Главные вкладки
Плавание, как средство реабилитации детей с ОВЗ.
методическая разработка по физкультуре
Обучающийся с ОВЗ ‒ это обучающийся, нуждающийся в создании специальных условий для получения, в первую очередь, качественного доступного образования.
Педагогические работники образовательных организаций обязаны учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ОВЗ, взаимодействовать по этому вопросу с медицинскими организациями.
Причины, из-за которых среди подрастающего поколения становится все больше недееспособных – генетически предрасположенность, плохая экология, вредные привычки, чрезмерно напряженный ритм жизни, недостатки в развитии современной медицины и т. д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plavanie_kak_sredstvo_reabilitatsii_detey_s_ovz.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Плавание, как средство реабилитации детей с ОВЗ.
Проблема социально-педагогической адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является актуальной в современной России. Тяжело быть инвалидом с ранних лет.
К группе лиц с ограниченными возможностями здоровья (ст. 79 ФЗ-273) относятся дети с нарушениями слуха, зрения, с тяжелыми нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата, с расстройствами аутистического спектра, с задержкой психического развития, умственной отсталостью и другие. Исчерпывающего перечня заболеваний, при наличии которых обучающиеся признаются лицами с ОВЗ, нет.
Существует четыре степени психолого-педагогической классификации детей:
Первая степень. Развитие ребенка с ОВЗ происходит на фоне легкого и умеренного нарушения функций. Эти патологии могут являться показанием для признания инвалидности. Но при правильном обучении и воспитании ребенок может полностью восстановить все функции.
Вторая степень. У ребенка существуют выраженные нарушения в функциях систем и органов. Несмотря на лечение, они продолжают ограничивать его социальную адаптацию. Поэтому такие дети нуждаются в особых условиях обучения и жизни.
Третья степень. Наблюдается большая выраженность нарушений, которые значительно ограничивают возможности ребенка в его жизнедеятельности.
Четвертая степень. Она включает в себя резко выраженные нарушения функций систем и органов, из-за которых происходит социальная дезадаптация ребенка. Помимо этого, можно констатировать необратимый характер поражений и. зачастую, неэффективность мероприятий (лечебных и реабилитационных). Усилия педагогов и врачей нацелены обычно на то, чтобы не допустить критического состояния.
Обучающийся с ОВЗ ‒ это обучающийся, нуждающийся в создании специальных условий для получения, в первую очередь, качественного доступного образования.
Педагогические работники образовательных организаций обязаны учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ОВЗ, взаимодействовать по этому вопросу с медицинскими организациями.
Причины, из-за которых среди подрастающего поколения становится все больше недееспособных – генетически предрасположенность, плохая экология, вредные привычки, чрезмерно напряженный ритм жизни, недостатки в развитии современной медицины и т. д.
В детские годы ребенок постигает и учится очень многому, а инвалидность становится барьером к постижению нового. Детям-инвалидам необходима помощь и понимание не только родителей, но и общества в целом. Только так они смогут понять, что они нужны, что их любят и понимают.
Постепенно приходит понимание, что медицина, традиционно ориентированная на лечение болезней, нередко оказывается малоэффективной. Поэтому формирование здорового образа жизни становиться доминирующим направлением при совершенствовании системы охраны здоровья нации.
Среди основных целей и задач государственной политики в области реабилитации и социальной адаптации детей с ослабленным здоровьем средствами физической культуры и спорта стоит создание условий для занятий спортом и формирование потребностей в этих занятиях. В реализации образования очень важно, чтобы дети с ОВЗ могли посещать учебные заведения, учреждения дополнительного образования, спортивные залы, бассейны. В системе мер социальной защиты детей с ОВЗ все большее значение приобретают активные формы работы, к которым относятся реабилитация и социализация в водной среде.
Обобщение литературных данных и мой опыт показывает, что среди различных видов спорта, применяемых в работе с ослабленным здоровьем детьми, самым популярным является плавание.
О пользе плавания написаны тысячи статей, в которых рассказывается о благотворном влиянии этого вида спорта на здоровье человека. Действительно, роль плавания в нашей жизни сложно переоценить: это один из самых полезных видов физической активности, который оказывает комплексное положительное влияние на человеческое тело, укрепляя здоровье на физическом и психологическом уровне.
Плавание – это универсальный вид спорта, в котором при движении задействованы абсолютно все мышцы с равномерной нагрузкой. Занимаясь в бассейне регулярно, мы можем довести линии своего тела до совершенства, не изнуряя себя утомительными пробежками или часами в тренажерном зале.
Плавание безопасно для наших суставов и позвоночника.
Плавание позволяет укрепить иммунитет и повысить защитную функцию организма.
Для занятий плаванием нет ограничений ни по возрасту, ни по половому признаку. И взрослые, и дети, и пожилые люди смогут извлечь из этого вида спорта максимум благоприятных возможностей для здоровья и физического развития.
Если для здорового человека занятия плаванием – средство активного развития и телесного самосовершенствования, то для детей с ослабленным или ограниченными возможностями в состоянии здоровья – это одно из основных средств устранения отклонений в их двигательной сфере, полноценного физического развития, укрепления здоровья, адаптации в социуме.
Занятия оздоровительным плаванием – это, прежде всего, педагогический процесс по передаче и усвоению накопленного опыта взаимоотношений специалиста и лица, который имеет нарушение здоровья с расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающими необходимость его социальной защиты. Признание в мире нового развивающего направления – водной реабилитации, как важного средства формирования, развития, восстановления и поддержки здоровья и работоспособности личности, свидетельствует о его большой значимости, особенно в реабилитации детей.
Цель занятий плаванием заключается в укреплении индивидуального здоровья, устранении или коррекции физического развития и физической подготовленности обучающихся, реабилитации двигательных функций организма и совершенствовании функциональных возможностей организма.
Главные задачи, которые я реализую на занятиях по плаванию:
— Укрепить и сохранить здоровье, замедлить прогрессирование заболевания;
— Корректировать нарушения в состоянии здоровья;
— Обучить жизненно важным двигательным умениям и навыкам в воде;
— Улучшить общую координацию движений;
— Способствовать улучшению функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем;
— Формировать потребность в ведении здорового образа жизни;
— Мотивировать занимающихся оздоровительным плаванием к переходу на спортивный уровень.
К средствам оздоровительного плавания относятся специальные упражнения, нацеленные на восстановление здоровья и физической работоспособности, нарушенных в результате заболеваний, а также после травм или перенесенных операций. Специальные средства дополняются средствами общеукрепляющего характера, направленными на оздоровление организма, развитие физических и волевых качеств, закрепление моторных навыков.
Занятия оздоровительным плаванием проводятся в строгом соответствии с дидактическими принципами, а именно:
- последовательности, т.е. за счет освоения и выполнения простых плавательных движений осваиваются более сложные упражнения на воде (от простого к сложному);
- постепенности, характеризующимся постепенным увеличением нагрузки и обоснованным дозированием плавательных упражнений, выполняемых в основном с использованием повторного, интервального, равномерно-дистанционного методов;
- систематичный характер занятий (два раза в неделю), для формирования двигательного навыка, укрепления мышечного корсета, развития основных физических качеств, совершенствования плавательной подготовленности занимающихся;
- доступности, указывающим на то, что упражнения должны быть легко выполнимыми и не сложно-координированными, задачи, поставленные на занятии должны быть полностью реализованы, доступными данному контингенту занимающихся, каждый должен получить удовлетворение от достигнутого на занятии оздоровительным плаванием;
- наглядности, демонстрирующим правильность выполнения техники изучаемых упражнений, а также грамотное использование метода рассказа и показа на подобных занятиях;
- индивидуализации, выдвигающим требования учета индивидуальных особенностей патологии, физического состояния, а также плавательной подготовленности занимающихся;
- всесторонности, направленном на комплексное воздействие оздоровительного плавания, на все мышечные группы и функциональные системы организма, ослабленного патологией заболевания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по психологии "Понятие зоны актуального развития и зоны ближайшего развития."
1.Рассмотреть психологическую основу теории развивающего обучения2.Представить основные понятия - зоны актуального развития и зоны ближайшего развития.3.Показать преимущества развивающего обучения...
Мастер-класс для родителей и педагогов "Развитие компенсаторных возможностей организма детей с ОВЗ через взаимодействие с воспитывающими взрослыми в зоне ближайшего развития"
В данном материале описывается опыт работы с детьми с ОВЗ и рекомендации для воспитывающих взрослых в организации занятий с детьми по налаживанию диафрагмального дыхания и "ГИМНАСТИКИ МОЗГА" (кинезиол...
"Зона ближайшего развития детей как способ инклюзивного образования."
Одной из задач ФГОС в дошкольном образовании является обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от социального статуса, психофиз...
Зона ближайшего развития детей как способ инклюзивного образования.
Одной из задач ФГОС в дошкольном образовании является обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от социального статуса, психофиз...
Зона ближайшего развития детей как способ инклюзивного образования.
Одной из задач ФГОС в дошкольном образовании является обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от социального статуса, психофиз...
Зона ближайшего развития детей как способ инклюзивного образования.
Одной из задач ФГОС в дошкольном образовании является обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от социального статуса, психофиз...