гости. Матрёшку сделать непросто. Сначала из дерева (липы или берёзы) делают заготовку. Работу мастер начинает с самой маленькой и лишь
потом их размеры становятся всё больше. А художник весёлыми красками расписывает матрёшек, одевая их в нарядную одежду. И вот матрёшка уже улыбается. А что ей скучать? Она ведь не одна, а с целой дружной семьёй. Матрёшек стали делать в разных городах, а вкладываемых фигурок становилось всё больше. Но матрёшки - это не всегда девочки-куколки. Бывают и богатыри. Такие есть и у нас. А бывают и великаны, ростом с вас. И вот таких красивых матрёшек стали возить в разные страны, показывать на выставках за границей. И с тех пор русскую матрёшку любят во всём мире и нам эта игрушка тоже нравится.
Воспитатель: Как вы думаете, матрёшка пришла одна к нам в гости? (Нет)
Воспитатель: А почему вы так думаете? (Матрёшек всегда много)
Воспитатель: Давайте познакомимся с подружками. (Выставить матрёшек)
Воспитатель: Вот как их много. Давайте посчитаем. Вызвать одного ребенка (один, два, три, четыре, пять, – всего пять)
Воспитатель: Дети, а матрёшки одинаковые? (Нет)
Воспитатель: Они разные по высоте. Иди покажи, какие они? (Самая высокая, ниже, ещё ниже, ещё ниже, самая низкая)
Воспитатель: Дети, матрёшки пришли к нам в гости. А что мы должны сделать, когда к нам приходят гости? (Угостить гостей)
Караваем всех встречаем,
Самовар на стол несём,
Мы за чаем не скучаем,
Говорим о том, о сём.
Воспитатель: Давайте угостим наших матрёшек чаем из самовара. Дети, а одинаковую ли посуду мы должны им поставить? (Нет)
Воспитатель: А почему? (Матрёшки разного роста и посуда должна быть разная)
Воспитатель: Как бы вы разложили посуду для всех матрёшек? (По величине)
Воспитатель: Правильно ли разложили посуду? (Да)
Воспитатель: Почему вы так думаете? (Потому что он её разложил по величине)
Воспитатель: А сейчас, ребята, давайте с вами отдохнём!
Физкультминутка под музыку.
Похлопаем в ладошки,
Похлопаем немножко,
Ведь к нам пришли Матрёшки,
Очень хорошо!
Их в гости приглашаем
И чаем угощаем,
За чаем не скучаем,
Вот как хорошо!
Давайте мы попляшем,
Давайте мы попляшем,
Попрыгаем, поскачем,
Пусть все на нас глядят.
Без дела не скучаем,
Без дела не скучаем,
Всех в гости приглашаем,
Вы приходите к нам.
Игровое упражнение «Матрёшки слушают музыку».
Воспитатель: Ребята, матрёшки очень любят слушать музыку. Послушайте и вы музыку и сосчитайте звуки (ударять ложками, стучать в барабан, а дети считают звуки и отсчитывают столько матрёшек, сколько звуков они слышали).
Воспитатель: Сколько звуков вы слышали? Сколько матрёшек вы отсчитали? Почему вы отсчитали столько матрёшек? Понравилось ли вам играть с матрёшками? А какое у вас было настроение, когда к вам в гости пришли матрёшки? (Хорошее, радостное, весёлое, праздничное)
Воспитатель: Как бы вы изобразили весёлое настроение? (Улыбнуться))
Я с вами согласна. Когда у людей весёлое, радостное настроение, они улыбаются друг другу. Давайте повернёмся к матрёшкам и улыбнёмся на прощание!
Конспект непосредственной образовательной деятельности в младшей группе. Художественно – эстетическое развитие.
Аппликация.
Тема «Русская матрёшка».
1. Учить детей украшать сарафаны узором, используя геометрические формы: круг, овал.
2. Закрепить умение намазывать всю поверхность деталей клеем; закрепить представление о цветовой гамме.
3. Воспитывать чувство любви и гордости за свою страну и за свой народ; воспитывать аккуратность в работе.
Предварительная работа: рассматривание матрешки, игры с ними.
Словарная работа: нарядная, веселая, грустная, круг, овал.
Материал: Матрешка с грустным лицом, цветные овалы и круги, клеёночки – подставки, салфетки, клей, «матрешки – подружки», демонстрационные картинки с изображением деревянных игрушек.
Ход занятия.
(Показать детям несколько игрушек, предложить их назвать, среди игрушек поставить матрёшку и обычные игрушки).
Воспитатель: А сейчас я загадаю вам загадку про одну из этих игрушек, а вы попробуйте её отгадать:
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.
Воспитатель: Правильно, ребята. Это кукла матрёшка, она совсем необычная. Почему? (ответы детей)
Воспитатель: Сделана из дерева, очень красиво расписана. Матрёшку можно собирать и разбирать. Когда её разберёшь, то получится несколько кукол- матрёшек. А в какие ещё игрушки вы любите играть? (ответы детей)
Воспитатель: Вот как много у вас игрушек! А когда-то давным–давно у детей не было так много разных игрушек. И родители им мастерили игрушки сами (дети подходят к доске и садятся на стульчики).
Воспитатель: Вокруг было много леса, и игрушки делали из дерева (показать деревянные фигурки). Придумали мастера занятную деревянную куклу. Похожа она была на простую деревенскую девочку (показать русскую матрешку). Одета в сарафан с ярким платком на голове и в руках держала Петушка. Это была первая русская матрешка. В большой кукле пряталось целое семейство кукол – одна другой меньше. А деревенских девочек часто
называли именем Матрёна. И куклу стали называть ласково - матрёшка. Один мастер вытачивал из дерева куклу, а другой красиво её разрисовывал. Много матрёшек делали. И своим детям, и соседским, да ещё на базар отвозили, а там такую красотищу сразу же раскупали. Мастеров было много и матрёшка стала меняться. Стала более яркой и красочной (показать современную матрёшку). Прошло много лет, а матрёшка так же любима нашими детьми. Дети любят играть с матрёшками, а взрослые украшают ими
свои квартиры. Люди, которые приезжают в Россию из других стран, обязательно увезут на память о нашей стране русскую матрёшку. Ведь она является символом нашей страны – России!
Физкультминутка.
Танцевальные движения под музыку «Русская матрешечка».
Воспитатель: Сегодня я хочу вам показать вот такую матрешку (выставляю на фланелеграфе матрешку из аппликации). Как вы думаете, почему она грустная? (она одна)
Воспитатель: У неё нет подружек. Я предлагаю вам смастерить ей подружек. Украсим сарафаны подружкам нашей матрёшки.
Работа детей за столами (напомнить о правилах работы с клеем и бумагой).
Итог (дети со своими работами подходят к главной матрешке).
Воспитатель: Давайте устроим хоровод матрёшек (дети под музыку танцуют русскую плясовую с матрёшками).
Мы матрёшки,
Мы сестрички.
Мы толстушки – невелички.
Как пойдем плясать и петь,
Вам за нами не успеть.
Воспитатель: Молодцы ребята, вы очень хорошо справились с этой работой.
«ИГРА С МАТРЕШКОЙ»
Цель:
учить ребенка действовать с трехместной матрешкой;
формировать умение не только подбирать части предмета, но и совмещать их в соответствии с рисунком.
Материал: (расписная матрешка высотой 8-10 см., внутри которой две вкладывающиеся матрешки, наименьшая из которых неразборная)
Игровые действия:
Педагог ставит на стол матрешку.
Ребенка учат открывать матрешку, доставая из нее другую, и правильно закрывать ее, совмещая части рисунка.
Дидактическая игра
«СОБЕРИ МАТРЕШКУ»
Цель: учить действовать тетей со сборно-разборными игрушками трех размеров – большой, поменьше, маленькой; учить составлять предметы из двух частей, ориентируясь на их величину и положение в пространстве;
Развивать моторику пальцев, глазомер; учить подбирать предметы в соотношении «большой, поменьше, маленький»; находить промежуточный по величине предмет.
Материал: три разборные матрешки (высотой 10-12, 7-9, 4-6 см).
Разница в величине должна составлять 3-4 см.
Ах, матрешечки-матрешки, Хороши – не рассказать! Очень любят с вами дети В нашей группе поиграть. Щечки яркие, платочки, По подолу цветки. Весело кружатся в танце Яркие букетики. (Н.Горчакова)
Сенсорная игра ТРЕХЦВЕТНАЯ МАТРЕШКА
Цель.
Продолжать учить ребенка соотнесению предметов по величине.
Формировать умение не только подбирать части предмета, но и совмещать их в соответствии с рисунком.
Совершенствовать тонкие движения кончиков пальцев, координацию рук.
Материал. Расписная матрешка (высотой 8-10 см), вмещающая еще две вкладывающиеся матрешки, из которых наименьшая неразборная.
Педагог ставит на стол перед ребенком красивую матрешку.
Встряхивает ее, имитирует голосом стук: « Тук, тук, тук! Кто там?»
Открывает матрешку, достает вторую.
«В гости к тебе пришли две матрешки».
Затем вкладывает малую матрешку в большую и закрывает ее.
Предлагает малышу самостоятельно достать вторую матрешку.
Педагог предлагает закрыть части первой, большой матрешки, правильно совместив ручки и фартучек. Она демонстрирует этот момент сама: высоко поднимает матрешку, ставит на ладонь и поворачивает так, чтобы малыш видел совместившиеся части рисунка.
Действия со второй матрешкой целиком повторяют первую часть занятия.
В третьей части занятия малыш вкладывает все матрешки в одну большую, совмещая рисунок верхней и нижней половинок.
Если малышу трудно выполнить задание самостоятельно, воспитатель должна помочь ему.
Дидактическая игра
«ПУТЕШЕСТВИЕ МАТРЕШЕК»
(счет, сравнение, ориентирование в пространстве)
Цели:
Упражнять в сравнении количества предметов.
Упражнять в умении сравнивать два предмета по величине и обозначать результаты сравнения словами (елочка высокая, куст низкий). Совершенствовать умение определять положение предмета используя предлоги на, в, за, перед, под.
Оборудование: лист картона с наклеенными на него рекой, мостом, лодкой, елью, кустом с ягодами, цветами; матрешки
Воспитатель
Положите перед собой листы картона. Что изображено на них? Река, мост, цветы, лодка, елочка, куст с ягодами. Вот сюда то и отправятся наши матрешки. Сначала вышла в путь одна матрешка. Она решила пойти вперед и рассмотреть все как следует. Возьмите одну матрешку в руки и поставьте ее перед мостом.
Дальше матрешка решила перейти на другой берег реки. Поставьте матрешку на мост. Вот перешла матрешка по мостику и остановилась за ним. Поставьте матрешку за мостиком. Подошла матрешка к елочке и решила отдохнуть в ее тени.
Поставьте матрешку под елочкой. А рядом с елочкой что растет? Куст с ягодами. Посмотрела матрешка на елочку, потом на кустик и решила их сравнить. Какая елочка, а какой кустик? Елочка высокая, а кустик низкий.
А вокруг – красота! Сколько елочек? Одна. А сколько цветочков? Много. Сколько кустиков? Один. А сколько ягод на кустике? Много.
Математическая игра
«ОДНА И МНОГО»
Цель: формировать умение находить в окружающей обстановке одну и много матрешек.
Материал: рисунки с изображением одной и несколько матрешек, деревянные матрешки.
Математическая игра
«ПОМОГИ МАТРЕШКЕ НАЙТИ СВОИ ИГРУШКИ»
Цель: закреплять умение группировать однородные и соотвносить разнородные предметы по цвету.
Материал: рисунки матрешек разного цвета, кружочки, полоски разных цветов.
Настольно-печатная игра «СЛОЖИ МАТРЕШКУ»
Дидактическая задача: упражнять детей составления целого предмета из двух, четырех частей.
Речевая игра с движением
«МАТРЁШКА, ГДЕ ТЫ?»
Цель: формировать умение затормозить свое действие или же, наоборот, начать действовать по речевому сигналу.
Материал: деревянная составная матрешка.
Ход игры.
Дети сидят на стульях, составленных в кружок вокруг воспитателя.
Взрослый показывает матрешку, обсуждает с детьми, какого цвета платьице, платочек у матрешки, как игрушка закрывается и открывается. (Долго на беседе не стоит задерживаться.)
Затем воспитатель, попросив детей положить руки за спину и ждать, мерным шагом обходит вокруг стульев позади детей. Матрешку держит в руке и приговаривает речитативом:
Хожу, брожу, матрешку держу,
Разберу пополам, деткам в ручку дам.
Незаметно вкладывает по половинке матрешки в руки детям, сидящим по противоположным сторонам круга, и шепчет:
Ты тихонечко сиди, ничего не говори,
Да и сам не смотри, только в ручке держи.
Вдруг говорит тоненьким голоском: «Матрешка, где ты, покажись, пожалуйста!»
Дети, у которых в руке оказалась матрешка (половинка), выбегают на середину, соединяют обе половинки и отдают воспитателю.
Пальчиковая игра с музыкальным сопровождением
«МЫ МАТРЕШКИ, ВОТ ТАКИЕ КРОШКИ»
Мы Матрешки, вот такие крошки,
А у нас, а у нас розовые щечки.
Мы Матрешки, вот такие крошки,
А у нас, а у нас чистые ладошки.
Мы Матрешки, вот такие крошки,
А у нас, а у нас модные прически.
Мы Матрешки, вот такие крошки,
А у нас, а у нас пестрые платочки.
Мы Матрешки, вот такие крошки,
А у нас, а у нас красные сапожки.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность проекта: Проект направлен на решение вопросов патриотического воспитания детей в соответствии с базовыми образовательными программами. Содержание расширено за счет включения задач педагогического просвещения родителей, вовлечение родителей в образовательный процесс, повышение роли семьи в современном обществе конкретизации задач патриотическому воспитанию, использование программ воспитания детей на традициях народной культуры. Матрешка – самая известная русская игрушка. Но мало кто знает, откуда появилась матрешка. Появление матрешек удивляет – что же таится внутри, какая она, самая маленькая куколка! Когда главный секрет открыт, начинается игра: какая фигурка меньше-больше , выше-ниже . Наша работа посвящена изучению возникновению матрешки и использованию ее.
Название проекта : «Русская Матрешка». Вид проекта : творческий, краткосрочный, коллективный. Участники : дети младшей группы. Срок реализации : 2 недели. Цель: Воспитывать интерес к истории России, народному творчеству на примере русской национальной матрешки. Задачи: 1.Познакомить детей с историей матрешки, как народного промысла. Дать знания о матрешке, о ее цветовой гамме, развивать сенсорные навыки. 2.Развивать сенсорные навыки. 3.Освоить некоторые художественные элементы. 4.Огатить кругозор детей об игрушке как образе материнства, семьи. 5.Содействовать развитию творческих способностей детей. 6.Обогащать словарь детей. 7.Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
познавательное развитие 1.Беседа воспитателя о русской народной игрушке матрешке. 2.НОД: «Откуда появились матрешки». 3.НОД: «Такая разная матрешка ( о появлении первой матрешки в разных районах России). 4.НОД «Матрешка- как символ семьи». 5.НОД «Беседа о липе, как о строительном ( мебель) и поделочном материале ( посуда, игрушки). 6.Сравнение: Матрешки и Ванька- Встанька . 7.Изучение свойств дерева. Экспериментирование.
Развитие речи 1.Чтение стихов и загадок о матрешке. 2.Составление творческих рассказов, сказок о матрешке. 3.Разучивание стихотворения Л Некрасовой : «Веселые матрешки». 4.Зауч ивани е пословиц: «Лес с огнем не дружит», «Много леса – не губи, мало леса – береги».
Хукдожественно-эстетическое развитие Аппликация: «Платочки для матрешки». Рисование: «Сарафан для матрешки». Лепка: «Хоровод Матрешек». Рисование: «Наряд для матрешки». Конструирование из строительного материала : «Дома для матрешек».
Физическое развитие Пальчиковые игры, физкультминутки» Веселые матрешки, утренняя зарядка «Матрешка», Речевая игра с движением «Матрешка, где ты», Подвижная игра«Беги к матрешке!
Социально – коммуникативное развитие 1.Рассматривание изображений разных матрешек. 2.Создание среды для реализации сюжетно – режиссерских игр: «Куколки – сестрички». 3.Дидактические игры: «Собери матрешку». «Построй ряд с закрытыми глазами». «Эти удивительные узоры». 3.Пальчиковые игры.
Работа с родителями Консультация для родителей :»Матрешка в жизни ребенка». 4.Памятка для родителей: «Русская народная игрушка – матрешка».
Дидактические игры 3.Дидактические игры: «Собери матрешку », «Найди тень от матрешки», «Путешествие матрешек », «Один-много», «Домик для матрешки» «Построй ряд с закрытыми глазами». «Эти удивительные узоры » и тд .
Итог проекта. 1.Оформить лэпбук о матрешках 2.Выставка : «Семейная матрешка». 3.Открытое НОД : «Русская народная игрушка – Матешка ». 4.Презентация проекта: «Русская матрешка ». Результативность : В результате работы над проектом выявлено проявление познавательной активности у детей, развитие мелкой моторики, активизация словарного запаса по данной теме .
Вывод: Итак, в ходе проекта мы узнали, что матрешка появилась давно. Поэтому и росписи матрешек все разные. А мы в группе нарисовали своих матрешек, сделали лэпбук . Но главное мы поняли, что русские матрешки являются символом России и так нравится людям. Она несет в себе любовь и дружбу. В русской игрушке, отразились народные представления о мире, добре, красоте. Именно поэтому народная игрушка – символ русского искусства.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Кукла матрешка. История возникновения матрешки»
Презентация к проекту«Кукла матрешка.История возникновения матрешки»...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим тема: "Две матрешки, три матрешки и еще матрешечка" 2 младшая группа
ознакомление с окружающим тема: "Две матрешки, три матрешки и еще матрешечка" 2 младшая группа...
конспект занятия в средней группе "Раз матрешка, два матрешка..."
Знакомство детей с декоративно-прикладным искусствомпосредством музыки и рисования; знакомство с историей семеновскойматрешки; создание условий для использования нетрадиционной техникирисования при ро...
Проект " Русская матрешка". Буклет " Русская Матрешка," Проект " Жаворонки прилетите, весну принесите"
Проект: " Русская матрешка" направлен на совместную образовательную деятельность детей и родителей, знакомство детей с русской национальной игрушкой - матрешкой....
«Матрешка, матрешка, поиграй со мной немножко!»
Открытая форма ООД для воспитателей....
Игра с матрешками. Матрешки танцуют
Цели: вызвать интерес к новой игрушке; сравнивать составляющие матрешки и правильно ее складывать; закрепить название основных цветов: желтый, красный; развивать внимание....
Тема: «Раз матрешка, два матрешка поиграем мы немножко»
Тема: «Раз матрешка, два матрешка поиграем мы немножко»Цель: закреплятьнавык порядкового счета до пяти и соотносить цифры с количеством геометрических фигур изготовленными своими руками.Образовательна...