Коррекционно-развивающая работа по развитию мелкой моторики у дошкольников с задержкой психического развития
методическая разработка
Формирование познавательной деятельности и личности ребенка, в целом, интенсивней всего происходит в период дошкольного возраста. Вряд ли удастся реализовать его потенциал в полной мере, если интеллектуальная и эмоциональная сферы ребенка не получают должного развития. Многочисленная категория детей с ограниченными возможностями здоровья представляют собой и дети с задержкой психического развития. В настоящий момент число детей с ЗПР увеличивается с каждым годом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod.razr_.docx | 16.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование нетрадиционных форм обучения на занятиях физической культуры
Урок - это такая организационная форма обучения, при которой педагог в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной деятельностью учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя средства и методы работы, создающие благоприятные условия для владения всеми учащимися основ изучаемого предмета. Уроки физической культуры проводятся на основе календарно-тематического планирования, а само планирование составляется на основе учебной программы «физическая культура». Так как материал в учебной программе изменяется редко, занятия становятся однообразными и у детей пропадает интерес к занятиям. Для того чтобы разнообразить уроки физической культуры применяются нетрадиционные формы обучения. Нетрадиционные формы обучения лишь дополняют традиционные, но являются очень эффективными. Они способствуют успешности формирования двигательных умений и навыков, вызывают положительные эмоции, поддерживают высокую работоспособность учащихся на уроке.
Процесс обучения с использованием нетрадиционных форм содержит благоприятный фон для решения воспитательных, образовательных и оздоровительных задач на уроке.
Виды нетрадиционных форм обучения на уроках физической культуры.
1.Музыка и танцевальные упражнения.
Как нетрадиционная форма обучения на уроках физкультуры могут использоваться простейшие танцевальные упражнения. Они применяются как общеразвивающие упражнения для вводной и заключительной частей урока. Обычно это очень простые, ритмичные упражнения, эмоционально выполняемые под музыку. С помощью таких упражнений учитель успешно решает намеченные задачи: подготовить организм занимающихся к предстоящей нагрузке, повысить их эмоциональное состояние.
2.Сюжетно – ролевые уроки
Сюжетный урок-это спектакль, а дети на нём - артисты. Задача учителя - раскрыть творческий и физический потенциал детей, дать каждому ребёнку возможность проявить себя и порадоваться за себя и других.
Сюжетно-ролевые уроки представляют собой особую организацию урока физической культуры, в котором поставленные учебные задачи решаются в творческой, игровой форме с использованием ранее задуманного сюжета в совокупности с выполнением различных ролей. С одной стороны, сюжетно-ролевые уроки дарят детям сиюминутную радость, с другой стороны, эти уроки должны быть направлены в будущее, должны моделировать какие-либо сказочные или жизненные ситуации.
3.Народные игры.
У каждого народа есть свои, национальные игры, которые в процессе развития общества претерпели изменения, обогатились новым содержанием, потеряли свою изначальную специфичность. Поэтому во многих современных играх присутствуют элементы народной игры.
Игра - важнейшая сфера жизнедеятельности ребёнка. Одно из основных преимуществ игровой деятельности состоит в том, что в игру ребёнок всегда вступает добровольно. Заставить играть нельзя. А вот для педагога самое главное дать детям возможность раскрыть себя, реализовать свои силы, проявить самостоятельность в действиях и поступках, познать преимущества совместной деятельности. В игре развиваются ловкость, сила, выносливость, скоростные, качества, происходит оздоровление ребёнка.
На уроках физкультуры применяю, такие игры, как «Лапта», «Городки», «Салки», «Ручеёк», «Кошки и мышки», «Третий лишний», «Жмурки» и др.
Участвуя в этих играх (особенно командных), дети более тесно общаются, лучше узнают друг друга.
4. Спортивные развлечения и прогулки.
В практике физического воспитания детей в качестве нетрадиционных форм обучения используются спортивные развлечения и прогулки. К спортивным развлечениям относятся катание на санках, коньках, велосипедах, плавание, элементы бадминтона, настольного тенниса и др. Эти упражнения из различных видов спорта условно названы спортивными развлечениями в связи со своеобразием их применения: без установки на спортивный результат.
Главное в них - развлечение, удовольствие, относительная свобода действий, отсутствие строгой регламентации, наличие ярких игровых моментов. Нельзя забывать, что спортивные развлечения представляют собой новые для детей виды двигательной деятельности и поэтому им необходимо последовательно обучать.
Основное назначение прогулок - пребывание на открытом воздухе, заполненное подвижными играми и физическими упражнениями.
Главная, из них - применение детьми двигательных умений в естественных условиях, отличающихся от учебных. Особое место занимают прогулки по пересечённой местности. Так, прогулки с постепенным подъёмом в гору применяются даже в лечебных целях для укрепления сердечной деятельности.
Прогулки строго регламентируются, дистанция их постепенно удлиняется и усложняется.
Практическая реализация реформы школы требует решения одной из главных задач: совершенствования урока. Эффективность современного урока оценивается по его конечному результату. Это требует от учителя тщательного продумывания содержания учебного материала и организации форм деятельности учеников на уроке
Проанализировав изучаемую тему, я пришёл к выводу, что время идёт появляются новые виды спорта, новое оборудование и старая методика (традиционный урок) становится менее эффективным новых реалях жизни. Наиболее эффективными и вызывающими наибольший интерес у учащихся, являются: уроки с использованием нестандартного оборудования, сюжетно-ролевые уроки, уроки- праздники, уроки с использование танцевальных упражнений, народных игр, спортивных развлечений и прогулок на уроке.
5. Оздоровительная аэробика.
Систематические занятия оздоровительной аэробикой и ритмической гимнастикой позволяют сформировать основные физические качества: силу, гибкость, выносливость, координацию движений, ловкость, способности детей чувство динамического равновесия. На занятиях воспитывается самостоятельность и творческая активность, воля, желание и потребность жить в мире движений, создавать атмосферу эмоциональной отзывчивости, раскрепощения, повышается интерес к занятиям оздоровительной аэробикой, возникает удовлетворение от достигнутых результатов. На уроках оздоровительной аэробики укрепляется опорно-двигательный аппарат, формируется правильная осанка, развивается мышечная сила, гибкость, выносливость, координация движений, развиваются творческие и созидательные способности детей.
К нетрадиционным формам обучения можно также отнести йогу, стрейчинг, дыхательные упражнения, степ аэробика, кроссфит и многое другое.
Вывод: именно традиционный урок должен быть основной формой обучения и воспитания, но разнообразить учебный процесс нестандартными занятиями необходимо так как они помогают развить творческие способности, повысить мотивированность к учению. А при проведении педагогами открытых уроков нетрадиционная форма занятий всегда будет выигрышной, так как в ней возможно предоставить и игровые моменты, и оригинальную подачу материала и занятость учащихся при различных видах коллективной и групповой работы, и их активность.
Нетрадиционные формы обучения помогают не только повысить интерес у учащихся к занятиям физической культурой, но и решают следующие задачи: предотвращение заболеваемости опорно-двигательного аппарата, предотвращение заболеваний сердечно-сосудистой системы, укрепление здоровья школьников, так же можно достигнуть наивысшей двигательной активности, эмоционального подъема, высокого уровня физической подготовленности учащихся и снижения заболеваемости.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пальчиковые игры в процессе развития мелкой моторики у детей с задержкой психического развития.
Теоретические аспекты игры в процессе развития мелкой моторики у детей с задержкой психического развития....
Пальчиковые игры в процессе развития мелкой моторики у детей с задержкой психического развития.
Теоретические аспекты игры в процессе развития мелкой моторики у детей с задержкой психического развития....
Пальчиковые игры в процессе развития мелкой моторики у детей с задержкой психического развития.
Теоретические аспекты игры в процессе развития мелкой моторики у детей с задержкой психического развития....
Развитие мелкой моторики у детей с задержкой психического развития с помощью Су-Джок массажеров.
В.А. Сухомлинский утверждал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Современными учеными установлено, что уровень развития психических процессов находится в прямой зависимости от степени сфор...
Статья на тему: Развитие мелкой моторики у детей с задержкой психического развития
Развитие мелкой моторики у детей с задержкой психического развития...
Использование сенсомоторных игр для развития мелкой моторики у детей с задержкой психического развития
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Для полноценного познания окружающего мира ребенку необходимо д...
Методические рекомендации по использованию игрового пособия «Считай и проверяй» на коррекционно – развивающих занятиях по формированию элементарных математических представлений у дошкольников с задержкой психического развития.
Методические рекомендации по использованию игрового пособия«Считай и проверяй» на коррекционно – развивающих занятиях по формированию элементарных математических представлений у дошк...