Бобат – терапия как средство реабилитации детей с ДЦП
консультация по физкультуре

Одним из важных средств реабилитации детей, которые страдают церебральными параличами, является лечебная физкультура. Цели ЛФК при ДЦП - это развитие способности к произвольному торможению движений, снижение гипертонуса мышц, улучшение координации движений, увеличение амплитуды движений в суставах.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bobat_-_terapiya.docx18.18 КБ

Предварительный просмотр:

Бобат – терапия как средство реабилитации детей с ДЦП

Одним из важных средств реабилитации детей, которые страдают церебральными параличами, является лечебная физкультура. Цели ЛФК при ДЦП - это развитие способности к произвольному торможению движений, снижение гипертонуса мышц, улучшение координации движений, увеличение амплитуды движений в суставах.

Принципами ЛФК является  регулярность, систематичность и непрерывность занятий, индивидуальный подход, учет стадии и тяжести заболевания, а также возраста и психического развития ребенка. Немаловажное значение имеет увеличение физических нагрузок. Оно должно быть строго индивидуальным.

Отечественные и зарубежные исследователи разработали ряд методов. Среди которых в первую очередь следует назвать метод К.И.Бобат, которую разработали врачи из Лондона Берта и Карл Бобат. Цель методики – выработать управляемые, рациональные и осознанные движения, вместе с тем снизить мышечные спазмы и напряжение.

Бобат-терапия по праву занимает одну из ведущих позиций среди методов лечения детей с нарушениями работы ЦНС, включая органические поражения. Она может применяться во всех случаях, когда необходима физическая реабилитация.

Бобат-терапия — это не отдельный метод лечения, а целая философия оздоровления, главной идеей которой является как восстановление функций отдельной части тела, так и всего организма. Поэтому основное внимание уделяется ключевому фактору, который несет ответственность за здоровье в целом: взаимодействию физической и психической составляющей.

Концепция бобат-терапии строится на том, что реабилитация должна проходить в той же последовательности, в которой происходит естественное развитие ребенка — удерживание головы, умение переворачиваться со спины на живот, способность использовать руки и плечевой пояс для упора, развитие моторики и пр.

Принципы Бобат-терапии:

-лечение должно быть безболезненным;

-ребенка нельзя подгонять, ему нужно некоторое время, чтобы адаптироваться;

-важно соблюдать последовательность этапов нормального двигательного развития пациента;

-процесс реабилитации должен быть разнообразным и комплексным; движения нужно выполнять качественно и правильно;

-применять специальные позы, подавляющие развитие патологических рефлексов;

-пациент должен доверять вам настолько, чтобы при упражнениях полностью расслаблял свои мышцы;

-работать коллективно: заниматься с ребенком должна семья, воспитатели и специалисты, чтобы задействовать все направления развития ЦНС;

-нужно реально оценивать возможности ребенка и сообщать их родителям; регулярно проводить повторные осмотры пациента с целью коррекции системы лечения.

Противопоказания:

-шизофрения – категорически запрещается применение метода;

-эпилепсия – в данном случае нужно быть очень аккуратным. Лечение возможно лишь при легкой форме болезни, при тяжелой - оно запрещено;

-судорожная готовность в выраженной форме – применение такого лечения может усугубить протекание болезни;

-при хронических заболеваниях, если они перешли в острую стадию.

-температура тела выше 38,5 С˚

-обострение хронических соматических заболеваний.

Возраст ребенка при работе по методу Бобат не имеет значения. Но, конечно же, чем раньше начать – тем эффективнее лечение. Самые лучшие результаты дает процесс лечения, начатый, пока ребенку еще нет трех месяцев, когда сенсорная информация только начинает накапливаться. Также, начинать процесс лечения можно как при минимальных мозговых дисфункциях, так и в тяжелых случаях органических патологий.

 Длительность одного курса составляет обычно 10 дней. . Для детей старше трех лет длительность курса увеиличивается до 15-18 дней. Детям до года проводится 30-минутное занятие, детям старше года — часовое, старше трех лет - полуторачасовое. Кроме этого, родители занимаются с детьми бобат-терапией дома самостоятельно. Количество курсов варьируется в зависимости от диагноза и реабилитационного потенциала ребенка.

Занятия провожу в форме игр с целью установления большего контакта с пациентом. Здесь посредством игрушек посылаю организму ребенка определенные сигналы, благодаря которым обнаруживаются заложенные на генетическом уровне потенциалы развития. Каждое действие данной методики ориентировано на то, чтобы пациент достиг одной из следующих целей:

-удержать или тормозить непроизвольные движения тела;

-использование направляющих движений. Провожу упражнения по растяжке и расслаблению мышц тела. Далее - упражнения с теми или иными конечностями больного с той целью, чтобы тело запомнило, как именно нужно двигаться, в каком темпе, и использовало в дальнейшем именно такое действие;

-стимулирование больного на достижение желанной цели. В занятие не просто входят любимые игры ребенка, в них специально включаются разные элементы обслуживания, которые пациент должен освоить самостоятельно.

Результаты бобат-терапии: у ребенка укрепляются мышцы спины, плечевого пояса, шеи, верхних и нижних конечностей; ребенок начинает удерживать равновесие в положении сидя, стоя; появляется эффект самостоятельного движения при постепенном уменьшении внешней помощи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Песочная терапия как средство адаптации детей третьего года жизни к ДОУ

Ребенок – самое совершенное и самое беззащитное существо из всех других существ, обитающих на нашей планете. Ни один детеныш, ни одного даже высшего млекопитающего не нуждается в таком внимании ...

Статья: «Адаптивное физическое воспитание как средство реабилитации детей с нарушением зрения»

Занятия адаптивной физической культурой явля­ются необходимой составной частью превентивных, реабилитацион­ных и лечебных мероприятий для детей с нарушением зрения....

Доклад на тему: «Лечебная физкультура как средство реабилитации детей с ОВЗ»

Физическая культура - это не только область работы с телом, создания физической готовности людей к жизни, средство и способ физического совершенствования, но это, прежде всего, «работа с духом&r...

Психомоторная коррекция как средство реабилитации детей с тяжелыми нарушениями речи (статья в сборнике "Логопедические технологии в условиях инклюзивного обучения детей с нарушением речи")

Психомоторная коррекция как средство реабилитации детей с тяжелыми нарушениями речи (статья в сборнике "Логопедические технологии в условиях инклюзивного обучения детей с нарушением речи")...

Плавание, как средство реабилитации детей с ОВЗ.

Обучающийся с ОВЗ ‒ это обучающийся, нуждающийся в создании специальных условий для получения, в первую очередь, качественного доступного образования.Педагогические работники образовательных организац...

Технические средства реабилитации детей с нарушением ОДА

Виды, назначение и функциональность ТСР...

«Игровая терапия как средство реабилитации развития детей с нарушениями речи»

Преимущество игры перед любой другой детской деятельностью заключается в том, что в ней ребёнок сам, добровольно подчиняется определённым правилам, причём именно выполнение правил доставляет максималь...