Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мы - волшебники»
методическая разработка по аппликации, лепке
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мы волшебники» имеет художественную направленность и призвана решить проблему художественного развития и формирования художественных способностей в появлении новых художественных приемов и техник.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vanina_dop_21-22god.docx | 68.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №4 «Улыбка» г. Рассказово.
Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол № от | Утверждаю Заведующий МБДОУ «Детский сад №4 «Улыбка» ___________Л.Н. Борзова Приказ от № |
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Мы - волшебники»
для детей второй группы раннего возраста (от 2 до 3 лет)
художественной направленности
Срок реализации: 1 год
Составитель:
Воспитатель - Ванина Ирина Львовна
г. Рассказово
ИНФОРМАЦИОНАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ
1. Учреждение | Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №4 «УЛЫБКА» города Рассказово |
2. Полное название программы | Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мы волшебники» |
3. Сведения об авторах: | |
3.1. Ф.И.О., должность | Ванина Ирина Львовна, воспитатель детского сада |
4. Сведения о программе: | |
4.1. Нормативная база | Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г.№1726-р); Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008; Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование», 2015г.); Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» Постановление администрации города Рассказово Тамбовской области от 31.08.2018г. № 1230 «Об утверждении стоимости платных образовательных услуг, оказываемых МБДОУ «Детский сад № 4 «Улыбка» на 2018-2019 уч. г.» Положение об оказании платных образовательных услуг в МБДОУ «Детский сад № 4 «Улыбка» от 01.09.2015г. № 66А |
4.2. Область применения | дополнительное образование |
4.3. Направленность | художественная |
4.4. Уровень освоения программы | стартовый |
4.5. Вид программы | общеразвивающая |
4.6. Возраст учащихся по программе | 2-3 года |
4.7.Продолжительность обучения | 1 год |
Блок №1. «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мы волшебники» имеет художественную направленность и призвана решить проблему художественного развития и формирования художественных способностей в появлении новых художественных приемов и техник.
Уровень освоения: ознакомительный.
Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста. Как говорил В. А. Сухомлинский: “Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок”. Как утверждают многие педагоги - все дети талантливы. Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни.
Актуальность
Актуальность программы обусловлена тем, что знания не ограничиваются рамками общеобразовательной программы ДОУ. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, лепке, аппликации их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
Новизна
Ведь разнообразие предоставляемых детям изобразительных материалов, отход от традиционных, привычных способов создания рисунков, поиск новых творческих решений способствует развитию детского творчества, активности, воображения. Дети любят новизну, им интересно разнообразие материалов, в результате дети получают успешный продукт деятельности, дети учатся работать в коллективе.
Программа «Мы волшебники» носит инновационный характер, так как в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей 2-3 лет: рисование ладошкой, рисование пальчиками, рисование по трафарету, оттиск печатками от картофеля, оттиск поролоном, различными крупами, солью, свеча + акварель, скатывание салфетки, обрывание ваты.
Занятия проводятся в форме игр, цель которых – научить детей рисовать при помощи разнообразных материалов, познакомить с цветом, формой, ритмом и положением в пространстве, показать нетрадиционные техники рисования и научить применять их на практике. Проведение таких занятий способствует снятию детских страхов, обретению веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром, подарят детям новую широкую гамму ощущений, которые станут богаче, полнее и ярче.
Программа позволяет создать комфортную развивающую среду, оказывающую благотворное воздействие на ребенка, включенного в следующие формы деятельности: игровую, проектно-исследовательскую, а так же совместную деятельность детей и родителей.
Нетрадиционными техниками очень легко осваивается детьми, не требует особых способностей, увлекает, не перегружает детей не умственно, ни физически.
Педагогическая целесообразность
Данная программа педагогически целесообразна, т.к. при ее реализации дети имеют возможность не только овладеть умениями и навыками, развивают творческие и интеллектуальные способности, но и обогащают свои представления об искусстве в целом, в полной мере реализуется их творческий потенциал, формируется эстетический вкус. Ещё один положительный момент – это то, что занятия по программе благотворно влияют на детский организм, помогают развитию речи.
Программа составлена на основе комплексно – тематического планирования ДОУ.
Отличительной особенностью программы является то, что в предложенной продуктивной деятельности, дети сначала коллективно, а потом индивидуально, совместно с педагогом, не владея особенными изобразительными навыками, выполняют несложные композиции на определенный сюжет.
Нетрадиционные техники рисования способствуют тому, что у детей возрастает интерес к рисованию. Они более творчески всматриваться в окружающий мир, учатся находить разные оттенки, приобретают опыт эстетического восприятия. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для его воплощения.
Лепка – самое динамичное, жизнерадостное детское творчество. Даже маленьких детей привлекает возможность слепить "настоящие" орешки и кормить ими белку. Всякая манипуляция с вылепленными предметами, использование их в игровых ситуациях значительно обогащают жизненный опыт ребенка.
Понятие "аппликация" включает способы создания художественных произведений из различных по своим свойствам и фактуре материалов, объединенных сходством техники выполнения. Каждый материал имеет свои особенности, которые оказывают определяющее влияние на технику выполнения аппликации.
Таким образом, нетрадиционные техники можно применять во всех видах изобразительной деятельности: рисовании, аппликации и лепке.
Адресат программы
Программа «Мы волшебники» адресована детям от 2 до 3 лет.
Дети от 2 до 3 лет способны на ознакомительном уровне выполнять предлагаемые задания по нетрадиционной технике во всех видах изобразительной деятельности: рисовании, аппликации и лепке.
Раннее детство – самый интенсивный период в развитии речи и, следовательно, мышления. Интенсивно развивается мелкая моторика, которая позволяет овладеть ребенку предметными действиями. Интенсивно развивается познавательная сфера.
Одно из условий развития творческих способностей детей - использование разнообразных техник изобразительной деятельности.
Рисование нетрадиционными материалами и нетрадиционными техниками – это рисование – игра, способствующая развитию ловкости пальцев и кистей рук, развитие творческих способностей, образного мышления.
Современные же техники изобразительного творчества развивают у детей логическое и абстрактное мышление, фантазию, наблюдательность, внимание и уверенность в себе. Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет все время что-нибудь придумывать. А из пятен и каракуль, в конце концов, вырисовывается узнаваемый объект, который становится воплощением художественного образа в рисунке. В процессе рисования у ребенка появляется ничем не замутненная радость удовлетворения оттого, что и "это сделал Я – все это мое!"
На третьем году жизни ребенка ведущим типом его отношения к окружающему миру остается отношение к предметам, ориентация на предметы и способы их использования. Ребенку открывается не просто мир предметов, а мир взрослых, действующих с этими предметами, взаимодействующих между собой. В период с двух до трех лет изобразительная деятельность дошкольника (как и другая продуктивная деятельность) ориентирована на предметный мир и ведущим видом деятельности является предметно-орудийная. Открытие, сделанное малышом, что на листе бумаги под его действием может появляться образ какого-то предмета, явления, сильно привлекает ребенка. Поиск содержания образа в каракулях – один из ведущих побудителей деятельности на данном этапе. Осваивая мир предметов, ребенок накапливает опыт. Это и определяет содержание ассоциативных образов.
Ребенок смело и самостоятельно рисует, лепит все, что хочет, будучи уверен, что у него получиться прекрасно. Такое чувство малыша надо всячески поддерживать, развивать. Это важное условие становление самостоятельности, предпосылка творческих проявлений ребенка в изобразительной деятельности.
Наполняемость учебной группы 12 человек.
Программа «Мы волшебники» рассчитана на 1год обучения (36 ч.).
Занятия проводятся один раза в неделю. Длительность учебного часа для детей 2-3 лет – 9 минут.
Количество учебных недель – 33.
Начало занятий – с 1 октября, окончание занятий – 31 мая.
Продолжительность каникул – с 1 июня по 31 августа.
Программа «Мы волшебники» легко интегрируется. В процессе работы обеспечивается интеграция всех образовательных областей:
-Социально-коммуникативное развитие
-Познавательное развитие
-Речевое развитие
-Художественно-эстетическое развитие
-Физическое развитие
Формы организации деятельности учащихся:
групповые занятия;
Целью данной программы является всестороннее развитие художественно - творческих способностей через продуктивные виды деятельности.
Содержание программы
I ступень обучения (ознакомительный уровень)
1 год обучения
Задачи рабочей программы:
Образовательные:
1. Обучать детей пользоваться карандашами, красками, крупами.
2. Познакомить детей с цветовой гаммой,
3.Познакомить детей со свойствами материалов (пластилином, красками, бумагой и т. д.)
4. Обучать приёмам зрительного и тактильного обследования формы.
5. Формировать у детей умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.
Воспитательные:
1. Воспитывать у детей аккуратность, трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом .
2. Побуждать у детей желание экспериментировать, используя в своей работе техники нетрадиционного рисования, лепки, аппликации.
3. Воспитывать умение и желание организовать своё рабочее место и убрать его.
Развивающие:
1. Развивать у детей художественно – творческие способности художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение, творческое мышление, внимание.
2. Помогать ребенку, познавать и открывать мир рисунка.
3. Развивать мелкую моторику рук.
Учебный план
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля |
I | Раздел «Осень» | 7 | |
1.1 | «Добрая бурёнка» | 1 | выставка |
1.2 | «Вкусные семечки» | 1 | выставка |
1.3 | «Большой грузовик» | 1 | выставка |
1.4 | «Грибная полянка» | 1 | выставка |
1.5 | «Тёплая шубка» | 1 | выставка |
1.6 | «Богатый урожай» | 1 | выставка |
1.7 | «Прогулка под дождём» (коллективная композиция) | 1 | выставка |
II. | Раздел «Зима» | 12 | |
2.1 | «Белый хоровод» | 1 | выставка |
2.2 | «Ёлочка в снегу» | 1 | выставка |
2.3 | «Травка под снегом» | 1 | выставка |
2.4 | «Шубка зайчика» | ||
2.5 | «Норка лисички» | 1 | выставка |
2.6 | «Снег на дорожках» | 1 | выставка |
2.7 | «Игра в снежки» | 1 | выставка |
2.8 | «Еловые шишки» | 1 | выставка |
2.9 | «Весёлый снеговик» | 1 | выставка |
2.10 | «Катание на лыжах» | 1 | выставка |
2.11 | «Катание на коньках» | 1 | выставка |
2.12 | «Белые облака» | 1 | выставка |
III. | Раздел «Весна» | 13 | |
3.1 | «Верба» | 1 | выставка |
3.2 | «Дружные муравьи» | 1 | выставка |
3.3 | «Медведь весной» | 1 | выставка |
3.4 | «Радостный Лягушонок» | 1 | выставка |
3.5 | «Лебеди на пруду» | 1 | выставка |
3.6 | «Новые листики» (коллективная композиция) | 1 | выставка |
3.7 | «Весёлые цыплята» | 1 | выставка |
3.8 | «Яблоня в цвету» | 1 | выставка |
3.9 | «Мостик для друга» | 1 | выставка |
3.10 | «Бабочка-красавица» | 1 | выставка |
3.11 | «На речке» | 1 | выставка |
3.12 | «Ремонт машин» | 1 | выставка |
3.13 | «Добрая черепаха» | 1 | выставка |
Итого: | 32 |
Содержание учебного плана
Раздел I. «Осень»
- Тема: «Добрая бурёнка».
Теория :Создание картин из макаронных изделий: намазывание клеем изображение стога и посыпание вермишелью. Развитие мелкой моторики.
Практика: Рисование крупами (вермишель).
- Тема :«Вкусные семечки».
Теория: Учить детей создавать рельефные изображения из пластилина модульным способом – отщипывать кусочки пластилина разного размера и прикладывать к фону и вдавливать (прижимать, примазывать) пальчиками. Прилеплять семечки на пластилин. Развитие мелкой моторики.
Практика: Лепка с элементами аппликации (семечки).
- Тема: «Большой грузовик».
Теория: Создание картин из круп: намазывание клеем изображение груза (место над кузовом) и посыпание крупой (или зерном). Развитие мелкой моторики.
Практика: Рисование крупами.
1.4. Тема: «Грибная полянка».
Теория: Продолжать учить детей создавать рельефные изображения из пластилина модульным способом –отщипывать кусочки пластилина разного размера и прикладывать к шляпкам грибов и вдавливать (прижимать, примазывать) пальчиками. Прилеплять фасоль на пластилин. Развитие мелкой моторики.
Практика: Лепка с элементами аппликации (фасоль).
1.5.Тема:«Тёплая шубка».
Теория: Создание образа зайца: намазывание клеем туловище зайца и приклеивание ваты. Развитие мелкой моторики.
Практика: Аппликация (вата).
1.6.Тема: «Богатый урожай».
Теория: Создание рельефных картин: отрывание (отщипывание) и раскатывания кусочков пластилина круговыми движениями для получения шарообразной формы и лёгкое сплющивание(жёлтого, красного цвета) их к фону. Развитие чувства формы цвета и мелкой моторики.
Практика: Лепка (пластилин).
1.7. Тема: «Прогулка под дождём» (коллективная композиция)
Теория: Создание рельефных картин: отрывание (отщипывать) и раскатывания кусочков пластилина круговыми движениями для получения шарообразной формы и лёгкое сплющивание (жёлтого, красного цвета) их к фону. Развитие чувства формы цвета и мелкой моторики.
Практика: Лепка (пластилин).
Раздел II. «Зима
2.1.Тема: «Белый хоровод»
Теория: Познакомить с техникой рисования свечой (снежинки). Аккуратно закрашивать лист жидкой краской. Затем каждый получает волшебную картинку - лист с уже нанесённым свечой рисунком и аккуратно закрашивает её.
Практика: Рисование свечой (с родителями).
2.2.Тема:«Ёлочка в снегу».
Теория: Создание картин из соли: намазывание клеем изображение ёлочки и посыпание солью. Развитие мелкой моторики.
Практика: Рисование крупами (соль).
2.3.Тема:«Травка под снегом».
Теория: Создание картин из ваты: намазывание клеем изображение снега, приклеивание ваты в приделах нарисованного контура. Развитие мелкой моторики.
Практика: Аппликация(вата).
2.4.Тема:«Шубка зайчика».
Теория: Создание картин из ваты: намазывание клеем изображение снега, приклеивание ваты в приделах нарисованного контура. Развитие мелкой моторики.
Практика: Аппликация(вата).
2.5.Тема:«Норка лисички».
Теория: Создание картин из круп: намазывание клеем изображение снега в приделах нарисованного контура, и посыпание манной крупой. Развитие глазомера и мелкой моторики.
Практика: Рисование крупами (манная крупа).
2.6. Тема: «Снег на дорожках».
Теория: Создание образа снега, упражнять в скатывании шариков из салфеток. Развивать чувство композиции. Закрепить навыки наклеивания, выкладывание и приклеивание бумажных салфеток в приделах нарисованного контура. Развития чувства формы, глазомера и мелкой моторики.
Практика: Аппликация (скатывание салфеток).
2.7. Тема: «Игра в снежки».
Теория: Создание рельефных картин: отрывание (отщипывать) и раскатывания кусочков пластилина круговыми движениями,для получения шарообразной формы), и прилипания (белого цвета), их к фону. Развитие чувства формы цвета и мелкой моторики.
Практика: Лепка с элементами аппликации (пластилин).
2.8. Тема: «Еловые шишки»
Теория: Продолжать учить детей создавать рельефные изображения из пластилина модульным способом – отщипывать кусочки пластилина разного размера и прикладывать к веткам ели и прикреплять (прижимать, примазывать) пальчиками. Прилеплять фасоль на пластилин. Развитие мелкой моторики.
Практика: Лепка с элементами аппликации (фасоль)
2.9. Тема: «Весёлый снеговик».Теория: Создание картин из ваты и ватных дисков: намазывание клеем изображение снеговика, приклеивание ваты и ватных дисков в приделах нарисованного контура. Развитие мелкой моторики.
Практика: Аппликация (вата и ватные диски).
2.10. Тема: «Катание на лыжах».
Теория: Создание картин из ваты: намазывание клеем изображение снега, приклеивание ваты в приделах нарисованного контура. Развитие мелкой моторики.
Практика: Аппликация (вата).
2.11. Тема: «Катание на коньках».
Теория: Продолжать учить детей создавать рельефные изображения из пластилина модульным способом – отщипывать кусочки пластилина разного размера и прикладывать на изображение льда и прикреплять (прижимать, примазывать) пальчиками. Прилеплять фольгу на пластилин, чтобы получился лёд. Развитие мелкой моторики.
Практика: Лепка с элементами аппликации (фольга и пластилин).
2.12. Тема: «Белые облака».
Теория: Создание картин из ваты: намазывание клеем изображение облаков, приклеивание ваты в приделах нарисованного контура. Развитие мелкой моторики.
Практика: Аппликация (вата).
Раздел III. «Весна»
3.1. Тема: «Верба».
Теория: Продолжать создавать картины из ваты: намазывание клеем изображение верб, приклеивание на них комочков ваты в приделах нарисованного контура. Развитие мелкой моторики.
Практика: Аппликация (вата).
3.2.Тема:«Дружные муравьи».
Теория: Создание образа муравейника: намазывание клеем изображение муравейника, разломать веточки на маленькие части, приклеивание части веточек, а также травинок и хвоинок.
Практика: Аппликация (природный материал).
3.3. Тема: «Медведь весной».
Теория: Создание картин из ваты: намазывание клеем изображение Медведя, приклеить вату, обмакнуть кусочек ваты в краску и покрасить вату на Медведе.
Практика: Аппликация с элементами рисования (вата).
3.4. Тема: «Радостный Лягушонок».
Теория: Создание картин из круп: намазывание клеем изображение брюшко Лягушонка, и посыпание пшённой крупой в приделах нарисованного контура. Развитие глазомера и мелкой моторики.
Практика: Рисование крупами (пшено).
3.5. Тема: «Лебеди на пруду».
Теория: Опустить губку в краску и покрасить свою ладошку, приложить ладошку к картинке, чтобы получились лебеди.
Практика: Рисование ладошкой.
3.6. Тема: «Новые листики»(коллективная композиция)
Теория: Опустить пальчик в краску, слегка касаясь листа бумаги, изобразить листья на дереве.
Практика: Рисование пальчиком.
3.7. Тема: «Весёлые цыплята».
Теория: Создание картин из ватных дисков: намазать клеем тельце у цыплят, приклеить на каждого ватный диск. Обмакнуть кусочек ваты в краску и покрасить ватные диски.
Практика: Аппликация с элементами рисования (ватные диски).
3.8. Тема: «Яблоня в цвету» (коллективная композиция)
Теория: Создание образа цветущего дерева, упражнять в скатывании шариков из салфеток. Развивать чувство композиции. Закрепить навыки наклеивания. Развития чувства формы, глазомера и мелкой моторики.
Практика: Аппликация (скатывание салфеток)
3.9. Тема: «Мостик для друга».
Теория: Создание рельефных картин: отрывание (отщипывать) и раскатывания кусочков пластилина в длинные колбаски и лёгкое сплющивание их к фону, положить на них надавливая макароны. Развитие чувства формы и мелкой моторики.
Практика: Лепка с элементами аппликации (макароны)
3.10. Тема: «Бабочка-красавица»
Теория: Создание рельефных картин: отрывание (отщипывать) и раскатывания кусочков пластилина круговыми движениями для получения шарообразной формы и лёгкое сплющивание(разного цвета) их к фону. Развитие чувства формы цвета и мелкой моторики.
Практика: Лепка (пластилин).
3.11.Тема:«На речке»
Теория: Создание картин из круп: намазывание клеем изображения берега реки, и посыпание пшённой крупой в приделах нарисованного контура. Развитие глазомера и мелкой моторики.
Практика: Рисование крупами (пшено).
3.12.Тема:«Ремонт машин»
Теория: Создание рельефных картин: отрывание (отщипывание) и раскатывания кусочков пластилина круговыми движениями для получения шарообразной формы и лёгкое сплющивание(чёрного цвета) их к фону. Развитие чувства формы цвета и мелкой моторики.
Практика: Лепка (пластилин).
3.13.Тема:«Добрая черепаха»
Теория: Создание картин из круп: намазывание клеем изображения панциря Черепахи, и посыпание гречневой крупой в приделах нарисованного контура. Развитие глазомера и мелкой моторики.
Практика: Рисование крупами (гречка) (с родителями)
1.4. Планируемые результаты
1. Результаты обучения (предметные результаты)
По окончании первого года обучения учащиеся:
-будут знать, как пользоваться карандашами, красками, крупами.
- будут, расширятся представления о цветовой гамме.
-будут иметь представление о свойствах материалов (пластилин, солёное тесто, краски, бумага и т. д.) .
-будут иметь представление о приёмах зрительного и тактильного обследования формы.
-получат умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.
2. Результат воспитывающей деятельности
- будет сформирована аккуратность, трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом .
- получат навыки экспериментирования, используя в своей работе техники нетрадиционного рисования, лепки, аппликации.
- будут уметь организовать своё рабочее место и убирать его.
3. Результаты развивающей деятельности (личностные результаты)
-будут развиты художественно – творческие способности художественный вкус, фантазия, изобретательность, пространственное воображение, творческое мышление, внимание.
- будут стремиться познавать и открывать мир рисунка.
- будут развивать мелкую моторику рук.
Блок №2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Календарный учебный график
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мы волшебники» (ознакомительный уровень)
год обучения: 1
№ п/п | Месяц | Число | Время проведения занятия | Форма занятия | Количество часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1. | Октябрь | 7 | 15.45 | комплексное | 1 | «Добрая бурёнка» | Группа№1 | выставка |
2. | Октябрь | 14 | 15.45 | комплексное | 1 | «Вкусные семечки» | Группа№1 | выставка |
3. | Октябрь | 21 | 15.45 | комплексное | 1 | «Большой грузовик» | Группа№1 | выставка |
4. | Октябрь | 28 | 15.45 | комплексное | 1 | «Грибная полянка» | Группа№1 | выставка |
5. | Ноябрь | 11 | 15.45 | комплексное | 1 | «Тёплая шубка» | Группа№1 | выставка |
6. | Ноябрь | 18 | 15.45 | комплексное | 1 | «Богатый урожай» | Группа№1 | выставка |
7. | Ноябрь | 25 | 15.45 | коллективное | 1 | «Прогулка под дождём» | Группа№1 | выставка |
8. | Декабрь | 2 | 15.45 | Совместно с родителями | 1 | «Белый хоровод» | Группа№1 | выставка |
9. | Декабрь | 9 | 15.45 | комплексное | 1 | «Ёлочка в снегу» | Группа№1 | выставка |
10. | Декабрь | 16 | 15.45 | комплексное | 1 | «Травка под снегом» | Группа№1 | выставка |
11 | Декабрь | 23 | ||||||
12. | Декабрь | 30 | 15.45 | комплексное | 1 | «Норка лисички» | Группа№1 | выставка |
13. | Январь | 13 | 15.45 | комплексное | 1 | «Снег на дорожках» | Группа№1 | выставка |
14. | Январь | 20 | 15.45 | комплексное | 1 | «Игра в снежки» | Группа№1 | Выставка |
15. | Январь | 27 | 15.45 | комплексное | 1 | «Еловые шишки» | Группа№1 | выставка |
16. | Февраль | 3 | 15.45 | комплексное | 1 | «Весёлый снеговик» | Группа№1 | выставка |
17. | Февраль | 10 | 15.45 | комплексное | 1 | «Катание на лыжах» | Группа№1 | выставка |
18. | Февраль | 17 | 15.45 | комплексное | 1 | «Катание на коньках» | Группа№1 | выставка |
19. | Февраль | 24 | 15.45 | комплексное | 1 | «Белые облака | Группа№1 | выставка |
20. | Март | 3 | 15.45 | комплексное | 1 | «Верба» | Группа№1 | выставка |
21. | Март | 10 | 15.45 | комплексное | 1 | «Дружные муравьи» | Группа№1 | выставка |
22. | Март | 17 | 15.45 | комплексное | 1 | «Медведь весной» | Группа№1 | выставка |
23. | Март | 24 | 15.45 | комплексное | 1 | «Радостный Лягушонок» | Группа№1 | выставка |
24. | Март | 31 | 15.45 | комплексное | 1 | «Лебеди на пруду» | Группа№1 | выставка |
25. | Апрель | 7 | 15.45 | коллективное | 1 | «Новые листики» | Группа№1 | выставка |
26. | Апрель | 14 | 15.45 | комплексное | 1 | «Весёлые цыплята» | Группа№1 | выставка |
27. | Апрель | 21 | 15.45 | коллективное | 1 | «Яблоня в цвету» | Группа№1 | выставка |
28. | Апрель | 28 | 15.45 | коллективное | 1 | «Мостик для друга» | Группа№1 | выставка |
29. | Май | 5 | 15.45 | комплексное | 1 | «Бабочка-красавица» | Группа№1 | выставка |
30. | Май | 12 | 15.45 | комплексное | 1 | «На речке» | Группа№1 | выставка |
31. | Май | 19 | 15.45 | комплексное | 1 | «Ремонт машин» | Группа№1 | выставка |
32. | Май | 26 | 15.45 | Совместно с родителями | 1 | «Добрая черепаха» | Группа№1 | выставка |
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение программы :
Занятия проводятся в групповой комнате. В комнате имеется классная доска, столы и стулья по количеству детей, стеллажи и шкафы для хранения дидактических пособий , также есть детский мольберт. В наличии имеется DVD –проигрыватель. Для занятий необходимы – листы плотной бумаги, пластилин, клей-карандаш, гуаш-6 цветов, мисочки для гуаши, губки , салфетки на каждого ребёнка. Иллюстрации и картины с соответствующими изображениями.
2.3. Формы аттестации
Контроль, за реализацией дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы может проводиться в разных формах.
Для оптимизации образовательного процесса, 2 раза в год ОД по рисованию нетрадиционными техниками проводятся совместно с родителями (в конце первого полугодия – декабрь и в конце второго полугодия – май). Готовые работы, как коллективные, так и индивидуальные используются для оформления сезонных выставок в ДОУ, для оформления интерьера групп и детского сада, так же для участия в конкурсах разного уровня.
2.4. Оценочные материалы
В начале и в конце учебного года проводится педагогическая диагностика наличия навыков и умений у ребенка.
На начала учебного года
№ п /п | Ф.И. ребенка | Технические навыки | Проявление самостоятельности | Развитие мелкой моторики | Проявление аккуратности и трудолюбия | ||||||||
Сила нажима | Расположение на плоскости листа | Ритмичность в повторении элементов | |||||||||||
начало | конец | начало | конец | начало начало | конец | начало начало | конец | начало | конец | начало | конец | ||
1 |
Оценка умений и навыков детей по критериям в баллах:
3 балла – ребенок справляется с заданием самостоятельно, проявляет творчество;
2 балла – ребенок справляется с небольшой помощью педагога, действует по шаблону;
1 балл – ребенок затрудняется самостоятельно выполнять задание, требуется постоянное присутствие и подсказка педагога, повторный показ способа действия.
Таблица оценки результативности работы взрослых (родителей) – начало года, конец года.
Ф.И. родителя | Участие в совместном творчестве | Проявление интереса к работам ребенка | Создание развивающей среды дома. | |||
Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | |
2.5. Методические материалы
Оформление методического обеспечения
№ п/п | Название раздела, темы | Материально-техническое оснащение, дидактико- методический материал | Формы, методы, приемы обучения | Формы подведения итогов |
1 | «Добрая бурёнка» | Листы с изображением коровы и стога сена. Вермишель , клей карандаш, салфетки. Иллюстрации с изображением стада коров и стога сена. | Занятие-игра;беседа; наглядный; практический, объяснительно-иллюстративный Рисование крупами (вермишель) | выставка |
2 | «Вкусные семечки» | Листы с изображением мешка, коричневый пластилин, семечки, салфетки. Иллюстрации с изображением подсолнуха. | Занятие-игра;беседа; наглядный; практический, объяснительно-иллюстративный Лепка с элементами аппликации (семечки) | выставка |
3 | «Спелые орехи» | Листы с изображением дерева с дуплом, коричневая гуашь, ватные палочки, салфетки. Иллюстрации с изображением деревьев с орехами и белочкой. | Занятие-игра;беседа; наглядный; практический, объяснительно-иллюстративный Рисование (ватная палочка) | выставка |
4 | «Большой грузовик» | Листы с изображением грузовика. Любая крупа (или зерно) , клей карандаш, салфетки. Иллюстрации с изображением уборки урожая. | Занятие-игра;беседа; наглядный; практический, объяснительно-иллюстративный Рисование крупами | выставка |
5 | «Грибная полянка» | Листы с изображением леса и грибов, коричневый пластилин, фасоль, салфетки Иллюстрации с изображением леса и грибов. | Занятие-игра; еседа; наглядный; практический, объяснительно-иллюстративный Лепка с элементами аппликации (фасоль) | выставка |
6 | «Тёплая шубка» | Листы с изображением зайца, клей карандаш, салфетки. Иллюстрации с изображением зайца летом и зимой. | Занятие-игра;беседа; наглядный; практический, объяснительно-иллюстративный Аппликация (вата) | выставка |
7 | «Богатый урожай» | Листы с изображением ящиков для овощей и фруктов, пластилин жёлтого и красного цвета, доски для лепки, салфетки. Иллюстрации с изображением сбора урожая. | Занятие-игра;беседа; наглядный; практический, объяснительно-иллюстративный Лепка (пластилин) | выставка |
8 | «Прогулка под дождём» | Листы с изображением детей гуляющих под зонтиком, пластилин разного цвета, доски для лепки, салфетки. | Занятие-игра;беседа; наглядный; практический, объяснительно-иллюстративный коллективно-творческая работа; Лепка (пластилин) | выставка |
9 | «Дождевые тучи» | Листы с контуром изображения туч. Серая гуашь в мисочках, губки на каждого ребёнка, салфетки. Иллюстрации с изображением дождя. | Занятие-игра;беседа; наглядный; практический, объяснительно-иллюстративный Рисование (печать губкой) | выставка |
10 | «Белый хоровод» | Свеча, чернила или гуашь синего цвета, листы плотной бумаги, пол-листа бумаги формата А4 с уже нанесёнными свечой рисунком. Музыкальное сопровождение А. Вивальди. Иллюстрации с изображением снежинок. | Занятие-игра;беседа; наглядный; практический, объяснительно-иллюстративный работа с родителями Рисование свечой (с родителями) | выставка |
11 | «Ёлочка в снегу» | Листы с изображением ёлок, клей карандаш, соль, салфетки. Иллюстрации с изображением снежного леса. | Занятие-играбеседа; наглядный; практический, объяснительно-иллюстративный Рисование крупами (соль) | выставка |
12 | «Травка под снегом» | Листы с изображением земли и пожелтевшей, высохшей травы, клей карандаш, салфетки. | Занятие-игра;беседа; наглядный; практический, объяснительно-иллюстративный Аппликация ( вата) | выставка |
13 | «Норка лисички» | Листы с изображением норки лисы зимой, клей карандаш, манная крупа, салфетки. Иллюстрации с изображением лисы и лисят. | Занятие-игра;беседа; наглядный; практический, объяснительно-иллюстративный Рисование крупами (манная крупа) | выставка |
14 | «Снег на дорожках» | Листы с изображением снега, бумажные салфетки, клей карандаш, салфетки. Иллюстрации с изображением зимы. | Занятие-игра; беседа;наглядный; практический, объяснительно-иллюстративный Аппликация (скатывание салфеток) | выставка |
15 | «Игра в снежки» | Листы с изображением зимнего пейзажа ,играющих детей в снежки пластилин белого цвета, доски для лепки, салфетки. Иллюстрации с изображением игры зимой. | Занятие-игра;беседа; наглядный; практический, объяснительно-иллюстративный Лепка с элементами аппликации (пластилин) | Выставка |
16 | «Еловые шишки» | Листы с изображением ели, зелёный пластилин, фасоль, салфетки. Иллюстрации с изображением ели с шишками. | Занятие-игра;беседа; наглядный; практический, объяснительно-иллюстративный Лепка с элементами аппликации (фасоль) | выставка |
17 | «Весёлый снеговик» | Листы с изображением снеговика, клей карандаш, ватные диски, салфетки. Иллюстрации с изображением снеговика. | Занятие-игра;беседа; наглядный; практический, объяснительно-иллюстративный Аппликация (вата и ватные диски) | выставка |
18 | «Катание на лыжах» | Листы с изображением фигуры лыжника на горке, клей карандаш, салфетки. Иллюстрации с изображением детей , которые катаются на лыжах. | Занятие-игра;беседа; наглядный; практический, объяснительно-иллюстративный Аппликация ( вата) | выставка |
19 | «Катание на коньках» | Листы с изображением катка, клей карандаш, салфетки. Иллюстрации с изображением детей, которые катаются на коньках. | Занятие-игра;беседа; наглядный; практический, объяснительно-иллюстративный Лепка с элементами аппликации (фольга и пластилин) | выставка |
20 | «Белые облака» | Листы с изображением весеннего пейзажа, клей карандаш, салфетки. Иллюстрации с изображением весны. | Занятие-игра;беседа; наглядный; практический, объяснительно-иллюстративный Аппликация (вата) | выставка |
21 | «Верба» | Листы с изображением вербы, клей карандаш, салфетки. Иллюстрации с изображением вербы. | Занятие-игра;беседа; наглядный; практический, объяснительно-иллюстративный Аппликация (вата) | выставка |
22 | «Дружные муравьи» | Листы с изображением муравейника, сухие веточки, травинки и хвоинки, клей карандаш, салфетки. Иллюстрации с изображением муравейника с муравьями. | Занятие-игра;беседа; наглядный; практический, объяснительно-иллюстративный Аппликация (природный материал) | выставка |
23 | «Медведь весной» | Листы с изображением Медведя, коричневая гуашь, вата, клей карандаш, салфетки. | Занятие-игра;беседа; наглядный; практический, объяснительно-иллюстративный Аппликация с элементами рисования (вата) | выставка |
24 | «Радостный Лягушонок» | Листы с изображением Лягушонка, пшено, клей карандаш, салфетки. Иллюстрации с изображением лягушонка на пруду. | Занятие-игра;беседа; наглядный; практический, объяснительно-иллюстративный Рисование крупами (пшено) | выставка |
25 | «Лебеди на пруду» | Листы с изображением лебедей, белая гуашь. Иллюстрации с изображением лебедей. | Занятие-игра;беседа; наглядный; практический, объяснительно-иллюстративный Рисование ладошкой | выставка |
26 | «Новые листики» | Лист с изображением голого дерева, зелёная гуашь. Иллюстрации с изображением деревьев с почками. | Занятие-игра;беседа; наглядный; практический, объяснительно-иллюстративный коллективно-творческая работа; Рисование пальчиком | выставка |
27 | «Весёлые цыплята» | Листы с изображением цыплят, клей карандаш, салфетки, ватные диски, вата, гуашь. Иллюстрации с изображением курочки и цыплят. | Занятие-игра;беседа; наглядный; практический, объяснительно-иллюстративный Аппликация с элементами рисования (ватные диски) | выставка |
28 | «Яблоня в цвету» | Лист с изображением дерева, салфетки, клей карандаш. Иллюстрации с изображением цветущего сада. | Занятие-игра;беседа; наглядный; практический, объяснительно-иллюстративный коллективно-творческая работа; Аппликация (скатывание салфеток) | выставка |
29 | «Мостик для друга» | Листы с изображением мостика, коричневый пластилин, макароны, салфетки. Иллюстрации с изображением мостика. | Занятие-игра;беседа; наглядный; практический, объяснительно-иллюстративный Лепка(пластилин) | выставка |
30 | «Бабочка-красавица» | Листы с изображением бабочки, пластилин разного цвета, салфетка. Иллюстрации с изображением бабочек. | Занятие-игра;беседа; наглядный; практический, объяснительно-иллюстративный Лепка(пластилин) | выставка |
31 | «На речке» | Листы с изображением речки, пшено, клей карандаш, салфетки. Иллюстрации с изображением купающихся детей на речке. | Занятие-игра;беседа; наглядный; практический, объяснительно-иллюстративный Рисование крупами(пшено) | выставка |
32 | «Ремонт машин» | Листы с изображением машин, пластилин чёрного цвета, салфетка. Иллюстрации с изображением машин. | Занятие-игра;беседа; наглядный; практический, объяснительно-иллюстративный Лепка(пластилин) | выставка |
33 | «Добрая черепаха» | Листы с изображением Черепахи, гречневая крупа, клей карандаш, салфетки. Иллюстрации с изображением черепахи. | Занятие-игра;беседа; наглядный; практический, объяснительно-иллюстративный работа с родителями Рисование крупами(гречка) (с родителями) | выставка |
2.6. Список литературы
- Р.Г. Казаковой «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники» - М.: Творческий Центр «Сфера», 2007 год;
- А.В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - Издательство «Каро» 2008 год;
- Е.А.Ульева Творческие задания. Времена года.: тетрадь для занятий с детьми 2-3 лет.-М.;ВАКО,2014.-48 с. – (Умный Мышонок).
- Янушко Е. А. «Это может ваш малыш» методическое пособие – учимся рисовать. «Мозаика. Синтез» 2007 – 2010 г.
- Электронные образовательные порталыwww.maam.ru,
- Социальная сеть работников образованияhttp://nsportal.ru/
- Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник. Электронный ресурс: http://www.pedlib.ru/Books/6/0297/6_0297-32.shtml
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидностью
При воспитании и обучении детей с ОВЗ существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности, недоразвитие высших познавательных функций, к...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию «Чудеса на ткани» для воспитанников 6-7 лет
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию «Чудеса на ткани» для воспи...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности Юные волшебники
Наряду с общей физической развитостью к детям дошкольного возраста предъявляется одно особенное требование: желательно, чтобы у них была хорошо развита мелкая моторика рук. Ведь школа сразу дает больш...
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) Программа по художественному и ручному труду. «Юные волшебники» (возраст детей от 6 до 7 лет) срок реализации программы:1 год
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) Программа по художественному и ручному труду. «Юные волшебники» (возраст детей от 6 до 7 лет)срок реализации программы...
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) Программа по художественному и ручному труду. «Юные волшебники» (возраст детей от 6 до 7 лет) срок реализации программы:1 год
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) Программа по художественному и ручному труду. «Юные волшебники» (возраст детей от 6 до 7 лет)срок реализации программы...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Маленькие волшебники»
Цель: развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Маленький волшебник»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Маленький волшебник"...