Статья "Как спроектировать образовательную деятельность по развитию инженерного мышления у дошкольников?"
статья

Корчагина Наталья Петровна

Статья "Как спроектировать образовательную деятельность по развитию инженерного мышления у дошкольников?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл inzh_myshlenie_statya.docx22.78 КБ

Предварительный просмотр:

Как спроектировать образовательную деятельность по развитию инженерного мышления у дошкольников?

Жизнь наших детей протекает в быстро меняющемся мире, в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Современное общество требует воспитать человека творческого и креативного, способного нестандартно мыслить и самостоятельно создавать новые технические формы, а значит владеющего основами инженерного мышления. И начинать готовить будущих инженеров нужно не в вузах, а значительно раньше – в дошкольном возрасте, когда у детей особенно выражен интерес к техническому творчеству.

Инженерное мышление дошкольников предполагает развитие сенсомоторных возможностей ребенка, его пространственного, логического и творческого мышления в области создания конструкторских моделей, творческих идей в области освоения техники и механизмов.

С учетом ФГОС ДО модель организации образовательной деятельности,  в том числе и для развития инженерного мышления,  включает в себя:

- совместную деятельность детей и взрослого, где выделяются

образовательная деятельность с основными формами организации: игра, наблюдение, экспериментирование, проектная деятельность, общение (разговор, беседа) и решение образовательных задач в процессе режимных моментов;

- самостоятельная деятельность детей с использованием возможностей развивающей предметно-пространственной среды.

-  Обязательными участниками образовательного процесса являются родители.

Можно сформулировать следующие задачи для развития  инженерного мышления. Конечно,  данные задачи конкретизируются с учетом возраста детей.

1.        Развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское научно-техническое творчество.

2.        Формировать пространственное мышление, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением.

3.        Развивать воображение, фантазию и творческую инициативу;

4.        Развивать наблюдательность, умение сравнивать, обобщать;

5.        Развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы;

6.        Формировать целостную картину мира, расширять кругозор детей .

Для развития инженерного мышления в дошкольных учреждениях традиционно  используют такие направления  в работе с детьми: конструирование; техническая деятельность, формирование элементарных математических представлений, логического мышления,  опытно-экспериментальная деятельность.

Эти направления в работе с детьми в ФГОС ДО определены как компоненты обязательной части программы, которые способствуют развитию исследовательской, творческой активности детей, умению наблюдать, экспериментировать - а, значит, развитию инженерного мышления.

Хотелось немного остановиться на данных направлениях работы.

Конструирование включает в себя:

- использование различных видов конструкторов (Lego, классические, магнитные, инерционные)

- применение различных материалов (бумага, бросовый материал и  др.)

- использование программируемых конструкторов, т.е роботехника.

Техническая деятельность включает в себя:

-знакомство с профессиями: строитель, инженер, программист и др.;

-знакомство с различными видами техники (в том числе промышленные роботы);

-практическая деятельность с применением технических конструкций.

Формирование элементарных математических представлений, логического мышления дошкольников (в аспекте изучаемой темы) включает в себя:

-сенсорное развитие

-основы экономической культуры

-игры-головоломки, авторские игры – Воскобовича, Никитина, Кюизнера, Дьенеша,
-технологии, например, ТРИЗ (теория решения изобретательских задач).

Опытно-экспериментальная деятельность включает в себя:

- ознакомление с явлениями природы;

- исследовательская деятельность по выявлению свойств и качеств предметов и материалов, природных объектов.

Данные направления  значимы тем, что

• являются великолепным средством для интеллектуального развития

дошкольников, а также для трудового воспитания;

• позволяют педагогу сочетать образование, воспитание и развитие

дошкольников в режиме игры;

• позволяют воспитаннику проявлять инициативность, самостоятельность,

творчество в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании;

• объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью.

Инженерно-техническое образование в детском саду строится на

принципах интеграции образовательных областей.  

Познавательное развитие:

Умение применять элементарные знания о технических устройствах, «читать» схемы, символы, знаки, решать логические задачи.

Речевое развитие:

Расширение словарного запаса, употребление в речи технических терминов.

Социально-коммуникативное:

Умение работать в команде, доводить начатое дело до конца, высказывать свое мнение, аргументировать его.

Физическое:

Координация движений, развитие моторики.

Художественно-эстетическое:

Создание и реализация собственного замысла в постройке, модели.

Обязательным условием для развития инженерного мышления у дошкольников является проектирование развивающей предметно-пространственной среды. Традиционно в детских садах созданы такие развивающие центры как центр экспериментирования, логики и математики, конструирования, появляются центры технического творчества, технические бюро.  Главное условие оснащения этих центров – современные, технически – сложные игрушки, конструкторы, энциклопедии. В силу того, что это оснащение дорогостоящее, одним из вариантов решения проблемы является сетевой формат реализации образовательной программы. Нашим сетевым партнером является Дом детского творчества «Вектор»

Одним из важнейших направлений данной работы является взаимодействие  с родителями. Очень важно раскрыть вовремя перед родителями стороны развития каждого ребёнка и предложить участие в совместных выставках технического творчества, исследовательских проектах, мастер-классах, экскурсиях, оформлении мини-музеев и, конечно, рассказов родителей о профессиях: инженер, программист, конструктор, строитель.

Одним из направлений проектирования образовательной деятельности по развитию инженерного мышления является разработка и реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы. Ее содержание будет зависеть от запроса родителей (законных представителей), интересов детей конкретной группы. Анализ опыта работы педагогов дошкольных учреждений страны выявил, что наиболее востребованными являются программы по робототехнике, техническому моделированию, конструированию с использованием наборов LEGO.

Данное направление педагогической деятельности является актуальным, задачи инженерного развития дошкольников мы будем решать совместно в рамках нашей инновационной площадки.

По нашему мнению, целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию элементов инженерного мышления поможет нашим детям без труда продолжить развивать инженерное мышление и в школе и в дальнейшем выбрать востребованную в современном мире профессию.

Список литературы

  1. Дошкольная педагогика/под редакцией Гогоберидзе А.Г.-М.: Питер, 2013,с.320-323
  2. Захарова Н.И.Играем с логическими блоками Дьенеша. – Санкт –Петербург: Детство - Пресс, 2018
  3. Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условия введения ФГОС: пособие для педагогов. – всерос.уч.-метод. центр образоват. Робототехники.-М.: Изд.-полиграф. центр «Маска» - 2013.
  4. Кайе В.А.Конструирование и эксперементирование с детьми 5-8 лет.-М.:ТЦ Сфера, 2014,с.5-19
  5. Комарова Л. Г. «Строим из LEGO» (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). — М.; «ЛИНКА — ПРЕСС», 2001.
  6. . Колесникова Е.В. Я решаю логические задачки: М.: ТЦ Сфера, 2008
  7. Лусс Т.С. «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью Лего: пособие для педагогов-дефектологов.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
  8. Михайлова З.А. Логико – математическое развитие дошкольников.-Санкт – Петербург: Детство – Пресс, 2016
  9. методические и дидактические материалы для работы с конструктором Тико [электронный ресурс]. – режим доступа: http://www.tico-rantis.ru/games_and_activities/doshkolnik/
  10. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования».
  11. Развитие технологического образования школьников на переходе к новому технологическому укладу [электронный ресурс]. – режим доступа: /https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-tehnologicheskogo-obrazovaniya-shkolnikov-na-perehode-k-novomu-tehnologicheskomu-ukladu/
  12. Соколова Г.А. Оригами. - Новосибирск, 2014
  13. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  14. Фешина Е.В. Лего – конструирование в детском саду.- М.:ТЦ Сфера, 2012.
  15. Щетинина А.М.Учим дошкольников думать. – М.: Творческий центр, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по развитию логического мышления детей старшей группы "Космический полет на планету Логика"

Обучение детей сопоставлению, сравнению, анализу, умению самостоятельно делать выводы, находить общее и частное, устанавливать простые закономерности, строить умозаключения, творчески мыслить.Развитие...

Организация непрерывной образовательной деятельности по развитию творческого мышления для воспитанников подготовительной к школе логопедической группе по закреплению пройденного материала по теме "Огород . Овощи."

Возраст6-7 лет подготовительная логопедическая  группаТип занятийПодгрупповоеТип заданияОбразные трансформации по методу Дж.Гилфорда и Дж.Рензуллидля развития творческого мышленияЦель: создание у...

«Разработка инженерной книги "Экоробофильтр" как средства развития инженерного мышления детей дошкольного возраста»

Обучение воспитанников основам робототехники, программирования. Развитие творческих способностей в процессе конструирования и проектирования, через   создание действующей модели робота ...

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию логического мышления в подготовительной группе "Помогите Кузе"

Данное занятие проводится с группой детей старшего дошкольного возраста по развитию логического мышления. Проводя с детьми данное занятие, мы формируем умение квалифицировать предметы на три группы с ...

Развитие инженерного мышления детей старшего дошкольного возраста посредством конструктивной деятельности

Материал содержит план работы и теоретическое обоснование темы по самообразованию "Развитие инженерного мышления  детей старшего дошкольного возраста посредством конструктивной деятельности...

Конструирование как вид деятельности по развитию инженерного мышления детей старшего дошкольного возраста

Жизнь наших детей протекает в быстро меняющемся мире, постоянно возрастает техническая сложность средств производства, что требует особого внимания к профессиональным интеллектуальным качествам специа...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию инженерного мышления для детей средней группы на тему: «Мы юные строители ракет»

Конспект непосредственно образовательной деятельностипо развитию инженерного мышления для детей средней группы на тему: "Мы юнные строители ракет"Цель: Формирование предпосылок инженерн...