Проект Хлеб всему голова
проект (старшая группа)
Не напрасно народ
С давних пор и поныне
Хлеб насущный зовет
Самой первой святыней.
Золотые слова
Забывать мы не вправе:
"Хлеб всему голова!" -
В поле, в доме, в державе!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_v_starshey_gruppe.docx | 145.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект старшая группа
Проект подготовили воспитатели
группы №11
Заварзина Ю.С Никитина Е.Ф
Актуальность
Не напрасно народ
С давних пор и поныне
Хлеб насущный зовет
Самой первой святыней.
Золотые слова
Забывать мы не вправе:
"Хлеб всему голова!" -
В поле, в доме, в державе!
Издавна у славян существовал обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. Хлеб - посол мира и дружбы между народами, остается им и ныне. Изменяется жизнь, переоцениваются ценности, а хлеб-батюшка, хлеб-кормилец остается самой большой ценностью. С хлебом провожали на фронт. С хлебом встречали вернувшихся с войны. Хлебом поминали тех, кто уже никогда не вернется. У каждого свой хлеб. Каждый по-своему помнит, воспринимает и ценит его. Но есть для всех без исключения одно общее: хлеб - это жизнь.
Наш народ хлебосолен. Хлеб, калиной перевитый, на праздничном столе всегда стоит на почетном месте. Дорогих гостей встречают хлебом-солью. Однако не каждый гость знает, что каравай нужно разломить, самому отведать и людям раздать, как велит обычай. Не каждый знает, что, принимая хлеб соль на рушнике, хлеб следует поцеловать.
Как же научить уважать хлеб? О хлебе и отношении к нему этот проект.
Предлагаемый проект рассчитан на дошкольный возраст. В нашей стране относились к хлебу всегда по-особенному. Если человек в чем-то не очень разбирается, о нем говорят: думает, что булки на деревьях растут. Вместе с ребятами старшей группы мы решили выяснить, где же действительно «растут» булки, проследить весь путь хлеба: от зернышка до нашего стола, увидеть разнообразие хлебобулочной продукции. Основным методом является исследовательская работа, в ходе которой дети сами проводят исследование, с помощью взрослого обрабатывают результаты и представляют их в виде рисунков, фотографий, презентаций. Осуществляя проект, участники учатся пользоваться различными источниками и способами получения информации. В ходе работы над проектом формируются коммуникативные навыки, умение работать в команде.
Участники проекта: воспитатель группы, дети подготовительной группы, родители
Цель: сформировать у детей представление о ценности хлеба.
Разработка проекта:
Донести до участников проекта важность данной темы.
Создать развивающую среду: подобрать материал, атрибуты для игровой деятельности, дидактические игры, иллюстрации.
Подобрать материал для продуктивной деятельности.
Планируемый результат:
знание детей информации о злаковых культурах;
понимание детьми ценности и пользе хлеба
знание детей о производстве хлебумение детей применять трудовые навыки
понимание детьми важности труда хлебороба
умение организовывать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о хлебе и его происхождении
проявление заботы и уважение к тружениках села, бережного отношения к хлебу.
Организационная деятельность довести до участников проекта важность данной проблемы.
Вопросы:
Основополагающий:
Почему человек может обойтись без многого, а без хлеба нет?
Что во главе стола стоит?
Вопросы проблемные:
Как люди выращивают хлеб?
Почему люди с большим уважением относятся к хлебу?
Участники проекта
Дети подготовительной группы ,воспитатели, родители.
Предшествующая работа: Рассматривание картин: «Рожь» Шишкина, «Уборка хлеба», картинок «Хлебобулочные изделия», «Зерновые культуры»,беседа о бережном отношении к хлебу, разучивание стихов, пословиц ,поговорок.
задачи проекта:
- обогатить познавательный опыт детей
- сформировать систему знаний детей о производстве хлеба
- развивать у детей нетрадиционное решение
- дать детям понятие, что хлеб является ежедневным продуктом
- совершенствовать трудовые навыки детей
- приобщать родителей к воспитанию детей через совместные мероприятия.
- закрепить представление о том, что хлеб нужен каждому человеку
- систематизировать знания о труде хлебороба, комбайнера, тракториста, пекаря,
- агронома (последовательность выращивания хлебных злаков, процесс приготовления из муки хлеба
- показать значимость сельскохозяйственной техники
- воспитать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и уважения к людям сельскохозяйственного труда
- формировать реалистические представления о природе
- совершенствовать системы обследовательских действий
- развивать основные психические процессы – память, внимание, образное и логическое мышление
- помочь увидеть необыкновенное в обычном.
- развивать эмоциональную сферу ребёнка.
- поддерживать естественный интерес и любознательность детей.
- научить доводить порученное дело до конца.
- воспитывать такие качества, как внимание, терпение, трудолюбие.
- учить сотрудничать, уважать чужой труд.
- обогатить кругозор детей.
Гипотеза: получение хлеба – это результат труда людей разных профессий. Если человек будет знать, сколько затрачено труда для того, чтобы пришел хлеб к нам на стол, то будет бережнее относиться к нему.
Модель трех вопросов
Что мы знаем? | Что мы хотим узнать? | Где мы можем узнать? |
Хлеб продается в магазине , Мама дома печет хлеб в хлебопечке, духовке Из зерен делают муку, Хлеб бывает белый и черный, Хлеб пекут на хлебозаводе | Как называются люди, которые выращивают хлеб? Что надо, чтобы вырастить хлеб? Как растили хлеб раньше? Как готовится тесто? Что можно сделать из муки еще? Как пекут хлеб? Какие еще есть крупы? Как работает мельница? Почему говорят Хлеб всему голова? Как называют хлеб в других странах? Что можно приготовить из черствого хлеба? | Сходить на экскурсию Спросить у родителей Посмотреть в Интернете Спросить у воспитателя Провести опыты Посмотреть в книгах, энциклопедиях |
Реализация проекта
Образовательная деятельность | Совместная деятельность | Самостоятельная деятельность | С родителями |
Социально-личностное развитие (социализация, труд, безопасность) | Беседа о культуре поведения за столом, бережном отношении к хлебу. Игра «Да-нет», Разработать правила обращения к хлебу .Беседа «Терпение и труд все перетрут», «О правильном обращении с электроприборами»,рассказ о коллекциях и музеях ,выпекание хлебобулочных изделий из соленого теста. | Рассматривание альбома «как к нам хлеб пришел», с\р игры «Магазин», «Больница», «Семья», «Ярмарка», «Мы-хлеборобы», настольно-печатные игры | Составление алгоритма «Откуда к нам хлеб пришел», составление рассказов «Как раньше хлеб выращивали?», выпечка хлеба дома, замешивание теста. |
Художественно-эстетическое развитие (Художественное творчество, музыка) | Коллаж «Что можно сделать из муки?»,конструирование из бросового материала «Мельница»,изготовление тряпичной куклы «Крупеничка», лепка из соленого теста «Хлебное поле»,рассматривание иллюстраций И.Шишкин «Рожь», И.Машкова «Снедь Московская. Хлеба»,Составление букетов из листьев, колосков. | Раскрашивание раскрасок. составление узоров и рисунков из круп, выкладывание орнамента из круп, зерен. | Подбор иллюстраций о хлебе, составление альбома «Хлеб -всему голова»,изготовление пальчикового театра к сказке «Колосок», атрибутов и декораций к сказке Путешествие колобка»,изготовление визитной карточки музея «Хлеб всему голова» |
Познание, Речевое развитие (коммуникация, познание, чтение) | Экологическая игра «что за чем»,опыт с вертушкой (взаимосвязь между ветром и вращением, ветряная мельница),экскурсия на хлебокомбинат, экскурсия на кухню «Как готовится тесто», экскурсия в хлебный магазин, д\и «Откуда хлеб пришел», «Что было бы если…», «родственные слова», «раз,два,три-сказка выходи» опыт «вершки-корешки», перемалывание зерен через мельницу», чтение Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом», В Крупин «Отцовское поле» Ю.Ванаг «Хлеб, заработанный своими руками», А.Букалов «Как машины хлеб берегут», Дацкевич «От зерна до каравая», беседа «батоны и булки не растут на грядке»,опыт по выращиванию семян (ржи, пшеницы). | Рассматривание книг, альбомов о хлебе, придумывание рассказов о хлебе, рассматривание колосков, зерен, д\и «Подбери словечко», д\и «Золушка», посчитать зерна, выложить буквы и цифры, рассматривание и проба разных видов хлеба, переписывание новых слов. | Составление рассказов о хлебе, придумывание загадок, сбор картинок, пословиц, стихов о хлебе. |
Физическое развитие (здоровье, физкультура) | Спортивное развлечение «Хлеб –всему голова»,пальчиковые игры, психоэтюд «Тесто», психогимнастика «Хлеборобы» | Игра в подвижные игры, игра в сухом бассейне из круп, д\и «Где мы были мы не скажем, а что делали покажем» | Составление альбома «О пользе хлеба», Кулинарная книга «Рецепты бабушек и мам» |
Презентация проекта «Хлеб –всему голова». Мини-музей «Хлеб-батюшка»
Конспект ОД по экологии в подготовительной группе
«Хлеб - всему голова»
Задачи:
Учить детей задумывать содержание своей работы на основании личного опыта.
Уточнить и закрепить знания детей о хлебобулочных изделиях.
Формировать умение передавать форму знакомых предметов, их пропорции, используя усвоенные ранее приёмы лепки.
Предварительная работа: знакомство с поговорами о хлебе, рассматривание хлебобулочных изделий в хлебном магазине (экскурсия в хлебный магазин), чтение стихотворений Д.Кугультинов «Кусок хлеба», Х.Мянд «Хлеб», К.Кубилинскас «Снопы», рассказ Э.Шим «Хлеб растёт».
Ход:
1. Организационный момент.
Педагог предлагает детям поиграть в игру «Волшебный мяч». Дети встают в круг, и по очереди передают друг другу мяч, называя хлебобулочное изделие.
После игры педагог обращает внимание детей на то, что в группе есть сюжетно-ролевые игры. Но самая любимая игра детей это магазин. Вот сегодня на занятии мы пополним сюжетно- ролевую игру «Магазин» хлебобулочными изделиями.
2. Актуализация знаний.
Педагог задаёт вопросы:
- Откуда берётся хлеб, который продают в магазине?
- Какие вы знаете зерновые культуры? (кукуруза, пшеница, рожь, ячмень, овёс).
- Где растёт хлеб? (в поле)
- Как называются люди, которые выращивают хлеб? (хлеборобы)
- Куда везут зерно на машине с полей? (на элеватор)
- Что такое элеватор? (здание, где хранится зерно)
- Что дальше происходит с зерном?
С элеватора зерно везут на мукомольный завод, где из зёрен получают муку, затем везут на хлебозавод, где выпекают хлеб.
Педагог предлагает рассмотреть схему «Откуда хлеб пришел»: сеют зерно, убирают комбайном выращенное зерно, отвозят на мельницу, полученную муку везут на пекарню, где пекут хлебобулочные изделия. Дети по схеме составляют рассказ. По ходу рассказа педагог задает детям уточняющие и проблемные вопросы:
– Кто сеет хлеб?
– Труден ли труд хлебопашца?
– Как получают муку?
Не гром грохочет, не пальба – Шумят, гудят грузовики,
Гремит-грохочет молотьба. Стучат на мельнице валки,
Гора зерна растет до неба… Гора муки растет до неба…
Ты видишь, сколько будет хлеба? Ты видишь, сколько будет хлеба?
Физминутка.
Едем в поле (дети встают друг за другом и «едут» на машине)
На кочку наехали (подпрыгивают, приседают, делают повороты вправо, влево)
В яму заехали
Горки объехали
И на поле приехали!
Педагог предлагает детям пройти на свои места.
- Ребята, а кто печёт хлеб? (пекари)
Педагог обращает внимание на коробку, стоящую на столе. Предлагает отгадать загадки и при каждой отгадке достаёт из коробки картинку или муляж хлебобулочного изделия.
Вот на мельнице пшеница
Здесь такое с ней творится!
В оборот её берут, в порошок её сотрут!
(Мука)
Он бывает с рисом, с мясом,
С вишней сладкою бывает.
В печь сперва его сажают,
А как выйдет он оттуда,
То кладут его на блюдо.
Ну, теперь зови ребят
По кусочку все съедят.
(Пирог)
Я пузырюсь и пыхчу,
Жить в квашне я не хочу.
Надоела мне квашня,
Посадите в печь меня.
(Тесто)
Что на сковородку наливают
Да вчетверо сгибают?
(Блины)
Маленькое, сдобное
Колесо съедобное.
(Бублик)
Сидит на ложке
Свесив ножки?
(Лапша)
Состав простой: мука, вода
А получается еда,
То смешные завитушки, то соломка, рожки, ушки.
(Макаронные изделия)
При этом педагог обращает внимание на правильную осанку детей.
Пальчиковая гимнастика: «Месим тесто»
- Мы тесто месили, мы тесто месили, |
4. Итог занятия
- Ребята, скажите, почему хлеб называют самым главным в доме?
- Как нужно относиться к хлебу?
- Почему нужно уважать труд людей, выращивающих хлеб?
В заключении хочу вам прочесть стихотворение.
Вот он хлебушек душистый,
Вот он теплый золотистый,
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришел
В нем здоровье наша сила.
В нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило, охраняло, берегло.
В нем – земли родимой соки,
Солнца свет веселого в нем…
Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!
В качестве домашнего задания предложили детям вместе с родителями найти и выучить пословицы и поговорки о хлебе. Это задание настолько заинтересовало детей, что они до сих пор заучивают и рассказывают новые пословицы, которые и для нас были неизвестны.
Конспект ОД по экологии в подготовительной группе
«Откуда хлеб пришёл» .
Программное содержание: Дать детям понятие, что хлеб является ежедневным продуктом. Рассказать откуда берётся хлеб, как его делают, кто его растит и печёт. Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу.
Предварительная работа: знакомство о хлебе, рассматривание хлебобулочных изделий в хлебном магазине (экскурсия в хлебный магазин), чтение стихотворений Д.Кугультинов «Кусок хлеба», Х.Мянд «Хлеб», К.Кубилинскас «Снопы», рассказ Э.Шим «Хлеб растёт».
Оборудование: картинки, тарелка с мукой.
Обогащение словаря: чёрствый, ароматный, аппетитный, хлебозавод
Ход занятия
Ребята, что вы сегодня ели на завтрак?
(Молочная каша, булка, чай)
А вчера?
(Омлет, булка с маслом, кофе)
А что было на обед?
(Борщ, вермишель с котлетой, сок, хлеб)
Ребята, меню всё время меняется, а какой продукт постоянно на столе и утром и вечером?
Правильно, каждый день у нас на столе и в детском саду и дома хлеб.
Ребята, а вы любите хлеб? Какой хлеб вы любите?
(Белый, булки с изюмом, мягкий).
Давайте с вами подумаем и назовём много слов, каким бывает хлеб?
(Вкусный, мягкий, чёрствый, белый, горячий, свежий, ароматный, аппетитный)
Хлеб бывает разный, но он обязательно вкусный и полезный.
Ребята, а кто знает, откуда к нам хлеб пришёл? (Мама купила в магазине)
А, как он в магазин попал, хотите расскажу?
Сначала зёрнышко хлеба сажают в землю
Специальными машинами, сеялками.
Потом вырастают вот такие колоски
Зёрна собирают машины и отвозят на мельницу.
Там зёрна перемелют в муку.
Из этой муки на хлебозаводе (завод, где пекут хлеб) пекут хлеб, булки.
Физкультминутка:
Дует ветер с высоты.
Гнутся травы и цветы.
Вправо-влево, влево-вправо.
Клонятся цветы и травы. (Наклоны в стороны).
А теперь давайте вместе.
Все попрыгаем на месте (прыжки)
Выше, веселей, вот так!
Переходим все на шаг (ходьба на месте)
Вот и кончилась игра.
Заниматься нам пора.
Ребята, а кто из вас видел дома, как мама делает тесто? (Мука, вода)
Посмотрите, какие нужны компоненты соль, вода, яйца, мука, сахар, дрожжи
Давайте их назовём. (Ответы детей).
Когда тесто замешано его кладут в форму и ставят в печь. Когда хлеб готов,
его грузят в машины и везут в магазин. Ребята, а что ещё пекут из муки? Ответы детей (булки, батоны, пирожки, пирожные).
Молодцы!
Дидактическая игра: "Сложи правильно"
Цель: разложить и объяснить карточки в правильной последовательности. «Как хлеб на стол попадает»
Игра: найди лишние ингредиенты
В заключении хочу вам прочесть стихотворение.
Вот он хлебушек душистый,
Вот он теплый золотистый,
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришел
В нем здоровье наша сила.
В нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило, охраняло, берегло.
В нем – земли родимой соки,
Солнца свет веселого в нем…
Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!
Экскурсия в хлебный магазин
Хлеб ржаной, батоны, булки не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют, сил для хлеба не жалеют.
Я.Аким .
Хлеб – это наша жизнь, наша культура. Как же мы должны относится к хлебу? Ценим ли его? Какую хлебную продукцию мы знаем?
Считается, что хлеб это символ благополучия, достатка. Хлеб на столе - это богатство в доме. Хлеб всегда считался самым полезным продуктом, поэтому в народе появилось множество пословиц про него.
Цель: познакомить детей с работой хлебного магазина.
Задачи
- Продолжить формирование понятий — магазин, продавец, шофер, пекарь, покупатель, автомашина, труд людей.
- Познакомить детей с разновидностями хлебобулочных изделий.
- Проследить их путь от пекарни до покупателя.
- Подчеркнуть значение соблюдения гигиенических правил во время работы.
- Формировать чувство уважения к людям труда и хлебу.
Оборудование: сигнальные красные флажки для остановки движения транспорта, если придется переходить улицу.
Организация детей: до магазина дети идут парами. Их сопровождают два педагога, один из которых находится в начале колоны, второй — в конце. В магазине дети располагаются так, чтобы не мешать продавцам и покупателям, но в то же время все хорошо видеть.
Виды деятельности: ознакомление с окружающей средой, экскурсия, наблюдение, развитие речи, ОБЖ, прогулка.
Методические рекомендации
Воспитатель предварительно договаривается об экскурсии с работниками магазина и приводит детей.
В магазине воспитатель старается не рассказывать детям, а задавать им вопросы, на которые те дают ответы, основываясь на восприятии увиденного.
Считают, сколько видов хлеба и булочных изделий завезли сегодня в магазин, узнают их названия. Воспитатель объясняет, чем отличается хлеб от булочных изделий, обращает внимание детей на то, что хлеб лежит на специальных лотках, которые не ставят на землю, а осторожно переносят в магазин и вместе с хлебом оставляют на полках.
В торговом зале дети смотрят, как покупатели берут хлеб, выясняют, какие изделия пользуются наибольшим спросом, что чаще покупают: хлеб или булочки. Отмечают, что в магазине, кроме хлеба и булочек, есть пряники, печенье, сухари и иные продукты, которые завозят не ежедневно.
Дети наблюдают, как продавец разговаривает с покупателями, как выясняет, что им надо, отпускает товар. Воспитатель обращает внимание детей на то, как продавец соблюдает гигиенические правила. Руками он прикасается только к тем продуктам, которые имеют какую-то оболочку.
Вернувшись в детский сад, дети обмениваются впечатлениями. Воспитатель поощряет их к этому.
Дети делают вывод о том, что хлеб является одним из главных продуктов питания. В его производстве участвуют многие люди. При работе с хлебом и иными продуктами необходимо тщательно соблюдать правила гигиены.
Экскурсия на кухню
Цель: познакомить детей с технологией приготовления булочек в больших количествах.
Задачи
1. Показать детям, как повара готовят булочки
2. Помочь ребятам понять, что и здесь многое зависит от уже знакомых им живых организмов — дрожжей.
Организация детей: они стоят на кухне группой или проходят мимо кухонного оборудования, если это возможно.
Виды деятельности: прогулка, развитие речи, ознакомление с кухонным оборудованием, наблюдение, социализация личности детей.
Методические рекомендации: педагог строго следит за соблюдением правил безопасности.
Дети идут на экскурсию на свою кухню, когда там выпекаются изделия из теста. Они должны увидеть весь процесс — от замеса теста до вынимания горячих булочек из печи. Если тесто подходит долго, на кухню можно сходить 2—3 раза. Кухонные работники, по предварительной договоренности с воспитателем, комментируют ход работы, объясняют назначение незнакомых для детей предметов и агрегатов.
Воспитатель. Видите, ребята, вам готовят еду таким же способом, как вы делали это сами, но уже не в кастрюлях, а в чанах. И помогают людям в этом умные машины и агрегаты. Вот так повар и помощники работают каждый день, чтобы вы всегда были сытыми. Вкусно они готовят? Вам нравится?
Дети отвечают.
Давайте поблагодарим всех за то, что показали нам, как они работают, и за то, что каждый день готовят для нас очень вкусно.
Дети благодарят работников кухни и уходят.
В последующие дни во время завтрака, обеда или ужина педагог напоминает детям об их экскурсии на кухню, предлагает определить, с помощью какого оборудования было приготовлено то или иное блюдо, каким способом его готовили. Спрашивает, понравилась ли еда, обещает передать благодарность работникам кухни.
Приложение
Игра в слова
Хлопните в ладоши, услышав слово, подходящее пшенице (ржи, ячменю, просу, ..., кукурузе).
Объясните выбор каждого слова.
Словарь:
мука, перловая, мельница, початок, батон, пшено, геркулес, «усатый», мёд, ржаной, зерно, пирожное, медонос, корм для домашней птицы и сриней, каравай, колос, метелка, овсяная каша, воздушные хлопья, лакомство для лошади.
Комментарий для взрослых:
Для активизации памяти и речи детей после игры можно предложить им следующее задание: вспомните, какие слова, подходящие для пшеницы (ржи, ячменя, проса,..., кукурузы), вы слышали?
Четвертый лишний
Выделите лишнее слово, объясните свой выбор:
картофель, морковь, ячмень, свекла; просо, рожь, баклажан, пшеница; рис, кукуруза, яблоко, рожь; гречиха, слива, виноград, персик; ячмень, пшеница, рожь, кукуруза.
Конкурс «Кто назовет больше изделий из теста?» Все команды называют изделия по очереди. Если какая-либо команда не может ничего сказать, она пропускает ход. За каждым ответ дается фишка. Побеждает команда, набравшая больше фишек. Конкурс начинают дети, а когда их знания полностью исчерпаются, его продолжают взрослые.
Конкурс для детей «Что — сначала, что — потом». Всем командам дается одинаковый набор продуктов (например, колос, зерно, мука, хлеб, печенье, шарлотка из хлеба, сухарь, крошки, бутерброд, тартинки и т.д.). Дети должны разложить их и последовательности, соответствующей естественному ходу превращений. Если изделия соответствуют примерно одной стадии превращения, их кладут друг над другом. Воспитатель или один из родителей контролирует правильность и скорость выполнения задания.
Конкурс для родителей «Кто быстрее замесит тесто» От каждой команды приглашаются по одному или два представителя, и дается одинаковый набор продуктов.
Задание для детей и родителей: «У вас имеются остатки хлеба. Что можно из них приготовить? Дайте рецепт». Побеждает команда, назвавшая большее количество способов использования хлеба.
Задание для мамы и ребенка: из предложенных продуктов приготовить бутерброд. Работают одновременно все пары. Бутерброд оценивается не только по вкусовым качествам, но и по оригинальности оформления. Набор продуктов должен быть достаточно большим, чтобы участники имели выбор для развития собственной фантазии.
Подвижная игра « Что мы делали — не скажем, а как делали — покажем»
Из взрослых выбирается один ведущий — Царь. Команда детей, предварительно договорившись между собой, подходят к Царю. Между ними происходит следующий диалог:
— Здравствуй, Царь.
— Здравствуйте, дети. Где вы были?
— На мельнице (или в другом месте, где происходят задуманные действия).
— Что вы делали?
— Что мы делали — не скажем, а как делали — покажем.
Составь рассказ-описание с опорой на план
- Как называется злак?
- Как выглядит злак?
- Где родина злака?
- Какие полезные вещества содержатся в злаке?
- Какие блюда можно приготовить из злака?
- Дополнительные сведения, известные детям.
Народные приметы
Не сей пшеницу, прежде чем появится дубовый лист.
Комары появились — пора сеять рожь.
Сей ячмень, когда калина расцвела, а береза листочки выпустила.
Когда шишки на елке станут красными, а на сосне — зелеными, пришла пора ячмень сеять.
Коли рябина рано расцвела, будет хороший урожай овса.
Коли брусника поспела, то и овес созрел. Ольха зацвела — пора гречиху сеять.
Пословицы и поговорки
Почему в народе говорится:
«До поры до времени не сеют семени»; «Весной час упустишь, годом не наверстаешь»; «Пришло время сева, не глазей ни вправо, ни влево»; «Кто весной не сеет, тот осенью жалеет»; «Не пиры пировать, когда хлеб засевать»; «Сей в срок — будет прок!»;
«Весной пролежишь — зимой с сумой побежишь»; «Чем лучше семя схоронится, тем лучше уродится»; «Хорошо зерно в землю спать уложишь — хорошо и разбудишь, сыт будешь»; «Кто пахать не ленится, у того хлеб родится»; «Кто на ниве потеет, тот хлеб имеет»; «Какова земля, таков и хлеб»; «Клада не ищи, а землю паши — и найдешь»; «Когда сеют и жнут, не говорят, что мозоли жгут»; «Будет хлеб — будет и обед»; «Кто хлеб носит, тот есть не просит»; «Сей овес хоть в воду, да в пору»; «Кто кукурузу сеет, тот год от года богатеет»; «Хозяйство без кукурузы, что дерево без корней»; «Не соберешь овес — наглотаешься слез»;
Из чего сварили кашу?
Назовите злак, из которого сварили кашу.
Пшенную — (просо)
Гречневую — (гречиха)
Перловую — (ячмень)
Геркулесовую — (овес)
Манную — (пшеница)
Овсяную — (овес)
Кукурузную — (кукуруза)
Физкультурные минутки
Едем в поле (дети встают друг за другом и «едут» на машине)
На кочку наехали (подпрыгивают, приседают, делают повороты вправо, влево)
В яму заехали
Горки объехали
И на поле приехали!
Пальчиковая гимнастика
Мы тесто месили, мы тесто месили,
Нас тщательно всё промесить попросили,
Но, сколько, ни месим и сколько, ни мнём,
Комочки опять и опять достаём.
Загадки
Вот на мельнице пшеница.
Здесь такое с ней творится!
В оборот её берут, в порошок её сотрут!
(Мука)
Он бывает с рисом, с мясом,
С вишней сладкою бывает.
В печь сперва его сажают,
А как выйдет он оттуда,
То кладут его на блюдо.
Ну, теперь зови ребят
По кусочку все съедят.
(Пирог)
Я пузырюсь и пыхчу,
Жить в квашне я не хочу.
Надоела мне квашня,
Посадите в печь меня.
(Тесто)
Что на сковородку наливают
Да вчетверо сгибают?
(Блины)
Маленькое, сдобное
Колесо съедобное.
(Бублик)
Сидит на ложке
Свесив ножки?
(Лапша)
Состав простой: мука, вода
А получается еда,
То смешные завитушки, то соломка, рожки, ушки.
(Макаронные изделия)
Бьют меня палками,
Жмут меня камнями,
Держат меня в огненной пещере,
Режут меня ножами.
За что меня так губят?
За то, что любят. (Хлеб.)
Анкетирование детей подготовительной группы (начало проекта)
Обследовано 29 детей
Вопрос | Знают | Не знают |
Без чего не вырастит хлеб? | ||
Как превращается зерно в муку? | ||
Как превращается мука в тесто? | ||
Какие машины вы знаете, которые помогают выращивать хлеб? | ||
Какие профессии тружеников села вы знаете? |
Анкетирование детей подготовительной группы (конец проекта)
Вопрос | знают | Не знают |
Без чего не вырастит хлеб? | ||
Как превращается зерно в муку? | ||
Как превращается мука в тесто? | ||
Какие машины вы знаете, которые помогают выращивать хлеб? | ||
Какие профессии тружеников села вы знаете? |
Результат
1.Рисунки хлебных полей,
2.Аппликация сельхозтехники,
3.Поделки из соленого теста,
4.Разработка правил поведения с хлебом и изображение в виде знаков.
5.Экскурсия в магазин в хлебный отдел
6.Разыгрывание сценки «Путешествие колобка», «Колосок»,
7.Выпуск рекламной газеты «Хлеб-батюшка»,
8.Создание мини-музея «Хлеб всему голова»
Список использованной литературы
- Голицина Н.С. Экологическое воспитание дошкольников. - М.: Мозаика- Синтез», 2004. - 40с.
- Коломина Н.В. Занятия по экологии в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 144с.
- От осени до лета (детям о природе и временах года в стихах, загадках, пословицах, рассказах): Для воспитателей детских садов и музыкальных руководителей/ Сост. Л.А. Владимирская. - Волгоград: учитель, 2004. - 160с.
- Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-состав.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б.Зуйкова. - 4-е изд., - М.:АРКТИ, 2006. - 96С.
- Система экологическое го воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: . - Волгоград: Учитель, 2008. - 286с.
- Соломенникава О.А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. - Мозаика-Синтез, 2006. - 104с.
- Тамбиев А.Х. Экологическая азбука для детей: Растения. - М.: Школьная Пресса, 2000. - 32с.
- Шорыгина Т.А. Беседы о хлебе. Методические рекомендации. - м.: ТЦ Сфера, 2012. - 80с.
Конспект интегрированного занятия с презентацией
«Хлеб — всему голова»
в подготовительной группе
воспитатели группы №6-5 Заварзина Ю.С Венжина Т.В
Задачи:
1.Активизировать и расширить словарный запас по темам: «Хлеб», «Хлебобулочные изделия», «Профессии».
2. Развивать грамматический строй речи.
3. Развивать логическое внимание, мышление, память, творческое воображение. Воспитывать аккуратность и позитивное отношение к своей работе через внедрение инновационных технологий.
4. Формировать умение работать в коллективе; воспитать нравственность и уважительное отношение к труду людей, к хлебу.
Материалы и оборудование:
Иллюстрации хлебобулочных изделий и сельскохозяйственной техники. Колоски пшеницы и ржи. карточки с изображением хлебобулочных изделий, цифры, презентации, музыка,
Ход занятия:
1. Организационный момент.
(Воспитатель читает стихотворение)
Рос сперва на воле в поле,
Летом цвел и колосился,
А когда обмолотили
Он в зерно вдруг превратился.
Из зерна - в муку и тесто,
В магазине занял место.
Вырос он под синим небом,
А пришел на стол к нам хлебом.
- Вы догадались, о чем мы будем сегодня говорить?
- О хлебе!
Народная пословица говорит:
«Хлеб всему голова!» Это значит, что хлеб – главный продукт питания. Наша страна Россия огромная. Нам нужно много хлеба
Все мы каждый день едим белый и черный хлеб, многие любят сушки, печенье, различные пирожные. Кто же выращивает хлеб? Чтобы узнать, как хлеб попадает к нам на стол мы отправимся в увлекательное путешествие.
- Я хочу пригласить вас в хлебобулочный магазин, который назван в честь сказочного хлебобулочного героя. Догадались, как он называется? (Ответы детей).
- Верно, мы отправимся туда с веселой песней.
(Дети под музыку идут в магазин «Колобок») Нас встречает продавец, очень печальный
2. Словесная игра.
Продавец:
Ребята, у нас случилась беда. Названия хлебобулочных изделий перепутались. Помогите правильно подписать продукты.
(Дети по первому звуку называют названия хлебобулочных изделий)
Калач, кулич, хлеб, плетенка, кекс, плюшка, батон, каравай.
Продавец: спасибо ребята без вас мне бы было сложно справиться.
- Как вы думаете из всех этих хлебобулочных изделий, какое самое главное?
- Хлеб!
- Верно, а какие пословицы, это подтверждают?
(Дети называют пословицы)
«Хлеб – всему голова!»
«Калач приестся, а хлеб никогда»
«Хлеб да вода – богатырская еда»
«Пот на спине – так и хлеб на столе»
«Худой обед, если хлеба нет!» и т д
Воспитатель:
-Хлеб ржаной, батоны, булки
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют.
Сил для хлеба не жалеют!
3. Беседа о процессе выращивания хлеба.
Воспитатель:
- Каждый день в саду меню меняется, вас кормят разнообразно и вкусно. Не меняют только один продукт - хлеб!
- Ребята, легко ли вырастить хлеб? (Ответы детей).
- Где выращивают хлеб?
- На поле!
- Давайте и мы туда отправимся.
(Дети встают друг за другом, «едут» в поле на машинах, подпрыгивают на кочке, приседают в яме, делают повороты влево - вправо, объезжая горку) .
Едем в поле
На кочку наехали,
В яму заехали,
Горку с права мы объехали,горку слева мы объехали
И на поле приехали!
(Дети переходят к экрану)
-ребята как вы думаете как готовят поле?
-Что трактор делает с землей?
- Пашет, боронит землю.
- Как называется профессия человека, который работает на тракторе?
- Тракторист!
1Слайд с подготовкой поля
- Какая техника поможет засеять поле? (Слайд 2).
(0тветы детей)
- Как называется профессия человека, который работает на сеялке?
- Сеяльщик!
К трактору прикрепляют… сеялки,
и те ровными, аккуратными рядами укладывают в почву зерна.
(слайд 3)
- Когда поле готово к засеванию зерном, нужно выбрать, чем будем засеивать рожью или пшеницей?
- Чем отличаются эти колосья? (Слайд 5).
(Ответы детей)
- Колос пшеницы толще, чем колос ржи.
- Зерна пшеницы круглые, а ржи удлиненные.
- Какая мука получится из пшеницы, а какая изо ржи? (Ответы).
- Из пшеницы – пшеничная мука, белая.
- А изо ржи – ржаная мука, темная.
- Ребята, как узнать, что урожай созрел?
- Колоски желтые, золотые, усатые.
Воспитатель давайте с вами поиграем в
Игра «Назови колосок».
Колосок пшеницы - пшеничный колосок.
Колосок ржи - ржаной колосок.
Колосок ячменя -ячменный колосок.
Колосок овса - овсяной колосок.
Но вот зерна созрели, колоски пожелтели. Пора их косить. Начинается жатва. (Дети повторяют слово хором и индивидуально). И на поле выходят другие машины – комбайны
(Слайд 6).
- Как называется профессия человека, который работает на комбайне?
- Комбайнер!
- Как можно назвать всех людей, которые помогали вырастить урожай, хлеб?
- Хлеборобы!
А кто из вас знает, куда отвозит зерно шофер? На элеватор – специальные сооружения для хранения зерна. где зерно сушат. (слайд 7)
Чтобы получить хлеб и другие хлебные изделия, зерно из элеваторов везут на мукомольные заводы или мельницы, где мелют его в муку.
- Становитесь, друг за другом, поехали:
Едем на мельницу
На кочку наехали,
В яму заехали,
Горку с лева мы объехали, горку с права мы объехали
И на мельницу приехали. (Слайд 8).
- Кто работает на мельнице? На мукомольном комбинате?
- Мельник!
- Что мельник будет делать с зерном? (Ответы детей).
Куда дальше повезем муку? (Ответы детей)
Едем в пекарню
На кочку наехали,
В яму заехали,
Горку объехали
И на пекарню мы приехали. (Слайд 9).
- Что делают с мукой в пекарне? (Ответы детей).
- Как называется профессия человека, который работает в пекарне?
- Пекарь!
4.Пальчиковая игра:
Мнут и катают
В печи запекают,
А потом за столом
Нарезают ножом!
-Из пекарни хлеб попадает в магазины, где мы его покупаем. Вот такое путешествие совершает хлеб прежде чем попасть к нам на стол.
-давайте поиграем с вами в замечательную игру. Вы должны быть очень внимательными. Я буду читать вам стихотворение. Если вы услышите название продукта, который делают из муки, хлопайте в ладошки, если он не из муки- стойте тихо. Готовы? Начинаем!
В булочной у нас баранки,
Булки, бублики, буханки,
Пирожки, батоны, плюшки,
И плетенки и ватрушки,
Курабье, бисквит, печенье,
Бутерброды, чай с вареньем,
Много пряников, конфет,
Пастила есть и щербет,
И пирог с начинкой сладкой,
И полено и помадка…
Называйте, не стесняйтесь,
Выбирайте, угощайтесь!
Воспитатель Ребята а какие пословицы и поговорки о труде знаете
Знакомство детей с пословицами.
«Без хлеба- нет обеда»
«Хлеб- батюшка, вода матушка»
«Хлеба надо брать столько,сколько съешь»
«Хлеб надо всегда доедать»
«Худ обед, когда хлеба нет.
Воспитатель:
и ещё ребята очень много разных пословиц и поговорок есть о хлебе и о людях, которые его выращивают.
Где работа - там и густо, а в ленивом доме пусто.
Человека лень не кормит, а здоровье только портит.
Хочешь есть калачи, так не ленись на печи.
Воспитатель: ребята а какие мы с вами знаем сказки и рассказы о хлебе
«Мальчик с пальчик»
«мужик и медведь»
«Петушок и два мышонка»
«Легкий хлеб»
Воспитатель: давайте с вами еще немного поиграем
Игра «Будь внимательным».
На полотно выставляются картинки с изображением продуктов питания: молоко, хлеб, конфеты, масло, булочки, батон, сосиски, ватрушка, пирожки, яйца, пирожное, сметана, мясо, пряники. Нужно выбрать только продукты, изготовленные из муки. (Хлеб, булочки, ватрушка, пирожки, пирожное, пряники.)
-Дети, у меня для вас сюрприз, то что спрятано под салфеткой вы узнаете, отгадав загадку.
Ай, качи-качи-качи!
Глянь, - баранки, калачи!
Глянь, - баранки, калачи!
С пылу, с жару из печи!
(Снимаю салфетку)
Ребята, а вы любите хлеб? Какой хлеб вы любите?
(Белый, булки с изюмом, мягкий).
Давайте с вами подумаем и назовём много слов, каким бывает хлеб? (Вкусный, мягкий, чёрствый, белый, горячий, свежий, ароматный, аппетитный).
Хлеб бывает разный, но он обязательно вкусный и полезный.
- Вот он – хлебушко душистый.
Вот он – теплый, золотистый.
В нем — здоровье наше, сила,
В нем – чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
А сейчас я приглашаю вас на чаепитие
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Хлеб всему голова" Сценарий заключительного праздника для двух подготовительных групп в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова"
"Хлеб всему голова"Сценарий заключительного праздника для двух подготовительных групп в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова" Цель : Воспитание бережного отношения к хлебу, уваж...
Экологический проект «Хлеб всему голова» Тема: «Откуда хлеб пришел» (Возраст 4-5 лет)
Хлеб - это продукт человеческого труда, это символ благополучия и достатка. Именно хлебу отведено самое главное место на столе и в будние и в праздничные дни. Без него не обходится ни один прием пищи....
КВН "История хлеба!" в рамках проекта "Хлеб - всему голова!"
Вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические предсталения о природе; расширять кругозор, словарный запас, развивать связную речь; активизировать внимание и память, развивать логическ...
Проект «Хлеб - всему голова, слава хлебу и хвала!»
Данный проект рассчитан на детей подготовительной группы. Он охватывает знания и формирует умения в различных предметных областях: ознакомление с...
Пословицы и поговорки о хлебе (в рамках проекта "Хлеб - всему голова!").
Подборка пословиц и поговорок о хлебе....