Из опыта работы Игра на детских музыкальных инструментах
консультация (средняя, старшая, подготовительная группа)

В данной работе обобщается опыт музыкального руководителя по теме "Игра на детских музыкальных инструментах"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty.docx36.85 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное  образовательное учреждение

«Детский сад №5 города Пугачева Саратовской области»

 Из опыта работы

Тема: «Игра на детских музыкальных инструментах, как средство развития музыкальных способностей ребенка»

                                       Музыкальный руководитель МДОУ №5

                         Абдрашитова Лиля Рафаэлевна

2022г.

Видео №1.Оркестр под. гр. «Рондо в турецком стиле» или «Турецкий марш»

Основная цель музыкально-эстетического воспитания детей – развитие гармоничной личности посредством музыкальной деятельности.

Игра в оркестре даёт возможность решить эти задачи с отличными результатами, т. к. музицирование – это один из самых любимых детьми видов творческой деятельности. Кто-то любит петь, кто-то танцевать,

играть в оркестре любят все.

1.Знакомство детей с музыкальными инструментами начинается уже в раннем возрасте.  Обучение начинается с группы ударных инструментов, не имеющих звукоряда,  чтобы закрепить у ребят появляющееся ощущение ритма музыки.

Во второй  группе  раннего возраста дети играют  на  деревянных  кубиках, погремушках.

В ручки кубик мы возьмем,

Весело плясать начнем.

Кубик, кубик пошуми,

Всех ребят повесели.

Слайд №1.1 (погремушки)

Слайд №1.2 (новогодние погремушки)

Видео № 1.3 (Новогодний утренник  во 2ой группе раннего возраста)

2.   В работе с детьми я использую  различные музыкальные инструменты и игрушки. Одни из них созданы на основе народных (деревянные ложки, бубен, барабан, баян, другие – по типу инструментов симфонического оркестра (металлофон, кларнет)

Слайд №2.1 (деревянные ложки)

Слайд №2.2  (бубен, барабан, баян)

Слайд №2.3 (металлофон)

 

- Среди детских музыкальных инструментов и игрушек есть все основные группы (ударные, духовые, струнные, клавишные, клавишно-язычковые).

В зависимости от способа звукоизвлечения и характера звучания детские музыкальные игрушки и музыкальные инструменты  группируются в определенные виды.

- неозвученные:

Эти игрушки лишь изображают музыкальные инструменты, балалайки с неиграющими струнами, баянчики с мехами и т. д. Несмотря на отсутствие звучания, их внешний вид привлекателен и способствует созданию игровой ситуации. Дети часто воображают себя «музыкальными руководителями» и проводят «музыкальные занятия», подражая взрослому, представляют себя пианистами,  балалаечниками, исполняют знакомые песни, иногда варьируя их, или импровизируют свои собственные. Вся эта деятельность, несомненно, развивает творческое воображение и музыкально-слуховые представления ребенка.

Слайд №3 (балалайки)

Слайд №3.1 (скрипка)

Видео №3.2 Средняя группа. Танец с балалайками.

озвученные:

  1. Игрушки-инструменты со звуком неопределенной высоты: погремушки, бубны, барабаны, кастаньеты, треугольники,колокольчики.

Слайд №4 (погремушки)

Слайд №4.1 (бубны)

 Слайд №4.2 (кастаньеты)

Слайд №4.3 (колокольчики)

  1.  Игрушки-инструменты, издающие звук только одной высоты, с помощью которого можно воспроизводить различные ритмы,— свирели, дудки, рожки.

          Слайд №5.(дудки)

3. Игрушки с фиксированной мелодией: органчики, музыкальные шкатулки, музыкальные ящики; во время игры на них действия детей носят только механический характер.

4. Игрушки-инструменты с диатоническим или хроматическим звукорядом: металлофоны, губные гармоники.

Слайд №6 (металлофоны)

Слайд №6.1  (губные гармоники)

Эти инструменты значительно отличаются от предыдущих. Играя на них, особенно на тех, которые имеют хроматический звукоряд, можно воспроизводить разнообразные мелодии.

Дети, играя на инструментах, удовлетворяют свои индивидуальные  запросы  и привыкают действовать в коллективе согласованно. Чтобы организовать оркестр и уметь слаженно играть в нём, необходимо сначала научиться играть на музыкальных инструментах.

При обучении игре на любом музыкальном инструментея использую следующую методику:

1.Знакомство с инструментом - историей создания, конструктивными особенностями, исполнительскими

возможностями;

2. Постановка исполнительского аппарата - корпуса, рук, и т. д. ;

3. Освоение основных приемов звукоизвлечения;

4. Развитие исполнительского мастерства - работа над художественно-выразительным, эмоциональным, музыкально-грамотным и технически совершенным исполнением музыкального произведения;

5. Работа над музыкальным произведением.

Техника исполнения тоже требует особого внимания поскольку, чем лучше ребенок владеет музыкальным инструментом, тем больше у него возможностей для творческой реализации.

При игре на маракасах, бубенцах и трещотках, я стараюсь следить за тем, чтобы дети играли кистью, рука в запястье оставалась свободной. В противном случае, игра зажатой рукой создает у ребенка чувство дискомфорта, он начитает отставать от ритма.

То же самое можно сказать и о положении молоточка при игре на металлофоне. Только свободная кисть позволяет извлекать звуки так, чтобы пластинка при ударе звенела.

Играя на барабане, мы учимся слышать и выделять акценты в музыке

В музыкальном уголке подготовительной группы представлены различные музыкальные инструменты, как озвученные, на которых дети импровизируют или закрепляют полученные на занятиях навыки и умения; а также неозвученные, играя с которыми, дети развивают свое воображение, музыкальную память.

 Итогом обучения игре на шумовых инструментах является создание детскогооркестра  в детском саду.

Детский оркестр - один из видов коллективного музицирования. Существует несколько разновидностей детского оркестра.Наиболее простой, доступный из них - шумовой оркестр(включающий в себя разные типы ударных инструментов, не имеющих звукоряда).

 Его можно организовать уже с детьми младшего возраста, если они умеют ритмично воспроизводить хлопками сильные доли тактов, отмечать метр музыки. Большого разнообразия инструментов такой оркестр не требует. Важно подбирать тембры, которые выразительно подчеркивали бы характер музыки, элементы изобразительности.

Звучание оркестра будет более разнообразным, интересным, если инструменты играют не только все вместе, но и поочередно, сочетаясь друг с другом в зависимости от характера музыки. Я  по возможности стараюсь учитывать желания детей в выборе музыкального инструмента.

Слайд№7 муз.  инструменты (Есть в саду оркестр у нас)

 Игра на детских музыкальных инструментах пронизывает все виды музыкальной деятельности: дети поют и аккомпанируют себе на инструментах, танцуют с инструментами, озвучивают стихи и сказки в театрализованных играх.

Видео №8. Подг.гр.

Песня Муз.А.Филиппенко , сл.Т.Волгиной «Сами саночки бегут»

Слайд №9. Звёздный оркестр.

Слайд №9.1Звёздны - бубенцы.

Видео №9.2 Танец. Звёздный оркестр. Подг. гр .

Музыкальный репертуар для детских шумовых музыкальных инструментов должен отличаться художественным качеством и доступностью. Он составляется из произведений (или из отрывков)  классиков,современных композиторов и народной музыки  самых разнообразных по тематике и жанрам.

Дети  старшей и подготовительной группы исполняют классические произведения. Оркестровые пьесы мы играем  под фонограмму.

Видео №10. Осеннее развлечение. Старшая группа.Д.Шостакович«Вальс-шутка»

                         Видео №11. Подготовительная группа.

И. Дунаевский «Полька»

Состав оркестра, количество инструментов каждой группы определяют также исходя из самой музыки. При исполнении народных мелодий следует больше привлекать народные инструменты (деревянные ложки.)

Маленькие исполнители должны хорошо видеть руководителя. Они должны удобно сидеть или стоять, не мешая друг другу. Сидеть детидолжны одинаково и на репетициях, и на выступлениях.  Коллективная форма – самая сложная, но она даёт положительные результаты, если занятие правильно организованно и звучание чередуется с разъяснениями педагога. Прежде всего, они приносят удовлетворение в эмоциональном плане.  У детей появляется ответственность за правильное исполнение своей партии, собранность, сосредоточенность.Оркестр объединяет детей, воспитывает волю, упорство в достижении поставленной задачи, помогает преодолеть нерешительность, робость, неуверенность в своих силах.

 Методы и приёмы при работе над произведением.

1. Вспоминаем названия инструментов и способы звукоизвлечения (если давно не играли).

2. Слушаем произведение, считаем части, применяя музыкально – дидактические игры

«Определи форму музыкального произведения», «Громко-тихо» на различение динамических оттенков.

4. Работа по частям: одновременно проговариваем словами и прохлопываем ритм разных групп инструментов.

Разучивание партии каждого инструмента мы всегда начинаем с прохлопывания ритма. Прохлопывая, дети одновременно работают над правильным ритмом, умением вовремя вступить и над динамическими оттенками

5. Разучиваем партии с инструментами.

6. Исполняем произведение целиком.

Можно составить шумовой оркестр исключительно из  разныхинструментов.

Слайд №12. (хлопушки)

Видео №12.1 Старшая группа. Новогодний утренник  «Собачий вальс»

Видео №12.2  Виктор Селиванов «Шутка»- бумажный оркестр

Немаловажную роль при обучении детей игре на детских музыкальных инструментах имеют музыкально-дидактические игры, которые способствуют формированию умений слушать музыку, различать высоту,тембр, динамику и длительность звука, помогают закреплятьзнания детей о музыкальных инструментах.

Все музыкально-дидактические игры с применением музыкальных инструментов я условно разделила

1. Игры, направленные на развитие чувства ритма

2. Игры на развитие тембрового слуха формируют у детей подготовительной группы умение различать  различные тембры музыкальных инструментов.

Использование музыкально-дидактических игр – замечательная возможность развивать музыкальные способности детей в доступной игровой форме.

 

МДИ на развитие тембрового слуха для ср.гр. и старшей группы (13,14)

+❤ В Мои

При использовании формы «оркестр» происходит интеграция содержания образовательных областей:

1. Коллективное музицирование очень нравится детям и прекрасно развивает коммуникативные навыки. (ОО «Социально-коммуникативное развитие»)

2. Освоение навыков игры на музыкальных инструментах формирует первичные навыки и умения исполнительской деятельности, развивает мелкую моторику и координацию движений у детей. («Физическое развитие»)

3. Занятия в оркестре развивают у детей сенсорные способности: чувство ритма, мелодический и тембровый слух, музыкальную память. («Познание»)

4. Хорошо подобранный репертуар расширяет его музыкальный кругозор и формирует эстетический вкус. Оркестр - это не только музицирование, но и знакомство с композиторами.

5. Игра в оркестре развивает у каждого ребенка художественно-творческие способности, ведь он не только учится исполнительству, но и принимает участие в оркестровке произведений.

6. Это один из лучших способов развить в ребенке внимание, память, образное мышление, музыкально-эстетическое восприятие.

7. Наконец, занятие в оркестре дисциплинирует детей.

Таким образом, игра на детских музыкальных инструментах организует детский коллективспособствует развитию музыкальных способностей, совершенствуются эстетическое восприятие и эстетические чувства ребенка, развиваются мышление и аналитические способности дошкольников.

+❤ В Мои закладки

Таким образом, игра на детских музыкальных инструментах оказывает влияние на всестороннее развитие личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материл из опыта работы "Игра на детских музыкальных инструментах как средство развития музыкальных способностей старших дошкольников"

Материл о музыке, музыкальных инструментах, композиторах. Построенный на слушание музыки, на играх, загадках, рассказах....

Обобщение опыта работы по теме: "Развитие творческих способностей дошкольников при обучении игре на детских музыкальных инструментах".

Игре  на  детских  музыкальных  инструментах  уделяется  особое  внимание , так  ка  именно  детское  музицирование  расширяет  сферу...

Конспект открытого доминантного музыкального занятия « В королевстве музыкальных инструментов » по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах в подготовительной группе.

Ход занятия:Под звучание вальса дети забегают в музыкальный зал.М.Р.- Доброе утро! Я очень рад видеть вас сегодня, вы в хорошем настроении, бодрые и веселые. Давайте друг-другу улыбнемся и поздороваем...

Сообщение из опыта работы «Развитие музыкально – творческих способностей детей через обучение игре на детских музыкальных инструментах»

Одной из наиболее доступных форм творческого самовыражения является элементарное музицирование. Этот термин получил широкое распространение в связи с системой детского музыкального воспитания австрийс...