Консультация для педагогов "Взаимодействие ДОО и семьи в развитии познавательно-исследовательской деятельности дошкольников"
консультация
Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию консультацию на тему: «Взаимодействие ДОО и семьи в развитии познавательно-исследовательской деятельности дошкольников».
Развитие ребенка дошкольного возраста во многом зависит от разнообразия видов деятельности, которые он осваивает в ДОО и семье. Каждый вид деятельности помогает ребенку в познании мира и формирует у него определенные компетенции.
Но, именно познавательно-исследовательская деятельность позволяет дошкольнику в полной мере удовлетворить присущую ему любознательность, достичь высокого умственного развития, расширить и упорядочить свои представления об окружающей действительности.
Познавательно-исследовательская деятельность – форма активности ребенка, позволяющая ему самостоятельно или под руководством взрослого добывать информацию и овладевать представлениями о каком-либо предмете, объекте или явлении.
Выделяют 4 разновидности познавательно-исследовательской деятельности: детское экспериментирование, моделирование, исследование и преобразование.
Детское экспериментирование определяется как форма активности ребенка, направленная на изменение предмета или явления с целью познания.
Моделирование рассматривается как форма активности ребенка, направленная на приобретение информации об объекте познания в результате действий с его моделью.
Исследование определяется как форма активности ребенка, направленная на изучение нестандартного объекта или разрешение нетипичной ситуации, решение творческой (исследовательской) задачи с заранее неизвестным результатом.
Преобразование рассматривается как предметно-практическая деятельность творческого характера, направленная на изменение предмета с целью его соответствия потребностям ребенка.
Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольника определяется его социальным и предметно-пространственным окружением.
Предметно-пространственное окружение – это совокупность стимульного материала и оборудования, которые вызывают у ребенка интерес и активизируют его исследовательское поведение.
К предметно-пространственному окружению дошкольника относятся: энциклопедии; карты; демонстрационные макеты и инсталляции; материалы и оборудование для проведения опытов, моделирования, конструирования и ручного труда; мини-лаборатория; мини-музей; уголок природы и многое другое.
Социальное окружение дошкольника – это, прежде всего, его семья и педагоги ДОО. Они помогают ребенку на всех этапах его познавательно-исследовательской деятельности: от анализа проблемной ситуации до формирования общих выводов. Кроме того именно от них зависит появление у ребенка интереса к познавательной, экспериментально-исследовательской и интеллектуальной деятельности.
Для эффективного развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольника необходимо наладить взаимодействие семьи ребенка и его педагогов в ДОО. Выделяют следующие способы такого взаимодействия:
- совместное участие в создании развивающей предметно-пространственной среды дошкольника;
- проведение Недели науки в детском саду и дома;
- совместная реализация детских исследовательских проектов;
- проведение выставок совместных работ детей и родителей;
- совместная подготовка детей к участию в фестивалях, марафонах, олимпиадах с познавательной направленностью;
- выполнение домашних заданий с детьми во время отпуска, праздничных и выходных дней;
- совместное участие в акциях ДОО, города и края;
- совместное проведение мастер-классов, круглых столов, мозговых штурмов;
- консультирование, анкетирование и другое.
Взаимодействие ДОО и семьи по вопросам развития познавательно-исследовательской деятельности детей позволяет:
- вовлечь дошкольников в экспериментальную и проектную деятельность;
- создать условия для формирования у детей интереса к познавательно-исследовательской, интеллектуальной и творческой деятельности;
- активизировать исследовательское поведение дошкольников;
- развить у детей поисковые навыки; умения работать с информацией, планировать свою работу, достигать поставленных целей, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, без страха выступать на публике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya.pdf | 1.64 МБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Роль семьи в развитии познавательно- исследовательской деятельности ребёнка»
Повышение психолого - педагогической культуры родителей, способствование изменению их взглядов на развитие познавательно - исследовательской деятельности ребенка в условиях семьи....
Роль семьи в развитии познавательно-исследовательской деятельности
Познавательно-исследовательская деятельность зарождается в дошкольном детстве. Именно в исследовательской деятельности дошкольники проявляют самостоятельность, активное стремление к познанию. см...
Роль семьи в развитии познавательно - исследовательской деятельности
копсультация для родителей...
Консультация для родителей "Развитие познавательной, исследовательской, поисковой деятельности детей"
laquo;Самое лучшее открытие - то, которое ребенок делает сам». Ральф У. Эмерсон ...
Консультация для педагогов «Детская журналистика, как средство развития познавательно- исследовательской деятельности».
Мы живем в стремительно меняющемся мире, в эпоху компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, Интернета. Информационные технологии дают нам новые возможности. Наших сегодняшних воспитаннико...
Консультация для воспитателей на тему «Развитие познавательно-исследовательской активности у дошкольников через экспериментальную деятельность»
Консультация для воспитателей на тему «Развитие познавательно-исследовательской активности у дошкольников через экспериментальную деятельность»...
«Роль семьи в развитии познавательно-исследовательской деятельности ребёнка».
laquo;Роль семьи в развитии познавательно-исследовательской деятельности ребёнка»....