Развитие мелкой моторики у детей с задержкой психического развития с помощью Су-Джок массажеров.
консультация по коррекционной педагогике на тему

В.А. Сухомлинский утверждал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Современными учеными установлено, что уровень развития психических процессов находится в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики рук. У детей дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР) уровень развития мелко моторных функций не соответствуют возрастной норме. Так на основе проведённых опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие мелкой моторики отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть в норме, поэтому развитие мелкой моторики рук является стимулирующей для развития речи, психических процессов, познавательной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики у детей с задержкой психического развития с помощью Су-Джок массажеров.

З.Б. Рязанова

МБДОУ «Детский сад № 141 «Пилеш», г. Чебоксары

В.А. Сухомлинский утверждал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Современными учеными установлено, что уровень развития психических процессов находится в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики рук. У детей дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР) уровень развития мелко моторных функций не соответствуют возрастной норме. Так на основе проведённых опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие мелкой моторики отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть в норме, поэтому развитие мелкой моторики рук является стимулирующей для развития речи, психических процессов, познавательной деятельности [4].

Поэтому на протяжении всего пребывания ребенка ЗПР в детском саду необходимо, активно включать упражнения по развитию мелкой моторики рук, ориентировке в пространстве и зрительно-пространственной координации [3]. В муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждение «Детский сад № 141 «Пилеш» комбинированного вида» города Чебоксары Чувашской Республики коррекционно-развивающие упражнения по данной проблеме используют в своей работе коррекционные педагоги (воспитатели, учителя-дефектологи, учителя-логопеды) в непосредственно организованной деятельности, свободной деятельности и на занятиях специалистов. В своей работе педагоги успешно апробировали нетрадиционный метод использования Су – Джок терапии.

Су – Джок терапия (су – кисть, джок – стопа) - последнее достижение восточной медицины, разработана учёным из Южной Кореи, профессором Пак Чжэ Ву. Это уникальная тактильная гимнастика, которая оказывает тотальное воздействие на кору головного мозга, что предохраняет отдельные ее зоны от переутомления, равномерно распределяя нагрузку на мозг. Этот метод вызывает раздражение рецепторов, расположенных на ладошках и стопах детей и вызывает приятные ощущения. Использование массажера способствует активизации деятельности у заторможенных детей и, наоборот, успокаивает гиперактивных. Кроме того, этот метод развивает мелкую моторику, активизирует межполушарное взаимодействие, успешно сочетается с массажем, используемым при дизартрических расстройствах, активизирует развитие речи ребенка, позволяет эффективно развивать эмоционально-волевую и познавательную сферу, способствует общему укреплению организма ребёнка [2].

В своей практике педагоги ДОУ применяют Су – Джок массажеры «Чудо – валик» в виде массажных шариков в комплекте с массажными металлическими кольцами для развития мелкой моторики у детей с ЗПР.

Рассмотрим приемы Су – Джок терапии:

1. Массаж специальным шариком - эффективный способ  стимуляции биологически активных точек, находящихся на ладонях. Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. Шариком ребенку воздействуют на пальчики, кисти, ладошки рук, прокатывая его между ними. У ребенка повышается тонус мышц, происходит прилив крови к конечностям. Вследствие этого происходит улучшение мелкой моторики и чувствительности конечностей ребенка.

2. Массаж эластичным кольцом - помогает стимулировать работу внутренних органов. Так как все тело человека проецируется на кисть и стопу, а также на каждый палец кисти и стопы, эффективным способом профилактики и лечения болезней является массаж пальцев, кистей и стоп эластичным кольцом. Пружинные кольца надеваются на пальчики ребенка и прокатываются по ним, массируя каждый палец до его покраснения и появления ощущения тепла. Эту процедуру необходимо повторять несколько раз в день. С помощью шаров – «ежиков» с колечками детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.

Детям нравится делать массаж ладошек и пальчиков с помощью шаров – «ежиков» с колечками, а это, в свою очередь, оказывает благотворное влияние на весь организм, также на развитие мелкой моторики.

Су – Джок массажеры педагогами ДОУ активно используются: при выполнении пальчиковой гимнастики; автоматизации звуков, звукового и слогового анализа слов; совершенствовании лексико–грамматических категорий; развитии памяти и внимания.

Предлагаем вашему вниманию сказку «Ёжик по имени Фырк» для самомассажа кистей рук с помощью тренажеров Су – Джок.

Однажды, маленький ёжик по имени Фырк, решил прогуляться по лесной полянке (зажать шарик в ладошке). Выглянул ёжик из своего маленького домика (раскрыть ладошки и показать шарик). Улыбнулся летнему солнышку (улыбнуться, раскрыть одну ладошку веером). И покатился по лесной дорожке (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик). Катился, катился и прибежал на красивую лесную полянку (ладошки соединить в форме круга). От радости ёжик по имени  Фырк стал бегать и прыгать по полянке (зажимать шарик между ладошками). А на лесной полянке росли разные цветы, ёжик не удержался, и стал их нюхать (прикасаться колючками шарика к кончику пальца и делать глубокий вдох). А еще на полянке росли грибы: лисички, подберёзовики, белые грибы, подосиновики и даже опята (на название гриба прокатить шарик по каждому пальчику). Захотелось ёжику по имени Фырк обрадовать свою маму, собрал он много грибов и аккуратно насадил их на иголки (каждый кончик пальчика потыкать шипиком шарика) и довольный побежал домой (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик). Прибежал домой, отдал мамочке грибы, мама улыбнулась, обняла и поцеловала сыночка за заботу (зажать шарик в ладошке).

ЛИТЕРАТУРА

  1. Воробьева, Т. А. Мяч и речь / Т. А. Воробьева, Крупенчук О. И. – СПб. : Дельта, 2001. – 87 с.
  2. Ивчатова, Л. А. Су-джок терапия в коррекционно-педагогической работе с детьми / Л. А. Ивчатова // Логопед. – М. : – 2010. – № 1 – С. 36–38.
  3. Светлова, И. Е Развиваем мелкую моторику / И. Е. Светлова. – М. : Эксмо-Пресс, 2002. – С. 72
  4. Ульянова, Л. А. Коррекционная работа с дошкольниками как процесс формирования их нейропсихологического пространства / Л. А. Ульянова // Педагогическое мастерство: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). – М. : Буки-Веди, 2012. – С. 142–144.

РЕГИСТРАЦИОННАЯ ФОРМА МЕТАДАННЫХ

  1. Развитие мелкой моторики у детей с задержкой психического развития с помощью Су-Джок массажеров.
  2. Рязанова Зоя Борисовна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 141 "Пилеш" комбинированного вида" города Чебоксары Чувашской Республики

dosh141@yandex.ru

  1. У детей дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР) уровень развития мелко моторных функций не соответствуют возрастной норме. В связи с этим на протяжении всего пребывания ребенка в детском саду необходимо, активно включать упражнения по развитию мелкой моторики рук, ориентировке в пространстве и зрительно-пространственной координации. В своей практике педагоги МБДОУ «Детский сад № 141 «Пилеш» г.Чебоксары активно применяют Су – Джок массажеры «Чудо – валик» в виде массажных шариков в комплекте с массажными металлическими кольцами для развития мелкой моторики у детей с ЗПР.
  2. Су – Джок массажеры, дети с задержкой психического развития.

  1. 376. Воспитание, образование и обучение особых групп лиц.

  1. Воробьева, Т. А. Мяч и речь / Т. А. Воробьева, Крупенчук О. И. – СПб. : Дельта, 2001. – 87 с.

Ивчатова, Л. А. Су-джок терапия в коррекционно-педагогической работе с детьми / Л. А. Ивчатова // Логопед. – М. : – 2010. – № 1 – С. 36–38.

Светлова, И. Е Развиваем мелкую моторику / И. Е. Светлова. – М. : Эксмо-Пресс, 2002. – С. 72

Ульянова, Л. А. Коррекционная работа с дошкольниками как процесс формирования их нейропсихологического пространства / Л. А. Ульянова // Педагогическое мастерство: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). – М. : Буки-Веди, 2012. – С. 142–144.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пальчиковые игры в процессе развития мелкой моторики у детей с задержкой психического развития.

Теоретические аспекты игры в процессе развития мелкой моторики  у детей с задержкой психического развития....

Пальчиковые игры в процессе развития мелкой моторики у детей с задержкой психического развития.

Теоретические аспекты игры в процессе развития мелкой моторики  у детей с задержкой психического развития....

Пальчиковые игры в процессе развития мелкой моторики у детей с задержкой психического развития.

Теоретические аспекты игры в процессе развития мелкой моторики  у детей с задержкой психического развития....

Статья на тему: Развитие мелкой моторики у детей с задержкой психического развития

Развитие мелкой моторики у детей с задержкой психического развития...

Использование сенсомоторных игр для развития мелкой моторики у детей с задержкой психического развития

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Для полноценного познания окружающего мира ребенку необходимо д...

Развитие мелкой моторики у детей с задержкой психического развития на занятиях по физической культуре

Комплексная целенаправленная работа по физическому воспитанию таких детей позволит скоррегировать отклонения в их физическом развитии и составит существенное звено в коррекции психических функций...

Развитие мелкой моторики у детей с задержкой психического развития (ЗПР)

Мелкая моторика относится к скоординированным движениям мелких мышц кистей и пальцев рук. У детей с ЗПР часто наблюдаются трудности с развитием мелкой моторики, что может влиять на их способность выпо...