Математическая,финансовая грамотность детей старшего дошкольного возраста
консультация (подготовительная группа)
Математическая грамотность - способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_matematicheskaya_gramotnostt.docx | 18.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Математическая/финансовая грамотность дошкольников
Одна из важнейших задач современного образования – формирование функционально грамотных людей. Эта задача является актуальной и для дошкольного образования, поскольку подготовка к школе требует формирования важнейших компетенций уже в предшкольный период воспитания.
Функциональная грамотность, как средство раскрытия учебных навыков и возможностей должна быть знакома детям уже в 6-7лет. Именно в этом возрасте создается базовая основа чтения, письма, математики и это является той благодатной почвой, которая впоследствии помогает будущему школьнику приобретать знания и учиться для себя, быть самостоятельным, уметь жить среди людей.
Особое значение придаем формированию математической грамотности. Главной задачей занятий ФЭМП является развитие словесно - логического мышления. Дело в том, что в дошкольном возрасте у детей хорошо развита механическая память. Для них не составляет труда запомнить порядковый и обратный счет. Однако осмысленно решать подобные примеры дети не могут, так как мышление у них наглядно-действенное и наглядно-образное. Между тем, придя в школу, ребенок с первых дней должен продемонстрировать свои интеллектуальные и личностные качества.
Основные математические понятия, которые должен усвоить ребёнок, занимаясь по любой образовательной программе, - это натуральное число, величина, геометрическая фигура.
Любая образовательная программа дошкольного образования позволяет обеспечить познавательное развитие детей, гибко используя разнообразные формы работы, принятые в современной дошкольной педагогике. При этом, программа должна быть ориентирована на формирование у детей элементарных математических понятий и представлений, лежащих в основе содержания курса математики для начальной школы.
В курсе математического развития дошкольников выделяются несколько содержательных математических линий.
1.Числа.
2.Величины.
3.Простые арифметические задачи на сложение и вычитание.
4.Элементы геометрии.
5.Элементы логического мышления.
6.Ознакомление с пространственными и
7. временными отношениями.
8.Моделирование (конструирование).
Таким образом, становиться, очевидно, что ребенок не просто должен освоить элементы геометрии, но и основы моделирования.
На этапе дошкольного образования у детей формируются представления о плоских геометрических фигурах - круге, квадрате, треугольнике, прямоугольнике - как о целостных объектах, без выделения их существенных признаков.
Рассматриваются прямые и кривые линии и отрезки.
Дети учатся узнавать и называть данные геометрические фигуры, многократно производя практические действия по разбиению множеств этих фигур на классы, выстраивая из них различные узоры (закономерности), отыскивая среди множества фигур заданную фигуру и т.д.
Геометрические фигуры используются в курсе дошкольной подготовки также в качестве предметов-заместителей при работе с числами.
В процессе моделирования дети учатся воспроизводить простейшие наглядные модели реальных объектов из плоских геометрических фигур в виде аппликаций или рисунков (ёлочка из треугольников и прямоугольника, домик и т.д.); учатся моделировать новые геометрические фигуры (создавать собственные фигуры из имеющихся и придумывать названия для них).
В процессе выполнения игровых заданий дети знакомятся со свойствами объёмных геометрических тел: сначала создают несложные конструктивные постройки, а в старшем возрасте учатся использовать (читать) чертежи при конструировании.
В основу программы заложен принцип построения содержания «по спирали». На каждой из ступеней дошкольного образования рассматривается один и тот же основной круг понятий, но на другом уровне сложности. Таким образом, происходит постоянное продвижение ребёнка вперёд.
Цели и задачи программы определяют и методику проведения занятий и формы работы. В основе занятий лежит игра (сюжетно ролевая, по правилам, дидактическая), т.к. именно она является для детей этого возраста ведущей формой деятельности; наряду с игрой важную роль выполняют рассказ, беседа, обсуждение, решение познавательных задач (задачи на соотнесение, классификацию, сериацию, действия по аналогии и т.д.), конструирование, моделирование; исследовательская деятельность (в том числе - экспериментирование, наблюдение); проект (в том числе игровой). Вспомогательными формами деятельности являются театрализация, отображение мира (художественное творчество, в том числе рисование и лепка) и т.д.
В процессе игры дети моделируют реальные и вымышленные ситуации в созданном ими мире, исследуют их и усваивают основные математические понятия и способы решения элементарных математических задач. При этом воспитателю или родителю не нужно самому много рассказывать. Как можно больше вопросов и ответов и как можно меньше рассказов - это важнейший для нас принцип работы.
Создавая игровые познавательные ситуации, задавая вопросы, пробуждающие фантазию и творчество детей, побуждая к обсуждению и исследованию представленных в виде наглядных рисунков элементарных математических задач, преподаватель или родитель руководит познавательной деятельностью ребёнка .
К концу работы в старшей и подготовительной группе игровых сюжетов становится меньше - их отчасти заменяет исследовательская и проектная деятельность, что соответствует возрастным особенностям старшего дошкольника.
Большое количество занятий для старших дошкольников и подготовительной группы целесообразно строить в рамках технологии самостоятельного открытия детьми нового знания:
1-й этап - введение в игровую ситуацию. Актуализация имеющихся у детей знаний. Воспитатель (взрослый) предлагает правила игры, инициирует их обсуждение. На основании хода размышлений детей воспитатель оценивает их представления о рассматриваемом материале.
2-й этап - мотивационная игра. Дети под руководством воспитателя (взрослого) вовлекаются в игру, которая мотивирует их («мы это умеем!»). Однако наряду со знакомыми ситуациями в какой-то момент предлагается незнакомая, что вследствие недостаточности знаний или умений детей вызывает у них затруднение в игровой ситуации («мы этого ещё не знаем, мы этого ещё не умеем»).
3-й этап - поиск выхода из затруднения, или открытие нового. Задавая наводящие вопросы, организовывая исследовательские действия, педагог помогает детям понять и сформулировать новое для них знание.
4-й этап - самостоятельное применение «нового» в других игровых ситуациях. Обсудив новое, дети возвращаются к прежней игре, но с новыми, уточнёнными правилами, либо разыгрывают новую похожую ситуацию, в которой им пригодятся полученные на занятии знания и умения.
5-й этап - повторение и развивающие задания.
6-й этап - итог занятия. Дёти вместе с педагогом делятся впечатлениями о занятии и вспоминают, что они узнали нового.
Одного занятия (от 10 до 35 минут в соответствии с возрастом ребенка) в неделю недостаточно для формирования устойчивых математических представлений. Поэтому большое значение придаётся продолжению этой работы в самостоятельной деятельности в детском саду, а также дома с родителями, которые становятся не сторонними наблюдателями, а полноценными участниками образовательного процесса, что впоследствии снимает многие проблемы общения родителей с детьми. Совместная работа предусматривает и работу по пособиям, и создание проектов, которых в течение года должно быть предложено несколько.
Заниматься с детьми следует, соблюдая ряд условий.
-Занятия должны проходить в спокойной обстановке.
-Ни одно из достижений ребёнка нельзя оставить незамеченным.
-В младшем дошкольном возрасте при обучении какому-либо действию важно уделять внимание непосредственному показу (как взять карандаш, как раскрашивать или проводить линии и т.п.).
-Взрослые не должны делать или говорить за ребёнка то, что он уже может сделать или сказать сам.
-Необходимо, чтобы требования к ребёнку со стороны воспитателей и родителей были одинаковы.
Примеры формирования и развития функциональной грамотности по математическому развитию.
- Как развивать зрительно-пространственную ориентировку у детей?
1. Диагностика состояния зрительного восприятия
Зрительное восприятие состоит из большого числа функций, поэтому так важно оценить различные его стороны.
Одним из тестов для детей 5–7 лет, наиболее широко применяемых во всем мире, является комплексный тест М.Фростик.
Тест представляет собой комплексную систему для оценки различных сторон зрительного восприятия, таких как:
Фигуро - фоновое различение.
Зрительно-пространственное восприятие
Зрительно-пространственное восприятие и зрительная память.
Зрительно-пространственное восприятие и графо – моторные навыки.
Примеры дидактических игр
«Что где было? Что изменилось?»
Задание: Показать и назвать, что (кто) находится над – под, выше – ниже, за – перед, справа – слева. Объяснить, что изменилось.
«Кто (что) где?»
Задание: рассмотреть рисунки и рассказать, как расположены предметы относительного заданного, пользуясь полными предложениями, с использованием слов выше – ниже, ближе – дальше, справа – слева.
«Найди предмет, которого нет»
Задание: Рассмотреть рисунок, например корзина с фруктами, под которой нарисованы фрукты, лежащие в ней и один лишний предмет(овощ). Объяснить, почему его там нет.
«Узнай изображение»
Задание: Рассмотреть и назвать наложенные изображения нескольких предметов (от 2 – 5)
Источник:
1. https://www.maam.ru/detskijsad/-razvitie-prostranstvenyh-predstavlenii-u-starshih-doshkolnikov-v-sotvetstvi-s-fgos.htmlРазвитие пространственных представлений у старших дошкольников в соответствии с ФГОС
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель» Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель» Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель»
Интеграция: чтение художественной литературы; коммуникация; социализация.Цель: развитие умение детей рисовать пальчиками вертикальную линию,состоящую из точек.Образовательные:- развивать умение ...
Выступление на муниципальном методическом объединении для воспитателей дошкольных учреждений «Речевое развитие детей дошкольного возраста с учетом ФГОС ДО» на тему: «Интерактивные игры на развитие фонематического восприятия в старшем дошкольном возрасте
Выступление на тему "Интерактивные игры на развитие фонематического восприятия в старшем дошкольном возрасте"...
Презентация «Особенности становления и развития личности ребенка на различных ступенях дошкольного возраста (раннее детство, младший дошкольный возраст, старший дошкольный возраст»).
laquo;Особенности становления и развития личности ребенка на различных ступенях дошкольного возраста (раннее детство, младший дошкольный возраст, старший дошкольный возраст»). Консультация для ...
Программа по дополнительной образовательной деятельности детей дошкольного возраста по развитию мелкой моторики и артикуляции у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности «Весёлые ручки и язычок» (дети раннего возраста, 2-3 года)
Некоторые родители считают: ребёнок хорошо бегающий, прыгающий, подвижный не будет испытывать затруднений при обучении письму. Но проблема в том, тонкие мышечные координации рук и пальцев развиваются ...
Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС»
Данные методические рекомендации адресованы руководителям и педагогам дошкольных образовательных организаций, а также родителям детей дошкольного возраста.В сборник включены: актуальность, цели, подхо...
Мастер класс «ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКО - ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».
Мастер класс«ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКО - ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»....