Статья "Цифровое оборудование как инструмент детской деятельности"
статья

Кокуева Ольга Владимировна

В статье открывается значимость использования цифрового оборудования в свете современных требований к дошкольному образованию, представлен опыт использования цифрового оборудования как инструмента детской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_tsifrovoe_oborudovanie.docx23.89 КБ

Предварительный просмотр:

«Цифровое оборудование как инструмент детской деятельности»

Быкова Оксана Леонидовна,

воспитатель МДОУ «Детский сад № 3 «Солнышко»

Кокуева Ольга Владимировна,

старший воспитатель МДОУ «Детский сад № 3 «Солнышко»

Травникова Елена Николаевна,

учитель-логопед МДОУ «Детский сад № 3 «Солнышко»

Аннотация. В статье раскрывается значимость  использования цифрового оборудования в свете современных требований дошкольному образованию. Представлен опыт МДОУ «Детский сад № 3 «Солнышко» по использованию цифрового оборудования как инструмента детской деятельности.

Ключевые слова: цифровизация, цифровое оборудование, детская деятельность.

 

Одним из важнейших направлений модернизации современной системы образования является цифровизация, которая открывает широкие возможности для использования цифрового оборудования как инструмента детской деятельности. Цифровое оборудование является средством обучения, при котором возникает диалог, то есть активный обмен сообщениями между пользователем и информационной системой в режиме реального времени.

Создание возможностей для получения качественного образования с использованием современных информационных технологий является целью приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2018 - 2025 гг.

Международные исследования позволяют сделать вывод о том, что новые технологии оказывают значительное влияние на жизнь детей дошкольного возраста, а интерактивное оборудование, как средство ИКТ, может эффективно использоваться для поддержки процессов обучения и других видов познавательной и развивающей деятельности [2].

На наш взгляд, компетентное использование педагогами цифрового оборудования способствует реализации таких принципов дошкольного образования, как поддержка инициативы детей в различных видах деятельности, формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности, содействие и сотрудничество детей и взрослых [5].

Нами был разработан план интеграции цифрового оборудования в образовательную среду дошкольной организации, в основу которого была положена стратегия развития возможностей ИКТ в дошкольной организации, предложенная исследователями Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании [2].

В рамках реализации данного плана в практике МДОУ «Детский сад № 3 «Солнышко» нашли применение такие виды цифрового оборудования, как интерактивная доска, фотоаппарат, интерактивный стол, документ-камера, программируемые игрушки, планшет, говорящая ручка. В образовательной деятельности с детьми используются различные интерактивные развивающие пособия, направленные на речевое, познавательное и художественно-эстетическое развитие дошкольников. Цифровое оборудование применяется в диагностической и коррекционной работе. Организовано взаимодействие с родителями воспитанников по вопросу эффективного и рационального использования детьми интерактивного оборудования не только в детском саду, но и дома. Цифровое оборудование включено как в совместную детско-взрослую, так и в самостоятельную детскую деятельность.

При оценке эффективности использования цифрового оборудования как инструмента детской деятельности мы ориентируемся на  критерии соответствия развитию, сформулированные в проекте DATEC. В соответствии с этими критериями инструменты ИКТ должны быть:

- образовательными;

- способствовать сотрудничеству;

- способствовать интеграции;

- поддерживать игру;

- исключать контроль за ребенком;

- прозрачны и наглядны;

- исключать сцены насилия и навязывание стереотипов;

- способствовать осознанию вопросов здоровья и безопасности;

- способствовать вовлечению родителей в дошкольную организацию [2].

Больший развивающий потенциал мы видим в тех устройствах, которые могут быть частью развивающей предметно-пространственной среды группы, доступной детям в любое время для решения задач организованной ими деятельности. Например, чтобы сфотографировать постройку из конструктора, ребенок без разрешения взрослого может взять фотоаппарат, который находится на отведенной ему полке.

Важна мобильность устройства, что дает гораздо больше возможностей для его использования в детской деятельности по сравнению со стационарным оборудованием. Так, игру с Робомышью дети могут организовать и на полу, и на столе в любом пространстве группового помещения. А фотоаппарат может пригодиться как в группе, так и на улице во время прогулки.

Наличие опыта использования цифрового оборудования в семье и возможность использовать его не только в группе, но и дома также является для нас критерием эффективности, поскольку в этом случае дети могут перенести полученный опыт «за стены» детского сада. Например, дома на планшете ребенок может поиграть в  развивающую речевую игру, с которой его познакомил учитель-логопед.

Рассматривая цифровое оборудование в подобном ракурсе, можно увидеть, что в качестве инструмента детской деятельности в большей степени подходят достаточно простые устройства, такие как фотоаппарат, программируемые игрушки или планшет, а не супердорогие и эксклюзивные, как, например, интерактивная панель.

В качестве примера обратимся к фотоаппарату. Какие возможности для детской деятельности и развития ребенка-дошкольника он дает?

В первую очередь мы спросили об этом у самих детей. Их ответы были таковы:

- «фотографироваться и снимать видео, как мы в садике играем и занимаемся, а потом все это показать родителям»;

- «фотографировать природу, птиц, нас, праздники, игрушки, постройки из кубиков»;

- «фотографировать всех ребят и показывать, какие они добрые и красивые».

Так дети и начали использовать фотоаппарат - стали фотографировать своих друзей в группе, продукты своей деятельности, например, постройки из конструктора. Сделанная фотография стала образцом для конструирования этой постройки другими ребятами. Фотоаппарат оказался ценным помощником в познавательно-иследовательской деятельности. Прилетевшая на участок бабочка, облако необычной формы, первые цветы на клумбе – благодаря фотоаппарату все это можно было запечатлеть, а потом вместе  внимательно рассмотреть, осмыслить, обсудить. В группе появились цифровые коллекции,  дневники долговременных наблюдений, составленные из фотографий, на которых поэтапно дети запечатлели рост растений. Детей очень увлекла предложенная взрослыми игра «Фотопрятки», в ходе которой они должны были по фотоподсказкам, сделанным воспитателем или другими детьми,  найти спрятанные предметы. Позитивный опыт фотографирования как совместной детско-взрослой деятельности был перенесен и в семьи воспитанников: дети вместе с родителями искали и фотографировали «спрятанные» в окружающих предметах цифры и буквы, принимали участие в различных тематических фотовыставках и конкурсах.

Результатом интеграции цифрового оборудования в образовательную среду стало изменение отношения родителей к его использованию детьми в детском саду - от недоверия и неприятия к поддержке и взаимодействию.

Таким образом, использование цифрового оборудования способствует проявлению активности, инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в различных видах детской деятельности.  Ребенок выступает как субъект деятельности, а не пассивный объект воздействия,  имеющий возможность самостоятельного выбора содержания своего образования.

Библиографический список:

  1. Информационно-образовательная среда дошкольной образовательной организации: метод.рекомендации [Текст] / Е.В.Коточигова,  О.А.Жбанникова, М.А.Надежкина, Г.В.Сергеева; под общей ред.Е.В.Коточиговой.-Ярославль, ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2016. -
  2. Калаш, И. Возможности информационных и коммуникационных технологий в дошкольном образовании: аналит.обзор. – URL: https://iite.unesco.org/pics/publications/ru/files/3214673.pdf  (дата обращения: 19.01.2022).
  3. Новоселова, С.Л. В чем проблема информатизации дошкольного образования? // Детский сад от А до Я. – 2003. - №1. – URL: http://igrashkolaslnovoselovoy.narod.ru/01/Informatizacia.pdf (дата обращения: 19.01.2022).
  4. Тихобаев, А.Г. Интерактивные компьютерные технологии обучения // Вестник ТГПУ. - 2012. - №8. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/interaktivnye-kompyuternye-tehnologii-obucheniya (дата обращения: 19.01.2022).
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 96 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация. "Детские опыты и эксперименты: оснащение, литература. оборудование уголка в детском саду"

quot;Люди, научившиеся наблюдениям и  опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на нихфактические ответы, оказываясь наболее высоком умственном инравственном уровне в сравн...

ПОЛОЖЕНИЕ о смотре-конкурсе нетрадиционного физкультурного оборудования в МБДОУ «Детский сад им.Ю.А.Гагарина»

ПОЛОЖЕНИЕ о смотре-конкурсе нетрадиционного физкультурного оборудования в МБДОУ «Детский сад им.Ю.А.Гагарина»...

Оборудование на участке детского сада «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ КАФЕ «РОМАШКА»

Обор­­­удование «КАФЕ «РОМАШКА» построено на участке детского сада для того, чтобы каждый ребенок имел возможность поучаствовать в сюжетно-ролевых играх «Магазин&ra...

Нестандартное физкультурное оборудование в МАДОУ детский сад №149

Нестандартное физкультурное оборудование в МАДОУ детский сад №149...