«Формирование социокультурного опыта старших дошкольников посредством народных игр»
проект (старшая, подготовительная группа)

Зуева Наталья Анатольевна

Социокультурный опыт дошкольника - опыт, основанный на практической деятельности, знаний о действительности, заключающий в себе систему наследующих традиций, знаний, норм и ценностей, посредством образовательно-воспитательных систем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_sotsiokulturnogo_opyta_u_doshkolnikov.docx743.05 КБ

Предварительный просмотр:

Номинация

«Лидер в области духовно-нравственного и патриотического воспитания»

Тема: «Формирование социокультурного опыта старших дошкольников посредством народных игр»

«Только тот, кто любит, ценит и уважает

накопленное и сохранённое предшествующим поколением,

может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом»

    С. Михалков

Социокультурный опыт – опыт, основанный на практической деятельности знаний о действительности, заключающий в себе систему наследуемых традиций, знаний, норм, ценностей, мировоззренческих установок, передаваемых посредством образовательно-воспитательных систем.F:\ДЕНЬ РОССИИ\IMG_7680.JPG

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы социального педагога с подрастающим поколением становится духовно-нравственное и патриотическое воспитание. Суть воспитания детей состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, дому и семье, истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей.

Актуальность данной темы для меня, как для педагога заключается, прежде всего, в отражении требований к личности ребенка, человека – в  основополагающих документах:  в проекте Национальной доктрины образования в Российской Федерации подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость». Реализация такой системы образования невозможна без знаний традиций своей Родины, своего народа.

В своей работе по формированию социокультурного опыта у воспитанников в нашем детском саду мы обратились к народной игре. Игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. В ней ребенок активно переосмысливает накопленный нравственный опыт. В игре каждому приходится добровольно отказаться от своих желаний, согласовывать свои замыслы, договариваться о совместных действиях, подчиняться правилам игры, сдерживать свои эмоции, преодолевать трудности. Игра учит справедливо оценивать собственные результаты и результаты товарищей. Безусловно, детские игры – составная часть традиций каждого народа.

Народные игры – элемент духовного потенциала народа, формировавшегося на протяжении длительного периода. Народные игры позволяют приобщить ребенка к традициям, народной культуре, воспитают поколение, осознающее себя в непрерывном контексте истории, людей, связанных с прошлым, настоящим и будущим своей культуры.F:\Калядки\IMG_0799.JPG

Хороводная игра «Гори, гори ясно»

Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Передовые представители культуры: К.Д.Ушинский, Е.А.Покровский, Г.А.Виноградов, заботясь о просвещении, образовании и воспитании народных масс, призывали повсеместно собирать и описывать народные игры, чтобы донести до потомков народный колорит обычаев, своеобразие языка, формы и содержания разговорных текстов. В народных играх много юмора, шуток, задора, что делает их особенно привлекательными для детей.

Народная игра оказывает огромное влияние на развитие ребенка: подразумевает воспитание дружеских взаимоотношений между детьми, привычку играть, трудиться, заниматься сообща; формирует умение договариваться, помогать друг другу, стремление радовать старших хорошими поступками. Сюда же мы относим воспитание уважительного отношения к окружающим людям, заботливого отношения к малышам, пожилым людям, умения помогать им.

          Поэтому можно отметить, что через народные игры мы формируем у дошкольников первые чувства патриотизма: гордости за свою Родину, любовь к родному краю, уважение традиций. Полученные знания позволят подвести ребёнка к пониманию неповторимости культуры своего народа. Такие игры вобрали в себя лучшие национальные традиции. В них ярко отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои.

Народные игры способны возродить культуру, преемственность поколения, передавать подрастающему поколению нравственные устои, духовные и художественные ценности и являются благоприятными для приобретения положительного социокультурного опыта. Ключевым моментов становится формирование единства педагогической и родительской позиции по отношения к игре как к способу социокультурного развития дошкольников.

Для реализации данной задачи разработан и реализован образовательный, краткосрочный проект «Народные игры» для детей дошкольного возраста 5-7 лет. C:\Users\Psiholog\Downloads\IMG_6156 (1).jpg

Цель проекта: сформировать  и систематизировать знания и представления старших дошкольников о культуре и обычаях русского народа через народные игры .

Победительница муниципального конкурса «Мы – это мир!» 2022

   

Задачи проекта: развивать интерес к русским народным играм, обеспечить единство детей и родителей в приобщении к истокам традиционных народных игр; воспитывать любовь и уважение в народной культуре,

Этапы проекта:

 1 этап – подготовительный включает: анкетирование родителей по теме «Влияние игры на приобщение детей к русской национальной культуры», анкетирование воспитателей «Готовность педагога к приобщению детей к Русской народной культуре посредством игровой деятельности», обучение педагогов «Социкультурные технологии».

2 этап – основной (практический) 

Для педагогов

Для родителей

Для детей

1. Цикл практикумов «Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через игру»

2. Смотр – конкурс дидактических игр «Игры народов Россиии»

  1. Гость группы «Традиционные семейные игры»( национальные)
  2. Мастер – класс от родителей (бабушек) «Народная игрушка своими руками»

 

1. Мастерская игрушек

2. Заучивание народных игр

3. Тематическое развлечение «День народного единства» (игры малых народов России)

3 этап – заключительный включает: детско-родительский фестиваль «Хоровод дружбы», обобщение опыта работы по теме «Возрождение народных игр, обрядов, обычаев в современном детском саду».

Таким образом, созданная система педагогических условий обеспечила развитие творческих способностей детей, приобщила их к истокам народной культуры. Народные игры являются прекрасным средством воспитания любви к Родине и к окружающей природе. В ходе работы по приобщению детей к истокам русской национальной культуры посредством игры, развивается личность каждого ребенка, которая приобретает определенный социокультурный опыт, черты русского характера, русской ментальности, с уважением начинает относиться к традициям, обычаям и предметам искусства.

Картотека включенных в проект игр:

Башкирская народная игра

«Построй Юрту»

Правила игра: в игре участвуют четыре подгруппы детей, каждая из них, которых образует круг по углам площадки В центре каждого круга стоит стул, на котором повешен платок. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами переменным шагом и поют:

«В юрте теплой и красивой нам не страшен ветер злой. От него я в юрту спрячусь и друзей возьму с собой»                                                                             

    На мелодию без слов ребята переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончанию музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают в виде шатра (крыши)- получается юрта. (играют 2-3 раза)

Бурятская народная игра

«Иголка, нитка, узелок»

Играющие становятся в круг, держась за руки. Считалкой выбирают иголку, нитку и узелок. Все они друг за другом то забегают в круг, то выбегают из него. Если же нитка или узелок оторвались (отстали или неправильно выбежали за иголкой из круга или вбежали в круг), то эта группа считается проигравшей. Выбираются другие игроки. Выигрывает та тройка, которая двигалась быстро, ловко, правильно, не отставая друг от друга.

Правила игры. Иголка, нитка, узелок держатся за руки. Их надо не задерживая впускать и выпускать из круга и сразу же закрывать круг.

Игра степных народов

 «Байга»

Эстафета: 2 команды стоят в шеренгу.

Правила игры. По команде 2 первых игрока скачут на конях(фитболы)до любого маркера (н-р девочка с флажком), огибают его и возвращаются к команде, передают фитбол следующему игроку, чья команда первыми выполнит – молодцы!

Татарская игра

«На базаре»blob:https://web.whatsapp.com/1bd8a883-7cdd-4556-bca1-103dde2d399b

Правила игры. Мальчики-горшки сидят во внутреннем круге на полу, ноги сложены «по-турецки», девочки-продавцы стоят во внешнем кругу. Покупатель ходит по внутреннему кругу, выбирает горшок, заглядывая в глаза. Обращается к продавцу:

- Эй, дружок, продай горшок

- Покупай

- Сколько дать тебе рублей?

-Пять, три, шесть, дай!

Продавец протягивает ладошку. Покупатель хлопает по ней, вместе с детьми отсчитывает заданное продавцом число. Далее продавец и покупатель бегут в противоположные стороны, кто первый прибежал, тот – молодец!

Игра народов севера

«Хейро»

Играющие встают в круг, берутся за руки, идут по кругу приставным шагом, руками делают равномерные взмахи вперед-назад и на каждый шаг говорят «хейро». Ведущий – солнце сидит на корточках в середине круга. Игроки разбегаются, когда солнце встает и выпрямляется (руки вытягивает в стороны)

Правила игры. Все игроки должны увертываться от солнца при его поворотах. На сигнал «Раз, два, три – в круг скорей беги», те, кого ведущий не задел, возвращается в круг.

F:\патриотич\IMG_3916.JPG

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по самообразованию. Тема: "Формирование основ толерантности старших дошкольников посредством социокультурных ценностей".

В Программе обоснована актуальность проблемы воспитания толерантной культуры, разработаны основные этапы и направления реализации программы по теме самообразования....

Представление педагогического опыта. Образовательный проект "Социокультурное развитие старших дошкольников посредством детского фольклорного театра".

Тип проекта: групповой, долгосрочныйАктуальность темы. Для современного этапа развития системы дошкольного образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. При э...

Тема педагогического опыта: «Социокультурное развитие старших дошкольников посредством детского фольклорного театра».

Тема педагогического опыта: «Социокультурное развитие старших дошкольников посредством детского фольклорного театра».Актуальность и перспективность опыта. Для современного этапа развития системы дошко...

Инновационный проект по теме «Организация развития социального опыта старших дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры в условиях реализации ФГОС ДО»

Сюжетосложение (игра-фантазирование) заключается в развертывании в игре целостных, связанных друг с другом ситуаций, характеризующихся сложным и многообразным содержанием....

«Организация развития социального опыта старших дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры в условиях реализации ФГОС ДО»

Современное общество живет в постоянном изменяющемся мире в век информации и внедрение новейших технических средств информирования, постоянный дефицит времени изменяет привычные нормы и формы внутрисе...