"Элементы логоритмики"
проект
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Логоритмика является одним из эффективных видов работы над развитием речи и еѐ коррекцией. Внедрение логоритмических упражнений в структуру музыкального занятия позволяет в увлекательной форме решать задачи как музыкального воспитания, так и задачи по развитию речи и коррекции речевых нарушений . Система музыкальных занятий в детском саду предполагает интенсивное развитие музыкальных способностей дошкольников . Особенно эта работа важна для воспитанников с нарушениями в развитии речи .
Такие дети отстают от сверстников и в музыкальном развитии. Их отличает: -аритмичность -плохой мелодический слух и музыкальная память интонационная невыразительность Своевременное овладение правильной, чистой речью способствует формированию у ребенка уверенности в себе, развитию его мышления, коммуникативных
В результате соединения речи с движением создаются устойчивые связи трудно дифференцированных «видимых» движений (рук, ног, пальцев) с аналогичными «невидимыми» движениями артикуляционного аппарата (Н.А. Бернштейн). Наличие этой связи позволяет контролировать артикуляцию, дыхание, качество выполнения движений «крупной» и «мелкой» моторики. Музыка является организующим и руководящим началом на музыкальных занятиях с элементами логоритмики .
Музыкальные занятия с элементами логоритмики направлены на развитие всех компонентов речи, слуховых функций, речевой функциональной системы, двигательной сферы, ручной и артикуляционной моторики, памяти, внимания, познавательных процессов, творческих способностей детей, воспитывают нравственно эстетические и этические чувства.
Музыкальное занятие включает следующие элементы логоритмики : -логопедическую гимнастику – комплекс упражнений для укрепления мышц, органов артикуляционного аппарата, рекомендованные Т.В. Буденной; - чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков; -пальчиковую гимнастику для развития тонких движений пальцев рук; -упражнения на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям детей, для мышечно-двигательного и координационного тренинга; - фонопедические упражнения по методу В.В. Емельянова для укрепления гортани и привития навыков речевого дыхания; -вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания, логопедические распевки .
песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти, координационного тренинга; -музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве; -мело- и ритмодекламация для координации слуха, речи, движения; -упражнения для развития мимических мышц, эмоциональной сферы, воображения и ассоциативнообразного мышления; -коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения, эмпатии , эмоциональности и выразительности невербальных средств общения, позитивного самоощущения; -упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения.
Структура музыкального занятия с элементами логоритмики такова. 1. Организационный момент. 2. Речь с движением (чувство ритма) или упражнение на дыхание. 3. Упражнение на мелкую моторику или артикуляционная гимнастика. 4. Слушание музыки. 5. Пение. 6. Танец или хоровод 7. Игра.
Чистоговорка «Т-ТЬ» Та-та-та яблоко моя мечта. - (Дети сжимают и разжимают пальцы ). Ато-ато-ато витаминами богато. – ( Хлопают в ладоши). Ти-ти-ти где же яблоко найти? – (Поднимают и опускают плечи). Ать-ать-ать надо яблоню искать. – (Приставляют к глазам то одну ладонь, то другую). Попеременно надувать правую и левую щѐки , перегоняя воздух из одной щеки в другую. Втягивать щѐки в ротовую полость между зубами, губы вытянуть вперѐд . Попеременно надувать и втягивать щѐки . « Зайчик»: зубы сомкнуты, верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы. Чистоговорка «Д-ДЬ» Ду-ду-ду – в огород иду. –(Дети «пробегают» указательным исредним пальцамипобѐдрам ). Да-да-да – в огороде лебеда. –(Ставят руки на пояс и качают головой вправо-влево). Де-де-де – где ты, репка, где? – (Приставляют к глазам то правую ладонь, то левую («ищут репку»). Оди-оди-оди – бабушка подходит. –(Стучат кулаками по бѐдрам ).
Список литературы: Воронова А.Е. Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет. Методическое пособие – М.:ТЦ Сфера, 2006. Волкова Г.А. Логоритмическая ритмика: Учеб. для студ. высш . учеб. заведений. – М.: гуманит . изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 272с. Емельянов В., Трифонова И. Первый уровень: Развивающие голосовые игры. Раменское, 1999. Музыкально-двигательные упражнения в детском саду / Сост. Е.П. Раевская, С.Д. Руднева, Г.Н. Соболева и др. М.,1991. Пословицы, поговорки, потешки , скороговорки / Сост. Т.И.Тарабарина , Н.В. Елкина . Ярославль, 1998. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. М.,1999. Раз, два, три, четыре, пять, мы идём с тобой играть: Рус. Дет. Игровой фольклор: Кн. Для учителя и учащихся / Сост. М.Ю. Новицкая, Г.М. Науменко. – М.: Просвещение, 1995. Гавришева Л.Б., Нищева Н.В. Логопедические распевки , музыкальная пальчиковая гимнастика и подвижные игры: В помощь педагогам ДОУ для детей с речевыми нарушениями. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий в детьми 4-5 лет. М.:– ТЦ Сфера, 2008. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий в детьми 5-6 лет.– М.:ТЦ Сфера, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование элементов логоритмики и ритмопластики на музыкальных занятиях в ДОУ.
Доклад музыкального руководителя для педагогического совета....
Гимнастика с элементами логоритмики
Гимнастика с элементами логоритмики...
Конспект музыкального занятия с элементами логоритмики
Тема "Осеннее путешествие". Старший дошкольный возраст....
Занятия с элементами логоритмики "Признаки осени" "По грибы да по ягоды" "У бабушки в деревне (овощи и фрукты)" "По сказке Репка"
Цикл занятий с элементами логоритмики. Можно проводить в утренние часы вместо утренней гимнастики один раз в неделю....
Утренняя гимнастика с элементами логоритмики
Список упражнений для утренней гимнастики, которые к тому же способствуют развитию правильной речи детей....
Занятие с элементами логоритмики "Весёлое путешествие"
Развитие музыкальных способностей и двигательных навыков с использованием элементов логоритмики...
Деловая ролевая игра(с элементами логоритмики)«Все профессии важны!»
Цели: Развивать речь детей и познавательные способности (знания о профессиях; умение их различать, называть; называть профессии людей по предметам-принадлежностям). Развивать мелку...