Пальчиковые игры в процессе развития мелкой моторики у детей с задержкой психического развития.
статья (младшая группа) на тему
Теоретические аспекты игры в процессе развития мелкой моторики у детей с задержкой психического развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_3_-_kopiya.docx | 21.25 КБ |
Предварительный просмотр:
ГКУЗ АО СДР «Звёздочка» Дефектолог Николенкова И.Г.
Пальчиковые игры в процессе развития мелкой моторики у детей с задержкой психического развития.
Задержка психического развития представляет собой нарушение сроков формирования психических и познавательных функций у ребенка,отставание в темпе освоения различных видов деятельности.
У детей с ЗПР страдают все предпосылки успешной деятельности, имеют место эмоционально-волевые нарушения, что в свою очередь приводят к снижению общей активности и низкой мотивации детей. Следует констатировать, что большинство детей имеют нарушения мелкой моторики, в то время как движение пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее воздействие. Тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития детей и в том числе для развития речи.
Учеными доказана неоспоримая связь мелкой моторики и интеллекта ребенка, подчеркивают, что именно рука развивает мозг ребенка, на основании этого можно судить о развитии мыслительных процессов и наоборот с помощью развития моторики рук возможно стимулировать развитие мозга.
Специфика задержки заключается в том, что многие отклонения от нормы могут быть компенсированы и особенно успешно это происходит, если диагностика и коррекция осуществлены своевременно.
Особенности развития детей с ЗПР требуют индивидуально-дифференцированного подхода к каждому ребенку. При этом необходимо учитывать уровень актуального развития ребенка и выстраивать занятия с учетом специфики нарушений. Для этого следует опираться на результаты диагностики.
Выявления в ходе диагностики нарушения в развитии мелкой моторики могут быть устранены с помощью адекватных коррекционных средств.
Учитывая особенности дошкольного возраста при коррекционно-развивающей работе, для ее эффективности необходимо опираться на ведущую деятельность дошкольника-игру. Среди множества игр, которые описываются учеными и практиками, особое место занимают пальчиковые игры.
Мелкая пальцевая моторика – это двигательная деятельность, которая обуславливается скоординированной работой мелких мышц руки и глаза. Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Мелкая моторика – это развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции. Развитие навыков важно потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий, а отставание в таком развитии у детей препятствует овладению ими навыков самообслуживания, затрудняет манипуляции различными мелкими предметами, сдерживает развитие некоторых видов игровой деятельности, препятствует речевому развитию.
Несмотря на интерес к данной проблеме в теории и практике, все же пальчиковые игры используются не в полной мере.
Пальчиковые игры -это особый вид игр которые активизируют деятельность мозга, развивают мелкую моторику рук, способствуют развитию речи и творческой деятельности. Пальчиковые игры как бы отображают реальность окружающего мира предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе « пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Для ребенка с ЗПР использование пальчиковых игр – это возможность проявить себя, расслабиться. Благодаря своему значительному потенциалу пальчиковые игры позволяют решать задачи, поставленные педагогом в доступной форме, с опорой на непосредственный интерес детей. При этом они могут использоваться как самостоятельные виды деятельности, так и как прием в ходе какого либо занятия, в режимных моментах, например, как динамическая или релаксационная пауза.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пальчиковые игры в процессе развития мелкой моторики у детей с задержкой психического развития.
Теоретические аспекты игры в процессе развития мелкой моторики у детей с задержкой психического развития....
Пальчиковые игры в процессе развития мелкой моторики у детей с задержкой психического развития.
Теоретические аспекты игры в процессе развития мелкой моторики у детей с задержкой психического развития....
"Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики детей раннего возраста"
Учёные, изучавшие психику детей,подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для развития речи детей и оказывает большое влияние на рвзвитие головного мозга....
пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста.
В условиях реализации ФГОС обучение детей производится в игре, т.к. игра составляет основное содержание жизни ребенка дошкольного возраста и является его деятельностью. Она активизирует ум и волю ребе...
Конспект семинар – практикума для родителей «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики детей младшего возраста» Тема: «Играем пальчиками»
Целевые установки мероприятия1.Пробудить интерес родителей к педагогическому процессу в ДОУ.2.Дать родителям теоретические знания о значении развития мелкой моторики рук в общем и речевом развитии реб...
Пальчиковые игры, направленные на развитие мелкой моторики детей
На всех этапах жизни ребёнка движения рук играют важнейшую роль. Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координаци...
Мастер-класс для родителей: «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики детей младшего возраста»
Работая и наблюдая за детьми, была выявлена такая закономерность: у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание и отставание в развитии тонких движений пальцев. При обслед...