Круглый стол с родителями "Значение народного творчества в патриотическом воспитании дошкольников"
материал
Круглый стол с родителями «Значение народного творчества в патриотическом воспитании дошкольников»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruglyy_stol_znachenie_narodnogo_tvorchestva_v_patrioticheskom_vospitanii_doshkolnikov.doc | 205.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию
администрации Ханты-Мансийского района
муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Ханты-Мансийского района «Детский сад «Сказка»
п. Горноправдинск»
Круглый стол «Значение народного творчества в патриотическом воспитании дошкольников»
Выполнили: воспитатели
Жульдикова А.В, Бондарчук О.В
2023
Круглый стол «Значение народного творчества в патриотическом воспитании дошкольников»
«Трудно предвидеть, каков будет человек через 1000 лет,
но отнимите у современного человека этот медленно
и трудно нажитой скарб обрядов, обычаев, всяких условностей –
и он растеряется, утратит свое житейское уменье,
не будет знать, как обойтись с ближним,
и будет принужден все начинать сызнова».
Ключевский В.О.
Цель круглого стола - актуализировать знания родителей по нравственно-патриотическому воспитанию детей через приобщение к национальной культуре.
Задачи:
- Обогащение представлений о формах, методах и средствах работы дошкольного учреждения по патриотическому воспитанию;
- Развитие творческой активности и инициативы родителей;
- Повышение интереса родителей к расширению своих знаний о русской народной культуре;
- В игровой форме проанализировать компетенции родителей в области русского устного и прикладного народного творчества, обычаев и традиций древних славян.
- Вызвать интерес родителей к данной теме.
Форма проведения: Посиделки за круглым столом.
Предварительная работа: Изучение методической литературы, анкетирование родителей, подготовка материалов и оборудование для проведения круглого стола.
Материалы и оборудование: Таблички с названием команд, фишки-эмблемы, бабушкин сундук с набором атрибутов, набор масок-шапочек для инсценирования сказки «Теремок», набор шумовых инструментов, аудиосистема, диск с фонограммами, блины на разносе и другие угощения для проведения чаепития.
План проведения мероприятия:
1. Вступительное слово
2. Практическая часть
Задание 1: Скажи пословицу иначе
Задание 2: Народная игра
Задание 3: Бабушкин сундук
Задание 4: Расскажи сказку
Задание 5: Знатоки старины
Задание 6: Игра «Живой оркестр»
3. Подведение итогов работы круглого стола
Звучит народная музыка, родители заходят в зал, на плечах платки, и другие элементы народной культуры. Садятся по обе стороны стола. На столе самовар, бублики, чай.
Воспитатель: здравствуйте гости дорогие! Очень рада Вас видеть. Оказывается, в разных странах по-разному здороваются. Хотите узнать как? Вот, например, в Индии в знак приветствия складывают руки вместе и прижимают их к груди (родители здороваются друг с другом). Во Франции обмениваются рукопожатиями и поцелуями в обе щеки. Жители Крайнего Севера трутся носами. Русские в качестве приветствия пожимают друг другу руки. Это называется рукопожатием. В прежние времена этот жест означал: в моей руке нет оружия, мои намерения чисты (родители здороваются друг с другом).
1. Вступительное слово
Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по – иному. Многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь, это относится к нашему прошлому. Что заботило, радовало и тревожило людей, чем они занимались, как трудились, о чем мечтали, рассказывали, пели, что передавали своим детям и внукам?
Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: «Наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего». В. В. Путин в своей статье «Россия: национальный вопрос» отметил, что для России – с ее многообразием языков, традиций, этносов и культур – национальный вопрос, без всякого преувеличения, носит фундаментальный характер.
Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли он привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. У В. П. Астафьева есть замечательные слова: «Если у человека нет матери, нет отца, но есть Родина - он ещё не сирота. Всё проходит: любовь, горечь утрат, даже боль от ран проходит, но никогда - никогда не проходит и не гаснет тоска по Родине».
С уверенностью можно сказать, что большинство из нас, к сожалению, очень поверхностно знакомо с народной культурой. Как жили наши предки? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали обычаи? Чем украшали свой быт? О чем мечтали? Ответить на эти и подобные вопросы — значит восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры.
Как бы не менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за неё необходимо всегда. Какая притягательная сила заключается в том, что окружает нас с детства. Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, он постоянно с гордостью рассказывает о красоте, богатстве своего родного края? «Красота родного края, открывается благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту». Эти слова В. А. Сухомлинского как нельзя точно отражают работу в дошкольных учреждениях по патриотическому воспитанию. Детский сад – это кyльтypнo-coциaльнaя плацента для каждого дошкольника, где формируется и отрабатывается его жизненный опыт.
Предназначение дошкольного образования на современном этапе заключается не только в формировании определенной суммы знаний, но и в развитии базовых способностей личности, ее социальных и культурных навыков. Гармоничное развитие ребенка - основа формирования будущей личности. Оно зависит от успешного решения многих задач, среди которых особое место занимают вопросы нравственного и патриотического воспитания.
Нравственное воспитание подразумевает воспитание дружеских взаимоотношений между детьми, привычку играть, трудиться, заниматься сообща; формирование умений договариваться, помогать друг другу; стремления радовать старших хорошими поступками. Сюда же мы относим воспитание уважительного отношения к окружающим людям; заботливого отношения к малышам, пожилым людям; умения помогать им. Развитие волевых качеств, таких как умение, ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру.
Важным средством патриотического воспитания является приобщение детей к традициям народа. С младенчества ребенок слышит родную речь. Песни матери, сказки открывают ему окно в мир, эмоционально окрашивают настоящее, вселяют надежду и веру в добро. Слушая сказку, ребенок начинает любить то, что любит его народ, и ненавидеть то, что ненавидит народ. Сказки, пословицы, поговорки, народные игры формируют начало любви к своему народу, к своей стране.
Педагоги и воспитатели в своей работе активно используют следующие методы и приемы работы по ознакомлению детей с русским народным творчеством
- Заучивание потешек, прибауток, закличек.
- Использование пословиц, загадок, поговорок.
- Чтение художественной литературы.
- Использование русских народных песен и танцев.
- Проведение русских народных игр.
- Использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности.
- Применение игрушек и изделий народных промыслов.
- Представление кукольного театра.
- Разыгрывание сценок и эпизодов сказок.
- Рассказ о народных обычаях и традициях.
- Рассматривание иллюстраций и предметов русского быта.
Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Как отмечал академик Д. С. Лихачев, «Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе языке, живописи. Национальные отличия сохраняются и в ХХI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний».
Народная культура – одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей. Задача не только педагогов, но и родителей – как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества.
2. Практическая часть
Воспитатель: Дорогие гости, а давайте поиграем! Родители разбиваются на две команды, садятся по обе стороны стола. Отгадав загадки, определяются название команд: «Матрешки» и «Дымковские игрушки».
Они приветствуют друг друга в фольклорной форме.
1. «Наши губки бантиком, да щечки будто яблоки,
С нами издавна знаком весь народ на ярмарке.
Мы матрешки вятские всех на свете краше.
Расписные, яркие сарафаны наши» (Матрёшки)
2. «Все мы барышни – красотки, подбоченившись, стоит;
Фартук, юбка и кокошник: всё сверкает и горит» (Дымковские Барышни)
Задание 1: Скажи иначе пословицу
Команды по очереди выбирают карточку, зачитывают иностранную пословицу, находят ей аналог в русском фольклоре. (По результатам игры, выдаются фишки в виде символов команды).
Воспитатель: Дмитрий Ушинский считал, что система воспитания порождается историей народа, его материальной и духовной культурой. Благодатный педагогический материал веками накапливался в устном народном творчестве, в фольклорных произведениях, которые так близки и понятны детям дошкольного возраста. В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления o добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.
Переведите иностранную пословицу, поговорку на русскую, найдите аналог:
1. «Когда леди выходит из автомобиля, автомобиль идёт быстрее» (англ.) – «Баба с возу – кобыле легче».
2.«Голова – венец тела, а глаза – лучшие алмазы в том венце» (азерб.) – «Глаза – зеркало души».
3.«Тот не заблудится, кто спрашивает» (финн.) – «Язык до Киева доведёт».
4. «Кто воду носит, тот и кувшин ломает» (турецкая) - «Не ошибается тот, кто ничего не делает».
5.«Если бы кошке крылья, воробьям бы не жить» (лезгинская). «Бодливой корове Бог рогов не дает».
6.«Как постелешь, так и поспишь» (гагаузская). «Как аукнется, так и откликнется»
7. «На море много черного, но не все это тюлени» (финская). « Не все то золото, что блестит».
8. «Если у одной плиты хлопочут два повара, обед пригорает» (ассирийская). «У семи нянек дитя без глазу»
9. «Во рту козла – трава сладкая» (персидская). «На вкус и цвет товарища нет»
10. «Жена и муж – словно палочки для еды: всегда парой» (вьетнамская). «Муж и жена – одна сатана».
Задание 2: Народная игра
Воспитатель: Народные игры являются неотъемлемой частью нравственно-патриотического воспитания дошкольников. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, проявлять смекалку, выдержку, находчивость. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Особенность народных игр в том, что они учат малыша обретать гармонию с окружающим миром. У детей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств.
Проводятся русские народные игры «Гуси-лебеди», «У медведя во бору»
Задание 3: Бабушкин сундук
Воспитатель: Славяне издревле отличались почитанием старших. Взаимоотношения детей и родителей в крестьянской семье строились на любви и ласке (к этому стремились, это считалось правильным, необходимым). Важным элементом народной педагогики было воспитание у детей уважительного отношения к старшим, и прежде всего к своим родителям, что отразилось и в целом ряде пословиц: «Почитай старших — сам стар будешь», «Старых почитай, молодых поучай», «Посади деда на печь, тебя внуки посадят», «Нет дружка против родного батюшки, нет подружки против матушки».
Уважаемые гости, сейчас мы с Вами поиграем в игру «Бабушкин сундук». Для игры используется бутафорский сундук, в котором находятся несколько предметов, необходимых для успешного воспитания ребенка.
Ведущая поочередно достает предметы и предлагает родителям догадаться о вариантах использования этих предметов в воспитании детей. Родители вместе решают, оставить этот предмет в сундуке как инструмент воспитания или удалить его из бабушкиного арсенала.
В сундуке находятся:
- большая красивая книга русских народных сказок;
- альбом и краски;
- букварь;
- банка варенья, шоколад, конфеты;
- котенок;
- старинные семейные фотографии;
- игрушки бабушек и дедушек;
- открытки памятников города Ульяновска;
- картинки с изображением орденов и медалей;
- кукла, одетая в военную форму;
- пилотка;
- пряники, ватрушки;
- кулинарная книга;
- спортивные атрибуты;
- перчаточные куклы для кукольного театра;
- рыбий жир.
Задание 4: Расскажи сказку
Ведущая: не менее разнообразен и сказочный фонд. Здесь и сказки простые пo содержанию и форме («Tepeмoк», «Peпкa»), и сказки c захватывающим сюжетом («Кот, петух и лиса», «Гуси – лебеди»). C удивительным педагогическим талантом вдет народ ребенка от игровых пoтeшeк к пoэтичeckим oбpaзaм сказок, от строк забавляющих, успокаивающих к ситуациям, требующим от малышей напряжения всех душевных сил. Яркие образы добра и зла в сказках, доступны и понятны детям.
Причем сказки дети не просто слушают, они сами вовлекаются в сказочную игру, они – участники и постановщики сказок, кукольных спектаклей.
Родители при помощи масок – шапочек показываю сказку «Теремок».
Задание 5: Знатоки старины
Воспитатель: Народ проявлял свои творческие устремления и способности в труде и быту. В мире утилитарных вещей отражалась духовная жизнь народа, его понимание окружающего мира — красоты, природы, людей. Народные мастера не копировали природу буквально. Реальность, окрашенная фантазией, порождала самобытные образы. Так рождались сказочно прекрасные росписи на прялках и посуде; узоры в кружеве и вышивке; причудливые игрушки.
Сейчас я буду задавать вопросы, а игроки обеих команд отвечать на них. За каждый правильный ответ команда получает фишку.
1. Какая самая распространенная на Руси обувь (Лапти)
2.Посватавшись к девушке, жених обязательно дарил ей изделие собственного изготовления, которое невеста брала на посиделки. Что это? (Прялка)
3. Без какого блюда невозможен обед на Руси? (Хлеб)
4. Универсальный предмет мебели в русской избе. (Скамья)
5. На какие праздники особенно любили гадать девушки? (Святки)
6. Назовите столицу былинной Руси (Стольный Киев-град)
7. Назовите современное значение старославянского слова Длань (Ладонь)
8. Хохломская роспись имеет три главных цвета. Назовите их (Чёрный, красный, золотой)
9. Как назывался распространённый на Руси тёплый напиток из трав с мёдом? (Сбитень)
10. Русский сосуд самобытной формы для питья, не встречавшийся ни в одной из других стран мира. (Ковш)
11. Мужская рубаха, разрез ворота которой был не посередине груди, а сбоку? (Косоворотка)
12. Украшение и оберег от сглаза на одежде? (Вышивка)
13. Что такое кулебяка? (Пирог с рыбой)
14. Какой языческий праздник связала народная молва с наступлением весны? (Масленица)
15. Старинный женский головной убор замужней женщины? (Кокошник)
16. Назовите самое распространенное на Руси осветительное устройство (Лучина)
Задание 6: Игра «Живой оркестр»
Воспитатель: Музыка сопровождала всю трудовую и семейную жизнь крестьянина: календарные праздники годового земледельческого круга (колядки, веснянки, масленичные, купальские песни), полевые работы (покосные, жатвенные песни), рождение, свадьбу (колыбельные и свадебные песни) и другие.
Педагог С. Миропольский говорил: «В нашей народной песне сказались глубокие художественные элементы богато одаренного поэтическим чутьем славянского племени. При этом народная наша песня служит незаменимым средством для образования здорового вкуса, понимания изящного и способности им наслаждаться. Эта песня проста, но высокохудожественна. Текст народной песни так же нельзя заменить в начальном воспитании, как нельзя заменить ничем молока матери для младенца… Музыка, и песня всегда отражала эмоции русской народной души.
Родителям предлагается выйти в середину зала и с помощью русских народных инструментов подыграть под мелодию «Барыня», «Коробейники», «Калинка», «Светит месяц»
3. Подведение итогов работы круглого стола
Воспитатель: Великая культура русского народа складывалась тысячелетиями. Она изобилует своими обычаями, традициями и обрядами, но в наше время, когда многое утеряно, позабыто, когда неузнаваемо изменились жизненные условия народа, мы очень мало знаем о своих корнях, о жизни наших предков. А ведь русский фольклор – песни, былины, сказки, православные праздники, проводимые с такой широтой, размахом, весельем, – это и есть наша культура, наши традиции, наше наследие, представляющее собой неиссякаемый источник красоты, творчества, доброты и мудрости народной.
Формирование самооценки своих поступков, доброжелательная оценка поступков других людей, умение спокойно отстаивать свое мнение, обогащение словаря формулами словесной вежливости, желание познавать культуру своего народа и бережного отношения к ней, а также воспитание уважительного отношения к культуре других народов — это критерии нравственного воспитания.
Звучит музыка «Ой блины мои блины». Выносятся блины на разносе.
Воспитатель: они хранили в жизни мирной, Привычки милой старины:
у них на Масленице жирной. Водились русские блины. (А. С. Пушкин)
Русская кухня всегда отличалась большой самобытностью. Если говорить о мировой славе русских кулинаров, ни в коем случае нельзя забывать о таком традиционном блюде русской кухни, как блины. Это одно из древнейших блюд русской кухни, появившееся в языческие времена, т.е. еще до крещения Руси. Слово «блин» - искаженное от «млин» или «мелин» - изделие из намолотого, мучное блюдо.
В дни праздника опару на блины ставили потаенно, на дворе, при свете месяца. Считалось, что полночное светило помогает выпекать блины самые вкусные – рыхлые, белые блины.
«Блин»- кругл, как настоящее щедрое солнце. Блин красен и горяч, как горячее все прогревающее солнце;
«Блин»- полит растительным маслом это воспоминание о жертвах, приносимых могущественным каменным идолам;
«Блин» - символ солнца, красных дней, хороших урожаев, ладных браков и здоровых детей.
Всем нам хочется заглянуть в будущее, чтобы хоть одним глазком увидеть своих детей счастливыми, умными, добрыми, уважаемыми людьми – настоящими патриотами своей Родины, услышать из уст маленького ребенка с гордостью сказанные слова: «Я – россиянин! Я горжусь своей страной!»
Здоровья, солнечного тепла, и достатка.
Угощайтесь гости дорогие!
Использованная литература:
1. Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. – М.: Линка – Пресс, 2003 г.
2.Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: программа О.Л. Князевой. – М.: Детство-Пресс, 2002 г.
3. Орлова А. Н. Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду. – В. Академия, 1995 г.
4. Романенко, О. Г. Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к национальной культуре / URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/60/2562/
5. Шангина И.И. Русский народ. Будни и праздники. – М.: Искусство, 2004 г. Научно методический журнал «Методист» №2, 2005 г.
6. Юдина Н.А. Энциклопедия русских обычаев. – М., 2004 г.
Анкета для родителей
Уважаемые родители!
Дошкольное образовательное учреждение в рамках реализации познавательных проектов проводит анкетирование родителей по вопросам приобщения дошкольников к основам русской народной культуры
1.Считаете ли Вы эту тему интересной и актуальной?
______________________________________________________________________
2.Какие виды народного искусства Вы знаете?
______________________________________________________________________
3.Какие русские народные промыслы Вам знакомы?
__________________________________________________________________
4.Как Вы думаете, какие виды декоративно – прикладного искусства ребёнку ближе всего?
______________________________________________________________________
5. Есть ли в Вашей семье предметы народных промыслов (Хохлома, Городецкая роспись, Дымковские игрушки и другие)?
______________________________________________________________________
6.Как часто Вы читаете ребёнку русские народные сказки, былины?
______________________________________________________________________
7.Употребляете ли Вы в общении с ребёнком русские народные пословицы и поговорки?
________________________________________________________________
8.Поёте ли Вы ребёнку колыбельные песни?
______________________________________________________________________
9. Какую информацию Вы хотели бы получить от дошкольного учреждения по приобщению дошкольников к основам русской народной культуры?
________________________________________________________________
Благодарим Вас за участие!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КРУГЛЫЙ СТОЛ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Использование семейных традиций в воспитании дошкольников»
привлечение родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, то есть к формированию семейных ценностей....
Устное народное творчество. Влияние устного народного творчества на нравственное воспитание дошкольников
Описание проекта Вид проекта: познавательно-игровой Тип проекта: информационно-творческий Продолжительность: краткосрочный (срок реализации проекта 14 дней) Участники проекта: группа детей среднего до...
Семинар - практикум Использование устного народного творчества в патриотическом воспитании дошкольников
Цель: Обобщить знания педагогов о теоретических основах патриотического воспитания детей дошкольного возраста, способствовать творческому поиску и совершенствовать профессиональное мастерство....
Статья: «Значение дидактических игр по народному творчеству в патриотическом воспитании старших дошкольников»
Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами....
Круглый стол для родителей "Использование семейных традиций в воспитании дошкольников"
Круглый стол для родителей "Использование семейных традиций в воспитании дошкольников"...
Круглый стол для педагогов на тему: «Социально-нравственное воспитание дошкольников»
Интересный, познавательный и очень увлекательный круглый стол для педагогов на тему "Нравственное воспитание"...
Круглый стол с педагогами на тему :"Нравственно-патриотическое воспитание"
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на современном этапе....