Плавание, как средство реабилитации детей с ОВЗ.
методическая разработка по физкультуре

Обучающийся с ОВЗ ‒ это обучающийся, нуждающийся в создании специальных условий для получения, в первую очередь, качественного доступного образования.

Педагогические работники образовательных организаций обязаны учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ОВЗ, взаимодействовать по этому вопросу с медицинскими организациями.

Причины, из-за которых среди подрастающего поколения становится все больше недееспособных – генетически предрасположенность, плохая экология, вредные привычки, чрезмерно напряженный ритм жизни, недостатки в развитии современной медицины и т. д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plavanie_kak_sredstvo_reabilitatsii_detey_s_ovz.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Плавание, как средство реабилитации детей с ОВЗ.

Проблема социально-педагогической адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является актуальной в современной России. Тяжело быть инвалидом с ранних лет.

К группе лиц с ограниченными возможностями здоровья (ст. 79 ФЗ-273) относятся дети с нарушениями слуха, зрения, с тяжелыми нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата, с расстройствами аутистического спектра, с задержкой психического развития, умственной отсталостью и другие. Исчерпывающего перечня заболеваний, при наличии которых обучающиеся признаются лицами с ОВЗ, нет.

Существует четыре степени психолого-педагогической классификации детей:

Первая степень. Развитие ребенка с ОВЗ происходит на фоне легкого и умеренного нарушения функций. Эти патологии могут являться показанием для признания инвалидности. Но при правильном обучении и воспитании ребенок может полностью восстановить все функции.

Вторая степень. У ребенка существуют выраженные нарушения в функциях систем и органов. Несмотря на лечение, они продолжают ограничивать его социальную адаптацию. Поэтому такие дети нуждаются в особых условиях обучения и жизни.

Третья степень. Наблюдается большая выраженность нарушений, которые значительно ограничивают возможности ребенка в его жизнедеятельности.

Четвертая степень. Она включает в себя резко выраженные нарушения функций систем и органов, из-за которых происходит социальная дезадаптация ребенка. Помимо этого, можно констатировать необратимый характер поражений и. зачастую, неэффективность мероприятий (лечебных и реабилитационных). Усилия педагогов и врачей нацелены обычно на то, чтобы не допустить критического состояния.

Обучающийся с ОВЗ ‒ это обучающийся, нуждающийся в создании специальных условий для получения, в первую очередь, качественного доступного образования.

Педагогические работники образовательных организаций обязаны учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ОВЗ, взаимодействовать по этому вопросу с медицинскими организациями.

Причины, из-за которых среди подрастающего поколения становится все больше недееспособных – генетически предрасположенность, плохая экология, вредные привычки, чрезмерно напряженный ритм жизни, недостатки в развитии современной медицины и т. д.

В детские годы ребенок постигает и учится очень многому, а инвалидность становится барьером к постижению нового. Детям-инвалидам необходима помощь и понимание не только родителей, но и общества в целом. Только так они смогут понять, что они нужны, что их любят и понимают.

Постепенно приходит понимание, что медицина, традиционно ориентированная на лечение болезней, нередко оказывается малоэффективной. Поэтому формирование здорового образа жизни становиться доминирующим направлением при совершенствовании системы охраны здоровья нации.

Среди основных целей и задач государственной политики в области реабилитации и социальной адаптации детей с ослабленным здоровьем средствами физической культуры и спорта стоит создание условий для занятий спортом и формирование потребностей в этих занятиях. В реализации образования очень важно, чтобы дети с ОВЗ могли посещать учебные заведения, учреждения дополнительного образования, спортивные залы, бассейны. В системе мер социальной защиты детей с ОВЗ все большее значение приобретают активные формы работы, к которым относятся реабилитация и социализация в водной среде.

Обобщение литературных данных и мой опыт показывает, что среди различных видов спорта, применяемых в работе с ослабленным здоровьем детьми, самым популярным является плавание.

О пользе плавания написаны тысячи статей, в которых рассказывается о благотворном влиянии этого вида спорта на здоровье человека. Действительно, роль плавания в нашей жизни сложно переоценить: это один из самых полезных видов физической активности, который оказывает комплексное положительное влияние на человеческое тело, укрепляя здоровье на физическом и психологическом уровне.

Плавание – это универсальный вид спорта, в котором при движении задействованы абсолютно все мышцы с равномерной нагрузкой. Занимаясь в бассейне регулярно, мы можем довести линии своего тела до совершенства, не изнуряя себя утомительными пробежками или часами в тренажерном зале.

Плавание безопасно для наших суставов и позвоночника.

Плавание позволяет укрепить иммунитет и повысить защитную функцию организма.

Для занятий плаванием нет ограничений ни по возрасту, ни по половому признаку. И взрослые, и дети, и пожилые люди смогут извлечь из этого вида спорта максимум благоприятных возможностей для здоровья и физического развития.

Если для здорового человека занятия плаванием – средство активного развития и телесного самосовершенствования, то для детей с ослабленным или ограниченными возможностями в состоянии здоровья – это одно из основных средств устранения отклонений в их двигательной сфере, полноценного физического развития, укрепления здоровья, адаптации в социуме.

Занятия оздоровительным плаванием – это, прежде всего, педагогический процесс по передаче и усвоению накопленного опыта взаимоотношений специалиста и лица, который имеет нарушение здоровья с расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающими необходимость его социальной защиты. Признание в мире нового развивающего направления – водной реабилитации, как важного средства формирования, развития, восстановления и поддержки здоровья и работоспособности личности, свидетельствует о его большой значимости, особенно в реабилитации детей.

Цель занятий плаванием заключается в укреплении индивидуального здоровья, устранении или коррекции физического развития и физической подготовленности обучающихся, реабилитации двигательных функций организма и совершенствовании функциональных возможностей организма.

Главные задачи, которые я реализую на занятиях по плаванию:

— Укрепить и сохранить здоровье, замедлить прогрессирование заболевания;

— Корректировать нарушения в состоянии здоровья;

— Обучить жизненно важным двигательным умениям и навыкам в воде;

— Улучшить общую координацию движений;

— Способствовать улучшению функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем;

— Формировать потребность в ведении здорового образа жизни;

— Мотивировать занимающихся оздоровительным плаванием к переходу на спортивный уровень.

К средствам оздоровительного плавания относятся специальные упражнения, нацеленные на восстановление здоровья и физической работоспособности, нарушенных в результате заболеваний, а также после травм или перенесенных операций. Специальные средства дополняются средствами общеукрепляющего характера, направленными на оздоровление организма, развитие физических и волевых качеств, закрепление моторных навыков.

Занятия оздоровительным плаванием проводятся в строгом соответствии с дидактическими принципами, а именно:

  • последовательности, т.е. за счет освоения и выполнения простых плавательных движений осваиваются более сложные упражнения на воде (от простого к сложному);
  • постепенности, характеризующимся постепенным увеличением нагрузки и обоснованным дозированием плавательных упражнений, выполняемых в основном с использованием повторного, интервального, равномерно-дистанционного методов;
  • систематичный характер занятий (два раза в неделю), для формирования двигательного навыка, укрепления мышечного корсета, развития основных физических качеств, совершенствования плавательной подготовленности занимающихся;
  • доступности, указывающим на то, что упражнения должны быть легко выполнимыми и не сложно-координированными, задачи, поставленные на занятии должны быть полностью реализованы, доступными данному контингенту занимающихся, каждый должен получить удовлетворение от достигнутого на занятии оздоровительным плаванием;
  • наглядности, демонстрирующим правильность выполнения техники изучаемых упражнений, а также грамотное использование метода рассказа и показа на подобных занятиях;
  • индивидуализации, выдвигающим требования учета индивидуальных особенностей патологии, физического состояния, а также плавательной подготовленности занимающихся;
  • всесторонности, направленном на комплексное воздействие оздоровительного плавания, на все мышечные группы и функциональные системы организма, ослабленного патологией заболевания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по психологии "Понятие зоны актуального развития и зоны ближайшего развития."

1.Рассмотреть психологическую основу теории развивающего обучения2.Представить основные понятия - зоны актуального развития и зоны ближайшего развития.3.Показать преимущества развивающего обучения...

Мастер-класс для родителей и педагогов "Развитие компенсаторных возможностей организма детей с ОВЗ через взаимодействие с воспитывающими взрослыми в зоне ближайшего развития"

В данном материале описывается опыт работы с детьми с ОВЗ и рекомендации для воспитывающих взрослых в организации занятий с детьми по налаживанию диафрагмального дыхания и "ГИМНАСТИКИ МОЗГА" (кинезиол...

"Зона ближайшего развития детей как способ инклюзивного образования."

Одной из задач ФГОС в дошкольном образовании является обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от социального статуса, психофиз...

Зона ближайшего развития детей как способ инклюзивного образования.

Одной из задач ФГОС в дошкольном образовании является обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от социального статуса, психофиз...

Зона ближайшего развития детей как способ инклюзивного образования.

Одной из задач ФГОС в дошкольном образовании является обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от социального статуса, психофиз...

Зона ближайшего развития детей как способ инклюзивного образования.

Одной из задач ФГОС в дошкольном образовании является обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от социального статуса, психофиз...