Сенсорное развитие детей раннего возраста (1-3 года)
учебно-методическое пособие по окружающему миру (младшая группа)

Петелина Элеонора Александровна

Сенсорное развитие детей раннего возраста (1-3 года)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx18.6 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ №3 имени Д.Ф. Лавриненко (Дошкольное отделение корпус «Капелька»)

Сенсорное развитие

детей раннего возраста

( 1-3 года)  

Цвет.

Воспитатель: Петелина Э.А.

г.о. Протвино

Развитие зрительного восприятия.

Зрение – одно из пяти внешних чувств, органом которого является глаз. Зрение позволяет воспринимать видимые свойства предметов и явлений. Именно при помощи зрения человек получает большую часть информации из внешнего мира. В рамках сенсорного развития детей раннего возраста знакомят с такими свойствами предметов и явлений, как цвет, форма, величина, количество, положение в пространстве. Также проводится работа по обучению детей целостному восприятию образов предметов.

Изолированное восприятие свойства предметов учит малышей выделять и дифференцировать их, а затем использовать эти знания в процессе занятий продуктивными видами деятельности, в повседневной жизни. Когда дети научатся воспринимать и различать отдельные свойства предметов, становится возможным изучение совокупности их свойств.

Цвет.

Цвет является значимым свойством объектов окружающего мира. Цвет нельзя выделить практическим путём, в ходе действий с предметами, как, например, форму или величину. К тому же цвет не всегда напрямую влияет на сущность предметов, их функцию. Тем не менее, это то свойство, которое первым обращает на себя внимание, позволяет выделить объект среди других и запомнить его.

Знакомство малышей с цветом надо начинать с четырех основных цветов: красного, желтого, зеленого и синего.

Знакомство детей с цветом осуществляется в ходе специально организованных занятий.

Занятие №1

Цветная вода

Цель: Знакомство детей с цветами.

Материалы: Акварельные краски, кисточки, пластиковые стаканы, вода.

Ход занятия

Вряд расставьте на столе стаканы и наполовину наполните их водой. Обмакните кисточку в краску одного из основных цветов и разведите её в стакане с водой. Комментируя свои действия, постарайтесь привлечь внимание детей. Таким же образом разведите остальные краски.

Раздайте детям краски, кисточки и стаканы с водой (сначала по одному стакану). Пусть дети выберут понравившиеся краски и разведут их в воде. Если им захочется продолжить игру, можно поменять воду и предложить развести другую краску.

На следующих занятиях можно давать малышам по несколько стаканов с водой, предлагать смешивать две – три краски в одном стакане с целью получения нового цвета, делать растворы разной концентрации, чтобы увидеть разные оттенки одной краски.

Занятие №2

Цветные кубики

Цель: Учить детей сравнивать цвета по принципу « такой - не такой», подбирать пары одинаковых по цвету предметов.

Материалы: Пары разноцветных кубиков (красные, желтые, синие и зелёные)

Ход занятия

Разложите кубики на ковре. Затем возьмите один кубик и покажите детям: « Вот какой кубик я выбрала. Давайте найдем такой же кубик».

Возьмите кубик контрастного цвета и приложите к выбранному кубику. Таким же образом прикладывайте другие кубики, пока цвет кубиков не совпадёт. Комментируйте свои действия: « Такой? Нет, не такой. И этот тоже не такой. Вот этот такой. Одинаковые кубики».

Затем раздайте нескольким детям кубики разных цветов и предложите найти им пары.

В следующий раз увеличьте число кубиков каждого цвета и попросите детей найти все кубики заданного цвета.

Занятие №3

Четвертый лишний

Цель: Закреплять звания цветов

Материалы: Игрушки и предметы разных цветов; карточки, на которых нарисованы по четыре предмета (в отдельных рамках):

  • жёлтая груша, желтый банан, желтое яблоко, оранжевый апельсин;
  • зелёный огурец, зелёное яблоко, зелёная груша, синяя слива;
  • красная клубника, красный помидор, красная редиска, зелёный арбуз;
  • оранжевый апельсин, оранжевая хурма, оранжевая тыква, жёлтая дыня

Можно нарисовать не только фрукты и овощи, но и различные игрушки.

Ход занятия

Положите на стол четыре предмета, три из которых одного цвета, а один отличается по цвету. Предложите детям найти и показать лишний предмет. Затем разложите другие предметы и повторите игру.

Такую же игру можно провести с использованием карточек.

Раздайте детям карточки и предложите внимательно рассмотреть нарисованные на них предметы. Затем предложите найти и показать предмет, который отличается от остальных по цвету.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование предметно-развивающей среды для сенсорного развития детей раннего возраста (2-3 года)

Ребенок этого возраста познает окружающий мир через ощущения, т.е. с помощью глаз, ушей, кожи, рта и носа. Обследуя окружающий мир, кроха постепенно накапливает и расширяет свои представления о различ...

Проект по сенсорному развитию детей раннего возраста (с 1 года до 2 лет)

В проекте представлен план  раборы на неделю по сенсорному развитию детей раннего возраста...

Буклет "Сенсорное развитие детей раннего возраста" (1-3 года)

Сенсорное  развитие - это  развитие  его  восприятия  ребенком  и формирование его представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете,  величине,  пол...

Статья «Роль дидактических игр в сенсорном развитии детей раннего возраста от 1 года до 3 лет в ДОО»

Статья «Роль дидактических игр в сенсорном развитии детей раннего возраста от 1 года до 3 лет в ДОО»...

"Сенсорное развитие детей раннего возраста (2-3 года)" - картотека дидактических игр.

Картотека дидактических игр по теме: "Сенсорное развитие детей раннего возраста (2-3 года)"...

Использование дидактических игр из нетрадиционных материалов в сенсорном развитии детей раннего возраста (1-3 года).

laquo;Использование дидактических игр из нетрадиционных материалов в сенсорном развитии детей раннего возраста (1-3 года)».Актуальность темы определена тем, что сенсорное развитие, направ...