Семинар - практикум Использование устного народного творчества в патриотическом воспитании дошкольников
презентация к уроку (подготовительная группа)

Гаврилова Светлана Валентиновна

Цель: Обобщить знания педагогов о теоретических основах патриотического воспитания детей дошкольного возраста, способствовать творческому поиску и совершенствовать профессиональное мастерство.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для воспитателей

«Использование устного народного творчества в патриотическом воспитании дошкольников»

17.11.2021г.

Цель: Обобщить знания педагогов о теоретических основах патриотического воспитания детей дошкольного возраста, способствовать творческому поиску и совершенствовать профессиональное мастерство.

Задачи:   

  • Актуализировать знания воспитателей об устном народном творчестве.
  • Приобщать педагогов к русскому народному творчеству через игры.
  • Пробудить и развивать интерес к российской истории и народным традициям, расширяя знания о русском народном творчестве.
  • Воспитывать любовь и уважение к традициям русского народа.
  • Раскрыть внутренний творческий потенциал педагогов.

Ход семинара.

Песня «Как по горкам по горам».

Здравствуйте! Сегодня у нас состоится мероприятие, посвященное русскому народному творчеству, народной культуре, народным играм.

Для начала, чтобы настроиться на работу,  мы с вами поиграем в игру   «Поздороваемся» (на расстоянии).

Цель: сплочение коллектива. 

Свое выступление мне хочется  начать со слов академика Д.С. Лихачева: «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Рациональные отличия сохранятся и в двадцать первом веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний». 

Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе человека и лежать в основе его личности.
Одним из средств духовно-нравственного воспитания  является устное народное творчество. Только произведения устного народного творчества удивительным образом совмещают в себе глубокую мудрость, легкость осознания и простоту запоминания.
Многие педагоги, психологи (В.Г.Белинский, Л.С. Выготский, А.В.Запорожец, А.П.Усова, К.Д.Ушинский, Е.А.Флерина и др.) определили важное значение словесного творчества народа в жизни человека.
Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. 
За последние годы  наша жизнь, жизнь нашего государства, нашего народа очень изменилась, произошла переоценка ценностей, в том числе и исторического прошлого. Но эта переоценка проявила и то, что мы довольно поверхностно знакомы с народной культурой: как жили люди на Руси, как отдыхали, как отмечали праздники, какие соблюдали традиции, обычаи, чем украшали свой быт и вообще, из чего этот быт состоял. А если мы знаем обо всем этом недостаточно, то, что мы сможем передать младшему поколению, вообще, сможем ли мы возбудить желание узнавать об историческом прошлом. Чтобы донести все это до сознания детей, надо чтобы через наше сознание прошло то, что мы являемся носителями русской народной культуры, что детей необходимо воспитывать в национальных традициях. 
В современном обществе общение приобретает новое качество: информационные технологии вытесняют             "живую" речь, поэтому, так важно научить ребёнка общаться, успешность адаптации личности в любой среде, в первую очередь зависит от уровня сформированности коммуникативных умений. Коммуникативное развитие ребёнка наиболее интенсивно происходит в дошкольном детстве и зависит от опыта общения со взрослыми и сверстниками. Устное народное творчество - одно из наиболее подходящих средств формирования коммуникативных умений дошкольников, так как в нём заложены классические языковые нормы, образцы русской речи. 
         Слово «фольклор» появилось в 19 веке, пришло из английского языка. Сегодня им пользуются везде. Оно в буквальном переводе означает «народная мудрость».

Фольклор – это коллективное художественное творчество народа. Поэтическое народное творчество веками вбирало в себя жизненный опыт, коллективную мудрость трудящихся масс и передавало их младшим поколениям, активно пропагандируя высокие нравственные нормы и эстетические идеалы. Фольклорные произведения, начиная с колыбельных песенок, потешек и кончая пословицами, сказками, дают детям уроки на всю жизнь: уроки нравственности, трудолюбия, доброты, дружбы, взаимопомощи. Душевной теплотой и любовью пронизаны все колыбельные песенки, потешки, пестушки. Произведения народного творчества, особенно малые формы, влияют на развитие речи детей:

- обогащают словарь,
- развивают артикуляционный аппарат,
- фонематический слух,
- дают образцы для составления описательных рассказов.

Художественное слово народного поэтического творчества сопутствует ребенку значительно раньше того, как он учится удерживать в руках предметы. Припевки, потешки, маленькие народные песенки дети слышат с самого раннего возраста.

 Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяет с самого раннего детства побуждать к познавательной деятельности и речевой активности. Вслушиваясь в певучесть, образность народного языка, дети не только овладевают речью, но и приобщаются к красоте и самобытности слов. Простота и мелодичность звучания позволяет детям запоминать их.

Фольклор – это богатство народного творчества, то, самое лучшее, что дошло до наших дней от наших предков. Как мы уже говорили, народное искусство помогает  усвоить язык своего народа, его нравы, обычаи и традиции, его черты характера.
Фольклор – это синтез поэзии, музыки и движения.  Он дает возможность в приятной и интересной  форме обучить детей тому или иному навыку. У детей развивается чувство ритма, музыкальность, ладовое чувство, музыкальный слух, голосовые возможности. А также становится чище речь, развивается эмоциональная отзывчивость.
Народная  песня – самое эффективное средство музыкального воспитания. Простота построения мелодии, богатство и разнообразие содержания – вот что привлекает в народной песне.
Русская народная песня (видео) воспитывает эстетический вкус,  эмоциональную отзывчивость. Она способствует проявлению творческого начала.
Народные мелодии хороши своей простотой, доступной формой. Напевные, легко запоминающиеся, они способствуют развитию у детей музыкальной памяти и слуха.
Русские народные танцы (видео) не менее интересны, чем песни. От лирических хороводов до задорных плясовых. В танцах,  как и в песнях, передается характер русского народа. Только посмотрите, какие яркие костюмы одевали и одевают при исполнении русских  танцев. Человек сразу чувствует себя красивее, статнее и моложе. Подчеркиваются достоинства, скрываются все недостатки.
Как правило, русские танцы сопровождались исконно русскими музыкальными инструментами (баян, балалайка, трещотка, деревянные ложки, рожок, гусли). На практике я тоже  стараюсь использовать инструменты  для развития детского творчества.
Ну и, конечно же, народные игры. Их мы не можем оставить в стороне.
Народные игры и  игрушки являются традиционным, необходимым элементом воспитательного процесса. Через игру и игрушку ребенок познает мир, происходит его социализация в обществе. Самые первые куклы (наверное, еще на заре человечества) делались из золы. Из очагов бралась зола, смешивалась с водой. Потом скатывался шарик, и к нему прикреплялась юбка. Такая кукла называлась Баба - женское божество. А первая народная игра – это игра «Прятки», в которую все дети играют и по сей день.

Народных игр много: салки, прятки, гуси, у медведя во бору, плетень, жмурки, казаки-разбойники, кошки-мышки и т.д.

А сейчас посмотрим на практике, как может проходить народная игра (хороводная игра «Яблонька»).

  Практическая часть.

1. «Колядки» - Францкевич Ю.А.

2. «Колыбельные песни» - Селиверстова А.А. 

Знакомство с народным творчеством для малышей начинается с колыбельных песенок. Монотонная колыбельная песня своим несложным ритмом успокаивает, убаюкивает, – что очень важно для физического развития, – одновременно способствует накоплению у него чувственных впечатлений, к восприятию слова, к пониманию языка. В детском саду этот жанр устного творчества практически не используется, так как больше предназначен для матерей. (Примеры.)

В детском саду мы начинаем использовать такой вид устного народного творчества, как потешки. Потешка вводит ребенка в мир, учит его жить, учит движению. Потешки можно использовать во всех режимных процессах и во всех возрастных группах. В более старшем возрасте 4-6 лет используются потешки, как пальчиковые игры. (Примеры.)

Вывод:
Фольклор как народная художественная педагогика начинается с поэзии пестования – колыбельных песен, пестушек и потешек. С первых же минут своего земного бытия ребенок оказывается с помощью пестушек не в хаосе звуков, а во власти слова и музыки. Пестушки, колыбельные песенки вводят его в мир, настраивая на определенный музыкально-поэтический лад, как бы успокаивая.

3. Русские народные игры – Серкова О.А. 

Народные игры являются традиционным, необходимым элементом воспитательного процесса. Через игру и игрушку ребенок познает мир, происходит его социализация в обществе. А первая народная игра – это игра «Прятки», в которую все дети играют и по сей день.

Вывод:
Игра – ведущая деятельность ребенка. Народная педагогика предусмотрела все закономерности игровой деятельности: правила, состав участников, роли и т. д. Дети не только играют, но и учатся человеческим взаимоотношениям. Причем усваивают их легко и с интересом

4. Русские народные сказки – Плешкова Н.Г.

Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Расширяют кругозор: развивают речь, фантазию, воображение. Развивают нравственные качества: доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость. Воспитательная ценность народных сказок в том, что в них запечатлены черты русского трудового народа, свободолюбие, настойчивость, упорство достижения цели. Сказка осуждает такие свойства человеческого характера как лень, жадность, упрямство, трусость, и, одобряет трудолюбие, смелость, верность. Сказки используются во всех возрастных группах. Как отмечал В.А. Сухомлинский, “сказка – это активное эстетическое творчество, захватывающее все сферы ребенка, его ум, чувства, воображение, волю. Оно начинается уже в рассказывании, высший этап – инсценирование”.

«Оркестр» (музыкальная пауза: игра на народных музыкальных инструментах)

5. Игра «Собери пословицу»           
 (
Составить пословицу по карточкам, которые разрезаны  на слоги.)

1)  ПОД  ЛЕ  ЖА ЧИЙ  КА  МЕ  НЬ  ВО  ДА  НЕ  ТЕ  ЧЁТ

2)  КОН  ЧИЛ  ДЕ ЛО ГУ  ЛЯЙ СМЕ  ЛО

3)  ЖАР  КОС  ТЕЙ  НЕ ЛО МИТ

4)  НЕ  ВСЁ  КО  ТУ МАС ЛЕ НИ ЦА

5)  ШИ  ЛО  В  МЕШ  КЕ  НЕ УТА ИШЬ

6)  НЕТ   МИ   ЛЕЕ   ДРУЖ   КА   ЧЕМ   РОД   НАЯ  МА  ТУ  ШКА

7) ДОБ  РОЕ СЛО  ВО  И  КОШ  КЕ  ПРИ  ЯТ  НО

Молодцы! Хорошо поработали.

6. Игра «Прабабушкина школа» (презентация)

Итог семинара

Фольклор всегда считается элементом народной педагогики, накапливает опыт воспитания детей целых поколений. Обращение к истокам народной мудрости было актуально во все времена, но особенно в наше время, когда утрачивается духовная связь поколений. Мудрые, доступные детям истины помогают им адаптироваться среди людей, овладеть опытом человеческих взаимоотношений.

Умелое использование фольклора в воспитательной работе с детьми дошкольного возраста позволяет педагогам установить прочную связь с ребенком, помогает принять ребенку окружающую действительность и взаимодействовать с ней.

Решение семинара-практикума:

1. Систематизировать и углубить знания педагогов о русской народной культуре;

2. Разработать и изготовить дидактические игры для детей по ознакомлению с различными видами народного творчества.

3. Создать картотеки народных игр, пословиц, загадок.

4. Продолжать работу по приобщению детей к истокам русской народной культуры через синтез искусств.

5. Привлекать родителей к решению проблемы приобщения детей к русской народной культуре с помощью консультаций, бесед, мастер- классов, совместных праздников.

6. Продолжить работу по обмену опытом с педагогами других ДОУ.

Используемая литература:

  • «Русское народное творчество детскому саду. Книга для воспитателей детских садов». А.П. Усова. Изд. 3-е. М.: «Просвещение», 1972.
  • Русский фольклор / Под ред. В. П. Аникина; - М.: Худ. Лит., 1985.
  • Т. М. Акимова, В. К. Архангельская, В. А. Бахтина/Русское народное поэтическое творчество (пособие к семинарским занятиям). – М.: Высш. Школа,1983.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МАДОУ детский сад «Тополек» г. Бабушкин Семинар - практикум « Использование устного народного творчества в патриотическом воспитании дошкольников» Подготовила и провела: старший воспитатель Гаврилова С.В. 17.11.2021г.

Слайд 2

Цель Обобщить знания педагогов о теоретических основах патриотического воспитания детей дошкольного возраста, способствовать творческому поиску и совершенствовать профессиональное мастерство.

Слайд 3

Задачи Уточнить и систематизировать знания педагогов о жанрах русского фольклора; Познакомить с различными жанрами русского фольклора, его классификацией, спецификой применения в детском саду; Выявить проблемы, пути и способы совершенствования работы по патриотическому воспитанию дошкольников.

Слайд 4

«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературном языке, живописи. Национальные отличия сохранятся и в 21 веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний». Дм. Лихачев .

Слайд 6

Игра «Прабабушкина школа»

Слайд 7

назовите наиболее часто встречаемых персонажей русских народных сказок. назовите часто встречаемые в сказках волшебные предметы.

Слайд 8

Правильные ответы Иванушка – дурачок, Емеля, Иван – царевич, Василиса, Елена, Змей Горыныч, Баба – яга, Кощей Бессмертный и др. ковёр – самолёт, сапоги – скороходы, молодильные яблоки, скатерть – самобранка, меч – кладенец, гусли – самогуды, шапка – невидимка и др.

Слайд 9

назовите, как обычно начинается русская сказка. назовите, как обычно заканчивается русская сказка.

Слайд 10

Правильные ответы «Сударушки» «Жили – были…», «Жил-поживал…» «В некотором царстве…», «На море-океане…», «Было у старика…»,. «Матрёшки» «Вот и сказке конец…», «И теперь живут, хлеб жуют…», «Стали жить поживать, да добра наживать», «Я там был, мёд-пиво пил…».

Слайд 11

Пословицы, поговорки

Слайд 12

Доскажите пословицу «Осла узнаешь по ушам, а дурака …». «Молодость без любви, как утро …» . «Не любить – горе, а влюбиться…». «На родной сторонке, что на мягкой…». По словам Без солнца Вдвое Соломке

Слайд 13

Вспомните вторую часть пословицы «Голод – не тётка…» «По Сеньке шапка… » «Попытка не пытка… » «Деньги счёт любят…» пирожка не подсунет по Ерёме колпак спрос не беда а хлеб – меру

Слайд 14

Переведите пословицу, поговорку на русский язык. (Англ.) «Когда леди выходит из автомобиля, автомобиль идёт быстрее». «Баба с возу - кобыле легче»; (Азерб.) «Голова - венец тела, а глаза -лучшие алмазы в том венце». «Глаза - зеркало души»;

Слайд 15

(Араб.) «Бежал от дождя, попал под ливень». «Из огня да в полымя»; (Фин.) «Тот не заблудится, кто спрашивает». «Язык до Киева доведёт»; (Кит.) «Разговорами риса не сваришь». «Соловья баснями не кормят».

Слайд 16

Пословицы, изображенные пантомимой «Сударушки»: «Одна голова хорошо, а две лучше». «Матрёшки»: «За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь».

Слайд 17

ЗАГАДКИ

Слайд 18

Загадка Шарю – пошарю, в угол встану.

Слайд 20

Загадка И шипит, и кряхтит Воду быстро кипятит, Он наелся угольков, Вот для нас и чай готов. Кран на брюхе открывает, Кипяточек разливает.

Слайд 22

Загадка Всех кормлю с охотою, а сама безротая.

Слайд 24

Загадка Зимой нет теплей, а летом холодней.

Слайд 26

Загадка Привяжешь – пойдёт, отвяжешь – останется.

Слайд 28

Русские народные игры Игра «Змейка». Игра «Вьюнец». Игра «Сковорода». Игра «Стожок». В какие дни играли в следующие игры. играли в Троицу играли в субботу пасхальной недели играли в Масленицу играли в день Ивана Купалы

Слайд 29

Старинные русские слова «Сударушки»: гай. «Матрёшки»: сыть. «Сударушки»: живот. «Матрёшки»: седмица. «Сударушки»: хвороба. «Матрёшки»: радеть. Переведите на современный язык слово. небольшой лес еда, корм жизнь неделя болезнь стараться , заботиться

Слайд 30

Заключение Вы узнали что-то новое, к сожалению, забытое старое, старинное, вечное. Один мудрец сказал: «Забыли старину и удивляемся, отчего худо стало». Наши предки пронесли старинные обычаи сквозь запреты и гонения. Мы не должны позволить им исчезнуть, уйти в небытие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современный взгляд на использование устного народного творчества в развитии речи дошкольника.

Детский фольклор относится к тем феноменам культуры, о котором все знают и много говорят. Он решает задачи познавательного, нравственного, физического развития детей. Особенно велико его влияние на ра...

Устное народное творчество. Влияние устного народного творчества на нравственное воспитание дошкольников

Описание проекта Вид проекта: познавательно-игровой Тип проекта: информационно-творческий Продолжительность: краткосрочный (срок реализации проекта 14 дней) Участники проекта: группа детей среднего до...

План по самообразованию воспитателя детского сада по развитию речи на тему: "Эффективность использования устного народного творчества для развития речи дошкольников"( в рамках реализации программы " Мозаичный парк")

Актуальность темыВажнейшим источником развития речи ребенка дошкольного возраста являются произведения устного народного творчества. Они имеют небольшой объем, позволяют создавать в воображении малыша...

Консультация "Использование устного народного творчества в речевом развитии дошкольников"

Устное народное творчество служит действенным и могучим средством умственного, эстетического и нравственного воспитания детей, и оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи детей....

презентация Использование устного народного творчества в речевом воспитании дошкольников

Использование устного народного творчества в речевом воспитании дошкольников...

Консультация для родителей «Использование устного народного творчества в нравственном воспитании детей дошкольного возраста»

Сказки, загадки, поговорки, пословицы – устное народное творчество – представляют настоящую сокровищницу народной мудрости, исключительные образцы языка народа....

Статья «Использование устного народного творчества при гендерном воспитании дошкольников»

В статье описан опыт работы по  использованию устного народного творчества при гендерном воспитании дошкольников...