Дополнительная общеобразовательная программа "Академия волшебников"
методическая разработка (подготовительная группа)
Дополнительная общеразвивающая программа "Юный физик" для детей 5-7 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dop_akademiya_volshebnikov.docx | 525.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 82»
Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Академия волшебников»
муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида № 82»
Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 82»
Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан
ПРИНЯТО: Педагогическим советом МАДОУ №82 Протокол № _______________ от «_____»____________ 20 ____ г. | УТВЕРЖДАЮ: Заведующий МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №82» ___________________ С.Б.Симачкова Введено в действие приказом № ____ от «_____»_______________ 20____г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
для детей 5-7 лет
(познавательное развитие)
Республика Татарстан
г. Нижнекамск
Содержание
Введение | |
I | ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ |
1.1. | Пояснительная записка |
Актуальность, направленность Программы; | |
Новизна, педагогическая целесообразность; | |
Отличительные особенности Программы от существующих Программ; | |
Цели и задачи реализации Программы | |
Принципы и подходы к формированию Программы | |
Характеристики особенностей развития детей | |
Срок реализации Программы | |
1.2. | Ожидаемые результаты и способы определения их результативности |
1.3. | Формы подведения итогов реализации Программы |
1.4. | Формы и режим занятий |
II | СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ |
2.1. | Содержание изучаемого курса |
2.2. | Учебно-тематический план |
2.3. | Календарное планирование |
III | ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ |
3.1. | Обеспечение методическими материалами и средствами обучения и воспитания |
3.2. | Список литературы |
Введение
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Юный физик» для детей 5-7 лет на 2022-2023 уч. год (далее – Программа) разработана в соответствии с Основной общеобразовательной программой дошкольного образования Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 82, федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) и с учётом особенностей МАДОУ детского сада №82, образовательных потребностей и запросов родителей (законных представителей) воспитанников.
Программа разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами по дошкольному образованию:
-Закон Российской Федерации «Об образовании»;
- Постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг» от 15.09.2020г, №1441;
- Приказом Министерства просвещения «Об утверждении примерной формы договора об образовании по дополнительным общеобразовательным программам» от 19 сентября 2020 года №500;
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы для ДОО
- Положение о порядке оказания платных образовательных услуг в Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад общеразвивающего вида №82» НМР РТ
-Устав ДОУ
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
- Пояснительная записка
Актуальность, направленность Программы
Ребенок – дошкольник очень любопытен. Его поведению свойственна живая непосредственная реакция на новое. Современные дети получают большой поток информации в виде телепередач, компьютерных программ, книг, энциклопедий, пособий и пр. Взрослым необходимо помочь ребенку сориентироваться в потоке этой информации, систематизировать и упорядочить ее.
Ребенок познает мир опытным путем. Поэтому расширение его опыта взаимодействия с окружающим миром – одна из образовательных задач. Получение личного опыта в совокупности с доступным рассказом, показом и объяснением поможет ребенку расширять познавательную сферу, находить взаимосвязи между предметами и явлениями окружающего мира.
Развитие наблюдательности ребенка, внимательного отношения к окружающему миру во многом определит линию его нравственного развития.
Программа составлена с учетом проведения групповых занятий.
Направленность программы естественнонаучная.
Новизна, педагогическая целесообразность.
Педагогическая целесообразность данной Программы объясняется тем, что дети дошкольного возраста в совершенстве владеют только одним способом познания - запечатлением объектов и событий реального окружающего мира, поэтому в процессе дополнительного образования ведущими являются наглядные методы обучения: наблюдение и эксперимент. Новизна данной программы направлена на рациональное сочетание заданий: расширение кругозора и развитие творческого воображения. Ведущая роль на занятиях отводится опытно-экспериментальной деятельности детей. Программа предполагает предоставление детям возможности самостоятельно добывать дополнительную информацию.
Отличительные особенности Программы от существующих Программ
Отличительная особенность программы заключается в том, что позволяет воспитанникам в форме познавательной деятельности раскрыть практическую целесообразность технического моделирования и конструирования, развить необходимые в дальнейшей жизни приобретенные умения и навыки. Интегрирование различных образовательных областей в кружке открывает возможности овладения новыми навыками и расширения круга интересов.
Цели и задачи реализации Программы
Цель: Создание условий для ознакомления детей с наукой - физика, физическими явлениями на основе опытно-экспериментальной деятельности.
Задачи:
расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями;
формировать творческий стиль мышления, навыки исследовательской деятельности при изучении физических свойств и явлений, развитие личностных качеств (самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность и т.д.);
развивать познавательный опыт с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей);
воспитывать интерес детей к экспериментальной деятельности.
Принципы и подходы к формированию Программы
Программа разработана в соответствии с основными принципами дошкольного образования, поэтому:
поддерживает разнообразие детства, сохраняет уникальности и самоценность детства как важного этапа в общем развитии человека;
предполагает личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников и детей;
предусматривает уважение личности ребенка;
реализуется в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка;
основывается на полноценном проживании ребенком всех этапов детства, обогащении детского развития;
выстраивает образовательную деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
содействует сотрудничеству детей и взрослых, признает ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
поддерживает инициативу детей в различных видах деятельности; обеспечивает сотрудничество Организации с семьей;
приобщает детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
формирует познавательные интересы и познавательные действия ребенка в различных видах деятельности;
учитывает возрастную адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
строится с учетом развивающего образования, в соответствии с которым главной целью дошкольного образования является развитие ребенка;
сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования);
соответствует принципу интеграции содержания дошкольного образования в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей.
Срок реализации Программы 1 год
Характеристики особенностей развития детей
Хорошо известно, что существенной стороной подготовки ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях, проявляющихся в познавательном интересе. Это объясняется тем, что старшим дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года - практически единственным способом познания мира. Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности - к экспериментированию. К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности поисковой, исследовательской деятельности, направленной на
«открытие» нового, которые развивают продуктивные формы мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельности. В старшем возрасте многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, различная окраска объектов окружающей действительности и возможность самому достичь желаемого цвета на занятиях по изобразительному искусству, «пройти под радугой» и т.п. Словесно-логическое мышление детей седьмого года жизни формируется с опорой на наглядно- действенные и наглядно-образные способы познания. Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественнонаучного явления и обобщить полученные действенным путем результатов, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
Ожидаемые результаты к концу первого года обучения:
Классифицирует и группирует предметы по общим качествам и характерным деталям. Различает качества предметов (величина, форма, строение, положение в пространстве, цвет и т.п.).
Различает и использует в деятельности различные плоскостные формы и объемные фигуры. Использует эталоны как обозначенные свойства и качества предметов (цвет, форма, размер, материал и т.п.).
Обследует предметы с помощью системы сенсорных эталонов и перцептивных действий. Получает удовольствие от экспериментирования с разными материалами, выполняет обследовательские действия
Оценка развития каждого ребенка по данному направлению проводится два раза в год: октябрь, апрель.
Цель диагностики: выявление уровня освоения программы ребенком.
Метод диагностики: наблюдение за детьми в процессе занятий в условиях выполнения обычных и специально подобранных заданий.
Уровни | Отношение к эксперимент. деятельности | Целеполагание | Планирование | Реализация | Рефлексия |
Высокий 3 балла | Познавательное отношение устойчиво. Ребенок проявляет инициативу и творчество в решении проблемных задач. | Самостоятельн о видит проблему. Активно высказывает предположения . Выдвигает гипотезы, предположения , способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательства ми | Самостоятельн о планирует предстоящую деятельность. Осознано выбирает предметы и материалы для самостоятельно й деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением. | Действует планомерно. Помнит о цели работы на протяжении всей деятельност и. В диалоге со взрослыми поясняет ход деятельност и. Доводит дело до конца. | Формулируе т в речи достигнут или нет результат, замечает неполное соответствие полученного результата гипотезе. Способен устанавлива ть разнообразн ые временные, последовате льные, причинные связи. Делает выводы. |
Средний 2 балла | В большинстве случаев ребенок проявляет активный познавательный интерес. | Видит проблему иногда самостоятельно , иногда с небольшой подсказкой взрослого. Ребенок высказывает предположения , выстраивает гипотезу самостоятельно или с небольшой помощью других (сверстников или взрослого). | Принимает активное участие при планировании деятельности совместно со взрослым. | Самостоятел ьно готовит материал для эксперимент ирования, исходя из их качеств и свойств. Проявляет настойчивос ть в достижении результатов, помня о цели работы. | Может сформулиро вать выводы самостоятел ьно или по наводящим вопросам. Аргументир ует свои суждения и пользуется доказательст вами с помощью взрослого. |
Низкий 1 балл | В большинстве случаев ребенок не проявляет активный познавательный интерес. | Не видит проблему самостоятельно . Ребенок не высказывает предположения , не может выстроить гипотезу самостоятельно или с | Пассивен при планировании деятельности совместно со взрослым. | Самостоятел ьно готовит материал для эксперимент ирования, но не учитывает их качества и свойства. Не | Не может сформулиро вать выводы самостоятел ьно только по наводящим вопросам. |
небольшой помощью других (сверстников или взрослого). | проявляет настойчивос ть в достижении результатов. |
Овладение детьми вышеуказанными знаниями, умениями и навыками фиксирует в таблице:
№ | ФИ ребенка | Отношение к эксперим. деят-ти | Целеполага ние | Планирова ние | Реализация | Рефлексия | Средний балл |
Комплексная оценка:
1 - 1,7 низкий уровень.
1,8 – 2, 5 средний уровень.
2,6 – 3 высокий уровень.
Формы подведения итогов реализации Программы
Дни презентаций результатов экспериментов воспитанникам Учреждения и их родителям. Творческий отчет руководителя объединения.
1.4 Формы и режим занятий
Занятия проводятся с октября по май. Программа предполагает проведение занятий фронтально один раз в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия - 30 минут. Общее количество учебных занятий в год – 32. Занятия проводятся со всей группой детей (10 человек).
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
- Содержание изучаемого курса
На занятии используются различные методы и приёмы:
Репродуктивные методы:
объяснительно-иллюстративный (сообщение педагогом готовой информации разными средствами);
репродуктивный (создание педагогом условий для формирования умений и навыков путем упражнений).
Продуктивные методы:
частично-поисковый или эвристический (дробление большой задачи на серию более мелких подзадач, каждая из которых шаг на пути решения проблемы);
исследовательский (путь к знанию через собственных, творческий поиск).
Формы организации деятельности:
Занятия организуются в форме партнерской деятельности со взрослым, где он демонстрирует образцы исследовательской деятельности, а дети получают возможность проявить собственную исследовательскую активность. Партнер – всегда равноправный участник дела, его позиция связана с взаимным уважением, способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умения принять решение, пробовать делать что-то не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению, способствует эмоциональному комфорту, развитию социальной и познавательной активности.
Партнерская позиция требует определенной организации пространства: взрослый всегда вместе (рядом) с детьми, в круге; добровольное (без психологического принуждения) включения детей в предлагаемую деятельность с подбором интересного привлекательного для дошкольников
содержания. Организуя с детьми опыты и эксперименты, воспитатель привлекает внимание
«интригующим» материалом или демонстрацией необычного эффекта. Все это происходит в ситуации свободного размещения детей и взрослого вокруг предмета исследования.
Детям предоставляется возможность поэкспериментировать самостоятельно. Обсудив полученные эффекты, можно несколько раз поменять условия опыта, посмотреть, что из этого получается. Результатом опыта явится формулирование причинно-следственных связей.
Поисково-исследовательская деятельность со взрослыми должна придать импульс свободной самостоятельной деятельности детей, активизировать их собственные «изыскания» за пределами занятия (в детском саду – уголок опытов, детская лаборатория и дома).
Гибкая форма организации экспериментальной деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, здоровье, настроение, уровень установления причинно-следственных связей, выявления закономерностей и другие факторы. Состав группы одновременно работающих детей может меняться в зависимости от вышеуказанных причин.
Набор для каждого эксперимента имеется в готовом виде. Педагог проводит презентацию каждого эксперимента. Это может быть индивидуальная презентация, индивидуальный показ, круг. К каждому набору для эксперимента могут прилагаться инструктивные карты, выполненные в виде последовательных рисунков или с краткой словесной инструкцией.
Учебно-тематический план
№ | Наименование | Всего часов |
1 | Знакомство с лабораторией. Техника безопасности. | 1 |
2 | Свойства воздуха | 9 |
3 | Свойства воды | 8 |
4 | Свойства магнита | 3 |
5 | Свет и цвет | 3 |
6 | Звук | 1 |
7 | Свойства материалов | 3 |
8 | Природные явления | 4 |
Итого: | 32 |
- Календарное планирование
№ | Тема | Задачи | Количество часов |
Октябрь | |||
1 | «Расскажем Незнайке о правилах поведения в лаборатории» | Знакомить детей с профессией «ученый». Проведение экскурсий по лаборатории. Создать научного клуба «Юный физик». Определить правила поведения в научной лаборатории при проведении простейших опытов и экспериментов. Воспитывать внутренней потребности к получению знаний. | 1 |
2 | «Бесформенная вода» | Формировать у детей умения самостоятельно проводить опыт с водой «Бесформенная вода»; делать вывод, что вода принимает форму сосуда, в который она налита, доказывая свою точку зрения; зарисовывать и отмечать результаты наблюдений в виде схемы. Проводить опыты с водой с использованием приборов – помощников. Закреплять свойства воды; правила поведения в лаборатории при проведении опытов и экспериментов. Воспитывать внутреннюю потребность к получению | 1 |
знаний. | |||
3 | «Радужная вода» | Выяснить опытническим путем, как плотность жидкости влияет на свойства воды. Формировать у детей умения самостоятельно, проводить простой опыт с водой «Радужная вода»; зарисовывать результаты наблюдения о воде, в виде схемы. Закреплять правила поведения в лаборатории при проведении опытов и экспериментов. Воспитывать внутреннюю потребность к получению знаний. | 1 |
4 | «Барханы» | Формировать у детей умения самостоятельно проводить простой опыт с песком «Барханы». Выяснять опытническим путем, что слои песка и отдельные песчинки передвигаются относительно друг друга и могут образовывать своды тоннели. Формировать умения зарисовывать и отмечать результаты наблюдений в виде схемы; делать вывод, доказывая свою точку зрения. Воспитывать внутреннюю потребность к получению знаний. | 1 |
Ноябрь | |||
5 | «Железные башни» | Формировать представления о магните и его свойствах притягивать предметы. Формировать у детей умения самостоятельно проводить простой опыт с магнитом «Железные башни»; зарисовывать и отмечать результаты наблюдений о свойствах магнита в виде схем. Побуждать детей обследовать предмет и устанавливать причинно-следственные связи, делая вывод на основе проведенного опыта и доказывая свою точку зрения. Закреплять правила поведения в лаборатории при проведении опытов и экспериментов. Воспитывать внутреннюю потребность к получению знаний. | 1 |
6 | «Сильная бумага» | Знакомить детей со свойством бумаги: на большую площадь действует сильное давление. Определять зависимость физических свойств бумаги от ее формы. Формировать у детей умения проводить простой опыт с бумагой «Сильная бумага»; делать вывод на основе проведенного опыта с бумагой, доказывая свою точку зрения; зарисовывать и отмечать результаты наблюдений в виде схемы. Закреплять правила поведения в лаборатории при проведении опытов и экспериментов. Воспитывать внутреннюю потребность к получению знаний. | 1 |
7 | «Как дышат растения» | Уточнять и расширять представления детей о значимости воздуха в жизни растений. Изучать дыхание растений, показывая различие и взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза. Формировать у детей умения проводить опыт с растением «Как дышат растения»; представления об обмене веществ; зарисовывать и отмечать результаты наблюдений; делать вывод на основе проведенного опыта с растением, доказывая свою точку зрения. Формировать практические навыки работы с лупой, комнатным растением, предметами- помощниками. Закреплять правила поведения в | 1 |
лаборатории при проведении опытов и экспериментов. Воспитывать внутреннюю потребность к получению знаний. | |||
8 | «Магнитный виноград» | Проводить опыты с магнитом с использованием приборов – помощников. Выяснить, почему под действием магнита приходит в движение виноград. Формировать умение зарисовывать и отмечать результаты наблюдения в виде условных обозначений; делать вывод на основе проведенного опыта «Магнитный виноград», доказывая свою точку зрения. Закреплять свойства магнита – магнетизм; правил поведения в лаборатории при проведении опытов и экспериментов. Воспитывать внутреннюю потребность к получению знаний. | 1 |
Декабрь | |||
9 | «Мыльный кораблик на воде» | Знакомить детей со свойством воды - поверхностное натяжение. Проводить опыты с водой с использованием приборов – помощников. Формировать умение делать вывод на основе проведенного опыта «Мыльный кораблик на воде», доказывая свою точку зрения; зарисовывать результат опыта в виде условных знаков. Закреплять правила поведения в лаборатории при проведении опытов и экспериментов. Воспитывать внутреннюю потребность к получению знаний. | 1 |
10 | «Отпечатки» | Проводить с помощью педагога эксперимент «Отпечатки». Исследовать поверхность природного материала методом отпечатков. Проводить опыт с песком с использованием приборов – помощников. Формировать умение делать вывод на основе проведенного опыта с песком, доказывая свою точку зрения; зарисовывать результат опыта в виде условных обозначений. Закреплять правила поведения в лаборатории при проведении опытов и экспериментов. Воспитывать внутреннюю потребность к получению знаний. | 1 |
11 | «Эффект радуги» | Знакомить с призмой. Формировать умения с помощью педагога зарисовывать и отмечать результаты эксперимента. Закреплять знания об образования радуги; правил поведения в лаборатории при проведении опытов и экспериментов. Воспитывать внутреннюю потребность к получению знаний. | 1 |
12 | «Сила воздуха» | Формировать у детей умение проводить простой опыт «Сила воздуха»; зарисовывать и отмечать результаты наблюдений о свойствах воздуха в виде условных обозначений; делать вывод, доказывая свою точку зрения. Расширять знания о значимости воздуха в жизни всего живого. Закреплять понятия воздух – это не «невидимка», а реально существующий газ. Совершенствовать опыт детей в соблюдении правил безопасности при проведении опытов и экспериментов. Воспитывать внутреннюю потребность к получению знаний. | 1 |
Январь |
13 | «Вулкан» | Формировать у детей умения проводить опыт «Вулкан». Проводить опыты с использованием приборов- помощников. Расширять знания детей о природных явлениях – вулканы, гейзеры, их строением и причиной извержения. Формировать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования с жидкостями; представления об опасностях и пользе вулканических извержений; умения зарисовывать результаты наблюдений за вулканом в виде схемы; делать вывод, доказывая свою точку зрения. Закреплять правила поведения в лаборатории при проведении опытов и экспериментов. Воспитывать внутреннюю потребность к получению знаний. | 1 |
14 | «Ледяная рыбалка» | Формировать у детей умения проводить простой опыт «Ледяная рыбалка», доказывая закономерность: чем больше льдинка, тем медленнее она тает; зарисовывать и отмечать результаты наблюдений о свойстве воды – таяние в виде условных обозначений; делать вывод, доказывая свою точку зрения. Установить, что замёрзшая вода занимает больше объёма. Закреплять правила поведения в лаборатории при проведении опытов и экспериментов. Воспитывать внутреннюю потребность к получению знаний. | 1 |
15 | «Мыльные шары на морозе» | Формировать у детей умения проводить эксперимент «Мыльные шары на морозе»; доказывать, что воздух занимает место; делать вывод, доказывая свою точку зрения; зарисовывать и отмечать результаты наблюдений в виде схемы. Побуждать детей обследовать предмет и устанавливать причинно- следственные связи между морозом и воздухом внутри мыльного пузыря. Закреплять правила поведения в лаборатории при проведении опытов и экспериментов. Воспитывать внутреннюю потребность к получению знаний. | 1 |
16 | «Мыльные пузыри в банке» | Знакомить детей с физическим свойством углекислого газа (тяжелее воздуха). Формировать у детей умения проводить эксперимент «Мыльные пузыри в банке»; зарисовывать и отмечать результаты наблюдений в виде схемы; делать вывод, доказывая свою точку зрения. Закреплять правила поведения в лаборатории при проведении опытов и экспериментов. Воспитывать внутреннюю потребность к получению знаний. | 1 |
Февраль | |||
17 | «Сильный или слабый ветер?» | Знакомить детей с силой ветра. Способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха Формировать у детей умения проводить опыт «Сильный или слабый ветер»; представления о том, что ветер – это движение воздуха; зарисовывать и отмечать результаты наблюдений в виде схемы; делать вывод, доказывая свою точку зрения. Закреплять свойства воздуха; правила поведения в лаборатории при проведении опытов и экспериментов. Воспитывать внутреннюю потребность к получению знаний. | 1 |
18 | «Волшебный лимон» | Знакомить с батарейкой и способом использования лимона в качестве батарейки. Формировать у детей умения проводить опыт «Волшебный лимон»; зарисовывать и отмечать результаты наблюдений в виде схемы; делать вывод, доказывая свою точку зрения. Закреплять правила поведения в лаборатории при проведении опытов и экспериментов. Воспитывать внутреннюю потребность к получению знаний. | 1 |
19 | «Сухим из воды» | Знакомить с разностью атмосферного давления. Выяснить, как можно достать монетку из воды не промочив пальцы. Формировать умения зарисовывать и отмечать результаты наблюдений о свойствах воздуха и воды в виде условных обозначений. Закреплять правила поведения в лаборатории при проведении опытов и экспериментов. Воспитывать внутреннюю потребность к получению знаний. | 1 |
20 | «Шарик в бутылке» | Знакомить с разностью давления воздуха. Выяснить как шарик (яйцо) окажется внутри бутылки. Формировать умения зарисовывать и отмечать результаты наблюдений о разности давления воздуха, в виде схемы; делать вывод, доказывая свою точку зрения. Закреплять правила поведения в лаборатории при проведении опытов и экспериментов. Воспитывать внутренней потребности к получению знаний. | 1 |
Март | |||
21 | «Круговорот воды в пакете» | Знакомить с явлением как состояния воды зависит от температуры. Выявить при проведении эксперимента «Круговорот воды в пакете» свойств воздуха. Сравнить свойства воды и воздуха (воздух легче воды). Формировать умения зарисовывать и отмечать результаты наблюдений свойства воды и круговорот воды в природе, в виде схемы; делать вывод, доказывая свою точку зрения. Закреплять правила поведения в лаборатории при проведении опытов и экспериментов. Воспитывать внутреннюю потребность к получению знаний. | 1 |
22 | «Подушка из пены» | Формировать у детей умения проводить опыт «Подушка из пены»; зарисовывать и отмечать результаты наблюдений в виде схемы; делать вывод, доказывая свою точку зрения. Развивать у детей представления о плавучести предметов в мыльной пене (плавучесть зависит не от размеров предмета, а от его тяжести). Закреплять правила поведения в лаборатории при проведении опытов и экспериментов. Воспитывать внутреннюю потребность к получению знаний. | 1 |
23 | «Как сделать звук громче?» | Выяснить причины усиления звука. Формирование у детей умения проводить опыт «Как сделать звук громче?»; зарисовывать и отмечать результаты наблюдений в виде схемы; делать вывод, доказывая свою точку зрения. Закреплять правила поведения в лаборатории при проведении опытов и экспериментов. Воспитывать внутреннюю потребность к получению знаний. | 1 |
24 | «Можно ли двигать скрепку, не дотрагиваясь до нее?» | Определять свойства магнита в воде и на воздухе. Определять способность металлических предметов намагничиваться. Формировать умение зарисовывать и отмечать результаты наблюдений в виде схемы; делать вывод, доказывая свою точку зрения. Закреплять знания детей о свойствах железа: притягивается к магнитам; правил поведения в лаборатории при проведении опытов и экспериментов. Воспитывать внутреннюю потребность к получению знаний. | 1 |
Апрель | |||
25 | «Почему в космос летают на ракете» | Знакомить детей с принципом работы реактивного двигателя, значении воздуха для полета самолета. Формировать у детей умения проводить эксперимент «Почему в космос летают на ракете»; зарисовывать и отмечать результаты опыта над воздухом в виде схемы. Закреплять правила поведения в лаборатории при проведении опытов и экспериментов. Воспитывать внутреннюю потребность к получению знаний. | 1 |
26 | «Как образуются метеоритные кратеры» | Моделировать с помощью педагога метеоритный кратер, познакомив со способом его образования. Уточнять представления о Солнечной системе. Развивать умения действовать по алгоритму. Формировать умения зарисовывать и отмечать результаты наблюдений. Закреплять правила поведения в лаборатории при проведении опытов и экспериментов. Воспитывать внутреннюю потребность к получению знаний. | 1 |
27 | «Ракета из шариков» | Знакомить с понятием – реактивная тяга, с принципом, который положен в основу реактивного движения ракет. Моделировать с помощью педагога двухступенчатую ракету из воздушных шаров. Формировать умение зарисовывать и отмечать результаты наблюдений в виде схемы; делать вывод, доказывая свою точку зрения. Закреплять правила поведения в лаборатории при проведении опытов и экспериментов. Воспитывать внутреннюю потребность к получению знаний. | 1 |
28 | «Парашют для мышки» | Моделировать с помощью педагога парашюта. Выяснение, при помощи опыта, свойства воздуха (сопротивление). Расширять представления о воздухе, способах его обнаружения, об объеме воздуха в зависимости от температуры, времени, в течение которого человек может находиться без воздуха. Формировать умения зарисовывать и отмечать результаты наблюдений в виде схемы; делать вывод, доказывая свою точку зрения. Закреплять правила поведения в лаборатории при проведении опытов и экспериментов. Воспитывать внутреннюю потребность к получению знаний. | 1 |
Май | |||
29 | «Солнечные часы Барбоскина» | Формировать опытническим путем умения определять время в природе; зарисовывать и отмечать результаты наблюдений в виде схемы; делать вывод, доказывая свою точку зрения. Закреплять правила поведения в лаборатории при проведении опытов и экспериментов. Воспитывать внутреннюю потребность к получению | 1 |
знаний. | |||
30 | «Солнечные зайчики» | Знакомить с образованием на стенах комнаты солнечных зайчиков. Выяснить причины возникновения солнечных зайчиков. Формировать умения зарисовывать и отмечать результаты наблюдений в виде схемы; делать вывод, доказывая свою точку зрения. Закреплять правила поведения в лаборатории при проведении опытов и экспериментов. Воспитывать внутреннюю потребность к получению знаний. | 1 |
31 | «Экспериментиро вание с воздухом» | Развивать познавательную активность детей, инициативность; развивать способность устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы; уточнить понятие детей о том, что воздух – это не «невидимка», а реально существующий газ; расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека, совершенствовать опыт детей в соблюдении правил безопасности при проведении экспериментов. | 1 |
32 | «Поможем воде стать чистой» | Развивать умение ставить перед собой цель, планировать свою работу; Развивать логическое мышление путем моделирования проблемных ситуаций (педагогом) и их решения; Создать условия для выявления и проверки различных способов очистки воды; Развивать умение схематично изображать проделанные действия; Закреплять в речи детей слова: фильтр, водопровод, воронка, авария. | 1 |
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
- Обеспечение методическими материалами и средствами обучения и воспитания
Основное оборудование:
приборы-помощники: увеличительные стекла, весы, песочные часы, компас, магниты;
разнообразные сосуды из различных материалов: пластмасса, стекло, металл разного объема и формы;
природные материалы: камешки, глина, песок, ракушки, перья, шишки, листья, мох, семена; утилизированный материал: гайка, скрепки, болты, гвозди, шурупы, винтики:
разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная; красители: пищевые, непищевые, гуашь, акварельные краски;
медицинские материалы: пипетки, колбы, шприцы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши;
прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, масло, сахар, цветные и прозрачные стекла, пилки для ногтей, сито, свечи;
завести индивидуальные дневники, где ставится время проведения, название и помечается самостоятельно или совместно с воспитателем проведен эксперимент;
сделать знаки, разрешающие или запрещающие.
Дополнительное оборудование:
специальная одежда (халаты, фартуки);
контейнеры для сыпучих и мелких предметов; правила работы с материалом;
Методическое обеспечение:
карточки-схемы для проведения эксперимента;
индивидуальные дневники экспериментов;
таблицы для фиксирования результатов образовательных результатов. картотеки стихов, загадок по темам занятий;
Список литературы.
Дыбина О. В. Рукотворный мир: Сценарии игр-занятий для дошкольников. М., 2000г.
Дыбина О.В «Творим, изменяем, преобразуем», занятия с дошкольниками. ТЦ СФЕРА, М., 2003г.
Дыбина О.В. «Из чего сделаны предметы?», сценарии игр-занятий для дошкольников. ТЦ СФЕРА, М., 2004г.
Дыбина О.В. «Ребенок в мире поиска», программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста». ТЦ СФЕРА, М., 2005г.
Дыбина О.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2001г.
Иванова А.И. «Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду», Человек. ТЦ СФЕРА. М., 2004г.
Иванова А.И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду», пособие для работников дошкольных учреждений. ТЦ СФЕРА. М., 2004г.
Иванова А.И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду». Миро растений. ТЦ СФЕРА. М., 2004г.
Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. «Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст». М., Педагогическое общество России, 2005г.
Рыжова Н.А. «Что у нас под ногами?», блок занятий «Песок. Глина. Камни». М., ООО Карапуз – Дидактика, 2005г. (программа «Наш дом – природа»).
Рыжова Н.А. «Наш дом – природа», блок занятий «Дом под крышей голубой». М., ООО Карапуз
– Дидактика, 2005г. (программа «Наш дом – природа»).
Рыжова Н.А. «Почва – живая земля. Блок занятий «Почва», М., ООО Карапуз – Дидактика, 2005г. (программа «Наш дом – природа»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная программа «ВОЛШЕБНИКИ»
Дополнительная общеобразовательная программа «ВОЛШЕБНИКИ»...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности Юные волшебники
Наряду с общей физической развитостью к детям дошкольного возраста предъявляется одно особенное требование: желательно, чтобы у них была хорошо развита мелкая моторика рук. Ведь школа сразу дает больш...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мы - волшебники»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мы волшебники» имеет художественную направленность и призвана решить проблему художественного развития и формирования художест...
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) Программа по художественному и ручному труду. «Юные волшебники» (возраст детей от 6 до 7 лет) срок реализации программы:1 год
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) Программа по художественному и ручному труду. «Юные волшебники» (возраст детей от 6 до 7 лет)срок реализации программы...
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) Программа по художественному и ручному труду. «Юные волшебники» (возраст детей от 6 до 7 лет) срок реализации программы:1 год
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) Программа по художественному и ручному труду. «Юные волшебники» (возраст детей от 6 до 7 лет)срок реализации программы...
Дополнительная общеобразовательная программа Маленькие волшебники
Дополнительная общеобразовательная программа Маленькие волшебники...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Маленькие волшебники»
Цель: развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству....