Педагогический проект по развитию речи у детей «Занимательная грамматика» на 2021-2022 учебный год
проект

Фоминова Екатерина Владимировна

Своевременное формирование грамматического строя языка ребенка - важнейшее условие его полноценного речевого и психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии его важнейших психических процессов: мышления, памяти, восприятия, эмоций. 

Грамматический строй речи усваивается ребенком постепенно, самостоятельно, путем подражания речи взрослых, в процессе общения и  разнообразной речевой практики. Овладение грамматическим строем оказывает огромное влияние на общее развитие ребенка, обеспечивая ему переход к успешному изучению языка в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanimatelnaya_grammatika_2021.docx338.53 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №78 «Исток»

Педагогический проект

по развитию речи у детей

 «Занимательная грамматика»

на 2021-2022 учебный год

                                                                                                                                                                                                         

               

                               

                                                           

                                                                 Учитель-логопед :

                                                                Фоминова Е.В.

                                                                   

г. Смоленск , 2021

Пояснительная записка

Своевременное формирование грамматического строя языка ребенка - важнейшее условие его полноценного речевого и психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии его важнейших психических процессов: мышления, памяти, восприятия, эмоций.

Грамматический строй речи усваивается ребенком постепенно, самостоятельно, путем подражания речи взрослых, в процессе общения и  разнообразной речевой практики. Овладение грамматическим строем оказывает огромное влияние на общее развитие ребенка, обеспечивая ему переход к успешному изучению языка в школе.

Актуальность: Трудность в овладении грамматической стороной речи в том, что ребенок не осознает этих значений, употребляет их интуитивно. Анализ детских высказываний, как при нормальном речевом развитии, так и при нарушениях речи, показывает, что в воспринимаемом и воспроизводимом речевом материале ребенок до определенного момента вычленяет только план общего содержания, сосредоточивая внимание лишь на общем смысле слова, лексическом его значении. Грамматические же средства языка остаются вне сферы его восприятия.

У детей с той или иной речевой патологией, как правило, понижена способность воспринимать различия грамматических элементов речи, что ограничивает их возможности и способности, необходимые для продуктивного и творческого применения конструктивных элементов языка в процессе речевого высказывания. Таким детям свойственно хаотическое и беспорядочное сочетание грамматических средств языка. Основа слова очень медленно обогащается необходимыми грамматическими элементами: флексиями, суффиксами, префиксами. Даже если ребенок воспринимает их, длительное время использует неправильно. Поэтому необходимы эффективные средства формирования и дальнейшего развития грамматического строя речи у детей с ОНР.

 Одним из перспективных средств в этом отношении является проектная работа, основанная на ведущей деятельности детей дошкольного возраста - игровой. Дети в игре берут для себя то, что нудно для коррекции собственной речи. В этом заключаются особенности и возможности игры. Логопед на занятии проекта, лишь умело направляет ребенка при необходимости.

В проектной работе с дошкольниками с ОНР используются различные наглядные материалы, дидактические игры, они помогают пополнить словарный запас, образовывать и изменять слова, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. Дидактические игры способствуют развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях. Дидактические игры - эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.

Новизна представленной программы заключается в том, что она построена на принципах развивающего обучения, предполагающего формирование у детей лексико-грамматического строя речи, а также умения самостоятельно мыслить, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.

Цель программы: формирование лексико-грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста  с ОНР.

Задачи:

Обучающие:

- расширять словарный запас детей;

- формировать умение пересказывать, составлять небольшие рассказы по картинкам;

- формировать навыки словообразования и словоизменения;

-расширять знания детей об окружающем мире.

Развивающие:

- развивать речевую деятельность на основе бесед, разговоров, высказываний;

- развивать грамматический строй речи;

- развивать понимание речи, работать над расширением, активизацией словаря;

- развивать коммуникативную функцию речи;

Воспитательные:

- воспитывать самостоятельность в процессе разговорной речи;

- воспитывать культуру речи;

- воспитывать умение работать;

- воспитывать нравственные качества: терпимости, доброжелательности по отношению к окружающим.

Сроки подготовки и реализации проекта: 15 сентября - 30мая

Участники:

  • учитель-логопед
  • дети подготовительных групп и  их родители
  • воспитатели детей подготовительного возраста.

Предполагаемые результаты:

  • Обогащение и активизация словаря дошкольников;
  • Составления рассказов по сюжетной картине;
  • Составление рассказов по серии картинок;
  • Владение элементарными навыками пересказа;
  • Владение навыками диалогической речи;
  • Владение навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных;
  • Умение грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родовидовые окончания слов должны проговариваться четко; употреблять в речи простые и почти все сложные предлоги;
  • Использование в спонтанном обращении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т. д.).

Деятельность проекта интегрирует в себе следующие образовательные области:

 1. Образовательная область "Социально-коммуникативное развитие".

Воспитываются дружеские взаимоотношения между детьми, развивается умение самостоятельно объединяться для совместной игры и труда, заниматься самостоятельно выбранным делом, договариваться, помогать друг другу. Воспитывается организованность, дисциплинированность, коллективизм, уважение к старшим. Формируются такие качества, как сочувствие, отзывчивость, справедливость, скромность. Развиваются волевые качества.

2. Образовательная область "Познавательное развитие".

Совершенствуются навыки словообразования, словоизменения, лексико-грамматический строй речи родного языка, обогащается словарный запас дошкольников. Дети учатся составлять рассказы по серии сюжетных картинок.

3. Образовательная область "Речевое развитие".

Развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек. Происходит развитие всех сторон речи. Активизируется словарь, совершенствуется звукопроизношение.

Методы:

  • Методы организации и осуществления учебной деятельности (словесные, наглядные, практические, репродуктивные и проблемные, индуктивные и дедуктивные, самостоятельной работы и работы под руководством педагога);
  • Методы стимулирования и мотивации учения (методы формирования интереса - познавательные игры, создание ситуаций успеха);
  • Методы контроля и самоконтроля (фронтальный и дифференцированный, текущий и итоговый).

Формы работы: индивидуальная, подгрупповая, коллективная.

Программа предполагает проведение 2 занятия в месяц во вторую половину дня.

Продолжительность занятия - 20-25 минут.

Общее количество учебных занятий в год: 18.

Количество детей: 10 человек.

Итогом работы кружка является отчётное мероприятие, с фотоматериалом, снимаемым в течение учебного года.

Мониторинг грамматического строя

у детей старшего возраста с ОНР

Трудности и постепенность усвоения грамматического строя объясняются особенностями возраста, закономерностями усвоения морфологической и синтаксической сторон речи, сложностью грамматической системы, особенно морфологии. Значимость исследования грамматического строя связана с тем, что на сегодняшний день большая часть детей с ОНР имеет задержку речевого развития в части грамматического строя, которое отрицательно влияет не только на устную, но и на письменную речь. Практика работы показывает, что дети с ОНР имеют отклонения в понимании падежей и предлогов, неправильном их употреблении в предложениях, опускании предлогов, нарушения в формировании словоизменения.

Разработка критериев, показателей инструментария.

В качестве диагностической методики при обследовании грамматического строя речи у младших школьников использовалась методика изучения сформированности грамматического строя языка И.Д.Коненковой, учитывающая специфику познавательной деятельности детей. Автором методики разработана балльная система оценки результатов выполнения заданий, даны развернутые заключения по результатам логопедического обследования, что обосновывает выбор данной методики для проведения обследования.

Цель методики – диагностика общего уровня языковой компетенции и развития грамматического строя речи.

Методика включала следующие задания:

  1. Проверка общего уровня языковой компетенции.
  2. Проверка умения конструировать предложения.
  3. Проверка правильного употребления существительных множественного числа в именительном и родительном падежах.
  4. Проверка усвоения предложно-падежных форм существительных.
  5. Проверка умения согласовывать имена прилагательные с существительными в роде, числе, падеже.
  6. Проверка умения образовывать сравнительную степень прилагательных.
  7. Проверка навыков словообразования.

Для оценки уровня речевого развития методика содержит балльную систему. Каждое задание оценивается отдельно по пятибалльной шкале. Это давало возможность выяснить сильные и слабые стороны речевой деятельности ребенка, сравнить его результаты с результатами других детей. Критерии оценки отражают правильность выполнения задания (принятие и понимание инструкции, принятие и использование помощи, возможность исправления ошибок). Общий уровень развития грамматического строя речи рассчитывался суммой всех баллов за все задания:

0-23 баллов – низкий уровень;

24-47 баллов – средний уровень;

48-70 баллов – высокий уровень.

Сама методика представлена в Приложении 1. .

Рассмотрим результаты. Подробные результаты диагностики представлены в приложении 2. Сводные данные представим в таблице 1.

Таблица 1

Результаты диагностики сформированности грамматического строя речи (методика И.Д. Коненковой)

№п/п

Ф.И.

Всего баллов

Уровень

1

Вика Д.

35

Средний

2

Арина В.

22

Низкий

3

Гордей Г.

20

Низкий

4

Дмитрий Р.

21

Низкий

5

Дима Р.

29

Средний

6

Даниил Ш.

28

Средний

7

Кирилл О.

15

Низкий

8

Кирилл З.

18

Низкий

9

Даниил П.

21

Низкий

10

Вика Г.

20

Низкий

Средний балл 

22,9

Низкий

Неделя, месяц

Лексическая тема

Развитие общих речевых навыков.

Развитие мелкой моторики

 

Развитие лексики и грамматического строя  речи

Развитие связной речи

Литература

сентябрь - ДИАГНОСТИКА

Октябрь

1 занятие

Осень. Признаки осени. Деревья осенью

 Пальчиковая гимнастика «В лес пойдем».

Цель: развитие мелкой моторики, координация речи с движением.

   

СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: осень, туча, дождь, погода, листопад, грязь, земля, сырость, одежда (осенняя), зонт, сентябрь, октябрь, ноябрь, листья, деревья, урожай, фрукты, овощи.

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: жёлтый, красный, сухой, мелкий, холодный, мокрый, хмурый, осенний, косой, унылый, пасмурный, перелётные, золотая (осень), серые (дни), промозглый, проливной, моросящий.

ГЛАГОЛЫ: желтеть, увядать, опадать, засыпать, замерзать, собирать, улетать, лить, дуть, наступать, вянуть, моросить, срывать (листья), пожухнуть,

НАРЕЧИЯ: мокро, сыро, ненастно, пасмурно.

1.Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных,

2.Согласование числительных с существительными;

3. Подбор слов – антонимов;

4. Отгадывание загадок.

5. Заучивание пословиц.

Л.Е.Кыласова «развитие речи – конспекты занятий с детьми старшего дошкольного возраста». –Волгоград: Учитель, 2012. Стр.41

Октябрь

2 занятие

 

Огород. Овощи

Фрукты. Сад 

 

 

Пальчиковая гимнастика «Капустка».

Цель: развитие мелкой моторики.  

 

СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: морковь, редис, капуста, свекла, помидор, лук, бобы, горох. огурец, бутерброд, укроп, петрушка, репа, кабачок, тыква, перец, кочан, картофель, чеснок, ботва, стручок, урожай, огород, грядки, апельсин, ананас, банан, груша, вишня, черешня, лимон, слива, яблоко, яблоня, мандарины, фрукты, персик, косточка, кожура, сок, варенье, компот, кисель, повидло, сады, салат, компот.

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: зелёный, красный, жёлтый, синий, рыжий, сочный, круглый, продолговатый, крепкий, горький, сладкий, мелкий, крупный, большой, маленький, хрустящий, овощной, зрелый, кислый, длинный, овальный. красивый, сочный, вкусный, сахарный, нежный, ароматный, румяное (яблоко), лимонный, вишнёвый, малиновый, абрикосовое, яблочное, персиковое.

ГЛАГОЛЫ: расти, поливать, копать, выкапывать, полоть, сажать, сеять, удобрять, срывать, собирать, срезать, вырезать. расти, цвести, зреть, плодоносить, наливаться, зацветать, вырасти, созреть, дозреть, собирать, варить, готовить.

1. Образование  существительных родительного падежа,                    

2. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами,

3. Образование прилагательных от существительных и согласование  их в роде с существительными;

4. Ознакомление с традициями правильного питания, использования в рационе овощей и фруктов;

5.  Образование  существительных родительного падежа,                    

6.  Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами,

7. Образование прилагательных от существительных и согласование  их в роде и числе.

1.Л.Е.Кыласова «развитие речи – конспекты занятий с детьми старшего дошкольного возраста». –Волгоград: Учитель, 2012. Стр.32

Л.Е.Кыласова «развитие речи – конспекты занятий с детьми старшего дошкольного возраста». –Волгоград: Учитель, 2012. Стр.34, 36

2. Академия дошкольного развития «Развиваем мелкую моторику рук». Стр.5

Ноябрь

1 занятие

 Одежда. Обувь

 

Показ и разучивание упражнения «Большая стирка».

Цель: развитие мелкой моторики.

 

  СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ:  одежда, платье, брюки, рубашка, кофта, шорты, перчатки, юбка, майка, футболка, колготки, гольфы, пальто, куртка, фартук, носки, сарафан, пояс, ремень, костюм, рукав, воротник, пуговицы, петелька, застёжка, молния, резинка, обувь, тапки, туфли, ботинки, кроссовки, сапоги, застёжка, молния, резинка.

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: большой, маленький, красивая, удобная, детская, взрослая, зимняя, летняя, осенняя, весенняя, короткий, длинный, шерстяная, вязаная, ситцевая, шёлковая, меховая, кожаная, резиновые, новая, старая, чистая, тёплая, разноцветная, большой, маленький, красивая, удобная, детская, взрослая, зимняя, летняя, осенняя, весенняя, меховая, кожаная, резиновые, новая, старая, чистая, тёплая, разноцветная.

ГЛАГОЛЫ: шить, зашивать, надевать, снимать, вешать, продавать, покупать, выбирать, складывать, носить, развязывать, завязывать, расстёгивать, застёгивать, раздевать, одевать, надевать, снимать,  продавать, покупать, выбирать, складывать, носить, развязывать, завязывать, расстёгивать, застёгивать, расшнуровывать, зашнуровывать.

НАРЕЧИЯ: быстро, медленно, красиво, нарядно, чисто, удобно, аккуратно, быстро, медленно, красиво, нарядно, чисто, удобно, аккуратно.

1.Согласование  числительных ДВА, ДВЕ с существительными;

2. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

3 Образование прилагательных от существительных;

4. Употребление предлогов: на, в.

5.Согласование  числительных ДВА, ДВЕ с существительными;

6. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

7 Образование прилагательных от существительных;

8. Употребление предлогов: на, в.

 

1. Л.Е.Кыласова «развитие речи – конспекты занятий с детьми старшего дошкольного возраста». –Волгоград: Учитель, 2012. Стр.38-40

Л.Е.Кыласова «развитие речи – конспекты занятий с детьми старшего дошкольного возраста». –Волгоград: Учитель, 2012. Стр.53

2. Академия дошкольного развития «Развиваем мелкую моторику рук». Стр.6

Ноябрь

2занятие

Посуда

  

  Показ и разучивание упражнения «Чайник»

Цель: развитие мелкой моторики.

 

 

СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: кухня, тарелка. чашка, блюдце, сервиз, вилка, ложка, нож, чайник, поварёшка, кастрюля, сковорода, плита.

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: кухонный, столовый, глубокий, мелкий, чайный, глубокий, прозрачная.

ГЛАГОЛЫ: накрывать, готовить, мыть, жарить, варить, тушить, кипятить, греть, взбивать, печь.

1.Образование  относительных прилагательных;

2.Образование существительных в уменьшительно-ласкательной форме.

 3. Составление рассказов из личного опыта;

4. Отгадывание загадок.

Л.Е.Кыласова «развитие речи – конспекты занятий с детьми старшего дошкольного возраста». –Волгоград: Учитель, 2012. Стр.102

Декабрь

1 занятие

Зима. Зимующие птицы

  

  Показ и разучивание упражнения «Снегири»

Цель: развитие мелкой моторики, координация речи с движением.

  СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: снег, лёд, холод, забавы, мороз, метель, снегопад, сугроб, ветер, снежинка, льдинка, шуба, пальто, варежки, сапоги, валенки, шапка, вьюга, узор, иней, позёмка, декабрь, январь, февраль, сорока, ворона, воробей, снегирь, синица, голубь, сова, дятел, тетерев, глухарь, рябчик, кормушка, крылья, хвост, лапы, клюв.

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: ледовый, белый, лёгкий, пушистый, холодный, зимний, морозный, искристый, жёсткий, прозрачный, трескучий, суровый, красногрудый, перелётные, маленький, зимующие, чудные, черноголовый.

ГЛАГОЛЫ: идти, падать, лететь, покрывать, таять, замерзать, выпадать, сковывать, виться, кружиться, леденеть, летать, искать, кормиться, клевать, каркать, чирикать, нахохлиться, прилетают, перезимовать.

1. подбор однокоренных слов;

2.Образование  глаголов  прошедшего времени;

 3. 3.Образование  прилагательных и существительных с помощью суффиксов с уменьшительно-ласкательным значением;

4.  Подбор  имен существительных  к прилагательным.

А.И.Дербина, Л.Е.Кыласова «Логопедическая группа: игровые занятия с детьми 5-7 лет». –Волгоград: Учитель, 2012. Стр.38

Декабрь

2 занятие

Домашние животные зимой.

Дикие животные зимой.

  

Показ и разучивание упражнения «Бык у забора»

Цель: развитие мелкой моторики, координация речи с движением.

 

СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: кошка, собака, корова, коза, лошадь, свинья, овца, кот, пёс, бык, козёл, конь, баран, табун, стадо, отара, свора, котенок, щенок, теленок, козленок, жеребенок, поросенок, ягненок,  котята, щенята, телята, козлята, волк, медведь, лиса, заяц, ёж, лось, олень…

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: пушистый, гладкий, рогатый, свирепый, ласковый, злобный, упрямый, копытные, молочные, мясные, бодливые, быстроногий, ловкий, неуклюжий, шустрый, игривый, пушистый, гладкий, рогатый, свирепый, ласковый, злобный, упрямый, копытные, молочные, мясные, бодливые, быстроногий, ловкий, неуклюжий, шустрый..

ГЛАГОЛЫ: мяукать, лаять, рычать, мычать, хрюкать, кормить, сторожить, охранять, ласкаться, кусаться, пастись, облизывать,  пасти, плавать, кормиться, визжать, разводить, рычать, кормить, сторожить, кусаться, пастись, облизывать,  пасти,  кормиться..

 

  1. Употребление имен существительных с числительным.
  2. Употребление слов-действий.
  3. Употребление приставочных глаголов, слов-антонимов.
  4. Описание животных по плану.
  5. Отгадывание загадок.
  6. Совместное составление с родителями сказки о животных по выбору. (Рисунок)
  7. Отгадывание загадок.

1.Л.Е.Кыласова «развитие речи – конспекты занятий с детьми старшего дошкольного возраста». –Волгоград: Учитель, 2012. Стр.75-77

Л.Е.Кыласова «Логопедическая группа: игровые занятия с детьми 5-7 лет». –Волгоград: Учитель, 2012. Стр.10

2. Академия дошкольного развития «Развиваем мелкую моторику рук». Стр.50

Январь

1 занятие

Мебель

 

Показ и разучивание пальчиковой игры  «Бумажный дом».

Цель: развитие мелкой моторики.

  СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: мебель, комната, шкаф, стул, стол, кровать, диван, кресло, сервант, спинка, сиденье, гостиная, спальня, кухня, ножка, табурет, вешалка.

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: высокая, большая, маленький, круглый, длинный, красивый, гладкий, блестящий, удобная, деревянная, кожаная, светлая, пластмассовая, плетёная, железная, мягкая, твёрдая, кухонная, модная, комнатная.

ГЛАГОЛЫ: делать, продавать, закупать, ставить, расставлять, вносить, выносить, передвигать, сидеть, спать, лежать, убирать, вытирать, беречь, мечтать, отдыхать, играть, храниться, висят, стоит.

1. Подбор прилагательных к именам существительным,.

2. Подбор антонимов;

3. Закрепление навыка правильного употребления имен существительных в форме множественного числа родительного падежа;

4. Составление описательного рассказа  по теме.

5. Загадки-описания.

1.А.И.Дербина, Л.Е.Кыласова «Логопедическая группа: игровые занятия с детьми 5-7 лет». –Волгоград: Учитель, 2012. Стр.44-48

2. Академия дошкольного развития «Развиваем мелкую моторику рук». Стр.17

Январь

2 занятие

Транспорт

    Показ и разучивание упражнения «Машины»

Цель: развитие мелкой моторики, координация речи с движением.

 

СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: колесо, руль, дверца, стекло, дорога, пешеход, переход, улица, фара, светофор, кабина, поворот, двигатель, авария, тормоз, кузов, сирена, салон, тротуар, кювет, перекрёсток, топливо, бензин.

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: скорая, пожарная, милицейская, ветровое, аварийная.

ГЛАГОЛЫ: подходить, останавливаться, пропускать, перебегать.

1. Упражнять  в правильном употреблении форм, в числе и падеже;

2. Согласование  числительных с существительными,

3. Образование множественного  числа существительных;

Л.Е.Кыласова «развитие речи – конспекты занятий с детьми старшего дошкольного возраста». –Волгоград: Учитель, 2012. Стр.92-93

Февраль

1 занятие

Ателье. Закройщица

         

 Показ и разучивание игры  «Швея»

Цель: развитие координации речи с движением.           

 

 СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: закройщица, швея…

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ:  умелые, трудолюбивые.

ГЛАГОЛЫ: кроить, выкраивать, резать, шить, вышивать, трудиться.

  1. Составление  простых предложений по картинкам.
  2. Учить правильно употреблять в речи приставочные глаголы.

1 .Л.Е.Кыласова «развитие речи – конспекты занятий с детьми старшего дошкольного возраста». –Волгоград: Учитель, 2012. Стр.30

2 Академия дошкольного развития «Развиваем мелкую моторику рук». Стр.7

Февраль

2 занятие

Наша армия

 Показ и разучивание пальчиковой игры  «Защитник».

Цель: развитие мелкой моторики.

 

СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: победа, Родина, медали, герои, поступки, границы, защитники, враг, армия, пилот, танкист, парашютист, пограничники, артиллеристы, капитан, моряк, ракетчик.

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: родные, смелые, ловкие, героические, победные, мирные, трудные.

ГЛАГОЛЫ: защищают, совершают, летают, охраняют.

1. Образование прилагательных от существительных;

2. Употребление имен существительных в различных падежах;

3. Согласование  имен числительных с именами существительными;

4. Подбор признаков и действий к предметам.

5. Заучивание стихотворений, пословиц.

1.Л.Е.Кыласова «развитие речи – конспекты занятий с детьми старшего дошкольного возраста». –Волгоград: Учитель, 2012. Стр.89-91

2. Академия дошкольного развития «Развиваем мелкую моторику рук». Стр.18

Март

1 занятие

Весна. Приметы весны. Мамин праздник

 Показ и разучивание пальчиковой игры  «Весна-красна».

Цель: развитие мелкой моторики, координации речи с движением

 

СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: весна, дни недели, время суток, сосулька, оттепель, проталина, подснежники, март, апрель, май, мама, бабушка.

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: весенний, солнечный, тёплый, прохладный, суровый, яркий, рыхлый, нарядные, красивые, веселые, праздничные, любимая, заботливая.

ГЛАГОЛЫ: греть, мёрзнуть, висеть, расти, щебетать, чирикать, пригревать, замерзать, оттаять, наступать, сверкать, звенеть, таять, поздравлять, накрывать, дарить.

НАРЕЧИЯ: тепло, сыро, холодно, грязно, светло, ярко, звонко.

1. Образование  относительных имен прилагательных и подбор имен существительные к ним;

2. Закрепление навыка использования в речи предлогов: В, НА, НАД, ПОД.

3. Заучивание пословиц и поговорок;

4. Развитие эстетического отношения к образам весны в произведениях искусства.

1.А.И.Дербина, Л.Е.Кыласова «Логопедическая группа: игровые занятия с детьми 5-7 лет». –Волгоград: Учитель, 2012. Стр.13, 97

2. Академия дошкольного развития «Развиваем мелкую моторику рук». Стр.60

Март

2 занятие

Комнатные растения

 Показ и разучивание пальчиковой игры  «Цветок».

Цель: развитие мелкой моторики.

 

СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: фиалка, кактус, герань, гортензия, алоэ, щучий хвост…

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: яркий, зеленый, цветущий, благоухающий…

ГЛАГОЛЫ: ухаживать, поливать…

  1. Вопросно-ответная форма беседы по теме.
  2. Употребление в речи предлогов: в, на.
  3. Заучивание стихотворений, пословиц, поговорок.

Л.Е.Кыласова «развитие речи – конспекты занятий с детьми старшего дошкольного возраста». –Волгоград: Учитель, 2012. Стр.119-121

Апреля

1занятие

Весенние работы на селе

  

Подвижная игра «Грядка».

Цель: развитие мелкой моторики и координации движений.         

 

 

 

СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: работа, поле, посевная, сад, огород.

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: весенняя, теплая, солнечная, трудолюбивые, заботливые.

ГЛАГОЛЫ: пахать, работать, сеять, сажать, рыхлить, поливать, ухаживать.

  1. Составление небольших рассказов по серии картинок.
  2. Составление слов схем и предложений.
  3. Заучивание пословиц и поговорок о труде.
  4. Отгадывание загадок.

Н.В.Нищева «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР». – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009. Стр.436

Апреля

2 занятие

Космос

Подвижная игра «Ракета».

Цель: развитие мелкой моторики и координации движений.

 СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: земля, луна, солнце, космос, планета, звезда, корабль, луноход, ракета, космонавт, спутник, комета, созвездие, станция, космодром, скафандр, шлем, невесомость, туманность, телескоп, астроном, затмение, сияние, старт, посадка, Гагарин Юрий, Терешкова Валентина

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: солнечный, лунный, земной, звездный, космический, искусственный, межзвездный, межпланетный.

ГЛАГОЛЫ: лететь, падать, взлетать, приземляться, прилуняться, отражать, наблюдать.

1. Образование глаголов префиксальным способом.

 2. Составление описательных рассказов по картинкам.

3. Употребление предлогов: С, НА, ИЗ.

4. Составление схем слов и предложений.

5. Заучивание стихотворений.

Н.В.Нищева «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР». – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009. Стр.425

Май

1 занятие

День Победы!

 Показ и разучивание пальчиковой игры  «Защитник».

Цель: развитие мелкой моторики.

 

СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: победа, Родина, медали, герои, поступки, границы, защитники, враг, армия, пилот, танкист, парашютист, пограничники, артиллеристы, капитан, моряк, ракетчик.

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: родные, смелые, ловкие, героические, победные, мирные, трудные.

ГЛАГОЛЫ: защищают, совершают, летают, охраняют.

1. Образование прилагательных от существительных;

2. Подбор признаков и действий к предметам.

3. Заучивание стихотворений, пословиц.

Л.Е.Кыласова «развитие речи – конспекты занятий с детьми старшего дошкольного возраста». –Волгоград: Учитель, 2012. Стр.125-126

Май

2 занятие

Лето. Насекомые

 Показ и разучивание пальчиковой игры  «Обманщик».

Цель: развитие мелкой моторики.

 

СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: лето, цветы, луг, дождь, птицы, грибы, ромашка, василёк, травка, лес, ягоды, бабочки, жуки, речка, одуванчик, колокольчик, мак, мимоза.

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: зелёные, красивые, жёлтый, красный, синий, трудолюбивый, дружные, маленький.

ГЛАГОЛЫ: наступает, светит, выросли, ползают, поют, купаются, кататься, носить, порхать, нестись, откладывать, вить, летать, ползать, бегать, кусать, жалить.

НАРЕЧИЯ: жарко, много, хорошо.

   

1. Употребление множественного числа имен существительных в родительном падеже.

2. Согласование имен прилагательных с существительными  в роде и числе и падеже.

3. Заучивание пословиц и поговорок.

1.Л.Е.Кыласова «развитие речи – конспекты занятий с детьми старшего дошкольного возраста». –Волгоград: Учитель, 2012. Стр.127, 133

2. Академия дошкольного развития «Развиваем мелкую моторику рук». Стр.62


Список литературы:

  1. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «ДЕТСТВО» / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. СПб. : - ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016.
  2. Н. В. Нищева «Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет.
  3. Н. В. Нищева «Планирование коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) и рабочая программа учителя-логопеда». –СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016.
  4. Л. Е. Кыласова «Развитие речи – конспекты занятий с детьми старшего дошкольного возраста». –Волгоград: Учитель, 2012. Стр.89-91.
  5. Е. М. Косинова «Грамматические тетради» 1-4 для занятий с дошкольниками. –М.: ТЦ Сфера, 2009.
  6.  Академия дошкольного развития «Развиваем мелкую моторику рук». Стр.18
  7. Анищенкова Е.С. «Логопедическая ритмика» для развития речи дошкольников. Пособие для родителей и педагогов (АСТ Астрель, М.: 2007).
  8. Белая А.Е., Мирясова В.И. «Пальчиковые игры для развития речи дошкольников», (Издательство АСТ, М.: 1999).
  9. Картушина М.Ю. «Логопедические занятия в детском саду», Творческий центр СФЕРА, М.:2005.
  10. Пожиленко Е.А. «Волшебный мир звуков  и слов», (Изд. ВЛАДОС,  -М.:1999).
  11. Серова Л.Г. «Формирование правильной речи у ребенка», (Изд. АСТ АСТРЕЛЬ, -М.:2008).
  12.  Гомзяк О.С. «Говори правильно в 6-7 лет» Конспекты фронтальных занятий в подготовительной к школе группе. (М.: Издательство «ГНОМ и Д» 2010).
  13. Гомзяк О.С. «Говори правильно в 5-6 лет» Конспекты фронтальных занятий в старшей  группе. (М.: Издательство «ГНОМ иД» 2010)
  14. Агранович З.Е. «Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР» (СПб.: «Детство-пресс», 2001.)
  15. Волкова Л.С. и др. «Логопедия» (М.: Просвещение, Владос, 1995.)
  16. «Коррекционно-логопедическая работа с детьми 5-7 лет (в соответствии с ФГОС)». Блочно-тематическое планирование/ Э.Ф. Курмаева).

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Методика изучения сформированности грамматического строя языка И.Д.Коненковой

1. Проверка общего уровня языковой компетенции.

Серия «А».

Цель: выявить уровень умения правильно и точно воспроизводить предложения.

Инструкция: «Послушай предложение и повтори его в точности как я».

 Предлагаемый материал

Ответы ребенка

Дети, ложитесь спать!

В саду росло много яблонь.

Белка перепрыгивала с ветки на ветку.

Ваня сказал маме, что не пойдет гулять.

Кошка лежит на коврике, а котенок выглядывает из-под шкафа.

Цветы засохнут, если их не поливать.

Птицы прилетели с юга, потому что наступила весна.

Оценка:

5 баллов – точное воспроизведение всех предложений;

4 балла – большинство предложений воспроизведено точно. Допускается одна ошибка, которая самостоятельно исправляется;

3 балла – некоторые предложения воспроизведены точно, в большинстве предложений отмечаются пропуски отдельных слов, замены слов без искажения смысла предложения, ошибки исправляются после уточняющих вопросов взрослого, иногда – повторного воспроизведения задания, темп выполнения замедлен;

2 балла – отмечаются многочисленные нарушения структуры предложения, искажения смысла, замены слов, требуется повторное воспроизведение задания;

1 балл – неадекватные ответы, отказ от выполнения.

Серия «Б».

Цель: выявить уровень умения находить и исправлять ошибки в предложениях.

Инструкция: «Я буду читать предложения; если ты заметишь, что я сказала плохо, неправильно, то поправь меня».

Предлагаемый материал

Ответы ребенка

Я люблю мама.

Малыши построили много домов из песков.

У кошки родились котенки.

Мальчик рисовает красками.

Петя ест спелый яблок.

В море плавают рыбка.

Оценка:

5 баллов – ребенок заметил и самостоятельно исправил все ошибки;

4 балла – ребенок заметил все ошибки, большинство исправил самостоятельно, часть – с незначительной помощью;

3 балла – ребенок ошибки заметил (иногда после повторного воспроизведения материала), но исправил после уточняющих вопросов, иногда с контекстной подсказкой;

2 балла – часть ошибок замечена, но для исправления требуется значительная помощь, некоторые ошибки незамечены даже после повторного воспроизведения материала;

1 балл – задание не выполнено, неадекватные ответы.

  1. Проверка умения конструировать предложения.

Цель: определить уровень умения самостоятельно составлять предложения из слов.

Инструкция: «Послушай слова: мама, любить, дочка. Из этих слов можно составить «складное» предложение: Мама любит дочку. А теперь я скажу другие слова, а ты составь из них правильное, складное предложение».

Предлагаемый материал

Ответы ребенка

Ребята, гулять, лес;

 

Мама, сливы, купить, дочка;

 

Малыш, бабушка, коляска, укладывать.

 

 

Оценка:

5 баллов – все предложения составлены самостоятельно и верно;

4 балла – в основном все предложения составлены самостоятельно и верно, иногда требуется стимулирующая или уточняющая помощь;

3 балла – задания выполняются в замедленном темпе, иногда требуется повторное воспроизведение, помощь в виде уточняющих вопросов;

2 балла – требуется повторное воспроизведение, значительная помощь в виде стимулирующих вопросов и контекстной подсказки, в составленных ребенком предложениях отмечаются замены слов, нарушение порядка, искажение смысла;

1 балл – невыполнение, помощь не использует.

3. Проверка правильного употребления существительных множественного числа в именительном и родительном падежах.

Цель: выявить уровень умения образовывать существительные множественного числа в именительном и родительном падежах.

Инструкция: «Один – мяч, а если много, то скажем, что это – мячи».

Предлагаемый материал

Ответы ребенка

Одна лодка, а если их много, то это -

Один заяц, а если их много, то это -

Один зонт, а если их много, то это -

Один цыпленок, а если их много, то это -

Оценка:

5 баллов – самостоятельно дан правильный ответ;

4 балла – большинство заданий выполнено самостоятельно и верно, 1-2 задания – с незначительной помощью в виде уточняющих вопросов, либо с самокоррекцией;

3 балла – задания выполняются в замедленном темпе, с ошибками, часть ошибок исправляется после уточняющих вопросов, некоторые ошибки не исправляются;

2 балла – большинство заданий выполняется с ошибками, требуется значительная помощь (вопросы, подсказки), иногда помощь неэффективна;

1 балл – невыполнение, помощь не использует.

4. Проверка усвоения предложно-падежных форм существительных.

Цель: выявить уровень умения самостоятельно употреблять предложно-падежные формы существительных.

Демонстрация действий.

Предлагаемый материал

Ответы ребенка

Где стоит коробка? (На столе)

Где лежит игрушка? (В коробке)

Откуда я достаю игрушку? (Из коробки)

Куда я поставила коробку? (Под стол)

Откуда я достаю коробку? (Из–под стола)

Где сидит зайка? (За шкафом)

Откуда выглядывает девочка? (Из-за шкафа)

С чем бывает бутерброд? (С колбасой, с сыром)

Над чем порхает бабочка?(над цветами)

Оценка:

5 баллов – все задания выполнены самостоятельно и верно;

4 балла – отмечаются редкие ошибки, которые исправляются самостоятельно, либо с помощью в виде уточняющих вопросов;

3 балла – часть заданий выполняется верно, некоторые ошибки исправляются после уточняющих вопросов, часть ошибок не исправляется после уточняющих вопросов, однако есть понимание значения предлогов (выполняет инструкция, включающую предлог);

2 балла – большинство ответов неверные, коррекция после уточняющих вопросов отсутствует, но есть понимание значения предлогов;

1 балл – невыполнение.

5. Проверка умения согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже.

Серия «А».

Цель: выявить уровень умения правильно согласовывать прилагательные с существительным в роде.

Инструкция: «Посмотри на картинку и послушай, как я о ней скажу: синяя кастрюля. А теперь ты смотри на картинки и называй».

Предлагаемый материал

Ответы ребенка

Синий чайник

Синее ведро

Желтое солнце

Желтые кружки

Желтая репка

Желтый банан

Красные флажки

Красный чайник

Красное платье

Красная ягода

Зеленая лягушка

Зеленые пуговицы

Зеленый огурец

Зеленое ведро

Серия «Б».

Цель: выявить уровень умения образовывать существительные множественного числа в родительном падеже.

Инструкция: «Поиграем в игру «Чего не стало». Послушай, как я скажу: «Не стало карандашей». А теперь ты: «Не стало…».

Предлагаемый материал

Ответы ребенка

Рук

Глаз

Ушей

Копыт

Стульев

Окон

Серия «В». Подбор к прилагательному существительного соответствующего рода, ориентируясь на окончание прилагательного.

Цель: выявить уровень умения подбирать к прилагательному существительное соответствующего рода, ориентируясь на окончание прилагательного.

Инструкция: «Будем отгадывать хитрые загадки. Послушай: «…»

Предлагаемый материал

Ответы ребенка

Белая, пушистая – это кошка или котенок?

Красное, спелое – это яблоко или помидор?

Серый, голодный – это волк или мышка?

Оценка для заданий №5 «А», «Б», «В»:

5 баллов – все задания выполнены самостоятельно и верно;

4 балла – большинство заданий выполнено верно, единичные ошибки исправляются самостоятельно или с помощью уточняющего вопроса;

3 балла – большинство заданий выполняется с помощью взрослого в виде уточняющих вопросов, иногда с контекстной подсказкой;

2 балла – при выполнении требуется значительная помощь (подсказки), часть заданий недоступна;

1 балл – невыполнение, помощь не использует.

6. Проверка умения образовывать сравнительную степень прилагательных.

Цель: выявить уровень умения самостоятельно образовывать сравнительную степень прилагательных.

Инструкция: «Осенью холодно, а зимой еще холоднее»

 Предлагаемый материал

Ответы ребенка

Этот цветок красивый, а тот еще…

Этот дом высокий, а тот еще…

Этот мальчик умный, а этот еще…

Эта девочка хорошая. А та еще…

Оценка:

5 баллов – все задания выполнены самостоятельно и верно;

4 балла – большинство заданий выполнено верно, единичные ошибки исправляются самостоятельно или с помощью уточняющего вопроса;

3 балла – большинство заданий выполняется с помощью взрослого в виде уточняющих вопросов, иногда с контекстной подсказкой;

2 балла – при выполнении требуется значительная помощь (подсказки), часть заданий недоступна;

1 балл – невыполнение, помощь не использует.

7. Проверка навыков словообразования.

Серия «А». Образование названий детенышей животных.

Цель: выявить уровень знания названий животных и умения образовывать названия их детенышей.

Инструкция: «У кошки – котята, а у…»

Предлагаемый материал

Ответы ребенка

Козы

Собаки

Коровы

Свиньи

Курицы

Утки

Пингвина

Льва

Серия «Б». Образование существительных в уменьшительно-ласкательной форме.

Цель: выявить уровень умения самостоятельно образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных.

Инструкция: «Вот этот большой предмет – мяч, к нему подходит маленький предмет – мячик. Я буду называть большой предмет, а ты подходящий к нему маленький предмет».

Предлагаемый материал

Ответы ребенка

Окно

Ложка

Звезда

Курица

Стул

Лужа

Соловей

Изюм

 Серия «В». Образование относительных прилагательных.

Цель: выявить уровень умения самостоятельно образовывать относительные прилагательные от существительных.

Инструкция: «Матрешка сделана из дерева, значит она деревянная. Скажи, какой (какая)…

Предлагаемый материал

Ответы ребенка

Кораблик из бумаги

Сок из яблок

Конфета из шоколада

Ваза из стекла

Суп из гороха

Сумка из кожи

Платок из льна

Серия «Г». Образование притяжательных прилагательных.

Цель: выявить уровень умения самостоятельно образовывать притяжательные прилагательные от существительных.

Инструкция: «У кошки хвост кошачий, а у …»

Предлагаемый материал

Ответы ребенка

Белки

Волка

Зайца

Лисы

Медведя

Серия «Д». Образование приставочных глаголов.

Цель: выявить уровень умения самостоятельно образовывать приставочные глаголы.

Инструкция: «Посмотри на картинки и скажи, что делает мальчик».

Предлагаемый материал

Ответы ребенка

Мальчик идет.

Мальчик подходит к дому.

Мальчик выходит из дома.

Мальчик входит в дом.

Мальчик переходит улицу.

Оценка для заданий №7 «А», «Б», «В», «Г», «Д»:

5 баллов – все задания выполнены самостоятельно и верно;

4 балла – большинство заданий выполнено верно, единичные ошибки исправляются самостоятельно или с помощью уточняющего вопроса;

3 балла – большинство заданий выполняется с помощью взрослого в виде уточняющих вопросов, иногда с контекстной подсказкой, некоторые задания недоступны;

2 балла – при выполнении требуется значительная помощь (расширение инструкции, подсказки), многие задания недоступны;

1 балл – невыполнение, помощь не использует.


Приложение 2

Результаты диагностики грамматического строя речи

№п/п

Учащиеся

Общий уровень язык.компетен.

Навыки конструир.

предложения

Упортр.сущ. множ.ч. в имен. и род. падежах

Предложно-падежных форм сущ.

Соглас. прил. с сущ. в роде, числе, падеже

Образ.

сравн.степ.

прилаг.

Словообразование

Всего баллов

Уровень

А

Б

А

Б

В

А

Б

В

Г

Д

1

Вика Д.

3

3

3

2

2

2

2

3

2

2

3

3

3

2

35

 

2

Арина В.

3

2

1

2

2

1

1

1

2

2

2

1

1

1

22

Низкий

3

Гордей Г.

2

1

2

1

2

1

2

1

1

2

1

1

2

1

20

Низкий

4

Дмитрий Р.

3

2

2

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

1

21

Низкий

5

Дима Р.

3

3

3

3

3

2

2

3

2

1

1

1

1

1

29

Средний

6

Даниил Ш.

3

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

1

28

Средний

7

Кирилл О.

2

2

1

2

1

1

1

1

1

1

2

0

0

0

15

Низкий

8

Кирилл З.

3

2

1

1

2

1

2

1

1

1

1

1

1

0

18

Низкий

9

Даниил П.

3

2

2

2

1

1

1

2

1

1

2

1

1

1

21

Низкий

10

Вика Г.

3

1

2

2

1

1

1

1

2

1

2

2

1

0

20

Низкий

Средний балл 

2,8

2

1,9

1,8

1,8

1,3

1,5

1,7

1,5

1,4

1,8

1,3

1,3

0,8

22,9

Низкий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект по развитию речи в старшей группе детей с ОНР по теме: "Ранняя весна"

Педагогический проект по развитию речи в старшей группе детей с ОНР по теме: "Ранняя весна"...

Педагогический проект по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста «Театральные ступеньки»

Почему театрализованная деятельность может помочь в повышении уровня речи детей? Потому, что театрализованная игра стимулирует активную речь за счёт расширения словарного запаса, совершенствует артику...

Методическая разработка совместного педагогического проекта по развитию речи и формированию художественно – эстетического развития на тему «Приобщение детей к сказке» воспитателя МБДОУ Д/С N41 п. Приморский Есипко Антонины Александровны.

       Необходимость приобщения детей к чтению бесспорна. Книга совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир. Детская сказка - это перва...

Педагогический проект по развитию речи детей раннего возраста посредством фольклора. Тема: «Потешкина книжка»

Актуальность. Фольклор одно из действенных и ярких средств, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окр...

Педагогический проект Тема: «Развитие речи детей раннего возраста средствами фольклора «Пестушки-говорушки»

Педагогический проектТема:«Развитие речи детей раннего возраста средствами фольклора«Пестушки-говорушки»/взаимодействие с родителями по развитию речи детей по средствами фольклора /в...