Методика диагностики мышления дошкольников
статья

Гарипова Кристина Владиславовна

Методика диагностики мышления дошкольников

Мышление — это высший познавательный психический процесс, в результате которого порождается новое знание на основе творческого отражения и преобразования человеком действительности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_3.docx16.38 КБ

Предварительный просмотр:

Методика диагностики мышления дошкольников

Мышление — это высший познавательный психический процесс, в результате которого порождается новое знание на основе творческого отражения и преобразования человеком действительности.

Основные ХАРАКТЕРИСТИКИ МЫШЛЕНИЯ:

ГЛУБИНА — умение видеть не лежащие на поверхности причинно-следственные связи;

ШИРОТА- умение видеть многообразие происходящих в организации и за ее пределами явлений в их взаимосвязи, не увлекаясь рассмотрением какой-то одной проблемы;

ГИБКОСТЬ- умение отступать от привычных, стереотипных решений, не позволять устоявшимся традициям управлять свои поведением;

БЫСТРОТА- время, проходящее от момента возникновения проблемы до момента принятия индивидуального решения.

Возрастные особенности мышления:

•        наглядно-действенное (до 3 лет) – выражается в том, что узнавание свойств предмета происходит через физический контакт с ним; Благодаря накапливаемому опыту тип мышления малыша приобретает важные характеристики:

наглядно-образное (от 3 до 5 лет) – в данный период малыш уже способен оперировать образами предметов, не имея их под рукой, заменять одни предметы другими в игре;

словесно-логическое (5–6 лет) – дети учатся оперировать абстрактными понятиями, без использования наглядных пособий, опираясь на рассуждения и доказательства.

Виды мышления, характерные для дошкольников:

Отвлеченность проявляется в том, что ребенок выделяет важный признак и начинает вариативно использовать предметы. Например, только что пластмассовый диск служил рулем воображаемого автомобиля, а вот уже дошкольник применяет его в качестве тарелки, из которой он кормит куклу. В данном случае, форма предмета подсказывает ребенку варианты использования.

Обобщенность мышления заключается в применении одного и того же объекта для разных целей. К примеру, младший дошкольник может сложить в ведерко мелкие игрушки, а затем все вытряхнуть и примерить его в качестве головного убора или использовать как стул.

Подвижность-  мышления, дошкольник способен дополнять свои представления. Достаточно показать малышу длинные уши игрушки, и он тут же узнает зайца. Это свойство распространяется на узнавание ребенком любых знакомых ему объектов по видимым элементам.

Структурная организованность- мыслительной деятельности ярко проявляется в конструировании. Чтобы соорудить модель из конструктивных деталей, ребенок размышляет о взаимном расположении частей, определяет последовательность соединения. Размышляя, он ищет способы, как создать образ, который соответствовал бы замыслу.

Анализировать — разделять предметы или явления на составляющие компоненты.

* Синтезировать — объединять разделённые анализом с выявлением при этом существенных связей.

* Сравнивать — сопоставление предметы и явления, при этом обнаруживать их сходства и различия.

* Классифицировать — группировать предметы по признакам.

* Обобщать — объединять предметы по общим существенным признакам.

* Конкретизировать — выделять частное из общего.

•В дошкольном возрасте из трех описанных видов мышления наиболее развитыми являются первые два, словесно-логическое мышление только начинает развиваться. Именно поэтому в заданиях для дошкольников должны использоваться образы предметов, а не их словесные обозначения. Чем взрослее становится ребенок, тем сложнее становится организация его нервной системы. Для развития мышления ему нужна помощь взрослых, которые помогут ему познать этот мир. Поэтому следует как можно раньше начинать заниматься с детьми, формируя их интерес к окружающему миру.

Роль мышления и особенности интеллектуального развития дошкольников в процессе обучения.

        Мышление является высшей ступенью человеческого познания — опосредованное и обобщенное отражение действительности. Мышление отражает предметы и явления действительности в их существенных признаках, связях и отношениях. Оно опирается на данные чувственного познания, но выходит за его пределы, проникает в суть явлений, постигая те свойства и отношения, которые непосредственно в восприятии не даны.

              Дошкольник переходит к решению интеллектуальных задач качественно иного уровня, чем в раннем детстве.

         Изменения в мышлении дошкольника связаны во – первых, с проявлением развернутого мыслительного процесса – рассуждения, во – вторых, с перестройкой взаимоотношений между практической и умственной деятельностью, в - третьих, с бурным развитием мыслительных операций.

°позволяет познать окружающий мир

° развивает способность к творчеству

 °целеполагание

° накопление опыта

° развитие способностей человека

* преобразование окружающего мира(изобретения)

Обведи контур

В качестве материала даются фигуры, лишь половина которых контуром отображена на рисунке. Задача — точно повторить левую половину изображения с правой стороны. По итогам работы оценивается скорость ее выполнения, точность (контуры фигур изображены в тех же местах, что и с левой стороны, углы точно соединены) и аккуратность (линии нарисованы прямыми). Высший балл получают дети, затратившие на работу менее 90 секунд, выполнившие свою половину изображения, точно повторяя образец. Самый низкий балл присуждается дошкольникам, выполнившим задание за более чем 150 секунд, если линии не прямые, а углы соединены неверно.

Задания на нахождение закономерностей

В таких заданиях даётся ряд с повторяющимися предметами, закономерность чередования которых нужно уловить (лист, цветок, лист, пропуск, лист) или ряд, где предмет изменяется по нарастающей и нужно угадать, как он будет выглядеть на определенном отрезке пути (круг – круг со стрелками – часы) и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Методики диагностики межличностных отношений дошкольников"

В презентации описаны разные методики диагностики межличностных отношений. Предложенные методики помогут воспитателю выявить причины возникновения конфликтов, устанавливать доброжелательные отношения ...

Диагностика мышления (6-7-летних детей) в 2 методиках.

Диагностика мышления (6-7-летних детей) в 2 методиках....

Методики диагностики одаренности дошкольников

Методики диагностики одаренности дошкольников...

Результаты диагностики уровня логического мышления дошкольников

Результаты диагностики уровня логического мышления дошкольников...

Методики диагностики мышления( для детей дошкольного возраста)

Методика диагностики направлена на изучение особенностей развития познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления, воображения и внимания у детей дошкольного возраста. Ее использование даёт воз...

Диагностика мышления дошкольников и игры на развитие мышления

Вашему вниманию представлен пример диагностики мышления у дошкольников и игры на развитие мышления...

Диагностика мышления дошкольников

Использована методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей Е.И. Щебланова, И.С. Аверина, Е.Н. Задорина (МЭДИС)...