Презентация. "Детские опыты и эксперименты: оснащение, литература. оборудование уголка в детском саду".
презентация по теме
Презентация "Опыты и эксперементы в детском саду"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_detskie_opyty_i_eksperementy.ppt | 1.79 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
То, что я услышал, я забыл. То, что я увидел, я помню. То, что я сделал, я знаю. Китайская пословица
Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности .
Цели и задачи опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ: формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления, т.е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей; развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей); расширение перспектив развития опытно-экспериментальной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия; поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности; расширение кругозора детей посредством введения в более широкую пространственную и временную перспективу;
В работах многих ученых педагогов (Г. М. Лямина,А. П. Усова,Е. А. Панько) говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой предоставляется детям возможность приобретать знания самостоятельно. В связи с этим и представляет особый интерес детское экспериментирование и его активное внедрение в практику работы детского дошкольного учреждения. В 1990 годы профессор, академик Академии Творческой Педагогики РАО Н. Н. Подъяков , проанализировав и обобщив богатейший опыт исследовательской работы в системе дошкольного образования, пришел к заключению, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является экспериментирование. А в 2014 году экспериментирование как ведущий вид детской деятельности прописано во ФГОС дошкольного образования.
Дети дошкольного возраста по своей природе – пытливые исследователи окружающего мира. В образовательном процессе экспериментально – опытная деятельность является тем методом обучения, который позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей.
В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность: «Почему? Зачем? Как? Что будет, если?», почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. Детское экспериментирование как важнейший вид поисковой деятельности характеризуется высоким уровнем самостоятельности и оригинальности, усложнением и развитием действий цели образования: ребенок сам ставит цели, сам достигает их, получая новые знания о предметах и явлениях.
Экспериментирование в организованной деятельности. В соответствии с общеобразовательной программой «От рождения до школы», опытническая деятельность запланирована во всех возрастных группах детского сада начиная с младшей в области «Ознакомление с миром природы». В ней запланировано изучение с помощью опытов: - свойств песка, глины и камня; - свойств воды в ее различных состояниях; - температуры. В других образовательных областях экспериментальная деятельность помогает поддержанию интереса детей к процессу обучения, делает усвоение материала легче, так как легко поддерживает непроизвольное внимание. Например, эксперименты в детском саду во время организованной деятельности представляют собой: - взвешивание тяжелых и легких материалов; - измерение длины с помощью мерок; - наблюдение за ростом растений и зависимость этого процесса от освещения, температуры и полива; - изучение смешивания цветов.
Структура эксперимента в организованной деятельности. В отличие от свободного экспериментирования, где дети действуют по интуитивному пути, опыт - эксперимент планируется по определенному плану: - постановка познавательной задачи (ставится воспитателем); - выдвижение детьми предположений; - проверка гипотез; - фиксация результатов и подведение итогов; - обсуждение работы.
Экспериментирование в свободной деятельности. Для того чтобы дети могли заниматься опытами самостоятельно, в детском саду должна быть организована специальная предметная среда и пространство для ее развития. У дошкольников в группе в свободном доступе должна быть специальная зона – уголок экспериментирования, в которой размещаются: - наборы для опытов с инструкциями-картинками; -игрушки для исследований – шарики, кубики, мелкие предметы из разных материалов; - различные природные материалы – песок, вода, глина, скорлупа, шерсть; - измерительные приборы – весы, мерные емкости, песочные часы, линейки; - инструменты – пипетки, шпатели, мерные ложки, зубочистки, прозрачные и цветные стекла; - другая насыщенная предметная среда – зеркало, увеличительное стекло, соль, магниты; - писчие принадлежности для фиксации результатов.
Картотека опытов и экспериментов в детском саду Со временем у каждого воспитателя, который поддерживает метод экспериментирования, накапливается большой опыт по его использованию в разных видах деятельности. Из конспектов следует сформировать картотеку, которая содержит естественно-научные эксперименты для детей на различную тематику. Примеры таких тематик приведем ниже. Экология: - строение растений; - условия, необходимые для жизни растений; - размножение растений; - опыты в огороде и цветнике; - опытническая деятельность по сезонам; - исследование животных. Исследовательская деятельность о человеке: - строение человека; - физиология; -гигиена. Физические опыты в детском саду: - движение; - измерение; - магнетизм. - вещества и материалы; - свет и цвет; - звук. Опыты на кухне.
Важной целью современного образования является побуждение детей к познавательной активности и стремлению узнавать новое. Эксперименты в детском саду удачно выбранная форма работы, которая сочетает в себе образовательные требования и учитывает возрастные особенности дошкольников.
Только через действие ребёнок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нём.
Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОСНАЩЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОГО ЦЕНТРА В ДЕТСКОМ САДУ
В данной статье рассмотрены необходимые материалы для всех возрастных групп общеразвивающей направленности....
Консультация. "Детские опыты и эксперименты: оснащение, литература. оборудование уголка в детском саду"
quot;Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на нихфактические ответы, оказываясь наболее высоком умственном инравственном уровне в сравн...
"Картотека занимательных опытов и экспериментов для дошкольников дома и в детском саду» детей среднего и старшего дошкольного возраста
практический материал для родителей и педвгогов...
Консультация для воспитателей: «Оснащение речевого уголка в детском саду»
Процесс овладения речью — сложный процесс, который осуществляется во всех видах детской деятельности....
Картотека опытов и экспериментов с водой в старшей группе детского сада
Картотека опытов и экспериментов с водой в старшей группе детского сада...
Картотека опытов и экспериментов с водой в старшей группе детского сада.
Картотека опытов и экспериментов...
эксперименты и опыты с водой и снегом в старшей группе детского сада
эксперименты и опыты с водой и снегом в старшей группе...