«Организация развития социального опыта старших дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры в условиях реализации ФГОС ДО»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
Современное общество живет в постоянном изменяющемся мире в век информации и внедрение новейших технических средств информирования, постоянный дефицит времени изменяет привычные нормы и формы внутрисемейных и межличностных отношений.
Многие родители считают, интеллектуальное развитие ребенка наиболее актуально в современном мире информационных технологий. Обучение ребенка с раннего возраста новейшим техническим средствам и формирование определенных умений, соответствующих, на взгляд родителей, требованиям сегодняшнего дня, должны подготовить ребенка к самостоятельной жизни, сделать его конкурентно способным.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Организация развития социального опыта старших дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры в условиях реализации ФГОС ДО»
Введение
Игра – это огромное светлое окно,
через которое в духовный мир
ребенка вливается живительный
поток представлений, понятий
об окружающем мире»
В. А. Сухомлинский
Современное общество живет в постоянном изменяющемся мире в век информации и внедрение новейших технических средств информирования, постоянный дефицит времени изменяет привычные нормы и формы внутрисемейных и межличностных отношений.
Многие родители считают, интеллектуальное развитие ребенка наиболее актуально в современном мире информационных технологий. Обучение ребенка с раннего возраста новейшим техническим средствам и формирование определенных умений, соответствующих, на взгляд родителей, требованиям сегодняшнего дня, должны подготовить ребенка к самостоятельной жизни, сделать его конкурентно способным.
В погоне за новыми тенденциями родители забывают, что конкурентный способный человек – это не только интеллектуально развитый, способный решать интеллектуальные задачи современного мира, но и человек успешно адаптированный в обществе, умеющий выстраивать межличностные отношения, имеющий навыки конструктивного общения.
Но современные родители не уделяют должного внимания этим направлениям в развитии ребенка.
Поэтому одно из основных направлений работы детского сада с дошкольниками и их семьями является создание условий, способствующих успешной адаптации ребенка к социальной действительности через развитие социально и коммуникативной сфер деятельности, т. е. через игру.
Игра - самая естественная деятельность детей. Она составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетается с трудом и учением. В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает, в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. Именно с помощью игры малыш познает самого себя и окружающий мир.
А чтобы способствовать социально-коммуникативному развитию ребенка, взрослому необходимо поощрять всевозможные формы игры как ведущей деятельности. Общение же – составляющая часть ее. В процессе игры развитие ребенка движется быстрыми темпами: социальное, психическое, эмоциональное. Как играют дети: чаще всего они в игровой форме воспроизводят быт взрослых – играют в магазин, в доктора, в детский сад или школу, в «дочки-матери».
Психологи (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, А. В. Запорожец и др.) и педагоги (Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, Е. А. Аркин, М. Я. Басов и др.) уделяли игре ребенка чрезвычайное внимание.
Данное направление в работе нашло подтверждение в современных образовательных нововведениях:
Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
ФГОС дошкольного образования, определяет обязательный минимум содержания программы, который реализуется в ДОУ, так «Социально-коммуникативное развитие направлено:
- на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
- развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных ценностей;
- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в ДОУ;
- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
- формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе».
Право играть зафиксировано также в Конвенции о правах ребенка в ст. 31. «Каждый ребёнок имеет право на игру, отдых, на участие в культурной и творческой жизни».
В последнее время наиболее актуальной определяется проблема внедрения в образовательную практику дошкольных учреждений современных подходов в организации сюжетно – ролевых игр с детьми дошкольного возраста.
Проблема социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром становится особенно актуальной на современном этапе, поскольку основные структуры личности закладываются в дошкольный период детства, что, в свою очередь, возлагает на семью и дошкольное учреждение особую ответственность за воспитание необходимых личностных качеств у детей.
В настоящее время проблема игры стоит перед нами остро, поэтому основной задачей стала задача развития игровой деятельности детей дошкольного возраста. С этой целью для выполнения данной задачи мы провели анкетирование педагогов, в результате которого было выявлено ряд проблем. Это проблемы проведения и планирования игровой деятельности, создание предметно-игровой среды, переход на современную организацию сюжетно – ролевых игр.
Актуальность социально-коммуникативного развития дошкольников возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. Следует помнить, что результаты коммуникативных навыков дошкольников зависят от профессионализма и желания взрослых и дают возможность легко усваивать школьную программу и стать успешными людьми во взрослой деятельности
Сюжетно-ролевая игра как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте определяет развитие всех сторон личности ребёнка, подготавливает переход на новую возрастную стадию развития, приближает ребенка к миру взрослых, моделируя их отношения: ориентирует ребенка в задачах, мотивах и нормах деятельности взрослых людей, в своей полоролевой идентичности. Все это имеет решающее значение в социализации и индивидуализации ребенка.
К сожалению, сегодня сюжетно-ролевая игра претерпела значительные изменения – она уходит из жизни дошкольников. Изменились и условия развития детской игры:
- отсутствие неформальных разновозрастных групп (дворовые сообщества) как главного условия передачи игрового опыта, привело к разобщению детей, а значит – потере навыков взаимодействия;
- техническая революция значительно снизила речевые контакты - человеческое общение подменяется телевизионными передачами и компьютером, современными гаджетами;
- социальные изменения в обществе негативно влияют на приоритеты подражания и в семье, и в обществе.
Следовательно, возникла необходимость не только руководства сюжетно-ролевыми играми со стороны взрослого, но и организованного обучения самой игре. Организация сюжетно-ролевой игры требует от педагогов огромного мастерства и педагогического такта. Педагоги направляют игру, не разрушая ее, сохраняют самостоятельный и творческий характер игровой деятельности детей, непосредственность переживаний, веру в правду игры. На каждом возрастном этапе педагогический процесс организации игры должен носить двухчастный характер, включая моменты формирования игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми и создание условий для самостоятельной детской игры.
Наблюдения показали, что дети старшего дошкольного возраста испытывают проблемы в развертывании сложных сюжетно-ролевых игр. При анализе образовательного процесса выявились затруднения и у педагогов в организации сюжетно-ролевой игры по теме недели, а именно: педагоги организуют традиционные, привычные сюжетно-ролевые игры, которые не всегда соответствуют календарно-тематическому планированию. Следовательно, у педагогов недостаточный уровень практических умений в организации сюжетно-ролевой игры старших дошкольников – объединение сюжетов игры в соответствии с тематикой недели.
Сюжет – это сфера действительности, которая моделируется и воспроизводится в игре. Сюжеты детских игр разнообразны:
• игры с бытовым сюжетом (семья, детский сад, прогулка, День рождения, приготовление обеда);
• игры с производственным сюжетом (стройка, больница, магазин, школа, почта);
• игры с общественно-политическим сюжетом (война, партизаны, митинг).
Одним из эффективных средств формирования сюжетов игры является совместная игра взрослого с детьми, в которой происходит процесс передачи детям усложняющихся способов построения игры. По мнению Н. Я. Михайленко, Н. А. Коротковой, сюжетно-ролевая игра становится очень разнообразна по своим формам, а именно в жизни старшего дошкольника все большее место начинает занимать режиссерская игра, появляется игра – фантазирование.
Поэтому цель взрослых – помочь детям адаптироваться в современном мире, который характеризуется сложными, динамичными, негативными переживаниями и проявлениями.
Проблема: недостаточный уровень владения педагогами современными технологиями организации сюжетно-ролевой игры, а именно объединение сюжетов игры в старшем дошкольном возрасте, потеря навыков взаимодействия детей друг с другом.
Цель: Развитие сюжетно-ролевой игры, направленной на социализацию и индивидуализацию детей дошкольного возраста через игровое взаимодействие детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Расширить знания и представления педагогов в области развития сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста, совершенствовать совместную сюжетно-ролевую игровую деятельность взрослого (педагога, родителя) и ребенка посредством творческого объединение сюжетов игры.
2. Организация взаимодействия разновозрастных групп для естественной передачи игрового опыта.
3. Разнообразить развивающую предметно-пространственную среду групповых помещений в соответствии с ФГОС ДО игровых атрибутов для сюжетно-ролевых игр с учетом комплексно-тематического планирования.
Новизна
Создана современная развивающая предметно-игровая среда, соответствующая возрастным особенностям детей и требованиям ФГОС (насыщенность, трансформируемость, полифункциональность, вариативность, доступность, безопасность).
Предметно-игровая среда способствует развитию интереса к игровой деятельности и эмоциональному благополучию детей.
Повышение педагогической компетентности в вопросах развития сюжетно-ролевых игр; вовлечению родителей в совместную игру родители – дети (взрослый – ребенок).
Группы оснащены игровым оборудованием (модулями-основами, вспомогательного материала (поставки для кукол, ширмы, атрибутов ролевой игры (комплекты костюмов-накидок для ролевых игр по профессиям).
Анализ РППС ДОУ показал, что в недостаточной мере выполняется один из принципов организации развивающей предметно-пространственной среды – вариативность, т. е. частичное оснащение в группе разнообразными материалами, игрушками и оборудованием, обеспечивающих свободный выбор детей в игровой деятельности.
Необходимо пополнить и разнообразить игрушками – предметами оперирования для развития сюжетно-ролевой игры в группах старшего дошкольного возраста, привлечь родителей к изготовлению необходимых атрибутов.
Формы работы с детьми:
Экскурсии;
познавательные занятия;
занятия творческой деятельностью;
игровая деятельность;
совместная деятельность;
чтение художественной литературы и беседа по содержанию;
рассматривание иллюстраций, фотографий и просмотр видеозаписей.
Взаимодействие с родителями:
Перед началом работы родители знакомятся с целями, задачами, они должны убедиться в необходимости оказания помощи и серьёзного отношения к исследованиям, заданиям и играм детей.
Родительское участие в реализации поставленных задач:
• помощь в оснащении группы игровым материалом;
• помощь в изготовлении костюмов, атрибутов к играм;
• ознакомление с материалами информационного стенда для родителей «Играем вместе с детьми», «Психология режиссерской игры», «Режиссерская игра в жизни дошкольника».
Формы взаимодействия с родителями:
Тематические консультации;
педагогические беседы;
анкетирование родителей;
творческие отчёты (открытые мероприятия);
наглядная информация (фото выставки, групповые газеты, портфолио);
дни открытых дверей.
Ожидаемый результат:
1. Обогащение и расширение словарного запаса;
2. Развитие диалогической и монологической речи;
3. Совершенствование и расширение игровых умений детей;
4. Появление умения налаживать и регулировать контакты в совместной игре: договариваться, мириться, убеждать, действовать;
5. Получение знаний о разных профессиях;
6. Ролевое общение.
План работы
I этап.
Проектировочный
Анализ состояния образовательного процесса в ДОУ с целью определения проблемы организации сюжетно-ролевой игры.
Готовность педагогического коллектива и родителей к реализации по развитию сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста.
Создание психологического комфорта для всех участников педагогического процесса.
Переход в инновационный режим работы.
Изучение научно-методической литературы, педагогического опыта по организации сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста.
Формирование творческой группы педагогов по реализации темы, подготовка и разработка методических рекомендаций по организации сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста. Определение места и современной тематики сюжетно-ролевых игр в комплексно-тематическом планировании.
Подбор и систематизация материалов, сюжетно-ролевых игр.
Диагностика: игровых навыков; игровой среды
Обновить игровые зоны, добавить игры современного и регионального содержания
Создать предметно развивающую среду: подбор литературы, иллюстраций
(профессии, приобрести и изготовить с детьми и родителями атрибуты к сюжетно-ролевым играм
Консультация:
- «Игра – ведущий вид деятельности ребёнка дошкольника»
- Консультация с педагогами на тему «Руководство сюжетно-ролевой игрой»
- Составление картотеки игр разной направленности и видов деятельности.
- Составление перспективного плана по организации сюжетно-ролевых игр.
II этап.
Формирующий
Систематизация, освоение и внедрение в воспитательно-образовательный процесс современных педагогических технологий развития сюжетно-ролевой игры.
Положительные тенденции в формировании социально развитой, коммуникативной личности дошкольника через организацию сюжетно-ролевой игровой деятельности.
Постепенное нарастание уровня профессиональных знаний и умений педагогов и родителей в области применения игровой технологии – объединения нескольких сюжетов игры.
Создание банка методических материалов по развитию сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста.
Усовершенствование развивающей предметно-пространственной среды групповых помещений ДОУ.
Разработка методических рекомендаций, составление примерных конспектов по организации сюжетно-ролевых игр.
Проведение комплекса мероприятий, направленных на развитие сюжетно-ролевой игры старшего дошкольника и взаимодействия с младшими дошкольниками для естественной передачи игрового опыта.
Распространения инновационных педагогических систем и педагогического опыта по результатам работы ДОУ в виде методических рекомендаций, участие в семинарах разного уровня, методических объединениях, мастер-классах, трансляция опыта работы в СМИ.
III этап.
Заключительный этап
Анализ, обобщение и оформление результатов.
Повышение уровня игровой деятельности старших дошкольников посредством объединения нескольких сюжетов игры.
Дети владеют умением развёртывать в игре разнообразие по последовательности событий, координируя их согласно своему замыслу;
на основе своих знаний об окружающем и игрового опыта, дети изменяют и наполняют содержание игры, увеличивая её длительность;
дети самостоятельно распределяют роли, разрешают конфликтные ситуации в игре;
повышение интереса малоактивных детей к игре, желание брать на себя главные роли.
Оформление аналитических результатов.
Педагогическая диагностика уровня развития сюжетно-ролевой игры.
Оформление стенда «Сюжетно-ролевая игра в жизни ребенка»
Презентация.
Результаты реализации:
1. Существенное расширение игровых приемов, способов использования игрового оборудования и предметов-заместителей;
2. Качественное изменение уровня коммуникативных навыков детей, развитие ролевых диалогов, вариативности обыгрываемых персонажей;
3. Самостоятельное инициирование игры, совмещение нескольких сюжетов, творческое развитие игровой ситуации;
4. Значительно возросший интерес воспитанников к сюжетно-ролевой игре;
5. Очевидный воспитательный эффект: повышение культуры поведения, взаимоотношений; развитие наблюдательности; внимания к окружающей действительности; уважение к результатам чужого и собственного труда.
6. Повышение компетенции родителей и педагогов о значении сюжетно-ролевых игр для воспитания и развития детей дошкольного возраста.
7. Участие родителей в обогащении предметно-игровой среды; участие родителей в играх детей дома и в детском саду.
Литература и Интернет-ресурсы:
1. Актуальные проблемы дошкольного образования / под ред. Т. М. Бабуновой. – Магнитогорск: Сфера, 2003.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
3. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка //Вопросы психологии. 1966. - №6.
4. Гаспарова Е. М Режиссерские игры дошкольника. [Электронный ресурс] –
5. Новосёлова С. Л. Развивающая предметно-игровая среда детства. Мир «Квадро»// Дошкольное воспитание, 1998. № 4. Жукова Т.
6. Игра дошкольника / Под ред. С. Л. Новоселовой. - М.: Академия, 1989.
7. Короткова Н. А., Михайленко Н. Я. Как играть с ребенком. - М., 1990.
8. Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре. - М., 1982.
9. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду. – М., Гном и Д., 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Формирование социально-коммуникативных навыков дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры" презентация
презентация...
Консультация для педагогов групп компенсирующей направленности. Тема «Социально-нравственное воспитание дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры».
Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающем мире, у него начинает формироваться определенное отношение к лю...
Инновационный проект по теме «Организация развития социального опыта старших дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры в условиях реализации ФГОС ДО»
Сюжетосложение (игра-фантазирование) заключается в развертывании в игре целостных, связанных друг с другом ситуаций, характеризующихся сложным и многообразным содержанием....
Речевое развитие дошкольников посредством современных педагогических технологий в условиях реализации ФГОС ДО
Речевое развитие дошкольников посредством современных педагогических технологий в условиях реализации ФГОС ДО...
Опыт работы «Организация предметно-пространственной среды в контексте развития социально-коммуникативных компетенций дошкольников в сюжетно- ролевых играх»
В этом материале представлен опыт работы по организации предметно-пространственной среды по возрастам для развития социально-коммуникативных умений дошкольников в процессесюжетно-ролевых игр...
Опыт работы «Организация предметно-пространственной среды в контексте развития социально-коммуникативных компетенций дошкольников в сюжетно ролевых играх»
Материал содержит методические рекомендации по организации предметно-пространственной среды для развития социально-коммуникативных умений дошкольников в ходе сюжетно-ролевых игр...