Консультация. "Детские опыты и эксперименты: оснащение, литература. оборудование уголка в детском саду"
консультация по теме

"Люди, научившиеся наблюдениям и

 опытам, приобретают способность

сами ставить вопросы и получать на них

фактические ответы, оказываясь на

более высоком умственном и

нравственном уровне в сравнении с

теми, кто такой школы не прошел"

К. А. Тимирязев

 

Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.

 

Цели и задачи опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ:

·         формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления, т.е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;

·         развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей);

·          расширение перспектив развития опытно-экспериментальной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;

·          поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности;

·          расширение кругозора детей посредством введения в более широкую пространственную и временную перспективу;

 

Опираясь на требования к содержанию образования, представленные в законе РФ «Об образовании» педагоги должны переориентировать содержание образовательного процесса на «обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации».

В работах многих ученых педагогов (Г. М. Лямина,А. П. Усова,Е. А. Панько) говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой предоставляется детям возможность приобретать знания самостоятельно. В связи с этим и представляет особый интерес детское экспериментирование и его активное внедрение в практику работы детского дошкольного учреждения. В 1990 годы профессор, академик Академии Творческой Педагогики РАО Н. Н. Подъяков, проанализировав и обобщив богатейший опыт исследовательской работы в системе дошкольного образования, пришел к заключению, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является экспериментирование. А в 2014 году экспериментирование как ведущий вид детской деятельности прописано во ФГОС дошкольного образования.

Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира. Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование ,как ни какой другой метод соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года - практически единственным способом познания мира. Главное достоинство метода заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.

Одно из направлений детской экспериментальной деятельности-опыты. Они проводятся как в свободной самостоятельной, так и совместной с воспитателем деятельности.

Дети дошкольного возраста по своей природе – пытливые исследователи окружающего мира. В образовательном процессе экспериментально – опытная  деятельность является тем методом обучения, который позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей.

Экспериментально-опытная деятельность вызывает у ребёнка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции  (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), стимулирует познавательную активность и любознательность ребёнка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе.

Уже в младшем дошкольном возрасте познавая окружающий мир, ребёнок стремиться, не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им. В старшем возрасте  многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, обращают внимание на различную окраску объектов окружающей действительности.

В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность: «Почему? Зачем? Как? Что будет, если?», почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем.

Детское экспериментирование как важнейший вид поисковой деятельности характеризуется высоким уровнем самостоятельности и оригинальности, усложнением и развитием действий целеобразования: ребенок сам ставит цели, сам достигает их, получая новые знания о предметах и явлениях.

В ходе опытов и экспериментов ребенок воздействует на объект с целью познания его свойств и связей. Эксперимент это особая форма поисковой деятельности ребенка, благодаря этому у детей развивается наглядно- образное мышление. Важнейшая особенность эксперимента состоит в том, что в процессе его осуществления  ребенок приобретает возможность управлять тем или иным явлением.

Со второй группы раннего возраста (2–3 года) дети начинают принимать участие в совместных с воспитателем опытнических действиях. Пока они представляют собой простейшие исследования, которые помогают малышам обследовать предметы, отмечая их цвет, величину или форму.

В младшей группе (3–4 года) познавательно-исследовательская деятельность усложняется. Совместно с педагогом, дети учатся проводить эксперименты на примере сенсорных эталонов. Благодаря опытам им становятся понятны ранее скрытые свойства изучаемых объектов. 

Экспериментирование в средней группе (4–5 лет) имеет цель сформировать у детей умения самостоятельно получать сведения о новом объекте. Для опытов активно используются все органы чувств.

Используя экспериментирование в старшей группе (5–6 лет) нужно стимулировать детей на самостоятельное проведение экспериментальных действий и выявление скрытых свойств явлений и предметов.

В подготовительной к школе группе (6-7 лет) познавательно-исследовательская деятельность совершенствуется. Приветствуется не только самостоятельная работа, но и выбор оптимального способа ее осуществления.

 

Экспериментирование в организованной деятельности.

 В соответствии с общеобразовательной программой «От рождения до школы», опытническая деятельность запланирована во всех возрастных группах детского сада  начиная с младшей в области «Ознакомление с миром природы».

 В ней запланировано изучение с помощью опытов:

  - свойств песка, глины и камня;

 - свойств воды в ее различных состояниях;

 - температуры.

В других образовательных областях экспериментальная деятельность помогает поддержанию интереса детей к процессу обучения, делает усвоение материала легче, так как легко поддерживает непроизвольное внимание.

 Например, эксперименты в детском саду во время организованной деятельности представляют собой:

  - взвешивание тяжелых и легких материалов;

 - измерение длины с помощью мерок;

 - наблюдение за ростом растений и зависимость этого процесса от освещения, температуры и полива;

 - изучение смешивания цветов.

 

Структура эксперимента в организованной деятельности.

 В отличие от свободного экспериментирования, где дети действуют по интуитивному пути, опыт - эксперимент планируется по определенному плану:

  - постановка познавательной задачи (ставится воспитателем);

 - выдвижение детьми предположений;

 - проверка гипотез;

 - фиксация результатов и подведение итогов;

 - обсуждение работы.

Экспериментирование в свободной деятельности.

 Для того чтобы дети могли заниматься опытами самостоятельно, в детском саду должна быть организована специальная предметная среда и пространство для ее развития.

У дошкольников в группе в свободном доступе должна быть специальная зона – уголок экспериментирования, в которой размещаются:

 - наборы для опытов с инструкциями-картинками;

 -игрушки для исследований – шарики, кубики, мелкие предметы из разных материалов;

 - различные природные материалы – песок, вода, глина, скорлупа, шерсть;

 - измерительные приборы – весы, мерные емкости, песочные часы, линейки;

 - инструменты – пипетки, шпатели, мерные ложки, зубочистки, прозрачные и цветные стекла;

 - другая насыщенная предметная среда – зеркало, увеличительное стекло, соль, магниты;

 - писчие принадлежности для фиксации результатов.

Картотека опытов и экспериментов в детском саду

Со временем у каждого воспитателя, который поддерживает метод экспериментирования, накапливается большой опыт по его использованию в разных видах деятельности. Из конспектов следует сформировать картотеку, которая содержит естественно-научные эксперименты для детей на различную тематику. Примеры таких тематик приведем ниже.

 Экология:

  - строение растений;

 - условия, необходимые для жизни растений;

 - размножение растений;

 - опыты в огороде и цветнике;

 - опытническая деятельность по сезонам;

 - исследование животных.

 Исследовательская деятельность о человеке:

  - строение человека;

 - физиология;

 -гигиена.

 Физические опыты в детском саду:

  - движение;

 - измерение;

 - магнетизм.

 - вещества и материалы;

 - свет и цвет;

 - звук.

 Опыты на кухне.

Удобство картотеки в том, что она структурирована по возрастам и разделам. Такие каталоги также могут  находиться в методическом кабинете дошкольного учреждения. Они пополняются новыми темами и замечаниями воспитателей по их объяснению.

 Важной целью современного образования является побуждение детей к познавательной активности и стремлению узнавать новое. Эксперименты в детском саду – удачно выбранная форма работы, которая сочетает в себе образовательные требования и учитывает возрастные особенности дошкольников.

"Расскажи - и я забуду,

покажи - и я запомню,

дай попробовать – и я пойму"

Только через действие  ребѐнок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нѐм.

 

 

 

Список литературы

1. Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах / сост. Н. В. Нищева. – СПб. :2016. – 320 с.

2. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 1 / Сост. Н. В. Нищева. – СПб. : 2017. – 240 с.

3. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под общ. Ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ. – 64 с.

4. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 2 / Сост. Н. В. Нищева. – СПб. : 2017. – 240 с.

5. Перельман Я.И. Занимательные задачи и опыты. Екатеринбург, 1995.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

"Люди, научившиеся наблюдениям и

 опытам, приобретают способность

сами ставить вопросы и получать на них

фактические ответы, оказываясь на

более высоком умственном и

нравственном уровне в сравнении с

теми, кто такой школы не прошел"

К. А. Тимирязев

То, что я услышал, я забыл.

То, что я увидел, я помню.

То, что я сделал, я знаю.

Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности. 

Цели и задачи опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ: 

  • формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления, т.е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
  • развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей);
  •  расширение перспектив развития опытно-экспериментальной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
  •  поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности;
  •  расширение кругозора детей посредством введения в более широкую пространственную и временную перспективу;

Опираясь на требования к содержанию образования, представленные в законе РФ «Об образовании» педагоги должны переориентировать содержание образовательного процесса на «обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации».

В работах многих ученых педагогов (Г. М. Лямина,А. П. Усова,Е. А. Панько) говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой предоставляется детям возможность приобретать знания самостоятельно. В связи с этим и представляет особый интерес детское экспериментирование и его активное внедрение в практику работы детского дошкольного учреждения. В 1990 годы профессор, академик Академии Творческой Педагогики РАО Н. Н. Подъяков, проанализировав и обобщив богатейший опыт исследовательской работы в системе дошкольного образования, пришел к заключению, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является экспериментирование. А в 2014 году экспериментирование как ведущий вид детской деятельности прописано во ФГОС дошкольного образования.

Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира. Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование ,как ни какой другой метод соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года - практически единственным способом познания мира. Главное достоинство метода заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.

Одно из направлений детской экспериментальной деятельности-опыты. Они проводятся как в свободной самостоятельной, так и совместной с воспитателем деятельности.

Дети дошкольного возраста по своей природе – пытливые исследователи окружающего мира. В образовательном процессе экспериментально – опытная  деятельность является тем методом обучения, который позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей.

Экспериментально-опытная деятельность вызывает у ребёнка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции  (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), стимулирует познавательную активность и любознательность ребёнка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе.

Уже в младшем дошкольном возрасте познавая окружающий мир, ребёнок стремиться, не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им. В старшем возрасте  многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, обращают внимание на различную окраску объектов окружающей действительности.

В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность: «Почему? Зачем? Как? Что будет, если?», почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем.

Детское экспериментирование как важнейший вид поисковой деятельности характеризуется высоким уровнем самостоятельности и оригинальности, усложнением и развитием действий целеобразования: ребенок сам ставит цели, сам достигает их, получая новые знания о предметах и явлениях.

В ходе опытов и экспериментов ребенок воздействует на объект с целью познания его свойств и связей. Эксперимент это особая форма поисковой деятельности ребенка, благодаря этому у детей развивается наглядно- образное мышление. Важнейшая особенность эксперимента состоит в том, что в процессе его осуществления  ребенок приобретает возможность управлять тем или иным явлением.

Со второй группы раннего возраста (2–3 года) дети начинают принимать участие в совместных с воспитателем опытнических действиях. Пока они представляют собой простейшие исследования, которые помогают малышам обследовать предметы, отмечая их цвет, величину или форму.

В младшей группе (3–4 года) познавательно-исследовательская деятельность усложняется. Совместно с педагогом, дети учатся проводить эксперименты на примере сенсорных эталонов. Благодаря опытам им становятся понятны ранее скрытые свойства изучаемых объектов. 

Экспериментирование в средней группе (4–5 лет) имеет цель сформировать у детей умения самостоятельно получать сведения о новом объекте. Для опытов активно используются все органы чувств.

Используя экспериментирование в старшей группе (5–6 лет) нужно стимулировать детей на самостоятельное проведение экспериментальных действий и выявление скрытых свойств явлений и предметов.

В подготовительной к школе группе (6-7 лет) познавательно-исследовательская деятельность совершенствуется. Приветствуется не только самостоятельная работа, но и выбор оптимального способа ее осуществления.

 

Экспериментирование в организованной деятельности.

 В соответствии с общеобразовательной программой «От рождения до школы», опытническая деятельность запланирована во всех возрастных группах детского сада  начиная с младшей в области «Ознакомление с миром природы».

 В ней запланировано изучение с помощью опытов:

  - свойств песка, глины и камня;

 - свойств воды в ее различных состояниях;

 - температуры.

В других образовательных областях экспериментальная деятельность помогает поддержанию интереса детей к процессу обучения, делает усвоение материала легче, так как легко поддерживает непроизвольное внимание.

 Например, эксперименты в детском саду во время организованной деятельности представляют собой:

  - взвешивание тяжелых и легких материалов;

 - измерение длины с помощью мерок;

 - наблюдение за ростом растений и зависимость этого процесса от освещения, температуры и полива;

 - изучение смешивания цветов.

 

Структура эксперимента в организованной деятельности.

 В отличие от свободного экспериментирования, где дети действуют по интуитивному пути, опыт - эксперимент планируется по определенному плану:

  - постановка познавательной задачи (ставится воспитателем);

 - выдвижение детьми предположений;

 - проверка гипотез;

 - фиксация результатов и подведение итогов;

 - обсуждение работы.

Экспериментирование в свободной деятельности.

 Для того чтобы дети могли заниматься опытами самостоятельно, в детском саду должна быть организована специальная предметная среда и пространство для ее развития.

У дошкольников в группе в свободном доступе должна быть специальная зона – уголок экспериментирования, в которой размещаются:

 - наборы для опытов с инструкциями-картинками;

 -игрушки для исследований – шарики, кубики, мелкие предметы из разных материалов;

 - различные природные материалы – песок, вода, глина, скорлупа, шерсть;

 - измерительные приборы – весы, мерные емкости, песочные часы, линейки;

 - инструменты – пипетки, шпатели, мерные ложки, зубочистки, прозрачные и цветные стекла;

 - другая насыщенная предметная среда – зеркало, увеличительное стекло, соль, магниты;

 - писчие принадлежности для фиксации результатов.

Картотека опытов и экспериментов в детском саду

Со временем у каждого воспитателя, который поддерживает метод экспериментирования, накапливается большой опыт по его использованию в разных видах деятельности. Из конспектов следует сформировать картотеку, которая содержит естественно-научные эксперименты для детей на различную тематику. Примеры таких тематик приведем ниже.

 Экология:

  - строение растений;

 - условия, необходимые для жизни растений;

 - размножение растений;

 - опыты в огороде и цветнике;

 - опытническая деятельность по сезонам;

 - исследование животных.

 Исследовательская деятельность о человеке:

  - строение человека;

 - физиология;

 -гигиена.

 Физические опыты в детском саду:

  - движение;

 - измерение;

 - магнетизм.

 - вещества и материалы;

 - свет и цвет;

 - звук.

 Опыты на кухне.

Удобство картотеки в том, что она структурирована по возрастам и разделам. Такие каталоги также могут  находиться в методическом кабинете дошкольного учреждения. Они пополняются новыми темами и замечаниями воспитателей по их объяснению.

 Важной целью современного образования является побуждение детей к познавательной активности и стремлению узнавать новое. Эксперименты в детском саду – удачно выбранная форма работы, которая сочетает в себе образовательные требования и учитывает возрастные особенности дошкольников.

"Расскажи - и я забуду,

покажи - и я запомню,

дай попробовать – и я пойму"

Только через действие  ребѐнок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нѐм.

Список литературы

1. Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах / сост. Н. В. Нищева. – СПб. :2016. – 320 с.

2. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 1 / Сост. Н. В. Нищева. – СПб. : 2017. – 240 с.

3. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под общ. Ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ. – 64 с.

4. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 2 / Сост. Н. В. Нищева. – СПб. : 2017. – 240 с.

5. Перельман Я.И. Занимательные задачи и опыты. Екатеринбург, 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСНАЩЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОГО ЦЕНТРА В ДЕТСКОМ САДУ

В данной статье рассмотрены необходимые материалы для всех возрастных групп общеразвивающей направленности....

Консультация для воспитателей: «Оснащение речевого уголка в детском саду»

Процесс овладения речью — сложный процесс, который осуществляется во всех видах детской деятельности....

Картотека опытов и экспериментов с водой в старшей группе детского сада

Картотека опытов и экспериментов с водой в старшей группе детского сада...

эксперименты и опыты с водой и снегом в старшей группе детского сада

эксперименты и опыты с водой и снегом в старшей группе...