Консультация для родителей «Гарденотерапия – средство социальной реабилитации»
консультация на тему

Башаркина Оксана Валерьевна

Знакомство родителей с основными направлениями социально-бытовой и социально-средовой реабилитации в рамках гарденотерапии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_gardenoter.docx21.19 КБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского  автономного округа-Югры

«Центр социальной помощи семье и детям «Росток»

отделение реабилитации несовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными возможностями

Консультация для родителей

«Гарденотерапия – средство социальной реабилтации»

                                                                                     Составил:

                                                                                                воспитатель ОР

                                                                                                Башаркина О.В.

                                                                                                                             

                                             

Игрим

 2015 г

Гарденотерапия - это особое направление психосоциальной профессиональной реабилитации через приобщение к работе с растениями, выращиванием огородных, садовых и комнатных растений, а также созданием из них различных поделок и произведений.

Еще в древности было замечено положительное воздействие на человека общение с землей, растительным миром.

Работа инвалидов, особенно с психологическими проблемами и психическими патологиями, требует эмоционального настроя, должна осуществляться с удовольствием, приносить максимум положительных впечатлений, в том числе, от ее видимой эффективности.

Гарденотерапия представляет собой симбиоз различных направлений социально-бытовой и социально-средовой реабилитации лиц с ограниченными возможностями. Комплексность и привлекательность этой технологии помогает оказать на подопечных ярко выраженное психотерапевтическое воздействие.

В условиях реабилитационных учреждений можно использовать как групповое, так и индивидуальное выполнение работ. Например:коллективно готовить участок к посадке цветов, деревьев, кустарников, огородных растений. При этом важно каждому определить посильную и интересную для него роль. Необходимо и заранее и во время работы обучать подопечных пправильному обращению с инструментами, напоминать о мерах поднятия и переноса тяжестей, усвоенных ими на занятиях по трудотерапии. Обязательно обсуждение с группой задач и отдельных результатов общего труда. Это-одно из условий адаптации инвалидов к общению в коллективе, к принятию себя как равноправного и значимого члена группы, к определенной самостоятельности в принятии рещений.

Эта технология помогает использовать природные силы для реабилитации инвалидов: работа на свежем воздухе, красота окружающего мира, человек испытывает радость оттого, что занимается не только полезным, но и интересным делом.

Выращенную съедобную продукцию можно добавлять в продуктовый набор учреждения, обязательно поставив в известность всех принимающих участие в трапезе и причастных к этому подопечных. Это стимулирует дальнейшие занятия гарденотерапией, привлекает новых "земледельцев". Увлекательно также и готовить к сезону рассаду овощных, цветочных культур к высадке в открытый грунт.

Гарденотерапию можно применять и интегративно с элементами других технологий социокультурной деятельности - музыко-, изо-, библиотерапией, фото, оригами. Например: изодеятельность с использованием растительных материалов, выращивание комнатных растений (фитодизайн и флористика).

Практика показывает,что лица с легкой физической недостаточностью, дефектами сенсорных анализаторов, элементами аутизма чутко воспринимает сигналы о состоянии растений, "чувствуют" их потребности .тщательно и заботливо ухаживают за ними.

В условиях детских реабилитационных центров гарденотерапию можно использовать на занятиях "социально-бытовой ориентировки". "Социально- бытовая ориентировка" помагает подготовить инвалидов к будующей жизнедеятельности. Поэтому одной из форм подготовки может быть работа на земельном участке. Эту работу целесообразно начать с теоретических занятий. Сначала познакомить детей с натуральными образцами, частями растений, инвентарем, инструкционными картами.

Практические занятия помогают повысить степень самостоятельности детей, под готовить их к выполнению практических работ, умению анализировать

объект предстоящей деятельности, научат видеть конечный результат труда, планировать свою работу, выполнять основные трудовые операции. Цикл занятий необходимо начинать с демонстрации полученного результата, обратить внимание детей на качественные и количественные показатели (большой, средний плод, клубень и др.), обязательно уточнив где и как можно использовать данный продукт деятельности. Размеры, форма, вес и другие показатели можно заносить ввиде конспекта в дневник наблюдений.

Следующий этап - переход к формированию навыков планирования: определение последовательности и времени выполнения трудовых операций. Для этого можно использовать технологические и операционные карты. В технологических картах дается описание выполнения предстоящей работы и объяснения операций, а в операционных расписаны все основные этапы операций. Такие карты оказывают помощь в усвоении правил поведения и использования конкретных трудовых приемов во время выполнения заданий. Трудовые задания, конечно же могут быть различны по степени сложности и к этому надо приучать детей постепенно. Сначала повторить план предстоящей деятельности, отработать теоретически сложные приемы работы, затем выполнить задание на практике. В конце желательно составить под руководством педагога отчет о проделанной работе.

Многолетним опытом доказано, что элементы гарденотерапии, включаемые в различные виды коррекционного воздействия позволяют создать своеобразную буферную зону, способствующую плавному переходу от общения с природными объектами к нормализации взаимоотношений с окружающими.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: «Социальная адаптация детей к новым условиям жизни»

Как организовать благоприятную адаптацию на переходе от дошкольного к начальному образованию? Желательно создать детям психолого-педагогические условия в этот период:  Организация режима шк...

Консультация для родителей средней группы "Социальное развитие ребенка"

Социальное развитие ребенка - это необходимый процесс для его полноценного существования, в истории человечества нет ни одного случая нормального и длительного существования человека, лишенного соверш...

Консультация для родителей на тему: «Социальное развитие дошкольников» (из опыта работы).

Социальное развитие дошкольников – это усвоение ценностей, традиций и культуры общества, в котором детям предстоит  жить. В процессе общения с взрослыми или сверстниками ребенок учится учитывать ...

Консультация для родителей "Игра - средство познавательного и социального развития ребенка дошкольного возраста"

Консультация для родителей "Игра - средство познавательного и социального развития ребенка дошкольного возраста"...

Консультация для родителей -"Формирование навыков социальной перцепции у детей с ОНР"

В последние годы все чаще появляются исследования, отмечающие затруднения в формировании коммуникативных навыков и умений, произвольной регуляции поведения у детей с ОНР. Они связаны с задержкой разви...

Игра как средство социальной реабилитации детей дошкольного возраста.

Игра является одним из главных средств реабилитации детей дошкольного возраста. Именно игра помогает ребёнку быстрее и безболезненнее адаптироваться к новым бытовым и социальным условиям. Игра – своео...

Эссе «Инклюзия как средство социальной реабилитации ребенка и его семьи»

В материале представлен взгляд автора на современный подход к работе педагогов ДОУ с ребёнком, имеющим особые образовательные потребности, и особенности организации сотрудничества с семьёй такого ребё...