Использование дидактических игр из нетрадиционных материалов в сенсорном развитии детей раннего возраста (1-3 года).
статья (младшая группа)

Микуляк Наталья Олеговна

 «Использование дидактических игр из нетрадиционных материалов в сенсорном развитии детей раннего возраста (1-3 года)».

Актуальность темы определена тем, что сенсорное развитие, направленное на формирование пол­ноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетиче­ского воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Анализ дидактических систем перечисленных авторов с позиций принципов теории сенсорного воспитания позволяет сделать вывод о необходимости разработки нового содержания и методов ознакомления детей со свойствами и качествами пред­метов в свете новейших психолого-педагогических исследований. Это обусловило выбор темы моей работы.

Цель исследования – определить возможности использования дидактических игр из нетрадиционных материалов в сенсорном развитии детей раннего возраста.

Объект исследования - сенсорное развитие детей раннего возраста.

Предмет исследования – особенности сенсорного развития детей раннего возраста в дидактических играх из нетрадиционных материалов.

Задачи исследования:

Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

Определить уровни развития сенсорного развития детей раннего возраста.

Определить содержание и условия работы по сенсорному развитию детей раннего возраста в дидактических играх из нетрадиционных материалов.

Провести экспериментальную работу и оценить эффективность использованной системы дидактических игр, выявить условия сенсорного развития детей раннего возраста.

Гипотеза исследования:  использование дидактических игр из нетрадиционных материалов может стимулировать сенсорное развитие детей раннего возраста (1-3 лет) в том случае, если в том случае, если методика (система игр) включает в себя:

Систему специально подобранных дидактических игр из нетрадиционных материалов;

Педагоги дошкольного образования будут заинтересованными руководителями процесса обучения дошкольников;

Педагоги будут использовать дидактические игры как на занятиях, так и в повседневной жизни ребенка.

Структура исследования. Поставленные цели и задачи дипломного исследования определили структуру дипломной работы. Дипломная работа состоит из введения, основной части: теоретической и экспериментальной, заключения, списка литературы, приложений.

Экспериментальная база: ГБДОУ № 27 Невского района города Санкт-Петербург.

Время проведения: с 1 ноября 2013 года по 15 февраля 2014 года. В эксперименте участвовало две первых младших группы: контрольная и экспериментальная.

Во введении определяется актуальность исследования, ставятся цели и задачи, конкретизируется объект и предмет исследования.

Первая глава содержит теоретические основы использования дидактических игр для сенсорного развития детей раннего возраста. В ней рассматриваются психолого-педагогические основы проблемы сенсорного развития детей раннего возраста, анализируется использование дидактических игр в развитии детей раннего возраста, выявляются особенности использования нетрадиционных материалов в развитии детей  раннего возраста.

Во второй главе проведено изучение особенностей сенсорного развития детей раннего возраста с использованием дидактических игр из нетрадиционных материалов. В этой главе определены цели, задачи, методика констатирующего эксперимента и представлены его результаты.

Третья глава содержит материал по организации работы по использованию дидактических игр из нетрадиционных материалов в сенсорном развитии детей раннего возраста. В ней определены цели, задачи и методика преобразующего эксперимента, представлено описание результатов преобразующего эксперимента.

В заключении представлены выводы по дипломной работе, которые заключаются в следующем:

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме сенсорно-перцептивного развития и сенсорного воспитания детей раннего возраста показывает, что в настоящее время восприятие рассматривается как особая деятельность, имеющая в структуре мотивационно-личностный и операционально-технический компонент.

У детей раннего и дошкольного возраста имеются органические предпосылки сенсорного развития в виде природных анатомо-физиологических особенностей анализаторных систем. Однако установлено, что этих предпосылок недостаточно для самостоятельного первоначального освоения ребенком человеческого опыта.

Развитие восприятия осуществляется в процессе сенсорного воспитания, понимаемого в широком педагогическом смысле как целенаправленный процесс, который осуществляется педагогом и включает в себя все виды учебных занятий и специально проводимую воспитательную работу.

В результате исследования теоретических положений, было отмечено, что сенсорное развитие может осуществляться в разных видах деятельности – в действиях с предметами в игре, рисовании, лепке, занятиях со строительным материалом и др. Восприятие будет более полным, если в нём участвуют одновременно несколько анализаторов, т.е. ребёнок не только видит и слышит, но ощущает и действует этими предметами.

Важно отметить, что впечатление, полученное при наблюдении за действиями взрослых, лучше закрепится в памяти ребёнка, если он воспроизведёт эти действия в своей игре. Поэтому необходимо использовать пособия, игрушки, действуя которыми, ребёнок практически знакомится со свойствами предметов - величиной, формой, тяжестью, цветом и, действуя, воспроизводит впечатления, полученные из окружающей среды.

Однако как бы разнообразны ни были пособия, представленные ребёнку, сами по себе они не обеспечивают его сенсорное развитие, а являются лишь необходимыми условиями, способствующими этому развитию. Организует и направляет сенсорную активность ребёнка взрослый человек. Без специальных воспитательных приёмов сенсорное развитие не будет успешным, оно будет поверхностным, неполным, а часто даже неверным. Уже в самом раннем детском возрасте игрушки, показываемые взрослыми, вызывают более длительное, а поэтому лучшее восприятие, чем игрушка, просто висящая перед глазами ребёнка.

Необходимо различными приёмами во время игр, специальных занятий и наблюдения за окружающим способствовать развитию сенсорных способностей, лучшему восприятию. Без достаточного развития восприятия невозможно познать качества предметов, без способности наблюдать ребёнок не узнает о многих явлениях окружающего.

В раннем детстве наибольшее значение имеет не объем знаний, который приобретает ребёнок в том или ином возрасте, а уровень развития сенсорных и умственных способностей и уровень развития таких психических процессов, как внимание, память, мышление. Поэтому важнее не столько дать детям как можно больше разных знаний, сколько развивать у них ориентировочно-познавательную деятельность и умение воспринимать.

В этом возрасте еще нет возможности и необходимости знакомить детей с общепринятыми сенсорными эталонами, сообщать им систематические знания о свойствах предметов. Однако проводимая работа должна готовить почву для последующего усвоения эталонов, т. е. строиться таким образом, чтобы дети могли в дальнейшем, уже за порогом раннего детства, легко усвоить общепринятые понятия и группировку свойств.

Развитие предметной деятельности в раннем возрасте ставит ребенка перед необходимостью выделять и учитывать в действиях именно те сенсорные признаки предметов, которые имеют практическую значимость для выполнения действий. Успешное выполнение малышом практических действий зависит от предварительного восприятия и анализа того, что нужно делать. Поэтому совершенствовать сенсорные процессы каждого ребенка следует, учитывая содержание его деятельности.

Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка. От его уровня в значительной степени зависит успешность умственного, физического, эстетического воспитания детей.

Значительную помощь в этом процессе оказывают дидактические игры с применение нетрадиционных материалов.

Не умаляя роли классического обучения детей, дидактические игры с использованием нетрадиционных материалов  являются важным и существенным дополнением. Демонстрируя необычные сочетания материалов и инструментов, дидактическая игра интересна и доступна по технологии выполнения, создает мотивированную потребность у ребенка к обучению и развитию, помогает решить поставленную им творческую задачу. Именно поэтому необходимо познакомить ребенка с самыми разнообразными материалами и предоставить больше шансов для самовыражения.

В практической части дипломного исследования был проведен эксперимент. В первой части эксперимента был исследован уровень сенсорного развития у детей экспериментальной группы. Далее с детьми в течение учебного года проводились дидактические игры на сенсорное развитие.

Описание игр представлено в дипломной работе. К нетрадиционным дидактическим материалам, которые были использованы относятся: прищепки, контейнеры для яиц, пластиковые шумовки, щипцы для перемешивания салата, ложки для накладывания спагетти, поварешки, ложки, ситечки для вынимания яиц из горячей воды, воронки, кружки, стаканчики, дуршлаг, венчик для взбивания, губки для мытья посуды, коктейльные трубочки, пульверизаторы, увеличительное стекло, прессованные полотенца, небольшие контейнеры с крышками.

Также был использован природный и бросовый материал: камешки, ракушки, пробки, крышки, шишки, орехи, футляры от киндер сюрпризов, пробки от лимонада и пр.

В заключении программы исследования было проведено повторное исследование уровня сенсорного развития у детей экспериментальной группы.

По результатам мы видим, что дети показали значительно более высокие результаты. Особенно высокий показатель стал на тактильные ощущения. Это говорит о том, что дидактические игры с водой и песком особенно эффективны.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon did_igry.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «Использование дидактических игр из нетрадиционных материалов в сенсорном развитии детей раннего возраста (1-3 года)».

Актуальность темы определена тем, что сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Анализ дидактических систем перечисленных авторов с позиций принципов теории сенсорного воспитания позволяет сделать вывод о необходимости разработки нового содержания и методов ознакомления детей со свойствами и качествами предметов в свете новейших психолого-педагогических исследований. Это обусловило выбор темы моей работы.

Цель исследования – определить возможности использования дидактических игр из нетрадиционных материалов в сенсорном развитии детей раннего возраста.

Объект исследования - сенсорное развитие детей раннего возраста.

Предмет исследования – особенности сенсорного развития детей раннего возраста в дидактических играх из нетрадиционных материалов.

Задачи исследования:

Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

Определить уровни развития сенсорного развития детей раннего возраста.

Определить содержание и условия работы по сенсорному развитию детей раннего возраста в дидактических играх из нетрадиционных материалов.

Провести экспериментальную работу и оценить эффективность использованной системы дидактических игр, выявить условия сенсорного развития детей раннего возраста.

Гипотеза исследования:  использование дидактических игр из нетрадиционных материалов может стимулировать сенсорное развитие детей раннего возраста (1-3 лет) в том случае, если в том случае, если методика (система игр) включает в себя:

Систему специально подобранных дидактических игр из нетрадиционных материалов;

Педагоги дошкольного образования будут заинтересованными руководителями процесса обучения дошкольников;

Педагоги будут использовать дидактические игры как на занятиях, так и в повседневной жизни ребенка.

Структура исследования. Поставленные цели и задачи дипломного исследования определили структуру дипломной работы. Дипломная работа состоит из введения, основной части: теоретической и экспериментальной, заключения, списка литературы, приложений.

Экспериментальная база: ГБДОУ № 27 Невского района города Санкт-Петербург.

Время проведения: с 1 ноября 2013 года по 15 февраля 2014 года. В эксперименте участвовало две первых младших группы: контрольная и экспериментальная.

Во введении определяется актуальность исследования, ставятся цели и задачи, конкретизируется объект и предмет исследования.

Первая глава содержит теоретические основы использования дидактических игр для сенсорного развития детей раннего возраста. В ней рассматриваются психолого-педагогические основы проблемы сенсорного развития детей раннего возраста, анализируется использование дидактических игр в развитии детей раннего возраста, выявляются особенности использования нетрадиционных материалов в развитии детей  раннего возраста.

Во второй главе проведено изучение особенностей сенсорного развития детей раннего возраста с использованием дидактических игр из нетрадиционных материалов. В этой главе определены цели, задачи, методика констатирующего эксперимента и представлены его результаты.

Третья глава содержит материал по организации работы по использованию дидактических игр из нетрадиционных материалов в сенсорном развитии детей раннего возраста. В ней определены цели, задачи и методика преобразующего эксперимента, представлено описание результатов преобразующего эксперимента.

В заключении представлены выводы по дипломной работе, которые заключаются в следующем:

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме сенсорно-перцептивного развития и сенсорного воспитания детей раннего возраста показывает, что в настоящее время восприятие рассматривается как особая деятельность, имеющая в структуре мотивационно-личностный и операционально-технический компонент.

У детей раннего и дошкольного возраста имеются органические предпосылки сенсорного развития в виде природных анатомо-физиологических особенностей анализаторных систем. Однако установлено, что этих предпосылок недостаточно для самостоятельного первоначального освоения ребенком человеческого опыта.

Развитие восприятия осуществляется в процессе сенсорного воспитания, понимаемого в широком педагогическом смысле как целенаправленный процесс, который осуществляется педагогом и включает в себя все виды учебных занятий и специально проводимую воспитательную работу.

В результате исследования теоретических положений, было отмечено, что сенсорное развитие может осуществляться в разных видах деятельности – в действиях с предметами в игре, рисовании, лепке, занятиях со строительным материалом и др. Восприятие будет более полным, если в нём участвуют одновременно несколько анализаторов, т.е. ребёнок не только видит и слышит, но ощущает и действует этими предметами.

Важно отметить, что впечатление, полученное при наблюдении за действиями взрослых, лучше закрепится в памяти ребёнка, если он воспроизведёт эти действия в своей игре. Поэтому необходимо использовать пособия, игрушки, действуя которыми, ребёнок практически знакомится со свойствами предметов - величиной, формой, тяжестью, цветом и, действуя, воспроизводит впечатления, полученные из окружающей среды.

Однако как бы разнообразны ни были пособия, представленные ребёнку, сами по себе они не обеспечивают его сенсорное развитие, а являются лишь необходимыми условиями, способствующими этому развитию. Организует и направляет сенсорную активность ребёнка взрослый человек. Без специальных воспитательных приёмов сенсорное развитие не будет успешным, оно будет поверхностным, неполным, а часто даже неверным. Уже в самом раннем детском возрасте игрушки, показываемые взрослыми, вызывают более длительное, а поэтому лучшее восприятие, чем игрушка, просто висящая перед глазами ребёнка.

Необходимо различными приёмами во время игр, специальных занятий и наблюдения за окружающим способствовать развитию сенсорных способностей, лучшему восприятию. Без достаточного развития восприятия невозможно познать качества предметов, без способности наблюдать ребёнок не узнает о многих явлениях окружающего.

В раннем детстве наибольшее значение имеет не объем знаний, который приобретает ребёнок в том или ином возрасте, а уровень развития сенсорных и умственных способностей и уровень развития таких психических процессов, как внимание, память, мышление. Поэтому важнее не столько дать детям как можно больше разных знаний, сколько развивать у них ориентировочно-познавательную деятельность и умение воспринимать.

В этом возрасте еще нет возможности и необходимости знакомить детей с общепринятыми сенсорными эталонами, сообщать им систематические знания о свойствах предметов. Однако проводимая работа должна готовить почву для последующего усвоения эталонов, т. е. строиться таким образом, чтобы дети могли в дальнейшем, уже за порогом раннего детства, легко усвоить общепринятые понятия и группировку свойств.

Развитие предметной деятельности в раннем возрасте ставит ребенка перед необходимостью выделять и учитывать в действиях именно те сенсорные признаки предметов, которые имеют практическую значимость для выполнения действий. Успешное выполнение малышом практических действий зависит от предварительного восприятия и анализа того, что нужно делать. Поэтому совершенствовать сенсорные процессы каждого ребенка следует, учитывая содержание его деятельности.

Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка. От его уровня в значительной степени зависит успешность умственного, физического, эстетического воспитания детей.

Значительную помощь в этом процессе оказывают дидактические игры с применение нетрадиционных материалов.

Не умаляя роли классического обучения детей, дидактические игры с использованием нетрадиционных материалов  являются важным и существенным дополнением. Демонстрируя необычные сочетания материалов и инструментов, дидактическая игра интересна и доступна по технологии выполнения, создает мотивированную потребность у ребенка к обучению и развитию, помогает решить поставленную им творческую задачу. Именно поэтому необходимо познакомить ребенка с самыми разнообразными материалами и предоставить больше шансов для самовыражения.

В практической части дипломного исследования был проведен эксперимент. В первой части эксперимента был исследован уровень сенсорного развития у детей экспериментальной группы. Далее с детьми в течение учебного года проводились дидактические игры на сенсорное развитие.

Описание игр представлено в дипломной работе. К нетрадиционным дидактическим материалам, которые были использованы относятся: прищепки, контейнеры для яиц, пластиковые шумовки, щипцы для перемешивания салата, ложки для накладывания спагетти, поварешки, ложки, ситечки для вынимания яиц из горячей воды, воронки, кружки, стаканчики, дуршлаг, венчик для взбивания, губки для мытья посуды, коктейльные трубочки, пульверизаторы, увеличительное стекло, прессованные полотенца, небольшие контейнеры с крышками.

Также был использован природный и бросовый материал: камешки, ракушки, пробки, крышки, шишки, орехи, футляры от киндер сюрпризов, пробки от лимонада и пр.

В заключении программы исследования было проведено повторное исследование уровня сенсорного развития у детей экспериментальной группы.

По результатам мы видим, что дети показали значительно более высокие результаты. Особенно высокий показатель стал на тактильные ощущения. Это говорит о том, что дидактические игры с водой и песком особенно эффективны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование предметно-развивающей среды для сенсорного развития детей раннего возраста (2-3 года)

Ребенок этого возраста познает окружающий мир через ощущения, т.е. с помощью глаз, ушей, кожи, рта и носа. Обследуя окружающий мир, кроха постепенно накапливает и расширяет свои представления о различ...

Проект по сенсорному развитию детей раннего возраста (с 1 года до 2 лет)

В проекте представлен план  раборы на неделю по сенсорному развитию детей раннего возраста...

Буклет "Сенсорное развитие детей раннего возраста" (1-3 года)

Сенсорное  развитие - это  развитие  его  восприятия  ребенком  и формирование его представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете,  величине,  пол...

Статья «Роль дидактических игр в сенсорном развитии детей раннего возраста от 1 года до 3 лет в ДОО»

Статья «Роль дидактических игр в сенсорном развитии детей раннего возраста от 1 года до 3 лет в ДОО»...

"Сенсорное развитие детей раннего возраста (2-3 года)" - картотека дидактических игр.

Картотека дидактических игр по теме: "Сенсорное развитие детей раннего возраста (2-3 года)"...

Сенсорное развитие детей раннего возраста (1-3 года)

Сенсорное развитие детей раннего возраста (1-3 года)...