Технология Гарденотерапия"
методическая разработка
Гарденотерапия – от англ. garden (сад, растения), терапия – лечение, т.е. лечение садом, растениями. Это особое направление психосоциальной, трудовой реабилитации при помощи приобщения детей к работе с растениями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gardenoterapiya.docx | 798.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство социального обслуживания Московской области
Государственного социального семейного центра помощи
семье и детям Московской области
«Преображение»
Технология
Гарденотерапия (садовая терапия)
Подготовила: педагог дополнительного образования : Климова Н.В.
2022 г.
Пояснительная записка
Природотерапия – это направление в реабилитации детей посредством общения с природой. В настоящее время доказано, что общение с природой оказывает терапевтическое воздействие на человека. Для ребенка возможность пребывания на природе крайне необходима для расширения жизненного пространства, развития, получения экологических знаний, оздоровления. Природа является богатейшей средой для развития сенсорных систем ребенка (слуха, зрения, обоняния, осязания, вкуса). Освоение природных ландшафтов эффективно развивает у детей восприятие пространства и учит без боязни перемещаться и ориентироваться во внешней среде. Общение с природой дает множество положительных эмоций, так необходимых ребенку с тяжелыми нарушениями здоровья.
Выделяют также близкий по содержанию к природотерапии метод гарденотерапии.
Гарденотерапия – от англ. garden (сад, растения), терапия – лечение, т.е. лечение садом, растениями. Это особое направление психосоциальной, трудовой реабилитации при помощи приобщения детей к работе с растениями.
Коррекционные возможности гарденотерапии:
• развитие познавательной активности;
• коррекция эмоциональной сферы;
• расширение функциональных возможностей кистей рук;
• развитие элементов трудовых навыков;
• элементы гарденотерапии в различных видах деятельности;
• работа с растениями в кабинете гарденотерапии и на участке;
• специально организованные занятия с детьми в отделениях (5-16 лет);
• ИЗО деятельность с использованием растительных материалов.
Предлагаемая технология имеет мотивационную, реабилитационную и социальную направленность. Гарденотерапия используется как один из активных видов деятельности, направленный на улучшение социального, психологического и физического благосостояния детей и взрослых, имеющих физические и психические недостатки или проблемы.
Работа с растениями в рамках предложенной технологии благотворно влияет на физическое и психологическое благополучие и является одним из старейших видов активной терапии. Терапевтические, реабилитационные дисциплины используют растения, садоводство и другие виды деятельности на природе как мотивационный инструмент для улучшения социального, психологического и физического состояния детей и взрослых. Технология имеет познавательно-эстетическую направленность, подразумевая так же обязательную физическую активность. Технология предполагает развитие у клиентов познавательной активности, интереса к окружающему миру, а так же развитие мелкой моторики, памяти, наблюдательности, внимания, творческих способностей, терпения и трудолюбия.
Садовая, или гарденотерапия, как социальный инструмент может пониматься в широком или узком смыслах. В широком понимании - это комплексное влияние на улучшение социальной адаптации, реабилитации, корректировки поведения людей. В узком смысле садовая терапия – это метод лечения людей с физическими и психическими недостатками или проблемами. Она относится к мягким ненавязчивым методам воздействия, которые оказывают комплексное положительное влияние на человека.
Садовая терапия опирается на взаимодействие человека с природой, рассматривая взаимодействие человека и природы как процесс постоянного сопроживания, соучастия, эмпатии. Садовая терапия помогает человеку лучше понять свое место в мире через процесс рефлексии, направленный как на себя, так и на окружающие человека растения.
Технология предлагает развитие клиента в самых разных направлениях: познавательное, эстетическое, трудовое. Формирует художественно-эстетический вкус, дисциплину, навыки работы с комнатными и садовыми растениями. Всё это необходимо человеку, чтобы усовершенствовать и гармонизировать окружающий его мир, особенно, если он является клиентом реабилитационного центра .Технология построена на основе работы с живыми семенами и растениями, предполагает не только выращивание, получение и использование цветков и плодов, но и эстетическое оформление результатов своего труда.
В технологии предложены основные направления работы, каждое из которых, по выбору педагога и клиентов, может стать основным в работе.
Ведущая идея технологии– адаптация клиентов через приобщение к живой природе, понимание гармонии окружающего мира посредством создания своего маленького «мирка».
Цель технологии: интеллектуальное и эстетическое развитие клиентов в процессе овладения элементарными приёмами работы с живыми природными материалами, как способа адаптации к окружающему миру.
Задачи.
Коррекционные:
- знакомить с основными правилами и способами работы с живыми природными материалами: семенами, черенками, комнатными и садовыми растениями, огородными культурами;
- примененять в работе различные приёмы работы с растениями;
- формировать умения следовать устным инструкциям;
- формировать умение следовать алгоритму выполнения работы;
- формировать умение фиксировать видимые и предполагаемые изменения при выполнении работы;
- использовать результаты работы для развития художественно-эстетического вкуса и интереса к живой природе.
Развивающие:
- развивать трудолюбие, внимание, память, наблюдательность, образное мышление;
- развивать художественный вкус, творческие способности клиентов;
- развивать интерес к окружающему миру, живой природе, экологии.
Принципы, лежащие в основе технологии:
- доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
- практической применимости (использование выращенных семян, плодов и цветов);
- наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов);
- демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и клиента в социуме, реализация собственных творческих способностей);
- научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
- индивидуальное трудовое участие (личный объект работы и отслеживание результативности как результата труда).
Тематика занятий строится с учётом интересов клиентов, возможности их самовыражения, а так же с учетом соответствия времени года, погодным условиям, календарным праздникам и датам. В ходе усвоения содержания технологии учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Технология позволяет индивидуализировать сложность работы: более способным клиентам будут интересны сложные, долгосрочные проекты, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом развивающий смысл работы сохраняется, что даёт возможность предостеречь клиента от страха перед трудностями.
В процессе работы по технологии «Гарденотерапия», клиенты постоянно совмещают и объединяют в одно целое все освоенные навыки работы, отслеживают результативность своего труда.
Группа формируется из 8-10 клиентов, возраст не ограничен.
В процессе реализации технологии используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия, игры, , конкурсы, соревнования и другие. Так же технология предполагает работу, как в помещении, так и на открытом воздухе.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ);
- наглядный (показ мультимедиа, иллюстраций, наблюдение);
- практический (показ (выполнение)специалистом по р.р., работа по образцу, выполнение работ по инструкционным картам, схемам).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности клиентов:
- объяснительно-иллюстративный;
- репродуктивный;
- частично-поисковый;
- исследовательский.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности клиентов на занятиях:
- фронтальный;
- индивидуально-фронтальный;
- групповой;
- индивидуальный.
Техническое оснащение занятий:
- семена растений, черенки, саженцы и т.д.;
- специально подготовленные грядки или емкости в помещении для растений;
- садово-огородный инвентарь для работы на открытой площадке;
- перчатки;
- органические удобрения;
- фотоаппарат для фиксации видимых изменений объектов наблюдения.
Ожидаемые результаты:
Клиенты должны:
- освоить основные техники работы с садово-огородным инвентарем;
- научиться создавать композиции с растениями, выращенными на грядке;
- овладеть навыками культуры труда;
- приобрести навыки работы в коллективе;
- самостоятельно вырастить выбранное растение, научиться ухаживать за ним, отслеживать видимые изменения и фиксировать их доступными способами (фото, рисунок, лепка)
Подведение итогов реализации технологии:
- организация тематических выставок, презентаций лучших работ;
- проведение мастер-классов по итогам работы.
Первое направление работы
«Комнатное цветоводство»
Тематический план
№ п/п | Название темы | Количество часов | Теория | Практика |
1. | Введение: техника безопасности, периодичность и условия работы с растениями в помещении | 2 | 2 | - |
2. | Работа с семенами цветов | 10 | 1 | 9 |
3. | Работа с комнатными растениями в горшках | 10 | 1 | 9 |
4. | Работа с черенками комнатных растений | 10 | 1 | 9 |
5. | Художественно-эстетическое оформление результатов работы, составление отчетности по направлению | 6 | 2 | 4 |
Итого: | 38 | 7 | 31 |
Содержание занятий
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Содержание |
1. | Введение: техника безопасности, периодичность и условия работы с растениями в помещении | 2 | Техника безопасности при работе с острыми предметами, землей, удобрениями. Теоретическое обоснование полезности комнатных растений, усвоение правил ухода за ними |
2. | Работа с семенами цветов | 10 | Подбор семян, проращивание, посадка в горшочки, полив и уход за растением, оформление собственной композиции с готовым растением (тематический горшочек) |
3. | Работа с черенками комнатных растений | 10 | Обрезка комнатного растения, проращивание черенков (корней) в банке, фиксация результатов, подготовка горшочка с землей, посадка растения, оформление собственной композиции с готовым растением (тематический горшочек) |
4. | Работа с комнатными растениями в горшках | 10 | Рассадка комнатного растения, уход за ним, оформление собственной композиции с готовым растением (тематический горшочек) |
5. | Художественно-эстетическое оформление результатов работы, составление отчетности по направлению | 6 | Составление альбома «Комнатное цветоводство»: прорисовка результатов работы поэтапно, по каждому направлению, подкрепление наглядности с помощью фото, коллажа, презентации. Оформление выставки-презентации тематических горшочков с готовыми работами. |
Итого: | 38 |
Второе направление работы
«Огород круглый год»
№ п/п | Название темы | Количество часов | Теория | Практика |
1. | Введение: техника безопасности, периодичность и условия работы с растениями в помещении | 2 | 2 | - |
2. | Работа с семенами травянистых растений (петрушка, укроп) | 10 | 1 | 9 |
3. | Работа с овощными культурами в горшочках | 10 | 1 | 9 |
4. | Художественно-эстетическое оформление результатов работы, составление отчетности по направлению | 6 | 2 | 4 |
5. | Кулинарный праздник «День урожая» | 3 | 1 | 2 |
Итого: | 31 | 7 | 24 |
Содержание занятий
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Содержание |
1. | Введение: техника безопасности, периодичность и условия работы с растениями в помещении | 2 | Техника безопасности при работе с острыми предметами, землей, удобрениями. Теоретическое обоснование интереса к плодоносящим комнатным растениям, усвоение правил ухода за ними |
2. | Работа с семенами травянистых растений (петрушка, укроп) | 10 | Подготовка емкостей, земли, посадка семян растений. Ежедневный уход, полив и наблюдение за всходами. Фиксация результатов доступными способами. Сбор урожая ароматных трав, использование их в кулинарии, сохранение их (сушка, заморозка) для дальнейшего использования |
3. | Работа с овощными культурами в горшочках | 10 | Подготовка емкостей, земли, посадка семян огородных культур на подоконнике. Ежедневный уход, полив и наблюдение за всходами. Фиксация результатов доступными способами. Сбор урожая овощей, использование их в кулинарии, сохранение их (консервирование, заморозка) для дальнейшего использования |
4. | Художественно-эстетическое оформление результатов работы, составление отчетности по направлению | 6 | Составление альбома «Огород круглый год»: прорисовка результатов работы поэтапно, по каждому направлению, подкрепление наглядности с помощью фото, коллажа, презентации. Оформление выставки-презентации «Корзинка» с результатами работы |
5. | Кулинарный праздник «День урожая» | 3 | Подготовка стихов и загадок к празднику, накрытие праздничного стола с возможностью попробовать выращенные овощные культуры, демонстрация презентации по результатам работы |
Итого: | 31 |
|
Третье направление работы
«Наш прекрасный сад и огород»
№ п/п | Название темы | Количество часов | Теория | Практика |
1. | Введение: техника безопасности, периодичность и условия работы с растениями на открытом воздухе | 2 | 2 | - |
2. | Художественно-эстетическое проектирование результатов работы. Составление и утверждение плана оформления участка | 4 | 2 | 2 |
3. | Первичная обработка земли | 5 | 1 | 4 |
4. | Работа с семенами цветов, посадка, уход | 10 | 1 | 9 |
5. | Работа с клумбами, планировка, уход | 10 | 1 | 9 |
6. | Работа с черенками деревьев и кустарников | 10 | 1 | 9 |
7. | Художественно-эстетическое оформление результатов работы, составление отчетности по направлению | 4 | 1 | 3 |
Итого: | 45 | 9 | 36 |
Содержание занятий
«Наш прекрасный сад и огород»
№ п/п | Тема | Кол-во часов | содержание |
1. | Введение: техника безопасности, периодичность и условия работы с растениями на открытом воздухе | 2 | Техника безопасности при работе с острыми предметами, садово-огородным инвентарем, землей, удобрениями. Теоретическое обоснование интереса к плодоносящим садово-огородным растениям, цветам, деревьям и кустарникам, усвоение правил ухода за ними |
2. | Художественно-эстетическое проектирование результатов работы. Составление и утверждение плана оформления участка | 4 | Составление проекта «Чудо-клумба», (конкурс), согласование его с администрацией учреждения, подготовка необходимого инвентаря и природных материалов, выбор участка под посадки |
3. | Первичная обработка земли | 5 | Культивирование земли с помощью садово-огородного инвентаря |
4. | Работа с семенами цветов, посадка, уход | 10 | Подбор и проращивание семян цветов, посадка их согласно проекту, ежедневный уход, полив, фиксация результатов труда |
5. | Работа с клумбами, планировка, уход | 10 | Составление проекта клумбы. Подготовка земли. Посадка и уход за цветковыми растениями. |
6. | Работа с черенками деревьев и кустарников | 10 | Посадка черенков, укрепление их колышками, ежедневный уход и фиксация результатов труда |
7. | Художественно-эстетическое оформление результатов работы, составление отчетности по направлению | 4 | Составление альбома «Наш чудесный сад и огород»: прорисовка результатов работы поэтапно, по каждому направлению, подкрепление наглядности с помощью фото, коллажа, презентации. Оформление выставки-презентации клумбы по результатам работы |
Итого: | 45 |
|
Рекомендуемая литература:
1. Кузеванов В.Я., Сизых С.В. Ресурсы Ботанического сада Иркутского государственного университета: Образовательные, научные и социально-экологические аспекты. Справочно-методическое пособие. - Иркутск: Изд-во Ирк. гос. ун-та, 2016.
2. Сизых С.В., Кузеванов В.Я. Реабилитация и социальная адаптация проблемных подростков с использованием американского опыта садовой терапии /Ботанические сады России в системе непрерывного экологического образования: Материалы 1-й Всероссийской конференции по экологическому образованию в ботанических садах (13-17 мая 2003 г.).- Москва, 2014.
3. Цыбуля Н.В., Фершалова Т. Д.. Фитонцидные растения в интерьере. Оздоравливание воздуха с помощью растений. Новосибирское книжное издательство. - Новосибирск, 2015
4. Сизых С.В., Кузеванов В.Я., Белозерская С.И., Песков В.П. Садовая терапия (гарденотерапия): Использование ресурсов ботанического сада для социальной адаптации и реабилитации
Приложение 1
Конспект занятия по гарденотерапии с элементами театрализации - "Путешествие Чиполлино в мир растений" Цель:
• Формировать у детей обобщённое представление о таких живых организмах, как растения, укреплять понимание зависимости растущего организма от комплекса условий, в которых оно находится;
• Определить в процессе наблюдения условия, благоприятные для развития лука;
• Развивать слуховое внимание детей, приучать их действовать согласованно;
• Развивать логическое мышление, наблюдательность, зрительное внимание;
• Упражнять в умении сравнивать, делать выводы, обобщения;
• Активизировать в речи детей слова: растения, комнатные растения, огородные растения, луковица, донце, верхушка луковицы, перо, свет, тепло, почва.
Материалы к занятию:
• Кукла мальчик Чиполлино (луковица, ткань, бумага);
• Ящик с почвой;
• Лук севок;
• Баночки (стаканчики);
• Чучело вороны;
• Загадки о луке;
• Рисунки с изображением луковицы.
Музыкальное оформление:
• Песенка Чиполлино из сказки "Приключение Чиполлино";
• Русская народная песня во поле берёза стояла.
Предварительная работа:
• Знакомство со сказкой Джанни Родари «Приключения Чиполлино».
Ход занятия: Дети под музыку "Во поле берёза стояла" заходят в природный уголок группы
Педагог: Ребята, посмотрите, мы попали в волшебную страну! За окнами еще снег лежит и холодно, а здесь – лето, тепло, светло и много зелени. Да, это наш уголок природы, в нём красиво и спокойно. Ребята, а почему здесь так легко дышится? (Выслушиваются ответы и делается вывод.)
Педагог:- Действительно, здесь много растений, а они очищают воздух, которым мы дышим. Давайте подойдём к ним и попробуем узнать некоторые из них. Вот это знакомое нам растение. Как оно называется? Дети называют растение (герань)
Педагог :-Это растение – огородное, лесное или комнатное?
(Ответ – комнатное растение.)
Педагог:- Почему мы называем его комнатным? (Ответы детей).
Педагог :А можем ли мы назвать его просто цветком?
(Выслушивает ответы детей).
Педагог :Верно, цветок – это часть растения, а в горшке растёт целое растение, и мы не можем назвать его цветком. Посмотрите, а вот ещё наш знакомый. Как мы его назовём?( Ответ: кактус.) Это комнатное растение. Так поочерёдно подходят к разным растениям.
Цель: закрепить понятие – комнатное растение
Педагог :А вот, ребята, обратите внимание, какое интересное растение – стебель покрыт толстой корой. Как мы можем назвать его? (Ответ: дерево.)
Педагог :А это? Посмотрите на его листья. Как они называются? (Ответ: они называются иголками ).
Педагог:.- Какое это дерево? (Ответ: это дерево называется елкой.)
Дети и специалист подходят к ящикам с огородными культурами. Распознают разные овощи.
Педагог :Где мы встречались с луком? (Ответы детей: за столиками во время обеда. )
Специалист предлагает хором повторить название растения.
Педагог :А скажите, свёкла, петрушка, лук – это растения комнатные, садовые или огородные? (Ответы детей.)
Педагог:.- А почему они называются огородными? (Ответы детей.
Педагог:- Итак, ребята, мы с вами рассмотрели и комнатные растения, и деревья, и огородные. Как же можно назвать их одним словом? (Ответ детей хором: растения).
Педагог:Да, это всё растения. Их очень много на нашей планете и они разные, порой непохожие друг на друга, но всех их мы называем – растения.
(Вдруг из–за куста, напуганная громким разговором, вылетает ворона. Ворона роняет из клюва свиток бумаги и с громким карканьем исчезает в кустах.)
Педагог:Разворачивает свиток и читает: " Прежде, чем его мы съели, все наплакаться успели". Что же это, стишок? Нет, не стишок. Может, песня? Нет, не песня. Что же это, загадка?
Специалист читает ещё раз, дети отгадывают.
Педагог: - А вот ещё: - заставит плакать всех вокруг, хотя он не драчун, а …Дети отгадывают.
(Раздаётся песня Чиполлино, и на ширме появляется кукла.) Кукла осматривается, здоровается с детьми.Чиполлино:- Здравствуйте, здравствуйте всем! Вы узнали меня? Да как же не узнать: я – Чиполлино, мальчик – луковка. Смотрю я на Ваши растения и радуюсь – как им здесь хорошо – стоят зелёные, весёлые. А мне вот не повезло: расту- расту, а никак вырасти не могу. А уж очень хочется большим стать и побыстрее вас всех витаминами угостить.
Педагог: А что тебе надо, чтобы побыстрее вырасти?
Чиполлино:- Да я и сам не знаю…
Педагог: Ну, что же, ребята, поможем Чиполлино разобраться, что ему нужно для быстрого роста?
Специалист предлагает детям сесть на заранее подготовленные места.
Педагог:- Какие же условия нужны для нашего друга Чиполлино, чтобы он быстро рос и был крепким и здоровым? (Ответы детей: тепло, свет, вода, почва.)
Чиполлино:- Ура! Теперь я знаю, как можно быстрее вырасти. Спасибо вам, ребята. Побегу- ка я домой, печку истоплю, воды принесу, да окна по шире открою, чтобы света побольше было. И заберусь спать в свою кровать, где вместо перины – почва. До свидания, ребята.
Педагог:- Ребята, как славно, что мы помогли Чиполлино. А вы любите тепло, солнечный свет, вкусную еду, компоты, чай, кисель? (Ответы детей.)
Педагог:- Вот ведь как получается: оказывается, растениям, как и человеку, нужны свет, тепло, питание. Значит, растения, как и люди, живые. Давайте не будем забывать об этом и бережно относиться к нашим зелёным друзьям. А вы не помните, чем торопился нас угостить Чиполлино? (Ответ: Чиполлино хотел угостить нас витаминами.)
Педагог :А где же он их возьмёт?
Ответ: витамины есть в его луковице и листьях – перьях.
Педагог: -Да, Чиполлино – то один, а нас – много. Хватит ли всем витаминов? Может, мы попробуем сами вырастить лук ? Ведь вы уже знаете, что нужно луку, чтобы он хорошо рос. Дети встают у длинного стола, на котором ящик с почвой, луковички, леечки с водой. Дети под руководством специалиста находят донце, верхнюю часть, называя их. Сажают в рыхлую почву путём вдавливания (во время посадки воспитатель закрепляет у детей понятие "донце", "верхняя часть луковицы"). Потом поливают лук.
Педагог :А куда же мы поставим ящик с луком? (Ответы: туда, где много света и тепла.)
Педагог :А как же мы будем ухаживать за нашим луком? (Ответы детей.)
Педагог:- Ну, что же, ребята, вы сегодня сделали очень хорошее дело: вы посадили лук. Скоро он подрастёт, и мы сможем лакомиться его листьями, в которых очень много полезных для человека витаминов. Именно они делают нас крепкими, сильными, красивыми. Ну, а мы не должны забывать поливать лук. Вот так и в природе вокруг нас : деревья, кустарники и другие растения будут себя хорошо чувствовать, если мы будем проявлять к ним доброту, заботу. А в ответ они порадуют нас красотой и здоровьем.
Приложение 2
Занятие по технологии гарденотерапия: "В царстве цветов"
Форма: итоговая игровая программа по теме: «Цветы».
Цель: комплексная коррекция различных сторон развития детей через ознакомление с окружающим растительным миром.
Задачи:
- Знакомство с полевыми и садовыми цветами.
- Знакомство с окраской и формой цветов.
- Развитие интереса к природе и бережного, позитивного отношения к ней.
- Развитие слухового восприятия, темпа и ритма речи.
- Развитие двигательной активности и координации движений.
- Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Реабилитационные эффекты:
- Развитие тактильной и психологической чувствительности к живому.
- Привитие трудовых навыков.
- Удовлетворение познавательных потребностей.
- Развитие художественного вкуса.
- Расширение представлений об окружающем мире.
- Тренировка мелкой моторики рук, точности движения.
- Нормализация взаимоотношений с окружающими через общение с природными объектами.
Основные коррекционные задачи:
- Формирование адекватной самооценки детей и подростков с ограниченными возможностями.
- Предупреждение невротических и неврозоподобных расстройств, психического инфантилизма.
- Коррекция психоэмоциональной и волевой сферы.
- Развитие элементарных трудовых и профессиональных навыков.
- Развитие познавательной и творческой активности.
- Овладение систематизированными знаниями об окружающей жизни.
- Формирование гуманного отношения к природе.
Цветы:
- Ромашка
- Колокольчик
- Василек
- Мак
- Подсолнух
- Анютины глазки
- Одуванчик
- Бабочки
Ход занятия
Влетают бабочки, поют песню.
Мы бабочки-шалуньи
Веселые летуньи,
Порхаем по полям
По рощам, по лугам.
Вступление, говорят бабочки-ведущие:
Колокольчик и левкой,
Георгин, шар золотой,
Василек, ромашка, астры,
Ландыш с запахом прекрасным.
Мак, тюльпан, табак душистый,
Одуванчик золотистый,
Роза, мальва и ирис,
Незабудка и нарцисс.
Хорошо запомни ты,
Как называются цветы.
Берем детей за руки и выводим в круг.
Физминутка «на лугу»
Вместе по лугу идем, (Ходьба на месте)
Не спешим, не отстаем. (Потягивания — руки в стороны)
Вот выходим мы на луг (Наклониться и коснуться левой ступни)
Тысяча цветов вокруг! (Затем коснуться правой ступни)
Вот ромашка, василек,
Медуница, кашка — клевер.
Растилается ковер
И направо, и налево. (Повороты вправо — влево)
Чтоб сорвать в лесу цветочки, (Наклоны вперед)
Наклоняйтесь до носочков.
Раз цветок, два - цветок,
А потом сплетем венок. (Руки поднять над головой)
Снова мы идем по лесу. (Ходьба на месте)
А вокруг так интересно! (Потягивание — руки в стороны)
Отдохнуть пора дружок
Мы присядем на пенек. (Садятся дети на места).
Выходит цветок Ромашка.
Я ромашку на лугу
Отыскать всегда смогу
В белом платьице она
И нарядна, и скромна.
Игра «Собери букет»
Каждый "ребенок-цветок" находит на полу картинку со своим цветком и несет его в общий букет. (под веселую музыку).
Выходит цветок Колокольчик.
О чем колокольчик
Звенит на лугу?
Ответить на это
Я вам не могу.
Но думаю так:
Зазвенит он с утра,
И знаю цветы -
Просыпаться пора.
Танец цветов с лентами.
Выходит цветок Роза.
Зовут меня розой, примите меня,
Я очень душиста и цветом нежна.
По цвету и имя такое мне дали.
И даже царицей за пышность прозвали.
Физминутка «Роза»
Чуть вздыхает волна, (Медленный вдох, плавные движения рук)
Ярко светит звезда (Поднимаем голову вверх)
Ветерок колышется (Покачивание корпусом)
Как легко мне дышится (Спокойное дыхание)
Ветерок мне гладит щечку (Поглаживание щек)
И лежу я на песочке (Голова запрокинута назад)
Всюду розы аромат (Вдыхаем воображаемый аромат)
Как я жизни этой рад! (Улыбка, руки вверх).
Выходит цветок Василек.
Василек цветет все лето
Ярким цветом, синим цветом.
Знает каждый из ребят:
Он — реки и неба брат.
Игра «Полей цветок»
Дети делятся на две команды и по очереди поливают цветок и передают лейку следующему ребенку.(под веселую музыку)
Выходит цветок Мак.
Это что там за цветок,
Словно яркий огонек?
Это ярко светит так
Наш любимый, яркий мак.
Пальчиковая гимнастика «мак».
На пригорке вырос мак (Пальцы левой руки собрать в щепоть)
Он склонил головку так (Бутон наклонить)
Бабочка над ним порхает, (Перекрестить руки, помахать)
Быстро крыльями мелькает.
Облетели лепестки, (Правой рукой отогнуть пальцы левой)
Высох домик от жары
стал греметь как погремушка. (Пальцы сложить в щепоть)
Вот так славная игрушка. (Пальцы левой руки сжать в кулак «погреметь», как погремушкой).
Физминутка «Мак»
Маленький для маленьких (Показывают высоту от пола)
Мак поднялся аленький (поднимаются на носочках)
Аленький поднялся (руки подняты высоко вверх)
Таким и остался (застыть в последней позе)
Огляделся, присмотрелся, (крутят головой)
На солнышке согрелся. (гладят плечи).
Выходит цветок Подсолнух.
Тянется все выше, выше,
Чуть ли не до самой крыши,
Желтая, как солнышко,
Шапка у подсолнуха.
Пальчиковая гимнастика «Подсолнух»
У подсолнуха ладонь о-го-го! (показать левую ладонь)
Сто семян в ладони щедрой у него (постучать пальцами)
В тесноте, да не в обиде все сидят, (сжать левую ладонь в плотный кулак)
С ясным солнышком о лете говорят. (Поднять обе руки наверх, растопырить пальчики).
Выходит цветок «Анютины глазки».
У нас в полисаднике возле терраски
Растут голубые анютины глазки,
Анютины глазки анютины глазки
Они распускаются быстро, как в сказке.
Песня «КАК ВЕСЕЛО ЖИВЕТСЯ»
Если весело живется, хлопай так
Если весело живется, хлопай так
Если весело живется
Мы друг другу улыбнемся
Если весело живется, хлопай так. (хлоп – хлоп)
Если весело живется, прыгай так
Если весело живется, прыгай так
Если весело живется
Мы друг другу улыбнемся
Если весело живется, прыгай так. (прыг-прыг)
Если весело живется, топай так.
Если весело живется, топай так.
Если весело живется
Мы друг другу улыбнемся
Если весело живется, топай так. (топ-топ)
Физминутка «Цветы».
Раз –два-три выросли цветы (сидели на корточках, встаем)
К солнцу потянулись высоко: (тянутся на носочках)
Стало им приятно и тепло! (смотрят вверх)
Ветерок пролетал, стебелечки качал (раскачивают руками влево - вправо над головой)
Влево качнулись- низко прогнулись. (наклоняются влево)
Вправо качнулись – низко пригнулись. (наклоняются вправо)
Ветерок убегай! (грозят пальчиком)
Ты цветочки не сломай! (приседают)
Пусть они растут, растут,
Детям радость принесут! (медленно приподнимают руки вверх, раскрывают пальчики),
Игра «Поймай бабочку»
Бабочки привязаны к карандашам, надо кто быстрее намотает веревочку и поймает бабочку.
Выходит цветок Одуванчик.
До чего же смелый
Одуванчик белый!
Только дунет ветерок-
К облакам взлетит цветок.
Пальчиковая гимнастика «цветы»
Наши нежные цветки распускают лепестки
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши алые цветки закрывают лепестки
Тихо засыпают, головками качают.
Хоровод «мы на луг ходили»
Мы на луг ходили
Хоровод водили
Вот так на лугу
Хоровод водили (2 раза)
Василек, ромашка,
Розовая кашка
Вот так на лугу
Розовая кашка. (хлопаем в ладоши)
На лугу цветочки
Маки, василечки
Вот так на лугу
Маки , василечки.(2 раза) – топаем ногами
Цветики-цветики
Соберем букетики.
Цветики-цветики
Соберем букетики. (сходимся к центру, а затем расходимся)
Приложение 3
Конспект занятия по технологии гарденотерапия для детей 6-7лет.
Тема: «У солнышка в гостях»
Цель: учить детей выполнять поделки из различного природного материала; развивать креативность, навыки планирования предстоящей работы, творческую активность детей в процессе трудовой и театрализованной деятельности;
совершенствовать навык коллективной работы и взаимодействия со сверстниками;
формировать чувство коллективизма, взаимопомощи.
Материал: тыквы декоративные, различные семена, кусочки цветной бумаги, сухоцветы, эскизы работ, кисти, тряпочки, клеёночки, подставки для кистей по количеству детей, клей, 4куба, 4крыши, 2-3 ёлочки. Предварительная работа: чтение сказки «У солнышка в гостях», придумывание сказки сведением новых героев, изготовление книжки- самоделки «Приключение тыковки»
Ход занятия:
В кабинете звучит музыка, столы с необходимыми материалами стоят по периметру кабинета, в центре кабинета декорации для инсценировки. Специалист обращает внимание детей на книжку-самоделку (музыка затихает). Дети свободно располагаются по кабинету. Специалист начинает читать сказку. - В одной прекрасной, солнечной стране жила-была маленькая тыковка (показывает детям). У неё было очень много хороших, добрых, верных друзей. Друзья каждый день приходили к тыковке, поливали, ухаживали за ней. тыковка с каждым днём становилась всё больше и больше. Специалист : -Дети, вы узнали эту сказку? (Да). Кто придумал эту сказку? (Мы). Как мы назвали свою сказку? («Приключение тыковки»). Специалист показывает детям книжку-самоделку. -На прекрасной, цветущей поляне жила маленькая тыковка. А что нужно, чтобы тыковка выросла большой? (Свет, тепло, вода, уход). Дети, а тыковка скучала? (Нет, у неё было много друзей). Кто же были друзья тыковки? (цыплята, утята, зайчата, совёнок, солнышко). Чем помогали друзья тыковке? Дети:- Цыплята рыхлили землю, утята поливали тыковку, зайчата пололи сорняки, совёнок охранял тыковку ночью от мышей.
Специалист: А где жили друзья тыковки? Дети:- Цыплята в домике на полянке, утята в домике у речки, зайчата в домике под ёлкой, совёнок в дупле на ёлке.
Специалист: А где жило солнышко и чем оно помогало тыковке? Дети:- Солнышко жило в домике за лесом. Оно каждый день освещало полянку и грело
Специалист:- Однажды утром, когда тыковка проснулась, она не увидела солнышко. Вокруг стало холодно и темно, и тыковка загрустила. Солнышко не появлялось уже несколько дней, а тыковке становилось всё хуже и хуже. Друзья очень переживали за тыковку и солнышко. А что случилось дальше мы не только расскажем, но и покажем. Главный герой у нас есть (тыковка).Посмотрите, какая она красивая с глазками, носиком, ротиком .Специалист: Из чего вы сделали глазки? (Из семян тыквы). А рот? (Из цветной бумаги). Посмотрите, какая красивая шляпа. - Можем мы сейчас показать сказку? ( Нет). Дети: У нас нет цыплят, утят, и других героев сказки. Дети подходят к своим рабочим местам и заканчивают выполнение поделок из декоративной тыквы. Звучит музыка, специалист помогает детям советом. Специалист: Молодцы работали тихо, аккуратно. Посмотрите какие прекрасные герои у вас получились. Перед показом сказки напомнить правила красивой речи: говорим внятно, выразительно, следим за звукопроизношением. Герои занимают свои места в домиках .
Специалист: Занавес открывается, сказка начинается. К домику тыквы бежит цыплёнок, стучит. Цыплёнок: -Это я цыплёнок. Здравствуй, тыковка. Тыковка: - Здравствуй цыплёнок. Цыплёнок: Ты всё скучаешь? ( тыковка вздыхает, цыплёнок убегает в домик). Тыковка очень скучает без солнышка, нужно ей помочь. Да, нужно найти солнышко. Но мы не знаем где оно живёт. А может быть утята знают, нужно спросить у них. Цыплята идут к домику утят, стучат. Утята: Кто там? Цыплята: Это мы, цыплята. Утята, вы не знаете, где живёт солнышко? Утята: Нет, не знаем. Может быть зайчата знают? Давайте спросим у них. Все идут к домику зайчат, стучат в дверь. Зайчата: -Кто там? - Это мы цыплята! - Это мы утята! Зайчата, вы не знаете, где солнышко живёт? Зайчата: Нет, не знаем. Может быть совёнок знает, давайте у него спросим. Все идут друг за другом к домику совёнка, стучат в дверь. Совёнок:- Кто там? - Это мы цыплята! - Это мы утята! -Это мы зайчата! Совёнок, ты не знаешь где солнышко живёт? Совёнок: Знаю, там за лесом, за рекой в домике. Я вам дорогу покажу. во время перехода через речку, дети помогают друг другу. Подходят к домику солнышка и встают полукругом. Солнышко: Кто там? Это мы цыплята! - Это мы утята! -Это мы зайчата! -Это я совёнок! Солнышко: Зачем вы ко мне пришли? - Тыковке плохо без тебя, выгляни и посвети пожалуйста. Солнышко:- Не могу я посветить, все свои лучики растеряло. Зайчата:- Поможем солнышку найти свои лучики. Совёнок: Я видел лучики у себя на ёлке. Зайчата: А мы видели у себя в лесу. Утята: А мы видели на дне речки. Цыплята: А мы видели у себя в траве на полянке. Все: Сейчас мы их найдём! Герои сказки отправляются за лучиками (прищепками), находят их и крепят к солнышку. Солнышко: Спасибо вам, друзья! Звучит музыка, дети ставят героев сказки на подставки и танцуют. Тыковка: - Я тыковка не простая, а сказочная, я приготовила вам сюрприз, но сначала отгадайте загадку: «-Сижу верхом, не ведаю на ком», (шляпа). Специалист: Молодцы, правильно. Снимает шляпу с тыковки и угощает детей конфетами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого подгруппового логопедического занятия по развитию речи в подготовительной группе с использованием современных образовательных технологий (технологии наглядного моделирования, игровые технологии, технологии: презентация Microsoft Pow
Конспект открытого подгруппового логопедического занятия ...
Гарденотерапия в работе с детьми с ограниченными возможностями
Природа является богатейшей средой для развития сенсорных систем ребенка. Общение с природой дает множество положительных эмоций, так необходимых ребенку с тяжелыми нарушениями здоровья. Гарденотерапе...
Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема "Игра - путешествие на поезде в деревню". Использование современных образовательных технологий: Технология ТРИЗ, игровые технологии и здоровьесберегающая технология.
Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление:"Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Домашние животные" Тема: "Игра - путешествие на поезде в ...
Консультация для родителей «Гарденотерапия – средство социальной реабилитации»
Знакомство родителей с основными направлениями социально-бытовой и социально-средовой реабилитации в рамках гарденотерапии....
Консультация для педагогов "Использование мнемотаблиц при проведении интегрированных занятий с применением технологии гарденотерапии"
Формируя речевые навыки у детей с ТНР, в своей работе я использую методы и приемы, которые стимулируют развитие всех психических процессов. Одним из таких методов является мнемотехника....
ГАРДЕНОТЕРАПИЯ КАК ОДНА ИЗ ИННОВАЦИОННЫХ ФОРМ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (статья)
Статья. Гарденотерапия как одна из инновационных форм работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольной образовательной организацииАвтор: Радионова Людмила ВладимировнаОрган...